Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «М-172»

Заложенная 17 июня 1936 года под первоначальным наименованием «М-88», подводная лодка через год была спущена на воду и 11 декабря 1937 года вошла в строй. Сначала она находилась в составе Краснознаменного Балтийского флота, а 19 мая 1939 года убыла из Кронштадта и, совершив переход по Беломорско-Балтийскому каналу, 21 июня прибыла в Полярное, где под наименованием «М-172» была включена в 3-й дивизион бригады подводных лодок Северного флота.

С первого дня Великой Отечественной войны «М-172» включилась в боевые действия по нарушению судоходства противника в Заполярье и, совершив восемнадцать боевых походов, уничтожила десять вражеских транспортных судов. 21 августа 1941 года она первой среди подводных лодок Северного флота осуществила дерзкий прорыв в военно-морскую базу противника Линахамари и добилась там боевого успеха, потопив разгружавшийся у причала транспорт водоизмещением около 8 тысяч тонн.

В одном из походов, состоявшемся в мае 1942 года, подводная лодка атаковала неприятельский транспорт, шедший в охранении двух тральщиков и двух сторожевых кораблей. Решив потопить транспорт наверняка, командир повел лодку на прорыв кораблей эскорта и, поднырнув под конвой, с дистанции, не превышавшей трех кабельтовых, произвел залп.

После взрыва торпед корабли охранения в течение десяти часов преследовали победительницу. На «М-172» было сброшено 342 глубинные бомбы. Когда же, наконец, «М-172» подошла к Рыбачьему на дальность действия наших береговых батарей, вражеские корабли были вынуждены прекратить преследование и, не добившись успеха, удалиться в базу. А на причале в Полярном отважную «малютку» встречал командующий флотом вице-адмирал А. Г. Головко, вручивший всему ее экипажу правительственные награды.

За активные и умелые действия на морских коммуникациях врага подводная лодка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир капитан-лейтенант И. И. Фисанович удостоен звания Героя Советского Союза. Приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 25 июля 1943 года экипаж «М-172» был преобразован в гвардейский.

В октябре 1943 года гвардейская Краснознаменная подводная лодка «М-172» вышла в очередной боевой поход к вражеским берегам и в базу не вернулась...

Водоизмещение надводное 206,5 т, подводное — 258 т; длина 44,5 м, ширина 3,3 м, осадка 3 м; мощность дизелей 800 л. с., электромоторов — 400 л. с.; скорость хода максимальная надводная 13,2 уз, подводная — 8,2 уз; дальность плавания над водой 1880 миль, под водой — 107 миль (экономическим ходом). Вооружение: 2 (носовых) 533-мм торпедных аппарата, 1 45-мм орудие и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 20 человек. [140]

Гвардейский минный заградитель «Марти» («Ока»)

В 1941 году этому минному заградителю исполнилось сорок пять лет. Для военного корабля это уже был возраст более чем солидный, но, несмотря на это, ветеран воевал отменно.

Заложенный в 1893 году на судостроительной верфи «Бурмейстер оф Вяйн» в Копенгагене, 4 августа 1895 года он был спущен на воду и в 1896 году под наименованием «Штандарт» вступил в строй Балтийского флота в качестве императорской яхты. В то время он совершал плавания по Балтике, Черному и Средиземному морям с членами царской семьи.

В 1917 году экипаж яхты принял участие в Февральской буржуазно-демократической революции. На нем разместился тогда центральный революционный орган балтийских матросов — Центробалт. Весной 1918 года в невероятно тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где был законсервирован и сдан в порт на хранение.

После революции он был сначала переименован в «18 марта», а 28 августа 1934 года — в «Марти».

Во время Великой Отечественной войны корабль участвовал в постановке оборонительных минных заграждений в Финском заливе, в эвакуации гарнизона Ханко, поддерживал артиллерийским огнем части Красной Армии, защищавшие Ленинград. Отражая атаки гитлеровской авиации, моряки сбили шесть самолетов. В те грозные годы кораблем командовали офицеры Н. И. Мещерский, Г. С. Абашвили, П. В. Шевцов, В. С. Быков. В его боевых действиях принимали активное участие флотские политработники А. А. Коваль, А. М. Титков, С. Н. Уланов.

