Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Краснознаменная подводная лодка «С-13»

В начале 1945 года в результате успешно проведенных Висло-Одерской и Восточно-Прусской наступательных операций советские войска освободили значительную часть Польши и были на подступах к Данцигской бухте. Прижатая к морю, вражеская группа армий «Висла» отчаянно сопротивлялась. Из Гдыни, Данцига и других портов Померанской и Данцигской бухт под покровом ночи один за другим уходили на запад транспорты с войсками и награбленным имуществом. Готовился к эвакуации и учебный дивизион подводных лодок — детище гросс-адмирала Деница.

Погрузившись 30 января на борт одного из крупнейших лайнеров пассажирского флота Германии «Вильгельм Густлоф» (25 484 тонны), гитлеровские подводники уже чувствовали себя в безопасности. Ведь в охранении лайнера были тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», миноносцы, другие корабли. Однако ночную тишину раскололи три мощных взрыва. Теплоход вздрогнул и, кренясь на борт, быстро ушел под воду. Из 6100 гитлеровцев было выловлено кораблями охранения лишь 904 человека.

Столь мастерскую торпедную атаку «Вильгельма Густлофа» произвела советская подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско.

Это была не первая победа советской подводной лодки. Заложенная 19 октября 1938 года, «С-13» 25 апреля следующего года была спущена на воду и 31 июля 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Выйдя в свой первый боевой поход 3 августа 1942 года, «С-13» под командованием капитан-лейтенанта П. П. Маланченко и политрука А. К. Соловьева 11 сентября в Ботническом заливе уничтожила транспорт. На следующий день лодкой было потоплено еще одно судно противника, а 18 сентября была одержана третья победа. В тот день «С-13» артиллерийским огнем уничтожила еще один грузовой пароход.

При возвращении в базу подводная лодка была обнаружена противолодочными силами противника. Уклоняясь от атак, она ударилась кормовой частью о грунт. Несмотря на повреждения, экипаж лодки, проявив высокое воинское мастерство, 17 октября благополучно возвратился в Кронштадт.

Во второй поход «С-13» отправилась под командованием А. И. Маринеско и опять добилась победы, уничтожив артиллерийским огнем неприятельское транспортное судно.

И вот, наконец, третий поход. После потопления «Вильгельма Густлофа» подводная лодка продолжала «охоту» в Данцигской бухте. Высокая боевая активность и настойчивость в достижении поставленной цели принесли свои результаты. В ночь на 10 февраля был обнаружен еще один конвой. Выйдя в атаку, «С-13» двухторпедным залпом [163] потопила еще один крупнотоннажный транспорт «Генерал фон Штойбен» (14 660 тонн). Вместе с ним на дно Балтийского моря отправилось около трех тысяч гитлеровских солдат и офицеров, бежавших от ударов Красной Армии.

За отличное выполнение заданий командования все члены экипажа подводной лодки были удостоены правительственных наград. 20 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка «С-13» награждена орденом Красного Знамени. Совершив четыре боевых похода и проведя в море более 140 суток, этот корабль одержал шесть блистательных побед, доведя общий тоннаж потопленных судов до 47 тысяч тонн.

Водоизмещение надводное 856 т, подводное — 1090 т; длина 77 м, ширина 6,4 м, осадка 4,04 м; мощность дизелей 4400 л. с., электромоторов — 1100 л. с.; скорость хода максимальная надводная 18,8 уз, подводная — 9,6 уз; дальность плавания над водой 9500 миль, под водой — 135 миль (экономическим ходом). Вооружение: 6 (4 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 1 100-мм и 1 45-мм орудие. Экипаж 45 человек. [164]

Гвардейский сторожевой корабль «Метель»

Закладка корабля состоялась 18 декабря 1931 года. Весной 1932 года «Метель» было решено направить на Дальний Восток. Готовые секции корпуса, надстройки, механизмы и вооружение корабля были погружены на железнодорожные платформы и перевезены по назначению. 18 сентября 1934 года, через пять месяцев после спуска на воду, над «Метелью» взвился наш Военно-морской флаг. С каждым учебно-боевым походом экипаж оттачивал свою морскую выучку и зорко стоял на защите дальневосточных границ Советского государства.

