Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Слава и гордость российского флота

Народы нашего многонационального государства с древнейших времен были связаны с морем. Хотя официальной датой основания российского регулярного флота считается 1696 год, а постройка первого в России военного корабля была закончена в мае 1669 года, истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность. Племенам восточных славян приходилось совершать длительные морские походы, защищая свою независимость. На легких, но достаточно мореходных судах они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря.

В начале IX века большое значение в жизни восточных славян приобрел торговый путь «из варяг в греки», пролегавший из Балтийского в Черное и Каспийское моря. С этого времени морские походы русских стали систематическими.

На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и русские поселенцы на побережье Белого моря — поморы. Промышляя рыбу, пушного и морского зверя, они из года в год преодолевали льды и штормы и все дальше проникали в северные и восточные районы Ледовитого океана. В 1595 году русские достигли устья Оби, где основали город Обдорск (Салехард), а в 1601–1602 годах — Тазовской губы, где пять лет спустя возник центр торговли пушниной — город Мангазея. Совершая героические плавания, русские первопроходцы вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устье Яны и Индигирки. В 1647 году коч казачьего десятника Василия Бугра прошел моря Лаптевых и Восточно-Сибирское и достиг Колымы. Выйдя из Нижнеколымска, морская экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 года пробилась до самой восточной точки азиатского материка и обогнула его. Было совершено великое географическое открытие. Русские суда прошли проливом, отделяющим Азию от Америки.

Конец XVII века ознаменовался еще одним открытием русских мореплавателей: в 1697 году казак В. В. Атласов первым из европейцев достиг побережья Камчатки и Курильских островов.

Однако Россия в конце XVII века имела только один порт — Архангельск, да и тот на замерзающем Белом море, вдали от международных торговых путей. Крепнущему российскому государству были крайне необходимы выходы в Балтику и южные моря. Этого требовала не только быстро развивающаяся экономика страны, но и необходимость защиты границ от набегов крымских татар на юге и шведов на северо-западе. Характеризуя международную обстановку тех времен, Карл Маркс писал, что ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны. Россия не могла [8] оставить устье Невы в руках шведов так же, как устья Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар.

Уже военная кампания 1695 года доказала Петру Первому, что для успешного решения этой жизненно важной проблемы необходим флот. Поэтому, готовясь к новому походу, Петр приступил к созданию судостроительных верфей на Волге, Дону и их притоках, а затем и к постройке боевых кораблей.

Направив все усилия на юг, Петр Первый в 1696 году овладел расположенной в месте впадения Дона в Азовское море турецкой крепостью Азов. Эта победа, в результате которой русские суда получили свободный выход в Азовское море, вдохновила Петра на борьбу со Швецией за выходы в Балтику. В ходе многолетней кампании, вошедшей в историю под названием Северной войны, Россия начиная с 1702 года приступила к созданию Балтийского флота.

Разгром шведской армии под Полтавой в 1709 году обеспечил России возможность продолжать борьбу за выход к морю. Действуя бок о бок с войсками, молодой флот в те годы вписал ряд блестящих страниц в историю нашей страны. Гангутская победа и бой у острова Эзель, осада и взятие Выборга, победа у острова Гренгам покрыли неувядаемой славой боевые знамена русской армии и флота. В этих сражениях прогремела боевая слава кораблей российского регулярного флота: «Ингерманланда», «Полтавы», «Штандарта» и других.

Эти победы повлияли на исход всей войны. Россия вернула себе отторгнутые иноземными захватчиками земли северо-восточного побережья Финского залива и укрепилась на берегах Балтийского моря.

На вторую половину XVIII века приходятся такие знаменательные события в истории отечественного флота и российского государства, как первый выход кораблей регулярного флота за пределы Балтийского моря, создание черноморского флота и его главной базы — города Севастополя.

