Обучение войск{19}
Методика подготовки Красной армии
I
Под методикой военного дела я подразумеваю теорию практической подготовки бойца. Сюда относится и подготовка начальника, т. е. наставника и руководителя бойцов, как в мирное, так и в военное время.
Эта теория не будет вне времени и пространства, а в РСФСР. Она задается определенной целью выработать методы подготовки сознательного советского бойца, хорошо владеющего строевой и тактической сторонами военного дела.
Наша малограмотная, серая крестьянская масса, служащая главным источником комплектования Красной Армии, требует серьезной политической работы для выработки сознательного защитника социалистического государства.
Эта тяжелая работа по «советизации» нашего бойца, вместе с полным почти отсутствием в первый период существования Красной Армии политически зрелого и благонадежного командного состава, повела к тому, что дело подготовки красноармейца со стороны духовной (комиссарской) совершенно отделилось от подготовки военно-технической (спецовской).
Это обстоятельство является чрезвычайным, исключительным злом для Красной Армии.
Только политическая зрелость и сознательность может дать красноармейцу волю к победе, решительность, выносливость, без чего ни строевая, ни тактическая подготовка не может ему быть понятна. То же и наоборот. Словом, эти области подготовки так родственны и так переплетены между собой, что совершенно противоестественным является их разделение.
В настоящий момент, когда выдвинувшийся за три года гражданской войны красный командный состав, правда слабо обученный и подготовленный, вплотную подводит нас к задаче политически воспитать и развить его для проведения окончательной консолидации [93] Красной Армии, мы должны особенно резко взять курс на сближение подготовки духовной с военно-технической.
Мы не должны больше допускать разнобоя в этих методах.
Мы должны спаять их воедино.
Необходимо заметить, что методика политической подготовки, которую наши товарищи пытаются обосновать на страницах многочисленных статей, благодаря ее полной оторванности от военно-технических задач почти всегда страдает отвлеченностью, бессодержательностью и часто сбивается на агитационный тон.
Нет прикладной деловитости.
Борьбу с этой слепой оторванностью теперь, в период напряженной обработки и подготовки Красной Армии, мы должны особенно резко повести и провести до конца.
II
Задачи и характер боевой подготовки наших войск определяются в полном объеме задачами и характером Рабоче-Крестьянской Красной Армии в соответствии с политикой РСФСР.
Эти задачи распространяются не только на армию как таковую, но и на тот резервуар, из которого она получает пополнения, т. е. на все трудящиеся массы рабочих и крестьян.
Эти массы должны впитать в плоть и в кровь предстоящие им кровавые задачи неминуемого столкновения с мировым капиталом.
Рабочие и крестьяне должны знать, что Советская власть приложит все силы и средства, чтобы избежать новых войн, но они должны сознавать, что классовые враги Советской России только и ждут случая, чтобы с наименьшими для себя потерями наброситься на нее и задушить ненавистное рабочее государство. А раз так, то за мирным трудом не должна забываться и боевая подготовка. Раз так, то каждый трудящийся Советской России должен быть готов к тому, чтобы с объявлением нам войны не ожидать капиталистического нападения, а, наоборот, самим наброситься на изготовившихся к нападению врагов, опрокинуть их и внести знамя социалистической войны на буржуазную территорию. К такого рода задаче должен быть подготовлен каждый рабочий и каждый крестьянин как духовно, так технически и физически.
Как должна быть организована такая подготовка?
Конечно, эта задача не может быть выполнена одним военным аппаратом. Она может быть осилена лишь общими усилиями и гражданского и военного аппаратов, под общим руководством Коммунистической партии.
Вся эта подготовка должна быть регламентирована определенными тезисами, охватывающими понятия: о целях войны, о неминуемости революционных взрывов в буржуазных государствах, объявивших нам войну, о сочетании социалистических наступлений с этими взрывами, об атрофировании национальных чувств и о развитии классового самосознания и солидарности и проч. и проч. [94]
Задачи эти велики и необычайно трудны. Казалось бы, надо затратить максимум энергии на их достижение. Однако на практике мы видим другое. Война не в моде. Кончилась и ладно. Поскорее бы ее забыть. Надо забрать у Красной Армии возможно больше хозяйственных предметов и орудий. Довольно войны, да здравствует мирный труд! Такая забывчивость к тем военным задачам, которые нам безусловно предстоят, стала почти нормальным явлением.
