Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Глава XIII.

Состав торпедных катеров и программа строительства их в капиталистических странах

Опыт мировой войны убедил все без исключения капиталистические страны, большие и малые, в том, что торпедные катеры представляют действительное оружие. Быстрота и дешевизна постройки их дает возможность массового производства. Предварительно в мирное время существующие моторные предприятия и корабельные заводы приспосабливаются для строительства катеров. Мобилизация промышленности страны и переключение производства продукции на войну даст в первые же дни значительное количество боевых единиц. В ряде стран ведутся большие экспериментальные работы по созданию торпедного катера, отвечающего требованиям ведения современного боя. Современное строительство торпедных катеров базируется на промышленных и технических достижениях, постоянно обновляемых данными исследовательских институтов в различных отраслях техники. Повсюду есть катеры в весьма небольшом количестве, в то же время каждая страна подготовила потенциальное строительство катеров. В мирную же пору все стремления направлены к поискам нужного типа и подготовке необходимого людского кадра.

Основным ведущим типом торпедных катеров является английский торпедный катер типа 55 футов и итальянский типа MAS, причем как первый, так и второй с резко улучшенными элементами скорости, мореходности и вооружения. Помимо строительства на себя, Италия и Англия являются поставщиками для ряда стран, как то: Турции, Финляндии, Швеции, Сиама, Греции, Китая и т. д.: тем самым страны-поставщики постоянно накапливают опыт массового производства.

Англия. Завод Торникрофт в Соутгемптоне является специализированным заводом по постройке миноносцев и торпедных катеров. Всего за эти годы завод Торникрофт построил для 9 государств, выполняя их заказы, 130 катеров. Один из последних заказов на 3 катера был выполнен в январе 1939 г. для Сиама. Катер, построенный для Сиама, является представителем плотно вошедшего в жизнь катера типа 55 футов образца 1918 г. Особенность последних катеров заключается в возросшей скорости, затем в наличии 3-го вспомогательного мотора и, наконец, способности нести помимо двух 45-см торпед одновременно несколько глубинных бомб большого веса.

После успеха 55-футовых торпедных катеров англичане пытались создать катер большого тоннажа, а именно так называемые типа 70 футов.

Подобные катеры были построены и имели 3 или 5 торпед на вооружении, но очень быстро исчезли.

Весьма интересны цифры, показывающие сокращение числа торпедных катеров в составе морских сил. [123]

В 1924 г. имелось 33 торпедных катера.

В 1925 г. имелся 31 торпедный катер, из них 3–40 фут., 22–55 фут. и 6–70 фут.

В 1926 и 1927 гг. то же.

В 1928 г. имелось 29 торпедных катеров, из них 3–40 фут., 22–55 фут. и 4–70 фут.

В 1932 г. имелось 8 торпедных катеров, все типа 55 фут.

В 1934 г. Англия вычеркнула из своего списка существовавшие в последнее время 6 катеров. Но это не значит, что Англия отказалась иметь этот род оружия у себя.

Часть военщины, недовольная политикой отказа иметь в мирное время большие соединения торпедных катеров, по случаю

10-й годовщины со дня налета на Кронштадт выступила в печати, где настаивает на организации флотилий быстроходных катеров в большом масштабе для того, чтобы еще в мирное время учебно-боевая подготовка на катерах охватила бы больше личного состава.

В кампанию 1932 г. английское соединение торпедных катеров имело частые выходы в атаки по большим кораблям. Одновременно с практикой выхода в атаку (использование оружия не производилось) сочетались учения по тренировке прислуги корабельной артиллерии по торпедным катерам. Этот факт говорит о том, что в последние годы Англия все же располагает значительным костяком катерников.

Несмотря на отказ иметь в мирное время боевые соединения катеров, Англия очень упорно искала форму, выражающую современные требования к торпедному катеру. Строительство катеров по специальным заказам для ряда капиталистических стран привело к тому, что в 1936 г. было построено 12 катеров, резко отличающихся от своих предшественников. [124]

Катер системы инженера Скотт-Пайна, условно называемый МТБ, обладает благодаря увеличенному тоннажу и отсутствию редана повышенной мореходностью и дальностью плавания.

Данный катер, помимо артиллерийского и торпедного вооружения, имеет запас глубинных бомб для борьбы с подводными лодками и приемно-передающую радиоустановку. Для защиты от воздушного противника катер имеет броневое горизонтальное закрытие.

