Эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический»
«...Броненосец «Потемкине остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии», так охарактеризовал В. И. Ленин революционное восстание на эскадренном броненосце черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года.
Закладка корабля состоялась 28 сентября 1898 года на заводе Николаевского адмиралтейства. Через два года он был спущен на воду и в мае 1905 года вступил в строй.
Вскоре после закладки корабля начал формироваться его экипаж, который, тесно общаясь с рабочими Николаева, часто знакомился с нелегальной большевистской литературой. Слухи об этом дошли до командования, и весной 1902 года корабль был переведен для достройки в Севастополь. В то время на флоте стали организовываться социал-демократические кружки, руководимые подпольным Центральным военно-морским исполнительным комитетом РСДРП, или, как его называли матросы, Централкой, во главе которого стояли большевики А. М. Петров, И. Т. Яхновский, А. И. Гладков, И. А. Чернов и другие. В состав Централки вошел и организатор социал-демократической группы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук.
Руководствуясь указаниями В. И. Ленина и имея тесные связи с комитетом РСДРП многих городов России, Централка готовила вооруженное восстание на черноморском флоте, которое предполагалось провести осенью 1905 года и рассматривалось как составная часть всеобщего восстания по всей стране.
Однако на «Потемкине» оно вспыхнуло раньше намеченного срока, 14 июня. При стоянке на Тендровском рейде на обед экипажу был подан борщ, приготовленный из испорченного мяса. Возмущенные матросы стали роптать и отказались от приема пищи. В ответ на законные претензии экипажа командование сыграло Большой сбор и перешло к угрозам расправы над зачинщиками выступления. По инициативе минного машиниста А. Н. Матюшенко, бывшего в тесных связях с социал-демократами, матросы разобрали винтовки и, арестовав офицеров, расстреляли командира корабля и еще пятерых ненавистных им офицеров. В самом начале восстания выстрелом из револьвера был смертельно ранен любимец экипажа Г. Н. Вакуленчук, пытавшийся разрешить инцидент с борщом мирным путем и считавший, что восстание в тот момент было еще преждевременным.
Овладев кораблем, восставшие моряки избрали судовую комиссию и командный состав, организовали охрану оружия, механизмов и арестованных. Находившийся при броненосце небольшой миноносец № 267, так же как и «Потемкин», поднял на стеньге фок-мачты красный флаг и присоединился к восстанию.
Вечером того же дня мятежный броненосец в сопровождении миноносца прибыл в [69] Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Однако в этих условиях ни на «Потемкине», ни среди социал-демократов Одессы, руководители которых были схвачены царской охранкой, человека, способного объединить силы восставших, не нашлось. Потемкинцы и пролетариат города ограничились лишь массовой демонстрацией и траурным митингом во время похорон Г. Н. Вакуленчука.
17 июня для подавления восстания на «Потемкине» царское правительство направило эскадру в составе пяти броненосцев, крейсера и шести миноносцев. Восставшие в свою очередь надеялись на присоединение к ним других кораблей флота, поэтому революционные корабли с гордо поднятыми красными флагами смело вышли в открытое море навстречу карателям. Однако из всех кораблей к ним присоединился лишь эскадренный броненосец «Георгий Победоносец», который вышел из общего строя и вслед за «Потемкиным» направился на Одесский рейд. Но среди команды этого корабля вскоре произошел раскол, и он был сдан царским властям.
Не получив поддержки других кораблей, «Потемкин» в сопровождении миноносца вечером следующего дня направился в Констанцу, надеясь пополнить там запасы топлива, воды и продовольствия, но румынские власти отказали в выдаче необходимых продуктов революционным кораблям, поэтому они были вынуждены выйти в море и следовать в Феодосию. Перед уходом из Констанцы моряки в местных газетах опубликовали воззвания «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», в которых разъясняли причины и цели восстания.
В Феодосии «Потемкина» уже ждали регулярные войска царской армии и жандармы, встретившие высадившуюся на берег группу матросов ружейным огнем. Потеряв несколько человек убитыми, ранеными и арестованными, корабль 24 июня возвратился в Констанцу и сдался румынским властям. На следующий день матросы, спустив флаг на непобежденном корабле революции, в качестве политэмигрантов сошли на берег.
