Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

В огне Великой Отечественной

Разгромив белогвардейцев и интервентов в годы гражданской войны, наша страна приступила к восстановлению народного хозяйства и наряду с решением задач по подъему социалистической экономики уделяла большое внимание укреплению Вооруженных Сил. Состоявшийся в марте 1921 года X съезд партии принял решение о возрождении и укреплении Рабоче-Крестьянского Красного Флота и пополнении его преданным революции личным составом. Большую роль в выполнении этого постановления сыграл Ленинский комсомол, принявший 16 октября 1922 года на своем V съезде решение о шефстве над Военно-Морским Флотом.

Прибывшие по призыву партии на корабли, в военно-морские учебные заведения и береговые части тысячи комсомольцев дружно взялись за восстановление флота. Уже в 1922 году на просторы Балтики вышли линкор «Марат», дивизионы эсминцев и подводных лодок, учебный корабль «Комсомолец» (бывший «Океан»). Днем и ночью вели боевое траление неутомимые «пахари моря» — тральщики. К весне 1923 года на Балтике вступил в строй легендарный крейсер «Аврора», а на Черном море вышел в первое плавание крейсер «Коминтерн» («Память Меркурия»), ставшие учебными кораблями.

Боевая мощь Красного Флота росла с каждым годом. Если в 1923 году водоизмещение всех его кораблей было 82 тысячи тонн, то уже к концу 1926 года оно достигло 140 тысяч тонн. В 1924 году «Аврора» и «Комсомолец» вышли в первый дальний поход вокруг Скандинавии из Кронштадта в Архангельск и обратно. Подобные заграничные плавания советские корабли стали совершать почти ежегодно.

Быстрый рост индустриализации страны, подъем ее экономики позволил уже в декабре 1926 года приступить к постройке новых кораблей и подводных лодок. Согласно первой кораблестроительной программе, утвержденной Советом Труда и Обороны, в первую пятилетку намечалось заложить и построить 18 сторожевых кораблей типа «Ураган», 12 подводных лодок типа «Декабрист» и «Ленинец» и 36 торпедных катеров типа «Ш-4». Уже в 1932 году были созданы Морские силы на Дальнем Востоке, а год спустя — и на Севере.

В тридцатые годы нашей судостроительной промышленностью были разработаны проекты кораблей различных классов, в том числе легкие крейсера «Киров» и «Максим Горький», эскадренные миноносцы типа «Гневный» и «Сторожевой», лидеры типа «Ленинград», большие подводные лодки типа «К», средние — типа «С», «Щ» и «П», малые — типа «М», речные мониторы типа «Железняков» и «Ударный», базовые тральщики типа «Фугас», торпедные катера типа «Г-5» и «Д-3», малые охотники за подводными лодками «МО-IV». На вооружении этих кораблей была самая совершенная в то время техника, созданная советскими учеными и конструкторами. Одновременно уделялось большое внимание укреплению и развитию береговой артиллерии и морской авиации.

Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и советского народа к моменту вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Военно-Морской Флот представлял собой значительную силу. Он состоял из четырех крупных оперативных объединений — Северного, Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, — Дунайской, Пинской, Каспийской и Краснознаменной Амурской флотилий, в составе которых было 3 линейных корабля, 7 легких крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 269 торпедных катеров, 2581 боевой самолет и 260 батарей береговой обороны. [98]

С первого же часа Великой Отечественной войны и до последних ее залпов советские моряки вместе с воинами других видов Вооруженных Сил стойко и мужественно защищали первое в мире социалистическое государство. Переведенные в немедленную боевую готовность еще до начала боевых действий, флоты и флотилии организованно отразили первые удары авиации противника.

Советский Военно-Морской Флот внес достойный вклад в общее дело победы над ненавистным врагом. Более 400 тысяч военных моряков сражались на всех фронтах боевых действий, обороняли Киев и Одессу, Ленинград и Москву, Севастополь и Сталинград, сражались у стен Новороссийска и в Керчи.

Северный флот, действуя в суровых климатических условиях Заполярья, сразу же включился в упорнейшие бои на мурманском направлении с отборными горноегерскими частями германской армии. Высадками морских десантов, активными действиями подводных лодок, торпедных катеров и авиации на морских сообщениях, артиллерийской поддержкой с кораблей и бомбоштурмовыми ударами авиации по скоплениям войск, укреплениям и базам противника, отправкой на сухопутный фронт маршевых батальонов североморцы помогали войскам Карельского фронта отстоять свою главную базу Полярное и один из крупнейших на Севере незамерзающий порт Мурманск. Остановленный в первые месяцы войны на рубеже реки Западная Лица, враг был вынужден прекратить наступление в Заполярье.

Подводники Северного флота М. И. Гаджиев, И. А. Колышкин, И. Ф. Кучеренко, Н. А. Лунин, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович и Г. И. Щедрин, катерники В. Н. Алексеев, В. И. Быков, И. М. Желваков, А. И. Кисов, С. Г. Коршунович, Г. Д. Курбатов, В. М. Лозовский, Б. Т. Павлов и Г. М. Паламарчук были удостоены звания Героя Советского Союза, а командир отряда торпедных катеров А. О. Шабалин и командир авиационного полка Б. Ф. Сафонов этого высокого звания были удостоены дважды. Высокие награды Родины получили многие корабли и части флота. Подводные лодки «Д-3», «М-172», «С-56» и «Щ-402» стали гвардейскими Краснознаменными; гвардейское звание было присвоено также «К-22», «М-171», «М-174» и «Щ-422»; на флагштоках «К-21», «Л-22», «С-51», «С-101», «С-104», «Щ-403», «Щ-404» и «Щ-421» затрепетали орденские Краснознаменные Военно-морские флаги.

