Эскадренный миноносец «Карл Либкнехт»
Этот корабль был заложен на Сандвикской верфи в Гельсингфорсе в 1904 году под названием «Финн», через год спущен на воду и в 1906 году вступил в строй. Во время первой мировой войны миноносец в составе минной дивизии Балтийского флота участвовал во многих миннозаградительных операциях, нес дозорную службу, осуществлял конвоирование транспортов.
В августе 1917 года экипаж эсминца вынес резолюцию с требованием передачи всей власти Советам. В апреле 1918 года корабль участвовал в героическом Ледовом походе кораблей флота Балтийского моря из Гельсингфорса в Кронштадт, а осенью того же года по указанию В. И. Ленина по Мариинской системе и Волге перешел в Астрахань для борьбы с белогвардейцами и английскими интервентами на Каспийском море. Включенный в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии, эсминец в феврале 1919 года был переименован в «Карл Либкнехт».
В ночь на 5 мая 1919 года эсминец стоял на рейде возле форта Александровский, незадолго до этого освобожденного советским десантом. Радиостанцией форта была перехвачена белогвардейская телеграмма с сообщением о том, что из Петровска в Гурьев на пароходе «Лейла» вышла деникинская миссия для переговоров с Колчаком.
Получив приказание выйти в море и захватить в плен пароход, «Карл Либкнехт» снялся с якоря и вышел на поиск. Вскоре на горизонте показались два дымка, принадлежавшие «Лейле» и сопровождавшему ее английскому вспомогательному крейсеру «Президент Крюгер». Заметив встречный корабль и приняв его за свой, конвоир лег на обратный курс и возвратился в Петровск. «Карл Либкнехт» пошел на сближение с «Лейлой». Подняв сигнал с требованием остановиться и произведя предупредительный орудийный выстрел, советский эсминец спустил шлюпку с группой вооруженных матросов во главе с боцманом А. Болонкиным.
На вражеском судне началась паника. Руководитель делегации бывший военный министр Колчака и генерал-губернатор белой Одессы генерал Гришин-Алмазов и два его адъютанта застрелились, остальные белогвардейцы, бросив оружие, сдались в плен. В качестве трофеев красными моряками было взято много оружия и военного снаряжения, а также большое количество документов.
Пришла весна 1920 года. Как только на севере Каспия сошел лед, корабли Волжско-Каспийской военной флотилии приступили к активным действиям. На рассвете 4 апреля эскадренный миноносец «Карл Либкнехт» под флагом командующего флотилией покинул Петровск и в сопровождении истребителя «Зоркий» направился к форту Александровский. После двухчасового упорного боя с двумя белогвардейскими вспомогательными крейсерами он на следующий день принудил к капитуляции гарнизон форта.
В приказе Реввоенсовета Республики № 192 от 24 апреля 1920 года писалось: «Награждается Почетным Революционным Красным Знаменем миноносец Каспийской флотилии «Карл Либкнехт».
За блестящий бой у форта Александровского с двумя крейсерами противника «Милютин» и «Опыт», из которых у первого была пробита корма, и оба они спаслись бегством благодаря наступившей темноте. Результатом этого боя явилось занятие форта Александровского, причем были взяты в плен 2 генерала, 70 офицеров и 1096 казаков, а равно захвачены большие трофеи, в том числе 24 ящика серебра общим весом свыше 80 пудов, около 100 000 000 разных денежных знаков, винтовки, пулеметы и большое количество медикаментов».
Являясь флагманским кораблем, Краснознаменный эсминец в мае 1920 года принял участие в освобождении от мусаватистов Баку и в Энзелийской десантной операции Волжско-Каспийской военной флотилии, в результате которой все Каспийское море было очищено от белогвардейцев и английских интервентов.
28 декабря 1922 года «Карл Либкнехт» был разоружен и сдан в Бакинский порт на хранение, а в июле 1925 года разобран на металлолом и 1 декабря того же года исключен из списков Морских сил Каспийского моря.
Водоизмещение 620 т; длина 72,5 м, ширина 8,2 м, осадка 2,9 м; мощность механизмов 6200 л. с.; скорость хода максимальная 25 уз; дальность плавания 1020 миль (экономическим ходом). Вооружение: 2 102-мм и 1 37-мм орудие (первоначально: 2 75-мм и 6 57-мм), 4 пулемета, 3 450-мм торпедных аппарата. Принимал на борт 20 якорных мин заграждения. Экипаж 99 человек. [82]
Ордена Ленина ледокол «Ермак»
«Дедушка русского ледокольного флота», так по праву называли «Ермака» моряки. Созданный по проекту выдающегося русского ученого и флотоводца С. О. Макарова, ледокол был заложен в 1897 году по заказу России на стапелях английской фирмы «Армстронг», в октябре следующего года спущен на воду и в феврале 1899 года, направляясь в Кронштадт, вышел в первое плавание.
