Общие сборы{92}
Красная Армия сделала несомненные успехи в общевойсковой подготовке в прошлом учебном году. Текущий год должен явиться годом решительного развития достигнутых успехов. Эти последние должны быть подготовлены и обеспечены учебной программой всего года, т. е. и зимним и летним циклом занятий. Только такая обширная программа и может основательно поставить и развить общевойсковую подготовку. Я не буду касаться всей этой программы, а остановлюсь лишь на организации и постановке общих сборов, которые должны дать нашим войскам исчерпывающие подготовку и тренировку во всех элементах общевойскового боя и тем подготовить их к маневрам. Зимний и весенний периоды больше всего тренируют и готовят к вождению соединенных родов войск командный и политический состав, штабы и специальные органы. Практическая же подготовка войскового организма (соединения, отряда) в целом начинается общими сборами. Смело можно сказать поэтому, что дальнейший шаг в деле общевойскового искусства мы сможем сделать лишь в том случае, если сумеем методически и планомерно подготовить и провести общие сборы. Успехи маневров предопределяются успехом общих сборов. Вот установка, которую необходимо усвоить каждому командиру и политработнику для придания росту наших успехов еще большего ускорения, чем в прошлом году.
Тактика боя соединенных родов войск многогранна и отличается динамичностью и изменчивостью в ходе самого боя. То, что хорошо вначале, может не соответствовать середине, быть пагубным в конце, и наоборот. Развитие гибкого тактического мышления, понимание использования различных родов войск в полном соответствии с их силой и свойствами для обеспечения наиболее успешного применения живой силы являются делом чрезвычайно трудным и вместе с тем подлежащим усвоению в полевой обстановке на ряде практических занятий. Теория дает очень много, развивает тактическое мышление, дает понимание свойств и применения различных родов войск. Но одна сама по себе теория не может еще выработать ни хорошего командира, ни хорошей [34] войсковой части и соединения. Помимо развитого тактического мышления от командира еще требуются быстрота уяснения обстановки, привычка оценивать каждый мелкий штрих выясняющейся обстановки, быстрота принятия решения, умение своевременно наладить управление, отдать точные и ясные распоряжения, наметать глаз: в определении расстояний, в наблюдении боевого расположения противника, в корректировании огня артиллерии, пулеметов и т. п. Все эти и многие другие данные, совершенно необходимые хорошо подготовленному командиру, не могут быть выработаны изучением теории, а достигаются почти исключительно практическими упражнениями: сначала на военных играх, потом на выходах в поле и, наконец, на войсковых учениях. Можно, пожалуй, сказать, что в деле тактической подготовки качества, вырабатываемые практическими занятиями, имеют в бою больший удельный вес, чем знания, основанные на изучении только теории.
Эти замечания, конечно, не должны пониматься как неуважение к теории, как пренебрежение ею. Несомненно, командир только тогда сумеет развить свой тактический кругозор и выработать в себе необходимую тактическую гибкость, когда он сначала в школе, а потом и самостоятельно будет трудиться над вопросами теории тактики. Это является особенно необходимым еще и потому, что развитие техники не позволяет тактике окостеневать надолго. Время от времени она претерпевает эволюцию, а то и революцию. Опыт прошлых войн говорит нам о том, что мы имеем гораздо больше примеров, когда война начинается с окостеневшей, отсталой тактикой, чем когда в нее вступают с тактикой, соответствующей современному этой войне оружию, людскому элементу и всему характеру войны. Тот же процесс развития тактики мы наблюдаем и во время войны. Мы таких войн почти не знаем, которые бы кончались с той же тактикой, с которой они были начаты. Особенно характерный пример в этом отношении дает нам империалистическая война 1914–1918 гг., где каждый год войны, а иногда и несколько раз в году тактика и тактические приемы самым существенным образом видоизменялись. Все это говорит о том, что теоретическая подготовленность комсостава должна стоять на высоком уровне. Комсостав должен быть подготовлен к самостоятельной работе в этой области, к самостоятельным выводам и предложениям в связи с изменяющимися условиями.