Советский народ не забудет бессмертные подвиги экипажей сторожевых кораблей «Туман», «Пассат» и «Бриллиант», тральщика «Т-120», ледокольного парохода «Сибиряков», до конца выполнивших свой долг перед Родиной. Славные страницы в боевую летопись Северного флота внесли моряки гвардейского эсминца «Гремящий», Краснознаменных кораблей: лидера «Баку», эскадренных миноносцев «Грозный», «Громкий» и «Куйбышев», тральщиков «Т-110» и «Т-887».

На заключительном этапе Великой Отечественной войны в октябре 1944 года Северный флот совместно с войсками Карельского фронта участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в результате которой враг был изгнан из советского Заполярья и наши войска освободили часть территории Северной Норвегии. В боях за Печенгу, Линахамари и Киркенес североморцы вновь продемонстрировали массовый героизм и высокое воинское мастерство.

С самого начала войны в сложных условиях оказался Краснознаменный Балтийский флот. Уже в первые дни балтийцы вместе с воинами Красной Армии вели упорнейшие бои за Лиепаю, обороняли Ригу и Рижский залив, в августе 1941 года стояли насмерть на подступах к главной базе флота Таллину. Неувядаемой славой покрыли себя балтийские моряки в жарких сражениях за Моонзундские острова и полуостров Ханко, в беспримерной 900-дневной героической обороне колыбели Октября Ленинграда.

Летом 1941 года, когда Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои с полчищами немецко-фашистских войск на огромной территории от Баренцева до Черного моря, авиаторы Балтики с аэродрома острова Сарема (Эзель) нанесли несколько мощных ударов по Берлину. Это был достойный ответ геббельсовской пропаганде, протрубившей на весь мир об «уничтожении» советского флота и авиации.

Навеки вошли в историю эвакуация Таллина и гарнизона Ханко. Десятки кораблей и судов, тысячи моряков военного и торгового флота погибли в этих походах. Кораблям пришлось прорываться через сплошное минное поле, под интенсивной бомбежкой и артиллерийским обстрелом, но большинство из них все же дошло до Кронштадта.

Защищая военно-морские базы и оказывая поддержку сухопутным войскам, Балтийский флот активно действовал на вражеских морских сообщениях. От ударов подводников, авиаторов, [99] катерников противник за годы войны потерял более 600 кораблей и торговых судов, около 400 судов получили тяжелые повреждения. Каждая из этих побед достигалась нелегкой ценой.

Родина высоко оценила заслуги балтийцев. Подводникам С. Н. Богораду, М. С. Калинину, В. К. Коновалову, С. П. Лисину, Е. Я. Осипову и И. В. Травкину, офицерам торпедных катеров А. И. Афанасьеву, В. П. Гуманенко, В. М. Жильцову, И. С. Иванову, С. А. Осипову, А. Г. Свердлову, В. М. Старостину, В. И. Тихонову и Б. П. Ущеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Экипажи подводных лодок «Л-3», «Щ-303» и «Щ-309» были преобразованы в гвардейские; подводные лодки «К-52», «Лембит», «С-13», «Щ-307», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323» и «Щ-406» награждены орденом Красного Знамени.

На протяжении всей войны корабли Балтики оказывали огневое содействие сухопутным войскам. Занимая позиции на Неве и в Кронштадте, линейные корабли, крейсера, эсминцы, канонерские лодки на протяжении двух с половиной лет вели сокрушающий огонь по артиллерийским и минометным батареям, укреплениям и скоплениям вражеских войск у стен Ленинграда. Их ратный подвиг во славу Родины не забыт. Линейный корабль «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький» награждены орденом Красного Знамени, эскадренный миноносец «Стойкий» («Вице-адмирал Дрозд»), минный заградитель «Марти» («Ока») и базовый тральщик «Т-205» («Гафель») удостоены гвардейского звания.

После прорыва блокады Ленинграда балтийские моряки участвовали в освобождении Прибалтики, высаживали десанты на острова в Выборгском заливе и в Моонзундском архипелаге, громили врага в Восточной Пруссии и в Курляндии, на территории Польши и завершили войну 9 мая 1945 года высадкой десанта на датский остров Борнхольм.

Тысячи подвигов совершили в годы войны моряки Черноморского флота. Уже в первые дни флотская авиация и надводные корабли нанесли мощные удары по нефтехранилищам в порту Констанца. В схватках с врагом под Одессой моряки-черноморцы совместно с войсками Приморской армии на 73 дня задержали продвижение вражеских полчищ на южном фланге советско-германского фронта. Надводные корабли флота оказывали защитникам города огневое содействие, конвоировали транспорты с подкреплениями, боеприпасами и боевой техникой, в сентябре у деревни Григорьевна высадили крупный десант, обеспечивали вывоз раненых и эвакуацию гражданского населения. Когда же Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение оставить город, флот без потерь провел операцию по эвакуации войск из Одессы. Эти части затем помогли задержать наступление гитлеровцев на Перекопском перешейке и пополнили ряды защитников Севастополя.

