Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Посыльное судно «Красный Вымпел»

Паровая яхта «Адмирал Завойко», названная в честь руководителя героической обороны Петропавловска-на-Камчатке в сентябре 1854 года, была построена в 1910 году на Охтенской верфи в Петербурге и на следующий год совершила переход с Балтики на Дальний Восток. В течение десяти лет она использовалась в качестве яхты администрации камчатского генерал-губернатора. Весной 1921 года ее включили в состав Морских сил Дальневосточной республики и зачислили в разряд посыльных судов. Судном командовал тогда демократически настроенный бывший офицер военного флота А. И. Клюсс, а комиссаром был С. К. Орловский.

Вскоре кораблю было поручено перейти на Камчатку и Командорские острова, доставить туда продовольствие и другие товары, собрать там пушнину и отвезти во Владивосток. Главная же цель похода состояла в доставке оружия красным камчатским партизанам. На «Адмирале Завойко» следовал член правительства Дальневосточной республики, уполномоченный ЦК РКП(б) по Камчатке старый большевик А. С. Якум.

Прибыв 4 мая в Петропавловский порт, «Адмирал Завойко» бросил якорь в Авачинской губе. Вокруг посыльного судна стояли корабли интервентов во главе с флагманом — японским броненосцем «Ивами». Видя, что в такой обстановке выгружать тайно привезенное оружие было невозможно, командование корабля решило идти на Командорские острова за пушниной и, снявшись с якоря, «Адмирал Завойко» вышел в Берингово море. Рейс был успешным, и 28 мая посыльное судно вновь пришло в Петропавловск. Здесь завойковцев ожидало известие о контрреволюционном перевороте в Приморье.

На собрании экипажа мнение моряков было единодушным: чтобы не быть захваченными интервентами, идти в один из нейтральных портов Китая и там отстояться до окончания гражданской войны и полного освобождения Приморья Народно-революционной армией ДВР.

А. И. Клюсс направился на «Ивами» для переговоров с японцами. Убедив адмирала в лояльном отношении экипажа посыльного судна к новому правительству, он получил разрешение на переход в бухту Золотой Рог. В этот же день «Адмирал Завойко» снялся с якоря и опять вышел в море. Обойдя Петропавловск мористее, судно зашло в бухту Колыгер для передачи оружия представителям Камчатского ревкома. Из Колыгера корабль направился в Шанхай. Сразу же после прибытия завойковцы заявили местным властям о принадлежности судна к Морским силам Дальневосточной республики и установили контакты с советским представительством в Китае. Собранная на Командорских островах и Камчатке пушнина была сдана Всероссийскому обществу «Центросоюз». [91]

Страна впоследствии получила за нее более семи миллионов долларов.

Лишь через два года «Адмирал Завойко» покинул вынужденную стоянку и возвратился к родным берегам. 31 мая 1923 года он был переименован в «Красный вымпел». Судно еще на протяжении трех с половиной десятков лет бороздило воды наших дальневосточных морей.

Военный совет Тихоокеанского флота 11 марта 1958 года принял решение превратить «Красный вымпел» в мемориальный корабль-музей. Он поставлен на вечную стоянку в одном из дальневосточных портов.

Водоизмещение нормальное 700 т; длина 52,8 м, ширина 8,5 м, осадка 3,6 м. Мощность паровой машины 550 л. с.; скорость хода максимальная 11,5 уз, экономическая — 8 уз; дальность плавания экономическим ходом до 3500 миль. Вооружение: 4 75-мм, 1 40-мм орудие и 4 пулемета. Экипаж 60 человек. [92]

Линейный корабль «Слава»

Эскадренный броненосец «Слава» был заложен 19 октября 1902 года, спущен на воду 16 августа 1903-го и вступил в строй в конце 1905 года.

В 1906 году вместе с прибывшими с Дальнего Востока броненосцем «Цесаревич» и крейсером «Богатырь» «Слава» отправилась в первое учебное плавание и посетила Бизерту, Тунис, Тулон и другие порты Средиземного моря. Вскоре броненосец был переклассифицирован в линейный корабль.

В конце 1908 года «Слава» в составе гардемаринской эскадры контр-адмирала В. И. Литвинова совершала очередное плавание по Средиземному морю. 15 декабря отряд русских кораблей после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб стал на якорь у восточного побережья Сицилии. Экипажи отдыхали. И вдруг на рассвете в бухту ворвалась громадная волна. Все корабли были развернуты на 360 градусов. От сильных толчков, исходивших из-под воды, содрогались их стальные корпуса. Немедленно личный состав занял места по боевым расписаниям. Но через несколько минут гул стихии умолк и только море продолжало сильно волноваться.

