Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Сторожевой корабль «СКР-22»

Война застала рыболовный траулер «Тбилиси» на промысле трески в Баренцевом море. 22 июня 1941 года судно, как и десятки других, было срочно отозвано в Архангельск и поставлено к стенке судоремонтного завода: судно становилось боевым кораблем. Бывший траулер получил новое имя — «СКР-22».

Построенный в сентябре 1933 года ленинградскими судостроителями, корабль не был профессиональным военным, но в суровую годину для нашей страны воевал как подобает бойцу — нес дозорную службу в горле Белого моря и в Арктике, конвоировал отечественные и союзные транспорты, отражал яростные атаки фашистских самолетов и подводных лодок, расстреливал плавающие мины, оказывал помощь терпящим бедствие кораблям...

3 мая 1942 года «СКР-22» под командованием лейтенанта И. П. Степанова конвоировал пароход «Пролетарий». В составе кораблей охранения был также сторожевой корабль «Бриллиант». Стояла ясная штилевая погода. Ничто, казалось бы, не предвещало опасности. И вдруг моряки обнаружили перископ. Последовал сигнал боевой тревоги. Резко отвернув влево и увеличив ход, сторожевик устремился на врага и открыл беглый артиллерийский огонь по обнаруженному перископу. Противник вынужден был немедленно погрузиться. Прибыв в точку погружения субмарины, корабль сбросил серию глубинных бомб. Подоспевший ему на помощь «Бриллиант», имевший более сильное вооружение, также пустил в ход глубинные бомбы, а «СКР-22» поспешил к «Пролетарию», чтобы скорей увести его в безопасное место и не допустить повторной атаки со стороны противника.

Был ли уничтожен подводный пират? Глубины моря хранят эту тайну и по сей день. Ясно одно: главная задача — благополучно довести транспорт с ценными грузами — была выполнена.

В один из сентябрьских дней 1942 года судно находилось в дозоре к северу от мыса Канин Нос, обеспечивая проход в Белое море конвоя союзников. Бомбардировочная и торпедоносная авиация противника на протяжении всего дня многократно атаковала транспорты. Низкая облачность затрудняла своевременное обнаружение самолетов, а волнение моря и сильная качка не давали возможности вести по ним прицельный огонь. По появлявшимся то и дело в разрывах облаков самолетам корабль незамедлительно открывал огонь из всех орудий и пулеметов. Так с «СКР-22» неожиданно была обнаружена новая группа торпедоносцев, перестроившихся для атаки. Уже после второго залпа сторожевика шедший в голове строя самолет вспыхнул и, не выходя из пикирования, рухнул в воду. Боевой счет корабля был открыт.

Сменившись с дозора, «СКР-22» 26 сентября вступил в охранение вышедшего из Нарьян-Мара каравана судов и, расстреляв по пути две плавающие мины, благополучно привел его по назначению. [187]

Таковы лишь отдельные эпизоды боевой службы этого ничем не приметного на вид корабля. Им было пройдено десятки тысяч огненных миль. И всегда, будь то в бушующем Баренцевом море или в арктических льдах, в снежных зарядах и туманах Белого моря или в высоких широтах Новоземельских проливов, он с честью выполнял свой воинский долг.

...Не встретить теперь на морских дорогах корабля-ветерана. Сразу же после войны он был «демобилизован» и возвращен в траловый флот, а в начале 60-х годов, честно отслужив положенный срок, ушел «в отставку».

Водоизмещение полное 1107 т; длина 49 м, ширина 9 м, осадка 4,2 м; мощность паровой машины 600 л. с.; скорость хода 10,5 уз. Вооружение: 2 76,2-мм и 2 20-мм орудия, 2 пулемета. Экипаж 42 человека. [188]

Краснознаменный санитарный транспорт «Львов»

Теплоход был построен в 1928 году в испанском городе Валенсия по заказу частного владельца. В июле 1938 года он прибыл с эвакуированными из республиканской Испании детьми патриотов в Одессу и был зачислен в состав Черноморского государственного морского пароходства. Первоначально назывался «Транспорт № 3», а в октябре 1939 года был переименован во «Львов».

