Под алым флагом революции
История отечественного Военно-Морского Флота неотделима от истории борьбы рабочего класса и всех трудящихся России за свержение царского самодержавия, гнета помещиков и капиталистов. Большую роль в революционизировании матросских масс сыграла систематическая работа, проводимая партией большевиков на кораблях и в частях флота.
В июне 1905 года революционный красный флаг взвился над черноморским эскадренным броненосцем «Князь Потемкин-Таврический» и присоединившимися к нему эскадренным броненосцем «Георгий Победоносец», миноносцем № 267 и гидрографическим судном «Веха». В июле восстали флотские экипажи в Либаве (Лиепая), а в ноябре матросы учебно-артиллерийского и учебно-минного отрядов и флотских экипажей в Кронштадте. Вслед за ними вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков», эскадренном броненосце «Пантелеймон» (бывший «Князь Потемкин-Таврический»), минном крейсере «Гридень», эсминцах «Свирепый», «Заветный», миноносце № 270, учебных судах «Прут» и «Днестр».
Ряд мощных революционных выступлений моряков прошел и в 1906 году. В январе восстали матросы Владивостокской крепости и кораблей Сибирской флотилии, а в мае флотские команды Каспийской флотилии в Баку. В июле августе вспыхнуло восстание Свеаборгского гарнизона и флотских береговых команд в Гельсингфорсе. Вслед за ними восстали личный состав крейсера «Память Азова» и флотские экипажи в Кронштадте. Наконец, в 1907 году выступили революционно настроенные моряки минной школы, эсминца «Скорый» и других кораблей Сибирской флотилии во Владивостоке.
Опыт восстаний на кораблях и в частях флота в период революции 1905–1907 годов наглядно продемонстрировал, что в лице моряков российский пролетариат имеет надежных соратников в общей борьбе. В героическую летопись революционной борьбы нашего народа против самодержавия навсегда вошли имена отважных моряков-революционеров лейтенанта П. П. Шмидта, кондуктора С. П. Частника, матросов Н. Г. Антоненко, Г. Н. Вакуленчука, А. И. Гладкова, А. Н. Матюшенко, А. М. Петрова и сотен других борцов за свободу.
Оценивая революционные выступления военных моряков, В. И. Ленин в статье «Революционная армия и революционное правительство» писал: «Восстание в Одессе и переход на сторону революции броненосца «Потемкин» ознаменовали новый и крупный шаг вперед в развитии революционного движения против самодержавия...
Громадное значение последних одесских событий состоит именно в том, что здесь впервые крупная часть военной силы царизма, целый броненосец, перешла открыто на сторону революции... Посланные против революционного броненосца «Потемкина» военные суда отказались бороться против товарищей... В Либаве и Кронштадте матросы тоже восстают; учащаются столкновения с войском; идет (в Либаве) бой на баррикадах матросов и рабочих против солдат... Царское правительство оказалось без флота». [54]
Поражение царизма в русско-японской войне вскрыло всю гниль, отсталость и неподготовленность вооруженных сил самодержавия. Для восполнения состава флота, понесшего тяжелые потери, в 1907 году морским ведомством была разработана новая судостроительная программа. Новые корабли, самая современная по тем временам боевая техника требовали, по словам В. И. Ленина, «высококачественного человеческого материала. Без инициативного, сознательного солдата и матроса невозможен успех в современной войне».
С началом первой мировой войны с фабрик и заводов, от станков и доменных печей на корабли и в береговые части были призваны тысячи рабочих, многие из которых уже прошли школу революционной борьбы на баррикадах и в подполье в 1905–1907 годах. Это дало новый толчок революционному движению на флоте. В 1915 году в Гельсингфорсе вспыхнуло восстание на новейшем линейном корабле «Гангут», поддержанное экипажами линкора «Император Павел 1», крейсеров «Рюрик», «Россия», «Громобой» и «Баян». В октябре того же года на Балтике был создан Главный судовой комитет РСДРП(б) во главе с матросами-большевиками И. Д. Сладковым и Т. И. Ульянцевым, сосредоточивший в своих руках всю революционную работу на флоте.
