Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Линейный корабль «Азов»

18 июля 1696 года русской армией после упорной осады была взята турецкая крепость Азов. Особую роль при этом сыграл молодой русский флот, корабли которого блокировали крепость с моря и лишили турок возможности производить подвоз подкреплений. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям и свободу торговли.

Через 130 лет в честь этой победы был назван 74-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду с эллинга Архангельского адмиралтейства. В том же году «Азов» перешел с Белого в Балтийское море, а год спустя, возглавив эскадру в составе 4 линейных кораблей и 4 фрегатов, под командованием одного из героев открытия Антарктиды капитана 1 ранга М. П. Лазарева покинул Кронштадт. Кораблям российского флота предстояло совершить переход в Средиземное море, где соединиться с английской и французской эскадрами, оказывавшими помощь восставшему против турецкого ига греческому народу.

1 октября 1827 года русский отряд встретил англо-французскую эскадру. С прибытием русских объединенные силы союзников стали насчитывать 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и 7 малых судов, на вооружении которых было 1300 орудий. Как по количеству больших кораблей, так и по числу пушек русский отряд оказался наиболее сильным.

Турецко-египетский флот, в составе которого было 3 линейных корабля, 23 фрегата, 42 корвета, 15 бригов и 8 брандеров (2300 орудий), под командованием Мухаррем-бея в это время стоял на удобной для боя позиции в Наваринской бухте. На ультимативное требование, подписанное командиром русского отряда контр-адмиралом Л. П. Гейденом и флагманами эскадр союзников, прекратить военные действия против Греции турки не ответили, и союзные корабли 8 октября направились к Наварину.

Русская эскадра входила в гавань под ураганным артиллерийским обстрелом. Начавшееся около 14 часов сражение продолжалось до вечера. Отличной боевой выучкой, мужеством и отвагой русские моряки еще раз продемонстрировали силу российского флота. Находясь под перекрестным обстрелом неприятельских кораблей и крепостной артиллерии, «Азов» в этом сражении вел бой одновременно с пятью судами. Метким огнем он в первые же минуты боя нанес серьезные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, вынужденному спешно сняться с якоря и выброситься на мель. Последующими залпами азовцы уничтожили еще три фрегата и корвет, после чего поспешили на помощь английской эскадре, совместно с которой потопили флагманский корабль Мухаррем-бея и повредили несколько судов.

К заходу солнца сражение было закончено. Неприятельский флот был почти полностью уничтожен. Противник потерял более 60 кораблей, до 7 тысяч человек и был вынужден прекратить действия против греческого народа.

В ознаменование подвига экипажа в этом сражении «Азов» первым в российском флоте был удостоен высшей награды для кораблей — кормового Георгиевского флага и вымпела. Командир корабля М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

В настоящее время славные боевые традиции «Азова» продолжает один из новейших больших противолодочных кораблей Краснознаменного Черноморского флота, на мачте которого гордо реет гвардейский Военно-морской флаг Советской державы.

Длина 54,65 м, ширина 14,63 м, осадка 6,55 м. Вооружение: 74 орудия. [24]

Фрегат «Паллада»

1 сентября 1832 года в Петербурге со стапелей Охтенской верфи был спущен на воду новый фрегат, на корме которого золотом отсвечивало его имя — «Паллада».

Под командованием первого своего командира капитан-лейтенанта П. С. Нахимова, ставшего впоследствии одним из выдающихся русских флотоводцев, а затем других офицеров этот корабль на протяжении почти двух десятилетий достойно нес ратную службу и неоднократно совершал дальние плавания.

В один из ненастных октябрьских дней 1852 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина направился из Кронштадта на Дальний Восток. Целью похода было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией. Для составления летописи плавания и ведения протоколов переговоров с японцами на борту «Паллады» находился служащий департамента внешней торговли известный русский писатель И. А. Гончаров. В 1858 году свои впечатления об этом плавании он описал в знаменитом путевом очерке «Фрегат Паллада».

Бури и штормы сопровождали корабль во время всего похода. Уже на первом этапе плавания в корпусе судна образовалась сильная течь, появились повреждения рангоута и парусов. После устранения повреждений и ремонта в Портсмуте фрегат продолжил поход. Вместе с ним шла небольшая шхуна «Восток», купленная в Англии для нужд экспедиции.

12 апреля 1853 года «Паллада» покинула гостеприимные берега мыса Доброй Надежды и, оставив за кормой 5700 миль, за тридцать два дня пересекла Индийский океан. Во время заходов на остров Ява, в Сингапур и Гонконг экипаж фрегата узнал о конфликте с Турцией, переросшем в Крымскую войну. Опасаясь встреч с англо-французской эскадрой, Путятин направил «Палладу» в Нагасаки, затем на острова Рюкю и Окинаву.

Пока шли длительные переговоры с японцами, офицеры «Паллады» под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта К. Н. Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева (ныне Самсанбон).