Это грозит большими невзгодами нашей Республике. Этот дух непроизвольного желания отвернуться от неприглядных картин военщины надо искоренить во что бы то ни стало.
Указанные задачи подготовки трудовых масс к идее войны составляют самую тяжелую часть общей военной задачи.
Задача физической и технической военной подготовки (допризывной и послепризывной) точно так же реально в жизнь не проводится.
Если бы эти задачи были достигнуты, то работа по подготовке Красной Армии значительно облегчилась бы. Но так как этого нет, то задача подготовки ее встает во всей своей громадной трудности.
Задачи эти будут те же самые, но проводиться они будут в меньших и более организованных людских массах, правда, исключительно уже только силами одного военного аппарата.
III
Рассмотрим, как же должна осуществляться подготовка Красной Армии в узком ее смысле.
В наших нынешних условиях мирной обстановки мы трояко можем осуществлять ее: во-первых, казарменным порядком (сюда же я отношу и лагерный), во-вторых, порядком гарнизонной службы и, в-третьих, порядком действительного боевого воспитания (действия против бандитов).
В условиях нашей бедноты и разрухи наиболее желательным является способ казарменной подготовки.
Казарма теперь перестала быть страшным словом. Став на службу советским интересам, она потеряла все свои «скалозубовские» свойства. Вместо палочной лаборатории превращения рабочего и крестьянина в забитого защитника прав и богатств помещика и капиталиста казарма сделалась школой революции, школой защиты ее, она сделалась трудовой школой коммунизма.
В столь благоприятных казарменных условиях, где даже и с полубосыми людьми можно кое-как обернуться и вести непрерывные занятия, где можно с полной серьезностью взяться за обучение и улучшение красноармейца и командира, можно лучше всего осуществить необходимую подготовку Красной Армии к предстоящим ей войнам с врагом регулярным и вооруженным по последнему слову военной техники. [95]
Однако громадные потребности в гарнизонной службе и в нарядах на борьбу с бандитизмом и ужасающий квартирный голод далеко не позволяют в полной мере использовать казарменные методы подготовки Красной Армии.
Стало быть, обучение войск в условиях гарнизонных и полевых должно получить у нас широкое применение.
Правда, в условиях нищенского содержания армии и, в общей массе, слабости командного состава эти рода службы трудно использовать для целей регулярной боевой подготовки, но тем не менее, невзирая ни на какие трудности, надо их обставить так, чтобы они нам служили кроме своей прямой службы еще и практическими учениями для воспитания и обучения красноармейца.
В старой армии и гарнизонная служба считалась лучшим средством для развития в солдате чувства долга, находчивости, решимости и дисциплины.
При правильной постановке дела это и в Красной Армии будет играть столь же выдающуюся роль. Конечно, голод и холод создают в этом деле большие затруднения, но далеко не непреодолимые. Надо только правильно ставить военно-воспитательные задачи, пояснять причины голода и холода, и гарнизонная служба будет вести Красную Армию не к разложению, а к укреплению.
Тут практические упражнения в поле и строевого и тактического характера, да еще при наличии реальной и постоянной опасности. В сущности, эти условия идеальные для организации регулярной подготовки армии к большой маневренной войне.
То, что Суворов достигал сквозными атаками, зачастую сопровождавшимися несчастными случаями, то, чего Драгомиров мечтал достигнуть выдачей на учения двух боевых патронов на тысячу холостых, реальной опасности и приучения к ней бойца, то у нас, в общем, в мирной обстановке может быть достигнуто вполне естественно в борьбе с бандитами.
Однако, надо заметить, эти идеальные свойства значительно сокращаются следующими обстоятельствами: во-первых, той же болезнью голода и холода, что в полевой жизни чрезмерно тяжело, а во-вторых, слабостью, неподготовленностью нашего младшего командного состава, который в боевой обстановке часто не улучшает, а ухудшает войска.