В феврале 1917 года российский пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством, трудовой интеллигенцией и революционными воинами армии и флота сверг царское самодержавие. Это событие было с радостью встречено военными моряками. Первыми 3 марта подняли алый стяг революции в Гельсингфорсе матросы линкора «Император Павел 1» (в апреле 1917 года переименован в «Республику»); вслед за ним красные флаги взвились и над другими кораблями флота.
В конце апреля на Балтийском флоте по инициативе матросов-большевиков был создан Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт), председателем которого был избран большевик П. Е. Дыбенко. Аналогичные комитеты были избраны на черноморском флоте и военных флотилиях. Комитеты явились высшими инстанциями на флотах и флотилиях, без одобрения которыми командование не могло провести в жизнь ни один приказ.
Состоявшийся 26 июля 3 августа 1917 года VI съезд РСДРП(б) определил задачи партии на ближайший период и взял курс на вооруженное восстание. 7 октября вернулся в Петроград В. И. Ленин, взявший всю подготовку восстания в свои руки. Определяя роль Балтийского флота в предстоящих событиях, он писал: «Флот, Кронштадт, Выборг, Ревель могут и должны пойти на Питер, разгромить корниловские полки, поднять обе столицы, двинуть массовую агитацию за власть, немедленно передающую землю крестьянам и немедленно предлагающую мир, свергнуть правительство Керенского, создать эту власть».
Выполняя решения партии, балтийцы приступили к мобилизации и организации сил. В Кронштадте и Гельсингфорсе началось формирование и вооружение матросских отрядов, Центробалт установил жесткий контроль за деятельностью телеграфа, телефонных и радиостанций. Телеграфируя в Петроград о подготовке к восстанию, Центробалт сообщил: «...Балтийский флот зорко следит за центром и колыбелью революции Петроградом. По первому зову Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов наша помощь и наше оружие вместе с вами».
Вечером 24 октября в Смольном В. И. Ленин рассмотрел и утвердил оперативный план выступления, составленный на основе его указаний, и с этого момента непосредственно приступил к руководству восстанием. Отмечая первостепенное значение захвата власти в столице, он писал: «Комбинировать наши три главные силы: флот, рабочих и войсковые части... Выделить самые решительные элементы (наших «ударников» и рабочую молодежь, а равно лучших матросов) в небольшие отряды для занятия ими всех важнейших пунктов и для участия их везде, во всех важных операциях...» [55]
В тот же день Военно-революционный комитет, возглавляемый Н. И. Подвойским, отправил в главную базу Балтийского флота Гельсингфорс условную радиограмму-приказ о немедленной высылке в Петроград кораблей и отрядов вооруженных моряков. Для участия в восстании в Неву вошли крейсер «Аврора», эсминцы «Забияка» и «Самсон», минные заградители «Амур» и «Хопер», сторожевое судно «Ястреб», яхта «Зарница», учебное судно «Верный», тральщики № 14 и 15. Учебный линкор «Заря свободы» стал на якорь в устье Морского канала. Высадка сводного отряда из нескольких тысяч кронштадтских и гельсингфорсских матросов закончилась к 18 часам 25 октября.
В 20 часов 25 минут буржуазному Временному правительству был предъявлен ультиматум с требованием о сдаче, а в 21 час 45 минут с «Авроры» прозвучал сигнал (холостой выстрел), известивший о начале штурма Зимнего дворца. В 2 часа 10 минут 26 октября последнее убежище Временного правительства прекратило сопротивление. Так победоносно завершилось вооруженное восстание в Петрограде. Победы восставшего пролетариата следовали одна за другой, и к февралю 1918 года Советская власть утвердилась по всей стране. В борьбе за ее установление наряду с красногвардейцами и революционными солдатами особую роль сыграли военные моряки.
Отмечая их заслуги в революции, В. И. Ленин на 1 Всероссийском съезде военного флота говорил: «...Во флоте мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, в этом отношении флот показал себя, как передовой отряд».
Международный империализм и внутренняя контрреволюция, стремясь задушить первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, начали открытую военную интервенцию.
