Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Краснознаменный лидер эскадренных миноносцев «Баку»

Лидер эскадренных миноносцев «Баку» был заложен 15 января 1935 года, спущен на воду 25 июля 1938 года и 6 мая 1940 года включен в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Тихоокеанского флота. Первоначально он назывался «Киев», 27 декабря 1939 года переименован в «Серго Орджоникидзе» и 25 сентября 1940 года — в «Баку».

15 июля — 14 октября 1942 года «Баку» одним из первых советских боевых кораблей совершил переход Северным морским путем с востока на запад и, пройдя в составе экспедиции особого назначения из Владивостока в Полярное, вошел в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота.

По прибытии в Заполярье корабль активно включился в боевые действия по защите внутренних и внешних морских коммуникаций. Им командовали в то время офицеры Б. П. Беляев и П. М. Гончар. В его боевой деятельности принимал активное участие флотский политработник И. И. Митин.

Уже в первом боевом походе по обеспечению перехода союзного конвоя, состоявшемся в конце ноября 1942 года, лидер попал в жестокий шторм. Ведя в течение нескольких суток изнурительную борьбу за живучесть корабля, экипаж его вышел из поединка со стихией победителем, и 22 ноября «Баку» самостоятельно прибыл в базу для производства ремонта.

20 января 1943 года нашей воздушной разведкой был обнаружен конвой противника. На его перехват вышли «Баку» и эсминец «Разумный» под общим командованием командира бригады эскадренных миноносцев капитана 1 ранга П. И. Колчина.

Скрытно совершив переход к вражескому побережью, отряд начал поиск и, следуя в четырех милях вдоль берега 24-узловым ходом, около полуночи в темноте обнаружил два транспорта, шедших в охранении двух кораблей. Дав полный ход и повернув на противника, советские корабли пошли на сближение. Когда дистанция сократилась до 26,5 кабельтовых, с лидера был произведен четырехторпедный залп и открыт артиллерийский огонь. После того как на первом транспорте произошел сильный взрыв, вся мощь огня лидера была перенесена на второе судно. «Разумный» в это же время вел перестрелку с одним из кораблей охранения. Вскоре противник открыл ответный огонь и, отвернув в сторону берега, начал отход под прикрытие вступивших в бой береговых батарей. Через семь минут после начала боя видимость сильно ухудшилась и, потеряв конвой из виду, «Баку» с «Разумным» взяли курс в базу.

За период участия в боевых действиях лидер прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения его транспортных средств, дважды обстрелял вражескую военно-морскую базу Варде. Корабль участвовал в огневой поддержке сухопутных войск и совместных поисках гитлеровских подводных лодок, в отражении атак авиации противника. [115]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и геройство экипажа лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.

Отгремела война, но корабль по-прежнему находился в строю. В 1949 году он был переклассифицирован в эскадренный миноносец и в 1959 году — в плавказарму, а еще через несколько лет исключен из списков флота.

Водоизмещение полное 2680 т, нормальное — 2350 т, стандартное — 2029 т; длина 127,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,2 м; мощность механизмов 66 000 л. с.; скорость хода максимальная 42 уз, экономическая — 20,5 уз; дальность плавания до 2000 миль (экономическим ходом). Вооружение: 5 130-мм, 2 76,2-мм и 6 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 параван-трала. Принимал на борт 68 якорных мин заграждения, 34 больших и 40 малых глубинных бомб. Экипаж 311 человек. [116]

Торпедный катер «ТКА-12»

В одном из районов Мурманска возле Музея Краснознаменного Северного флота застыл на кильблоках торпедный катер с цифрой «12». Тщательно выкрашенные борта, палуба и надстройки придают ему мирный, парадный вид, и лишь кое-где в его корпусе и надстройке из-под толстого слоя краски видны следы жестоких боев.

