Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Краснознаменный линейный корабль «Октябрьская революция»

Линейный корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге и 24 сентября 1911 года спущен на воду. В конце ноября 1914 года был включен в состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.

Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе. Там же его застал Великий Октябрь.

В те незабываемые дни экипаж «Гангута» сразу же пошел за партией большевиков. Многие матросы линкора записались добровольцами в Первый Северный летучий отряд моряков Балтийского флота, деятельность которого по защите красного Петрограда была высоко оценена В. И. Лениным.

После Ледового похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918 года, когда сотни лучших линкоровцев ушли на фронт защищать завоевания революции, 9 ноября корабль был переведен из Кронштадта в Петроград для консервации вооружения и механизмов.

27 июня 1925 года линкору присвоено наименование «Октябрьская революция», а 23 июля 1926 года он вновь был включен в состав Морских сил Балтийского моря.

Во время советско-финляндской войны кораблям Краснознаменного Балтийского флота было поручено подавить огневые точки врага на островах и приморском плацдарме [127] и оказать огневую поддержку сухопутным войскам. Сотни тонн тяжелых снарядов обрушила в те дни «Октябрьская революция» на неприятеля, сокрушив своим метким огнем все назначенные цели. Родина высоко оценила боевое мастерство экипажа корабля, наградив 69 линкоровцев орденами и медалями.

В начале Великой Отечественной войны линкор был перебазирован из Таллина в Кронштадт, а в конце сентября 1941 года — в Ленинград.

Корабль принимал активное участие в обороне города. Мощным артиллерийским огнем он уничтожал немецко-фашистские войска в районах их сосредоточения, дальнобойную артиллерию на огневых позициях.

В эти тяжелые дни линкор провожал лучших своих воинов на сухопутный фронт. Первыми в район Ропши и Красного Села 21 августа убыли тринадцать корабельных корректировщиков, неделю спустя — еще десять старшин и краснофлотцев, выделенных в части Красной Армии на должности политбойцов. 9 сентября в район Ижоры вместе со снятыми с корабля четырьмя пушками противоминного дивизиона была направлена группа артиллеристов-линкоровцев в количестве 92 человек. Прошло еще восемь дней, и линкоровцы проводили на фронт батальон добровольцев из 453 человек.

Сошедшие на берег моряки с честью и достоинством пронесли имя своего корабля. Они показали образцы мужества и героизма в борьбе против ненавистного врага.

16 апреля 1943 года совершил бессмертный подвиг линкоровец старшина 1-й статьи И. И. Томбасов. Один из вражеских снарядов попал в фалшборт, и пламя пожара охватило боеприпасы. Каждое мгновение мог произойти взрыв и нанести непоправимый вред кораблю. Подбежав к месту пожара, старшина стал выбрасывать уже начавшие тлеть снаряды за борт. На отважном балтийце загорелась одежда, тело и руки покрылись волдырями, но он продолжал борьбу с огнем. Вдруг раздался взрыв. Иван Томбасов погиб смертью героя. Мужественный старшина был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Приказом командующего КБФ он был навечно занесен в списки личного состава «Октябрьской революции». Имя Томбасова было присвоено орудию, которым командовал отважный моряк.

В 1944 году линкор поддерживал соединения Ленинградского фронта в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом экипажем отвагу и мужество 22 июля 1944 года линкор награжден орденом Красного Знамени.

Тысячу сто сорок снарядов главного калибра выпустил линкор по врагу за годы войны. Он уничтожил сотни солдат и офицеров противника, десятки танков, орудий, узлов сопротивления, дотов и дзотов, сбил тринадцать и повредил три вражеских самолета. В годы войны кораблем командовали офицеры М. 3. Москаленко, Н. А. Петрищев, С. Д. Солоухин. Активно помогали командирам в организации боевых действий линкора их заместители — флотские политработники П. Я. Савин, М. Г. Немов, Ф. Е. Воспитанный.

В 1953 году линкор был переведен в состав учебных кораблей, а через три года исключен из состава флота. Славные боевые традиции героического корабля продолжают в настоящее время моряки одного из крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота и учебного корабля «Гангут». В память о подвигах экипажа «Октябрьской революции» в парке Кронштадта установлены снятые с него якоря и зенитное орудие имени И. И. Томбасова.