Для организации отпора врагам пролетарской революции Коммунистическая партия принимала все меры. 15 января 1918 года Совет Народных Комиссаров Республики принял декрет об образовании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. 29 мая на сессии ВЦИК было принято постановление об обязательной военной службе, на основании которого уже в июне был проведен первый призыв.
Особую роль в строительстве Вооруженных Сил сыграл состоявшийся в начале июля 1918 года V съезд Советов. Благодаря неустанным заботам Коммунистической партии вся страна быстро была превращена в единый военный лагерь.
Из-за слаборазвитого железнодорожного транспорта, а также вследствие недостаточной артиллерийской оснащенности сухопутных войск в годы гражданской войны большое значение приобрели речные и озерные флотилии, формирование которых происходило за счет мобилизованных и вооруженных полевыми и морскими орудиями гражданских судов. Часть кораблей была передана также из состава Балтийского и Черноморского флотов и флотилии Северного Ледовитого океана. За годы войны на различных театрах боевых действий были сформированы 34 речные и озерные флотилии и 9 самостоятельных отрядов вооруженных кораблей и катеров общей численностью более 2000 судов.
Действуя плечом к плечу с войсками Красной Армии, военные моряки вели бои с морскими и речными силами интервентов и белогвардейцев, высаживали десанты, оказывали сухопутным частям огневую поддержку, производили переправы войск через водные рубежи, обеспечивали народнохозяйственные перевозки.
Балтийский флот оказывал необходимую помощь частям 7-й армии Западного фронта при обороне Петрограда. Несмотря на тяжелые условия базирования, острую нехватку личного состава и топлива, балтийцы твердо стояли на защите завоеваний революции. Корабли и личный состав флота являлись основой при формировании большинства флотилий. Тысячи преданных делу Октября балтийских матросов были направлены на сухопутный фронт. [56]
В августе 1918 года, обороняя подступы к Петрограду со стороны моря, балтийцы по приказу В. И. Ленина выставили минное заграждение. Они систематически проводили боевое траление и осуществляли огневую поддержку сухопутным войскам. Эскадренные миноносцы и подводные лодки действующего отряда неоднократно вступали в бой с кораблями англо-эстонских интервентов и наносили им большие потери, а линейные и другие корабли флота громили белогвардейскую армию Юденича на берегу.
Осенью 1919 года, потеряв только потопленными 18 кораблей, англичане были вынуждены прекратить боевые действия и покинуть Финский залив.
Действовавшая на Онежском и Ладожском озерах Онежская флотилия под командованием Э. С. Панцержанского, прикрывая подступы к Петрограду с северо-запада, обеспечивала действия частей Красной Армии на межозерном участке фронта. 27 июня 1919 года главные силы флотилии, пополненные кораблями Балтийского флота, успешно провели высадку тактического десанта в устье реки Видлица, в итоге которой противник был разбит и отброшен к финляндской границе.
Летом 1918 года, в наиболее тяжелый для Советской Республики период, на Волге и ее притоках для взаимодействия с частями Красной Армии было создано несколько военных флотилий, которые оказали неоценимую помощь нашим сухопутным войскам при взятии Казани, Вольска, Самары, Симбирска и других городов. В октябре 1918 года корабли Волжской флотилии, вступив в бой с белогвардейской флотилией на Каме, нанесли ей серьезный урон, вынудив отказаться от дальнейших действий и спешно уйти на север.
На Каспийском море не менее успешно вела бои с флотом интервентов и белогвардейцев Астрахано-Каспийская (с июля 1919 года Волжско-Каспийская) флотилия. Усиленная миноносцами и подводными лодками, прибывшими по указанию В. И. Ленина с Балтийского моря, эта флотилия весной и летом 1919 года принимала деятельное участие в обороне Астрахани и Царицына, а весной 1920 года в освобождении многих населенных пунктов Северного Прикаспия и разгроме английских интервентов в Закавказье.
Созданная в августе 1918 года для борьбы с английскими интервентами и белогвардейцами Северо-Двинская флотилия осенью 1918 года совместно с частями Красной Армии сорвала все попытки противника прорвать фронт и соединиться с армией Колчака.