27 июня Румыния вернула мятежный броненосец России. На «Потемкин» с других кораблей было пересажено 10 офицеров и 200 матросов, и на буксире он был доставлен в Севастополь. Не пожелавшие остаться в Румынии матросы были арестованы и предстали перед судом.
Напуганное революционным восстанием на броненосце, царское правительство 29 сентября 1905 года переименовало корабль в «Пантелеймон», но прибывшие служить на него моряки продолжали называть броненосец «Потемкиным». И, когда в Севастополе восстал крейсер «Очаков», экипаж «Пантелеймона», руководимый членом РСДРП унтер-офицером Иваном Сиротенко, 13 ноября 1905 года одним из первых на флоте присоединился к восстанию.
В дни Февральской революции кораблю восстановили его прежнее наименование «Потемкин-Таврический», а месяц спустя, учитывая заслуги его экипажа в революционном движении, присвоили имя «Борец за свободу».
Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, которая была провозглашена в Севастополе 16 декабря 1917 года. Многие из них ушли воевать за Республику Советов.
В мае 1918 года корабль оказался захваченным кайзеровскими войсками, а вскоре Севастополь занял Деникин, которого через месяц сменили англо-французские интервенты. Весной 1919 года Крым вновь стал советским. Уходя из Севастополя, интервенты взорвали корабль.
Водоизмещение 12 480 т; длина 115,4 м, ширина 22,2 м, осадка 8,3 м; мощность механизмов 10 600 л. с.; скорость хода 16 уз; дальность плавания 3750 миль. Вооружение: 4 305-мм, 16 152-мм, 14 75-мм, 2 63-мм, 6 47-мм орудий, 4 пулемета, 5 торпедных аппаратов. Экипаж 731 человек. [70]
Минный заградитель «Амур»
В 1905 году на Балтийском заводе состоялась закладка двух кораблей. Одному из них было присвоено имя «Амур» в память о подвигах минного заградителя периода русско-японской войны. С началом первой мировой войны «Амур», как и его предшественник, принимал активное участие в боевых действиях против врага.
Уже в то время на корабле стала формироваться подпольная большевистская группа, за которой твердо шли матросы. Когда в феврале 1917 года в Гельсингфорс, где стоял «Амур», пришла весть о революции в Петрограде, его экипаж перешел на сторону рабочего класса. Летом 1917 года группа большевиков-амурцев, возглавляемая минером Эдуардом Ныу, встретилась с В. И. Лениным, указавшим путь к дальнейшему подъему революционного движения на флоте.
Пришел памятный октябрь 1917-го. По приказанию Центробалта корабль перешел в Кронштадт и был в полной боевой готовности. Утром 25 октября на борт «Амура» поднялось более двух тысяч вооруженных матросов. После короткого митинга корабль снялся со швартовов и направился в Петроград. Около 14 часов он стал на якорь у Николаевского моста недалеко от крейсера «Аврора». На катерах и шлюпках кронштадтцы быстро переправились на берег и примкнули к отрядам красногвардейцев, а оставшиеся на минзаге моряки встали у орудий и пулеметов в готовности оказать поддержку восставшим.
Вскоре на корабль прибыл член Военно-революционного комитета при Петроградском Совете В. А. Антонов-Овсеенко, возглавлявший штаб Кронштадтского сводного отряда моряков, который был размещен на «Амуре». Матросы «Амура» приняли участие в ликвидации мятежа юнкеров, вместе с красногвардейцами и революционными солдатами отражали нашествие контрреволюционных войск Керенского и Краснова, несли охрану штаба революции Смольного.
Летом 1918 года минный заградитель был выведен из боевого состава флота и сдан в порт на хранение.
Весной 1938 года «Амур» был возвращен Краснознаменному Балтийскому флоту и переоборудован в плавучую базу. Сначала на него базировались торпедные катера, а после вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну он был передан балтийским подводникам для обеспечения их боевой деятельности.
В один из августовских дней 1941 года вражеская бомба попала в машинное отделение корабля. «Амур» остался на плаву, но лишился хода. И когда корабли Балтики покидали свою главную базу Таллин, тяжелораненый старый минзаг должен был выполнить свой последний долг. Выведенный на буксире в ворота Минной гавани, корабль-ветеран был затоплен, преградив вход в гавань вражеским кораблям.