Во время боев у озера Хасан сторожевой корабль «Метель» под командованием старшего лейтенанта М. Г. Беспалова провел из Владивостока в залив Посьет три конвоя транспортов с воинскими подразделениями и боевой техникой, эвакуировал раненых, оказывая помощь экипажам поврежденных в боях самолетов.

В годы Великой Отечественной войны «Метель» неоднократно выходила в море для несения дозорной службы и проводки через минные заграждения торговых судов, а когда вновь настал час боевых действий, корабль встретил его в полной готовности.

В августе-сентябре 1945 года корабль под командованием капитан-лейтенанта Л. Н. Балякина нес дозор на подходах к главной базе флота, конвоировал десантные и транспортные суда, высаживал десанты в базы и порты противника.

Особенно отличился экипаж «Метели» 15 августа в боях за северокорейский порт Чхончжин (Сэйсин). Оказывая огневое содействие высаженному десанту, корабельные артиллеристы метким огнем сбили вражеский самолет, уничтожили бронепоезд и железнодорожный состав с боевой техникой, вывели из строя береговую батарею и прожекторную установку, разрушили восемь бетонированных укреплений и огневых точек врага и нанесли серьезные повреждения десантной барже противника, пытавшейся доставить подкрепления гарнизону.

После успешных боев за Чхончжин корабль эвакуировал оттуда во Владивосток раненых десантников и оказал помощь подорвавшемуся на минном заграждении тральщику.

18 августа «Метель» получила очередное боевое задание: совместно с торпедными катерами высадить восемьсот морских пехотинцев в другой порт Северной Кореи — Сончжинь (Одецин) и, выйдя вечером следующего дня из Чхончжиня, через полтора часа в сплошном тумане ошвартовалась у внешней стенки мола в Сончжине. Менее часа потребовалось десантникам, чтобы полностью занять этот город и водрузить над зданием управления порта советский Военно-морской флаг.

Родина высоко оценила вклад экипажа «Метели» в разгром японских империалистов. 26 августа 1945 года сторожевой корабль [165] «Метель» был преобразован в гвардейский. Указом Президиума Верховного Совета СССР шестьдесят четыре моряка корабля были награждены орденами и медалями, а его командир капитан-лейтенант Л. Н. Балякин 14 сентября был удостоен звания Героя Советского Союза.

По окончании боевых действий гвардейский корабль еще на протяжении девяти лет находился в боевом строю Тихоокеанского флота, а в конце 1954 года был переформирован в учебное судно.

Водоизмещение полное 619 т, нормальное — 530 т, стандартное — 450 т; длина 71,5 м, ширина 7,4 м, осадка 2,6 м; мощность механизмов 6290 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз, экономическая — 14 уз; дальность плавания до 1200 миль (экономическим ходом). Вооружение: 2 102-мм и 3 37-мм орудия, 3 12,7-мм пулемета, 1 трехтрубный торпедный аппарат, 2 бомбомета и 2 паравана. Принимал на борт 48 якорных мин заграждения и 30 глубинных бомб. Экипаж 108 человек. [166]

Краснознаменный крейсер «Максим Горький»

Закладка крейсера «Максим Горький» состоялась 20 декабря 1936 года, 30 апреля 1938 года он был спущен на воду, а 25 октября 1940 года принят в состав Военно-Морского Флота.

В первый же день Великой Отечественной войны крейсер направился в море для прикрытия минных постановок нашими кораблями в устье Финского залива, но утром следующего дня он подорвался на вражеской мине. Взрывом была оторвана носовая часть по 45-й шпангоут. Благодаря умелым и решительным действиям личного состава по борьбе за живучесть корабль остался на плаву и своим ходом прибыл сначала в Таллин, а затем в Кронштадт, где в исключительно короткий срок ему приварили изготовленную в Ленинграде новую носовую часть. Уже 24 августа крейсер вновь вступил в строй.

Находясь с 24 августа 1941 года в Ленинграде, «Максим Горький» принял участие в отражении сентябрьского наступления гитлеровцев на колыбель нашей революции, в разгроме войск противника под Ленинградом в январе 1944 года и в прорыве вражеской обороны на Карельском перешейке в июне 1944 года. Действуя в интересах защищавших Ленинград сухопутных войск, корабль за годы войны провел 126 артиллерийских стрельб и выпустил по живой силе, боевой технике, транспорту и инженерным сооружениям противника 2311 снарядов главного калибра. Огнем крейсера было уничтожено 2 крупных узла сопротивления, 9 долговременных укреплений, в расположении вражеских войск было вызвано большое количество пожаров и взрывов, подавлено несколько крупнокалиберных полевых батарей, взорван эшелон с боеприпасами, рассеяно и частично уничтожено много живой силы и техники. Отражая атаки гитлеровской авиации, зенитчики корабля сбили пять самолетов и аэростат заграждения [167] и нескольким самолетам нанесли повреждения.