После русско-турецкой войны 1768–1774 годов Россия получила выход к Черному морю между Бугом и Днепром, а также право свободного плавания торговых судов по Черному морю и прохода через проливы в Средиземное море. Незабываемой страницей этой войны явилась победа российского флота при Чесме 26 июня 1770 года, в результате которой соотношение сил не только в Архипелаге, но и на Черном море изменилось в пользу России. Разгром турецкого флота существенно дополнил успехи русских войск на сухопутном фронте, оказал значительное влияние на дальнейшие события и итоги войны.

В войну 1787–1791 годов российский черноморский флот вступил, имея в своем составе 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, бомбардирский корабль и 12 вспомогательных судов. В марте 1790 года в командование флотом вступил контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков, под чьим руководством был одержан целый ряд блестящих побед.

В борьбе за выход к Дунаю русские войска овладели крепостями Бендеры, Аккерман и Хаджибей, а затем с помощью флота Тульчинским замком, Исакчей. 11 декабря 1790 года после упорной осады и штурма капитулировала считавшаяся неприступной крепость Измаил.

В это же время корабли Балтийского флота отражали агрессию Швеции, пытавшейся отторгнуть русские земли в Прибалтике. Нанеся поражения шведскому флоту у Гогланда, Роченсальма, Ревеля и в Выборгском заливе, русская эскадра способствовала победоносному окончанию войны.

В войнах с наполеоновской Францией 1798–1800 и 1805–1807 годов, а также с Турцией 1806–1812 годов Черноморская и Балтийская эскадры адмиралов Ф. Ф. Ушакова и Д. Н. Сенявина добились блестящих побед на Средиземном море. Действуя вдали от своих баз, ощущая серьезные трудности со снабжением и другими видами обеспечения боевой [9] деятельности, русские моряки проявили чудеса мужества и отваги, осуществив штурм считавшейся неприступной крепости Корфу, и нанесли поражения флоту противника в сражениях у Афона и Дарданелл.

Знаменательной вехой в истории российского флота явилось сражение в Наваринской бухте, где 25 сентября 1827 года объединенная англо-франко-русская эскадра в четырехчасовом упорном бою наголову разбила турецко-египетский флот. Решающая роль в этом сражении принадлежит русским морякам, разгромившим весь центр и правый фланг неприятельского флота.

Еще большего результата добился русский флот в бою в Синопской бухте, состоявшемся в начале Крымской войны. 6 ноября 1853 года эскадра Черноморского флота под командованием контр-адмирала П. С. Нахимова, несмотря на численное превосходство турецкого флота, вступила в решительный бой и истребила корабли и береговые батареи противника. Это последнее в истории сражение парусных кораблей принесло громкую славу российскому флоту.

В боевую летопись отечественного Военно-Морского Флота навсегда вошли имена прославленных русских флотоводцев и военачальников — героев Крымской войны: вице-адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, контр-адмиралов В. И. Истомина и В. С. Завойко, командиров кораблей капитан-лейтенантов Г. И. Бутакова и И. Н. Изыльметьева, простых русских матросов Петра Кошки, Игната Шевченко, Федора Заики и многих других.

После поражения в Крымской войне царская Россия лишилась военного флота на Черном море, поэтому в русско-турецкую войну 1877–1878 годов она вступила практически без боевых кораблей. Однако и в этих трудных условиях русские моряки достойно проявили себя. Благодаря энергии и стараниям передовых офицеров флота капитан-лейтенанта Н. М. Баранова, лейтенанта С. О. Макарова и других для действий против турецкого флота, в составе которого были уже броненосные корабли, использовались минные катера и шлюпки, а также мобилизованные для военных целей и вооруженные быстроходные коммерческие пароходы.

В январе 1878 года С. О. Макаров впервые в истории применил торпедное оружие с катеров, потопив на Батумском рейде турецкий сторожевой пароход «Интибах».

В историю нашего флота вписаны подвиги экипажей крейсера 1 ранга «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», миноносца «Стерегущий» и броненосного крейсера «Дмитрий Донской», минного заградителя «Амур» и броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков», до конца выполнивших свой воинский долг перед Отчизной во время русско-японской войны.

