Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Бронекатер «БКА-75»

От опаленных руин героического Сталинграда до Вены прошел по дорогам войны этот ничем не приметный на вид катер. Великая Волга и хмурое Онежское озеро, опять Волга, а потом тихий Дон, штормовое осеннее Азовское море и величавый Днепр, желто-бурый Днестровский лиман и добрая тысяча километров вверх по голубому Дунаю — вот вехи боевого пути речного бронекатера, прозванного, как и его собратья, «морским танком».

Заложенный в 1940 году, катер начал боевой путь в составе кораблей Ладожской военной флотилии в августе 1941 года. А через три месяца он был включен в 3-ю бригаду речных кораблей формируемой Волжской военной флотилии под номером «БКА-32». В конце апреля 1942 года обстановка на фронте изменилась, и «БКА-32» снова был направлен в Онежский отряд кораблей.

Пришло тяжелое лето 1942 года. Пал Севастополь, нашими войсками был оставлен Ростов, успешно начавшееся контрнаступление под Харьковом окончилось неудачей... Вышедшие на степные просторы 4-я танковая и 6-я пехотная армии немецко-фашистских войск при поддержке авиации 6-го воздушного флота, не считаясь с потерями, устремились к Сталинграду.

18 августа бронекатер был возвращен в состав Волжской военной флотилии и переименован в «БКА-75». Под командованием лейтенанта А. П. Кальченко 23 августа он вступил в первый бой, поддерживая артиллерийским огнем части 124-й стрелковой бригады, действовавшей севернее Сталинграда. Днем «БКА-75» вел огонь с закрытых позиций, а ночью, прорываясь на фланги гитлеровских войск, срывал атаки пехоты и танков противника, вступал в единоборство с артиллерийскими и минометными батареями. Более трех недель экипаж бронекатера непрерывно обеспечивал огнем действия частей 451-й стрелковой дивизии, входившей в состав 66-й армии Донского фронта. 13 сентября, когда противник начал штурм Сталинграда, «БКА-75» перешел в оперативное подчинение 62-й армии.

Базируясь севернее Сталинграда, катер вместе с другими кораблями отряда с 18 сентября оказывал артиллерийскую поддержку 124-й и 149-й стрелковым бригадам, наносившим контрудары по немецко-фашистским частям из района Рынка на Латошанку. До поздней осени бронекатер вел огонь, срывая попытки гитлеровцев форсировать Волгу. Десятки раз корабль подвергался атакам фашистских самолетов, интенсивному обстрелу танков и полевых батарей, от взрывов снарядов получал тяжелые раны, но опять возвращался в строй. И только в ноябре, когда положение наших войск севернее Сталинграда стабилизировалось и Волга начала покрываться льдом, с предельно изношенными механизмами катер ушел в Саратов на ремонт.

Боевые дела катерников были высоко оценены командованием. За успешные действия под Сталинградом военные моряки не раз поощрялись правительственными наградами. [199]

1 марта 1943 года, отмечая заслуги в битве на Волге 1-го дивизиона бронекатеров, в который входил «БКА-75», Народный комиссар Военно-Морского Флота удостоил его гвардейского звания.

С 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года советские войска разгромили пять вражеских армий. Каждый день Совинформбюро сообщало вести о новых победах Красной Армии. Линия фронта все дальше отодвигалась от берегов Волги на запад. Перед Волжской военной флотилией встала новая боевая задача — обеспечить безопасность перевозок по главной водной артерии страны воинских и народнохозяйственных грузов, и с весны 1943 года «БКА-75» приступил к сопровождению караванов. Но в сентябре его вместе со всем дивизионом перевели в состав Азовской военной флотилии.