250 огненных дней и ночей продолжалась героическая эпопея обороны Севастополя. Отрезанный полностью с суши город-герой непоколебимо вел упорную оборону. Все эти дни действенную помощь его защитникам оказывали корабли Черноморского флота и суда Черноморского пароходства. Прорываясь сквозь огневые завесы береговых батарей, уклоняясь от многочисленных атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров противника, они доставляли севастопольцам подкрепления, топливо, продовольствие, боеприпасы, а во время разгрузок, несмотря на интенсивное противодействие авиации и артиллерии, вели мощный огонь по вражеским укреплениям. Эти опасные рейсы прошли не бесследно. В тяжелых, насыщенных драматизмом боях погибли крейсер «Червона Украина», эсминцы «Безупречный», «Свободный», базовый тральщик «Т-413» (№ 27), санитарные транспорты «Грузия», «Абхазия», «Белосток», «Сванетия» и другие суда.

В конце декабря 1941 года немецко-фашистское командование предприняло очередной штурм Севастополя. В эти критические дни Черноморский флот встал на защиту своей главной базы. Кроме участия в интенсивных воинских перевозках и огневом содействии защитникам города моряки совместно с войсками Северо-Кавказского фронта провели крупнейшую за годы войны Керченско-Феодосийскую десантную операцию, в результате которой был освобожден Керченский полуостров и сорвана попытка гитлеровцев взять Севастополь. Бессмертную славу снискали черноморцы и при обороне Кавказа. Защищая Новороссийск, Туапсе, базы и порты на побережье Азовского моря, личный состав Черноморского флота и Азовской военной флотилии показал новые образцы героизма и боевой стойкости.

Отмечая заслуги моряков-черноморцев в разгроме немецко-фашистских захватчиков, Советское правительство наградило линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков» и «Незаможник», канонерскую лодку «Красная Абхазия», базовые тральщики «Т-412» («Арсений Расскин»), «Мина», «Трал» и «Щит», санитарный транспорт «Львов» орденом Красного Знамени. Приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота крейсера «Красный Кавказ», «Красный [100] Крым», эсминец «Сообразительный», тральщик «Т-411» («Защитник») и сторожевой катер «СКА-065» были удостоены гвардейского звания.

Массовый героизм продемонстрировали моряки Черноморского Флота и Азовской военной флотилии при высадке десантов на Малую землю и в Новороссийск, на побережье Тамани и Керченского полуострова, в Николаев и при освобождении портов Болгарии и Румынии. В этих кровопролитных боях особенно отличились десантники-черноморцы Ц. Л. Куникова и К. Ф. Ольшанского, а также личный состав кораблей, осуществлявших их высадку на берег. За беспримерный героизм, мужество и отвагу многие черноморцы были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе командиры дивизионов, отрядов, звеньев и сторожевых катеров М. Г. Бондаренко, Д. А. Глухов, Г. И. Гнатенко, Ф. С. Дьяченко, И. В. Леднев, А. С. Марков и Н. И. Сипягин, катерники-азовцы А. К. Абдрахманов, В. И. Великий, К. И. Воробьев, В. Н. Денисов, П. И. Державин, Д. П. Левин, М. А. Соколов и В. Г. Ус.

В ходе Крымской наступательной операции подводные лодки, торпедные катера и авиация Черноморского флота блокировали крымскую группировку вражеских войск и активными действиями парализовали связь с портами Румынии и Болгарии. В ходе войны черноморские катерники и подводники показали себя мастерами торпедных атак. Особенно умело и решительно действовали катерники А. Ф. Африканов, А. Г. Кананадзе, С. Н. Котов, К. Г. Кочиев, А. И. Кудерский, Б. М. Першин, В. С. Пилипенко, М. П. Подымахин, А. Р. Рогачевский, А. А. Сутырин, А. Е. Черцов и И. П. Шенгур, командиры подводных лодок Б. А. Алексеев, М. В. Грешилов, Я. К. Иосселиани, А. Н. Кесаев и М. И. Хомяков, удостоенные звания Героя Советского Союза, а также экипажи гвардейских подводных лодок «М-35», «М-62», «С-33», «Щ-205» и «Щ-215», Краснознаменных «А-5», «Л-4», «М-111», «М-117», «Щ-201» и «Щ-209».

Величественны подвиги моряков Волжской, Пинской, Беломорской, Азовской, Ильменской, Чудской, Онежской, Краснознаменных Каспийской и Ладожской, Краснознаменной, ордена Ушакова Днепровской и Краснознаменной, орденов Нахимова и Кутузова Дунайской флотилий. Артиллерийской поддержкой частей Красной Армии, обеспечением переправ войск и боевой техники через водные рубежи, высадками десантов, доставкой боеприпасов и различного снаряжения, обеспечением безопасности внутренних коммуникаций они внесли достойный вклад в дело победы над ненавистным врагом.