В годы первой мировой войны русские моряки приумножили славу Военно-Морского Флота. На Черном море и Балтике, в водах Средиземного моря и в Заполярье они стойко и мужественно несли боевую вахту. Героические подвиги экипажей линейного корабля «Слава», эсминцев «Гром» и «Новик», канонерских лодок «Грозящий» и «Храбрый», подводного минного заградителя «Краб» навсегда останутся в памяти советских людей. Закаленные в жестоких боях военные моряки недаром сразу влились в ударные силы революции.

Осуществляя длительные плавания, наши соотечественники совершили десятки великих научных открытий. Первая и Вторая Камчатские экспедиции, состоявшиеся в первой половине XVIII века под руководством флотских офицеров Витуса Беринга, А. И. Чирикова, С. Г. Малыгина, Д. А. Овцына, В. В. Прончищева, Харитона и Дмитрия Лаптевых, внесли много нового в историю изучения и освоения морей Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана, позволили русским исследователям открыть целый ряд островов и земель, в том числе северо-западное побережье Америки, острова Алеутской и Курильской гряды. [10]

Поистине выдающимися географическими открытиями ознаменовались русские кругосветные и полукругосветные плавания первой половины XIX века под командованием офицеров И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, В. М. Головнина, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу и других. Они подняли на небывалую высоту авторитет русских мореплавателей. Особое место в ряду научных подвигов тех времен занимает открытие Антарктиды экспедицией капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819–1821 годах.

Русским морякам и ученым принадлежит приоритет в создании многих видов боевой техники и вооружения, в развитии кораблестроительной науки. Немалую роль в этом сыграл Петр Первый, лично разработавший чертежи и построивший несколько кораблей, а также талантливые русские кораблестроители Козенец и Феодосий Скляев. Тогда же известный русский умелец Ефим Никонов начал работы по созданию «потаенного судна» — прототипа подводной лодки, к сожалению, работы были прекращены после смерти Петра.

Построенные известным русским кораблестроителем А. М. Курочкиным линейные корабли типа «Сильный» (1804 г.) и «Орел» (1807 г.) были признаны лучшими в мире. В 1815 году русскими мастерами был построен первый в мире пароход «Елизавета», а через два года вступил в строй самый быстроходный пароход «Скорый». В 1848 году в составе российского флота появился первый корабль с винтовым движителем — фрегат «Архимед», построенный инженером И. А. Амосовым.

Минное оружие, без которого сейчас немыслимы боевые действия на море, является также детищем русских ученых.

С появлением мин и торпед Россия первой приступила к строительству кораблей таких классов, как минные катера, ставшие прообразом современных торпедных катеров, и минные заградители. В 1854 году русским инженером И. Ф. Александровским был разработан проект подводной лодки водоизмещением 360 тонн. Им же в 1863 году — на 7 лет раньше, чем в Англии — была изобретена и торпеда.

В начале ХХ века передовые идеи, новаторство русских ученых-кораблестроителей А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и других позволили спроектировать и построить лучшие в мире линейные корабли типа «Севастополь», эскадренные миноносцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс» и «Морж». Тогда же в Николаеве талантливым инженером М. П. Налетовым был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб».

Военные моряки гордятся тем, что из флотской среды вышли и работали на благо родного флота такие талантливые и известные всему миру деятели науки, техники, культуры и искусства, как творцы первого в мире ледокола С. О. Макаров и первого самолета А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, писатель К. М. Станюкович и создатель Толкового словаря русского языка В. И. Даль, композитор Н. А. Римский-Корсаков, художники И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов и В. В. Верещагин.

Славная традиция быть первыми в мореплавании, в развитии военно-морского искусства, науки и техники постоянно развивается советскими военными моряками, унаследовавшими от российского флота все самое передовое и лучшее. [11]

Парусный корабль «Opeл»

Быстрое развитие торговли между Россией и Персией (Ираном) во второй половине XVII века потребовало наладить судоходство на Каспийском море, а заключение торгового соглашения, подписанного русским царем и персидским шахом, оговаривало также и охрану торговых морских путей кораблями.