На Днепре, Припяти и Березине против войск буржуазно-помещичьей Польши, белогвардейцев и банд украинских националистов в 1919–1920 годах успешно действовали корабли Днепровской военной флотилии, а на Азовском море, Кубани и Дону в разгроме белой армии Врангеля большую помощь войскам Южного, Юго-Западного и Кавказского фронтов оказали корабли и части Азовской флотилии.
Большой вклад в дело защиты завоеваний Октября внес также личный состав Аральской, Байкальской, Волхово-Ильменской, Доно-Азовской, Донской, Дунайской, Енисейской, Западно-Двинской, Сибирской и других флотилий. В годы гражданской войны около 75 тысяч военных моряков сражались не только на кораблях, но и на сухопутных фронтах в составе экспедиционных отрядов.
Созданный по воле Коммунистической партии и вождя революции В. И. Ленина молодой Рабоче-Крестьянский Красный Флот стал неотъемлемой частью Вооруженных Сил страны и полностью оправдал доверие партии, Советского правительства и народа.
За мужество и героизм, проявленные в боях в годы гражданской войны, эскадренный миноносец «Карл Либкнехт» Волжско-Каспийской флотилии, днепровские канонерские лодки «Геройский», «Грозящий», «Губительный», «Малый», «Могучий», «Мстительный» и тральщик «Трал», посыльное судно «Борец за свободу» Волжской военной флотилии и гарнизон форта Передовой флота Балтийского моря были удостоены высших наград Республики Почетных революционных Красных знамен, многие военные моряки награждены орденом Красного Знамени. [57]
Краснознаменный ордена Октябрьской революции крейсер «Аврора»
Вестник Октября легендарный крейсер «Аврора»... 16 июля 1903 года он вступил в строй. Вскоре новый крейсер покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток. Но достичь Порт-Артура «Авроре» не довелось: она находилась еще в африканском порту Джибути, когда в январе 1904 года разразилась русско-японская война.
14 мая 1905 года «Аврора» в составе эскадры подошла к Цусимскому проливу. Здесь ее встретили силы японского флота.
От попаданий снарядов противника на крейсере было много пробоин, убито 15 человек, в том числе и командир корабля один из прогрессивно настроенных флотских офицеров капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев, более 80 человек получили ранения. Ночью корабль повернул на обратный курс. Из-за нехватки угля для следования во Владивосток «Аврора» ушла на Филиппинские острова в Манилу, где была интернирована.
По возвращении в 1906 году на Балтику «Аврора» была включена в боевой состав Балтийского флота.
Находясь на Неве, экипаж «Авроры» имел тесное общение с питерскими рабочими, многие из которых были членами РСДРП(б). В те дни на корабле была создана большевистская ячейка, в которую вступили десятки наиболее сознательных моряков.
Утром 25 октября 1917 года на борт корабля прибыл посыльный с воззванием «К гражданам России», написанным В. И. Лениным. «Всем! Всем! Всем! «, отстукивал старший радиотелеграфист «Авроры» Федор Алонцев, возвещая на весь мир о низвержении буржуазного Временного правительства.
В 21 час 45 минут комиссар «Авроры» машинист А. В. Белышев подал команду «Носовое, огонь! «, и комендор Евдоким Огнев произвел исторический выстрел холостым зарядом. Штурм Зимнего дворца начался.
2 ноября 1927 года в связи с десятилетием Великой Октябрьской социалистической революции и за героизм экипажа в дни Октября постановлением ЦИК СССР крейсер «Аврора» первым в советском Военно-Морском Флоте награжден орденом Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны крейсер стоял в Ораниенбауме, где осуществлял противовоздушную оборону порта.
17 ноября 1948 года крейсер был поставлен на вечную стоянку у Петровской набережной реки Большая Невка. 22 февраля 1968 года за выдающиеся заслуги моряков крейсера в Великой Октябрьской социалистической революции, защите ее завоеваний и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознаменный крейсер «Аврора» награжден орденом Октябрьской Революции.