Только в дни разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом «Максим Горький» провел 27 стрельб, обрушив на врага около тридцати тонн снарядов. От огня крейсера в расположении войск противника возникло три крупных очага пожаров и два сильных взрыва, было уничтожено два узла сопротивления, семь дзотов, рассеяно несколько подразделений пехоты.

Утром 22 марта 1944 года по трансляции корабля был передан Указ Президиума Верховного Совета СССР. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против фашистских захватчиков крейсер «Максим Горький» награжден орденом Красного Знамени.

В грозные годы Великой Отечественной кораблем командовали офицеры А. Н. Петров, И. Г. Святов, А. Г. Ванифатьев. В организации его боевых действий принимали активное участие флотские политработники офицеры Л. М. Эпштейн, Н. Н. Носов, П. С. Морозов.

В суровые дни блокады Ленинграда матросы, старшины и офицеры крейсера не только защищали город, но и занимались восстановительными работами, вводили в боевой строй свой корабль, участвовали в подъеме и восстановлении крейсера «Петропавловск» и лидера «Минск», в ремонте эсминца «Сторожевой», а также выполнили фронтовые заказы по строительству двух бронированных морских охотников и трех 152-миллиметровых артиллерийских установок для береговых батарей.

До февраля 1956 года «Максим Горький» находился в боевом строю, затем он использовался в качестве опытового судна, а еще через два года как устаревший был исключен из списков флота.

Водоизмещение полное 9792 т, нормальное — 8882 т, стандартное — 9177 т; длина 191,4 м, ширина 17,7 м, осадка 6,3 м; мощность механизмов 129 500 л. с.; скорость хода максимальная 36,1 уз, экономическая — 17,8 уз; дальность плавания 4880 миль (экономическим ходом). Вооружение: 9 180-мм, 6 100-мм и 13 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета и 6 бомбосбрасывателей. Принимал на борт до 150 якорных мин заграждения, 60 больших и 30 малых глубинных бомб. Экипаж 963 человека. [168]

Торпедный катер «ТКА-94»

5 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление Народного комиссариата по морским делам РСФСР предложило Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ) спроектировать для флота первый отечественный торпедный катер. Был нужен боевой корабль, который мог бы действовать при волнении моря до трех баллов. Легкое прикрытие защищало бы его жизненно важные части и экипаж от пуль и осколков. Кроме того, катера должны были быть достаточно компактными, чтобы помещаться на палубе крейсеров, которые доставили бы их к побережью и базам противника.

Проектированием торпедного катера в мае 1925 года занялись талантливые инженеры С. С. Четвериков, Н. В. Грибов, В. М. Петляков, А. А. Архангельский, Н. С. Некрасов. Возглавил всю эту бригаду будущий академик, создатель целой плеяды знаменитых самолетов А. Н. Туполев.

К флотскому заданию авиационники подошли творчески: материалом для корпуса катера они взяли тогдашнюю новинку — легкий дюраль, использовали мощные и легкие самолетные двигатели, а на днище катера сделали выступ — редан. Такой корабль, набрав ход, не вспарывает волны острым форштевнем, а скользит по водной поверхности. В те годы наша промышленность еще не успела освоить производство авиамоторов, поэтому 600-сильные «Райт-Тайфуны» пришлось купить за границей. Гребные валы и винты были отечественного производства.

В марте 1927 года готовый катер из мастерских ЦАГИ был погружен на железнодорожную платформу и 17 марта спущен на воду в Севастополе. За испытаниями «Первенца» — такое наименование получил этот катер — следили и А. Н. Туполев со своими коллегами из ЦАГИ, и заказчики.

Моряки были довольны. Глава приемной комиссии Ю. Шельтинга в приемном акте отметил: «ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью, и глиссер независимо от некоторых недочетов специального военно-морского характера подлежит приему в состав Военно-Морских Сил РККА». Но именно эти самые недочеты — недостаточная мореходность и слабое вооружение — помешали «Первенцу» пойти в серийное производство. Поэтому в мае 1928 года ЦАГИ был выдан заказ на постройку более совершенного катера.