На Дальнем Востоке в боевых действиях, развернувшихся в августе — сентябре 1945 года против японских империалистов, активно участвовали Тихоокеанский флот, Северо-Тихоокеанская и Краснознаменная Амурская военные флотилии. В этих боях военные моряки высадками десантов и артиллерийской поддержкой помогли войскам 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов разгромить миллионную японскую Квантунскую армию и принудить ее и корабли Сунгарийской флотилии к безоговорочной капитуляции. Сторожевые корабли «Метель» и «ЭК-2», минный заградитель «Охотск», тральщики «Т-278» и «Т-281» Тихоокеанского флота, амурские мониторы «Свердлов» и «Сунь Ят-сен», канонерские лодки «Красная звезда» и «Пролетарий» стали гвардейскими, а тихоокеанские эсминец «Войков», сторожевой корабль «Киров», тральщики «Т-275» и «Т-525», большие охотники за подводными лодками «БО-303» и «БО-305» награждены орденом Красного Знамени.

Советский народ никогда не забудет подвиг Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне. Воздавая должное массовой отваге и мужеству матросов, старшин и офицеров в годы войны, Л. И. Брежнев писал: «Разве можно не сказать о героизме и мужестве наших славных орлов-моряков, чьи подвиги на Черном и Балтийском морях, в холодных волнах Северного Ледовитого океана и на тихоокеанских просторах вписали незабываемые страницы в историю Великой Отечественной войны?»

Отгремели бои. В результате научно-технической революции советский Военно-Морской Флот стал ракетно-ядерным, океанским. В далекое прошлое ушли корабли — участники былых боев и сражений. Но их слава живет, как святая святых сохраняются их революционные и боевые традиции военными моряками нынешнего поколения. И как символы бессмертия и незыблемости этих традиций на бортах современных кораблей золотом горят славные имена: «Азов» и «Варяг», «Стерегущий» и «Очаков», «Керчь» и «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Гремящий», «Октябрьская революция» и многие десятки других, навеки вошедших в историю нашей великой Советской державы. [101]

Гвардейский крейсер «Красный Крым»

11 ноября 1913 года в Ревеле был заложен новый крейсер «Светлана». Спущен на воду 8 ноября 1915 года. В октябре 1917 года прибуксирован в Петроград. 5 февраля 1925 года кораблю присвоено новое имя — «Профинтерн», а 1 июля 1928 года он был передан Морским силам Балтийского моря. В начале 1930 года корабль перешел в Севастополь. 5 ноября 1939 года он был переименован в «Красный Крым».

21 августа 1941 года, приняв топливо и боезапас, «Красный Крым» в охранении эсминцев «Фрунзе» и «Дзержинский» направился к линии фронта в Одессу. 462 снаряда главного калибра корабля было обрушено на противника. Командование Отдельной Приморской армии высоко оценило боевую стрельбу «Красного Крыма», объявив всему экипажу крейсера благодарность. Там же, под Одессой, корабль принял участие в высадке первого на Черном море десанта. В этом десанте большое мужество проявили моряки крейсера старшина барказа И. И. Дибров, крючковой А. М. Прохоренко, моторист Д. Ф. Гаркуша, пулеметчики В. С. Игнатов и И. П. Щербина.

В ожесточенных боях за Севастополь «Красный Крым» в ноябре — декабре 1941 года провел 18 артиллерийских стрельб.

Командование флота высоко оценило действия артиллеристов «Красного Крыма». Высоких правительственных наград были удостоены старший лейтенант В. Ф. Литвинчук, лейтенанты Н. И. Гузяр (посмертно) и Б. В. Философов, мичман С. И. Бакалов, старшины В. Г. Кравченко, Д. Ф. Трофименко, Ф. 3. Козюр, П. М. Левченко, краснофлотец И. И. Чаплин.

58 боевых заданий выполнил «Красный Крым» за годы войны под командованием капитана 1 ранга А. И. Зубкова. В боевой деятельности корабля принимали активное участие флотские политработники Ф. П. Вершинин, Ф. Г. Возный, Т. 7. Бут, Г. И. Фомин. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям и укреплениям немецко-фашистских войск, уничтожив 4 артиллерийские и минометные батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя, высадил на берег, занятый противником, около 10 тысяч бойцов и командиров в составе десантов, отразил свыше двухсот атак гитлеровских самолетов.

За смелые и решительные действия при высадке десантов в Григорьевку, Феодосию, Судак и Алушту, за мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, крейсер «Красный Крым» приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота № 137 от 18 июня 1942 года удостоен гвардейского звания.

После окончания боевых действий на Черном море корабль был передан в отряд учебных кораблей.

Имя прославленного крейсера присвоено новому большому противолодочному кораблю Краснознаменного Черноморского флота, на котором 5 декабря 1970 года в торжественной обстановке был поднят гвардейский Военно-морской флаг.