Водоизмещение 6731 т; длина 123,7 м, ширина 18 м, осадка 7 м; мощность механизмов 11 610 л. с.; скорость хода максимальная 20 уз; дальность плавания 4000 миль. Вооружение: 8 152-мм, 24 75-мм, 2 63-мм и 8 37-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 578 человек. [58]
Крейсер «Очаков»
В дни первой русской революции на Севастопольском рейде среди других кораблей стоял проходивший приемные испытания недостроенный крейсер 1 ранга «Очаков», заложенный в 1901 году, спущенный на воду в сентябре следующего года. Экипаж этого корабля, имевший постоянное общение с заводскими рабочими, был наиболее революционным на флоте. 8 ноября матросы крейсера выдвинули требование улучшения условий службы и замены реакционно настроенного командира крейсера, на это требование командование ответило категорическим отказом.
В ночь на 13 ноября на крейсер прибыли депутаты Совета от флотской дивизии, призвавшие моряков присоединиться к восстанию. Следуя их призыву, матросы под руководством большевиков А. И. Гладкова и Н. Г. Антоненко захватили «Очаков» в свои руки. Офицеры и кондукторы, пытавшиеся разоружить корабль, были изгнаны на берег. Командиром был избран кондуктор С. П. Частник, состоявший в близких отношениях с членами военной организации РСДРП.
На следующий день делегация моряков крейсера пригласила командовать флотом и кораблем члена Севастопольского Совета лейтенанта П. П. Шмидта. Восставшие подняли на «Очакове» красный флаг, призывая матросов других кораблей последовать их примеру, и в ночь на 15 ноября к ним присоединились экипажи эскадренного броненосца «Пантелеймон», минного крейсера «Гридень», эсминцев «Завидный», «Зоркий», [59] миноносца «Свирепый», канонерской лодки «Уралец», минного транспорта «Буг», учебных судов «Прут», «Днестр» и нескольких номерных миноносцев.
Однако власти флота и города предприняли ответные меры. В день восстания на «Очакове» Севастополь был объявлен на военном положении, к нему из других городов стягивались верные царскому режиму войска. С большинства кораблей еще накануне восстания были сняты и сданы в арсенал ударники от орудий, арестованы или списаны в береговые экипажи революционно настроенные матросы, остальные под угрозой оружия были загнаны во внутренние помещения.
Подняв утром 15 ноября на мачте «Очакова» сигнал «Командую флотом», П. П. Шмидт в то же время не проявил необходимой решимости и ожидал выступления экипажей всех кораблей эскадры.
Силы реакции после полудня перешли к решительным действиям. В 15 часов 15 минут канонерская лодка «Терец» потопила катер с восставшими, перевозивший на «Пантелеймон « ударники от орудий. Попавший под обстрел минный транспорт «Буг», на борту которого находилось большое количество боезапаса, во избежание взрыва был затоплен командой.
После жестокой схватки с революционными кораблями огонь карателей был перенесен на «Очаков». Один за другим следовали взрывы снарядов. На крейсере возник пожар. Видя неравенство сил и бесполезность дальнейшей борьбы, матросы безоружного корабля стали вплавь добираться до берега, но там их ожидали казаки и жандармы. Восстание было жестоко подавлено. П. П. Шмидт, Н. Г. Антоненко, А. И. Гладков и С. П. Частник в марте 1906 года были расстреляны. Несколько десятков матросов было осуждено военно-морским трибуналом к различным срокам каторжных работ и тюремного заключения, а сам мятежный крейсер в марте 1907 года был переименован в «Кагул».
Весной 1918 года «Очаков» попал в руки белогвардейцев, переименовавших его в «Генерал Корнилов», и в ноябре 1920 года при бегстве Врангеля из Крыма был угнан в тунисский порт Бизерта.
В городе-герое Севастополе свято чтят память героев революции 1905 года. На перекрестке улиц Героев Севастополя и Лазаревской размещен бронзовый горельеф с надписью: «Участникам Севастопольского восстания в ноябре 1905 года»; на набережной Приморского бульвара установлена мемориальная доска со словами: «Здесь 28.Х1. 1905 года царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера «Очаков», а на кладбище Коммунаров П. П. Шмидту и его славным боевым товарищам и соратникам в 1935 году был воздвигнут памятник.