Водоизмещение полное 26 692 т, нормальное — 25 464 т, стандартное — 24 234 т (до модернизации — 23 000 т); длина 184,9 м, ширина 26,9 м, осадка 9,5 м; мощность механизмов 60 600 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз, экономическая — 14 уз; дальность плавания 2500 миль. Вооружение: 12 305-мм, 10 (первоначально — 16) 120-мм, 6 76,2-мм и 14 37-мм орудий, 10 12,7-мм и 89 7,62-мм пулеметов, 4 450-мм торпедных аппарата и 4 параван-охранителя. Экипаж 1411 человек. [128]

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «С-56»

Во Владивостоке на живописном берегу бухты Золотой Рог стоит необычный памятник: вмурованная в бетон, на пьедестале застыла подводная лодка. Поднятый на ее флагштоке бело-голубой Военно-морской флаг с гвардейской лентой и изображением ордена Красного Знамени, а также вписанная в алую звезду на рубке цифра побед наглядно говорят о больших заслугах экипажа в годы Великой Отечественной войны.

История «С-56» началась так же, как и у многих других кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота. Заложена была она 24 ноября 1936 года, затем по секциям перевезена во Владивосток и после сборки 25 декабря 1939 года спущена на воду. 20 октября 1941 года она была принята в состав Тихоокеанского флота.

Около года подводная лодка отрабатывала задачи боевой и политической подготовки, а 7 октября 1942 года, выполняя решение Ставки Верховного Главнокомандования по усилению боевого состава Северного флота, покинула Владивосток и отправилась в дальнее плавание. Произведя кратковременные заходы в Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор и Сан-Франциско (США), Коко-Соло (Панама), Гуантанамо (Куба), Халифакс (Канада), Рейкьявик (Исландия), Розайт, Скапа-Флоу и Лервик (Великобритания) и пройдя через девять морей и два океана более 17 тысяч миль, «С-56» 8 марта 1943 года ошвартовалась в Полярном.

Тепло встреченный подводниками-североморцами экипаж лодки под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина с заместителем [129] командира по политической части капитан-лейтенантом Д. Т. Богачевым активно включился в боевые действия в Заполярье. Уже в апреле 1943 года «С-56» открыла боевой счет.

За полтора года подводная лодка совершила восемь боевых походов, произвела двенадцать торпедных атак, в результате которых было потоплено девять вражеских транспортов и боевых кораблей. Четыре неприятельских судна получили серьезные повреждения и надолго вышли из строя.

За отличное выполнение заданий командования по уничтожению вражеских кораблей и транспортных средств, за стойкость и мужество личного состава, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года подводная лодка «С-56» награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года она была удостоена гвардейского звания. 5 ноября 1944 года ее командиру уже капитану 2 ранга Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав «С-56» был награжден орденами и медалями.

Через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны «С-56» возвратилась на Дальний Восток и продолжила службу в составе Тихоокеанского флота. Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная «С-56» была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников. А в день тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне за заслуги перед Советской Родиной решением Военного совета Краснознаменного Тихоокеанского флота «С-56» была поставлена на Корабельной набережной во Владивостоке на пьедестале Вечной славы.

Водоизмещение надводное 856 т, подводное — 1090 т; длина 77,8 м, ширина 6,43 м, осадка 4,04 м; мощность дизелей 4400 л. с., электромоторов — 1100 л. с.; скорость хода надводная 18,8 уз, подводная — 9,6 уз; дальность плавания над водой 9500 миль, под водой — 135 миль. Вооружение: 6 (4 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 1100-мм и 145-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 45 человек. [130]

Краснознаменная канонерская лодка «Усыскин»

В память об одном из отважных воздухоплавателей И. Д. Усыскине в 1934 году был назван новый буксирный пароход, только что сошедший со стапелей судостроительного завода, предназначенный для пополнения самоходного флота пароходства «Волготанкер».

Летом 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны в Сталинграде начал формироваться Учебный отряд волжских кораблей. Было решено мобилизовать семь буксиров, которые переоборудовались в канонерские лодки. В их число попал и «Усыскин». Осенью 1941 года после установки вооружения и необходимого дооборудования корабль вступил в строй и стал заниматься подготовкой специалистов для действующих флотов и флотилий.

