Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Корвет «Витязь»

Заложенный в 1883 году на Галерной верфи в Петербурге, «Витязь» был спущен на воду 23 октября 1884 года и в 1886 году вошел в состав Балтийского флота.

Вскоре после вступления корабля в строй его командир капитан 1 ранга С. О. Макаров получил приказ подготовить судно к переходу на Дальний Восток, и 31 августа 1886 года корвет покинул Кронштадт. Совершив за семь с половиной месяцев кругосветное плавание, «Витязь» прибыл в японский порт Иокогама, где присоединился к русской эскадре Тихого океана.

После продолжительной стоянки на рейде корвет был отправлен в отдельное плавание в северную часть Тихого океана для крейсерства, перевозок, осмотра портов и якорных стоянок, а также производства гидрографических и гидрологических работ.

В декабре 1888 года, выполнив задание, «Витязь» отправился в обратный путь и 20 мая 1889 года, оставив за кормой воды Тихого, Индийского и Атлантического океанов, Красного, Средиземного, Северного и Балтийского морей, благополучно возвратился в Кронштадт.

Имея богатый опыт исследований при изучении черноморских проливов и Средиземного моря во время командования пароходом «Тамань» в 1881–1882 годах, талантливый ученый и выдающийся флотоводец С. О. Макаров на протяжении полутора лет плавания проводил систематические гидрологические наблюдения в океане. Результаты исследований Макаров впоследствии подверг тщательной научной обработке и анализу, сопоставив их с наблюдениями семидесяти восьми других кораблей и судов. В итоге в 1894 году появился двухтомный труд «Витязь» и «Тихий океан», удостоенный премии Академии наук и золотой медали.

В 1891 году корвет под командованием капитана 1 ранга С. А. Зарина вновь направился на Дальний Восток, но 28 февраля 1893 года при производстве гидрографических работ в районе порта Лазарева у побережья Кореи в штормовую туманную погоду сел на подводные камни. Все попытки спасти аварийный корабль не увенчались успехом.

Ценность научных исследований, проведенных на «Витязе», получила всеобщее признание. Имя русского парового корвета «Витязь» (1 февраля 1892 года он был переведен в класс крейсеров 1 ранга) вместе с именами девяти других экспедиционных судов разных стран, прославившихся исследованиями Мирового океана, высечено на фронтоне Океанографического музея в Монако.

В наше время славные научные дела своего знаменитого предшественника на протяжении трех десятилетий продолжал флагман эскадры экспедиционно-океанографических судов Академии наук СССР теплоход «Витязь».

Водоизмещение 3200 т; длина 80,8 м, ширина 13,7 м, осадка 5,5 м; мощность главных механизмов 3000 л. с.; скорость хода максимальная 14 уз. Вооружение: 10 152-мм, 4 четырехфунтовых и 10 47-мм орудий. Экипаж 372 человека. [35]

Вооруженный пароход «Великий князь Константин»

После поражения в Крымской войне Россия лишилась права иметь на Черном море сильный военно-морской флот. Турция же к началу русско-турецкой войны 1877–1878 годов располагала 22 броненосными кораблями и 82 судами других классов и типов.

По инициативе молодых флотских офицеров капитан-лейтенанта М. К. Баранова и лейтенанта С. О. Макарова для обороны побережья и несения крейсерской службы русское морское командование решило привлечь быстроходные паровые суда торгового флота. С этой целью уже в начале войны морским ведомством было зафрахтовано четыре товаропассажирских парохода, а через некоторое время — еще два парохода и четыре винтовые шхуны. Все они были вооружены и включены в состав Черноморского флота.

К тому времени на флотах уже стало использоваться минно-торпедное оружие. Появилось оно и в России. По железной дороге из Петербурга в Севастополь было доставлено несколько паровых минных катеров, для которых по предложению С. О. Макарова в качестве базы-носителя был переоборудован бывший пароход Российского общества пароходства и торговли «Великий князь Константин».

6 апреля 1877 года это судно под командованием С. О. Макарова вышло в первое крейсерство для действий у турецких берегов и, обнаружив вечером 18 апреля на Батумском рейде несколько судов противника, с наступлением темноты спустило на воду четыре минных катера, которые направились в гавань для производства атаки. Вооруженный буксируемой миной минный катер «Чесма», подойдя к неприятельскому сторожевому пароходофрегату, удачно подвел под его днище мину, но она из-за несовершенства конструкции не взорвалась.