Все это совершенно очевидно, но вместе с тем нужно отдать себе ясный отчет в том, что в деле руководства войсковой частью или соединением командир может получить необходимый ему опыт, сноровистость, быстроту действий, четкость в управлении и т. д. только на основе усиленной практической работы. Тот, кто прошел войну и имеет ее опыт, всегда будет более подготовлен, чем командир мирного времени, но и эта подготовленность является относительной и при недостатках дальнейшей работы мирного времени может сделаться отсталой, Опыт войны неизменно [35] дает ряд выводов о прошлых ошибках в тактических приемах ведения боя и боевого управления, которые должны быть учтены и сопоставлены с новыми, послевоенными факторами тактической подготовки войск. Только практика мирного времени, на этих условиях целесообразно и разносторонне построенная, может позволить в полной мере рационально и современно использовать прошлый боевой опыт. Новые технические достижения, новые организационные формы и соотношение различных родов войск, изменения в соотношении технических средств обороны и наступления, несомненно, значительно видоизменяют прошлые, привычные методы управления. Все это должно быть на практике мирной учебы усвоено. Эти соображения еще раз говорят о том, что учебно-боевая практика должна быть поставлена во главе подготовки, и особенно подготовки общевойсковой. Само собою понятно, что основное испытание по этим вопросам и вместе с тем основную школу должны дать общие сборы во время лагерного периода. Маневры вид обучения наиболее кратковременный, наиболее дорогой. Войска должны быть к ним уже вполне подготовлены в теории и практике общевойскового боя.
Из всех разнообразнейших элементов, составляющих общевойсковую работу и долженствующих быть изученными и воспринятыми как командным составом, так и всем составом войсковых частей и соединений, необходимо наметить те основные решающие направления подготовки, вокруг которых должно группироваться обучение. Успех обучения в такой же мере требует сосредоточения главных усилий на решающих направлениях, в каковой это требуется и в бою, да, пожалуй, и во всякой другой работе. К таким основным установкам, которые, понятно, не могут быть всегда одинаковыми, а будут видоизменяться в зависимости от достигнутых успехов, в текущем году можно отнести: повышение гибкого (маневренного) тактического мышления, активности, напористости и самодеятельности командира; предельное повышение мобильности войск, т. е. способности их к быстрому подъему и быстрому началу движения по первому сигналу; дальнейшее усовершенствование взаимодействия различных родов войск, и в первую очередь пехоты и артиллерии, взаимодействие не только в смысле наличия непрерывной связи, но и в смысле тактической его грамотности, правильное распределение и использование артиллерии соответственно боевым усилиям пехотных частей; соответственная постановка задач пехотными командирами артиллерии, ее возможности и т. д.; достижение бесперебойного и гибкого управления в бою, слагающегося как из работы командира и его штаба, так и взаимодействия между штабами; совершенствование воздушно-химической обороны, обеспечивающее войскам выполнение намеченного маневра вовремя, несмотря на противодействие авиации противника.
Вот как будто бы те соображения, те практические установки, которые мы могли бы перед собою поставить и которые в случае [36] четкого их осуществления обеспечили бы для армии дальнейший резкий скачок в области совершенствования ее общевойскового тактического искусства. Само собою понятно, что к этим задачам прибавится и ряд новых других, имеющих первостепенное значение, и в частности взаимодействие стрелковых и кавалерийских войсковых частей с авиацией, совершенствование понтонно-переправочного дела и т. п.
Подготовка на общих сборах должна иметь более тренировочный характер, чем на маневрах. Плановость этой постановки в значительной степени предопределит и успех в сборах. В смысле объема занятий здесь должны быть поставлены занятия от самых мелких отрядов, составленных из различных родов войск, до дивизии включительно. Таким образом, учения, начиная, скажем, с отряда в составе стрелковой роты с приданной ей батареей или одним орудием и до стрелковой дивизии с приданной ей частью корпусных средств, будут вполне нормальным масштабом.