23 октября 1941 года отряд был переформирован в Волжскую военную флотилию, и «Усыскина» сначала зачислили в 1-ю бригаду речных кораблей, а с 31 октября 1942 года — в Сталинградскую группу кораблей флотилии.

В дни битвы у стен Сталинграда «Усыскин» начал свой боевой путь. Первый боевой залп корабль произвел 18 сентября 1942 года с огневой позиции в районе Ахтубы севернее Сталинграда, действуя в интересах частей 62-й и 66-й армий, сдерживавших яростный натиск противника.

Напряженность этих жестоких боев может охарактеризовать такой факт. Уже к 28 октября, то есть менее чем за полтора месяца, носовое орудие корабля выпустило 925, а кормовое — 1275 снарядов. Весь личный состав канонерской лодки проявил отличное боевое мастерство, массовый героизм и отвагу. Особенно хорошо действовали старшины групп комендоров и радистов С. И. Дружинский и М. П. Аглодин, наводчик орудия И. Н. Бут. За участие в этих боях командир корабля капитан-лейтенант И. А. Кузнецов, заместитель командира по политической части политрук А. П. Грищен-ко и командир корректировочного поста лейтенант Н. К. Телепаев были награждены орденом Красной Звезды.

Участвуя в боевых действиях под Сталинградом, «Усыскин» провел в общей сложности 212 артиллерийских стрельб, выпустив только главным калибром 4630 снарядов. Артиллерией канонерской лодки было уничтожено свыше 650 вражеских солдат и офицеров, 19 танков, 51 автомашина, 5 артиллерийских и 9 минометных батарей, 4 отдельных орудия и 8 шестиствольных минометов, на аэродромах сожжено 4 самолета, разрушено более 40 узлов сопротивления, дзотов и блиндажей, 25 пулеметных точек, 5 складов с боеприпасами, горючим и другим имуществом.

Меткие залпы моряков были высоко оценены сухопутным командованием. Боевые стрельбы корабля были отмечены двенадцатью благодарностями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 года канонерская лодка «Усыскин» была награждена орденом Красного Знамени. [131]

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом «Усыскин» был привлечен к конвоированию и буксировке караванов судов по Волге. 4 мая 1943 года при выполнении очередного боевого задания «Усыскин» в районе Александровского переката подорвался на выставленной вражеской авиацией мине, но благодаря умелым и инициативным действиям личного состава по борьбе за живучесть остался на плаву и был отбуксирован в базу для ремонта. Однако ввиду больших повреждений 21 июня 1943 года корабль был разоружен, возвращен пароходству и исключен из списков Военно-Морского Флота, а имя его было присвоено однотипной канонерской лодке «Громов», на которой так же, как и на ее славном предшественнике, был поднят Краснознаменный Военно-морской флаг.

Водоизмещение нормальное 400 т; длина 56,4 м, ширина 8 м (с обносами — 17), осадка 1,25 м; мощность паровой машины 480 л. с.; скорость хода 10 уз; дальность плавания 1400 миль. Вооружение: 2 100-мм и 2 45-мм орудия, 1 12,7-мм и 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 76 человек. [132]

Краснознаменный линейный корабль «Севастополь»

Линейный корабль «Севастополь» был заложен 3 июня 1909 года. Это был четвертый по счету корабль в России, который носил имя столицы черноморского флота. Спуск корабля на воду произведен 16 июня 1911 года, а в ноябре 1914 года он вошел в строй.

История линкора «Севастополь» неразрывно связана с революционной борьбой трудящихся России за свержение царского самодержавия, с защитой завоеваний Великого Октября. В марте 1918 года линкор принял участие в историческом Ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В октябре 1919 года под командованием С. П. Ставицкого с комиссаром И. Н. Никитиным своей артиллерией отражал наступление войск Юденича на Петроград. В годы гражданской войны сотни линкоровцев сражались на сухопутных фронтах, громили интервентов и белогвардейцев на Севере и на Средней Волге, на Дону и под Астраханью.

31 марта 1921 года в ознаменование 50-ле-тия восстания парижского пролетариата линкору было присвоено новое наименование «Парижская Коммуна».