Водоизмещение 2926 т; длина 91,4 м, ширина 14 м, осадка 4,4 м; мощность механизмов 4700 л. с.; скорость хода максимальная 17 уз, экономическая 12 уз; дальность плавания 3200 миль. Вооружение: 9 120-мм орудий и 4 пулемета, принимал на борт 324 мины. Экипаж 322 человека. [72]
Эскадренный миноносец «Забияка» («Урицкий»)
«Забияка», шестой по счету под этим названием, был заложен 19 сентября 1914 года и вошел в строй в сентябре 1915 года.
Первый же его боевой поход увенчался блестящей победой. В декабре 1915 года «Забияка» вместе с эсминцами «Победитель» и «Новик» направился из Ревеля на прибрежную коммуникацию германского флота для постановки минных заграждений. А через несколько дней на этих минах подорвались и затонули легкий крейсер и два эсминца противника.
В дни Февральской революции 1917 года матросы эсминца с ликованием встретили весть о низвержении самодержавия. 24 октября на корабль прибыл председатель Центробалта П. Е. Дыбенко. Веря в революционную стойкость экипажа, он направил «Забияку» в распоряжение Военно-революционного комитета на помощь восставшему питерскому пролетариату. Вместе с эсминцем «Самсон» «Забияка» направился в Петроград и ошвартовался в Неве у нынешней набережной Красного Флота.
Тридцать вооруженных матросов из экипажа эсминца во главе с секретарем судового комитета Г. И. Левченко впоследствии видным советским адмиралом сошли на берег и, влившись в отряд моряков 2-го флотского экипажа, штурмовали Зимний дворец. Через два дня, когда вспыхнул контрреволюционный мятеж Керенского и Краснова, «Забияка» вместе с эсминцами «Победитель», «Меткий» и «Деятельный» поднялся вверх по Неве и у села Рыбацкое своей артиллерией преградил путь белогвардейским частям, пытавшимся прорваться к Петрограду по Северной железной дороге.
31 декабря 1922 года приказом Реввоенсовета Республики эскадренному миноносцу было присвоено имя М. С. Урицкого. После капитального ремонта летом 1924 года «Урицкий» вошел в состав 3-го дивизиона эскадренных миноносцев Морских сил Балтийского моря.
Весной 1933 года по решению Коммунистической партии и Советского правительства началось возрождение морских сил на севере страны. В апреле для их усиления балтийцы приступили к формированию отряда боевых кораблей, который должен был явиться ядром создаваемой Северной военной флотилии. Флагманским кораблем этого отряда был назначен «Урицкий».
5 августа, завершив переход из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу, корабль под командованием Ф. Я. Бокуна прибыл в Мурманск. На переходе, во время стоянки в одном из шлюзов, «Урицкий» посетили руководители партии и Советского правительства И. В. Сталин, С. М. Киров, К. Е. Ворошилов, давшие высокую оценку выучке его экипажа.
Начало Великой Отечественной войны застало эсминец в Кольском заливе. Прошло три дня, и «Урицкий» вышел в первый боевой поход, конвоируя в губу Титовка транспорт «Моссовет».
Утром 30 июня корабль под брейд-вымпелом командира дивизиона эскадренных миноносцев капитана 3 ранга Е. М. Симонова в паре с эсминцем «Куйбышев» и в охранении катеров вышел в Мотовский залив и, прибыв в губу Мотка, открыл по позициям гитлеровских войск шквальный огонь. Два часа длился обстрел побережья, пока сигнальщик «Урицкого» Л. Розанов не обнаружил в воздухе вражеские самолеты.
Развив 26-узловой ход, «Урицкий» умелым маневром уклонялся от атак «юнкерсов» и отходил в открытое море, чтобы укрыться в полосе густого тумана. Одновременно зенитная артиллерия корабля открыла по самолетам интенсивный огонь. [73]
Вот упал тяжелораненый комендор Н. Марянчук, его моментально заменил А. Малыгин, который тоже был ранен, но не покинул орудия. Когда из строя вышел весь орудийный расчет и его командир старшина 1-й статьи Н. Сухарев остался один, он продолжал сам заряжать и наводить пушку, посылая в цель снаряд за снарядом.