Практические цели, ставящиеся перед общими сборами, требуют и соответствующей организации общевойсковых учений. Они должны быть односторонние и двухсторонние. Односторонние учения являются наиболее подходящими для обучения войск определенным приемам, для усвоения ими требований устава и т. п. Одностороннее учение легче всего заостряет внимание обучающейся части на определенной тактической теме. Руководитель, объединяющий действия своей части и действия обозначенного противника, может, не насилуя воли обучаемого, поставить любую задачу и на практике пояснить выгоду или невыгоду тех или других методов или приемов ее разрешения. При организации одностороннего учения необходимо тщательно подготовиться к нему. Действия обозначенного противника должны быть продуманы, должны создать наибольшую поучительность, должны быть обеспечены прочной связью с руководителем учения, и, помимо того, должен быть заранее разработан характер действий обозначенных соседей, если таковые вводятся по заданию. В общем, как правило, руководитель не вмешивается в распоряжения и в деятельность обучающегося соединения (отряда) и его командования. Он корректирует его действия соответствующими вводными данными в виде обозначенного противника и обозначенных соседей. Отход или продвижение вперед соседей, наступление, оборона, переход в наступление или отход противника, обход или охват, развиваемый им огонь и т. п. являются теми вводными данными, которыми можно, не насилуя самодеятельности и полной самостоятельности командира, обучать определенным приемам боя.
Эта выработанная заранее система воссоздания окружающей боевой обстановки должна быть организационно разработана всем посредническим аппаратом, выделяемым для общевойскового учения. Намеченная задача рекогносцируется заблаговременно командиром, руководящим учением, и приданным ему посредническим [37] аппаратом, который он распределяет для обозначения противника, соседних частей и для ввода разных огневых данных на различных участках обучаемого боевого порядка. Для проведения хорошего общевойскового учения помимо рекогносцировки необходимо произвести и репетицию, позволяющую наладить связь и сигнализацию.
Сложность подготовки общевойскового учения, необходимость затратить на него немалое количество времени требуют распределения учебного руководства между различными командирами. Это полезно и с точки зрения привития инструкторских навыков возможно более широкому числу командиров. Таким образом, не обязательно должен командир ротного, например, отряда самолично осуществить руководство всеми учениями своего отряда во время общих сборов. Он должен распределить эту работу между собою, наиболее подготовленными командирами взводов, командиром батареи и т. д. Подготовка посреднического аппарата вообще очень сложна и требует заблаговременной работы со всем составом посредников на местности. Действия посредников, не отвечающие обстановке, приучают войска к извращенному пониманию боевой действительности, и потому каждый командир, подготовляющий учение, должен всесторонне проработать предстоящую задачу и договориться со всем аппаратом руководства. Особенно это важно для общевойсковых учений небольших отрядов, где большинство посредников будет состоять главным образом из лиц младшего командного состава и рядовых красноармейцев.
Распределение обязанностей руководства по подчиненному комсоставу не должно проходить формально. Командир отряда должен ближайшим образом следить за подготовкой учения, вносить в нее в случае надобности все необходимые коррективы, особенно помогая менее подготовленному командиру.
На односторонних учениях должны быть основательно проработаны элементы боя. Эти элементы не должны в одном учении слагаться из всех этапов современного боя: сближения, наступления, прорыва, преследования и т. д. Они должны заострять изучение на определенном боевом положении, на определенном этапе, но об этом будет говориться еще ниже.
Вся сумма односторонних учений должна подготовить отряды для двухсторонних учений. В этих последних лучше всего будут объединены отдельные проработанные темы, объединены в условиях полной самостоятельности обеих сторон и текучести боевой обстановки, более приближающейся к действительным условиям на войне. Двухсторонние учения, конечно, не исключают постановки определенной учебной цели. Обучающий командир каждый раз ставит учебную задачу перед двухсторонним учением, но возможности влияния на развитие действий сторон будут уже значительно меньше, так как в его распоряжении останутся лишь действия соседей и характеристика воздействия огня противника, действия же последнего будут самостоятельны. Такое положение
Создает еще большие трудности в подготовке учения, чем дли односторонних учений. Заблаговременная рекогносцировка и репетиция на местности необходимы. Построение посреднического аппарата территориально в полосе действий обоих отрядов по общепринятой у нас схеме. При организации руководства и посреднического аппарата командир должен с особой тщательностью проработать вопрос действий посредников на линии огня каждой стороны и действия обозначенных соседних частей. Ошибки посредников на линии огня особенно заметны. Быстрота наступления из глубины зависит от передовых частей, и потому работа посредников при них в значительной степени определяет весь ход событий. В случае недостатка посредников на линии огня необходимо к ним прикомандировать посредников от более глубоких эшелонов, а временно, может быть, и командиров из состава последних. Само собою понятно, что эта маневренная гибкость аппарата посредников должна быть тщательно проработана заранее и в полосе предстоящего учения. Чтобы не упустить из поля зрения обозначенных соседей что чрезвычайно важно для создания наиболее поучительной обстановки, полезно возлагать на одного из работников при руководителе учением разработку действий соседей и оповещение о них обучающихся отрядов путем обозначения соседей или путем словесных указаний.