С именем «Ермака» связаны многие события в истории нашего флота и мореплавания. В 1900 году на «Ермаке» впервые в мире нашло применение изобретение А. С. Попова радиотелеграф.
В октябре 1917 года команда ледокола единодушно перешла на сторону Советской власти. В феврале 1918 года ледокол вывел из Таллина все способные двигаться советские корабли и привел их в Гельсингфорс, а затем обеспечил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Сейчас, спустя шестьдесят с лишним лет, трудно представить, что стало бы с Красным Балтийским флотом, не будь «Ермака». 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов провел он вместе с другими ледоколами через Финский залив, спасая достояние Советской Республики.
В 1934 году «Ермак» обеспечивал деятельность Карской и Ленской экспедиций, а через четыре года спас из ледового плена ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин», участвовал в экспедиции по эвакуации со льдины героической четверки папанинцев. Поздней осенью 1939 года ледокол пересек зону боевых действий второй мировой войны и, обойдя Скандинавию, перешел из Мурманска на Балтику. 4 октября 1941 года «Ермак» был зачислен в Отряд особого назначения Краснознаменного Балтийского флота. Ледокол участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и других гарнизонов, проводил корабли в Финском заливе, выводил подводные лодки на боевые позиции, действуя под ожесточенными бомбежками и артиллерийскими обстрелами.
В 1949 году вся страна отмечала полувековой юбилей ледокола, на его рубке засиял орден Ленина высшая награда, которой прославленное судно было удостоено за свой героический труд.
Шестьдесят пять лет находился в строю корабль-ветеран, и все эти годы он неутомимо трудился на благо Родины. В 1964 году «Ермак» был выведен из эксплуатации, но традиции его продолжаются. В 1974 году ледокольный флот нашей страны пополнился сильнейшим в мире дизель-электрическим ледоколом, на бортах которого сверкает гордое имя «Ермак».
Водоизмещение 8730 т; длина 97,5 м, ширина 21,6 м, осадка 7,3 м; мощность механизмов 9000 л. с.; скорость хода 12 уз; дальность плавания 4400 миль. Вооружение (в 1941–1944 гг.): 2 102-мм, 4 76-мм, 4 45-мм орудия, 4 пулемета. Экипаж 102 человека. [83]
Линейный корабль «Андрей Первозванный»
Линейный корабль «Андрей Первозванный» вступил в строй в 1912 году и вошел в состав бригады линкоров Балтийского флота. В боях первой мировой войны он не участвовал и до весны 1918 года стоял в Гельсингфорсе. Мирно покоясь на рейде, он всем своим видом олицетворял бессмысленность затрат миллионов рублей на его постройку. Две ажурные, витые из стальных балок и труб мачты, сделанные по образцу американских дредноутов, возвышались над его низким бортом. Вооружение, несмотря на его многочисленность, было устаревших систем, разработанных еще в прошлом веке, и вступать в бой с новейшими германскими кораблями линкору было опасно.
Впервые экипаж корабля проявил себя в дни Февральской буржуазно-демократической революции. Вечером 3 марта 1917 года над «Андреем Первозванным» зажглись красные боевые огни и затрепетал поднятый на стеньге фок-мачты алый флаг революции. Когда же пришел Великий Октябрь, «Андрей Первозванный» послал своих лучших матросов в отряд моряков, направлявшихся в Петроград на помощь восставшему пролетариату.
В апреле 1918 года революционные моряки, несмотря на неимоверные трудности, связанные с тяжелой ледовой обстановкой, нехваткой ледокольных судов и недокомплектом команд, вывели лучшие корабли Красного Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Линкор «Андрей Первозванный» возглавил второй отряд и, выполняя роль ледокола, сокрушая мощным форштевнем тяжелые льды, вел за собой караван.
Наступил незабываемый 1919 год. Молодая Республика Советов со всех направлений стойко и мужественно отражала натиск врага. Белогвардейские армии, корабли эстонских и английских интервентов были почти у стен Петрограда. Из-за нехватки экипажей и трудностей с топливом из некогда грозного флота Балтийского моря был сформирован действующий отряд кораблей, в состав которого был включен и «Андрей Первозванный».
