Монитор «Железняков»
Их было шесть мониторов «речных крейсеров», названных именами погибших моряков героев гражданской войны. Защищая Родину, мониторы «Жемчужин», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин» и «Левачев» геройски погибли на Днепре и его притоках в жестоких схватках с врагом в первые месяцы Великой Отечественной войны. Судьба «Железнякова» была иной...
В день вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну «Железняков» находился в повышенной боевой готовности в составе Дунайской военной флотилии. В 4 часа 15 минут 22 июня он произвел первый орудийный залп по фашистам, обстрелявшим корабль. В том первом жестоком бою, длившемся почти весь день, артиллерией монитора была уничтожена одна из батарей и сбит неприятельский самолет.
Десятки жарких схваток с вражескими танками, авиацией и артиллерией выдержал корабль, действуя на Дунае, и из всех выходил победителем. Когда же противник занял левый берег реки и поступил приказ флотилии с боем прорываться в Одессу, «Железняков» вместе с другими кораблями покинул Измаил и сквозь завесу огня направился в Черное море, громя скопления сил противника.
Построенный специально для действий на мелководных реках, монитор часто совершал глубокие рейды по тылам врага и мощными артиллерийскими ударами уничтожал переправы, огневые точки, а также скопления войск и боевой техники противника. Неуловимым называли «Железнякова». И это соответствовало действительности. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой.
После боев в Днепро-Бугском лимане корабль перешел в Азовское море, где был включен в состав отдельного Донского отряда Азовской военной флотилии. Летом 1942 года в низовьях Дона и Кубани вновь прогремела боевая слава «Железнякова».
В Ахтанизовском лимане «Железняков» под командованием старшего лейтенанта А. Е. Харченко геройски сражался с немецко-фашистскими артиллерийскими и минометными батареями, танками, пехотой и авиацией, обороняя одну из важнейших баз Азовской флотилии Темрюк. После ожесточенных боев последними с Кубани по Керченскому проливу прорывались монитор «Железняков» и катер-тральщик № 581. Ни огонь орудий противника, ни налеты авиации, ни песчаные перекаты и отмели, ни шторм не смогли воспрепятствовать выходу моряков в открытое море.
Когда же шторм выбросил корабль на берег, его экипаж за трое суток заделал пробоины, устранил повреждения и продолжил поход.
До сентября 1944 года монитор простоял на ремонте в Поти. Затем он снова взял курс к устью Дуная, где его ждали новые бои. До победного мая 1945 года «Железняков» участвовал в боевых действиях в составе возрожденной Дунайской флотилии, оказывал [175] огневую поддержку войскам Красной Армии в их великой интернациональной миссии освобождения народов Придунайских стран.
Более сорока тысяч километров прошел монитор вдоль берегов Дуная, Днепра, Южного Буга, Дона, Кубани, Черного и Азовского морей за годы войны. Тринадцать артиллерийских и минометных батарей, два склада с боеприпасами, четыре батальона пехоты противника было уничтожено его артиллерией.
В настоящее время «Железняков», установленный на пьедестал у Днепра, несет почетную службу в качестве корабля-памятника и музея. На славных традициях этого корабля воспитывается наша молодежь.
Водоизмещение полное 263 т, нормальное 230 т; длина 51,2 м, ширина 8,2 м, осадка 0,9 м; мощность дизелей 140 л. с.; скорость хода 8,3 уз; дальность плавания 3700 миль. Вооружение: 2102-мм, 3 45-мм и 237-мм орудия и 3 12,7-мм пулемета. Экипаж 72 человека. [176]
Сторожевой корабль «Туман»
В 1930 году по заказу советского внешнеторгового объединения «Судоимпорт» в Данциге на судоверфи «Клавиттер» началась постройка парового рыболовного траулера. В 1931 году новое судно, получившее наименование РТ-10 «Лебедка», перешло в Мурманск порт постоянной приписки и вошло в состав тралового флота треста «Мурманрыба».