Подготовка организации двухстороннего обучения точно так же может распределяться между различными командирами под непосредственным наблюдением старшего командира.
При разработке общего плана занятий необходимо учесть наиболее целесообразное использование различных родов войск, и потому старший командир должен выработать таковой с привлечением артиллерийского командира и других специальных начальников.
Отрядные учения на общих сборах должны предусматривать взаимодействие всех родов войск. Даже ротному отряду необходимо придавать, хотя бы на отдельные учения, саперов, конных разведчиков и т. д.
Двухстороннее учение должно, как и одностороннее, задаваться определенными темами для изучения и тренировки. Но нужно иметь в виду, что двухстороннее учение предполагает наличие хорошей подготовки обеих сторон. С неподготовленным отрядом двухсторонних учений лучше не производить, так как они могут в войсках создать совершенно неправильное представление о характере современного боя. Это объясняется тем, что если в одностороннем учении противник обозначен, то в двухстороннем он живой, самостоятельный, и притом зачастую прорабатывающий в этом учении неодинаковую тему. Например, при прорыве оборонительной полосы нападающая сторона тренируется в подавлении оборонительных средств противника и в проникновении пехоты в прорыв, в то время как обороняющая тренируется в упорстве обороны, в организации перекрестного огня, в контратаках и т. п. [39]
Само собою понятно, что недостаточная подготовленность частей должна вызвать или непосредственное вмешательство в ход действий руководителя, что неправильно, или же боевая действительность, или, вернее говоря, понятие об образцовом ведении боя, должно извратиться. Изучение элементов боя на односторонних учениях, проработка отдельных этапов боя, отдельных приемов различных отрядов позволит им наиболее целесообразно объединить все эти элементы в живые и увлекательные формы двухстороннего учения.
Учебная организация этого последнего еще более сложна, чем одностороннего. Если на одностороннем учении руководитель разрабатывал вопрос характера действий обозначенного противника и заранее подготовлял в этом духе свой посреднический аппарат, то на двухстороннем учении этого предусмотреть невозможно, и потому даже при самой тщательной проработке различных вариантов действий сторон все же необходимо предвидеть многие неожиданности, которые должны быть учтены посредническим аппаратом и руководством в ходе боя, и притом своевременно. Разработка вопросов об условных соседях носит тот же характер, что и при односторонних учениях. Посредническая работа на линии огня с обеих сторон точно так же должна быть основательно проработана. К этому прибавляется еще необходимость подготовки декоративной стороны боя, как-то: холостые патроны, обозначение взрывов, дымовые завесы, отравление местности безвредными, но имеющими запах веществами, макеты танков при отсутствии настоящих и т. п.
Подготовка отрядов из различных родов войск и войсковых соединений должна охватить все современные виды взаимодействия, с применением всех современных средств борьбы. Основной вопрос взаимодействия пехоты и артиллерии развивается взаимодействием пехоты и танков, пехоты и авиации, пехоты и конницы, конницы и артиллерии, конницы и танков с авиацией и т. д. К этому нужно прибавить взаимную работу войск связи, инженерных, особенно переправочных средств и т. п.
Постановку задач по отдельным темам общевойсковых учений невозможно предусмотреть полностью. Но вместе с тем весьма желательно остановиться на некоторых из них, чтобы заострить внимание на характере расчленения боя на отдельные элементы для наиболее успешного усвоения таковых войсками. Я попробую остановиться на ряде тем для односторонних отрядных учений.
