Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Вопросы управления{196}

Летний период подготовки войск в вопросах управления войсками должен дать решительные успехи в этом деле.

Если за зимний период в вопросах управления главное внимание было сосредоточено на тренировке штабов в технике штабной работы, в летний период главное внимание можно сосредоточить на таких видах учений, которые давали бы практику в деле управления войсками в целом.

Такими видами занятий, наиболее экономными и эффективными, являются выходы в поле со средствами связи.

Было бы ошибочным считать этот вид занятий только тренировкой для штабов.

Выходы в поле со средствами связи дают возможность разрешать всю сумму вопросов управления, т. е. тренировку командира в управлении войсками при помощи своего аппарата управления (штаба).

Продолжая тренировать штабы в их боевой работе, необходимо добиться полной сработанности командиров со своими штабами. Эта сработанность достигается, с одной стороны, четкой работой штаба, с другой — умением командира наиболее рационально и правильно в данной конкретной обстановке использовать свой штаб.

Разная обстановка вносит много особенностей в характер управления, поэтому на различных примерах командиры должны получать тренировку в управлении.

Параллельно с этим нужна постоянная общетактическая тренировка штабных командиров. Штабной командир должен мастерски владеть техникой штабной работы, однако подготовка этого штабного командира не должна снижаться до уровня механического исполнителя. Штабной командир, оформляющий распоряжение, — это не «спец по оформлению документов»; он должен быть тактически грамотен и быть подготовленным для понимания обстановки в масштабе того соединения, в котором он работает. Это обеспечит не только хорошую тренировку работы, но обеспечит инициативную, грамотную помощь командиру в сложном деле управления войсками.

Имея базу в виде тренировки, проведенной в течение зимнего периода, нужно в тренировке штабов и начсостава в управлении войсками переходить к отработке конкретных деталей в деле управления войсками.

Повышение качества управления войсками будет зависеть в дальнейшем от степени отработки всех деталей в управлении войсками.

Такими отдельными вопросами, по нашему мнению, должны быть:

Предварительные распоряжения

Мы рассматриваем предварительные распоряжения двоякого вида: одни из них могут быть отданы войскам еще до принятия командиром решения и в этом случае носят характер предупредительный. Например, если дивизия находится на отдыхе или ночлеге и в штабе дивизии получен приказ о походе на завтра, штаб должен еще до принятия командиром решения предупредить части о предстоящем походе. В этих предварительных распоряжениях войска могут получить указания:

1) о предстоящей дивизии задаче;

2) о времени выступления, если оно было приказом корпуса установлено;

3) когда части могут ожидать решения комдива и всех распоряжений на завтра.

Такие указания уже дают возможность командиру части начать подготовительные работы и, во всяком случае, обеспечить готовность части к нужному времени.

Другие предварительные распоряжения отдаются после принятия командиром решения. На данном примере порядок отдачи этих распоряжений мог бы быть примерно такой. После того как командир дивизии принял решение и сформулировал его, штаб, приступая к оформлению этого решения в виде приказа и всех необходимых распоряжений, немедленно и параллельно с оформлением всех документов передает устно или по телефону все распоряжения, которые обеспечивали бы войскам время на подготовку.

Содержание этих предварительных распоряжений полностью зависит от времени, которое имеется до начала выполнения задач, и от условий связи.

Чем меньше времени остается подчиненным войскам, тем полнее должны быть предварительные распоряжения.

Чем менее устойчива связь, чем меньше гарантий в своевременной доставке войскам приказа, тем точнее и полнее должны быть предварительные распоряжения.

Если в данном примере времени от момента принятия решения командиром до начала выступления войск достаточно, а обстановка и условия связи обеспечивают своевременную доставку распоряжений, [200] то в предварительных распоряжениях достаточно будет указать:

1) состав колонны;

2) путь движения;

3) основные сроки.

Тренировка в управлении войсками должна быть направлена на выработку гибкости в пользовании методами предварительных распоряжений, добиваясь главной цели — обеспечить войскам достаточное время на подготовку к выполнению поставленных задач.

Последовательность в отдаче распоряжений

Характер управления войсками целиком зависит от условий обстановки. Совершенно ясно, что нельзя одинаковыми методами и в одинаковой последовательности распоряжаться в разных условиях.

Если, например, в условиях подготовки наступательной операции будет возможность разработать приказ, плановую таблицу, а иногда командир будет иметь возможность дать лично в дополнение к приказу свои указания, то, например, в условиях вынужденного отхода или встречного боя управлять придется отдельными распоряжениями, делегатами связи и т. п.

