Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Ленинское в терсистеме{67}

Мы привыкли подходить к территориальной системе с точки зрения охвата обучением всего призывного возраста. Кадры Красной Армии мирного времени настолько малы, что они не могут пропустить через себя все способное к войне рабоче-крестьянское население. При помощи терсистемы, в которой мы применяем обучение не только казарменное, но и внеказарменное, нам с этой задачей удается справляться. Таким образом, территориальная система имеет отношение к всеобщему военному обучению. Однако, применяя методы казарменного и внеказарменного воспитания, можно было бы достигнуть тех же самых результатов и без территориальной системы.

Я не буду останавливаться на всех причинах, которые делают для нас эту систему необходимой, — сюда относятся и организационные, и мобилизационные, и учебные основания. Остановлюсь же я более подробно на той задаче территориальной системы, которая позволяет нам наиболее успешным образом не только пропустить через военную учебу многомиллионные крестьянские массы, но и обработать их политически, активно втянув их в дело укрепления рабоче-крестьянской смычки, — основного завета Ленина — в условиях организационного и культурно-политического влияния Красной Армии.

В нашей обывательской военной терминологии постоянно смешиваются понятия о терсистеме и о милиционных основах строительства. Однако это совершенно неверно. Терсистема существует не только у нас. Еще до войны 1914 г. она была проведена в большинстве западноевропейских государств. Однако методы воспитания и обучения в нашей терсистеме и буржуазной совершенно различны.

Лучше всего терсистема была проведена в германской армии. Войсковые части комплектовались из своего района, отмобилизовывались на войну там же, пополнялись во время войны опять-таки из этих районов и туда же возвращали своих больных и раненых. Таким образом, устанавливалась некоторая спайка между населением района и войсковой частью. Однако эта спайка не шла далее развития «боевого землячества». Более глубокого охвата [271] крестьянской, а тем более рабочей массы германская буржуазия достигнуть не могла. Она не могла совладать с задачей политического сближения и руководства интересами и жизнью этих классов. Именно то, что мы в территориальной системе ставим одной из основных задач, буржуазное государство достигнуть не может. Мало того, оно боится даже сформулировать подобную мысль, проповедуя абсолютную аполитичность армии.

«В то время, как буржуазное государство систематически направляет все усилия на то, чтобы отуплять рабочих города, подгоняя для этой цели всю издаваемую на счет государства, на счет царских и на счет буржуазных партий литературу, мы можем и должны употребить нашу власть на то, чтобы действительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата»{68}.

Так говорит товарищ Ленин в «Страничках из дневника».

Развивая далее эту мысль и указывая, как нужно понимать проведение коммунистических идей в деревню, товарищ Ленин говорит:

«Никоим образом нельзя понимать это так, будто мы должны нести сразу чисто и узко коммунистические идеи в деревню. До тех пор, пока у нас в деревне нет материальной основы для коммунизма, до тех пор это будет, можно сказать, вредно, это будет, можно сказать, гибельно для коммунизма»{69}.

Товарищ Ленин ограничивает эту постановку вопроса установлением теснейшего общения между городом и деревней в следующих словах:

«...установить общение между рабочими города и работниками деревни, установить между ними ту форму товарищества, которая между ними может быть легко создана, — это наша обязанность, это одна из основных задач рабочего класса, стоящего у власти. Для этого необходимо основать ряд объединений (партийных, профессиональных, частных) из фабрично-заводских рабочих, которые ставили бы себе систематической целью помогать деревне в ее культурном развитии.

Удастся ли «расписать» все городские ячейки по всем деревенским для того, чтобы каждая рабочая ячейка, «приписанная» к соответствующей деревенской, систематически заботилась о всякой оказии, о всяком случае, чтобы удовлетворить ту или иную культурную потребность своей со-ячейки? Или удастся изыскать другие формы связи?»{70} и т. д.

Еще далее:

«Мы не делаем почти ничего для деревни помимо нашего официального бюджета, или помимо наших официальных сношений. Правда, культурные сношения города с деревней принимают у нас само собой и принимают неизбежно иной характер. Город давал деревне при капитализме то, что ее развращало политически, экономически, нравственно, физически и т. п. Город у нас [272] само собой начинает давать деревне прямо обратное. Но все это делается именно само собою, стихийно, и все это может быть усилено (а затем и увеличено во сто крат) внесением сознания, планомерности и систематичности в этой работе»{71}.

Из этих приведенных нескольких выдержек мы видим, какое громадное значение придавал Владимир Ильич изысканию новых форм политического воспитания деревни в виде теснейшей смычки городского пролетариата и крестьянства. Товарищ Ленин указывал, что он ограничивается лишь постановкой вопроса, и указывает на то, что, быть может, удастся изыскать и другие формы связи. К сожалению, в 1922 г. мы еще не имели широкого опыта территориального строительства Красной Армии. Товарищ Ленин не мог указывать на эту форму смычки и политического руководства пролетариата в деревне, которая сейчас играет у нас такую исключительную роль.

XIII съезд партии применил мысли Ленина к территориальной системе, говоря:

«В тех районах, где существуют территориальные части, их кадры должны быть использованы в качестве новой формы связи Советского государства и партии с крестьянством»{72}.

Ныне территориальная система широко охватила все части нашего Союза. Красноармеец, приписанный к тердивизии, но работающий у себя в деревне, органически связан со своим кадром, в котором обеспечивается и достаточный процент рабочих и комсомола и Коммунистической партии. Если шефству фабрик с деревнями, установленному случайно на основании частного почина, товарищ Ленин придавал такое исключительное значение, то каких же результатов и успехов можно достигнуть в области политического воспитания деревни при посредстве мощного и революционно-спаянного организма нашей территориальной системы! Этой задачи наши военные работники, никогда не должны упускать из виду, выполняя этим самым один из заветов Ильича,

Дальше