Для этой цели в селе Дединово, расположенном на Оке ниже впадения в нее реки Москвы, в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. По поручению царя из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. В числе приглашенных были полковник Ван-Буковец, который должен был стать непосредственным руководителем и организатором постройки судов, капитан и кормщик Бутлер, а также корабельные мастера Гельт, Ван-ден-Стрек и Минстер. В помощь им из числа «свободных людей» окрестных сел и деревень выделялись тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Общее руководство строительством осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин А. Л. Ордын-Нащокин, которому и принадлежала инициатива постройки судов.

Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки.

14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя «Орел».

19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года.

«Орел» представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты.

Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. По сохранившимся документам, «Орел» простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.

Основатель российского регулярного флота Петр Первый высоко оценил постройку первого в стране военного корабля, заявив: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго семене, произошло нынешнее дело морское». [12]

Линейный корабль «Ингерманланд»

Ингерманландия... В честь этих исконно русских земель, расположенных в устье Невы и отвоеванных у иноземных захватчиков в 1703 году, Петр Первый постановил назвать заложенный 30 октября 1712 года на адмиралтействе в Санкт-Петербурге новый линейный корабль. 1 мая 1715 года «Ингерманланд», представлявший собой двухпалубный трехмачтовый линейный корабль, был спущен на воду и вскоре введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота.

Вскоре после вступления в строй «Ингерманланд» стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра Первого), который в течение нескольких лет держал свой Флаг на атом корабле.

Шла Северная война. В 1716 году Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции.

В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с прибывшими из Архангельска несколькими кораблями силы, собравшиеся в Зунде под командованием Петра Первого, составили двадцать два корабля.

Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было семьдесят кораблей. Объединив такие крупные силы под своим командованием, Петр Первый 5 августа направил эскадру, во главе которой следовал «Ингерманланд», к острову Борнхольм на поиск противника, но, не обнаружив шведских кораблей, возвратился к датским проливам.

Прошло три года, и в июне 1719 года над «Ингерманландом» вновь взвился штандарт Петра Первого, который опять повел свою эскадру к берегам Швеции. Поход оказался успешным. Разгромив противника и приблизившись к шведской столице на три километра, русский флот с наступлением осени прекратил крейсерство и ушел на зимовку.

В память об этих походах Петр Первый приказал сохранить «Ингерманланд» для потомков, однако в 1735 году корабль, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул во время сильного наводнения, а в следующем году из-за невозможности восстановления был разобран.

Длина 46 м, ширина 12,8 м, осадка 5,6 м. Вооружение: 64 орудия. [14]

Линейный корабль «Евстафий»

В сражении, состоявшемся в ночь на 26 июня 1770 года, русские моряки истребили 14 неприятельских линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Кроме того, линейный корабль «Родос» и пять галер были захвачены в качестве трофеев. Из 15 тысяч личного состава противника спаслось не более 4 тысяч, потери же русских составили лишь 11 человек. Таковы итоги морского сражения при Чесме.

...Шла русско-турецкая война. Крейсировавшая в Средиземном море русская эскадра в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 17 вспомогательных судов под общим командованием главнокомандующего войсками России в том районе А. Орлова на рассвете 24 июня 1770 года, получив данные о сосредоточении турецкого флота у острова Хиос, направилась на сближение с неприятелем. Турецкий флот, состоявший из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и нескольких десятков других судов, стоял на якорях в Хиосском проливе вблизи Чесменской бухты.

Около полудня русские корабли, перестроившись в боевой порядок, решительно пошли на сближение с противником. Когда расстояние сократилось до 500 метров, турки открыли огонь. Головной корабль «Европа» временно вышел из строя.

Его место сразу же занял линейный корабль «Евстафий», следовавший под флагом командира авангарда Г. А. Спиридова. Стремительно пройдя вдоль всей линии неприятельского флота, он сблизился с флагманским турецким кораблем «Реал-Мустафа» на дистанцию пистолетного выстрела и произвел сокрушительный бортовой залп. Неприятельский корабль загорелся, и его матросы в панике стали прыгать за борт.