Не давая фашистским стервятникам вести прицельное бомбометание, пулеметчики старшины 1-й статьи А. Акимов и Н. Задворников точными очередями сбивали противника с боевого курса и вынуждали его преждевременно сбрасывать бомбы в море.
Осенью 1941 года эсминец совершил несколько выходов в Арктику, выполняя правительственное задание по сопровождению транспортных судов.
После ремонта летом и осенью 1942 года «Урицкий» вновь привлекался к проводке караванов и одиночных судов, участвовал в поисках и спасении транспортов разгромленного гитлеровцами конвоя, обеспечивал проводку караванов судов на коммуникациях Баренцева и Белого морей. Тогда, в сентябре 1942 года, вновь отличились зенитчики корабля.
Более шестидесяти торпедоносцев и бомбардировщиков, несколько подводных лодок бросило немецко-фашистское командование к Канину Носу, чтобы разгромить караван, но, встреченный интенсивным зенитным огнем кораблей охранения, враг сумел повредить лишь один транспорт, а сам потерял пятнадцать своих самолетов, два из которых были сбиты «Урицким».
В годы войны около семидесяти тысяч огненных миль прошел корабль под командованием В. В. Кручинина, Г. П. Васильева и М. 3. Любичева. Им было выполнено 112 боевых заданий, отражено 67 налетов вражеской авиации и сбито три самолета, расстреляно четыре плавающие мины, а также нанесены серьезные повреждения еще нескольким самолетам и трем фашистским подводным лодкам. Эсминец участвовал в проводке 82 конвоев, в которых находилось 370 транспортов, танкеров и ледоколов, пять раз выходил в штормовое море для оказания помощи терпящим бедствие кораблям и судам и один раз на минные постановки. Мощь артиллерийского огня «Урицкого» испытали на себе гитлеровские егеря на прибрежных сопках Мотовского залива.
Почти сорок лет находился в боевом строю флота этот эскадренный миноносец, и весь свой долгий век корабль шел единственным и верным курсом, начертанным Октябрем.
Водоизмещение нормальное 1260 т; длина 98 м, ширина 9,34 м, осадка 3,9 м; мощность механизмов 32 000 л. с.; скорость хода максимальная 27 уз, экономическая 16 уз; дальность плавания 1480 миль. Вооружение: 4 102-мм, 2 76,2-мм, 2 37-мм и 2 20-мм орудия, 2 12,7-мм пулемета, 3 450-мм торпедных аппарата, принимал на борт 50 мин, 24 большие и 22 малые глубинные бомбы. Экипаж 150 человек. [74]
Эскадренный миноносец «Керчь»
Острая политическая и стратегическая обстановка сложилась в апреле 1918 года на юге страны, когда войска кайзеровской Германии ворвались в Крым. Революционные матросы с оружием в руках ушли на сухопутный фронт бороться против контрреволюционных войск Германии. Воспользовавшись этим, эсеры и меньшевики захватили большинство мест в черноморском Центрофлоте и Севастопольском Совете.
Находившиеся под большевистским влиянием экипажи кораблей минной дивизии и 1-й бригады линкоров с подходом противника к Севастополю стали готовиться к эвакуации на Кавказ. Вечером 29 апреля Севастополь покинули 12 эсминцев, 8 транспортов и другие суда, а на следующий день в Новороссийск под огнем вражеской артиллерии прорвались линкоры «Свободная Россия», «Воля» и еще три эсминца.
Уход боевого ядра в Новороссийск не гарантировал его сохранность от захвата Германией, войска которой после занятия 1 мая Севастополя в конце месяца высадились в Поти и оккупировали Грузию.
Сознавая серьезность создавшегося положения и невозможность противостоять наличными силами Красной Армии противнику на Кавказе, В. И. Ленин 28 мая 1918 года направил на имя командующего и главного комиссара Черноморского флота секретную директиву, в которой указывалось, что ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного совета, приказывает уничтожить все суда черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске.