Погруженный на железнодорожную платформу, катер 2 октября прибыл к освобожденным берегам Азовского моря. А месяц спустя гвардейцы приняли участие в знаменитой Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Включенный в состав 4-й штурмовой группы, катер вечером 2 ноября покинул Темрюк и направился к Керченскому полуострову. Несмотря на пятибалльный шторм, речной плоскодонный «БКА-75» упорно продвигался к цели, точно удерживая свое место в строю. Приблизившись к берегу, он одним из первых открыл огонь по вражеским позициям и, подавив артиллерийско-пулеметным огнем огневые точки противника, высадил десант. После высадки первого эшелона катер на протяжении нескольких суток занимался перевозкой войск 55-й гвардейской дивизии. 8 ноября, при следовании с очередным эшелоном «БКА-75» от сильных ударов волн и вибрации получил большую трещину в днище и стал быстро наполняться водой. Чтобы спасти катер, командир направил его на прибрежную отмель, и «БКА-75» лег на грунт.

Повреждения корабля оказались серьезными. Его даже решили не восстанавливать и исключили из боевого состава флота. Но благодаря самоотверженному труду экипажа и рабочих ростовского завода «Красный флот» уже к концу января 1944 года « БКА-75» был полностью восстановлен, вооружен 76,2-миллиметровыми танковыми артустановками «Ф-34» и затем включен в состав Дунайской флотилии. Кораблю предстояло участвовать в исторической миссии Советских Вооруженных Сил по освобождению народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии от фашистского ига.

Под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта М. А. Соколова, а позже — гвардии лейтенанта В. Г. Чуркина катер участвовал в прорыве в Днестровский лиман и высадках десантов в Жебрияны и другие населенные пункты в устье Дуная, принимал капитуляцию кораблей неприятельской речной флотилии, осуществлял переправу сухопутных войск у Чернаводы. Только в одном бою, состоявшемся в середине октября 1944 года, совместно с тремя другими бронекатерами его экипаж уничтожил 3 железнодорожных состава, 2 артиллерийские батареи и до 10 огневых точек противника.

Новую славную страницу в боевую летопись своего корабля вписали моряки на завершающем этапе Великой Отечественной войны в сражениях за освобождение столицы Югославии Белграда. В этих боях они еще раз продемонстрировали подлинный героизм, мужество и мастерство.

Экипаж героического «БКА-75» прошел сотни огненных миль, с честью пронес свой гвардейский Флаг от стен Сталинграда до далекой Австрии.

Водоизмещение полное 52,16 т, нормальное — 49,75 т; длина 25,3 м, ширина 4,04 м, осадка 0,87 м; мощность моторов 1800 л. с.; скорость хода максимальная 37,4 км/ч, экономическая — 23 км/ч; дальность плавания до 680 км. Вооружение: 2 76,2-мм орудия, 2 12,7-мм и 2 7,62-мм пулемета. Принимал на борт 10 мин. Экипаж 17 человек. [200]

Гвардейский минный заградитель «Охотск»

Ледокольное судно «Охотск» было заложено по заказу Гидрографического управления Морских сил РККА 27 июня 1934 года, 1 ноября 1935 года спущено на воду и 10 апреля 1937 года принято в состав Военно-Морского флота. Летом того же года корабль вместе с однотипным судном «Океан» перешел в Мурманск и стал готовиться к первому плаванию в Арктике.

В задачи этой экспедиции входили проводка судов по Северному морскому пути на Дальний Восток и проведение гидрографических и метеорологических исследований. Командиром «Охотска» был назначен капитан-лейтенант П. П. Михайлов, а ледовым капитаном — опытный полярник Я. П. Легздин. 21 июля корабли покинули Кольский залив и 11 октября благополучно прибыли во Владивосток.

На Дальнем Востоке «Охотск» занимался гидрографическими работами. В 1938 году в сложных ледовых условиях он вновь совершил поход в Арктику и на одном из островов произвел смену зимовщиков. Однако мирная служба гидрографического судна длилась недолго. Осенью 1939 года было принято решение о переоборудовании «Охотска» в минный заградитель, и 31 июля 1941 года после вооружения он вошел в боевой состав флота, стоявшего на страже восточных рубежей Родины.