В июле 1941 года судно было мобилизовано в состав Черноморского флота, вооружено и переоборудовано в плавучую базу подводных лодок. В декабре 1941 года гитлеровцы предприняли очередной штурм Севастополя. Тысячи раненых в госпиталях и на обгоревших причалах ожидали эвакуации на Кавказ. 17 декабря «Львов» был переведен в разряд санитарных транспортов и стал совершать свои рейсы, названные впоследствии «огненными».

Подвергаясь атакам вражеских бомбардировщиков, торпедоносцев, подводных лодок и торпедных катеров, «Львов» за годы войны совершил 125 рейсов между Севастополем, Керчью и портами кавказского побережья, эвакуировал с фронта в тыловые базы более 30 тысяч раненых, советских граждан, перевез тысячи тонн боеприпасов и продовольствия для действующих частей. Корабль отразил атаки более 900 гитлеровских самолетов и уклонился от сброшенных на него 730 авиабомб и 26 торпед. Зенитной артиллерией «Львова» было сбито и повреждено несколько самолетов противника, пытавшегося потопить корабль.

Только в одном из мартовских рейсов 1942 года, следуя в Севастополь, теплоход искусным маневром в течение двух с половиной часов свел на нет десять налетов неприятельских самолетов.

Враг подстерегал корабль не только на переходах морем, но и при стоянках в базах, во время погрузок. 9–11 апреля 1942 года, находясь в Новороссийске, «Львов» вынужден был несколько раз отходить от причала на рейд, уклоняясь от атак пикировщиков, 37 бомб сбросили в те дни стервятники на корабль, но ни одна из них не достигла цели. А на следующий день транспорт снова ушел в очередной рейс.

19 апреля во время швартовки судно вновь было атаковано большой группой самолетов противника. Внезапно появившись на бреющем полете, они устремились на «Львов». Но и на этот раз санитарный транспорт остался в строю, несмотря на то что на нем были повреждены вспомогательные механизмы и нарушено электроснабжение. Аварийные партии самоотверженно вели борьбу за живучесть и в считанные минуты устранили повреждения.

И так было почти в каждом походе. Только за время плавания из Батуми в Туапсе и обратно в конце сентября 1942 года «Львов» отразил атаки 22 самолетов противника, сбросивших на него 100 авиабомб. От осколков и пушечно-пулеметного огня судно получило множество пробоин в корпусе и надстройках, на нем были разбиты все спасательные шлюпки, неоднократно [189] возникал пожар. Однако, невзирая на серьезные повреждения, экипаж с честью вышел и из этого испытания и выполнил поставленную задачу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 года за проявленную отвагу в боях против фашистских захватчиков, за доблесть и мужество экипажа санитарный транспорт «Львов» единственным из мобилизованных судов Народного комиссариата Морского Флота был награжден орденом Красного Знамени. В годы войны кораблем командовал капитан 3 ранга В. Н. Ушаков. Заместителями командира по политической части были П. Замятин, В. Мазур.

В 1946 году «Львов» был разоружен и возвращен Черноморскому пароходству, в составе которого до октября 1964 года продолжал свою трудовую деятельность, а затем был поставлен на вечную стоянку и по настоящее время используется в качестве плавбазы яхт-клуба.

Водоизмещение полное 2468 т, стандартное — 1927 т; длина 75,9 м, ширина 11,1 м, осадка 5,2 м; мощность главного дизеля 1500 л. с.; скорость хода максимальная 12,5 уз; дальность плавания 4650 миль. Вооружение: 1 76,2-мм, 4 45-мм и 2 20-мм орудия, 1 12,7-мм и 8 7,62-мм пулеметов. Экипаж 108 человек. [190]

Гвардейская канонерская лодка «Пролетарий»

В 1907 году канонерская лодка «Вотяк» в разобранном виде была перевезена по железной дороге на Дальний Восток и спущена на воду, а еще через год вступила в строй.

Несколько лет «Вотяк» нес службу на Амуре. Осенью 1914 года, после начала первой мировой войны, корабль был разоружен и сдан в порт на хранение. Снятые с него пушки были направлены в сухопутные части действующей армии, а часть механизмов — на корабли Балтийского флота. В сентябре 1918 года корпус канонерки был захвачен японскими интервентами.