Выполнение директивы вождя было сопряжено с огромными трудностями, возникшими в результате предательской деятельности контрреволюционного офицерства, буржуазных националистов и эсеро-меньшевистских соглашателей. Мнения экипажей кораблей разделились. Воспользовавшись этим, исполняющий обязанности командующего флотом бывший царский контр-адмирал Тихменев 17 июня увел в Севастополь линкор «Воля» и шесть эсминцев. В их адрес на мачте эскадренного миноносца «Керчь» был поднят сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!»
Верные духу Октября, экипажи остальных кораблей остались в Новороссийске и после полудня 18 июня приступили к уничтожению флота. Один за другим погружались на дно Цемесской бухты эсминцы «Пронзительный», «Калиакрия», «Гаджибей», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», миноносцы «Сметливый» и «Стремительный»...
В 18 часов 40 минут с «Керчи» были выпущены шесть торпед по выведенному портовым буксиром на внешний рейд флагманскому кораблю флота линкору «Свободная Россия». Прошло полчаса, и 23-тысячетонная громада, стремительно перевернувшись вверх килем, скрылась с поверхности моря.
В молчании наблюдали моряки за трагической гибелью красной эскадры. После потопления «Свободной России» командир «Керчи» перешедший на сторону трудового народа бывший старший лейтенант старого флота В. А. Кукель подал команду: «Полный вперед!»
На рассвете 19 июня многие радиостанции приняли последнее сообщение героического экипажа: «Всем, всем, всем! Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».
Прошли многие годы, теперь на просторы морей и океанов вышел новый современный большой противолодочный корабль Краснознаменного Черноморского флота, в названии которого слились воедино славные подвиги русских моряков.
Имя этого корабля «Керчь».
Водоизмещение нормальное 1326 т; длина 92,5 м, ширина 9,1 м, осадка 3,2 м; мощность механизмов 29 000 л. с.; скорость хода максимальная 33 уз, экономическая 14 уз; дальность плавания 1200 миль. Вооружение: 4 102-мм и 1 40-мм орудие, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Принимал на борт 80 якорных мин. Экипаж 125 человек. [76]
Эскадренный миноносец «Гавриил»
Ночью 18 августа 1919 года английские интервенты решили нанести комбинированный удар по кораблям действующего отряда флота Балтийского моря. В налете на Кронштадт участвовали группа самолетов-бомбардировщиков и семь торпедных катеров. Несмотря на то, что интервентам удалось вывести из строя линейный корабль «Андрей Первозванный» и старый учебный крейсер «Память Азова», служивший базой подводных лодок, их коварный замысел был сорван дозорным эсминцем «Гавриил», вступившим в смелый и решительный поединок с катерами противника. Три катера сразу же были уничтожены дозорным эсминцем, а три других получили настолько серьезные повреждения, что не смогли дойти до базы и были затоплены своими командами. Этот эпизод говорит о том, что военные моряки молодой Советской Республики успешно били хваленую технику интервентов.
Заложенный 24 ноября 1913 года на Русско-Балтийском заводе в Ревеле, «Гавриил» стал головным кораблем в новой серии эскадренных миноносцев типа «Новик». 23 декабря 1914 года корабль был спущен на воду, а 26 ноября 1916 года на нем взвился Андреевский флаг.
Участвуя в морских походах первой мировой войны до октября 1917 года, «Гавриил» выполнил немало боевых задач.
Еще в ходе постройки на эсминце начала сколачиваться подпольная большевистская организация. Тесно общаясь с заводскими рабочими, матросы «Гавриила» впитали в себя их революционный дух. Они с радостью встретили известие о свержении царского самодержавия и вместе с ревельским пролетариатом и матросами с других кораблей вышли под красные знамена на митинг. Участвуя в знаменитом Моонзундском сражении в октябре 1917 года, вместе с другими кораблями флота «Гавриил» систематически ходил на разведку и в дозоры, срывал попытки противника протраливать фарватеры в поставленных русскими кораблями минных заграждениях, вступал в артиллерийские поединки на Кассарском плесе с превосходящими силами врага.
А когда поступил приказ оставить позиции в Моонзунде, корабль убыл в воды Финляндии порт Лапвик. Здесь «Гавриила» застала весть о победе Октябрьской революции в Петрограде.
Собравшись на митинг, гавриильцы, как и матросы других кораблей дивизии, в этот день дали клятву все силы отдать служению Республике Советов.