В годы предвоенных пятилеток экипаж траулера явился одним из зачинателей стахановского движения на траловом флоте и неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании.
Но недолго судну пришлось заниматься рыболовством. В декабре 1939 года РТ-10 мобилизовали на боевую службу, зачислив сначала в класс дозорных, а затем сторожевых кораблей. С 19 декабря 1939 года корабль стал именоваться ДК-10, а с 4 марта 1940 года «Туман».
Во время советско-финляндской войны сторожевик под командованием А. А. Рагозина нес дозорную службу на подходах к Кольскому заливу и конвоировал транспорты, выполнял обязанности базового корабля ВНОС. По окончании боевых действий, как наиболее подготовленный, он был оставлен в составе Северного флота.
Боевая напряженность корабля с первого же дня Великой Отечественной войны была очень высокой. Сменившись 2 июля с дозора, «Туман» на следующий день вышел на выполнение очередного задания по конвоированию транспорта «Циолковский» и буксира с баржей в губу Западная Лица для вывоза [177] оттуда автомашин и продовольственных грузов.
Прошло еще два дня, и «Туман» вновь направился к линии фронта. В тот день кораблю предстояло подойти к занятому гитлеровцами побережью, высадить на берег десантную группу, чтобы уничтожить оставшийся на разбитом причале ценный груз. Несмотря на интенсивный орудийный и пулеметный огонь противника, «Туман» все-таки прорвался на рейд, спустил на воду шлюпку с корабельным десантом и успешно выполнил задание. А вечером, вернувшись в Мурманск, «Туман» принял сто двадцать четыре бойца из состава морского десанта и снова отправился в поход. При выполнении этого задания высокое мужество и отвагу проявили политрук П. Н. Стрельник, впоследствии посмертно награжденный орденом Красного Знамени, старшины М. А. Климов, А. И. Кочевенко, краснофлотцы М. К. Анисимов, И. 3. Быльченко, Е. М. Михеев, В. К. Поляков.
4 августа 1941 года он в последний раз покинул Полярное, уйдя в дозор. 10 августа он был атакован тремя гитлеровскими эскадренными миноносцами. Сообщив в базу о появлении вражеских кораблей выполнив основную задачу дозорного корабля, сторожевик поставил дымовую завесу, пытаясь уйти под прикрытие наших береговых батарей. Но было уже поздно. Эсминцы в считанные минуты сократили дистанцию и открыли огонь. Начался расстрел почти безоружного судна. «Туман» в ответ не смог произвести ни единого выстрела. В первую же минуту боя вышло из строя кормовое орудие, а носовая пушка была закрыта надстройками. За короткое время гитлеровские корабли выпустили более шестидесяти снарядов, одиннадцать из них попали в «Туман». Командир корабля лейтенант Л. А. Шестаков и политрук П. Н. Стрельник были убиты.
Вступив в командование кораблем, лейтенант Л. А. Рыбаков вместе с воентехником Я. М. Кошевым организовал борьбу за живучесть корабля и спасение раненых. Спасая корабль и людей, самоотверженно действовали лейтенант М. М. Букин, старшина 2-й статьи И. Т. Петруша, краснофлотцы М. С. Алешин, Г. А. Бессонов, К. В. Блинов, И. 3. Быльченко, С. Г. Годунов, Д. К. Егунов, И. И. Ломтев, Е. М. Михеев, К. Д. Семенов, А. В. Сидоренко, С. А. Хлюстов, В. В. Ширяев.
Однако спасти корабль не удалось. В 5 часов 30 минут «Туман» с гордо поднятым Флагом скрылся под волнами. Из экипажа корабля пятнадцать человек были убиты и семнадцать ранены.
Советские моряки свято чтут память погибших героев. Приказом командующего Северным флотом от 28 апреля 1965 года место гибели корабля 69 градусов 34 минуты северной широты и 33 градуса 39 минут восточной долготы отнесено к координатам мест боевой славы. При прохождении его все корабли приспускают Флаг. В настоящее время имя «Туман» присвоено новому сторожевому кораблю Военно-Морского Флота.