Уже 3 сентября 1928 года новый АНТ-4 («Туполев») был спущен на воду. В это же время комсомольско-молодежный коллектив одного из заводов приступил к серийной постройке. До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных «Ш-4». На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но «Ш-4» был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте «Г-5». Это был новый по тем временам корабль — в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость — 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам. В следующем десятилетии было выпущено более трехсот торпедных катеров этого типа.

Они явились основой нашего москитного флота в 30-е годы, прошли огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными [169] лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев.

Об одном из катеров этого типа, малочисленный экипаж которого делал все возможное в достижении победы над врагом, пойдет наш рассказ.

Заложенный 10 января 1939 года в Ленинграде, этот корабль уже 18 июня того же года был принят от промышленности и 11 сентября под номером 173 зачислен в состав 3-го дивизиона бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота. 25 мая 1940 года катер был переведен в состав отдельного отряда торпедных катеров Охраны водного района Лиепайской военно-морской базы и переименован в «ТКА-57».

В Лиепае он встретил начало Великой Отечественной войны и уже в первый день боевых действий открыл пулеметный огонь, отражая налеты вражеской авиации. В составе отряда, которым командовал капитан-лейтенант С. А. Осипов, ставший вскоре Героем Советского Союза, он обеспечивал развертывание на боевые позиции подводных лодок и постановку оборонительных минных заграждений базовым тральщиком «Т-204» («Фугас»), а когда поступил приказ нашим войскам оставить город, он, приняв на борт представителей командования и штаба базы, убыл сначала в Вентспилс, а затем на Моонзундские острова.

Катер «ТКА-57» под командованием капитан-лейтенанта А. М. Хоруженко неоднократно совершал дерзкие набеги на вражеские коммуникации в Рижском заливе. Так, 27 августа 1941 года, следуя с тремя другими торпедными катерами, он атаковал два буксирных парохода противника и, нанеся им серьезные повреждения, вынудил выброситься на прибрежную отмель.

2 сентября, получив данные от воздушной разведки о движении неприятельского конвоя, «ТКА-57» вышел в море и после полудня, сблизившись с противником, точным ударом поразил сразу два корабля охранения, один из которых был затем добит и потоплен катерами «ТКА-67» и «ТКА-154».

Через пять дней катер был включен в 4-й дивизион бригады торпедных катеров Балтийского флота и переименован в «ТКА-94». После оставления нашими войсками Моонзунда он перешел в Кронштадт.

В 1942 году «ТКА-94» продолжал выполнять задачи по поиску кораблей и конвоев противника в Финском заливе, производил минные постановки на шхерных фарватерах, подходах к портам и базам врага, защищал коммуникации между Кронштадтом и островами в Финском заливе.

Ночью 23 августа 1943 года под командованием старшего лейтенанта В. М. Жильцова, ставшего в 1944 году Героем Советского Союза, выйдя в составе группы на очередной поиск вражеских дозорных кораблей, «ТКА-94» обнаружил финский минный заградитель «Риилахти» и произвел по нему торпедную атаку. После сильного взрыва торпед корабль противника погрузился на дно. Продолжая активные поиски неприятельских кораблей, «ТКА-94» в ночь на 5 и 6 сентября на Южном Гогландском плесе потопил два вражеских тральщика. В последнем бою «девяносто четвертый», прикрывая атаку других катеров, получил три прямых попадания 20-миллиметровых артиллерийских снарядов, взрывами которых были разбиты радиорубка и баллон дымаппаратуры. Вытекающая из него кислота стала заполнять моторный отсек едкими газами. От недостатка кислорода стали перегреваться и глохнуть моторы, но личный состав продолжал находиться на боевых постах. Тяжелораненый радиотелеграфист И. И. Макаренко сумел срастить порванную осколком антенну и поддерживал связь с командиром группы до конца боя. Командир катера, несмотря на ранение в голову, мужественно управлял кораблем и привел его в базу. В корпусе катера было обнаружено 24 пробоины.

Настал 1944 год. В эти дни балтийские катерники, действуя из передовых маневренных баз, одержали ряд блестящих побед.