В 1925 году линкор принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М. В. Фрунзе к Кильской бухте. А в июле 1927 и в сентябре 1929 года на нем побывал К. Е. Ворошилов. В январе 1930 года корабль перешел в Севастополь.

В 1933–1939 годах «Парижская Коммуна» прошла модернизацию и капитальный ремонт. В годы Великой Отечественной верны линкором командовали офицеры Ф. И. Кравченко, Ю. К. Зиновьев, М. Ф. Романов. В организации его боевой деятельности принимали активное участие флотские политработники В. Г. Колодкин, Ф. Г. Возный, Г. И. Щербак. Линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям гитлеровских войск под Севастополем и на Керченском полуострове, нанеся врагу большие потери в живой силе и боевой технике. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации противника и сбито 3 самолета.

28 ноября 1941 года под Севастополем корабль обрушил на голову гитлеровцев свои первые залпы огня, нанеся противнику серьезный урон. А через месяц «Парижская Коммуна» снова подошла к Севастополю и открыла огонь по боевым порядкам врага. В этот день ею было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.

Выйдя вечером 5 января 1942 года из Новороссийска, линкор в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки левого фланга высадившейся там 44-й армии. В полночь корабль открыл шквальный огонь по скоплениям вражеских войск. Снежные заряды, тяжелые штормовые волны мешали стрельбе, но артиллеристы «Парижской Коммуны» действовали смело и решительно, выпустив за 27 минут 168 снарядов главного калибра. [135]

Огневой налет был произведен настолько внезапно, что противник не сумел организовать никакого противодействия. Стрельбы получили высокую оценку армейского командования. Гитлеровская моторизованная дивизия понесла тяжелый урон и была спешно отведена с линии фронта в тыл для переформирования.

С этого дня походы в Феодосийский залив линкор производил регулярно. Через неделю он вновь был у берегов Крыма и в интересах готовившихся высадиться в Судаке частей 44-й армии в ночь на 12 января обстрелял позиции войск противника в этом районе.

Следующий поход состоялся в конце февраля. «Парижская Коммуна» ночью произвела обстрел Феодосийского порта, на который, по данным разведки, стали базироваться гитлеровские торпедные катера. Вместе с линкором обстрел укреплений противника вели эсминцы «Безупречный» и «Бойкий». Феодосийский порт оказался надолго выведенным из строя.

Во второй половине марта 1942 года пушки корабля заговорили вновь. Зайдя в Керченский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям и скоплениям войск противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы моряки заметили, как от стволов орудий отлетали осколки металла. Это говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт. 31 мая 1943 года линкору было восстановлено наименование «Севастополь».

Находясь в базе, корабль продолжал воевать. Более 540 его воинов сошли на берег сражаться в частях морской пехоты, защищали Одессу, Москву, Севастополь, Керчь, Сталинград и Новороссийск. В августе 1943 года, накануне решительных боев за Кавказ, из личного состава артиллерийской боевой части «Севастополя» была сформирована отдельная подвижная 122-миллиметровая артиллерийская батарея, принявшая активное участие в штурме укреплений гитлеровцев у Новороссийска и на Таманском полуострове.

К концу 1943 года противник был отброшен с предгорий Кавказа, разбит под Новороссийском и изгнан с Таманского полуострова. Еще больших успехов принес 1944 год. В марте был освобожден Николаев, в апреле — Одесса и Керчь и в мае — главная база Черноморского флота — Севастополь. 29 августа силами флота был высажен морской десант в Констанце, а 9 сентября — в Варне и Бургасе.

Вместе со всем советским народом победам Красной Армии радовались и моряки «Севастополя». И вот наступил тот момент, которого с волнением ждали все черноморцы. 5 ноября, накануне 27-летия Великого Октября, линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф. С. Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд Севастополя.

Родина высоко оценила боевые успехи линкоровцев в годы Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года линейный корабль «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени.

В 1953 году корабль был переформирован в учебный линкор, а еще через три года разоружен и отправлен на разборку.

В настоящее время славные боевые традиции линкора продолжают моряки мощного ракетного крейсера «Севастополь».