Однако и «Евстафий», попавший под обстрел пяти вражеских кораблей, получил повреждения. Он потерял управление и течением был навален на горящий турецкий корабль. Все попытки отбуксировать «Евстафий» в сторону с помощью шлюпок закончились неудачей. По сцепившимся снастям огонь перекинулся на русский корабль, но его мужественный экипаж, возглавляемый капитаном 1 ранга А. И. Крузом, умело вел абордажный бой, в ходе которого русские моряки сорвали и захватили кормовой флаг турецкого флагмана.

Судьбу обоих кораблей решил непредвиденный случай: обвалилась горящая грот-мачта «Реал-Мустафы». Попав в раскрытую крюйт-камеру русского корабля, искры вызвали взрыв пороха и боеприпасов. Вслед за «Евстафием» взлетел на воздух и турецкий корабль.

Гибель «Реал-Мустафы» и непрекращающийся интенсивный огонь русской эскадры деморализовали противника. Спешно обрубив якорные канаты, турки в беспорядке устремились в Чесменскую бухту, где на следующий день их настиг роковой конец...

Длина 47,4 м, ширина 12,65 м, осадка 5,5 м. Вооружение: 66 орудий. Спущен на воду с эллинга Петербургского адмиралтейства 30 июля 1762 года. [16]

Пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел»

В небольшом русском поселении Охотске весной 1735 года было необычно многолюдно. В тайге не умолкал звон пил и стук топоров, к берегу бухты подъезжали подводы с лесом и материалами для постройки судов. Среди матросов и плотников можно было увидеть темноволосого коренастого человека, отдававшего приказания. Это был руководитель организованной русским правительством Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции командор Витус Беринг.

В июне 1740 года два судна — пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» были спущены на воду и в начале сентября отправились в плавание. Это были четырнадцатипушечные бриги — однопалубные двухмачтовые суда грузоподъемностью около 380 тонн.

Беринг находился на флагманском корабле экспедиции «Св. Петр». «Св. Павлом» командовал его соратник известный мореплаватель А. И. Чириков.

Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг в честь пакетботов назвал Петропавловской, а 4 июня 1741 года направилась на юго-восток искать берега Американского материка. Дойдя до 46 градуса северной широты и не обнаружив земли, оба судна повернули на северо-восток. 20 июня в густом тумане мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти «Землю Гамы» (так в те времена в России называли Америку), Беринг проследовал на юг и 16 июля достиг наконец берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Св. Ильи. 26 июля со «Св. Петра» увидели остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен еще один остров, названный Берингом Туманным (ныне остров Чирикова). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки.

Суровые условия плавания, неполноценность и однообразие пищи, недостаток воды вызвали на судне заболевания цингой. Поэтому 30 августа Беринг, из-за болезни слегший в постель, решил подойти к островам, чтобы укрыться от шторма и пополнить запасы воды. На берегу был захоронен умерший моряк, в честь которого открытая экспедицией гряда стала именоваться островами Шумагина.

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Св. Иоанна (Ахта), Св. Маркиана (Кыска), Св. Стефана (Булдырь). Однако со второй половины сентября «Св. Петр» не выходил из полосы жестоких осенних штормов, запасы продовольствия и воды подходили к концу, цинга косила матросов одного за другим...

Заметив 4 ноября остров, Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросилось на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Проведя тяжелую зиму на острове, названном членами экспедиции островом Беринга, и похоронив умершего 8 декабря 1741 года своего командора, оставшиеся в живых [17] члены экипажа построили из остатков разбитого штормом пакетбота небольшое суденышко и 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку.

В то время как «Св. Петр» завершал свое трудное плавание, «Св. Павел» проследовал далее на восток, а затем на северо-восток и утром 15 июля 1741 года открыл землю, признанную Чириковым «подлинною Америкою». Следуя вдоль берега в поисках удобной якорной стоянки, «Св. Павел» через два дня у берегов острова (ныне остров Якоби) обнаружил залив, для осмотра которого к берегу была направлена шлюпка с десятью вооруженными матросами во главе со штурманом корабля. Однако на пакетбот моряки не вернулись. Шесть дней спустя на их поиски была отправлена вторая шлюпка, которую постигла та же участь.