В первый же день войны против империалистической Японии «Охотск» под командованием капитан-лейтенанта В. К. Моисеенко и заместителя командира по политической части капитан-лейтенанта А. Шавенкова вышел в первый боевой поход и на подходах к Петропавловску выставил минное заграждение.

Вскоре корабль был привлечен для участия в десантной операции по овладению островами Курильской гряды Шумшу и Парамушир.

Выйдя утром 17 августа из Петропавловска, к рассвету следующего дня корабли прибыли в точку развертывания и начали высадку морских пехотинцев на остров Шумшу.

Первый бросок закрепился на берегу, но высадке главных сил противник оказал сильное огневое противодействие. От взрыва вражеского снаряда загорелось и потеряло ход десантное судно «ДС-2». Ему на помощь устремился «Охотск». Высаженная на горящее судно аварийная команда корабля во главе с командиром электромеханической части старшим инженер-лейтенантом В. А. Мандором быстро ликвидировала пожар и помогла экипажу устранить повреждения.

Одновременно «Охотск» продолжал оказывать огневую поддержку десанту. В считанные минуты он подавил вражескую береговую батарею, уничтожил три и подбил два танка.

Через два дня «Охотск» в составе отряда кораблей направился для принятия капитуляции неприятельских островных гарнизонов. Отряд подвергся сильному обстрелу противника. Прикрывая отход других кораблей, [201] «Охотск» принял весь удар вражеских батарей на себя. А вскоре он был атакован японским торпедоносцем. Но умелым маневром капитан-лейтенант Моисеенко вывел корабль из-под удара, и торпеда пронеслась мимо.

«Охотск» подавил одну из неприятельских батарей, но и сам не избежал прямых попаданий. Вышло из строя центральное освещение, рулевое устройство и другие приборы, было убито и ранено пятнадцать человек. В эти критические минуты личный состав корабля проявил исключительную выдержку и боевое мастерство, быстро устранил повреждения и с честью справился с поставленной задачей.

За смелые и решительные действия, проявленные личным составом корабля в боях с врагом, минный заградитель «Охотск» приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 26 августа 1945 года был удостоен гвардейского звания. Сто двадцать пять моряков были представлены к правительственным наградам.

После окончания войны корабль был выведен из боевого состава флота, разоружен и 27 октября 1945 года возвращен в класс гидрографических судов. Ныне его славные боевые и трудовые традиции продолжает новое гидрографическое судно «Охотск» Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Водоизмещение полное 3200 т, стандартное — 2375 т, нормальное — 2875 т; длина 80,6 м, ширина 13 м, осадка 5,6 м; мощность механизмов 2400 л. с.; скорость хода максимальная 13,7 уз, экономическая — 10 уз; дальность плавания до 2300 миль. Вооружение: 3 130-мм и 2 76,2-мм орудия, 2 12,7-мм пулемета. Принимал на борт 58 мин и 12 малых глубинных бомб. Экипаж 163 человека. [202]

Подводная лодка «Щ-304» («Комсомолец»)

Подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 2 мая 1931 года, а 15 августа 1934 года вошла в состав Морских сил Балтийского моря. 15 сентября 1934 года подводная лодка получила наименование «Щ-304». В предвоенные годы на ней в различных должностях проходили службу М. И. Гаджиев, Е. Я. Осипов, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович, ставшие в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза.

Начало войны подводная лодка встретила в Ленинграде, проходя капитальный ремонт и модернизацию. 23 октября 1941 года «Щ-304» под командованием капитана 3 ранга Я. П. Афанасьева (военный комиссар старший политрук В. С. Быко-Янко) вышла в первый боевой поход.

9 июня 1942 года «Щ-304» вместе с подводной лодкой «Щ-317» покинула Кронштадт и направилась на боевые позиции. Обстановка в те дни в Финском заливе была очень тяжелой. Опасаясь действий советских подводных лодок, гитлеровцы создали мощные противолодочные рубежи. Были выставлены десятки тысяч мин заграждения, сотни километров противолодочных сетей. Поверхность моря бороздили вражеские корабли.

