Последствия операции «Балрус»
В кампанию 1942 г. подводные лодки КБФ совершили 32 похода на коммуникации врага. Они потопили 49 кораблей и судов общим водоизмещением 123 376 т и повредили 25 транспортов неприятеля. Это был чувствительный удар!
Военная промышленность Германии стала давать сбои в выпуске вооружений. Руководство рейха всполошилось.
В протоколе совещания гитлеровской ставки от 22 декабря 1942 г. красноречиво зафиксировано: «Каждая подводная лодка, которая прорывается через блокаду, является угрозой судоходству на всем Балтийском море и подвергает опасности немецкий транспортный флот, которого и так едва хватает»{9}.
Неожиданно большие потери транспортных судов от советских подводных лодок на Балтике в 1942 г. заставили гитлеровское руководство разработать целую систему мер противолодочной защиты. Она получила кодовое название «Балрус». Для осуществления этой операции противник привлек силы и средства всего рейха.
К апрелю 1943 г. в районе Таллина и Палдиски фашисты сосредоточили 141 корабль. Сначала они занимались минными постановками. Усиливались старые минные поля, минировались все районы, где могли пролегать пути советских подводных лодок.
К началу навигации противник заново поставил 10 тыс. мин, в том числе большое число магнитных. Финский залив буквально оказался напичкан минами. Но это явилось только частью операции «Балрус».
На заводах в Германии были изготовлены тысячи стальных конусов крупных размеров, которые вставлялись один в другой и на железнодорожных платформах доставлялись в Палдиски. Сюда же прибывали транспорты с норвежским стальным тросом особой прочности. Днем и ночью на специально оборудованных площадках, под навесами, работали тысячи насильственно согнанных людей. Они изготовляли стальные сети, а конусы сваривали в огромные поплавки — буи.
Отрезок троса (плеть) длиной в 4 м и толщиной в 40 мм оснащался проушинами. Плети соединялись друг с другом скобами, образуя секцию сети, длиной 250 м и высотой от 40 до 70 м.
Всего гитлеровцы «сплели» и выставили в море 350 таких секций. Сети удерживались 5 тыс. больших и 18 тыс. малых буев и таким же количеством больших и малых якорей, которые [20] надежно удерживали сети в заданном положении при течениях и ударах волн. Гитлеровцы поставили две параллельные друг другу стенки стальных сетей, перегородив ими весь Финский залив от острова Найссаар до полуострова Порккала-Удд. Сети оснащались специальными сигнальными устройствами. В том месте, где лодка касалась их, на поверхности моря вспыхивал огонь и поднимался столб дыма. Это хорошо было видно и днем и ночью. Сторожевые корабли круглосуточно охраняли эту стальную стенку, а корабли противолодочной обороны непрерывно несли дозоры вдоль всего рубежа. В воздухе постоянно барражировали{10} самолеты противолодочной обороны, а на полуострове Порккала-Удд и на островах были установлены шумопеленгаторные станции.
Все это вместе взятое называлось Нарген-Порккала-Уддским противолодочным рубежом. Следует признать: такое мощное инженерное сооружение явилось серьезным препятствием для советских подводников.
Но оно было не единственное. Подводным лодкам КБФ на пути от Кронштадта и до этого рубежа предстояло преодолеть десятки минных полей и банок, идти скрытно под водой, в ночное время, ежеминутно подвергаясь смертельной опасности. На их пути стоял еще один противолодочный, так называемый гогландский рубеж. Кроме того, гавани, причалы и места стоянок подводных лодок в Кронштадте и Ленинграде подвергались постоянному артиллерийскому обстрелу и налетам немецкой авиации.
Балтийцы, конечно, не знали обо всех подробностях приготовлений фашистов, хотя разведка и докладывала о больших минных постановках.
С началом навигации 1943 г. наши подводники получили приказ выйти на коммуникации врага в среднюю и южную Балтику.
В мае 1943 г. покинули Кронштадт и двинулись на запад 3 подводные лодки: под командованием капитана 3-го ранга И. В. Травкина, капитан-лейтенанта П. С. Кузьмина и Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Е. Я. Осипова. Бесстрашные подводники с величайшим мужеством преодолевали смертельные для них рубежи, пытаясь вырваться из Финского залива на морские просторы, туда, где плавали транспорты врага.
Гвардейская «Щ-303» И. В. Травкина успешно преодолела первую половину пути и форсировала гогландский рубеж. Целый месяц гвардейцы-подводники находились в Финском заливе, пытаясь проложить себе путь в Балтийское море. Несколько раз гитлеровцы по радио объявляли о потоплении «Щ-303». Мужественные подводники, израсходовав все запасы, вынуждены были вернуться в Кронштадт.
Подводная лодка «Щ-408» тоже пыталась несколько раз преодолеть [21] стальные сети, но безуспешно. Вражеские корабли обнаружили ее и преследовали, не отрываясь.
Не вернулась на свою базу и «Щ-406». Стало очевидно, что подводные лодки самостоятельно не смогут преодолеть заграждений в Финском заливе. Выходы подводников были временно прекращены. Гитлеровцам казалось, что операция «Балрус» удалась полностью. Немецкие транспорты стали ходить без конвоев и вооруженного сопровождения, с зажженными ходовыми и отличительными огнями. На море, как в мирное время, работали маяки и световые буи. Но так продолжалось только до 28 мая 1943 г. В этот день балтийские летчики на самолетах-торпедоносцах вышли на морские коммуникации врага и в тот день добились первых успехов. Оказалось, что самоуверенность гитлеровцев в безопасности перевозок в Балтийском море зашла так далеко, что они даже сняли с транспортов зенитное вооружение. Самолеты-торпедоносцы уходили в море на 800—1000 км и там наносили врагу чувствительные удары, почти не встречая никакого сопротивления. Группами и в одиночку — такие крейсерские полеты назывались «свободной охотой» — торпедоносцы и днем и ночью искали вражеские транспорты в море. За 1943 г. балтийская торпедоносная авиация пустила на дно 56 кораблей и транспортных судов противника.
На операцию «Балрус» руководство Третьего рейха возлагало большие надежды, но они были сведены на нет героическими летчиками Балтики.
Боевое братство и тесное взаимодействие всех родов сил КБФ обеспечили успешное выполнение задач по уничтожению противника в море.