Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Организация боевой подготовки{102}

Общие установки, даваемые армии по вопросам тактическо-стрелкового обучения, не освобождают ни одной командной инстанции от самостоятельной оценки достижений и недочетов своей части или соединения. Даже в условиях наиболее успешного роста нельзя ожидать полной равномерности в достижениях. Мы же, несмотря на бурный рост наших тактических успехов, такой равномерностью вообще не можем особенно хвалиться. Поэтому общие установки для армии должны преломляться, в смысле организации своих методических усилий, через качественное состояние тактического уровня данного соединения или части. Вот почему тов. Ворошилов так настойчиво заостряет внимание всего начальствующего состава на проблеме руководства подготовкой.

Усвоение этого вопроса должно происходить под углом зрения крупнейшего нового фактора в жизни Красной Армии, а именно — появления ПУ-29{103}. Достижения и недочеты войскового соединения должны быть проанализированы с точки зрения требований Полевого устава. Важно определить не тактический уровень «вообще», а степень усвоения основных положений нашей тактической доктрины, оформившейся в ПУ-29. Несмотря на то, что ПУ-29 является завершением в основном уже усвоенного БУП-27{104} и БУА-27, все же он выдвигает и ряд новых положений и дает более обстоятельную, углубленную разработку вопросов организации и управления боем соединенных родов войск. Эта работа по выявлению степени усвоения новых уставных положений, степени усвояемости отдельных элементов из этих положений и определения наиболее легко и наиболее трудно дающихся элементов составляет крупнейшую часть методической работы командира.

Разбрасывать свою подготовку по всем направлениям, считать обязательным прохождение всех уголочков устава, всех возможных видов боевых столкновений и проч. — это значит не знать, как надо воспитывать и обучать свое соединение. В ходе тактической работы различные положения Устава проходятся сами собою. Чем большей будет практическая работа, чем большее число задач будет прорешено, тем больше будет и общая тренировка. Но эта общая [109] тренировка может систематически хромать в своих отдельных звеньях. И методическое искусство командира должно состоять в том, чтобы эти звенья уловить, их определить, охарактеризовать и составить план изжития именно этих недочетов. В соответствии с трудностями того или другого отдела, со степенью его усвояемости, командир намечает и соответствующее количество практических упражнений на данную тему. В этом и заключается метод повторности — не вообще повторять все, а повторять те элементы, те составные части, которые нарушают общее целое. Тот командир, который видит, что дело у него хромает, но который не умеет отыскать этих слабых звеньев и который постарается изжить недочеты путем повторных упражнений в задачах общего характера, тот никогда не добьется благоприятных результатов и в конце концов сам дезориентируется. Анализ уровня и сущности тактических достижений в том и должен заключаться, чтобы найти неусвоенные звенья и переходы и план методического усовершенствования построить так, чтобы эти элементы, каждый в отдельности, путем настойчивой практической проработки были бы наконец усвоены и практически преодолены. Только после такого усвоения отдельных элементов есть смысл переходить на задачи и упражнения (в классе и в поле, без войск и с войсками, одностепенные и двухстепенные) обобщающего характера, т. е. включающие в себя все элементы боя.

Само собою понятно, что такой анализ командир может дать лишь в том случае, если он сам обстоятельно изучит Полевой устав и усвоит его требования по организации боя и по управлению боем, во всю глубину его развития, с учетом всех характерных особенностей различной обстановки и различного сочетания родов войск. В этом смысле ПУ — 29 дает богатейший материал, но изложенный сжато и требующий поэтому большей самостоятельной работы от каждого командира. Динамика управления, его гибкость и жизненность даются наиболее трудно, и потому на этих вопросах необходимо особенно внимательно останавливаться, не говоря уже о большом числе новых технических средств, которыми необходимо научиться пользоваться.