Водоизмещение полное 7999 т, нормальное — 7190 т, стандартное — 6839 т; длина 158,4 м, ширина 15,4 м, осадка 5,7 м; мощность механизмов 46 300 л. с.; скорость хода максимальная 29 уз, экономическая — 14 уз; дальность плавания 1200 миль (экономическим ходом). Вооружение: 15 130-мм, 4 100-мм, 4 45-мм и 10 37-мм орудий, 7 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных торпедных аппарата и 2 комплекта параван-тралов. Принимал на борт до 100 якорных мин и 30 глубинных бомб. Экипаж 852 человека. [102]

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

История этого корабля началась накануне первой мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве состоялась закладка двух легких крейсеров. Одному из них, ставшему впоследствии «Красным Кавказом», было присвоено наименование «Адмирал Лазарев». Корпус корабля был спущен на воду лишь 8 июня 1916 года, однако в царское время так и не был достроен. Совершенно заброшенный, он стоял у достроечной стенки завода. Лишь в сентябре 1927 года на палубу покрытого ржавчиной и поросшего бурьяном крейсера вновь взошли рабочие-судостроители, инженеры и красные военморы. Но прошло еще более четырех с лишним лет, прежде чем корабль, переименованный 14 декабря 1926 года в «Красный Кавказ», отошел от причала завода. Успешно пройдя все стадии приемных испытаний, заново выстроенный крейсер 25 января 1932 года вступил в строй.

В 1933 году «Красный Кавказ» вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.

В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием офицеров А. М. Гущина и В. Н. Ерошенко успешно громил полчища немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском.

Впервые главный калибр корабля заговорил во весь голос 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.

Утром 21 сентября «Красный Кавказ» принял на борт 696 бойцов и командиров 3-го Черноморского полка морской пехоты и под флагом командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С. Г. Горшкова во главе отряда кораблей вышел в море. Отряду предстояло прибыть к деревне Григорьевка и на рассвете следующего дня произвести высадку тактического десанта. Не встречая сопротивления врага, наши корабли ночью начали высадку войск, открыв по берегу сокрушительный артиллерийский огонь.

К 4 часам утра, выполнив боевую задачу, «Красный Кавказ» снялся с якоря и пошел в Севастополь.

Первую половину октября 1941 года крейсер провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск Одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.

Наиболее яркой страницей в истории этого легендарного корабля, пожалуй, является его участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 28 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, «Красный Кавказ» во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл шквальный огонь по портовым сооружениям, железнодорожной станции и причалам. Крейсер с ходу начал швартовку к мористой стенке Широкого мола, но резкий шквальный ветер, достигший шести баллов, отжимал корпус корабля от причала. Вражеские снаряды и мины рвались рядом у борта, осыпая крейсер градом осколков. Следующая попытка завести швартов с помощью барказа также не принесла успеха. Тогда командир крейсера решил осуществить швартовку не с внешней, а с внутренней стороны брекватера. Отработав машинами задний ход, «Красный Кавказ» медленно направился в гавань, в самую гущу огня. Прямым попаданием мины разворотило сигнальный мостик. Пламя охватило корабль. Тем временем десантники по выброшенному с левого борта трапу прыгали [105] на подходящие катера и барказы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели интенсивный огонь по амбразурам огневых точек врага. Вторая артиллерийская башня в считанные минуты разметала колонну танков, направлявшуюся к порту. Залпами другой башни был взорван большой склад боеприпасов, а универсальными установками подожжены железнодорожные цистерны с бензином.

С рассветом бой в Феодосии еще больше усилился. К стрельбе по кораблям, стоявшим на рейде и у причалов, подключилась крупнокалиберная береговая батарея врага, установленная на мысе Ильи. С каждой минутой стоянка у мола становилась опасней. За два часа в крейсер попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров. В бортах и надстройках зияли пробоины, заделанные подручными средствами, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю.

На следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание, «Красный Кавказ» ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт 12 зенитных орудий, 10 грузовиков, 2 тягача и 1200 человек личного состава Красной Армии, утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту.

Быстро подав швартовы, матросы немедленно приступили к разгрузке. Вот корабельной стрелой поднята последняя пушка, но в эту минуту в воздухе показалось 6 фашистских бомбардировщиков. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, один из них прорвался сквозь завесу снарядов, но тут же упал в воду. Через несколько секунд такая же участь постигла и второго стервятника. Но все же 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корпуса образовались 3 громадные пробоины, и он стал наполняться водой.

Не успел крейсер выйти на рейд, как был атакован большой группой «юнкерсов». Весь израненный, «Красный Кавказ» вновь вступил в неравную схватку с врагом. Но вот еще одна бомба взорвалась рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Корабль принял около двух тысяч тонн забортной воды, осадка увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах. Почти целые сутки в таком состоянии находился «Красный Кавказ», пока сквозь шторм и пургу не пришел в Туапсе, а через два дня — в Поти для ремонта.

3 апреля 1942 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота экипаж «Красного Кавказа» был удостоен гвардейского звания.

К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 — по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в минно-заградительных действиях. Пройдя около 14 тысяч миль, «Красный Кавказ» перевез более 25 тысяч бойцов и командиров Красной Армии, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов боеприпасов, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия главного и универсального калибра крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила и подавила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, рассеяла и истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов гитлеровской авиации и сбили 3 самолета.

К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Прошло несколько месяцев, и «Красный Кавказ», возглавляя отряд корабельной поддержки, обеспечил высадку десанта у Новороссийска.

Отгремели бои.