Почти пять лет простоял корабль в одной из бухт, пока в 1925 году не был возвращен Советскому Союзу. 15 февраля 1927 года канонерская лодка вновь вошла в строй. Ей было присвоено новое имя — «Пролетарий».

В октябре 1929 года, во время событий на Китайско-Восточной железной дороге, корабль под командованием П. А. Сюбаева успешно действовал в составе Дальневосточной флотилии по разгрому белокитайской флотилии на реке Сунгари, многие члены экипажа корабля были награждены орденом Красного Знамени.

В период войны с милитаристской Японией, в августе 1945 года, «Пролетарий» входил в состав 3-й бригады речных кораблей Краснознаменной Амурской флотилии и обеспечивал продвижение войск 2-го Дальневосточного фронта на среднем Амуре. Особенно смело и решительно действовал экипаж канонерской лодки 9 августа при высадке десанта в Фуюань.

Прорвавшись сквозь шквальный артиллерийский огонь противника, корабль ошвартовался к берегу и высадил 274 десантника с артиллерийскими противотанковыми средствами. Одновременно корабль обрушил мощь своих орудий на огневые точки врага. В этом бою высокое мужество и отличную боевую выучку показали помощник командира корабля старший лейтенант В. Цуканов, командир корректировочного поста старший лейтенант К. Хорошев, боцман Медведев, комендор И. Ротнов, пулеметчики И. Коваленко и Р. Минаев. В последующие дни наступления корабль успешно сражался на Амуре и Сунгари.

За смелые и решительные действия, проявленные экипажем корабля в боях с японскими империалистами, канонерская лодка «Пролетарий» была удостоена гвардейского звания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года ее командиру старшему лейтенанту И. А. Сорневу присвоено звание Героя Советского Союза.

По завершении боевых действий «Пролетарий» еще несколько лет находился в строю, а в мае 1949 года был разоружен и списан.

Водоизмещение полное 338 т, нормальное — 318 т; длина 54,5 м, ширина 8,24 м, осадка 1 м; мощность механизмов 480 л. с.; скорость хода по течению реки 23 км/ч, против течения — 13,4 км/ч; дальность плавания 6970 км. Вооружение: 2 100-мм и 3 37-мм орудия, 4 12,7-мм пулемета, принимал на борт 30 мин заграждения. Экипаж 81 человек. [192]

Тяжелый крейсер «Таллин» («Петропавловск»)

В один из майских дней 1940 года к Ленинграду со стороны Финского залива подошла необычная процессия: натужно пыхтя и пуская густые клубы дыма, несколько буксирных пароходов медленно тащили в порт окрашенный суриком громадный корпус какого-то корабля. Ни привычных взгляду моряка надстроек, мачт, дымовых труб и орудийных башен, ни флага на нем не было. Ошвартовав корпус к причалу судостроительного завода, буксиры дали несколько прощальных гудков и удалились. Это был недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов», купленный у Германии.

25 сентября 1940 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота кораблю было присвоено наименование «Петропавловск».

К лету 1941 года крейсер уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я двухорудийные башни главного калибра да малокалиберная зенитная артиллерия. Но и в таком состоянии крейсер уже мог вести огонь, и когда в сентябре немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам.

7 сентября крейсер под командованием капитана 3 ранга А. К. Павловского (военный комиссар полковой комиссар М. Г. Немов) впервые открыл артиллерийский огонь по скоплениям вражеских войск. Комендоры [193] «Петропавловска» в эти дни провели более 40 артиллерийских налетов. На войска гитлеровцев обрушилось около 700 снарядов. Метким огнем крейсера были сорваны многие атаки, а 13 сентября захлебнулось наступление 56-й пехотной дивизии противника у поселка Володарский.

Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции в три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса устремилась вода. Медленно заполняясь водой, «Петропавловск» кренился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

Ровно год пролежал корабль. За это время личный состав прилагал все возможные меры к подъему крейсера, и ночью 17 сентября 1942 года под носом у гитлеровцев «Петропавловск» был поднят и отбуксирован вверх по Неве в безопасное место.

С помощью кессонов рабочие-судоремонтники заварили пробоины, восстановили основные и вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. И уже в конце декабря 1942 года «Петропавловск» под командованием капитана 2 ранга С. А. Глуховцева вновь открыл огонь по гитлеровским укреплениям.