В ходе боевых действий с Англией и Францией Унковский получил из Петербурга приказ увести «Палладу» в устье Амура, но из-за малых глубин и подводных препятствий сделать это не удалось, и «Паллада» направилась для зимовки в Императорскую (ныне Советскую) гавань.

Весной 1855 года, когда сошел лед, в бухту вошли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» для буксировки «Паллады» в Амурский лиман. Однако из-за ветхости корпуса буксировать корабль было невозможно.

Из опасения, что старый фрегат будет захвачен англо-французской эскадрой, военный губернатор Камчатки генерал-майор В. С. Завойко приказал уничтожить корабль, и 17 января 1856 года у поста Константиновский «Паллада» была затоплена экипажем.

Благодарные потомки и сейчас помнят знаменитый корабль. На берегу бухты Постовая, возле того места, где затоплен фрегат, 23 октября 1956 года в честь его подвигов и походов был установлен памятник; в музеях экспонируются поднятые водолазами детали и снаряжение «Палладыэ.

Длина 52,7 м, ширина 13,3 м, осадка 4,3 м. Вооружение: 44 орудия. [25]

Пароходофрегат «Владимир»

В самом начале Крымской войны 1853–1856 годов корабли русского Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. В то время, как парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был пароходофрегат «Владимир», спущенный на воду с эллинга Николаевского адмиралтейства 10 марта 1848 года. Командовал пароходофрегатом Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.

В начале ноября 1853 года, крейсируя у мыса Калиакрия и не обнаружив противника, «Владимир « под флагом В. А. Корнилова направился к анатолийскому побережью на присоединение к эскадре П. С. Нахимова. 5 ноября в предрассветном тумане в северной части горизонта был замечен дым неизвестного парохода, шедшего в направлении Севастополя. Устремившись полным ходом в погоню, «Владимир» вскоре догнал судно, оказавшееся десятипушечным турецким пароходом «Перваз-Бахри», и, сблизившись с ним на расстояние орудийного выстрела, первым открыл артиллерийский огонь.

Установив в ходе боя, что турецкий корабль не имеет в кормовой части орудий, Г. И. Бутаков, пользуясь преимуществом в скорости хода, построил маневрирование пароходофрегата таким образом, чтобы все время держаться в кильватере у противника. Для повышения боевой мощи на «Владимире» часть орудий была перенесена на нос, что дало возможность вести огонь по неприятельскому пароходу сразу из нескольких пушек. [27]

Меткими попаданиями русские моряки вывели на «Перваз-Бахри» из строя рулевое управление, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. После трехчасового боя турецкое судно было вынуждено застопорить ход и спустить флаг. Захваченный в плен, турецкий пароход на буксире у пароходофрегата «Владимир» был приведен в Севастополь, а затем под наименованием «Корнилов» введен в состав русского черноморского флота.

Действия экипажа «Владимира» и мастерство его командира были высоко оценены В. А. Корниловым, который писал: «Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах, действия артиллерии были быстры и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное, на неприятельском судне».

В последующем, во время осады Севастополя, «Владимир» активно действовал против вражеских кораблей, а также отражал многочисленные атаки англо-французских войск на позиции защитников города. Когда же русские войска были вынуждены оставить главную базу Черноморского флота, героический пароходофрегат в ночь на 31 августа 1855 года был затоплен.

Обобщив опыт боевого применения «Владимира» и других паровых кораблей в годы Крымской войны, Г. И. Бутаков, ставший впоследствии адмиралом, создал исследование «Новые основания пароходной тактики», явившееся основным документом для моряков российского флота по боевому использованию паровых и броненосных судов.

Водоизмещение 1713 т; длина 61 м, ширина 11 м; мощность паровой машины 400 л. с.; скорость хода 12 уз. Вооружение: 7 орудий среднего и малого калибра. [28]

Броненосная батарея «Не тронь меня»

Опыт Крымской войны 1853–1856 годов и гражданской войны в США 1861–1865 годов наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли не могли уже соперничать с появившимися и быстро совершенствовавшимися паровыми судами, покрытыми мощной броней. Поэтому все основные морские державы лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. Не была исключением в этом и Россия.

Уже в сентябре 1861 года на Балтийском заводе в Петербурге была спущена на воду первая в России железная винтовая канонерская лодка «Опыт».

Однако Россия в то время еще не была способна быстро приступить к созданию мощного броненосного флота. Поэтому на первых порах было решено строить сравнительно небольшие башенные безрангоутные корабли береговой обороны с малой осадкой, приспособленные к плаванию лишь в Финском заливе и предназначенные для обороны с моря столицы государства Санкт-Петербурга и морской крепости Кронштадт.