...Более четверти века прошло с тех пор, как ушел в отставку легендарный корабль, но его слава живет в делах матросов, старшин и офицеров экипажа гвардейского большого противолодочного корабля, унаследовавшего гордое имя и славные боевые традиции «Красного Кавказа».

Водоизмещение полное 9030 т; длина 169,5 м, ширина 15,7 м, осадка 6,6 м; мощность механизмов 55 000 л. с.; скорость хода максимальная 29 уз. Вооружение: 4 180-мм, 12 100-мм, 2 76,2-мм, 4 45-мм и 10 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета. Принимал на борт до 100 мин заграждения и 40 глубинных бомб. Экипаж 878 человек. [106]

Линейный корабль «Марат» («Петропавловск»)

Вся жизнь и боевая деятельность этого корабля была неразрывно связана с Ленинградом. Здесь он родился, здесь же прошли его «юностью и «зрелые» годы. Именно при защите этого города прогремела боевая слава линкора.

«Петропавловск» был заложен на стапелях Балтийского завода 3 июня 1909 года и в декабре 1914 года покинул стенку родного завода.

Когда в Гельсингфорсе моряки-петропавловцы узнали о свержении царского самодержавия, они одними из первых перешли на сторону революции.

Ряды большевистской ячейки линкора быстро росли, и уже к апрелю 1917 года она стала насчитывать свыше 160 человек. «Петропавловск» стал оплотом большевиков в борьбе за победу пролетарской революции. Накануне Октябрьского восстания сто вооруженных матросов линкора убыли по железной дороге в столицу, еще несколько десятков человек прибыли в Петроград на боевых кораблях. Верный революционным традициям, линкор «Петропавловск» все годы гражданской войны шел единственным курсом, начертанным В. И. Лениным — курсом Великого Октября.

В борьбе против контрреволюционного мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь артиллерия «Петропавловска» была одной из решающих сил революции. Срочно выйдя на Большой Кронштадтский рейд, корабль вместе с линкором «Андрей Первозванный» на протяжении двух с лишним суток подавлял главным калибром огонь батарей Красной Горки.

Отмечая заслуги экипажа линкора в этих событиях, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вручил «Петропавловску» Почетное революционное Красное знамя. [107]

По просьбе экипажа 31 марта 1921 года «Петропавловск» был назван «Маратом». 14 февраля 1923 года на «Марате» состоялось общее собрание личного состава, на котором моряки единогласно избрали почетным членом экипажа линейного корабля вождя революции Владимира Ильича Ленина.

Зимой 1939 года разразилась советско-финляндская война. И вновь, как и в годы гражданской войны, главный калибр «Марата» заговорил на полную мощность. Оказывая огневое содействие войскам Красной Армии, линейный корабль успешно сокрушал вражеские укрепления.

В 4 часа 22 июня 1941 года звонки колоколов громкого боя разбудили экипаж корабля. К Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Так началась для «Марата» война с германским фашизмом. А уже следующей ночью линкор первым на Балтике открыл боевой счет, сбив два самолета.

16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и двадцать семь пикирующих бомбардировщиков противника одновременно нанесли удар по «Марату». Возглавляемый коммунистом Н. Е. Сухаревым личный состав зенитного дивизиона мужественно отражал налет стервятников, а главный и универсальный калибры в то же время подавляли батареи врага. Стойко и решительно действовали старшины батарей А. Е. Беляков, Н. В. Корбань, В. А. Котов, П. Н. Полежай, комендоры Н. И. Агеев, Т. И. Воробьев, И. И. Мурашко и другие. От меткого огня зенитчиков один за другим вспыхнули три «юнкерса». Но и линкор получил повреждения. В ночь на 17 сентября, снявшись с якоря, «Марат» ушел на ремонт.

Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Главной целью у них был стоявший у причала «Марат». Взрывы бомб следовали один за другим. Каскады осколков и щебня то и дело обрушивались на корабль. С пронзительным лязгом и грохотом отделилась и обрушилась в воду вся носовая надстройка, полетела за борт многотонная первая башня, отломилась и исчезла в волнах носовая оконечность линкора. Смертью храбрых погибли на командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, комиссар П. К. Чернышенко, старший помощник капитан 2 ранга В. С. Чуфистов и еще более трехсот человек экипажа.

Но «Марат» не погиб. Оставшиеся в живых моряки сумели удержать линкор на плаву. Благодаря их самоотверженному труду «Марат» уже 31 октября 1941 года смог опять открыть огонь по врагу.

Тяжело раненный, но не сложивший оружия «Марат» продолжал защищать Ленинград. Только за последние два месяца 1941 года он провел около ста артиллерийских стрельб главным калибром. Метким огнем было уничтожено до 18 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, разбито 18 и подавлено 87 крупнокалиберных артиллерийских батарей, сбито шесть и повреждено восемь вражеских самолетов.

В годы Великой Отечественной войны линкором командовали офицеры Л. Е. Родичев, В. П. Васильев, В. С. Быков, А. Г. Ванифатьев, Ф. Ф. Тыршклевич, А. Л. Коляда. Активное участие в его боевой деятельности принимали флотские политработники А. П. Макаров, С. А. Барабанов, С. С. Малявин, А. И. Виткалов.

