Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Эскадренный броненосец «Петропавловск»

Шел десятый месяц Крымской войны 1853–1856 годов. Объединенная англо-французская эскадра в составе трех фрегатов, пароходофрегата, корвета и брига под командованием контр-адмиралов англичанина Прайса и француза Феврие де Пуант в августе 1854 года приблизилась к берегам Камчатки. На вооружении эскадры было 212 орудий, а численность экипажей судов и находившихся на них десантных войск достигала 2,5 тысячи человек.

Силы защитников Петропавловского порта были значительно меньше. Руководивший обороной города камчатский военный губернатор контр-адмирал В. С. Завойко располагал 67 пушками, из которых 40 были в составе береговых батарей и 27 — на фрегате «Аврора» и транспорте «Двина». Гарнизон порта состоял лишь из 920 человек да нескольких десятков добровольцев из числа местных жителей.

Предвкушая легкий успех, интервенты дважды высаживали на берег десант, обстреливали укрепления, порт и город. Однако, встретив отчаянное сопротивление защитников Петропавловска и потеряв убитыми и ранеными более 450 человек, они были вынуждены отказаться от дальнейших атак и навсегда покинуть русские воды.

В честь этой славной победы русского оружия в 1860 году наименование «Петропавловск» было присвоено заложенному в 1858 году на Ново-Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге 58-пушечному деревянному винтовому фрегату водоизмещением 6175 тонн. Уже в ходе постройки корабля стало ясно, что в первоначальном виде, без усиления его броневой защитой и перевооружения нарезной артиллерией, для боевых действий он был непригоден, поэтому после спуска на воду в 1865 году фрегат был отбуксирован в Кронштадт, где были произведены обшивка его броневыми листами и перевооружение в 22-орудийный батарейный корабль.

Вступивший в состав действующих кораблей Балтийского флота в 1866 году, «Петропавловск» долгое время был флагманским кораблем броненосной эскадры известного адмирала Г. И. Бутакова.

4 января 1892 года старый фрегат был исключен из списков флота, а через два месяца на Галерном островке в Петербурге был заложен эскадренный броненосец, которому по преемственности было присвоено наименование «Петропавловск»: Спущенный на воду 28 октября 1894 года, этот корабль в 1897 году вступил в строй и вошел в состав Балтийского флота. Через два года броненосец перешел на Дальний Восток и был включен в состав русской Тихоокеанской эскадры в качестве флагманского корабля.

В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы напали на русские корабли и вывели из строя эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер 1 ранга «Паллада», стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура. Утром, возглавив эскадру, «Петропавловск» вышел в первый боевой поход. Встретившись с главными силами японского флота, русские корабли вступили [47] в бой, но, не желая попасть под огонь береговых батарей крепости, эскадра противника вскоре отошла на юг.

С прибытием 24 февраля 1904 года в Порт-Артур нового командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С. О. Макарова, начавшего деятельно готовить флот и крепость к ведению боевых действий, броненосец стал все чаще выходить в море для отработки совместного плавания в составе эскадры, обучения и тренировки личного состава.

Стремясь со временем дать решительное сражение главным силам японского флота, Макаров энергично принялся перестраивать всю организацию эскадры, укреплять главную базу русских морских сил на Дальнем Востоке Порт-Артур и готовить моряков к активным боевым действиям. Убежденный, что исход войны будут решать активные совместные действия сухопутных войск и флота, Макаров оценил обстановку и поставил эскадре задачу по оказанию помощи армии. К тому времени «Петропавловск» совершил пять выходов в море в составе Тихоокеанской эскадры.

В ночь на 31 марта 1904 года вышла в море группа русских миноносцев в составе восьми кораблей. При возвращении в базу миноносец «Страшный» в темноте оторвался от отряда. На рассвете он был окружен шестью японскими миноносцами и в неравном бою, длившемся 40 минут, потоплен. Вышедший ему на помощь броненосный крейсер «Баян» также был обстрелян крейсерами противника и, подняв из воды пять человек, уцелевших из экипажа погибшего миноносца, полным ходом направился в базу.

Не ожидая выхода всех кораблей, С. О. Макаров в 7 часов повел эскадренные броненосцы «Петропавловск», «Полтаву» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного». В ходе перестрелки с неприятельскими крейсерами последние стали быстро отходить на восток, где показались главные силы японского флота. Русский же отряд повернул к Порт-Артуру, чтобы соединиться с остальными кораблями эскадры.