Удачно действовали минные катера в ночь на 12 августа, когда спущенные с парохода катера «Синоп», «Наварин» и «Минер» буксируемыми минами нанесли на Батумском рейде тяжелые повреждения турецкому броненосцу «Ассари-Шевкет».

К концу 1877 года в Севастополь были доставлены купленные за границей самодвижущиеся мины Уайтхеда, явившиеся прототипом современных торпед. Однако никаких приспособлений для стрельбы ими еще не было. Тогда С. О. Макаров решил приспособить под торпедные аппараты деревянные трубчатые футляры.

После испытаний этих устройств «Великий князь Константин» под командованием С. О. Макарова в ночь на 2 января 1878 года снова прибыл к Батумскому порту, на рейде которого была обнаружена эскадра противника. Спущенные с парохода катера «Чесма» и «Синоп», ведомые отважными лейтенантами И. Зацаренным и О. Щешинским, тотчас устремились в атаку. Сблизившись на расстояние до 30 метров со стоявшим в дозоре турецким вооруженным пароходом «Интибах», они выпустили торпеды. Раздавшиеся через несколько секунд два мощных взрыва и взметнувшиеся в воздух обломки неприятельского корабля возвестили миру о громадной силе нового оружия, впервые в истории примененного русскими моряками. [38]

Броненосный корабль «Петр Великий»

В 1867 году был объявлен конкурс на создание проекта мореходного броненосного монитора, который по своим тактико-техническим характеристикам не уступал бы лучшим кораблям западных стран. Из представленных конкурсной комиссии эскизов лучшим был признан проект видного русского ученого-кораблестроителя контр-адмирала А. А. Попова.

В 1869 году состоялась закладка корабля на судоверфи Галерного островка. Его строительство было завершено в 1877 году. Обладая сильным артиллерийским вооружением и броневой защитой, высокой остойчивостью и мореходными качествами, новый броненосец на протяжении ряда лет оставался лучшим кораблем в мире.

Первоначально кораблю было присвоено название «Крейсер», но затем, 30 мая 1872 года, в связи с 200-летием со дня рождения основателя российского регулярного флота, Петра Первого он был переименован. 22 декабря 1873 года «Петр Великий» из мониторов был переклассифицирован в броненосный корабль, а в феврале 1892 года — в эскадренный броненосец.

Признавая приоритет русских кораблестроителей в создании броненосных кораблей, известный английский инженер-судостроитель Э. Рид в газете «Таймс» писал: «Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев».

В 1881 году «Петр Великий» в составе Балтийской практической эскадры совершил свое первое дальнее плавание в Средиземное море. Насколько велико было внимание мировой общественности к этому кораблю, говорит тот факт, что при посещении русским броненосцем порта Алжир туда 12 апреля 1882 года специально приезжал посмотреть на корабль Карл Маркс, находившийся на лечении.

Победу Октября экипаж корабля встретил с радостью. Зимой 1917/18 года «Петр Великий» находился в Ревеле, обеспечивая базирование дивизиона подводных лодок. А 25 февраля, когда немцы подошли к Ревелю, «Петр Великий» по приказу революционного командования вышел из гавани и на следующий день, преодолев тяжелые льды, прибыл в Гельсингфорс (Хельсинки). Однако, ввиду начавшейся гражданской войны и угрозы захвата высадившимися 3 апреля в Гангуте (Ханко) частями кайзеровских войск, 11 апреля кораблю пришлось покинуть и главную базу. Крепкий, добротно склепанный корпус «Петра Великого» выдержал новое испытание. Следуя самостоятельно, без помощи ледоколов, корабль уже через трое суток был у Толбухина маяка и вскоре благополучно прибыл в Кронштадт.

21 мая 1921 года бывший броненосец стал минным блокшивом. Не одна тысяча мин заграждения, приготовленных умелыми руками минеров «Петра Великого», была выставлена кораблями Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны.

Почти восемьдесят лет отдал службе Отечеству этот необычный корабль. С победой же Великого Октября он достойно выполнял свой воинский долг перед Родиной.

Водоизмещение полное 10 105 т, нормальное — 9665 т; длина 100,6 м, ширина 19,5 м, осадка 7,5 м; мощность механизмов 8258 л. с.; скорость хода 14,3 уз; дальность плавания 3600 миль. Вооружение: 4 305-мм, 4 четырехфунтовых, 1 63-мм, 6 47-мм и 4 37-мм орудия, 2 подводных торпедных аппарата. После перевооружения — 2 152 — мм, 10 75-мм и 2 47-мм орудия. Экипаж 440 человек. [40]

Миноносец «Стерегущий»

Имя этого корабля вошло в боевую летопись нашего флота как символ верности Родине, презрения к смерти, беспредельной храбрости, самоотверженного выполнения воинского долга...