Пришла тяжелая незабываемая весна 1918 года. Красный Балтийский флот, находясь в своей главной базе Гельсингфорсе, оказался отрезанным льдами от основной территории Советской России. 3 апреля войска кайзеровской Германии высадились в бухте Гангут, финская контрреволюция непрерывно устраивала провокации. Кораблям Красного Балтийского флота во избежание захвата оккупантами было необходимо срочно уйти в Кронштадт. Выполняя директиву партии, команда эсминца деятельно готовилась [79] к переходу. Несмотря на то, что на корабле оставалось менее половины штатной численности моряков, экипаж сумел приготовить эсминец к суровому экзамену. 10 апреля «Гавриил» покинул Гельсингфорсский рейд и с помощью ледоколов благополучно дошел до Кронштадта.
К лету 1919 года обстановка на Балтике сложилась очень тяжелой. С суши к Петрограду рвались белые армии генерала Юденича, с моря корабли английского и белоэстонского флотов. Только что вышедший из ремонта, «Гавриил» в эти дни почти все время находился в походах. Уже 18 мая он вступил в первый бой с английскими интервентами. В тот день корабль обеспечивал выход дивизиона траления на минную разведку в Копорском заливе. Встретившись с четырьмя миноносцами англичан, «Гавриил» принял бой. Экипаж советского корабля продемонстрировал высокое воинское мастерство и преданность делу Октября. Умело маневрируя и ведя интенсивный артиллерийский огонь по врагу, эсминец не прекращал бой до тех пор, пока тихоходные слабовооруженные наши тральщики не вышли из-под обстрела противника.
Отмечая героические действия экипажа «Гавриила» в этом бою, Реввоенсовет Республики в приказе № 933 от 2 июня 1919 года объявил ему благодарность.
Ведя артиллерийскую дуэль с четырьмя эскадренными миноносцами интервентов в целях прикрытия правого фланга армии на побережье залива, «Гавриил» и «Азард» 4 июня в 17 часов обнаружили следы двух торпед и рубку подводной лодки. Резко отвернув в сторону и увеличив ход, эсминцы пошли на таран и открыли огонь по подводному противнику. Уже после первого выстрела, произведенного комендором «Азарда» С. Боговым, в рубке субмарины разорвался снаряд. Через несколько мгновений последовал новый, более сильный взрыв и над местом, где находилась подводная лодка, взметнулся громадный столб воды и черного дыма. На поверхность моря вырвался воздух и всплыли обломки. Напоровшись на поставленную советскими кораблями мину, новейшая подводная лодка британского флота вместе со всем экипажем погрузилась в морскую пучину.
В ночь на 13 июня 1919 года изменникам революции предательским путем удалось захватить расположенные на южном берегу Финского залива форты Красная Горка и Серая Лошадь. Возникла угроза флоту в Кронштадте. В эти тяжелые для Петрограда дни большую помощь частям Красной Армии в ликвидации мятежа оказали корабли. В их числе действовал флагманский корабль 1-го дивизиона эскадренных миноносцев «Гавриил».
Трагедия пришла неожиданно. Направляясь на постановку мин, 1-й дивизион эскадренных миноносцев в составе эсминцев «Гавриил», «Свобода», «Константин» и «Азард» в 5 часов 48 минут наскочил на минную банку, поставленную интервентами и не замеченную нашими постами наблюдения. Первым взорвался «Гавриил». Вслед за ним также затонули от взрывов «Свобода» и «Константин». Только шедшему концевым в колонне «Азарду» удалось ловким маневром обойти минное поле и невредимым возвратиться в Кронштадт.
В поселке Красная Горка на высоком берегу Финского залива стоит скромный гранитный обелиск. На белой мраморной плите, вмурованной в красное основание памятника, золотом высечено:
«Погибшим военным морякам эскадренных миноносцев «Гавриил», «Константин» и «Свобода» 21 октября 1919 года».
Водоизмещение нормальное 1260 т; длина 98 м, ширина 9,3 м, осадка 3 м; мощность механизмов около 30 000 л. с.; скорость хода максимальная 35 уз; дальность плавания 2800 миль. Вооружение: 4 102-мм и 1 40-мм орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата. Принимал на борт 80 мин. Экипаж 150 человек. [80]