Но эти недостатки опять-таки не должны ставить крест на подготовку войск в условиях борьбы с бандитизмом. Энергичная подтяжка, инспектирование и инструктирование младшего командного состава дадут блестящие результаты в смысле подготовки войск.
Я знаю многих строевых начальников, которые правильной постановкой дела воспитания и обучения создали в самых тяжелых условиях борьбы с бандитизмом блестящие строевые части.
Итак, правильное использование и сочетание этих трех приемов вполне позволит нам поставить на должную высоту боевую подготовку Красной Армии. [96]
IV
Теперь необходимо рассмотреть те органы, при помощи которых можно осуществить намеченное воспитание и обучение войск.
Раньше уже упоминалось о том, что подготовка бойца со стороны его политического самосознания совершенно неотделима от подготовки военно-технической.
Вполне понятно, что это положение требует полного объединения, полной централизации дела подготовки, т. е. объединения ее в каждой данной части в одном лице, лице начальника этой части. Несоблюдение этого условия повлечет за собой отделение мотивов, двигающих бойца на смерть, от техники выполнения этого движения. А раз не будет этой связи, красноармеец не сможет быть регулярным бойцом, всегда и всюду идущим по первому приказанию и точно выполняющим это движение по всем правилам военного искусства.
Тот начальник, который не является духовным воспитателем бойцов, никогда не будет для них в бою достаточным авторитетом.
Итак, принцип единоначалия необходим не только в боевой обстановке, необходим и в мирной, особенно в деле обучения и воспитания войск.
Стало быть, органом, осуществляющим боевую подготовку Красной Армии в полном ее объеме, должен быть красный командир, единоличный и всецело ответственный за подготовку своей части в общем духе подготовки и воспитания Красной Армии.
Только таким образом можно добиться полной спайки командира с политическими задачами Рабоче-Крестьянской Красной Армии и с всесторонней военно-технической подготовкой навыков для движения войск на вероятную смерть во имя идей социалистической революции.
Какова же тогда будет роль военного комиссара?
Мы прекрасно знаем, что одна техническая подготовка войск не может обеспечить победы.
Решающим элементом является дух войск, их готовность идти на смерть ради своих интересов, в данном случае своих классовых интересов.
Институт военных комиссаров, очень многочисленный и до сих пор в полном объеме проводивший эту духовную политическую подготовку войск, конечно, должен занять в командном вопросе первенствующую роль. Те комиссары-полукомандиры, которые фактически в течение трех лет с лишком осуществляли советскую подготовку Красной Армии, которые все это время воспитывали красноармейца твердым, смелым и сознательным защитником Советской власти, находясь все время в строю, должны вступить в число полноправных, единоличных командиров и занять среди них по праву самое ответственное положение.
Итак, орган, осуществляющий подготовку Красной Армии, есть [97] красный командный состав, в который должен влиться и комиссарский состав.
Но для проведения в жизнь задач, подготовки, само собой разумеется, необходимо в первую очередь подготовить самый командный состав к этим задачам.
Эта новая вводная задача имеет две стороны.
Первая сторона это подготовка красного командира из нашего плохо обученного, но боевого командного состава.
Он должен быть доучен в военно-техническом отношении и почти наново воспитан в политическом отношении.
Вторая сторона это подготовка военного комиссара, как командира. Его надо наново подготовить в военно-техническом отношении и, конечно, подучить в политическом.
Достигается это школами: повторительными и 2-й и 3-й ступени для командного состава и школами (как правило) 1-й ступени для комиссарского состава.
Учитывая, что многие комиссары довольно сносно знают строй, можно по отношению к ним использовать и такой прием: первоначально заставить комиссара откомандовать ротой, эскадроном, батареей и проч., а затем командировать его для прохождения школы 2-й или 3-й ступени.
В результате каждый командир должен быть отличным инструктором, как в области политической подготовки и общего воспитания бойца, так и в области подготовки бойца со стороны военно-технической.
В том же духе должны быть подготовлены и исполнительные органы, т. е. штабы и политические отделы. Первые должны быть развиты политически, вторые военно-технически.
Этот вопрос в его целом чрезвычайно важен. Без разрешения его невозможно добиться высокой боевой подготовки Красной Армии.