Миноносец «Стерегущий» был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии.

Разразилась русско-японская война. Базируясь в Порт-Артуре, «Стерегущий» часто выполнял различные боевые задачи. 25 февраля 1904 года вместе с миноносцем «Решительный» «Стерегущий» был послан для обследования восточного побережья полуострова Гуандун и прилегающих к нему островов, где, по данным разведки, японцы намеревались высадить десант.

Около шести часов утра 26 февраля были обнаружены возвращавшиеся из ночного дозора у Порт-Артура миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно».

Имея численное превосходство, противник начал развертывание для охвата русских кораблей с двух сторон. Видя неизбежность неравного боя, командир «Решительного» капитан 2 ранга Боссе, бывший старшим в русском отряде, смело повернул свой корабль на противника и, дав полный ход, открыл по врагу огонь. Вслед за «Решительным» вступил в бой и «Стерегущий». На них обрушился шквал огня.

Вскоре подошли легкие крейсера «Унтозе» и «Токива». Имея подавляющее преимущество, японцы усилили натиск и начали окружать русские корабли.

Ведя меткий огонь на оба борта, «Решительный» полным ходом пошел на прорыв окружения и, повредив два неприятельских миноносца, прорвался к Порт-Артуру под прикрытие береговых батарей. «Стерегущий» оказался в более трудных условиях. Из-за неисправности машины он не мог дать полный ход и, продолжая отстреливаться из всех орудий, упорно вел тяжелый бой.

В самом начале боя взрывом снаряда смертельно ранило командира корабля лейтенанта А. Сергеева, который со словами «не сдавайте миноносца японцам!» скончался от потери крови. В командование «Стерегущим» вступил старший офицер лейтенант Н. Головизнин. Вскоре в корабль попало еще два снаряда, которыми были разбиты оба котла и разрушены паропроводные магистрали. Окутанный паром и дымом, миноносец беспомощно закачался на волнах. Следует новое попадание в ходовую рубку, убиты лейтенант Головизнин, рулевой и несколько матросов. Но «Стерегущий» продолжал бой.

Погибли почти все офицеры и прислуга орудий. Оставшиеся в живых моряки прибили гвоздями к мачте Андреевский флаг, призывавший экипаж к борьбе до конца. К единственному уцелевшему орудию бросился мичман К. Кудревич и при помощи подоспевших двух машинистов снова открыл [41] огонь по врагу. Новый взрыв сразил героев. В это время истекающий кровью сигнальщик В. Крутков, собрав последние силы, выбросил за борт секретный свод боевых корабельных сигналов.

Противник также нес серьезный урон. Получив двадцать семь прямых попаданий от меткого огня «Стерегущего» и «Решительного», окутался паром и вышел из боя миноносец «Акебоно», вслед за ним отошел устранять повреждения «Сазанами», на котором было десять крупных пробоин.

Русский миноносец безжизненно стоял в гуще врагов. Предвкушая легкий трофей, японцы послали к нему шлюпку. И тут случилось то, чего никак не мог предвидеть враг. Оставшиеся в живых машинист 2-й статьи В. Новиков и еще один безвестный герой бросились в кормовое машинное отделение, задраили помещение и, пожертвовав жизнью, открыли кингстоны...

В парке имени В. И. Ленина на Петроградской стороне в Ленинграде стоит памятник с надписью «Стерегущий». Он олицетворяет собой боевую славу и доблесть нашего флота.

Прошли десятилетия, но подвиг «Стерегущего» жил и живет в славных делах унаследовавших его имя кораблей.

Водоизмещение нормальное 240 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с.; скорость хода максимальная 26,5 уз; дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1 75-мм и 3 47-мм орудия, 2 торпедных аппарата, экипаж 52 человека. [42]

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер «Варяг» был заложен по заказу русского правительства 10 мая 1899 года в Филадельфии. 3 мая 1901 года, пройдя пять тысяч миль, «Варяг» стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде, а 25 февраля 1902 года прибыл в Порт-Артур, пополнив боевой состав Тихоокеанской эскадры. Командиром «Варяга» был назначен капитан 1 ранга В. Ф. Руднев.