13 июня 1919 года контрреволюционерам удалось арестовать большевиков и комиссаров на форту Красная Горка и поднять мятеж. Над колыбелью Октября Петроградом нависла опасность. В тот грозный час «Андрей Первозванный», спешно выйдя на рейд, открыл по изменникам революции сокрушающий артиллерийский огонь. До позднего вечера гремели орудия главного калибра линейного корабля, выпустившего в тот день около 600 тяжелых снарядов. Стрельбы были успешными. Деморализованный враг вечером 15 июня прекратил сопротивление и под натиском частей Красной Армии и отрядов балтийских моряков бежал из форта.
В те героические дни «Андрей Первозванный» не только стоял на защите морских [85] подступов к Петрограду. Сотни линкоровцев ушли на сухопутный фронт защищать завоевания революции в составе матросских экспедиционных отрядов. Снятая с корабля часть артиллерии среднего калибра была направлена вместе с личным составом на бронепоезда и флотилии. Отмечая заслуги экипажа «Андрея Первозванного» при отражении наступления белых армий генерала Юденича, Реввоенсовет флота Балтийского моря от имени Петросовета наградил 20 линкоровцев, в том числе командира корабля Л. М. Галлера, ставшего впоследствии советским адмиралом, заместителем Народного комиссара Военно-Морского Флота, и комиссара линейного корабля Н. Н. Зуева именными часами.
До поздней осени 1919 года, несмотря на полученные в августе в результате набега английских торпедных катеров на Кронштадт повреждения, «Андрей Первозванный» нес боевую службу. И лишь когда последний корабль интервентов покинул Финский залив, линкоровцы зачехлили орудия. В 1922 году устаревший линкор был разоружен и исключен из состава флота.
Водоизмещение нормальное 17 400 т; длина 140,2 м, ширина 24,4 м, осадка 8,2 м; мощность механизмов 17 600 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз, экономическая 12 уз; дальность плавания 2100 миль. Вооружение: 4 305-мм, 14 203-мм, 12 120-мм, 4 75-мм и 8 47-мм орудий, 3 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 956 человек. [86]
Сторожевое судно «Ястреб»
Вечером 24 октября 1917 года командир «Ястреба» Н. Варзугин и председатель судового комитета матрос-большевик М. Волков получили приказ Центробалта доставить в Петроград из Фридрихсгама оружие и боеприпасы, необходимые для вооружения рабочих отрядов. Снявшись с якоря, судно двинулось в порт назначения. Во второй половине следующего дня «Ястреб» вошел в Неву и стал под разгрузку у набережной Васильевского острова неподалеку от флагмана революционной эскадры крейсера «Аврора». Восставший пролетариат столицы в срок получил доставленный «Ястребом» бесценный груз 1234 винтовки и более 320 тысяч патронов.
Весной 1918 года вместе с ледокольным судном «Руслан» сторожевику была поручена проводка через льды Балтики дивизиона новых подводных лодок. Выйдя 7 апреля из Гельсингфорса, караван вошел в сплошное ледяное поле. Спарившись с «Русланом», пришвартовавшимся к кормовой части «Ястреба», корабли метр за метром крошили тяжелые торосы, медленно продвигаясь вперед.
Переход длился почти десять суток. От усталости моряки валились с ног, но продолжали действовать на боевых постах и обслуживать механизмы. Благодаря самоотверженным действиям экипажей «Ястреба» и «Руслана» все восемь подводных лодок прибыли в Кронштадт почти невредимыми.
По окончании гражданской войны «Ястреб» по-прежнему находился в составе Морских сил Балтийского моря. А весной 1923 года он был демобилизован и передан в распоряжение торгового флота. Перейдя на Черное море, пароход стал совершать регулярные рейсы на Крымско-Кавказской грузопассажирской линии.
Прошло несколько лет, и «Ястреб» получил очередное назначение в Заполярье. Здесь его и застала Великая Отечественная война. Северный флот пополнился посыльным судном «ПС-49» так в официальных документах стал именоваться «Ястреб».
Судно осуществляло доставку пополнений и боевой техники, снабжение отдаленных постов и береговых батарей, производило навигационно-гидрографические работы, ходило в составе полярных конвоев.