Объединив все силы, Макаров вновь повел эскадру на восток, чтобы под прикрытием береговой артиллерии вступить в бой с японским флотом. Построившись в кильватерную колонну, русские корабли следовали в двух милях от берега. Вдруг сильный взрыв потряс шедший головным «Петропавловск». Силой взрыва были сорваны и сброшены за борт носовая 305-миллиметровая орудийная башня, дымовые трубы и кожуха. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Прошло полторы минуты, и последовал новый, еще более мощный взрыв, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушел под воду. Вместе с броненосцем трагически погибли выдающийся русский флотоводец, ученый и исследователь вице-адмирал С. О. Макаров, 10 человек из штаба эскадры, 18 офицеров и 620 матросов. Погиб в атом походе и известный художник-баталист В. В. Верещагин.

Гибель «Петропавловска» отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из лучших броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С. О. Макарова, пользовавшегося любовью и уважением у личного состава.

Прошло семьдесят пять лет, и на просторы Мирового океана вышел еще один «Петропавловск», уже шестой с этим именем в отечественном флоте, оснащенный совершенной боевой техникой и оружием, — большой противолодочный корабль.

Водоизмещение нормальное 11 354 т; длина 114,3 м, ширина 21,3 м, осадка 7,8 м; мощность паровых машин 11 213 л. с.; скорость хода максимальная 17 уз; дальность плавания 4500 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 2 63-мм, 10 47-мм и 28 37-мм орудий, 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Экипаж 633 человека. [48]

Канонерская лодка «Храбрый»

Мореходная канонерская лодка «Храбрый» была заложена 15 декабря 1894 года, через год спущена на воду и в 1897 году вошла в состав Балтийского флота.

Уже через несколько дней после начала первой мировой войны канонерская лодка из Шхерного отряда была переведена в район Моонзундского архипелага, имевшего важное оперативно-стратегическое значение для обороны театра. В августе 1915 года «Храбрый» вместе с линкором «Слава» и другими кораблями метким артиллерийским огнем сорвал попытку германского флота прорваться в Рижский залив.

Весной 1916 года, как только сошел лед, «Храбрый», стоявший на зимовке в Моонзунде, вновь вышел в Рижский залив, нес дозорную службу, оказывал огневую поддержку сухопутным войскам. Эффективность огня канонерской лодки была очень высокой. Только 19 июня «Храбрый» вместе с двумя эсминцами вывел из строя до батальона войск противника, подавил артиллерийскую батарею и уничтожил часть укреплений. 27 июля, действуя под прикрытием авиации в Ирбенском проливе, он обстрелял группу неприятельских тральщиков, два из которых, получив попадания, были вынуждены выброситься на берег.

Перешедший на сторону революции еще в дни февраля, экипаж «Храброго» вместе с командами других кораблей стойко и мужественно оборонял Моонзундские острова.

1 октября произошел бой на Кассарском плесе между четырьмя русскими эсминцами и германской эскадрой. Устремившись на [49] помощь своим кораблям, «Храбрый» подошел к поврежденному эсминцу «Гром» и взял его на буксир. Однако, получив еще несколько пробоин, «Гром» стал заполняться водой. «Храбрый» принял на борт экипаж тонущего корабля и, отстреливаясь от наседавших врагов из всех орудий, с дистанции 40 кабельтовых добился попаданий в один из германских эсминцев. Он тотчас затонул. Последующими залпами «Храбрый» вывел из строя еще эсминец противника. Несколько вражеских кораблей было повреждено метким огнем русских эсминцев. После четырехчасового упорного боя противник, не выполнив задачи, поспешно начал отход.

В дни Октябрьского вооруженного восстания экипаж «Храброго», находившегося в Кронштадте на ремонте, направил лучших матросов в помощь красногвардейским отрядам, штурмовавшим Зимний дворец. В голы гражданской войны матросы «Храброго» мужественно защищали завоевания Октября в составе экспедиционных отрядов.

Восстановленная в 1920 году, канонерская лодка 31 декабря 1922 года была переименована в «Красное знамя».

С первых же дней Великой Отечественной войны канонерская лодка «Красное знамя» приняла активное участие в обороне побережья Выборгского и Нарвского заливов, отличилась при защите дальних подступов к Таллину, обороняла героический Ленинград.

Ночью 16 ноября 1942 года, находясь на якорной стоянке в бухте острова Лавенсари, корабль подвергся внезапной атаке неприятельских торпедных катеров и, получив попадание торпедой, затонул. Почти год пролежал он на грунте, а затем, поднятый спасателями Балтики, был отбуксирован на ремонт. Возрожденная заново в сентябре 1944 года, канонерская лодка вновь вошла в строй. В послевоенные годы лодка «Красное знамя» до весны 1956 года продолжала оставаться в боевом составе флота, затем на протяжении нескольких лет использовалась как учебный корабль и в 1960 году, до конца выполнив свой долг перед Родиной, была исключена из списков флота.