Политическая обстановка на Дальнем Востоке с каждым днем накалялась. Подстрекаемая империалистами Англии и США, Япония открыто шла на развязывание войны с Россией. В конце декабря 1903 года «Варяг» был назначен стационером в корейском порту Чемульпо (Инчхон). В его задачу входило — поддерживать связь между Порт-Артуром и Сеулом.

Утром 26 января на рейде Чемульпо было спокойно. На «Варяге» и другом русском корабле — канонерской лодке «Кореец», английском, французском, итальянском и американском кораблях, также стоявших стационерами, в 8 часов были подняты флаги и гюйсы. Не хватало на рейде лишь японского крейсера «Чиода», скрытно ушедшего ночью из порта. После полудня был направлен с донесением в Порт-Артур «Кореец», но, встретив на выходе с рейда эскадру японцев, вскоре возвратился. Вслед за ним неподалеку от «Варяга» становились на якоря крейсера и миноносцы японской эскадры.

Окруженные со всех сторон неприятельскими кораблями, «Варяг» и «Кореец» оказались в ловушке. Тем временем японцы, [43] вероломно нарушив международное право, с молчаливого согласия командира английского крейсера «Тэлбот», бывшего старшим на рейде, высадили на берег крупный десант. Несколько позднее командир японской эскадры Уриу передал ультиматум на «Варяг», требуя немедленного выхода крейсера и канонерской лодки из нейтрального порта. В. Ф. Руднев решил вместе с «Корейцем» прорвать блокаду и идти в Порт-Артур.

В 10 часов 20 минут «Варяг» снялся с якоря и направился на выход из гавани. Вслед за ним шла канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана 2 ранга Г. П. Беляева. Выстроенные на палубах по Большому сбору экипажи английского «Тэлбота», французского «Паскаля» и итальянской «Эльбы» под звуки русского гимна с почтением провожали шедшие на верную смерть корабли.

В состав японской эскадры входили 1 броненосный, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев. Таким образом, противник имел многократное превосходство в силах.

Отвергнув предложение Уриу сдаться, «Варяг» и «Кореец» сближались с врагом. К 11 часам 45 минутам дистанция до флагманского корабля — одного из сильнейших в японском флоте броненосного крейсера «Асама» — была уже менее 45 кабельтовых. Японцы открыли по русским кораблям огонь. И тотчас последовал первый орудийный залп с «Варяга».

Русские моряки действовали с большим мужеством и умением. За час боя они выпустили по врагу 1105 снарядов. От их метких выстрелов на «Асаме» загорелась кормовая артиллерийская башня, был сбит командирский мостик. Серьезные повреждения получили два других крейсера, потоплен один миноносец.

Но силы были неравны. «Варяг» и «Кореец» несли большие потери. На крейсере были выведены из строя почти все орудия. В бортах и надстройках зияли пробоины. Чтобы устранить повреждения и затем вновь вступить в бой, Руднев решил возвратиться на рейд Чемульпо. Вслед за крейсером повернул на обратный курс и «Кореец».

Осмотр кораблей показал, что повреждения были очень велики. Чтобы не допустить захвата японцами, экипажи взорвали «Кореец», а «Варяг» затопили и через нейтральные порты возвратились в Россию.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй под названием «Сойя». В 1916 году Россия выкупила крейсер у Японии, и он получил прежнее название. В феврале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, где после победы Великого Октября был захвачен англичанами.

Не представлявший боевой ценности корабль был продан на слом и в 1918 году в Ирландском море при буксировке во время шторма был выброшен на скалы. В 1924–1925 годах остатки корпуса крейсера были подняты частными английскими и германскими фирмами и разобраны на металл.

Советские люди помнят и свято чтят память героев «Варяга». В дни пятидесятилетнего юбилея беспримерного боя у Чемульпо в Туле был открыт памятник командиру крейсера капитану 1 ранга В. Ф. Рудневу. Оставшиеся в живых члены экипажа были награждены советскими боевыми медалями. Славные боевые традиции экипажа легендарного крейсера ныне бережно хранят и приумножают моряки гвардейского ракетного крейсера «Варяг» Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Водоизмещение нормальное 6500 т; длина 127,9 м, ширина 15,85 м, осадка 6,5 м; мощность паровых машин 14 160 л. с.; скорость хода максимальная 23,18 уз; дальность плавания — 5000 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 570 человек. [44]

Дальше