При отдаче таких распоряжений очень важно определить, в какой последовательности надо отдавать распоряжения.

Эта последовательность играет особо важную роль в сложных условиях обстановки, когда обстановка меняется быстро и когда распоряжения должны быть быстрыми и войска приводятся в движение с предельной быстротой.

Если взять, например, дивизию, которая должна под влиянием обстановки или по, приказу старшего начальника быстро начать отход или сложную перегруппировку, в этих условиях быстрота перегруппировки будет в большой степени зависеть от характера управления.

Нельзя в этих условиях отдавать распоряжения в том порядке, в каком отдаются распоряжения при организации наступления, например, к моменту, когда нужно отдавать распоряжения об отходе, тылы загромождают пути отхода. Нужно, по-видимому, первые распоряжения отдать тылам об освобождении этих путей, об отходе в новый район. Нужно обеспечить быструю доставку этих распоряжений.

В другом случае первое распоряжение нужно будет отдать тем частям, которые должны возможно скорее отойти и занять какой-то рубеж в тылу или на фланге.

Каждый раз, исходя из условий обстановки, нужно отдавать распоряжения в такой последовательности, чтобы те части, которые должны начать раньше действовать, получили бы раньше и соответствующие распоряжения.

Никаких правил в последовательности отдачи распоряжений, [201] конечно, установить нельзя. Этому искусству надо учиться. Но без этого не может получиться гибкое управление. Так распоряжаться должны уметь как командиры, так и их штабы.

Контроль за выполнением приказов и распоряжений, к сожалению, не получает должного отражения в работе штабов. Между тем выполнение всякого распоряжения, всякого приказа должно быть проверено. И это — одна из важнейших обязанностей штаба.

Главный недостаток в этом деле состоит в том, что мы часто проверяем исполнение приказа тогда, когда исправить что-либо бывает уже трудно.

Например, полк должен в 5.00 выступить из определенного пункта. Можно проверить в 5.00, выступил ли полк; если при этом будет установлено, что полк опаздывает, исправить это дело уже невозможно.

Проверять исполнение приказа или распоряжения нужно неоднократно; по крайней мере дважды должно быть проверено исполнение.

Вначале, достаточно заблаговременно, нужно проверить, как идет подготовка к выполнению распоряжения, нет ли препятствий или условий, которые могут сорвать, задержать.

Если такая угроза срыва или задержки есть, старший начальник и его штаб должны немедленно вмешаться, устранить задержки, если нужно, помочь подчиненному.

Вторично нужно проверять примерно в сроки, назначенные для начала выполнения распоряжения.

Только при условии таких повторных проверок штаб может считать свою проверку достаточной, а командир — получить достаточные гарантии точного выполнения его приказов

Подготовка штабом материалов, необходимых командиру для принятия решения

В этом вопросе, по нашему мнению, есть кое-где ошибочные взгляды, приводящие на практике к отрыву штаба от командира.

В учебной практике встречаются нередко попытки выделить эту работу штаба в какой-то изолированный этап работы.

Дело упрощается до такого положения, когда штаб копит сведения об обстановке, тщательно их изучает, наносит на карту, с тем чтобы в какой-то момент доложить все эти данные командиру.

В результате получается иногда, что командир получает с запозданием такие данные, которые могли бы в свое время повлиять на его решения и на действия войск.

Штабы должны ясно понимать, что все данные обстановки поступают в штаб для командира.

И обязанность штаба — обеспечить непрерывность и своевременность информации командира. [202]

Что значит «подготовить командиру материалы для принятия решения»?

Это означает, что штаб должен добывать, изучать, обрабатывать в виде справок, схем, таблиц и т. п. все сведения о деятельности и состоянии войск, о противнике, о районе. Штаб должен предусмотреть все детали, предвидеть все вопросы, которые могут возникнуть у командира и которые могут ему потребоваться. Но штаб должен постоянно информировать командира о всех изменениях в обстановке. Командир должен всегда знать, где войска, что они делают, какие изменения происходят в выполнении приказов командира и т. п.

Чем лучше работает штаб, чем полнее обеспечил штаб командиру непрерывную информацию, тем меньше потребуется ему дополнительных данных для принятия решения.

Эти дополнительные данные могут потребоваться командиру в виде справок по отдельным вопросам, и эти справки штаб должен иметь подготовленными в виде схем, таблиц, цифр и т. п.

Поэтому мы не представляем себе необходимости в таких исчерпывающих докладах с «оценкой обстановки», в которых пытаются изложить все, что можно. Такие ненужные, беспредметные доклады, к сожалению, кое-где практикуются.