Линкор, которому 31 мая 1943 года было восстановлено прежнее наименование «Петропавловск», на протяжении всех девятисот дней блокады мужественно оборонял город-герой на Неве.

А когда настал долгожданный час перехода частей 2-й ударной армии Ленинградского фронта в решительное наступление с Ораниенбаумского пятачка, он вновь обрушил сотни снарядов на позиции врага. Только за 17 января 1944 года «Петропавловск» выпустил по отступавшему противнику 17 тонн боеприпасов. Все залпы линкора точно накрывали цель.

Водоизмещение полное 26 170 т, нормальное — 25 000 т; длина 184 м, ширина 26,9 м, осадка 9,3 м; мощность механизмов 61 000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз, экономическая — 14 уз; дальность плавания 2700 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм, 6 (первоначально — 3) 76,2-мм орудий, 26 7,62-мм пулеметов, 4 450-мм торпедных аппарата и 2 параван-охранителя. Экипаж 1286 человек. [108]

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д-3» («Красногвардеец»)

«Красногвардеец» — так называется один из первенцев советского подводного кораблестроения, закладка которого состоялась 5 марта 1927 года. Спуск корабля на воду был произведен 12 июля 1929 года и 14 ноября 1931 года он вступил в строй.

Более полутора лет подводная лодка находилась на Балтике, отрабатывая задачи боевой и политической подготовки, а с образованием Северной военной флотилии под командованием К. Н. Грибоедова в период с 26 июля по 21 сентября 1933 года по Беломорско-Балтийскому каналу совершила переход из Кронштадта в Мурманск.

Литерно-цифровое наименование «Д-3» «Красногвардейцу» было присвоено 15 сентября 1934 года. Посланная командованием в феврале 1938 года к острову Ян-Майен для обеспечения связью кораблей экспедиции по снятию со льдины папанинцев, она под командованием старшего лейтенанта В. Н. Котельникова первой из подводных лодок в течение тридцати минут осуществила подледное плавание.

В первый же день Великой Отечественной войны подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Ф. В. Константинова вышла в Баренцево море для действий на коммуникациях противника. В четвертом походе она открыла свой боевой счет, потопив 26 сентября 1941 года у Тана-фьорда неприятельский транспорт. Утром следующего дня торпедами «Д-3» был отправлен на дно танкер противника, а через три дня — еще один транспорт. Последняя победа в этом походе была одержана «Красногвардейцем» 11 октября около Конгс-фьорда, где им было потоплено вражеское транспортное судно водоизмещением около 5 тысяч тонн.

Боевой счет подводной лодки рос с каждым походом. Выйдя 22 ноября 1941 года под командованием капитана 3 ранга М. А. Бибеева в пятый поход, она за восемь дней уничтожила еще три неприятельских транспорта.

За отличное выполнение боевых заданий по нарушению судоходства противника и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка «Д-3»(«Красногвардеец») Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля 1942 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота удостоена гвардейского звания. Это был первый в составе Военно-Морского Флота корабль, удостоенный таких высоких отличий.

Моряки «Красногвардейца» продолжали бить врага по-гвардейски. В седьмом боевом походе «Д-3» потопила сторожевой корабль, а в восьмом, состоявшемся в мае 1942 года, — транспорт. Два других грузовых судна получили серьезные повреждения. Этот поход «старушки» — как любовно называли ее моряки — ознаменовался еще одним примечательным событием — все члены экипажа лодки стали коммунистами.

Прославленному экипажу гвардейской Краснознаменной «Д-3» не довелось встретить [109] радостный день Великой Победы. В конце июня 1942 года, отправившись в десятый боевой поход, лодка не вернулась в базу. Славные боевые традиции корабля продолжают североморцы-подводники нынешнего поколения гвардейской атомной подводной лодки «Красногвардеец».

Водоизмещение надводное 933 т, подводное — 1354 т; длина 76 м, ширина 6,4 м, осадка 3,8 м; мощность дизелей 2200 л. с., электромоторов — 1050 л. с.; скорость хода максимальная надводная 14 уз, подводная — 9 уз; дальность плавания над водой 7500 миль, под водой — 132 мили (экономическим ходом). Вооружение: 8 (6 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 1 100-мм и 1 45-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 53 человека. [110]

Краснознаменный крейсер «Киров»

Закладка первого крейсера, строившегося по советскому проекту, состоялась 22 октября 1935 года. Через год он был спущен на воду, а уже 26 сентября 1938 года корабль вступил в строй.

В разработке проекта и постройке крейсера участвовали коллективы десятков различных предприятий и научно-исследовательских институтов нашей страны, выдающиеся советские ученые-кораблестроители А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский, П. Ф. Папкович и другие. Над созданием артиллерийских систем главного калибра, не имевших на протяжении многих лет себе равных в мире, работали конструкторы во главе с опытным инженером Д. Ф. Устиновым, ставшим впоследствии членом Политбюро ЦК КПСС, Маршалом Советского Союза, Министром обороны СССР.

Оснащенный самой лучшей для своего времени боевой техникой и вооружением, крейсер «Киров» прошел долгий и славный боевой путь.

В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием капитанов 1 ранга М. Г. Сухорукова и С. Д. Солоухина активно участвовал в обороне Таллина и Ленинграда. В организации боевых действий корабля принимали деятельное участие флотские политработники В. П. Столяров, Ф. Е. Воспитанный, А. В. Львов.