Водоизмещение полное 1150 т; длина 50,8 м, ширина 9 м, осадка 4,5 м; мощность паровой машины 675 л. с.; скорость хода 10 уз; дальность плавания до 4300 миль. Вооружение: 2 45-мм орудия и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 43 человека.
Бронекатер «БКА-213»
Ночью 28 августа 1941 года два советских бронекатера № 213 и 214 под командованием лейтенантов В. В. Тунгускова и В. И. Еськова покинули базу и вышли на линию дозора в Выборгский залив. Малым ходом с приглушенными моторами они курсировали вдоль побережья. В тишине послышался рокот мотора, а еще через несколько минут из темноты выплыл силуэт вражеского катера, на палубе которого толпились солдаты.
Быстро оценив обстановку и прийдя к выводу, что артиллерийский огонь демаскирует дозорные катера, лейтенант Венедикт Тунгусков решил потопить неприятельский катер таранным ударом. Риск был большой, но, уверенный в прочности корпуса своего корабля, командир «БКА-213» принял такое решение.
Дав полный ход, бронекатер решительно ринулся на врага. Внезапность стала союзницей советских моряков. Раздались треск, скрежет металла, крики солдат. Неприятельский катер с проломленным бортом быстро погрузился, увлекая за собой пассажиров и экипаж.
Прошло десять минут, и советские моряки обнаружили еще два вражеских катера, до отказа набитых автоматчиками. «БКА-213» и «БКА-214» с короткой дистанции также внезапно нанесли им таранные удары. Разрезанные пополам, оба вражеских судна тут же затонули, не успев произвести ни единого выстрела. Вслед за ними тем же приемом были потоплены еще два мотокатера, два превращенных в десантный понтон больших деревянных барказа с оружием и боезапасом, а также две крупные моторные шлюпки с десантом.
Так, не открывая огня, экипажи двух балтийских бронекатеров совершили легендарный подвиг, за одну ночь уничтожив таранными ударами десять плавединиц и отправив на дно большое количество десантников, вооружения и боеприпасов противника.
После боев за Выборг бронекатер № 213 отважно защищал блокадный Ленинград. Мужали в боях и уходили на более крупные корабли его командиры. В феврале 1943 года вместо В. В. Тунгускова в командование катером вступил лейтенант Г. М. Добахов, затем старший лейтенант В. Я. Колесников, а ему на смену пришел лейтенант А. А. Самарин. Но славные боевые традиции маленького корабля, рожденные в первом августовском бою 1941 года, остались неизменными.
Для оказания помощи сухопутным войскам, действовавшим в районе Чудского и Псковского озер, в мае 1944 года была сформирована бригада речных кораблей, в состав которой был включен и бронекатер № 213.
В полночь 11 июня 1944 года «БКА-213», находясь вместе с другим бронекатером в северной части Чудского озера в дозоре, обнаружил четыре гитлеровских катера. Несмотря на неравенство сил, пара советских кораблей, дав полный ход, смело вступила в бой и открыла огонь. Шедший головным «БКА-322» врезался в строй вражеских кораблей. Ошарашенный дерзостью, противник [179] стал отступать, но в этот момент командир «БКА-213» лейтенант А. А. Самарин бесстрашно направил свой корабль на ближайший вражеский катер. Сильный удар форштевнем пришелся в середину неприятельского судна, и через несколько секунд вражеский катер скрылся под водой. Подобрав шестерых пленных фашистов, наши катера с победой возвратились в базу.
После Чудского озера были упорные бои за Прибалтику и ее острова, высадка десантов, и везде экипаж этого маленького корабля проявлял чудеса воинской доблести, мужества и отваги.
Давно отгремели залпы войны. До декабря 1956 года «БКА-213» оставался в боевом строю Краснознаменного Балтийского флота, затем его передали Всесоюзному обществу ДОСААФ.