Хочется обратить еще внимание на вопрос давно знакомый, но являющийся чрезвычайно трудно усвояемым, это — вопрос об общевойсковой роли стрелкового батальона. Развертывание батальона из общего строя, после сближения по скрытому подступу, развертывание, происходящее при поддержке уже организованного артиллерийского огня и огня пулеметной роты, включает в себя или, вернее говоря, предполагает наличие уже принятого плана боя, в котором маневр батальона, т. е. движение ударной и сковывающей групп, соответствующим образом базируется на огневом применении артиллерийских и пулеметных средств. Стрелковый батальон является той единицей, которая приспособляет к жизни, к обстановке общевойсковые решения дивизии и полка. Даже при централизованном, жестком управлении в масштабе дивизии на батальон [110] все же выпадает эта самая задача, т. е. приспособление к жизни, приспособление к обстановке, на различных участках поля боя, в различные его периоды общих тактических решений и планов. Централизованное управление артиллерией не может быть хорошо осуществлено, если подгруппы ПП не будут связаны прочно с батальонами и если эти последние не смогут правильно, целесообразно ставить огневые задачи артиллерии. То же самое касается применения танков и других технических средств, обеспечивающих наступление, атаку и прерывание пехоты. Высшие формы тактического искусства недостижимы, если батальоны являются только пехотными единицами и не умеют выполнять той общевойсковой роли, которая на их плечи возлагается современным боем. Такое положение требует от батальона умения предвидеть развитие боевого столкновения и подготовиться к управлению ротами и приданными или обслуживающими батальон техническими средствами на различных этапах боя. Предварительная подготовка и разработка плана управления боем на весь процесс его развития являются крупнейшей задачей батальона, к которой штаб батальона должен быть обстоятельно подготовлен. Для этой цели следует решительно рекомендовать командирам батальонов на время всех батальонных учений создавать временный штаб в составе: адъютанта, двух младших командиров для поручений и трех младших командиров-наблюдателей. Все эти командиры должны быть отличными и наиболее квалифицированными. ПУ — 29 излагает действия главным образом полка, дивизии и корпуса. Батальон находит, конечно, широкое освещение в Уставе, но все же от комбата требуется способность к самостоятельному приспособлению к батальону всего того, что вытекает из указаний ПУ — 29 для полка и дивизий. БУП — 27 хотя и построен на тех же началах, что и ПУ — 29, но, как составленный и выпущенный за два года до последнего, естественно, не содержит в себе тех дополнительных проработок, которые нашли место в ПУ — 29. В общем, на общевойсковой подготовке стрелкового батальона и на подготовке органа его управления необходимо сосредоточить крупнейшее внимание. Лишь только овладев этим звеном в отношении общевойсковой подготовки, можно справиться с таковой и в более крупном войсковом масштабе. Вполне понятно, что и для батальона, как для полка и для дивизии, одни элементы даются легче, другие — труднее, и методика должна ответить на это соответствующим распределением задач и временем, отводимым на их разрешение.

Неравномерность тактических успехов направляется по двум линиям. Во-первых, одни части в общем оказываются лучше других, и, во-вторых, в одной и той же части одни элементы боя усвоены хорошо, другие скверно. Методический план командира должен учесть это и соответственным образом организовать свои силы: отставшие части привлекают его особое внимание, получают поддержку отличными командирами-инструкторами, для них выкраивается и выгадывается наибольшее время для занятий, наибольшее [111] освобождение от нарядов, предоставление наилучших учебных полей и проч. и т. п. Оставшиеся же неусвоенными элементы боя обставляются наиболее напряженной тренировкой, т. е. для них выделяется относительно большее время занятий и по ним проходится большее число задач и учений.

Анализируя состояние части или соединения и вырабатывая план подготовки, командир должен учесть все каналы воздействия, которые можно для этого дела использовать. Прежде всего необходимо усвоить, что в условиях развития Красной Армии общественный элемент имеет решающее значение. Мы можем и должны обучать наши красноармейские части не как бездушные организмы, а как организмы живые, активные, с энтузиазмом занимающиеся военным делом, изучающие его в своих собственных классовых интересах. Одними административными мерами, одним инструктажем нельзя добиться всего. Нельзя, чтобы учил один только командир. Необходимо еще создать такое положение, чтобы самостоятельно училась, под руководством командира, вся красноармейская масса. Только развивая пытливость, активность, инициативу, любовь и увлечение своим делом, можно достигнуть тех темпов нашего тактического совершенствования, каких мы желаем добиться и каких, конечно, не сможет добиться никакая буржуазная армия. Вырабатывая свой план обучения, командир должен учитывать этот вопрос и мобилизовать для его разрешения все имеющиеся ресурсы и возможности. Политаппарат, партийные и комсомольские организации окажут командиру активную и решительную поддержку, но для этого он должен ознакомить их и поставить перед ними те вопросы тактического обучения, усвоения которых он хочет добиться. В свою очередь, политорганы, партийные организации и все общественные организации, работающие в Красной Армии, должны поставить перед собою проблему обеспечения и совершенствования тактической подготовки. Каждая организация должна разработать план своего участия в этой работе. Не должно быть в армии ни одного звена, не мобилизовавшего на этом важнейшем фронте своих сил и средств. Громадные задачи выпадают на военкоровское движение.