Особенно надо обратить внимание на то, чтобы командиры отвыкли от деления начальствующих органов на спецов и комиссаров. Они должны чувствовать себя и морально и фактически ответственными за подготовку своей части, и не только в военно-техническом отношении, но и в отношении сознательно-революционного развития ее.
Другой важнейшей задачей является подготовка и перевод комиссаров на командные должности.
При подготовке органов исполнительных необходимо обратить внимание на полное взаимодействие в работе политотделов, военно-революционных трибуналов и особых отделов.
V
Теперь рассмотрим, как надо организовать занятия с командным составом.
Эти занятия могут быть двоякие: во-первых, производимые в [98] частях и, во-вторых, производимые в повторительных и высших командных школах.
Вторая задача осуществляется у нас в Красной Армии довольно хорошо, зато первая разрешается прескверно.
К рассмотрению ее мы и перейдем.
Различные приемы подготовки и воспитания командного состава в свою очередь изменяются по своему значению в зависимости от того, производятся ли они в казарменной обстановке, или в условиях гарнизонной службы, или же в борьбе с бандитами.
Во всех случаях одинаково необходимо требовать от командного состава всех степеней точного знания уставов, точной исполнительности по службе и суровой строгости как к себе самим, так и к своим подчиненным. Это последнее требование далеко не всегда выполняется. Первые годы революции еще до сих пор оставили следы на Красной Армии. Хотя эта последняя уже давно перешла в период дисциплины, тем не менее мы еще не добились строгого выполнения текущих, повседневных обязанностей, а также не добились и строгого наблюдения за выполнением этих обязанностей. Эти текущие упущения почти, как правило, остаются без взыскания, а вместе с тем при наличности их невозможно осуществить регулярного строительства Красной Армии.
На это зло обыденщины надо обратить всю энергию и жестоко искоренить его.
При организации занятий с командным составом необходимо обращать внимание на то, чтобы они не носили эпизодического характера, а заключали бы в себе строгую систему и определенный курс знаний в определенный промежуток времени. Занятия должны вестись систематично и с педантичной аккуратностью. Не может быть никаких пропусков и послаблений. Эти условия должны обязательно соблюдаться как при работе в казарме, так и во всех других положениях.
Рассмотрим теперь, какими приемами можно вести занятия с командным составом во время текущей повседневной работы войск, не вдаваясь в технику деталей обучения: постановку задач, их последовательность и проч.
Строевые занятия
Эти занятия должны и могут вестись непрерывно при всех видах использования войск. Они будут заключаться в инструктировании и корректировании работы командного состава по обучению их подчиненных. Эта работа требует от каждого старшего начальника зоркого наблюдения за ходом занятий, основательного знания устава, живейшего участия в инструктировании. Необходимо добиться, чтобы каждый начальник, вплоть до самых низших степеней, умел безошибочно и без долгого раздумья пользоваться строем, а также умел бы обучать этому искусству своих подчиненных, т. е. был бы опытным инструктором. [99]
Стрелковые занятия
Этот вид подготовки точно так же чрезвычайно важен, как в смысле значения смертоносности огня, так и в смысле укрепления духа бойца. В нынешних условиях боя лишь хорошо стреляющие войска могут быть уверены в своих силах. При этом особо важное значение для нас приобретает качество стрельбы в связи с тем малым количеством патронов, с которым мы волей-неволей должны примириться.
Каждый командир должен быть, во-первых, сам отличный стрелок, а во-вторых, он должен быть хорошим инструктором и руководителем в обучении других. Занятия стрелковым делом точно так же должны вестись всюду и всегда, несмотря ни на какую обстановку.
Занятия будут вестись: в казарме, в тире и на стрельбище.
Гарнизонная служба
При строгой постановке этого дела, при проведении суровой ответственности каждый караульный начальник переживает не мало волнений и не мало поработает над своей волей и распорядительностью для того, чтобы ничего не упустить и не наделать ошибок.
Эта сторона службы имеет важное воспитательное значение, но может иметь и разлагающее значение распущенности, расхлябанности, если гарнизонная служба будет вестись спустя рукава.
Тактические занятия
Этот род занятий является решающим для боевой подготовки командира. Занятия могут быть следующих видов: решение задач в поле с командованием строевой частью, совершение маневров, производство полевых поездок, решение задач на планах, на ящиках с песком и военная игра.