Наступил памятный для ленинградцев январь 1944 года. В 9 часов 20 минут 15 января тишину зимнего утра взорвали залпы тысяч орудий — это армейская и флотская артиллерия начала артподготовку. Обе башни крейсера, переименованного впоследствии в «Таллин», в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев.

Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер «Таллин» оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба, выпущено более тысячи снарядов. Это был достойный вклад экипажа крейсера в разгром немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом.

11 марта 1953 года крейсер был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр», а в конце 50-х годов разобран.

Водоизмещение полное 19 040 т, стандартное — 15 340 т; длина 212,2 м, ширина 21,7 м, осадка 7,24 м. Вооружение: 4 203-мм и 12 37-мм орудий. [194]

Сторожевой корабль «Дежнев»

История этого судна, прослужившего более тридцати лет в суровой Арктике, началась 15 ноября 1935 года, когда состоялась закладка двух грузопассажирских пароходов ледового плавания. Одному из них в честь отважного русского землепроходца было присвоено имя «Дежнев».

22 мая 1937 года он был спущен на воду и осенью следующего года отправился в первый арктический рейс. После вступления в строй он вошел в состав Мурманского государственного морского пароходства. Во время советско-финляндской войны пароход в качестве сторожевого корабля был зачислен в состав Северного флота, а весной 1940 года вновь возвратился к мирной службе. В ноябре он впервые прибыл на Шпицберген, куда потом ходил регулярно.

С началом Великой Отечественной войны «Дежнев» был переоборудован в сторожевой корабль и стал именоваться «СКР-19».

День 15 августа 1941 года открыл новую страницу в биографии корабля. Перейдя в Архангельск, «СКР-19» вошел в состав Северного отряда Беломорской флотилии. До победного дня «Дежнев» нес службу в суровых водах Белого и Карского морей. Он часто выполнял конвоирование транспортов, обеспечивал дозорную службу, доставлял в отдаленные островные гарнизоны различные военные грузы, охранял наши северные проливы, а иногда выходил и на зверобойный промысел.

25 августа 1942 года «Дежнев» прибыл на рейд острова Диксон, доставив туда продовольствие, лес и другие грузы. Недалеко от него в гавани находилось два транспортных судна. Одно из них — пароход «Кара» — было загружено взрывчатыми веществами и цистернами с горючим. После полуночи 27 августа с сигнально-наблюдательного поста Диксона в море был обнаружен неизвестный корабль, оказавшийся немецким крейсером «Адмирал Шеер». По сигналу боевой тревоги дежневцы заняли места по боевому расписанию, сторожевик отошел от причала. Прошло несколько минут, и фашистский рейдер открыл огонь по судам и поселку. Двадцати орудиям калибром от 105 до 280 миллиметров вражеского броненосца защитники Диксона могли противопоставить лишь две 152-миллиметровые гаубицы береговой батареи да артиллерию «Дежнева», но, несмотря на неравенство сил, смело вступили в бой. Не ожидавший сопротивления фашистский корабль, получив несколько прямых попаданий, повернул на обратный курс и скрылся.

В ходе неравного боя «Дежнев» также имел серьезные повреждения. В корпусе корабля образовалось несколько крупных пробоин, вышли из строя дальномер и крупнокалиберкый пулемет, среди экипажа были убитые и раненые. Прикрывшись дымзавесой, «СКР-19» вел бой до тех пор, пока враг не покинул район Диксона. К концу боя, приняв в трюмы много забортной воды, поступавшей через пробоины, «Дежнев» стал медленно погружаться. Когда осадка корабля увеличилась на полтора метра и он стал крениться на борт, командир был [195] вынужден посадить судно на прибрежную отмель.

Залечив раны, «Дежнев» вскоре вступил в строй и продолжал нести боевую вахту до лета 1945 года. Возвращенный ледокольному флоту, он еще многие годы трудился на морских дорогах советского Севера.

Водоизмещение нормальное 7330 т; длина 104 м, ширина 15 м, осадка 6,3 м; мощность паровой машины 2500 л. с.; скорость хода максимальная 10,5 уз; дальность плавания 5600 миль. Вооружение: 4 76,2-мм и 4 45-мм орудия, 6 12,7-мм пулеметов. Экипаж 122 человека. [196]

Дальше