Успешно преодолев четыре линии минных заграждений, «Комсомолец» занял позицию. Начался поиск вражеских транспортов и конвоев. Уже 15 июня вахтенный офицер обнаружил в перископ шедший в Таллин в охранении пяти сторожевых катеров крупнотоннажный транспорт противника водоизмещением более десяти тысяч тонн. [203]

Уверенные в непреодолимости своего противолодочного рубежа, гитлеровцы не предполагали о наличии в районе советской подводной лодки и беспечно следовали прямым курсом. Для такого опытного командира-подводника, каким был Я. П. Афанасьев, атака сложности не представила. Умело прорвав кольцо кораблей охранения, «Щ-304» произвела двухторпедный залп. Вскоре последовал взрыв. В поднятый после атаки перископ было видно, как катера охранения вылавливали из воды команду потопленного парохода.

На следующий день лодкой был обнаружен еще один транспорт, который, однако, сумел уклониться от выпущенных по нему торпед.

Почти две недели подводная лодка подвергалась атакам противника, 14 раз она преследовалась противолодочными кораблями, сбросившими на нее 41 серию глубинных бомб. За время похода «Комсомольцу» пришлось преодолеть 22 линии вражеских мин и выдержать взрывы более 200 глубинных бомб.

Не имея возможности всплыть на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей и проветривания помещений, подводники по нескольку суток подряд оставались без горячей пищи и испытывали кислородное голодание.

19 июня «Щ-304» все-таки удалось всплыть на поверхность, но вскоре она была вновь атакована кораблями дозора. При производстве срочного погружения подводная лодка сильно ударилась носом о грунт. От сотрясения ослабели заклепки. В первый отсек каждый час поступало более тонны забортной воды. Откачка ее затруднялась из-за недостатка электроэнергии. Находясь в полузатопленном помещении, коммунисты Литвинюк и Семенов под руководством старшего лейтенанта В. Виноградова около шести часов подряд вели самоотверженную борьбу за живучесть корабля и успешно ликвидировали повреждения.

Корабль был спасен, но на этом тяжелые испытания мужественного экипажа не закончились. Через день «Комсомолец» опять подвергся жестокой бомбежке, но сумел уйти от преследования. 22 и 23 июня противник еще пять раз загонял лодку на глубину, не дав ей закончить зарядку.

Видя тяжелое положение «Щ-304», командование флота приказало ей возвратиться в базу, и после 664 часов пребывания на позиции, из которых 606 часов было проведено в подводном положении, подводная лодка с нарушенной дифферентовкой стала форсировать противолодочный рубеж в обратном направлении. Наконец, 30 июня она была встречена кораблями эскорта и благополучно приведена в базу. А по разведанному «Щ-304» маршруту одна за другой направились в открытое море другие подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота.

Мужество, героизм и высокое воинское мастерство экипажа «Комсомольца» в этом походе были высоко оценены Советским правительством.

29 октября 1942 года «Комсомолец» в составе третьего эшелона вышел в очередной поход. С этого дня его никто больше не видел. Донесений от командира не поступало. Что случилось с подводной лодкой, где и как принял смерть ее мужественный экипаж — глубины моря хранят эту тайну по сей день.

Водоизмещение надводное 578 т, подводное — 705 т; длина 57 м, ширина 6,4 м, осадка 3,82 м; мощность дизелей 1370 л. с., электродвигателей — 800 л. с.; скорость хода максимальная надводная 12,5 уз, подводная — 8,5 уз; дальность плавания надводная 6000 миль при скорости 6,3 уз, подводная — 123 мили при скорости 2,8 уз; автономность надводная 20 суток, подводная — 72 часа; глубина погружения предельная 90 м, рабочая — 75 м. Вооружение торпедное: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, запас торпед — 4; артиллерийское: 1 45-мм (первоначально 1 37-мм) орудие и 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 38 человек. [204]

Дальше