В конце июня 1941 года корабль при содействии других сил флота совершил трудный в навигационном отношении переход из Риги в Таллин, где находился вплоть до [113] оставления города нашими войсками. Отражая атаки гитлеровских войск на главную базу флота, «Киров» в течение 23–28 августа 1941 года провел 36 артиллерийских стрельб по скоплениям войск и боевой техники противника. Меткий огонь крейсера помог защитникам города на несколько дней задержать врага. Стремясь расправиться с «Кировым», гитлеровцы ежедневно посылали для его уничтожения десятки бомбардировщиков, вели по нему огонь прямой наводкой из полевых батарей. За пять дней боев на Таллинском рейде по кораблю было выпущено более 500 крупнокалиберных артиллерийских снарядов и сброшено 326 авиабомб.

Отразив все атаки вражеской авиации, торпедных катеров и береговой артиллерии, крейсер под флагом командующего Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуц в голове каравана кораблей прорвался через густо минированный противником Финский залив и прибыл в Кронштадт. А с подходом немецко-фашистских войск к Ленинграду он стал плавучим фортом и участвовал в героической обороне города на Неве на протяжении всех 900 огненных дней.

Участвуя в обороне Таллина и Ленинграда, «Киров» только за первый год войны прошел 618,5 мили. Его артиллерией по позициям вражеских войск было выпущено 763 180-миллиметровых снаряда. За это же время зенитчики крейсера успешно отразили свыше семидесяти атак гитлеровской авиации, [113] сбив при этом шесть самолетов. Более двухсот краснофлотцев и командиров крейсера сошли на берег воевать в частях морской пехоты.

Наиболее тяжелые испытания выпали экипажу «Кирова» 24 апреля 1942 года. В тот день корабль подвергся массированному налету фашистской авиации. Избежать прямых попаданий вмерзшему в лед и не имевшему хода кораблю не удалось. Две тяжелые авиабомбы, попав в кормовую надстройку, вывели из строя обе 100-миллиметровые зенитные батареи и котлы. Были разрушены грот-мачта, дымовая труба и часть внутренних помещений. В кормовой части возник пожар. Смертью храбрых на своих боевых постах погибли командир зенитной батареи лейтенант В. Г. Киташов, главный старшина Н. И. Галахов, старшина 2-й статьи Д. С. Павлов, ранее сбивший два самолета, старший мастер завода П. Ластовенко и десятки других моряков-кировцев.

Родина высоко оценила героизм экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и отвагу личного состава крейсер «Киров» первым из надводных кораблей Краснознаменного Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.

Прошел год, и орудия «Кирова» заговорили вновь. Действуя в интересах перешедших в наступление войск Ленинградского фронта, крейсер провел четыре артиллерийские стрельбы по оборонительным сооружениям противника, нанеся ему большие потери в живой силе и технике.

В июне 1944 года при обеспечении наступления частей Красной Армии на Карельском перешейке корабль провел еще три стрельбы и разрушил два крупных узла сопротивления, входивших в состав укреплений линии Маннергейма.

В послевоенные годы прославленный крейсер продолжал находиться в боевом строю Краснознаменного Балтийского флота, а с 1961 года стал использоваться как учебный корабль. На его борту в многочисленных плаваниях и при стоянках в базах проходили морскую и штурманскую подготовку курсанты высших военно-морских училищ и учебных отрядов.

Совершая походы, «Киров» неоднократно заходил и в зарубежные порты. В 1965 и 1970 годах в составе отрядов советских кораблей по приглашению правительства Польской Народной Республики он посещал Гдыню и принимал участие в празднествах по случаю Дня моря и 25-летия Военно-морского флота ПНР.

Летом 1968 года имя крейсера «Киров» вновь появилось на страницах газет и журналов. Участвуя в маневрах братских флотов стран — участниц Варшавского Договора «Север», он был штабным кораблем. А на завершающем этапе учений, следуя под флагом главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, он принял участие в артиллерийской поддержке десанта, за что получил оценку «отлично».

Ветеран Балтики был постоянным участником морских парадов на Неве в Ленинграде. Но время берет свое. На смену устаревшим приходят другие, более совершенные корабли. Пришла очередь уйти в отставку и прославленному кораблю-ветерану. В 1975 году крейсер был исключен из состава Военно-Морского Флота.

Водоизмещение полное 9436 т, нормальное — 8600 т, стандартное — 7880 т; длина 191 м, ширина 17,7 м, осадка 6,2 м; мощность механизмов 113 000 л. с.; скорость хода максимальная 36 уз, экономическая — 18 уз; дальность плавания 3750 миль. Вооружение: 9 180-мм, 6 100-мм, 3 45-мм и 5 37-мм орудий (к лету 1942 г. количество 100-мм орудий было доведено до 8, а 37-мм автоматов — до 10; одновременно 45-мм полуавтоматы были сняты), 4 12,7-мм пулемета, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 2 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя. Принимал на борт 100 больших якорных мин и до 66 глубинных бомб. Первоначально на корабле была установлена катапульта с двумя гидросамолетами. Экипаж 724 человека. [114]

Дальше