Славные революционные и боевые традиции легендарного крейсера в настоящее время несет и приумножает экипаж современного большого противолодочного корабля «Очаков» Краснознаменного Черноморского флота.
Водоизмещение 6645 т; длина 134 м, ширина 16,6 м, осадка 6,3 м; мощность механизмов 19 500 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз, экономическая 10 уз; дальность плавания 5300 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 570 человек. [60]
Миноносец «Скорый»
Октябрь 1905 года. Революция неудержимой волной докатилась до дальневосточных окраин России. 16 октября восстали, захватив в казармах оружие, солдаты Владивостокского крепостного минного батальона, вслед за ними выступили рабочие порта, вышедшие под красными флагами на массовую демонстрацию...
Среди немногочисленных кораблей Сибирской флотилии, оставшихся после русско-японской войны, в бухте Золотой Рог находился миноносец «Скорый», числившийся в списках до февраля 1902 года под названием «Перепел». Спущенный на воду за несколько месяцев до русско-японской войны, этот корабль в 1904 году выдержал всю героическую оборону главной базы русских морских сил на Дальнем Востоке.
...На рассвете 17 октября, узнав о восстании в городе, машинный содержатель «Скорого» Яков Пойлов застрелил из пистолета командира миноносца и смертельно ранил еще одного офицера, после чего, выйдя на палубу, вместе с прибывшей на корабль руководительницей владивостокской военно-партийной организации РСДРП Марией Масликовой призвал матросов и портовых рабочих, столпившихся на причале, к восстанию. Над миноносцем взвился алый флаг революции. Примеру экипажа «Скорого» последовали команды еще трех миноносцев «Сердитого», «Тревожного» и «Бодрого», однако из-за отсутствия на кораблях твердого партийного руководства революционная вспышка матросов была быстро подавлена.
К середине дня «Скорый» остался один. Я. Пойлов и М. Масликова, предвидя безуспешность неравного боя, решили последовать примеру потемкинцев и прорываться на миноносце в один из иностранных портов, но было уже поздно. Разобравшись в обстановке, командование крепости и флотилии успело стянуть к гавани порта войска. С канонерской [61] лодки «Маньчжур» прогремели первые выстрелы. Вслед за ней открыли огонь миноносцы и артиллерия крепости.
Оказавшись в огненном кольце, «Скорый» открыл по скоплениям войск и правительственным учреждениям ответный огонь. Неравный бой продолжался более часа. Большая часть экипажа на миноносце была убита. Взрывом одного из снарядов на корабле был уничтожен котел. Получив 67 прямых попаданий и потеряв управление, восставший миноносец был выброшен на прибрежные камни, где каратели довершили свое черное дело. Ворвавшись на корабль, они кололи штыками оставшихся в живых матросов, раненых добивали прикладами.
Суд над восставшими был жестоким их расстреляли на берегу Уссурийского залива у форта Линевича. Лишь шести морякам «Скорого» удалось скрыться от царской охранки и при помощи рабочих-подпольщиков на пароходе убыть за границу...
В 1908 году «Скорый» был отремонтирован и вновь введен в состав Сибирской флотилии. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции миноносец был захвачен белогвардейцами и японскими интервентами и в 1922 году, перед их бегством из Владивостока, был полностью выведен из строя.
В настоящее время славные революционные и боевые традиции «Скорого» продолжают моряки современного большого противолодочного корабля «Скорый» Краснознаменного черноморского флота.
Водоизмещение 240 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с.; скорость хода максимальная 26,5 уз; дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1 75-мм и 3 47-мм орудия, 2 торпедных аппарата. Экипаж 53 человека. [62]
Крейсер «Память Азова»
Среди экспонатов сокровищницы русского ювелирного искусства Оружейной палаты Московского Кремля внимание посетителей привлекает маленькая шкатулка, выполненная из гелиотропа в виде расколотого крупного яйца, внутрь которого вложена миниатюрная золотая копия крейсера «Память Азова». Чем знаменит этот корабль, что его модель была специально изготовлена для украшения царских палат?
