Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Краснознаменный эскадренный миноносец «Незаможник»

1920 год на юге Украины начался мощным наступлением войск Юго-Западного фронта Красной Армии. Принужденные к бегству деникинцы в спешке захватывали с собой боевую технику, оружие, материальные ценности. При оставлении Николаева ими было угнано несколько недостроенных кораблей. В их числе был и спущенный на воду в 1917 году эскадренный миноносец «Занте». Быстро покидая Одессу, белогвардейцы были вынуждены бросить его и притопили на мели. Более полугода пролежал эсминец на грунте, пока в сентябре красные моряки его не отбуксировали на судостроительный завод.

Шефство над достройкой эсминца взяла Украинская комиссия незаможных селян, по призыву которой крестьяне начали сбор средств, необходимых для его достройки. В честь шефов корабль 12 апреля 1923 года был переименован в «Незаможный», а 29 апреля 1926 года — в «Незаможник». К шестой годовщине Великого Октября эсминец вступил в строй.

За время Великой Отечественной войны эсминец прошел около 46 тысяч миль, оборонял Одессу, Очаков, Севастополь и Новороссийск. В декабре 1941 года корабль участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, а в феврале 1943 года — в поддержке артиллерийским огнем высадки десанта в Южную Озерейку под Новороссийском.

В годы Великой Отечественной войны эсминцем «Незаможник» командовали офицеры Н. И. Минаев, П. А. Бобровников, Ф. В. Жиров, В. Г. Бакарджиев, В. К. Романов. В организации боевых действий эсминца принимали активное участие флотские политработники В. 3. Мотузко, М. А. Клубук, И. А. Ланчук.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом экипажем доблесть и мужество эскадренный миноносец «Незаможник» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года награжден орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы первенец черноморского флота находился в строю, а в 1949 году как устаревший был исключен из боевого состава флота.

Водоизмещение полное 1745 т, нормальное — 1361 т, стандартное — 1276 т; длина 92,75 м, ширина 9,1 м, осадка 3,8 м; мощность механизмов 29 000 л. с.; скорость хода максимальная 25 уз, экономическая — 14 уз; дальность плавания свыше 1200 миль. Вооружение: 4 102-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм, 5 37-мм и 2 20-мм орудия, 2 12,7-мм пулемета, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 4 бомбомета и 4 параван-охранителя. Принимал на борт 80 якорных мин заграждения и 42 глубинные бомбы. Экипаж 172 человека. [152]

Гвардейский монитор «Сунь Ят-Сен»

Потерпев поражение в русско-японской войне, царское правительство было вынуждено принять меры по укреплению дальневосточных границ государства. В число мероприятий, предусмотренных для решения этой задачи, вошла постройка восьми сильнейших в мире речных башенных канонерских лодок для действий в Амурском бассейне. Одна из них — «Шквал», — о которой пойдет речь, была заложена в июле 1907 года на Балтийском заводе в Петербурге и после постройки в разобранном виде по железной дороге доставлена в село Кокуй на берегу Шилки. В середине июля 1909 года состоялся спуск корабля на воду, и 3 октября 1910 года он вступил в строй.

С началом первой мировой войны, осенью 1914 года, со «Шквала» был снят один главный дизель для установки на строящейся подводной лодке, но корабль продолжал оставаться в строю.

Весной 1918 года «Шквал» нес дозорную службу в устье реки Сунгари, а в 1920 году он был захвачен японскими интервентами и угнан. Лишь в августе 1925 года Япония вернула канлодку Советскому Союзу. 16 июня 1927 года корабль был переведен в класс мониторов и назван в честь основателя Китайской компартии «Сунь Ят-сен».

Во время событий на КВЖД монитор под командованием И. Н. Никитина в октябре 1929 года активно содействовал частям Красной Армии при взятии укрепленного района и главной базы белокитайской Сунгарийской флотилии Тунцзян (Лахасусу). Метким артиллерийским огнем советского корабля были потоплены вооруженные пароходы противника «Дзян-Тай» и «Дзян-Пай» и подавлена плавучая батарея «Дун-И», ставшая трофеем советских моряков. В последующем «Сунь Ят-сен» совместно с другими кораблями Дальневосточной флотилии высаживал десант и громил белокитайские войска под Фуцзинем (Фугдином).