В одном из первых походов «Марти» следовал с полным запасом мин на борту и был атакован группой гитлеровских самолетов. Согласно инструкции корабль должен был сбросить мины за борт, так как попадание даже небольшого осколка в одну из них могло повлечь за собой катастрофу, но, уверенный в мастерстве экипажа, командир решил продолжать следование в заданный район. Риск оправдался. Метким интенсивным огнем зенитчики заградителя вынудили фашистов сбросить свой смертоносный груз в воду.

В другом походе в сентябре 1941 года «Марти» должен был выставить мины вблизи вражеских берегов. Корабль перед этим был атакован фашистскими бомбардировщиками и в неравном бою получил ряд повреждений, но все же вышел на выполнение боевой задачи. После основной постановки мин кораблю предстояло заградить узкий фарватер, проходящий между двумя выставленными ранее минными полями, по которому заградитель должен был возвращаться в Кронштадт. Однако противник обнаружил «Марти» до того, как он вышел в район постановки. По советским кораблям был открыт артиллерийский огонь. Оценив обстановку, Н. И. Мещерский принял решение ставить мины немедленно, хотя, удаляясь [141] от огня вражеской артиллерии, «Марти» закрывал себе обратный путь и возвращаться ему уже пришлось через минное поле.

Благодаря четкой работе штурмана корабля старшего лейтенанта К. М. Кононова и минера С. М. Сазоненко минный заградитель, полностью выполнив боевое задание, благополучно вернулся в Кронштадт.

3 апреля 1942 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота минный заградитель «Марти» за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и героизм экипажа первым на Балтике был удостоен гвардейского звания.

В послевоенные годы корабль-ветеран под наименованием «Ока» продолжал находиться в боевом строю Краснознаменного Балтийского флота и лишь в конце 50-х годов был исключен из списков.

Водоизмещение полное 6189 т, стандартное — 5655 т (до переоборудования — 5480 т); длина 122,3 м, ширина 15,4 м, осадка 7 м; мощность механизмов 11 426 л. с.; скорость хода максимальная 14 уз; дальность плавания 2220 миль. Вооружение: 4 130-мм, 7 76,2-мм и 3 45-мм (первоначально — 8 47-мм) орудия. Принимал на борт 320 больших якорных мин. Экипаж 390 человек. [142]

Тральщик «Змей» (яхта «Зарница»)

В октябре 1917 года вместе с другими кораблями Балтийского флота в Неву под флагом Красного Креста вошла паровая яхта «Зарница». На ее борту в Петроград для участия в Октябрьском вооруженном восстании был доставлен медицинский отряд в количестве пятидесяти человек, сформированный из врачей и медицинских сестер кронштадтского морского госпиталя и команда фельдшерской школы. Возглавлял отряд один из секретарей Кронштадтского комитета РСДРП(б) врач морского госпиталя В. И. Дешевой.

Это был, пожалуй, самый маленький корабль в славной революционной эскадре Балтийского флота. Построенная в 1914 году на Сандвикской верфи в Гельсингфорсе по заказу Военного ведомства «Зарница» служила для нужд коменданта Кронштадтской крепости.

В марте 1917 года одной из первых на Балтике «Зарница» подняла красный революционный флаг. А в январе 1918 года она была включена в качестве посыльного судна в состав плавучих средств учебного отряда флота Балтийского моря. В мае 1918 года, когда возникла угроза захвата финскими белогвардейцами форта Ино, расположенного недалеко от Кронштадта, революционное командование решило взорвать укрепления. Экипажу «Зарницы» была поставлена новая серьезная задача. Ему было приказано подойти к форту, снять с берега группу подрывников-минеров, прикрытие красноармейцев и перевезти их в Кронштадт.

И эту задачу балтийцы выполнили с честью.

«Зарница» приглянулась минерам, и в апреле 1921 года ее включили в состав 1-го дивизиона тральной дивизии Морских сил Балтийского моря. А через два месяца, 12 июня, в списках кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Флота появился тральщик с несколько странным названием — «Змей». Так с этого дня стала именоваться «Зарница».