Для младшего командного состава наибольшее значение имеют тактические занятия в поле и на ящиках с песком, а учитывая наш общий недостаток времени, наиболее применимым является последний способ.
Для старшего командного состава наиболее подходящими являются задачи на планах, военная игра, полевые поездки.
Маневры для всех являются совершенно необходимым упражнением.
Военно-научная подготовка
Эта важная задача официально у нас почти даже не ставится в Красной Армии.
Командный состав не имеет литературы, не ведет самостоятельной военно-литературной работы, даже не всегда имеет уставы. [100] Конечно, голод на бумагу не может объяснить этого явления. Более всего здесь чувствуется голод в области военно-научной мысли.
Это дело необходимо развить и широко поставить.
Прежде всего при каждой части (минимально начиная с полков) необходимо открыть военные библиотеки.
В каждой отдельной части должны быть организованы еженедельные собрания командного состава для чтения лекций, сообщений, докладов с открытием прений. Вопросы тактики и методики военного дела должны получить самое широкое освещение точно так же, как освещение военно-исторических тем из ближайшего прошлого.
Подготовка духа
Для осуществления этой подготовки необходимо прежде всего развить самосознание командира. Он должен выработаться в сознательного советского гражданина, в полной мере усвоившего учение марксизма.
Для этого подготовку придется вести двумя путями: теоретическим и практическим.
Теоретическая часть будет заключаться в чтении лекций, чтении книг и проч.
Практическая часть будет заключаться в выступлениях командного состава с докладами и сообщениями по вопросам социально-экономическим, в его участии в агитации и пропаганде в войсках.
Командиры должны усиленно тренироваться в этой работе, и результаты не замедлят сказаться.
Главное, чего нужно добиться, это, чтобы командиры забыли дуализм, царствующий ныне в Красной Армии. Они должны стать политически зрелыми настолько, чтобы политическая подготовка была их обыденным делом и не представлялась бы им чем-то к ним не относящимся, «комиссарским».
Только по достижении таких результатов можно быть уверенным в том, что командный состав сумеет дать всю ту волевую мощь, смелость, дисциплину и энергию, которая требуется от командира в бою.
Планомерное, систематическое, строгое проведение в жизнь всех изложенных приемов подготовки командного состава даст нам крепкий, красный командный состав, способный быть и руководителем в бою, и инструктором в мирное время.
VI
Подготовка рядового красноармейца во многом проще подготовки командира.
Красноармеец должен быть отличным бойцом, отличным исполнителем и даже не только исполнителем, но и умеющим самостоятельно решать небольшие задачи на себя, как отдельного бойца, [101] на звено и на отделение. Зато он может и не быть инструктором, что, конечно, сильно меняет дело.
Красноармеец прежде всего должен быть воспитан как сознательный защитник Советской власти, движимый на защиту ее своим классовым самосознанием. Только на этом самосознании может быть развит в нем естественным путем революционный героизм, смелость, стойкость и дисциплина.
Эта первая и главная задача далеко не так легка. Наша красноармейская масса, крестьянская в подавляющем числе, очень медленно поддается политической обработке.
Для удобства преодоления этого сопротивления надо прежде всего разбавлять эту массу чисто пролетарскими элементами и коммунистами, чтобы сразу же создать удобную среду для пропаганды.
В дальнейшем преподавание и воспитание (советизация) красноармейца будут вестись самым прикладным образом, как говорится, не рассказом, а показом.
К показательным методам духовной подготовки красноармейца относятся:
1) воспитание путем приобщения к экономическим задачам социалистического государства, к чему относится: распашка крестьянских земель, недели: казармы, заботы о достоянии красноармейца, субботники и проч.;
2) пропаганда плакатами, стенными газетами, статистическими диаграммами, кинематографами, театрами и проч.;
3) парады, торжественные празднования революционных событий и проч.;
4) разбор дел и приговоры военно-революционных трибуналов, показные суды и проч.;
5) личный пример начальников в исполнительности, дисциплинированности и т. д.