Названный в честь героического парусного линейного корабля «Азов», покрывшего себя неувядаемой славой в Наваринском сражении, этот крейсер был заложен в 1886 году на Балтийском заводе, в 1888 году спущен на воду и в 1890 году вступил в строй, пополнив состав кораблей гвардейского экипажа. На его борту в октябре 1890 апреле 1891 года совершил свое путешествие к берегам Японии 22-летний престолонаследник Николай II.
Предназначенный для защиты интересов самодержавия крейсер «Память Азова» вошел в нашу историю не как ревностный царский служака, а как первый мятежный корабль Балтийского флота.
Шел 1906 год. Первая русская революция была залита кровью, но восстания на кораблях и в частях забастовки и стачки не прекращались. Крейсер «Память Азова» в то время входил в состав учебно-артиллерийского отряда и базировался на Ревель. На корабле была создана социал-демократическая ячейка, возглавляемая артиллерийским квартирмейстером Нефедом Лобадиным. Большевики доставляли на корабль [63] нелегальную политическую литературу и распространяли ее среди экипажа.
19 июля «Память Азова» вместе с другими кораблями отряда минными крейсерами «Абрек», «Воевода» и несколькими миноносцами стояли на якоре в бухте. Вечером на крейсер с известием о восстании матросов в Свеаборгской крепости пробрался переодетый в форму большевик Арсений Коптюх, однако он был схвачен командованием и арестован. Это послужило толчком к восстанию. По сигналу Н. Лобадина революционно настроенные матросы бросились к пирамидам с оружием и захватили крейсер. Утром 20 июля над «Памятью Азова» взвился алый флаг.
К концу дня из-за нечеткой организованности моряков других кораблей восстание было подавлено. Не желая сдаться, Н. Лобадин застрелился, А. Коптюх и еще 222 матроса были преданы суду. Приговор был жестоким: 18 человек было казнено, 40 приговорено к различным срокам каторжных работ и тюремного заключения, многие отправлены в арестантские батальоны.
Разгневанный император приказал переименовать крейсер в «Двину» и переклассифицировать в учебное судно. На корабле были спущены Георгиевский флаг и вымпел и срублен с форштевня Георгиевский крест. Но и с новым названием экипаж остался верен революционным традициям. Когда в феврале 1917 года пал царский режим, кораблю по требованию матросов вскоре вернули имя «Память Азова». В этот день у борта старого крейсера состоялся большой митинг в честь памяти бойцов, павших за революцию.
Настала тревожная весна 1918 года. Корабль стоял в главной базе флота Балтийского моря Гельсингфорсе. Здесь его застали контрреволюционный переворот в Финляндии и высадка на ее территорию германских войск. Верные революции балтийские моряки сумели в тяжелых ледовых условиях вывести большинство кораблей в Кронштадт и Петроград и сохранить их для молодой Советской Республики. Старый же крейсер без топлива и большей части экипажа был оставлен в качестве штаба старшего морского начальника русских морских сил в водах Финляндии. Гельсингфорс он покинул лишь 28 мая последним.
Ошвартованный к причалу в Лесной гавани Кронштадта и приспособленный под плавучую базу подводных лодок, крейсер «Память Азова» в ночь на 18 августа 1919 года был атакован английским торпедным катером и, получив попадание торпедой, лег на грунт...
Водоизмещение 6734 т; длина 115,6 м, ширина 15,6 м, осадка 8,2 м; мощность механизмов 5664 л. с.; скорость хода максимальная 16 уз; дальность плавания 3190 миль. Вооружение: 2 203-мм, 13 152-мм, 2 63-мм, 7 47-мм и 8 37-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 569 человек. [64]
Крейсер «Аскольд»
Этот пятитрубный красавец крейсер нельзя спутать ни с каким другим кораблем всех флотов мира. Даже окрашенный в темный зеленовато-оливковый боевой цвет, он красотой и стремительностью обводов корпуса вызывал всеобщее восхищение и привлекал к себе пристальное внимание.