На протяжении четырех лет корабль почти не появлялся в Кронштадте. Шло боевое траление, на период которого на «Змее» размещался штаб тральной дивизии.

С первых дней Великой Отечественной войны корабль — в боевом строю. Он нес дозоры, выполнял конвоирование транспортов, контрольное траление, проводил за тралами подводные лодки и корабли.

30 июля 1941 года во время очередного боевого похода тральщик «Змей», за пять дней до этого получивший условное литерно-цифровое наименование «Тральщик № 51», подорвался на мине и затонул. При этом погиб почти весь экипаж. Так трагически закончилась боевая жизнь этого маленького корабля, ветерана революции.

Водоизмещение полное 200 т, стандартное — 170 т; длина 38,6 м, ширина 6 м, осадка 2,8 м; мощность паровой машины 375 л. с.; скорость хода максимальная 10 уз, экономическая — 8 уз; дальность плавания 700 миль. Вооружение: 137-мм орудие, тралы. Экипаж 37 человек. [144]

Гвардейская подводная лодка «К-22»

Поход приближался к концу. До истечения срока автономного плавания оставались считанные сутки, а в торпедных аппаратах подводного крейсера «К-22» были еще не израсходованные торпеды... 9 апреля командир лодки В. Н. Котельников получил радиограмму от командующего флотом с приказом следовать в соседний район для оказания помощи подорвавшейся на вражеской мине подводной лодке «Щ-421», а если это окажется невозможным, то снять ее экипаж и взорвать поврежденную лодку.

Положение терпящей бедствие «Щ-421» было тяжелым. Лодка находилась почти у берега противника и, лишившись винтов и способности погружаться, могла стать легкой добычей для вражеских противолодочных сил. Подводники сделали все, чтобы как можно дальше отойти в море. Они сшили из чехлов паруса, натянули их на перископы, но те вскоре были сорваны шквалистым ветром, и лодку опять стало прибивать к берегу.

В этот критический момент на помощь пришла «К-22». Крупная океанская зыбь сильно затрудняла работы по взятию аварийного корабля на буксир. Наконец, он был подан, но, как только лодка дала ход, трос оборвался. Попытки буксировать «Щ-421» лагом из-за сильной бортовой качки также не удались. Взятие аварийного корабля на буксир с помощью якорь-цепи окончилось неудачей — резким рывком от удара волны вырвало кормовой кнехт. В это время в воздухе появился неприятельский самолет-разведчик, а вскоре вдали показались и противолодочные корабли.

Исчерпав все возможности для буксировки, командир «К-22» принял решение снять со «Щ-421» экипаж. Прошло несколько минут, и над тем местом, где находилась Краснознаменная «Щ-421», взметнулся громадный столб воды, окутанный черным дымом — это взорвалась торпеда, выпущенная с «К-22». Отдав последние почести погибшему кораблю, подводный крейсер погрузился под воду и на следующий день прибыл в Екатерининскую гавань. Так завершился четвертый боевой поход «К-22» и ее мужественного экипажа.

История этой подводной лодки, принадлежавшей к серии самых больших, наиболее мощных и быстроходных советских лодок довоенной постройки, началась 5 января 1938 года, когда она была заложена на одном из судостроительных заводов. 4 ноября того же года «К-22» была спущена на воду и 15 июля 1940 года вступила в строй, войдя в состав Краснознаменного Балтийского флота. В период с 22 августа по 30 октября 1941 года, выполняя постановление Государственного Комитета Обороны, лодка совершила переход с Балтики в Заполярье и вошла в состав Северного флота.

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка под командованием В. Н. Котельникова и заместителя командира по политической части Л. Н. Герасимова успешно выполнила семь боевых походов. Ею было уничтожено восемь транспортов, боевых [145] кораблей и вспомогательных судов, еще три транспорта затонули, подорвавшись на минах, выставленных «К-22».

За успешное выполнение заданий командования и мужество личного состава, проявленное в боевых походах, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года экипаж подводной лодки «К-22» был преобразован в гвардейский.

3 февраля 1943 года, выйдя в восьмой поход под командованием В. Ф. Кульбакина с заместителем командира по политической части И. М. Меламедом, гвардейская «К-22» не вернулась в базу. Вместе с отважным ее экипажем погибли командир 1-го дивизиона В. Н. Котельников, начальник политотдела бригады подводных лодок Р. В. Радун, журналист А. Мациевич.

