Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

От автора

25 октября (7 ноября) 1917 года Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов принял написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России». В нем сообщалось о низложении Временного правительства и переходе государственной власти в руки Военно-революционного комитета. Уже в середине дня основные пункты Петрограда находились в руках восставшего народа. Оставался лишь Зимний дворец, в стенах которого за штыками юнкеров и ударниц укрылись министры свергнутого правительства.

К вечеру революционные отряды окружили его. В 21 час 40 минут раздался орудийный выстрел крейсера «Аврора», послуживший сигналом к началу штурма дворца. А еще через час, в 22 часа 40 минут, в Смольном открылся Второй Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший переход всей власти к Советам.

В Октябрьском вооруженном восстании участвовали двенадцать кораблей Балтийского флота. Одиннадцать из них находились в эти часы на Неве в непосредственной близости от Зимнего дворца, двенадцатый — линкор «Заря свободы» — стоял в устье Морского канала.

Действия каждого корабля революции в этот день подробно описаны в литературе, выявлено их значение в достижении победы Октября. Имеются кое-какие сведения об их истории до 1917 года, хотя и не обо всех. Что же касается дальнейшей судьбы кораблей-участников революции, то о ней можно узнать очень немногое: небольшие, подчас неточные заметки в периодической печати да случайные упоминания в мемуарной литературе. Вот, пожалуй, и все. Это, разумеется, не относится к «Авроре», история которой освещена достаточно полно.

Из архивных дел, материалов периодической печати, мемуарной литературы удалось воссоздать послереволюционную часть биографии славных кораблей. Правда, нельзя сказать, что известным стало все, ряд деталей еще нуждается в уточнении. Однако в основном их судьба прослежена. [7]

Для линкора «Заря свободы» дни начала истории Советского государства стали последними днями корабельной службы. После возвращения в Кронштадт он больше не плавал. Остальные одиннадцать кораблей послужили и в составе Советского Военно-Морского Флота.

Минный заградитель «Хопер», тральщики № 14 и № 15 оставались в строю после 1917 года по семь — десять лет. В силу полной устарелости и крайней изношенности они выведены из строя и разделаны на металл задолго до начала Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года, в день начала войны, в составе Военно-Морского Флота СССР находились восемь кораблей революции. Все они, кроме эскадренного миноносца «Самсон», принимали участие в боевых действиях. Минный заградитель «Амур», минный транспорт «Заградитель» и яхта «Зарница» погибли в боях за свободу и независимость социалистического Отечества. Учебное судно «Верный», эскадренные миноносцы «Забияка» и «Самсон», посыльное судно «Ястреб» продолжали служить в разных качествах и после Победы, пока на смену им не пришли современные боевые корабли.

Крейсер «Аврора» сохранен как мемориальный корабль-музей и находится на вечной стоянке на реке Неве.

Эта книга — о кораблях Октября.

В работе над книгой автору большую помощь оказали сотрудники Центрального государственного архива Военно-Морского Флота, Центрального военно-морского архива, Ленинградского государственного архива кино-фонофотодокументов, Ленинградского областного государственного архива в Выборге, Центральной военно-морской библиотеки.

В книге впервые публикуются фотоснимки «Заградителя», «Зарницы» и «Ястреба» (из личного архива Н. А. Залесского).

Дальше