Время пребывания катера в море доходит до 10–12 суток. Таким образом, данный тип катера вполне оправдывает наименование «моторного миноносца».

Помимо этого типа, Англия создает экспериментальные катеры с малыми отступлениями от основных типов в форме корпуса, вооружения, скорости и т. д.

Франция. В противоположность временам мировой войны Франция в настоящее время особенное внимание уделяет строительству торпедных катеров. Ведутся большие опыты по усовершенствованию катера типа VTB, прототипом которого несомненно является английский катер типа 55 фут.

В доказательство этого можно привести тот факт, что после мировой войны в 1921 г. Франция приобрела несколько катеров типа 40 и 55 фут. в Англии и только после выявления всех качеств приступила к строительству катеров на отечественных заводах. Чертеж французского катера является разительным примером схожести с английским.

В 1936 г. Франция имела флотилию торпедных катеров, базирующихся на Шербург. В состав флотилии входило 16 катеров, из них 4 VTA и 12 VTB. Причем первые катеры (VTA-1 — VTA-4) и вторые (VTB-1 и VTB 10) имеют почти то же соотношение, что и катеры в первом случае английские 40 фут. и во втором 55 фут. [125]

В августе 1933 г. вступил в строй катер новой серии VTB-8. Военно-морская пресса при обсуждении технико-тактических результатов испытания катера типа VTB-8 отметила, что расход топлива допускает пересечение полным ходом английского канала и возвращение обратно в свою базу.

В 1934 г. французская промышленность передала военному флоту VTB-10, построенный в С.-Назере. Элементы торпедного катера VTB-10 те же, что и VTB-8; отличие нового катера лишь в том, что он имеет два торпедных аппарата в виде закрытых труб. В мае 1934 г. этот катер совершил переход из С.-Назера в Шербург, причем первый этап пути С.-Назер — Брест (190 миль) был пройден в условиях свежей погоды в течение 3 часов, средняя же скорость выражалась в 40 узлах, а наибольшая — 55 узлов.

Имеются сообщения, что часть катеров, вооруженных легкими трубчатыми аппаратами, придаются линкорам и крейсерам (Дюге Труен), которые берут катеры на борт. Подобную замену отсутствующих торпедных аппаратов торпедными катерами предполагалось сделать на голландских крейсерах «Ява» и «Суматра».

Германия. Характерно, что Версальский мирный договор, стремясь обеспечить морское преимущество Антанте, совершенно запретил Германии иметь в составе военного флота торпедные катеры, так как слишком опасным оружием оказались эти карлики в руках врага. Несмотря на это, Германия уже в настоящее время имеет достаточное число спортивных гоночных катеров, которые в короткий срок будут приспособлены нести на себе торпеды. Промышленность настоящей фашистской Германии в первые же дни войны сможет дать громадное количество моторных и даже дизельных установок, не говоря уже о корпусах для них.

Во время войны 1914–1918 гг. для строительства катеров было привлечено большое число второстепенных частных верфей; и общими усилиями с государственными предприятиями было дано флоту:

75 мелкосидящих моторных тральщиков по 19 да,

47 противолодочных сторожевых катеров по 40 т,

33 быстроходных моторных катера,

17 торпедных катеров, управляемых по радио и кабелю.

Итого — 172 единицы.

Нарушение Версальского договора позволило Германии иметь в составе морских сил соединения торпедных катеров. В кампанию 1933 г. в маневрах флота принимала участие одна полуфлотилия торпедных катеров 5 шт. (Велись большие работы по управлению катерами на расстоянии по радио).

В программе 1934–35 гг. было предусмотрено создание флотилий торпедных (и противолодочных) катеров при разведывательных силах с базированием на Балтийском море (очевидно Свинемюнде и Пиллау). В 1934 г. вступили в строй катеры S-4 и S-6 с неподвижными носовыми торпедными аппаратами.

С приходом к власти национал-социалистов военное кораблестроение идет не по старой судостроительной программе, [126] а имеется новая, повышенная программа «возрождения» германского флота, которая и проводится в жизнь.

Значительное место в боевой подготовке занимают противолодочная оборона, тренировка торпедных катеров и тральщиков-заградителей, а также артиллерийские и торпедные стрельбы по быстродвижущимся целям».

Весьма интересным является создание плавучей базы (матки) «Тсингтао», специально построенной для торпедных катеров.