Водоизмещение надводное 1490 т, подводное — 2104 т; длина 97,6 м, ширина 7,4 м, осадка 4,06 м; мощность дизелей 8400 л. с., электродвигателей — 2400 л. с.; скорость хода максимальная надводная 21 уз, подводная — 10,3 уз; дальность плавания над водой 14 040 миль, под водой 176 миль (экономическим ходом). Вооружение: 10 (6 носовых и 4 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 2100-мм и 245-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 20 мин. Экипаж 66 человек. [146]

Краснознаменная подводная лодка «Лембит»

Названный по имени народного героя, возглавившего борьбу эстов против немецких феодалов в Х111 веке, подводный минный заградитель «Лембит» был заложен в мае 1935 года на стапелях фирмы «Виккерс Армстронг» в Англии по заказу правительства буржуазной Эстонии и в мае 1937 года вступил в строй. В августе 1940 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В годы Великой Отечественной войны «Лембит» под командованием офицеров В. А. Полещука, А. М. Матиясевича с заместителями командира по политической части Н. Н. Собколовым, П. П. Ивановым и М. Ф. Долматовым совершил семь боевых походов и провел в море 109 суток.

«Лембит» за период войны выставил сто двадцать мин. На них подорвалось четырнадцать вражеских транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, а еще четыре крупных транспортных судна получили тяжелые повреждения.

Не отставали от минеров и торпедисты «Лембита», отправившие на дно Балтики тральщик и пять транспортов.

Двадцать пятую по счету победу «Лембит» одержал несколько необычным способом: в середине декабря 1944 года, возвращаясь в Хельсинки из похода в подводном положении, он столкнулся с фашистской подводной лодкой, караулившей наши суда на выходе из шхер. Получив тяжелый удар крепким стальным форштевнем и шеститонным литым килем советской подводной лодки, вражеская субмарина навсегда погрузилась на дно.

Исключительно суровое испытание пришлось выдержать экипажу «Лембита» в четвертом боевом походе. 14 сентября 1942 года после успешной торпедной атаки конвоя противника и потопления двух транспортов подводная лодка подверглась сильной бомбежке. От близкого взрыва глубинной бомбы противника и сотрясения корпуса последовал взрыв аккумулятор ной батареи. В третьем отсеке возник пожар, а внутрь лодки хлынула вода. Почти все находившиеся в отсеке моряки были либо ранены, либо контужены, либо отравлены газом.

Положение было критическим. Стремительно провалившись на глубину, лодка с дифферентом на корму легла на грунт. Взрывной волной разворотило радиорубку и повредило радиоаппаратуру, вывело из строя гирокомпас. Из расколотых аккумуляторных баков в трюм вылился электролит, наполнив отсек удушливым ядовитым газом.

Но балтийцы не дрогнули. Ценой неимоверных усилий аварийная партия, возглавляемая инженер-капитаном 3 ранга С. А. Моисеевым, погасила пожар и остановила поступление воды. Когда прекратилась бомбежка, начались работы по устранению повреждений и подготовке к всплытию. С наступлением [149] темноты лодка всплыла и направилась к родным берегам.

Командование высоко оценило подвиг экипажа: десять человек были награждены орденом Ленина, четырнадцать — орденом Красного Знамени, четырнадцать — орденом Красной Звезды.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка «Лембит» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы «Лембит» продолжал находиться в строю еще несколько лет, затем был выведен из боевого состава флота и переоборудован в плавучую зарядовую станцию, а в ближайшие годы встанет на берегу Таллинской бухты на пьедестал в память о подвигах балтийских подводников в годы минувшей войны.

Водоизмещение надводное 665,5 т, подводное — 853,4 т; длина 59,5 м, ширина 7,24 м, осадка 3,5 м; мощность дизелей 1200 л. с., электромоторов — 790 л. с.; дальность плавания надводная 4000 миль, подводная — 80 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 533-мм носовых торпедных аппарата (запас торпед — 8), 20 мин, 1 40-мм орудие и 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 38 человек. [150]

Дальше