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что изучаемые задачи резко зависят от величины отряда или соединения. Например, для стрелковой дивизии вполне нормальной задачей для одностороннего учения явится подавление какого-либо центра сопротивления в оборонительной полосе противника, нейтрализация наиболее опасных пулеметов в соседних центрах и подготовка последовательного подавления более глубоких центров или пунктов сопротивления. Совершенно очевидно, что стрелковой роте, в процессе подавления центра сопротивления, встретится [40] немало элементов последовательного подавления огневых точек. Для успешности усвоения методов последовательного подавления одностороннее ротное учение наиболее полезно ограничить подавлением какого-либо огневого узла, например, взвода с организацией переноса артиллерийского огня для своевременного подавления в глубине лежащего узла и с нейтрализацией соседних гнезд сочетанием огня пулеметов и артиллерии.
В таком занятии особое значение приобретает разработка планов последовательного подавления, определение направления главного удара, определение необходимых артиллерийских средств и числа снарядов, соответствующее построение ударной и сковывающей группы в пехоте, распределение артиллерии, проработка взаимной информации и взаимных требований стрелковых взводов и артиллерии, организация связи между ними, определение момента атаки и переноса артиллерийского огня, быстрота передвижения пехоты и перенос огня артиллерии, движение передовых наблюдателей и т. д.
Точно так же должен быть разработан вопрос и при поддержке атаки танками. Должен быть намечен перенос артиллерийского огня, должны быть заранее определены пути движения танков, чтобы пехота не помешала их быстрому сближению и чтобы танки не подавили своих стрелков, должно быть достигнуто сочетание быстроты продвижения танков различными их эшелонами с продвижением пехоты, с переносом огня артиллерии и т. д.
Темой для тактического общевойскового учения должно явиться и искусство пользования местностью со скрытыми подступами, прохождение открытых мест и т. д. В этих занятиях должно играть большую роль применение артиллерийского и пулеметного огня, поражающего наиболее опасные огневые точки противника и его наблюдательные пункты, а также пользование дымовыми завесами. Это новое тактическое средство, пока еще не получившее повседневного употребления, имеет между тем все основания решительным образом повлиять на тактические приемы. Дымовая завеса может ввести такой добавочный коэффициент к местности, который может оказаться совершенно не учтенным обороняющимся и позволит наступающему сблизиться скрытно, с наименьшими потерями и без преждевременной расшифровки направления главного удара и построения боевого порядка.
Конечно, дымовые завесы не являются 100-процентной гарантией того, что противник не сможет поразить двигающиеся за дымовой завесой войска даже в то время, когда они для него являются невидимыми. Но следует учитывать, что противник не может быть уверен в своей стрельбе по дымовой завесе, не может определить, какой ему нужно поставить прицел, и не может, наконец, установить, когда происходит движение и когда оно прекращается. Это означает, что ему пришлось бы вести огонь по площадям и непрерывно. Отдельные шквалы огня возможны, но нанесение некоторых потерь не могло бы задержать наступления. Это тем [41] более вероятно, что дымовые завесы нужно организовать не только для действительного сближения войск, но и для демонстративных целей, вводя противника в заблуждение.
Таким образом, применение дымовой завесы, как поправка в невыгодной для сближения или наступления местности, должно войти в привычку и стать повседневным приемом. Направление ветра играет значительную роль при пользовании дымовыми завесами. Поэтому определение направления ветра должно быть делом, знакомым для каждого командира. Если прочертить на карте направление ветра, то легко определить тот способ и то место, откуда надлежит пускать завесу. При поперечном ветре можно достигнуть наиболее экономного использования дымовых средств, при встречном ветре придется высылать вперед разведку с дымовыми средствами и пускать их на широком фронте. При ветре в направлении наступления дымовые завесы могут пускаться также на широком фронте самими же войсками и т. д.