Элементы «Тсингтао»: водоизмещение 2300 т, скорость хода 17,5 узла, двигатель — дизель, мощностью в 41 000 л. с., длина 85 м, ширина 13,5 м и осадка, доходящая до 3,9 м, артиллерийское вооружение — 2 88-мм зенитных автомата и 4 зенитных пулемета.

Количество базирующихся катеров 6.

Ориентация германского флота на. порты Балтийского моря, строительство мелкосидящего флота, деятельное изучение морского театра Финского залива и прилегающих к нему баз прибалтийских государств, особенно Финляндии и в частности ее шхерного района, являются невидимому составной частью плана «подготовки германским империализмом войны на Востоке». И спешное развертывание крупных соединений торпедных катеров является прямым подтверждением данного положения. Характерно то, что плавучая база «Тсингтао» с торпедными катерами входит в состав отряда разведывательных сил и базируется на Балтику.

Италия. Итальянский флот резко сократил количество катеров, доведя их к 1935 г. до 22. Сокращение числа катеров двигалось следующим образом:

В 1924 г. в строю 300 единиц.

В 1925 г. в строю 230 единиц

В 1926 г. в строю 199–216 единиц.

В 1927 г. в строю 137 единиц.

В 1928 г. в строю 92 единицы

В 1929 г. в строю 86 единиц

В 1932 г. в строю 42 единицы

В 1936 г. в строю 22 единицы

Вывод из строя катеров шел за счет устарелости, передачи их гражданскому ведомству и затем продажи другим странам. [127]

В течение последнего времени итальянская военная промышленность упорно ищет конструкцию торпедного катера, во много раз превосходящую катеры образца 1917–18 гг. как по скорости, так и по вооружению и мореходности.

Строящиеся катеры частично идут на замену старых, основная, же масса отправляется на сторону, в Турцию, в Финляндию и другие страны.

В 1934 г. Италия добилась хороших результатов, построй», катер, где в качестве главных механизмов служат дизельмоторы.

В начале 1936 г. в Красном море у берегов Эритреи происходили маневры итальянских кораблей. Целью этих маневров было выявить боевую ценность торпедных катеров. По утверждению иностранной прессы, участвовавшие в маневрах торпедные катеры действительно показали чрезвычайно положительные качества.

Так, например, будто бы половина кораблей одной из участвующих сторон была «уничтожена» этими торпедными катерами, могущими развивать скорость хода до 40–43 узлов. («Кр. звезда» от 16 мая 1937 г.).

По сведениям 1935 г. в Италии построен усовершенствованный торпедный катер и при очень оригинальном расположении отсеков разрешена проблема постоянного размещения на катере штатного экипажа.

Катер имеет в длину не более 50 футов и ширину около 5 м. Он снабжен моторами общей мощностью в 1 600 л. с. и развивает скорость 49 узлов. Емкость баков для газолина 1 100 галлонов, дальность плавания 500 миль. [128]

Расположение отсеков: носовой отсек — помещение для команды в о человек; штурманская рубка; средняя часть — моторный отсек; радиокабина и телефонная станция, за ней следом идет к самой корме каюта командира.

Вооружение: 2 торпедных аппарата, 2 автоматические пушки, расположенные на носу, 2 зенитных автомата, расположенных по бортам, 1 дымовая аппаратура и несколько глубинных бомб. («Кр. звезда» от 3 ноября 1935 г.).

В настоящее время соединения торпедных катеров насчитывают 47 единиц, входящих в состав морских сил следующих морских округов:

морские силы Верхне-Тиренского округа: 2-й дивизион торпедных катеров;

морские силы Нижне-Тиренского округа: 1-й дивизион торпедных катеров;

морские силы Верхне-Адриатического округа: 5-й дивизион и 6-й дивизион торпедных катеров.

По дислокации морских сил в 1936 г. на Полу базировалось — 6 торпедных катеров

Венеция — 12 торпедных катеров

Орбетелло (о-в Сардиния) — 3 торпедных катеров

Неаполь — 15 торпедных катеров

В заключение необходимо упомянуть о том, что в 1936 г. в Италии был построен экспериментальный торпедный катер, имеющий водоизмещение 45 т, скорость 34 узла, 4 450-мм торпеды, двигатели дизель-моторы мощностью в 3000 л. с. (4-тактный Фиат), при длине 32 м, ширине 5,9 и осадке 1,4 м.