Пользы от них никакой. Времени они отнимают много, а дают ложное представление о роли командира, который без этих докладов якобы сам не знает и не понимает обстановки.

Тренировать штабы в быстрой обработке данных обстановки на карте, схеме и т. п., учить быстро, своевременно, ясно доложить всякие нужные командиру сведения — в этом состоит задача подготовки.

Вопросы связи

Отработка и накопление практического опыта в вопросах связи должны быть направлены на обеспечение непрерывности связи.

Эта непрерывность может быть достигнута только при умении гибко маневрировать средствами связи.

Наибольшие трудности в обеспечении связи возникают тогда, когда боевой порядок приходит в движение, когда начальники, их штабы, войска меняют свое местопребывание.

Современные средства связи дают возможность обеспечить связь в любом положении.

Использовать средства связи надо в полном соответствии со свойствами каждого из них.

Управление войсками сочетать в полной мере с характером организации связи.

Обязательное условие, обеспечивающее непрерывность связи, — это последовательность использования средств связи. Это означает, что пользоваться средствами связи нужно в таком порядке, [203] который для данной обстановки обеспечит непрерывность связи, например:

головной батальон с похода развертывается для боя;

комбат установил командный пункт и организует связь;

как обеспечить непрерывность управления.

Нам представляется такой примерно практический путь организации управления в этом случае.

К моменту, когда комбат принял решение на развертывание, он может собрать к себе командиров рот (батарей) и лично дать приказ на развертывание.

После этого комбат потеряет на некоторое время возможность общения со своими подчиненными, так как командиры рот лично поведут роты на исходное положение, а телефона с ними не будет до того, пока они выйдут на свое исходное положение.

Надо, следовательно, обеспечить возможность управления на время этого перерыва. Здесь и нужно определить, какими средствами обеспечить это управление.

Прежде всего нужно ответить на вопрос, какие задачи придется решать средствам связи в этот промежуток времени.

Так как задачи командирам рот поставлены, комбат должен знать, выполняется ли задача так, как указано в данном случае, правильно ли и в срок ли выходят все подразделения на исходное положение; в этом случае вмешательство комбата не потребуется.

Если обстановка после отдачи приказа меняется или подразделения неправильно выполняют приказ, потребуются от комбата новые распоряжения.

Таким образом, на промежуток времени от отдачи комбатом приказа на развертывание до выхода рот на исходное положение связь должна обеспечить комбату возможность:

а) получать донесения от подразделений;

б) если потребуется, отдать новые распоряжения.

Исходя из этого, последовательность использования средств связи в этом случае будет такая. Комбат принял решение:

«Батальону развернуться, главными силами достичь рощи А, откуда атаковать противника на Б».

По этому решению комбат отдает приказ, для чего может отдать его лично командирам подразделений.

До выхода подразделений к роще А (соответственно пулеметы и артиллерия на свои позиции) новых задач ставить не нужно, если не изменится обстановка.

Телефонную связь в подразделения дать к роще А к моменту подхода туда рот. Новые задачи для атаки будут переданы по телефону.

Пока роты выходят к роще А, с ними поддерживается связь:

светосигнальная - при ее помощи комбат будет получать донесения совершенно надежно о порядке движения рот к роще А и может отдать простейшее распоряжение;

собаки - может отдать любые распоряжения. [204]

Наконец, можно отдачу распоряжений в случае необходимости сдублировать посылкой кого-либо из командиров штаба батальона.

Итак, получается последовательность использования средств связи: личное общение, светосигнальная связь, собаки, делегаты связи, телефон.

В других случаях эта последовательность будет другая. На данном простом примере мы хотели только обратить внимание на важность правильного решения вопроса об использовании средств связи. План связи должен в основе своей иметь именно такой расчет последовательного использования средств связи.

Такой план может быть хорошо составлен в том случае, если начальник связи хорошо знает и понимает обстановку, знает решение командира, а начальник штаба не просто «утверждает» план связи, а по существу дает указания об организации связи, исходя из особенностей обстановки, решения, принятого командиром, и свойств каждого средства связи.

Поставив ряд этих вопросов, которыми, однако, не исчерпывается дело управления и которые являются отдельными элементами, деталями дела управления войсками, мы хотели показать, во-первых, что эти детали настолько .важны, что каждая из них может определить успех управления, и, во-вторых, что от общих разговоров об управлении надо переходить к конкретизации частностей, тщательной их отшлифовке, выработке практических навыков и накоплению опыта в этом важном деле.

В этом надо искать путь повышения качества управления войсками.

Дальше