Но мы должны ставить вопрос и шире. Не только внутри армии, но и вне армии мы можем найти возможности, ускоряющие наше развитие. В первую очередь поддержку нам могут оказать шефы. Если в военных уголках шефских организаций войсковые части будут экспонировать данные об успехах и недочетах подшефной части, если они будут знакомить шефские рабочие массы с задачами и установками боевой подготовки, если военкоры будут информировать шефов о ходе занятий, если успехи социалистического соревнования в частях будут делаться достоянием рабочих масс и списки и описания отличившихся и выдержавших соревнование будут известны на заводах и т. п., — то все это создаст условия весьма сильного воздействия шефства на более напряженное и активное развитие нашей тактической подготовки. [112]

Опыт последнего времени нам показывает, что мы с поразительной быстротой добиваемся усвоения тех тактических положений, которые становятся достоянием широкой красноармейской общественности. Например, если вопросы смелости, инициативы, мобильности нам трудно было толкать одними методическими указаниями, то мы могли быстро толкнуть вперед их развитие тогда, ;когда довели эти цели и задачи, их необходимость, их смысл до -сознания широких красноармейских масс, когда на этом вопросе было заострено пристальное внимание наших партийных и общественных организаций. Только будучи общественником, командир сможет мобилизовать широкое общественное внимание вокруг вопроса подготовки, а следовательно, и достигнуть максимального темпа успехов. При этом общественное мнение должно работать не «вообще» по вопросам подготовки, а по тем конкретным элементам, которые ставятся в порядок дня обучения.

Разработав план подготовки, командир должен обеспечить организационно вопрос руководства. О мобилизации общественного мнения и общественной поддержки уже говорилось выше. В данном случае речь идет об объединении работы тех командиров-инструкторов, которые будут проводить намеченные установки. Для каждого конкретного плана необходимы конкретные подготовленные инструкторы. Поэтому войсковой командир, прежде чем начать общую учебу, должен ознакомить основные руководящие кадры, части или соединения с теми установками, которые он на основе общеармейских установок выдвигает для своей части, с теми элементами, которые он считает в состоянии подготовки наиболее слабыми, и с теми методами, которыми он думает эти недочеты изжить и дать общему развитию по совершенствованию максимальный темп. При хорошей сработанности такие инструктивные занятия не займут много времени. Если командир хорошо отдает себе отчет в действительном состоянии части, если он умеет уловить и выделить хромающие элементы или звенья, то на этих занятиях он не будет «растекаться мыслью по древу», сумеет добиться усвоения основных положений рядом задач по наиболее ударным вопросам. При этом нельзя, конечно, упускать из виду и тех новых задач, которые выдвигает развитие современной техники и по поводу которых мы имеем достаточные указания в ПУ — 29. Подготовляя руководящие кадры для занятий, во всяком случае для занятий командирских, старший начальник может и не руководствоваться строгим соблюдением иерархии. Для успешности тактических занятий с командирами особенно важно, чтобы руководитель умел живо и интересно проводить занятия, разнообразить их вводными данными, сосредоточивать общее внимание на прорабатываемом вопросе. Руководитель по своей категории может быть и младшим по сравнению с теми командирами, которые работают в группе. Особенно это касается проведения военных игр. Далее, руководитель в группе не сам проводит все занятия, а распределяет темы между участниками, которые и руководят ими [113] поочередно, консультируясь с руководителем группы. Как общее правило, каждая задача, каждая летучка проводится с участием других родов войск, для чего всегда должны участвовать начальник штаба, начарт (командир группы или подгруппы ПП), начальник связи и проч. Каждая задача должна охватывать бой во взаимодействии родов войск, и притом не на одном каком-либо рубеже, а на всем процессе развития боя. Войсковой командир должен участвовать в занятиях не только как руководитель, но и как участник. Будет очень полезно, если он сам будет работать под руководством кого-либо из подчиненных, особенно по тем задачам, где он хочет показать примерность исполнения.