США. За последнее время в составе флота США испытывается катер длиной 18 м, с 4 моторами, дающими ему скорость в 45 узлов; [129] дальность плавания 270 миль. Корпус реданный. Официальное назначение катера — спасательные работы при авариях самолетов, в самом же деле он безусловно представляет собой боевую единицу — торпедный катер.

Турция. Три катера, построенных в Италии в 1931 г. (см. рис. 63), и 8 противолодочных катеров типа Торникрофт.

Греция - 2 катера типа Торникрофт в 55 фут., построенных в 1929 г. в Англии.

Голландия - 5 катеров; из них 4 типа Торникрофт 55 фут., 1927–28 гг.; один катер безреданный из нержавеющей стали 1934 г., 25 тонн, 2 пулемета, 2–533-мм торпедных аппарата, 4 глубинных бомбы.

Югославия — 2 катера типа 55 фут., построенных в Англии в 1927 г.

Сиам - 5 катеров типа 55 фут., построенных в 1922 г. в Англии. В январе 1935 г. Сиам получил от завода Торникрофт 3 торпедных катера. Катеры являются последней новинкой типа 55 фут. и отличаются от предыдущих главным образом тем, что могут нести одновременно две 45-см торпеды и две больших глубинных бомбы.

Китай. В состав китайского флота в 1936 г. входило 6 торпедных катеров.

Все они принадлежат к новейшему типу торпедных катеров Италии и Англии, закупленных Китаем в 1934–1936 гг.

Агрессивная война японских империалистов в Китае проводится при активном использовании японского военно-морского флота.

17 августа 1936 г. японский крейсер «Идзумо», передвигаясь вверх по реке Ванпу, открыл по Шанхаю артиллерийский огонь.

Китайское командование бросило для атаки крейсера самолеты.

Попытки бомбардировки крейсера «Идзумо» не дали успешных результатов вследствие сильного зенитного огня.

В этот же момент в атаку был послан китайский торпедный катер, который, не дойдя до крейсера «Идзумо» одного километра, был взорван, успев выпустить торпеды, взорвавшиеся о сети, ограждавшие крейсер. В скупых строках газетного отчета мы видим прежде всего активное использование торпедных катеров, направленное на уничтожение крупных боевых судов.

Планы строительства торпедных катеров главнейших морских держав, судя по проникающим в печать скудным сведениям, представляются в следующем виде:

Англия — 1936 г., 1937 г. — 18 торпедных катеров.

США — 8 (в строю 1 катер типа 55 фут., постройки 1922 г).

Япония — 7, из них 3 заградителя (в строю 2 катера 55 фут., 1922 г.).

Италия — 75 (к 1941 г. общий тоннаж 2000 т).

Германия — 45 торпедных катеров и 54 моторных ТРЩ.

Голландия — 20 торпедных катеров.

Польша — 18 — «

Австралия — 12 ,, « [130]

Турция строит собственную верфь в Мраморном море. И т. д.

Особенно необходимо брать под сомнение цифры, относящиеся к Японии. Вполне очевидно, что вопрос создания торпедных катеров в системе морских сил не остался забытым. Несомненно уже сейчас Япония располагает достаточно мощным костяком катеров, который после первых же дней войны обрастет большим количеством катеров. Сведения о том, что спущенный в 1934 г. крейсер «Судзуя» имеет специальные приспособления для приема на борт 9 моторных катеров, говорят о многом. Несомненно только одно, что вопрос идет не просто о моторных катерах, а и о торпедных катерах. Весьма характерно включение Японией в план строительства морских сил — постройки катеров-заградителей.

Вторжение Японии в Китай и война, охватившая громадную территорию и поднявшая на беспощадную борьбу многомиллионный китайский народ против японского империализма, дали ряд фактов использования со стороны японского морского флота быстроходных моторных катеров.

С захватом порта Таку в Северном Китае Япония на транспортах сосредоточила большое количество быстроходных моторных катеров, которые были использованы для переброски десанта вверх по реке.

После того как Шанхай был захвачен японскими войсками при активном содействии флота, катеры были переведены в Шанхайский район.

На катеры была возложена задача — переброска десантных групп по широко разветвленным каналам озерной системы Шанхайского района, обеспечивая наступление японской армии на запад к Нанкину.

Катеры выполнили ряд ответственных задач по доставке в тыл осажденных китайских городов малых групп десанта, затем осуществили переброску войск на западный берег озера Тайху.

В Южном Китае катеры использовались также для высадки десанта, но на протяжении всего последнего времени эти операции оканчивались неудачей.