Водоизмещение 1735 т; длина 72,2 м, ширина 13,1 м, осадка 4,2 м; мощность механизмов 2000 л. с.; скорость хода максимальная 14 уз, экономическая — 8 уз; дальность плавания 1200 миль. Вооружение: 2 203-мм, 1 152-мм, 1 63-мм, 5 47-мм и 7 37-мм (с 1915 г.: 6 105-мм и с 1916 г.: 5 130-мм и 1 76,2-мм) орудий. Экипаж 159 человек. [50]

Эскадренный миноносец «Новик»

Весной 1913 года в Финском заливе появился новый корабль, равного по вооружению и скорости хода которому не было в мире. Это был построенный на добровольные пожертвования, собранные населением России в ходе русско-японской войны, эскадренный миноносец «Новик».

1 августа 1914 года Германия объявила России войну, а ровно через месяц «Новик» вышел в воды противника на первую минную постановку. В составе 1-го дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота корабль совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки активных минных заграждений, неоднократно вступал в поединки с кораблями противника, нес разведывательную, дозорную и конвойную службу, обеспечивал минно-заградительные действия других сил флота. На минах, выставленных «Новиком», в 1914 году подорвались германские пароходы «Бреслау», «Латона» и тральщик «В», один эсминец получил тяжелые повреждения. Еще больший успех был достигнут русским флотом в следующем году. От подрыва на минных заграждениях, в постановке которых участвовал и «Новик», противник потерял легкий крейсер «Бремен», три эсминца и сторожевой корабль «Фрейя», крейсер «Данциг» был надолго выведен из строя.

На рассвете 4 августа 1915 года «Новик», находясь в дозоре в районе маяка Михайловский, обнаружил два новейших эсминца противника, направлявшихся в Рижский залив для атаки линейного корабля «Слава». Русский корабль первым открыл огонь. Уже после третьего залпа головной миноносец получил попадания. На нем был разрушен ходовой мостик, сбита вторая дымовая труба и возник сильный пожар. Подбитый корабль вышел из боя и направился в сторону берега устранять повреждения. [51]

Сосредоточив огонь на другом миноносце, «Новик» одержал вторую победу. Уже через несколько минут вся кормовая часть неприятельского корабля была охвачена пламенем, и он вслед за флагманом стал поспешно выходить из боя. Продолжая вести огонь попеременно по обоим вражеским миноносцам, русский эсминец нанес новые повреждения первому эсминцу и загнал его на минное заграждение, где тот подорвался.

Вечером 7 ноября 1915 года «Новик» в составе группы эскадренных миноносцев вышел из Рижского залива к Виндаве для уничтожения сторожевого охранения у банки Спон. Ночью, следуя в голове отряда вдоль берега, корабль обнаружил стоявшее на якоре германское сторожевое судно «Норбург». Открыв беглый огонь, «Новик» в считанные минуты уничтожил его.

В другом походе, 18 мая 1916 года, «Новик» вместе с эсминцами «Победитель» и «Гром» дерзко атаковал в Норчепингской бухте германский конвой из 14 транспортов, вспомогательного крейсера и двух вооруженных судов. В результате короткого боя русские корабли торпедами и артиллерией уничтожили вспомогательный крейсер «Герман», два вооруженных траулера и несколько торговых судов.

Всю войну храбро сражался с противником неутомимый эсминец и лишь осенью 1917 года, после знаменитого Моонзундского сражения с германским флотом, убыл в Петроград на ремонт.

В период гражданской войны и после нее, вплоть до 1925 года, легендарный корабль находился в порту на хранении, а 30 августа 1929 года после капитального ремонта вновь вступил в строй. Приказом Реввоенсовета Республики 31 декабря 1922 года эсминец был переименован в «Яков Свердлов». В 1928 году в составе дивизиона эскадренных миноносцев он посетил с визитами вежливости германские порты Данциг и Пиллау.

К началу Великой Отечественной войны «Яков Свердлов» входил в состав отряда учебных кораблей Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, а с началом боевых действий был возвращен в боевой состав.

28 августа 1941 года при прорыве кораблей флота из Таллина в Кронштадт легендарный эсминец под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова находился в охранении флагманского корабля — крейсера «Киров» и при перемене своего места в ордере около 21 часа подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда.

Водоизмещение нормальное 1260 т (после модернизации — 1620 т); длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,5 м; мощность механизмов 40 000 л. с.; скорость хода максимальная 37,3 уз; дальность плавания 1764 мили. Вооружение: 4 102-мм (в период модернизации установлено 1 76,2-мм) орудия, 4 7,62-мм пулемета и 4 двухтрубных (затем было 3 трехтрубных) торпедных аппарата. Принимал на борт 50 якорных мин заграждения. Экипаж 130 (после модернизации 168) человек. [52]

Дальше