Вскоре на эскадру прибыли русский вице-консул в Италии А. Макеев и капитан порта, вручившие командиру отряда послание префекта, в котором тот просил дружественную нацию не отказать в помощи населению города Мессина, пострадавшему от землетрясения.

«Слава», «Цесаревич» и «Адмирал Макаров» утром 16 декабря прибыли на Мессинский рейд. Перед русскими моряками открылась удручающая картина последствий стихийного бедствия. Разрушенный мощны ми толчками и гигантской волной, объятый пламенем пожаров город со 160-тысячным населением лежал в грудах развалин. Из-под разрушенных строений доносились стоны и крики жителей.

С кораблей были спущены катера и шлюпки с командами моряков, направлявшихся на берег для оказания помощи. Матросы производили раскопки в поисках заживо погребенных в развалинах граждан, оказывали им медицинскую помощь, переносили раненых на развернутые у берега перевязочные пункты...

На следующий день «Слава», приняв на борт 550 раненых, женщин и детей, убыла в Неаполь.

Через два дня линкор вернулся в Мессину и вновь направил на берег спасательные партии. Русские моряки продолжали работы до тех пор, пока в город прибыли регулярные части итальянской армии и военные корабли. Морской министр Италии выразил русским морякам благодарность короля и народа за оказанную помощь.

В те дни весь мир был восхищен подвигом и гуманизмом русских. Отмечая их мужество, [95] итальянская газета писала: «В истории Мессины были тысячи страниц человеческой доброты и мудрости, но главную, вечную и нетленную страницу вписали в эту историю они, светловолосые славяне, столь сдержанные на вид и столь отзывчивые и сердечные на деле... «

В 1910 году «Слава» зашла во французский порт Тулон для ремонта. Из России были присланы туда 75 рабочих-судоремонтников, которых разместили вместе с экипажем в матросских кубриках. На корабле в то время действовала тщательно законспирированная подпольная большевистская организация, руководимая матросом А. К. Самсоном. Прибывшие рабочие включились в подпольную работу. Оторванная от родины, парторганизация корабля остро нуждалась в политической литературе. По совету эмигрировавших во Францию русских революционеров Самсон отправил письмо В. И. Ленину. Посланец Ленина доставил на корабль литературу и вел систематическую пропагандистскую работу с моряками.

После возвращения в Кронштадт линкор был выведен из состава Балтийской эскадры и вновь включен в бригаду линейных кораблей. Во время первой мировой войны «Слава» вела бои с германскими кораблями, прикрывая побережье Прибалтики, оказывала огневое содействие русским сухопутным войскам.

Февральская революция застала «Славу» в Гельсингфорсе. 3 марта вслед за матросами линкоров «Император Павел 1» и «Андрей Первозванный» экипаж «Славы» поднял алый флаг.

Руководимые большевиками, линкоровцы в сентябре — октябре 1917 года участвовали в обороне Моонзундского архипелага. Преданный революции экипаж «Славы» вписал в этих боях еще одну страницу в героическую летопись отечественного Военно-Морского Флота. 3 октября в бою на Кассарском плесе линкор метким огнем повредил вражеский миноносец. На следующий день «Слава», перейдя на рейд Куйвасту, вместе с линейным кораблем «Гражданин» (до апреля 1917 года — «Цесаревич») вступила в неравную схватку с германской эскадрой. Ведя артиллерийскую стрельбу с предельной дистанции, линкор уже с третьего залпа накрыл флотилию неприятельских тральщиков, вынудив их отойти. Перенеся затем огонь на германские миноносцы, «Слава» вскоре повредила один из них.

Однако силы были слишком неравны. Двадцати 12-дюймовым орудиям двух новейших дредноутов кайзера противостояли лишь два орудия «Славы» да недальнобойная артиллерия «Гражданина». Во время стрельбы на «Славе» вышла из строя носовая 305-миллиметровая башня, но русские корабли продолжали вести неравный бой с наседавшим противником.

Критическая фаза боя наступила после полудня. Имея преимущество в скорости хода и дальнобойности артиллерии, германские линкоры нанесли «Славе» несколько прямых попаданий. Через подводные пробоины линкор стал заполняться водой, в результате чего осадка увеличилась настолько, что корабль не мог пройти мелководным Моонзундским каналом. Полностью выполнив свой воинский долг и видя безвыходность положения, революционные балтийцы затопили корабль на фарватере, взорвав погреба, чем воспрепятствовали прорыву флота противника на подступы к Петрограду.

Водоизмещение нормальное 13 516 т; длина 121,6 м, ширина 23,2 м, осадка 8 м; мощность механизмов 15 800 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз; дальность плавания 1970 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 20 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 2 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Экипаж 825 человек. [96]

Дальше