Оставшись без шлюпок, «Св. Павел» был вынужден возвращаться на Камчатку и, открыв на обратном пути острова Кадьяк, Умнак, Агатту и Атту, 10 октября прибыл в Петропавловскую бухту.

Летом следующего года Чириков, предполагая, что все открытые им ранее острова являются продолжением Американского континента, повторил на «Св. Павле» плавание к островам Алеутской гряды. Однако, обследовав остров Атту и убедившись, что это не выступ земли, а остров, лег на обратный курс и вскоре снова возвратился к берегам полуострова Камчатка.

Открытия Витуса Беринга, Алексея Чирикова и их товарищей в первой половине XVIII века по праву считаются одними из самых значительных не только в России, но и во всем мире. [18]

Бриг «Меркурий»

Это произошло 14 мая 1829 года, в дни русско-турецкой войны. Небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий», неся дозорную службу, находился в районе Босфора. Утром русские корабли неожиданно встретились с шедшей навстречу турецкой эскадрой, в составе которой было восемнадцать судов, в том числе шесть линейных кораблей и два фрегата. Увидя подавляющее превосходство сил противника, русский отряд решил не принимать боя.

Подняв все паруса, «Штандарт Меркурий и Меркурий Орфей Меркурий быстро ушли от погони турецких судов. «Меркурий», скорость которого была меньше, стал отставать и вскоре был настигнут неприятельскими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей», на вооружении которых было соответственно 110 и 74 орудия.

Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтенант А. И. Казарский собрал офицеров. Выступивший первым младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И. Прокофьев высказал общее мнение — принять решительный бой, а в случае угрозы захвата корабля противником — взорвать его. Такое решение было объявлено всему экипажу. Матросы и офицеры стали готовиться к бою. На шпиль, у входа в крюйт-камеру, был положен заряженный пистолет, чтобы при необходимости выстрелом из него осуществить взрыв боезапаса.

Тем временем неприятельские линейные корабли уже приблизились на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь из носовых пушек. Имея десятикратное превосходство в артиллерии, враг предвкушал легкую добычу. Ведь на крошечном русском суденышке было всего лишь восемнадцать орудий! «Селимие», пытаясь дать бортовой залп по рангоуту брига, стал выходить с правого борта, но умелым маневром Казарский оставил противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее другой турецкий корабль все же сумел занять огневую позицию с левого борта, и «Меркурий» попал под перекрестный огонь.

Пользуясь парусами и веслами, экипаж «Меркурия» мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, подставляя им все время корму. При этом русские моряки сами вели меткий ответный огонь из всех орудий и ружей.

Около четырех часов длился этот беспримерный в истории неравный бой. Вот уже, получив тяжелые повреждения, лег в дрейф «Селимие». Но «Реал-бей» все еще продолжал жестокий обстрел русского брига. Наконец, он тоже получил попадание в переднюю мачту и стал отставать. А «Меркурий», несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трехсот — в паруса, такелаж и рангоут, на следующий день с победой присоединился к Черноморской эскадре. Из героического экипажа брига четыре человека были убиты и восемь, в том числе и его командир, получили ранения. Урон, понесенный врагами, был значителен, а позор поражения двух сильнейших линейных кораблей турецкого флота от маленького русского брига — неизмерим.

Славные традиции брига «Меркурий « бережно хранят моряки нынешнего поколения. На широких просторах морей и океанов гордо несут Флаг Страны Советов морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память Меркурия» Краснознаменного Черноморского флота.

Заложен 28 января 1819 года в Севастополе, спущен на воду 7 мая 1820 года. Длина 29,5 м, ширина 9,4 м, осадка 2,95 м. Вооружение: 18 орудий. [22]

Дальше