К началу Великой Отечественной войны на Северном флоте торпедных катеров не было, и лишь 1 августа 1941 года из Ленинграда в Мурманск на железнодорожных платформах было доставлено пять принятых от промышленности кораблей. После прохождения испытаний и курса боевой подготовки катера стали выходить в море для боевых действий. Несмотря на суровые климатические условия Заполярья и сильное противодействие врага, они совершали смелые рейды на коммуникации гитлеровцев и наносили врагу большие потери. Немалая доля в этих победах принадлежит и экипажу торпедного катера № 12.

11 сентября 1941 года «ТКА-12», выйдя под командованием младшего лейтенанта А. О. Шабалина в паре с «ТКА-11» на перехват обнаруженного нашими постами вражеского конвоя, прорвавшись сквозь завесу артиллерийско-пулеметного огня, метким торпедным ударом отправил на дно переоборудованный из рыболовного траулера конвойный корабль. Это была первая победа катерников-североморцев в годы войны.

Еще большего успеха «ТКА-12 « добился три недели спустя, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный неприятельский транспорт, на борту которого следовало к линии фронта более двух тысяч гитлеровских солдат и офицеров.

За успешные действия на вражеских морских сообщениях командир катера лейтенант А. О. Шабалин, ставший к концу войны дважды Героем Советского Союза, был награжден орденом Ленина, весь остальной экипаж также был удостоен высоких правительственных наград. Дружный коллектив «ТКА-12» стал первым полностью орденоносным экипажем на Северном флоте.

С каждым походом росло боевое мастерство экипажа, после каждой успешной атаки рос боевой счет. Много различных задач пришлось выполнить торпедному катеру за годы войны. Катер высаживал и снимал разведывательно-диверсионные группы на побережье противника, выходил далеко в море для оказания помощи экипажам потерпевших аварии и подбитых в боях самолетов, конвоировал транспорты, обеспечивал боевую подготовку кораблей других соединений флота.

22 декабря 1943 года «ТКА-12» под командованием старшего лейтенанта Г. М. Паламарчука в составе тактической группы вновь вышел в Варангер-фьорд для атаки неприятельского конвоя. Сблизившись с противником на дистанцию пистолетного выстрела, катер снайперским ударом потопил один из кораблей охранения, но и сам получил повреждения. Был серьезно ранен командир корабля. Отважный североморец потерял [117] много крови, но продолжал управлять катером до тех пор, пока не вывел его в безопасный район. В госпитале хирурги извлекли из его ног более двадцати осколков. За совершенный подвиг старший лейтенант Г. М. Паламарчук был награжден орденом Красного Знамени, а через два месяца удостоен звания Героя Советского Союза.

Последняя победа была одержана «двенадцатым» 15 июля 1944 года, когда он под командованием старшего лейтенанта Л. Г. Чепелкина в районе Бек-фьорда с короткой дистанции уничтожил вражеский крупнотоннажный транспорт.

Учитывая большие боевые заслуги легендарного катера, решением начальника Главного морского штаба от 14 июня 1945 года «ТКА-12» был передан музею Северного флота. Славные боевые традиции героического экипажа катера живут.

Водоизмещение полное 35,7 т; длина 22,1 м, ширина 3,96 м, осадка 1,7 м; мощность моторов 3х850 л. с.; скорость хода максимальная 32 уз; дальность плавания 355 миль. Вооружение: 2 533-мм бугельных торпедных аппарата и 2 пулемета. Принимал на борт 12 малых глубинных бомб. Экипаж 9 человек. [118]

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Щ-402»

Эта подводная лодка 28 июня 1935 года была спущена на воду и 1 октября 1936 года под наименованием «Щ-314» вошла в состав бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Затем она была переименована в «Щ-402 « и под командованием старшего лейтенанта Б. К. Бакунина пополнила боевой состав Северного флота.

В довоенные годы «Щ-402» считалась одной из передовых на флоте. Ее экипаж неоднократно выполнял правительственные задания. В феврале 1938 года он поддерживал радиосвязь между судами экспедиции по снятию со льдины папанинцев и главной базой флота, а в апреле — мае 1939 года выходил на обеспечение беспосадочного перелета самолета В. К. Коккинаки по маршруту Москва — Северный полюс — США.