В конце зимы 1944 года «Ястреб» был передан в состав аварийно-спасательной службы и переоборудован в плавучую судоподъемную базу.
Снятые с судна дорогие реликвии рассказывают посетителям Центрального военно-морского музея о славном революционном и боевом пути этого замечательного корабля...
Водоизмещение полное 1150 т; длина 57,9 м, ширина 8,8 м, осадка 4,6 м; мощность паровой машины 1222 л. с.; скорость хода максимальная 12 уз; дальность плавания 700 миль. Вооружение: 2 105-мм орудия и 2 пулемета. Экипаж 68 человек. [88]
Подводная лодка «Пантера»
Заложенная 3 июля 1913 года на заводе Ноблесснера в Ревеле, подводная лодка «Пантера» в начале 1916 года была спущена на воду и 23 июля того же года вступила в строй. Спустя две недели лодка вышла на выполнение первого боевого задания. За годы первой мировой войны она совершила несколько походов, действуя на морских коммуникациях. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж «Пантеры», находившийся на зимовке в Ревеле, активно участвовал в митингах и собраниях, в массовых манифестациях рабочих, солдат и матросов на улицах города. В феврале 1918 года, когда над кораблями Балтийского флота нависла угроза захвата германскими войсками, подводная лодка прорвалась из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле совершила переход в Кронштадт.
Здесь, прикрывая революционный Петроград, героический экипаж «Пантеры» вписал немало ярких страниц в историю отечественного подводного плавания. Включенная в состав действующего отряда флота Балтийского моря, «Пантера» в годы гражданской войны неоднократно выходила в Финский залив для несения разведывательной и патрульной службы, вступала в схватки с кораблями английских интервентов. 25 июля 1919 года в Копорском заливе она вышла в торпедную атаку по двум вражеским подводным лодкам, и лишь из-за несовершенства торпед, оставлявших за собой демаскирующий след, английским подводникам удалось уклониться и избежать гибели.
Утром 31 августа «Пантера» опять вышла на патрулирование в Финский залив. Весь день, находясь под водой и поднимая время от времени перископ, экипаж лодки внимательно искал вражеские корабли. Вот наконец обнаружен эсминец противника. Сыграна боевая тревога, но внезапно нашедшая дымка скрыла корабль интервентов из виду. Прошло еще несколько часов томительных поисков, и опять встречен второй английский корабль. Вновь все подводники разбежались по боевым постам. Однако и эта атака не состоялась сильное волнение моря выбрасывало лодку на поверхность, создавало опасность ее обнаружения противником.
Наконец, в 18 часов 05 минут были обнаружены сразу два эсминца противника, стоявшие на якоре на малых глубинах. Более двух часов маневрировал командир лодки, стремясь занять наиболее удобную позицию для производства торпедного залпа. Выйдя на короткую дистанцию и выгодные курсовые углы, «Пантера» нанесла неотразимый торпедный удар.
Сразу же после взрыва торпеды последовал артиллерийский обстрел подводной лодки вторым английским эсминцем. При уклонении от огня она сильно ударилась о грунт и получила ряд повреждений. На поиск «Пантеры» интервенты послали быстроходные катера, самолеты, несколько кораблей. [89] Не имея возможности всплыть на поверхность, советская подводная лодка в этом походе 28 часов непрерывно находилась под водой, что явилось рекордом в истории подводного плавания.
А утром следующего дня Кронштадт торжественно встречал победителей. Командир «Пантеры» А. Н. Бахтин и еще несколько человек из экипажа были награждены орденом Красного Знамени. Другие 18 участников потопления эсминца противника были награждены Реввоенсоветом Балтфлота от имени Петроградского Совета именными часами.
31 декабря 1922 года «Пантера» была переименована в «Комиссар», а 15 сентября 1934 года в «Б-2». В январе 1940 года «Пантера» была выведена из боевого состава. Но и после этого, став плавучей зарядовой станцией, вплоть до 1955 года она продолжала нести свою службу.
Водоизмещение надводное 650 т, подводное 780 т; длина 68 м, ширина 4,8 м, осадка 3,8 м; мощность дизелей 2500 л. с., электромоторов 900 л. с.; скорость хода максимальная надводная 10 уз, подводная 8,5 уз; дальность плавания над водой 2250 миль, под водой 25 миль. Вооружение: 4 450-мм трубчатых торпедных аппарата и 8 аппаратов системы Джевецкого, 1 57-мм и 1 37-мм орудие. Экипаж 33 человека. [90]