Помимо применения особых дымовых средств зачастую можно воспользоваться подручными местными дымовыми средствами: навоз, сырая солома и т. п. Дымовые завесы могут применяться и обороняющимся, главным образом в глубине своего расположения для обеспечения деятельности своего тыла. При организации дымовых завес каждый командир отряда, как правило, должен разработать его совместно с артиллерийским начальником, с тем чтобы не помешать его наблюдению. Вполне понятно, что организация занятия на сближение может быть очень поучительно построена на использовании скрытых подступов и на преодолении открытого пространства путем поддержки артиллерийским и станково-пулеметным огнем, с применением дымовых завес.
Даже встречный бой, например батальона, может быть проработан на одностороннем учении. Столкновение передовых охраняющих частей с таковыми же противника, обозначенными на местности, ставит командира батальона, идущего в головном отряде или авангарде, перед задачей быстро опрокинуть охраняющие части и разбить головной отряд противника. Избрание направления главного удара, при наличии даже скудных данных разведки, развертывание артиллерии и развитие решительного наступления явятся отличным учением, в котором будут разработаны: вопрос выбора главного удара в соответствии с характером местности и имеющимися данными о противнике, предельная быстрота развертывания артиллерии и ее связь с быстро движущейся пехотой, быстрота действий частей ударных групп, самодеятельность отдельных участков боевого порядка, полная самодеятельность второго эшелона ударной группы, организация дополнительной разведки и проч.
Тщательно должен быть изучен вопрос уничтожения полосы охранения обороняющегося противника. Фактическая разброска сил, которая применяется многими современными армиями между полосой главной обороны и охранением, должна быть использовала [42] наступающим для уничтожения, поражения их по частям. Эта задача может быть только в том случае вполне успешно разрешена, если охраняющие части будут разбиты чрезвычайно стремительно, так как в задачу их входит не давать себя разбить и своевременно ускользнуть от нападающего. В этих условиях напор и полная самостоятельность командиров пехоты всех степеней, особенно взводов и отделений, проникающих, не стесняясь самостоятельности, между огневыми точками противника, вклиняющихся в расположение противника и отрезающих ему тем самым возможность отхода, являются вернейшим залогом успешного поражения полосы охранения. Артиллерия должна быть возможно более децентрализована. Поддержка мелких пехотных частей артогнем, хотя бы отдельными орудиями, должна быть делом нормальным и привычным. Быстрота действий, самостоятельность, полная инициатива и стремление безостановочно прорываться в глубину полосы охранения противника должны быть усвоены нашими войсками. Вряд ли есть надобность организовывать такие учения в масштабе больше батальонного отряда.
На односторонних учениях полка и дивизии должны быть особо обстоятельно проработаны вопросы прорыва оборонительной полосы. Определение системы расчленения боевого порядка обороняющегося, определение начертания переднего края его главной оборонительной полосы, определение наиболее выгодного и обеспеченного нанесения главного удара, определение последовательности подавления и овладения центрами и пунктами сопротивления в глубину оборонительной полосы противника вплоть до охвата его артиллерии, расчет потребной материальной части и количества снарядов, ориентировочное определение сроков подавления тех или других пунктов и соответствующей скорости прерывания пехоты, детальная проработка требований пехотных частей к артиллерии, установление между батальонами и группами и подгруппами ПП полной договоренности и взаимного понимания, разработка вопросов сопровождения пехоты и перемены артиллерийских позиций, организация управления в процессе прерывания и т. д. должны выработать в войсках привычку к методической разработке организации прорыва и органической связи пехоты с артиллерией во всю глубину оборонительной полосы противника. Ко всему этому надо прибавить организацию зенитной обороны как в период действий до переднего края оборонительной полосы противника, так и в период прерывания ее.
Задачи на прорывание оборонительной полосы противника чрезвычайно разнообразны, в зависимости от характера местности и расположения для обороны противника. Необходима проработка возможно большего числа приемов и задач. При наличии прорывающихся соседей прорыв должен осуществляться прямо вперед. Прорыв вперед может сочетаться с частными атаками в образовавшийся фланг противника для расширения фронта [43] прорыва. Наконец, прорыв может быть развит главным ударом в обнаженный фланг и тыл противника.