В период советско-финляндской войны подводная лодка несла дозорную службу, действовала на морских коммуникациях противника.

В годы Великой Отечественной войны «Щ-402» командовали офицеры Н. Г. Столбов, А. М. Каутский, военными комиссарами и заместителями командира по политической части были А. Б. Кочергин, Н. А. Долгополов, А. Н. Бахтиаров, Я. Р. Новиков. Подводная лодка совершила 16 боевых походов, потопив девять транспортов и боевых кораблей противника общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.

Победы экипажу давались нелегко. В марте 1942 года подводная лодка после успешной атаки неприятельского тральщика подверглась жестокой бомбежке, в результате [119] которой разошлись швы топливных цистерн. На помощь ей была выслана другая подводная лодка — «К-21», которая впервые на Севере в открытом море произвела передачу топлива на «Щ-402».

В другом походе в августе 1942 года на «Щ-402» произошел взрыв аккумуляторных батарей. Девятнадцать человек ее экипажа были убиты, несколько — получили ранения. Из командного состава в живых остался только командир электромеханической части инженер-капитан-лейтенант А. Д. Большаков, который принял на себя командование кораблем. Парторг лодки мичман Н. А. Егоров временно исполнял обязанности комиссара, а штурманский электрик Н. А. Александров — штурмана лодки. В результате взрыва электрическое управление горизонтальными рулями, вся радиоаппаратура и штурманские приборы вышли из строя.

Но и в этой, казалось бы, безвыходной ситуации североморцы не дрогнули. Четкие, самоотверженные действия позволили им привести израненную подводную лодку в базу.

За образцовое выполнение боевых заданий командования при действиях на морских коммуникациях противника и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка «Щ-402» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 25 июля 1943 года удостоена гвардейского звания. За боевые подвиги 28 членов ее экипажа были награждены орденом Красного Знамени, 46 человек — орденами Отечественной войны I и II степени, 40 человек — орденом Красной Звезды и 34 человека — медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Направляясь в очередной боевой поход, Краснознаменная гвардейская «Щ-402» погибла у северного побережья Норвегии 21 сентября 1944 года от прямого попадания авиабомбы.

Водоизмещение надводное 590 т, подводное — 707,8 т; длина 58,7 м, ширина 6,2 м, осадка 4,3 м; мощность дизелей 1600 л. с., электромоторов — 800 л. с.; скорость хода максимальная надводная 13,6 уз, подводная — 8,7 уз; дальность плавания над водой 6500 миль, под водой — 108 миль (экономическим ходом). Вооружение: 6 (4 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 2 45-мм орудия и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 40 человек. [120]

Гвардейский тральщик «Т-205» («Гафель»)

Экипаж базового тральщика Краснознаменного Балтийского флота «Т-205» («Гафель») одним из первых был преобразован в гвардейский. Заложенный 12 ноября 1937 года, «Гафель» 29 июня следующего года был спущен на воду и 21 июля 1939 года принят от промышленности в состав 1-го дивизиона тральщиков Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота.

В годы Великой Отечественной войны корабль под командованием офицеров Е. Ф. Шкребтиенко и А. В. Соколова (военные комиссары В. Н. Никифоров и В. А. Жуков) неоднократно проводил на боевые позиции подводные лодки, транспортные суда, выходил на постановку минных заграждений, участвовал в боевом тралении фарватеров и рейдов военно-морских баз, эвакуировал гарнизоны полуострова Ханко и острова Осмуссар, нес дозорную службу на подходах к рейдам и якорным стоянкам кораблей.

Только за первые шесть месяцев войны кораблем было пройдено более 11 670 миль, из них 4584 с тралами, и выполнено 70 боевых заданий. Тральщик подсек и уничтожил 30 якорных мин, выставил в водах противника 140 мин и минных защитников. За это время на борту «Т-205» было перевезено 2815 бойцов и командиров Красной Армии из отдаленных островных гарнизонов, из них 1040 человек было снято с погибающих в море кораблей и судов.