Водоизмещение полное 31 275 т, нормальное — 30 395 т (до модернизации — 23 000 т) «, длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м; мощность механизмов 61 000 л. с.; скорость хода максимальная 23,5 уз, экономическая — 14 уз; дальность плавания до 2500 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм, 6 76,2-мм и 16 37-мм орудий, 14 12,7-мм пулеметов, 8 параван-охранителей. Экипаж 1546 человек. [136]

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный»

Более пятидесяти тысяч миль прошел этот корабль со времени вступления в строй. Девяносто две с половиной тысячи километров! Значительная часть этого пути пройдена сквозь минные поля, сквозь штормы и туманы, при бомбежках, интенсивном обстреле вражеских береговых батарей...

Корабль был заложен 3 марта 1939 года, 26 августа 1940 года спущен на воду и 7 июня 1941 года принят от промышленности в состав 3-го дивизиона эсминцев Отряда легких сил черноморского флота. До 25 сентября 1940 года назывался «Прозорливый».

Уже на рассвете 22 июня 1941 года орудия «Сообразительного» открыли огонь, отражая налет вражеских самолетов на Севастополь. Прошло три дня, и корабль вышел в первый боевой поход. 1 сентября эсминец вступил в неравный поединок с шестиорудийной 150-миллиметровой береговой батареей противника и, несмотря на интенсивный ответный огонь, меткими залпами вынудил ее прекратить обстрел Одесского порта.

В те суровые годы кораблем командовал С. С. Ворков. Активное участие в боевой деятельности его принимали флотские политработники Л. Т. Квашнин и Ф. А. Смирнов. За годы войны «Сообразительный» провел в море свыше трех с половиной тысяч ходовых часов без среднего и капитального ремонта. Корабль участвовал в боях под Одессой и Севастополем, Феодосией и Новороссийском, провел 56 артиллерийских стрельб и, выпустив по позициям немецко-фашистских войск 2700 снарядов главного калибра, подавил более 10 артиллерийских и минометных батарей, уничтожил до 30 танков и автомашин. 33 раза эсминец выходил в море для сопровождения транспортных судов и конвоев, проведя без потерь 59 судов, 37 раз доставлял подкрепления и производил эвакуацию раненых, женщин, детей и стариков из Одессы, Севастополя и Новороссийска. На борту «Сообразительного» было перевезено свыше 14 тысяч человек и около тысячи тонн боеприпасов, вооружения и других воинских грузов. Экипаж эсминца отразил более ста атак вражеской авиации, в которых участвовало свыше двухсот самолетов, сбил пять бомбардировщиков и торпедоносцев. Четырежды корабль привлекался к десантным и 9 раз — к набеговым действиям.

Более ста воспитанников корабля ушли добровольцами на сухопутный фронт. Среди них был артиллерист старший краснофлотец В. В. Ходырев. В марте 1944 года он в числе 67 моряков-десантников 384-го отдельного батальона морской пехоты черноморского флота и связистов одной из частей 28-й армии 3-го Украинского фронта высадился с рыбачьих шлюпок в Николаевский порт. Двое суток в составе отряда отражал отважный моряк яростные атаки врага. Более 700 гитлеровцев уничтожила горстка десантников в этих боях. В. В. Ходырев был тяжело ранен, но, когда последовала очередная атака, собрав последние силы, бросился с гранатами под фашистский танк. Мужественному черноморцу Указом Президиума [137] Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР он навечно зачислен в списки экипажа «Сообразительного».

За проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за высокую организованность и беспримерный героизм личного состава эскадренный миноносец «Сообразительный» приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 1 марта 1943 года был преобразован в гвардейский. Все члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.

В 1957 году «Сообразительный» был разоружен и стал использоваться для обеспечения боевой подготовки, а в 1966 году исключен из состава флота.

18 августа 1963 года гвардейский Военно-морской флаг взвился над одним из современных больших противолодочных кораблей, унаследовавшим имя и славные боевые традиции легендарного эсминца « Сообразительный».

Водоизмещение полное 2404 т, нормальное — 2129 т; длина 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м; мощность механизмов 54 000 л. с.; скорость хода максимальная 36 уз, экономическая — 20 уз; дальность плавания 1380 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 130-мм, 2 76,2-мм и 7 37-мм орудий, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 4 комплекта параван-тралов. Принимал на борт 58 якорных мин заграждения и 30 глубинных бомб. Экипаж 271 человек. [138]

Дальше