Конница может сыграть громадную роль в деле развития прорыва. При наличии достаточного количества быстроходных танков конница может и непосредственно участвовать в прорыве. Те затруднения, которые встречаются в прорыве в связи с разрывом в быстроте продвижения танков и пехоты, как будто бы устраняются при организации прорыва конными массами. Такого опыта в прошлых войнах мы не имели, но совершенно очевидно, что танковая волна, развиваемая конницей и заключаемая пехотой, может глубоко и решительно прорвать самую крепкую оборонительную полосу противника. Этот вопрос требует практического и основательного изучения.
На полковых и дивизионных односторонних учениях со всей обстоятельностью могут быть проработаны вопросы маневренного искусства: перемена направления вблизи от противника, атака во фланг, соединенная с действиями с фронта, быстрота выполнения маневров, сопровождаемых быстрым развертыванием артиллерии и установлением ею взаимодействия с пехотой, обслуживание маневра авиацией, содействие ее корректированием огня артиллерии и атаками резервов, артиллерии и тылов противника и т. п. должно явиться предварительной и основательной подготовкой к маневрам.
На односторонних учениях должны быть тщательно проработаны задачи форсирования речных преград. Выработка плана переправы, избрание пунктов переправы, организация демонстративных переправ, определение подходов к переправе, расчет переправочных средств, порядка и быстроты переправы стрелков и артиллерии, план подавления обороняющегося противника на противоположном берегу, порядок развития успеха и т. п. должны быть твердо усвоены войсками.
Наступательный бой является в современных условиях делом настолько трудным, что не всегда возможно с точностью определить, где последует главнейший успех. Опыт войн говорит нам о том, что зачастую успех слагается совершенно неожиданно для наступающего не на том направлении, где он предполагал его добиться в первую очередь. Где бы успех ни обнаружился, он должен быть развит всеми имеющимися силами и средствами. Это дело является вопросом весьма тонким. Можно принять случайный и, быть может, малопроверенный успех, имеющий чисто местное значение, за такой, который может потребовать коренного изменения первоначального плана. Такое изменение, являющееся результатом недостаточной выдержки со стороны старшего начальника, фактически может привести к срыву всего наступления. Но вместе с тем может сложиться обстановка и так, что наибольший успех окажется на участке сковывающей группы, в то время как ряд непредвиденных обстоятельств сдержит напор ударной группы. В этих условиях боевой порядок наступающего соединения [44] должен быть достаточно гибким и достаточно самодеятельным для того, чтобы решительно использовать обнаруживающийся успех. Командир второго эшелона ударной группы должен принять отвечающее обстановке решение, и общевойсковой начальник должен подкрепить его артиллерийскими и прочими средствами. По существу, не исключена возможность, когда в иных боях сковывающая группа превратится в ударную и наоборот.
Односторонние учения должны давать достаточную школу в смысле организации полевой службы штабов и достижения максимальной мобильности войск, т. е. быстрой передачи приказов, уничтожения трений в управлении, быстроты восприятия войсками приказов, быстрой изготовки их к началу выполнения движения и т. д. Организация работы внутри штаба, организация взаимодействия между штабами, система предварительных распоряжений, живые методы управления и т. п. все это должно явиться предпосылками для усвоения труднейших задач боевого управления в живой полевой обстановке с живыми войсками.
Проработка вопросов боевого управления должна охватить возможно шире работу войск связи. Работа войсковых штабов с войсками связи должна предшествовать общим упражнениям по подготовке боевого управления и мобильности войск.
Несколько примеров и замечаний, приведенных здесь, само собою разумеется, не исчерпывают всей суммы вопросов, подлежащих изучению в сложнейшем деле общевойскового боя. Задачи эти будут разнообразиться и от подготовки войсковых частей. Слабые и сильные стороны отдельных соединений будут выдвигать и разнообразие в организации занятий. Самодеятельность и творческая работа наших командиров в деле обучения должны придать всей подготовке, особенно на общих сборах, живой, разнообразный и практически конкретный характер. Односторонние учения, завершаемые ротными и батальонными двухсторонними учениями, а часто и большего масштаба, должны явиться достаточной школой для вывода частей на маневры, где они должны быть в полной мере знакомы с основами общевойскового дела, с разнообразием и сложностью его и должны быть подготовлены к тому, чтобы на маневрах перейти от тактического ремесла к тактическому искусству.