В дни войны с империалистической Японией монитор участвовал в высадке десантов и захвате узлов сопротивления противника Тунцзян, Фуцзинь, Цзямусы на реке Сунгари. Особенно отличился экипаж корабля при взятии нашими войсками Фуцзиньского укрепленного района. Действуя совместно с отрядом бронекатеров, «Сунь Ят-сен» метким артиллерийским огнем уничтожил пять вражеских дотов, двенадцать дзотов, склад с боеприпасами и шесть минометных батарей. В этом успехе большая заслуга принадлежит корректировочному посту монитора, возглавляемому лейтенантом А. Т. Ахполовым.

С выходом кораблей Краснознаменной Амурской флотилии в реку Сунгари «Сунь Ят-сен» продолжал выполнять боевые задачи в составе дозорно-разведывательного отряда 1-й бригады речных кораблей, обеспечивая командование флотилии разведданными о противнике. Одновременно корабль [153] перебрасывал десанты и поддерживал артиллерийским огнем их действия на берегу, оказывая помощь войскам 2-го Дальневосточного фронта в наступательных операциях.

20 августа, прибыв в Харбин, монитор участвовал в принятии капитуляции размещенного там японского гарнизона и кораблей Сунгарийской флотилии.

За смелые и решительные действия в этих боях приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 30 августа 1945 года монитор «Сунь Ят-сен» был преобразован в гвардейский, а его командир В. Д. Корнер Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 году гвардейский корабль был переименован в «Сучан», а в марте 1958 года разоружен и исключен из состава Военно-Морского Флота.

Водоизмещение полное 1100 т, нормальное — 964 т; длина 71 м, ширина 12,8 м, осадка 1,6 м; мощность механизмов 2970 л. с. скорость хода по течению реки 27 км/ч, против течения — 16,6 км/ч; дальность плавания более 11 тыс. км. Вооружение: 8 120-мм и 2 37-мм орудия, 5 12,7-мм и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 152 человека. [154]

Сторожевой корабль «Вирсайтис»

Слово «Вирсайтис» в переводе с латышского означает «вождь». Корабль с таким именем был зачислен в состав Краснознаменного Балтийского флота 19 августа 1940 года, вскоре после принятия Латвии в состав СССР.

История этого корабля началась еще в годы первой мировой войны, когда 26 июля 1917 года в Германии для кайзеровского флота был спущен на воду тральщик «М-68». 29 октября, прибыв в Рижский залив на боевое траление, он подорвался на русской мине, выставленной революционными балтийскими моряками, и получил серьезные повреждения.

В 1918 году тральщик был снят с мели спасателями германского флота и для аварийно-восстановительного ремонта отбуксирован в Ригу. 3 января 1919 года восставший пролетариат освободил город от иноземных захватчиков. Так «М-68» оказался в руках красных латышских моряков. 10 марта приказом Реввоенсовета Латвии ему было присвоено новое наименование — «Саркана Латвия» («Красная Латвия»). Вскоре был сформирован экипаж численностью 67 человек во главе с командиром, перешедшим на сторону Советской власти, бывшим прапорщиком М. М. Аникиным. Кроме экипажа на корабле размещался штаб отряда и группа минеров-подрывников в количестве 35 человек.

После падения в Риге Советской власти корабль по-прежнему стоял у стенки завода и лишь в 1921 году, переименованный в «Вирсайтис», вошел в состав флота буржуазной Латвии. Несмотря на антисоветскую пропаганду, царившую в те времена, простые латышские моряки, служившие на «Вирсайтисе», жадно слушали передаваемую из уст в уста историю красной флотилии и «Саркана Латвии».

Шли годы. 21 июня 1940 года латышский народ сверг ненавистный буржуазный режим и провозгласил у себя в республике Советскую власть. Через пять дней в 8 часов утра над «Вирсайтисом» взвился советский Военно-морской флаг. В августе под командованием капитана 2 ранга А. Мехерозе корабль был включен в состав группы тральщиков Охраны водного района Либавской военно-морской базы, а 17 октября 1940 года он был переименован в тральщик «Т-297».

Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в Риге. После оставления города нашими войсками в конце июня 1941 года он принял участие в конвоировании эвакуируемых из Усть-Двинска транспортов и боевых кораблей. 25 июля он был зачислен в Охрану водного района Береговой обороны и переформирован в сторожевой корабль с восстановлением прежнего наименования, а 29 сентября переведен во вновь формируемый отряд кораблей реки Невы. В сентябре — октябре «Вирсайтис» активно участвовал в героической обороне Ленинграда, поддерживая артиллерийским огнем сухопутные части Красной Армии.