Не дожидаясь утверждения правительством новой судостроительной программы, морское ведомство летом 1862 года заказало два корабля этого класса — броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня». Первый из них строился в Англии, второй — на Галерном островке в Петербурге. Хотя руководил постройкой «Не тронь меня» англичанин Митчелл, фактически ее строителем был русский корабельный инженер Соболев. Все корпусные работы и монтаж вооружения велись также русскими инженерами и рабочими. Силовой энергетической установкой для строящейся батареи послужила паровая машина, снятая с винтового линейного корабля «Константин».

11 июня 1864 года «Не тронь меня» была спущена на воду и в 1865 году вступила в строй.

Вслед за «Не тронь меня» была построена еще одна броненосная батарея — «Кремль». В 1863 году на нескольких заводах почти одновременно состоялась закладка десяти однобашенных лодок с двумя 229-миллиметровыми нарезными орудиями, бортовой и башенной броней до 280 миллиметров, а также двухбашенная лодка «Смерч».

В это время уже велась тщательная подготовка к созданию более крупных кораблей — мореходных броненосцев, броненосных и неброненосных фрегатов, способных вести боевые действия в открытом море и на океанских просторах.

Во всех этих работах немаловажную роль сыграла и плавбатарея «Не тронь меня» — первенец отечественного броненосного судостроения.

Сделанная из добротных отечественных материалов, «Не тронь меня» 1 февраля 1892 года была переведена в класс броненосцев береговой обороны и находилась в составе флота на протяжении сорока лет.

Водоизмещение 3494 т; длина 69,4 м, ширина 16,1 м, осадка 4,9 м; мощность паровой машины 1632 л. с.; скорость хода 8 уз. Вооружение: 12 203-мм, 2 152-мм и 2 63-мм десантных орудия. Экипаж 394 человека. [30]

Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Антарктида, — «Терра Аустралис инкогнита « — неведомая Южная земля. Этот суровый обширнейший материк был открыт последним, хотя издавна привлекал внимание исследователей и ученых. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772–1775 годов писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».

Авторитет мореплавателя был настолько велик, что дальнейшие поиски Антарктиды англичанами и исследователями других стран были прекращены, но только не русскими моряками.

Основываясь на гипотезах и исследованиях, передовые русские офицеры и адмиралы В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России.

3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана и определения возможности выхода через Берингов пролив в Атлантический океан, другая — в Южную полярную область.

Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам двух трехмачтовых шлюпов: «Восток» (построен в 1818 году в Петербурге, водоизмещение — 900 тонн, вооружение — 28 орудий, экипаж — 117 человек) и «Мирный» (бывший транспорт «Ладога», построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение — 530 тонн, вооружение — 20 орудий, экипаж — 73 человека). Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев.

Основными задачами экспедиции были: совершить переход в Антарктику, пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли, и если возможно — пройти к полюсу.

Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту. Зайдя в Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, 22 ноября экспедиции разделились, направившись каждая по своему маршруту.

Войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карте появились мысы и заливы, названные именами участников экспедиции офицеров Парядина, Демидова, Куприянова, Новосильского. Затем экспедицией были открыты острова Анненкова, Лескова, Торсона (впоследствии одного из видных участников [33] восстания декабристов в Петербурге в 1825 году) и Завадовского. Вся гряда островов была названа именем морского министра России де Траверсе.

Упорно пробиваясь во льдах и уклоняясь от айсбергов, отважные русские исследователи 16 января 1820 года подошли наконец к шестому континенту. Этот знаменательный день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды.

Продолжая находиться в этом районе до середины февраля, два небольших парусных судна с деревянными корпусами, несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, еще дважды подходили к ледяным берегам, а с приближением антарктической осени направились в Сидней на кратковременный отдых.

8 мая 1820 года, произведя ремонт и пополнив запасы, «Восток» и «Мирный» вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чичагова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова.

31 октября шлюпы после тщательной подготовки снова вышли из Сиднея в воды Антарктики. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы 13 декабря пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра Первого, а через неделю — гористый берег Александра 1. Отсюда курс экспедиции лежал к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага. Часть островов была названа в честь побед русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года при Бородине, Малом Ярославце, Смоленске, Полоцке, Лейпциге, Ватерлоо и на Березине.

30 января из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» отряд покинул Антарктику. Через четыре дня русские мореплаватели, проходя мимо берегов Южной Георгии, завершили кругосветное плавание. 27 февраля «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24 июля, успешно завершив историческое путешествие, отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде.

Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии — 535 дней; 100 суток плавание проходило среди айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Подвиг экспедиции характеризует и тот факт, что в районах, где пролегли курсы «Востока» и «Мирного», люди побывали снова лишь через сто с лишним лет. Чтя память выдающихся соотечественников, советские полярники первые научные станции в Антарктиде назвали в честь шлюпов «Восток» и «Мирный». Имена руководителей экспедиции — впоследствии известных русских адмиралов М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена носят современный крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда Советского Союза. [34]

Дальше