Вечером 30 мая «ТКА-94» в составе 1-го гвардейского дивизиона под прикрытием авиации совершал переход с Лавенсари в Нарвский залив для перебазирования в Гакково. Неожиданно с одного из самолетов был замечен крупный отряд кораблей противника. Разбившись на две группы, советские катера под прикрытием дымовых завес устремились в атаку. Как и в предыдущих боях, удар «девяносто четвертого» был снайперским — окутавшись клубами дыма, вражеский сторожевой корабль скрылся в морской пучине. Это была шестая победа гвардейского экипажа.

...Беда пришла неожиданно. 20 июня 1944 года, направляясь на очередной поиск неприятельских кораблей и конвоев в Нарвский залив, «ТКА-94» подорвался на мине и, несмотря на героические усилия экипажа по борьбе за живучесть, затонул...

Водоизмещение полное 14,5 т; длина 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м; мощность моторов 1350 л. с.; скорость хода максимальная 50 уз. Вооружение: 2 533-мм торпеды и 2 12,7-мм пулемета. Принимал на борт 4 якорные мины. Экипаж 6 человек. [170]

Гвардейская подводная лодка «Л-3» («Фрунзевец»)

Заложенный 6 сентября 1929 года, «Фрунзевец» («Л-3») 8 июля 1931 года был спущен на воду и 5 ноября 1933 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Корабль принадлежал к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец» и был по тем временам одним из лучших в мире по вооружению и тактико-техническим свойствам.

Начав активные боевые действия против судоходства противника на Балтийском море в первые же дни Великой Отечественной войны, «Л-3» совершила семь боевых походов, проведя в море более 170 суток. В те грозные дни ею командовали офицеры П. Д. Грищенко и В. К. Коновалов, удостоенный 8 июля 1945 года звания Героя Советского Союза. В организации боевых действий «Л-3» принимали активное участие флотские политработники А. И. Баканов, М. Ф. Долматов и П. П. Иванов.

За годы войны экипажем «Фрунзевца» было одержано наибольшее количество побед среди всех подводных лодок советского Военно-Морского Флота. Только по подтвержденным данным, минным и торпедным оружием этого корабля было уничтожено 18 вражеских транспортных, вспомогательных и промысловых судов общим тоннажем около 52 тысяч тонн и 7 боевых кораблей. Нескольким кораблям и судам были нанесены серьезные повреждения.

Выполняя боевые задания, подводники «Фрунзевца» не раз демонстрировали высокое боевое мастерство. В сентябре 1942 года лодка дважды подрывалась на вражеских антенных минах, но возвращалась в базу. Однажды при выходе в торпедную атаку по конвою противника «Л-3» попала под таранный удар атакуемого транспорта. От сильного удара были погнуты и выведены из строя оба перископа, сбит репитер гирокомпаса, имелись и другие повреждения материальной [173] части, но благодаря умелым действиям экипажа и, в первую очередь штурмана лодки капитан-лейтенанта А. И. Петрова, «Л-3», форсировав под водой 73 линии минных заграждений, последней из балтийских подводных лодок в 1942 году вернулась в Кронштадт.

Особенно удачно действовал экипаж «Фрунзевца» на завершающем этапе войны. Производя активные минные постановки в юго-восточной части Балтийского моря, «Л-3» успешно использовала и торпеды. 17 апреля 1945 года в районе Риксхефта двухторпедным залпом был потоплен неприятельский транспорт «Гойя», на борту которого находилось 5385 военнослужащих вермахта, в том числе 1300 специалистов-подводников.

Родина высоко оценила боевые успехи экипажа, вручив отважным морякам 423 правительственные награды. 1 марта 1943 года «Л-3» была удостоена гвардейского звания. В память о подвигах балтийских подводников в годы Великой Отечественной войны рубка «Фрунзевца» установлена в качестве памятника на территории одной из частей дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Водоизмещение надводное 1051 т, подводное — 1327 т; длина 78,3 м, ширина 7 м, осадка 4 м; мощность дизелей 2200 л. с., электромоторов — 1050 л. с.; скорость хода максимальная надводная 14 уз, подводная — 9 уз; дальность плавания над водой 6000 миль, под водой — 135 миль (экономическим ходом). Вооружение: 6 (носовых) 533-мм торпедных аппаратов, 1 100-мм и 145-мм орудие, 20 мин. Экипаж 54 человека. [174]

Дальше