В частности в провинции Гуандун 27 марта 1938 г. японцы пытались произвести высадку десанта с 10 катеров в районе острова Макао (газ. «Кр. флот» № 29 от 30 марта 1938 г.). Данные факты приведены в подтверждение того вывода, что Япония имеет все данные к массовому строительству торпедных катеров.

Много усилий, и довольно успешных, по освоению строительства на отечественных предприятиях проявляет Финляндия. Финляндия располагала в 1936 г. 7 торпедными катерами, из них:

2 итальянской постройки 1917 г.,

3 английской постройки 1928 г.,

2 постройки 1929 г. на заводе «Вулкан» в Або. [131]

Финляндия, исходя из задач отражения легких сил, пытающихся проникнуть в шхеры, создает суда, способные атаковать противника у шхер, а именно — торпедные катеры.

Развивающийся дивизион торпедных катеров получил особо отборный личный состав.

Финляндия располагает громадным резервом «москитов». Мелкие сторожевые катеры (40–80 т), пограничные катеры (25–30 т), быстроходные моторные катеры (менее 10 т), рыболовные дрифтеры (95 т), траулеры, рыболовные и лоцманские боты, гоночные и моторные туристские моторные катеры, спортивные яхты, мелкие портовые суда — буксиры, катеры-тральщики (40–50 т) и т. д., принадлежащие частным владельцам, сведенные в территориальные дивизионы, флотилии и объединяемые единой военно-фашистской организацией шюцкор («Мерисуоелукунта»), составляют этот колоссальный резерв (см. рис. 63, 64, 65).

Всего шюцкор объединяет до 500 моторных катеров и до 100 буксиров. Бюджет на 1937 г. составляет 66534 млн. финских марок.

Назначение шюцкоровского флота: дозорно-разведочная служба, действия против подводных лодок, выполнение заданий [132] по связи, помощь агентурной разведке, постановка небольших мин заграждения, выполнение тральных работ, отражение, переброска и высадка десанта и т. д. Морской шюцкор ежегодно проходит маневренные сборы, которым предшествует настойчивая подготовка экипажей в изучении минного дела, противолодочных средств, овладении средствами связи и навигацией, во время которых при учете выигрышных особенностей, шхерных условий театра отрабатывается взаимодействие с флотом, береговой обороной, авиацией и армией.

Личный состав шюцкора воспитывается на идеях активной обороны, в маневрах шюцкоровские флотилии выполняют специальные оперативные задания, причем тактика основана на действиях одновременно большими группами.

Вооружение катеров глубинными бомбами, гидрофонами создает действительную угрозу подводным лодкам.

Швеция. Имеет 2 катера постройки 1925 г. типа Торникрофт 55 фут. и 2 торпедных катера постройки 1929 г., закупленных в Италии. Швеция особое внимание уделяет развитию морского спорта. По всему побережью раскидано большое число морских клубов с большим парком моторизованных малых судов, которые объединены в так называемый «добровольный корпус моторных катеров» (175 катеров). Корпус насчитывает девять флотилий, во главе которых стоят военно-морские специалисты, осуществляющие военизацию организации. Швеция — единственная страна, которая сохранила до последнего момента в составе своего военного флота прямых предшественников современных торпедных катеров, так называемые миноносцы II класса №№ 5, 6, 7, 8, 9 постройки 1906–1908 гг. водоизмещением в 60 т.

В последнее время добровольный корпус моторных катеров включен в состав флота.

«Функциями корпуса в военное время будет являться: траление, ПЛО, погранохрана, служба ограждения военного времени, морская полицейская служба, постановка дымзавес, морские перевозки, помощь авиации и торговому судоходству» (М.С. № 6, 1937 г., «ВМС иностранных государств» Е. Шведе, стр. 143, 144).

Наши соседи на западе и прочие второстепенные страны, имеющие выход на море, под покровительством своих хозяев или просто в порядке коммерческой сделки имеют на вооружении катеры и создают планы, предусматривающие большое усиление, но уже главным образом за счет отечественного строительства.

Нужно сказать, однако, что ни одна страна не выполняет намеченных планов. Основная причина — острый экономический кризис.

Сам же факт больших строительных программ говорит о стремлении создать торпедные катеры, и когда угроза войны станет со всей очевидностью и близостью, то все эти «великие державы» за счет усиления нажима на рабочий класс попытаются осуществить свои планы. [133]

Дальше