Водоизмещение полное 26,5 т, нормальное 22,8 т; длина 22,6 м, ширина 3,5 м, осадка 0,6 м; мощность двигателей 850 л. с.; скорость хода максимальная 22 км/ч, экономическая 20 км/ч; дальность плавания около 200 км. Вооружение: 1 76,2-мм орудие, 1 12,7-мм и 4 7,62-мм пулемета. Принимал на борт 4 якорные мины. Экипаж 12 человек. [180]
Канонерская лодка «Селемджа»
«Были боевые корабли, но они тоже выглядели мирно, потому что их сделали из ледоколов, насыпных пароходов и землеотвозных шаланд. Они были простыми рабочими, вооруженными наспех и случайно, красногвардейцами, взявшимися за оружие, чтобы защищать свой труд».
Эти слова писателя-мариниста Сергея Колбасьева можно по праву отнести не только к кораблям Красной Азовской флотилии периода гражданской войны, которым были посвящены данные строки, но и к многим десяткам и сотням других судов торгового, промыслового и технического флота, переоборудованных в годы Великой Отечественной войны в тральщики и сторожевые корабли, в минные и сетевые заградители, плавучие базы и канонерские лодки...
Паровая грунтоотвозная шаланда «Селемджа» была заложена в 1939 году на гамбургском судостроительном заводе по заказу Машиноимпорта СССР. В 1940 году судно было спущено на воду и 12 апреля 1941 года, по завершении приемо-сдаточных испытаний, на нем был торжественно поднят Государственный флаг СССР.
Однако вскоре началась война, и «Селемджа», следовавшая по реке Свирь на Дальний Восток, была возвращена в Ленинград, где 5 июля была мобилизована в состав Краснознаменного Балтийского флота. Ошвартовавшись к причалу судостроительного завода, бывшая шаланда стала на переоборудование. Всего за десять дней на судне были установлены орудия и пулеметы, оборудованы артиллерийские погреба и кубрики для личного состава. 16 июля на корабле состоялся подъем Военно-морского флага, а уже на следующий день с отрядом кораблей «Селемджа» убыла из Ленинграда в состав формируемой Ладожской военной флотилии.
С первого же дня пребывания на Ладожском озере канлодка под командованием капитана 3 ранга М. И. Антонова, а затем капитан-лейтенанта М. А. Гладких активно участвовала в боях против немецко-фашистских захватчиков. В июле-августе 1941 года она постоянно привлекалась к высадке десантов на острова Лункулансари и Мантсинсари, оказывала огневое содействие частям 168-й стрелковой дивизии в районе реки Тулоксы и на островах. 19–20 августа обеспечивала эвакуацию этой дивизии на остров Валаам, а затем 142-й стрелковой дивизии на остров Марьянсари. В начале сентября «Селемджа» вела боевые действия в районе Ивановских порогов на Неве, произвела до 30 артиллерийских стрельб по берегу, отразив свыше 30 налетов вражеской авиации, а затем, как и все корабли флотилии, активно включалась в перевозки продовольствия, боеприпасов и личного состава Красной Армии для осажденного Ленинграда.
Весной 1942 года, как только вскрылся лед, канонерская лодка вновь стала оказывать посильную помощь блокированному городу. В период с 24 мая по 31 декабря 1942 года она отконвоировала 69 караванов [181] судов, отбуксировала 19 барж и перевезла на своем борту 2890 тонн продовольствия и 581 тонну других грузов, тысячи бойцов Красной Армии.
Помимо воинских перевозок «Селемджа» в 1942 году неоднократно выходила в озеро для несения дозорной службы, обстрела укреплений и пунктов базирования флота противника. При выполнении этих заданий артиллерией корабля было подавлено и уничтожено несколько артиллерийских батарей и огневых точек врага, подбито два неприятельских самолета. 22 октября 1942 года лодка совместно с другими кораблями флотилии участвовала в героическом отражении гитлеровского десанта на остров Сухо.