Наиболее суровые испытания пришлось выдержать тральщику в конце 1941 года, когда он в составе отрядов кораблей совершил три рейса к полуострову Ханко для эвакуации его мужественного гарнизона.

В одном из походов подорвался на минах эскадренный миноносец «Сметливый», на борту которого было несколько сот ханковцев. Выбрав параваны и развернувшись на минном поле, «Т-205» поспешил на помощь гибнущему кораблю. В темноте, под сильным обстрелом дальнобойной береговой артиллерии противника тральщик сумел ошвартоваться к кормовой части эсминца и снять с него людей.

До конца боевых действий гвардейский корабль вел свою опасную кропотливую повседневную деятельность по поддержке оперативного режима на театре.

Отгремели бои, но «Т-205» еще долгое время оставался в боевом составе Военно-Морского Флота, участвуя в очищении от мин различных районов Балтийского моря. В 1955 году он был исключен из списков флота. Теперь славные боевые традиции легендарного «Т-205» унаследовал новый гвардейский тральщик «Гафель» дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Водоизмещение полное 490 т, стандартное — 434 т; длина 62 м, ширина 7,6 м, осадка 2,4 м; мощность главных дизелей 2800 л. с.; скорость хода максимальная 18,9 уз, экономическая — 14,2 уз; дальность плавания 3400 миль (экономическим ходом). Вооружение: 1 100-мм, 1 45-мм и 1 20-мм орудие, 6 12,7-мм пулеметов, тралы и параваны. Принимал на борт 27 больших якорных мин и глубинные бомбы. Экипаж 60 человек. [121]

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий»

Заложенный 23 июля 1936 года эскадренный миноносец «Гремящий» через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев под командованием А. И. Гурина в паре с эскадренным миноносцем «Сокрушительный» по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.

В дни советско-финляндской войны «Гремящий» неоднократно выполнял задания командования по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.

На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход и открыл свой боевой счет, уничтожив вражеский бомбардировщик. Затем, выйдя вместе с эсминцами «Громкий» и «Стремительный» в Мотовский залив, «Гремящий» обрушил огонь по врагу. Гитлеровские егеря понесли тяжелый урон.

В конце августа в Баренцевом море была атакована подводной лодкой врага плавбаза «Мария Ульянова». Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан «Гремящий». Как только корабль подошел к плавбазе, конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов. На конвой было сброшено свыше двухсот авиабомб, но ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Вместе с «Гремящим» четко и слаженно действовали экипажи эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий», сторожевого корабля «Гроза». Метким огнем «Гремящего» был сбит еще один «юнкерс».

К началу весны 1942 года «Гремящий» обеспечил переходы одиннадцати союзных конвоев. В конце марта «Гремящий» и «Сокрушительный» вместе с английскими кораблями отправились для встречи очередного конвоя союзников. Свирепый шторм сильно затруднял плавание, но североморцы мужественно продолжали выполнять боевую задачу по защите транспортов. После встречи и скоротечного боя с тремя германскими эсминцами все корабли английской эскадры ушли оказывать помощь поврежденному торпедой крейсеру «Тринидад». В течение двух с лишним суток два советских корабля надежно охраняли четырнадцать транспортов от атак гитлеровских самолетов и подводных лодок.

На рассвете 31 марта шторм стал стихать. Тяжелый поход приближался к концу. И вдруг командир отделения сигнальщиков старшина 1-й статьи Н. И. Фокеев обнаружил рубку подводной лодки противника. Дав полный ход, «Гремящий» устремился в атаку. «Бомбы, товсь!», — раздалась команда. Командир отделения минеров старшина 2-й статьи П. А. Осипов и старшина команды торпедистов главный старшина И. Т. Иванов с группой краснофлотцев заняли места у кормовых бомбосбрасывателей. Сбросив первую серию глубинных бомб, эсминец лег на обратный курс для повторной атаки. После взрывов в кипящей пене всплыли «внутренности субмарины», а по поверхности моря стало расползаться большое соляровое пятно. Так от бомб «Гремящего» в студеных глубинах [125] Баренцева моря нашла свою могилу гитлеровская подводная лодка.