В конце осени 1941 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования [155] корабли флота, форсируя в тяжелых ледовых условиях вражеские минные заграждения, производили эвакуацию мужественных защитников полуострова Ханко. К выполнению этой сложной задачи был привлечен и «Вирсайтис». Первый поход сторожевик совершил 20 ноября. Через три дня последовал второй выход. За два рейса корабль эвакуировал в Ленинград около пятисот защитников героического полуострова.

В канун декабря «Вирсайтис» в третий раз направился в опасное плавание и, приняв в гавани Ханко на борт еще 246 человек, 2 декабря в составе последнего отряда вышел в обратный путь. Истекали первые сутки опасного плавания. Трагедия пришла неожиданно. «Вирсайтис» подорвался на вражеских минах и через несколько минут погрузился на дно. Подошедшим нашим кораблям удалось подобрать и принять на борт лишь 96 защитников Ханко и членов экипажа «Вирсайтиса».

Водоизмещение нормальное 586 т; длина 60 м, ширина 7,5 м, осадка 2,4 м; мощность механизмов 1850 л. с.; скорость хода 16 уз; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2 85-мм и 2 57-мм орудия, 4 пулемета, тралы. Экипаж 66 человек. [156]

Учебный корабль «Комсомолец» («Океан»)

История этого необычного корабля, ранее носившего наименование «Океан», началась 28 мая 19U1 года, когда на стапелях судостроительной фирмы «Говальдсверке» в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, «Океан» в те годы был крупнейшим представителем своего класса.

Уже в 1903 году «Океан» выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов.

В первые годы плаваний на корабле создавалась нелегальная большевистская организация. В июне 1910 года на «Океане» вспыхнуло революционное выступление, поддержанное частью экипажей крейсера «Громобой» и учебного артиллерийского корабля «Петр Великий». Однако оно было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл служить кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж «Океана» одним из первых присоединился к восставшим. А когда пришел Великий Октябрь, двести пятьдесят вооруженных океанцев влились в сводный отряд балтийских моряков для участия в штурме Зимнего.

«Океан» явился первым советским кораблем, совершившим поход за границу, чтобы вывезти русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину. Германия должна была вернуть их Советской России согласно условиям Брестского мирного договора. Первую годовщину Великого Октября экипаж судна встретил в Штеттинском порту, подняв красный флаг Страны Советов.

Осенью 1922 года корабль вышел в первое мирное плавание. В море экипаж встретил радостную весть. Отмечая большие заслуги красных военных моряков по восстановлению корабля и в связи с решением V съезда РКСМ о принятии комсомолом шефства над флотом, Реввоенсовет Республики переименовал корабль в «Комсомолец».

Настало лето 1924 года. Для обеспечения практики курсантов училища комсостава в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли легендарный крейсер «Аврора» и «Комсомолец». Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские корабли вновь пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам.

Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье «Комсомолец» прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ. [157]

В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко. Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград, «Комсомолец» на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны, почти весь его экипаж сошел на берег защищать колыбель Октября, а на борту корабля в годы суровой блокады разместилась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.

В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй, и снова ожили палубы «Комсомольца». Уже к 1 мая победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его палубах и надстройках разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к ходовым испытаниям.

Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь «Комсомольца», ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, чтобы пройти все азы морских наук.

В 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму, а затем исключен из состава флота.

Старый корабль ушел в историю, но имя «Комсомолец» осталось в строю: его унаследовал один из крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Водоизмещение полное 11 897 т, нормальное — 11675 т; длина 149,4 м, ширина 17,4 м, осадка 8,4 м; мощность главных механизмов 11 064 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз, экономическая — 11 уз; дальность плавания 7000 миль. Вооружение: 4 75-мм и 2 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета. Экипаж 180 человек. [158]

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»

Заложенный 11 января 1937 года по заказу Советского правительства на стапелях итальянской фирмы «Одеро-Терни-Орландо» в Ливорно, «Ташкент» 21 ноября был спущен на воду и 6 мая 1939 года передан строителями советским морякам. 22 октября 1940 года после достройки и вооружения лидер вступил в строй.

Короткую, но небывало яркую жизнь, насыщенную героическими эпизодами, жестокими боями с врагом, прожил этот корабль.

В годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуацию раненых и мирного населения приморских советских городов, конвоирование транспортов с войсками и грузами для фронта, неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем. Входил в состав боевого охранения других кораблей. За год участия в боевых действиях «Ташкент» прошел свыше 27 тысяч миль, провел около ста артиллерийских стрельб по позициям и скоплениям немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей и большое количество боевой техники и живой силы врага. Корабль без потерь отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 тонн воинских грузов, отразил сотни атак гитлеровской авиации, сбил девять, повредил четыре самолета и потопил торпедный катер противника.