Участвовала «Селемджа» и в разгроме вражеских войск на Карельском перешейке в июне 1944 года, оказав огневое содействие высаженному в районе реки Тулоксы тактическому десанту.
900 огненных дней и ночей отважно действовала «Селемджа» во время блокады героического Ленинграда, а с окончанием боевых действий на Ладоге убыла продолжать свою военную службу на Балтику.
Отгремели бои, и в октябре 1945 года корабль-воин вновь стал мирным судном. Переданная Балттехфлоту, «Селемджа» на протяжении еще трех десятилетий трудилась на строительстве гидротехнических сооружений и прокладке судоходных фарватеров. И только в 1974 году была выведена из эксплуатации и разобрана.
Водоизмещение полное 1140 т; длина 59,5 м, ширина 11,9 м, осадка 3,6 м; мощность паровой машины 800 л. с.; скорость хода максимальная 8,5 уз, экономическая 6,8 уз; дальность плавания 1745 миль. Вооружение: 2 130-мм, 245-мм и 2 37-мм (до 1943 года: 2 100-мм и 445-мм) орудия, 1 пулемет. Экипаж 104 человека. [182]
Сторожевой катер «МО-302»
Начало Великой Отечественной войны сторожевой катер «МО-302» встретил в Кронштадте при отработке учебно-боевых задач. Полученный от промышленности в ноябре 1940 года, он, как и его «собратья» по дивизиону малых охотников за подводными лодками, всю зиму из-за льда простоял на кильблоках и только в середине мая 1941 года был спущен на воду.
Выйдя на второй день войны в дозор к острову Лавенсари, малый охотник вел борьбу на протяжении всей войны и зачехлил свои орудия и пулеметы лишь в радостный День Победы.
27 июля 1941 года «МО-302» под командованием старшего лейтенанта Ю. Ф. Азеева находился в противолодочном охранении следовавших из Таллина в Рохукюля эскадренных миноносцев «Энгельс» и «Артем». Вдруг при подходе к проливу с катера был обнаружен перископ. Мощные взрывы глубинных бомб стали рвать толщу воды. Но вот к ним добавился еще один, и на поверхности моря показался большой воздушный пузырь и громадное, быстро растекающееся пятно соляра. Своевременно предупрежденные о подводном противнике охраняемые корабли благополучно уклонились от выпущенных подводной лодкой торпед. В адрес «охотника» на фок-мачте головного эсминца взвился сигнал: «Флагман благодарит за четкость и быстроту действий».
Через две недели «МО-302» вышел в Нарвский залив для охраны канонерской лодки «Красное знамя», осуществлявшей огневое содействие сухопутным войскам. Налеты вражеских бомбардировщиков следовали один за другим, но каждый раз встреченные интенсивным зенитным огнем гитлеровцы улетали назад, не добившись успеха. В полдень 13 августа 18 Ю-88 вновь попытались нанести очередной удар, но и эта атака была сорвана решительными действиями кораблей. Командир отделения комендоров «МО-302» В. А. Малютин с первых же залпов добился прямого попадания в один из самолетов, и тот рухнул в прибрежный лес. Вслед за ним комендор кормового орудия П. Г. Гончаров сбил еще один «юнкерс».
Подводя итоги боевой деятельности первой военной кампании, командование Охраны водного района Балтийского Флота в донесении в Военный совет флота сообщало: «В боях за Советскую Родину против фашистских захватчиков катер «Морской охотник № 302» показал образцы мужества и отваги, дисциплины и организованности. Участвуя в многочисленных операциях, личный состав катера проявил стойкость и героизм. Прошу Вашего ходатайства перед Народным комиссаром Военно-Морского Флота о преобразовании катера «МО № 302» в гвардейский...»
Это был январь 1942 года. Огромная гитлеровская военная машина еще пыталась теснить наши войска по всему фронту от Баренцева до Черного моря, впереди еще предстояли тяжелейшие и изнурительные бои. Почетные звания, наименования и награды тогда выдавались очень и очень скупо, [185] а малым кораблям, каким был «МО-302», их не давали вообще. И прошло еще более двух с половиной насыщенных кровопролитными боями и походами военных лет, когда осенью 1944 года на флагштоке катера затрепетал овеянный славой гвардейский Военно-морской флаг.