В конце апреля 1942 года Северным флотом был высажен тактический десант в составе отдельной бригады морской пехоты. Десантники захватили плацдарм, но, встретив превосходящие силы врага, были вынуждены перейти к обороне. Им на помощь прибыли «Гремящий» и «Сокрушительный». Два дня содрогались прибрежные скалы от взрывов снарядов советских эсминцев. Гитлеровцы понесли тяжелый урон, что позволило десантникам закрепиться на плацдарме.

1 марта 1943 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость и мужество, высокую воинскую дисциплину, организованность и беспримерный героизм экипаж эскадренного миноносца «Гремящий» был удостоен гвардейского звания.

Из месяца в месяц «Гремящий» неизменно уходил в боевые походы для проводки конвоев. Его стремительный силуэт с характерной камуфляжной окраской всегда радостно встречали моряки не только советских, но и многих союзных транспортов. За годы войны он участвовал в проводке более тысячи судов, и ни одно не было потоплено. А это — самая лучшая характеристика боевому мастерству экипажа.

Осенью 1944 года войска 14-й армии Карельского фронта перешли в решительное наступление и отбросили врага от советской границы. Существенную помощь в решении этой задачи оказал войскам Северный флот. Не был в стороне от этих боев и «Гремящий». В ночь на 10 октября с «Громким» он прибыл в Мотовский залив и, открыв шквальный огонь, нанес мощный удар по переправе противника через водный рубеж, по береговым батареям и опорному пункту.

Прошло две недели, и главный калибр корабля заговорил вновь. В составе отряда, ведя очередной поиск вражеских кораблей и конвоев у норвежского побережья, «Гремящий» вместе с лидером «Баку», эсминцами «Разумный» и «Разъяренный» в ночь на 25 октября произвел огневой налет на военно-морскую базу противника Варде. За пятнадцать минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. Их метким огнем было уничтожено три причала и несколько портовых зданий, вызвано несколько сильных взрывов и крупных пожаров.

Это были последние боевые залпы легендарного корабля. В годы Великой Отечественной войны «Гремящим» командовали офицеры А. И. Гурин (8 июля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза), Б. Д. Николаев, Е. Т. Кашеваров, Б. В. Гаврилов. Активное участие в организации боевой деятельности «Гремящего» принимали флотские политработники А. И. Рожков, Ф. А. Сумеркин, Н. Г. Белоусов, И. И. Кагарлицкий, И. 3. Диброва. Эсминец выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя в боях и походах 59850 миль, отразил 112 налетов вражеской авиации, уничтожив 14 и повредив 23 самолета. 11 раз поддерживал фланги Красной Армии и десанты Северного флота артиллерийским огнем. Обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды совместно с другими кораблями действовал на морских коммуникациях противника, потопил одну и повредил две подводные лодки.

В апреле 1956 года эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей, а еще через два года исключен из Военно-Морского Флота. На смену ему в состав Краснознаменного Северного флота прибыл современный гвардейский большой противолодочный корабль «Гремящий», унаследовавший славные боевые традиции легендарного эскадренного миноносца. Вахта «Гремящего» продолжается.

Водоизмещение полное 2380 т, нормальное — 2080 т, стандартное — 1855 т; длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; мощность главных машин 48 000 л. с.; скорость хода максимальная 37 уз, экономическая — 19 уз; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 130-мм, 2 76,2-мм и 4 37-мм орудия, 412,7-мм пулемета, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета и 2 параван-трала. Принимал на борт 56 мин, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы. Экипаж 246 человек. [126]

Дальше