Каждый руководитель занятия должен понимать, что от качества его работы зависит и само усвоение тактических элементов. Необходимо, чтобы тактическое задание прежде всего отвечало интересам усвоения прорабатываемого тактического элемента, интересам изжития тех недочетов, которые в этом вопросе до сих пор проявлялись. Поэтому задание должно быть составлено так, чтобы оно по данному вопросу было характерно и поучительно. Необходимо указать, что зачастую приходится сталкиваться с большим злоупотреблением чрезмерно широкого изложения обстановки. Эта последняя должна даваться лишь в той мере, в какой она необходима для решения данной задачи. При проработке политэлемента рамки обстановки иногда приходится сознательно расширять, но опять-таки это расширение должно иметь определенное целевое назначение. Разборы занятий должны отличаться краткостью и большой определенностью. В разборе лучше всего отражается — уловил ли руководитель ту конкретную задачу, с преодолением которой поднимется общий тактический уровень, или же он подходит «вообще», т. е. и сам хорошо не понимает, чего он ищет.

Нередко приходится сталкиваться с высказываемыми соображениями о том, что-де число занятий идет в ущерб их качеству. Плохое качество занятий может иметь место и при ограниченном числе задач, и при большом их числе. Но если ставить занятия грамотно, то само собою понятно, что, чем большее число раз каждый из тактических элементов будет проработан, тем в большей степени он будет усвоен. Важно, чтобы каждое занятие охватывало деятельность всех родов войск и весь процесс боя, в пределах изучаемого элемента боя. При соблюдении этого условия число задач всегда играет положительную воспитательную роль.

Уже в период осенних и зимних занятий с командирами старший начальник должен предусмотреть подготовку посреднического аппарата для действий в поле. Посредники — это такой институт, который с наибольшим успехом позволяет достигать повышенных учебных результатов. Однако плохо подготовленный посредник часто превращается в помеху рациональному тактическому обучению, особенно если он начинает командовать сторонами, проявлять самодурство и недостаток тактического чутья. Посредник должен быть проводником основных тактических установок, но [114] должен достигать этого не командованием обеими сторонами, а вводными данными, приговорами на отдельных участках, которыми он может иллюстрировать качество тех или других решений. Особенно недопустимо приговаривать стороны к бездействию или разводить части. Нормальное положение следует восстанавливать путем дополнительных вводных данных в форме приговоров на флангах и т. п. Посредник не должен забывать давать данные о развитии боевых действий условными частями на флангах. Посредник должен всей суммой своей деятельности прививать войскам смелость, активность, подвижность, упорство.

План тактическо-стрелковой подготовки должен добиваться того, чтобы тактика была построена на сочетании огня и движения, т. е. на маневре. Никакого отрыва и тем более противопоставления тактики и стрелкового дела не должно существовать. Весь ход обучения должен быть построен так, чтобы маневр был основан на сознательном и строгом сочетании огня и движения.

План обучения не может оставаться в процессе его проведения без известных коррективов. Успешность усвоения одних тактических элементов, отставание других и т. п. должны вносить и соответствующие коррективы в намеченное распределение тем и занятий. Поэтому не только до составления плана, но и в процессе его осуществления командир должен внимательно изучать тактический рост и состояние его части или соединения, анализировать этот рост и сделать соответствующие методические выводы.

В заключение необходимо еще раз повторить, что мобилизация широкого общественного внимания и интереса к делу подготовки лучше всего обеспечивает выполнение намеченного плана. В частности, организация военкоровского дела должна быть предметом самого пристального внимания войскового командира. Очень важно, чтобы военкоровское перо писало по тактическим вопросам не «вообще», а в духе тех установок, которые выдвинуты перед армией, в духе тех конкретных недочетов и задач, которые выдвигаются перед данной частью. Для этого командир должен тактически подготовить своих военкоров. Подобно тому, как он проводит занятия с основным инструкторско-командирским кадром, он должен и с военкорами провести такую же работу, добиться того, чтобы они изучали учебно-тактические установки, уставные требования по этому вопросу и методы проведения их в жизнь. В таких условиях военкоровское движение окажет громадное, незаменимое содействие командиру в его учебно-методической работе.

Чем больше будут изживаться отдельные слабые места, чем большее соответствие будет достигнуто в усвоении отдельных элементов общевойсковой тактики, тем быстрее будет и общий рост тактической подготовки. Мобилизацией всех усилий — и организационно-методических, и общественного внимания, вовлечением широких красноармейских масс в осуществление задач тактической подготовки — мы сумеем достигнуть того темпа в совершенствовании войск, который нам необходим.

Дальше