Конец июня 1942 года. «МО-302» под командованием старшего лейтенанта И. П. Чернышева почти постоянно находился в дозоре у острова Лавенсари. Ежедневно вражеская авиация наносила массированные удары по катерам дозора. Только 28 июня «охотник» отразил 12 воздушных атак. Поздно вечером во время последней атаки старшина 1-й статьи А. П. Фролов прямым попаданием уничтожил «юнкерс». От взрыва сдетонировали авиабомбы, и он, развалившись в воздухе, рухнул в воду. Следовавший за ним самолет потерял управление и был тоже поврежден взрывной волной. Маневрировавший рядом «МО-308» одним из снарядов попал в левый мотор этого самолета, а стрелявший из пулемета командир отделения рулевых «МО-302» П. П. Белый завершил этот бой. Прошитый несколькими посланными им очередями, пылающий «юнкерс» упал в море.
Пытаясь отомстить за гибель своих самолетов, фашистское авиационное командование с утра 30 июня бросило против двух советских катеров 12 «мессершмиттов».
Так же как и накануне, отлично действовали пулеметные расчеты «триста второго», сбившие в этом бою еще два самолета.
17 июля 1943 года, при нахождении в дозоре, «МО-302» под командованием старшего лейтенанта И. Е. Сидоренко вместе с другим катером, «МО-207», вступил в ночной бой с тремя катерами. Сблизившись с противником, наши «охотники» открыли прицельный огонь. Видя свое преимущество в силах, противник начал вести ответный огонь. Во время боя был обнаружен четвертый вражеский катер. Изменив курс с целью нанести таранный удар, старший лейтенант Сидоренко перенес всю мощь огня своего катера на него. Не выдержав губительного огня советских катеров, противник увеличил скорость и резко повернул назад. Во время преследования «МО-302» добился прямого попадания в корму неприятельского сторожевика, в результате чего на нем последовал сильный взрыв и возник пожар. Видя тяжелое положение, остальные катера противника удалились.
В другой раз «МО-302» одному пришлось вступить в неравную схватку с пятью неприятельскими катерами. Это произошло 25 мая 1944 года. В тот день катер вышел на поиск кораблей противника. Наступившая темнота затрудняла работу экипажа, поэтому было решено лечь в дрейф, а с рассветом возобновить поиск. Вдруг в ночной тишине послышался шум моторов. Через несколько минут были обнаружены сразу пять катеров, быстро приближавшихся с темной стороны горизонта. Предвкушая легкую победу, вражеские катера в целях окружения «МО-302» разделились на две группы и открыли огонь. Изрешеченный пулями и снарядами советский катер оказался в полукольце окружения. В этих условиях единственным выходом было идти на таран, и, взревев моторами, «триста второй» устремился на ближайший катер. Ошарашенный дерзостью советских моряков противник отвернул в сторону, а «МО-302», вырвавшись из окружения, поставил дымовую завесу и направился к спешившим ему на помощь с соседних линий другим катерам.
В этом неравном бою смертью храбрых погибли командир катера старший лейтенант И. Е. Сидоренко и еще 11 краснофлотцев и старшин, многие получили ранения.
...Залечив раны, «МО-302» вскоре вновь вступил в строй. Балтийцев ждали новые бои, новые испытания. Прибывший на катер новый личный состав продолжил славные боевые традиции своего корабля.
Водоизмещение полное 56,5 т, нормальное 50,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2 м, осадка 1,5 м; мощность моторов 2025 л. с.; скорость хода максимальная 26 уз, экономическая 7 уз. Вооружение: 2 45-мм орудия и 2 12,7-мм пулемета. Принимал на борт 4 якорные мины, 8 больших и 24 малые глубинные бомбы. Экипаж 22 человека. [186]