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Аскольд» был заложен в 1899 году по заказу русского правительства на судоверфи в городе Киль. В 1900 году корабль был спущен на воду и через два года вошел в состав Балтийского флота. Вскоре «Аскольд» перешел на Дальний Восток, пополнив Тихоокеанскую эскадру.
На второй день после начала русско-японской войны, 27 января 1904 года, крейсер в составе эскадры вступил в перестрелку с японскими кораблями. Находясь в Порт-Артуре, «Аскольд» совершил пять боевых выходов, а 28 июля 1904 года вместе с эскадрой покинул главную базу, пытаясь прорваться во Владивосток. Во время боя в Желтом море корабль получил несколько подводных и надводных пробоин и, оторвавшись от основных сил эскадры, прорвал вражескую блокаду. Однако из-за больших повреждений и потерь в личном составе крейсер был вынужден зайти в нейтральный морской порт Шанхай и находиться там до окончания боевых действий.
После войны «Аскольд» прибыл во Владивосток и вошел в состав Сибирской флотилии, а осенью 1914 года перешел в Средиземное море. Действуя там совместно с английским и французским флотами, «Аскольд» [65] в апреле 1915 года участвовал в Дарданелльской операции.
Союзное командование неоднократно отмечало русский крейсер, который всегда имел блестящую репутацию и вызывал всеобщее восхищение точностью стрельбы.
Пройдя за полтора года войны более 55 тысяч миль, «Аскольд» в марте 1916 года отправился во французский порт Тулон для ремонта, который продлился более года. На корабле была создана нелегальная военно-революционная организация, в которой было около 30 членов РКП(б) и сочувствующих. Во Франции матросы крейсера часто встречались с русскими политэмигрантами, доставлявшими на корабль нелегальную литературу.
Узнав о создании на корабле революционной организации, командование крейсера пошло на провокацию устроило в артиллерийском погребе взрыв 75-миллиметрового снаряда. Вся вина была свалена на революционно настроенных матросов, объявленных на следствии и суде немецкими шпионами. После обысков восемь аскольдовцев предстали перед судом, четверо из них Д. Г. Захаров, Ф. И. Бешенцев, Е. Г. Шестаков и А. А. Бирюков были расстреляны, еще несколько «неблагонадежных» было списано с крейсера.
Февральская буржуазно-демократическая революция застала «Аскольд» в английском порту. Узнав о свержении царизма, матросы настояли на списании с корабля и отправке в Россию участников тулонской провокации и открыто перешли на сторону революции.
17 июня 1917 года крейсер прибыл в Россию, бросив якорь на рейде Мурманска. Находясь в составе флотилии Северного Ледовитого океана, экипаж революционного корабля встретил Великий Октябрь. На митинге, состоявшемся 29 октября, моряки вынесли следующую резолюцию: «Команда стоит на страже власти Советов и такое свое решение будет поддерживать всеми имеющимися средствами».
Экипаж «Аскольда» оказался наиболее революционно настроенным среди экипажей кораблей, базировавшихся на Мурманск, поэтому эсеро-меньшевистские предатели, засевшие в Мурманском Совете, стремились расколоть монолитность рядов матросов «Аскольда». С этой целью весной 1918 года часть матросов была демобилизована, часть направлена на укомплектование экипажей других кораблей, после чего на «Аскольде» была оставлена небольшая команда для его охраны.
Однако и оставшийся на корабле малочисленный экипаж продолжал стоять на большевистских позициях. Английские интервенты, обеспокоенные революционными выступлениями личного состава, 14 июля 1918 года вооруженным путем захватили крейсер и под конвоем морской пехоты отправили моряков на берег. Попавший в руки англичан корабль был разграблен, разоружен и впоследствии уведен в Англию. В ноябре 1921 года, по окончании гражданской войны и иностранной военной интервенции, «Аскольд» был возвращен Советской России, но ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по решению правительства продан на металлолом.
Водоизмещение нормальное 5905 т; длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м; мощность механизмов 19 000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз; дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 534 человека.