В те грозные дни «Ташкентом» командовал капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко. В организации его боевой деятельности принимали активное участие флотские политработники А. В. Сергеев, Г. А. Коновалов.

Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено шесть автомашин с пехотой и рассеяно несколько механизированных колонн неприятельских войск. Неделю спустя за отличную стрельбу по береговой батарее врага экипаж корабля получил первую благодарность от командования Одесского оборонительного района.

25–28 ноября 1941 года «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» выполнял ответственное правительственное задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян», танкеров «Туапсе», «Сахалин» и «Варлаам Аванесов», направлявшихся с Черного моря на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Пелена мокрого снега и дождя порой скрывала из видимости охраняемые суда, но, как и прежде, ташкентцы справились с заданием успешно.

Имя «Ташкента» навеки вошло в летопись героической 2 50-дневной обороны Севастополя. Его помнят и бойцы морской пехоты, и воины Приморской армии, защищавшие город, помнят и команды спасенных «Ташкентом» транспортных судов.

В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь экипаж лидера совершал [161] туда регулярные рейсы, доставляя с Кавказа сражающимся войскам подкрепления и конвоируя транспортные суда. Находясь в главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем. Так, 22–24 декабря лидер многократно открывал огонь по гитлеровцам. За три дня боев «Ташкентом» было выпущено около 800 снарядов главного калибра.

При каждом прорыве в осажденный город корабль десятки раз подвергался яростным атакам врага. Только 24 июня 1942 года комендоры лидера сбили один и повредили три самолета противника, а также уничтожили торпедный катер. Через день, в следующем рейсе, «Ташкент» зенитным огнем снова сбил фашистский самолет, а другой повредил.

В 2 часа 27 июня, приняв на борт 2300 раненых, а также эвакуирующихся советских граждан и погрузив художественные полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей флота покинул родной город.

Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 авиабомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило ряд помещений. В первом котельном отделении образовалась большая пробоина, и хлынувшая в нее вода грозила гибелью корабля. Однако находившиеся в отсеке старшина 2-й статьи В. Ф. Удовенко, краснофлотцы Ф. К. Крайнюков и М. М. Ананьев, пожертвовав жизнью, предотвратили взрыв котла. Через пробоины внутрь лидера влилось свыше 1700 тонн воды, что составляло 45 процентов его водоизмещения. Но, следуя с большим дифферентом на нос, корабль продолжал отбиваться от наседавших врагов всеми огневыми средствами. За время этого боя только спаренная кормовая 76,2-миллиметровая зенитная артустановка «Ташкента» выпустила 750 снарядов, а дивизион зенитных автоматов — 3500. Четыре бомбардировщика Ю-88, сбитые метким огнем «Ташкента», рухнули в волны Черного моря.

Израненный, но непобежденный корабль по прибытии в зону действия нашей истребительной авиации был встречен эсминцами «Бдительный», «Сообразительный» и спасательным судном «Юпитер». С их помощью он достиг Новороссийска. За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград.

1 июля «Ташкент» посетил специально прибывший в Новороссийск командующий Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Легендарный герой гражданской войны сердечно поблагодарил мужественный экипаж и представил его к гвардейскому званию. Однако гвардейский Военно-морской флаг не был поднят на «Ташкенте». В полдень 2 июля корабль, ремонтировавшийся у причала, был внезапно атакован большой группой фашистских самолетов и, получив два прямых попадания бомб, лег на грунт.

На площади Нахимова в возрожденном из пепла Севастополе на несколько десятков метров протянулась гранитная мемориальная стена. На ней высечены наименования соединений, кораблей и воинских частей, фамилии Героев Советского Союза, защищавших город-герой от фашистских захватчиков в годы минувшей войны. Одним из первых на граните начертано имя прославленного лидера эскадренных миноносцев «Ташкент». А на просторы Мирового океана вышел новейший большой противолодочный корабль — наследник славных боевых традиций легендарного лидера.

Водоизмещение полное 3200 т, стандартное — 2893 т; длина 139,8 м, ширина 13,7 м, осадка средняя 4,2 м; мощность энергетической установки 110000 л. с.; скорость хода максимальная 44 уз, экономическая — 20 уз; дальность плавания экономическим ходом до 4000 миль. Вооружение: 6 130-мм, 2 76,2-мм (с сентября 1941 г.), 6 45-мм и 8 20-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя. Принимал на борт 110 якорных мин заграждения. Экипаж 250 человек. [162]

Дальше