Все эти показные методы должны сопровождаться и популярным, теоретическим их обоснованием. Это должно проводиться путем постоянных бесед, лекций, митингов и т. д. Чрезвычайно важное значение должен играть клуб. На правильную и плодотворную клубную работу надо обратить сугубое внимание.
Вся эта систематическая работа должна закрепляться методическим прохождением самой службы. Требование самой отчетливой исполнительности, поощрение всякого старания и усердия к службе, быстрое выдвижение выдающихся, сочетаемое с суровым взысканием за всякую провинность в порядке дисциплинарном и судебном, все это создаст крепкого и сознательного красноармейца, готового ко всяким трудам и подвигам.
Эта работа по духовной обработке красноармейца должна вестись по определенному, последовательному плану и не допускает никакого разнобоя. Поэтому вся политика РВТ{20}, политотделов, [102] штабов и особых отделов, направленная к этой цели, должна быть вполне согласована и не должна давать расхождения даже в деталях.
Специальная военная подготовка красноармейца, в смысле ее методов, разработана гораздо лучше.
Эти методы хорошо были изучены в старой армии и в значительной своей части вполне приемлемы и для Красной Армии.
Надо только более резко провести в жизнь положение: учить красноармейца только тому, что ему понадобится на войне.
Поменьше шагистики, козырянья и побольше боевых навыков и знаний.
VII
В предыдущих главах были рассмотрены методы подготовки войск регулярные, повседневные. Но необходимо еще рассмотреть боевую методику и как импровизацию, как ударную систему подготовки той или иной операции или войны.
В самом деле, одной регулярной подготовки еще мало. С началом войны необходимо проводить мобилизацию, необходимо разворачивать армию и проч. и проч. Конечно, для таких массовых задач потребуется и массовая поддержка. Надо сделать эту войну популярной, понятной для трудящихся масс.
Массовая агитация и в прессе, и устная (митинговая) должна ясно и резко изложить политическую подкладку войны, политические цели мирового капитала и наши собственные. Должны быть изложены наши хозяйственные задачи в связи с войной и цели и Долг каждого гражданина.
Вся эта работа должна вызвать подъем, должна выявить готовность трудящихся масс защищать свои интересы до последней капли крови.
Мне кажется, что такая подготовка должна входить в план войны и иметь в нем совершенно определенное место.
Точно так же и операция должна быть подготовлена в смысле поднятия духа войск, доходящего до энтузиазма.
Очень много или, лучше сказать, очень часто в военной литературе можно читать об этой подготовке войск перед боем (операцией). Однако эти описания не идут далее гимнов полководцу за его гениальное умение воодушевлять войска, совершенно не останавливаясь на методике этого дела.
В нашей гражданской войне методы такой подготовки особенно разнообразны и поучительны.
Подготовка эта совершается не одним человеком, а целым сонмищем людей, хорошо организованными аппаратами, по определенно разработанному плану. Эта подготовка духа дирижируется и комбинируется так же сознательно и по определенным правилам, как производится и управление войсками. [103]
Достаточно указать на грандиозные переброски и сосредоточения коммунистов, членов профессиональных союзов, ударных политических групп и проч., чтобы увидеть, насколько это дело сложно и требует расчета и системы.
Дело представляется так, как будто недостаток воли к победе в данной массе войск должен быть уравновешен известным количеством воли свежих, убежденных в правоте и необходимости своего дела людей, способных зажечь боевой пыл в войсках.
Это зажигание духа войск как бы подчиняется физическому закону удара. Чем удар короче, тем сила его больше. Если мы медленно и постепенно будем вливать агитационные силы, то влияние их будет ничтожно. Необходимо одновременное, шумное влитие свежего революционного потока, способного сломить апатию и одухотворить войска желанием боя и стремлением к победе.
Но движение этого потока обязательно должно быть поставлено на рельсы.
Должны быть заранее разработаны лозунги и тезисы, с которыми вся агитационная масса должна с полным единомыслием влиться в войска. Только при таких условиях может получиться ударная и успешная пропаганда.
Надо заметить, что хотя по идее в прошлой гражданской войне эти методы и применялись правильно, но с организационной стороны эти удары и концентрации политических сил зачастую оставляли желать много лучшего.
Эти удары должны сопровождаться самыми интенсивными кампаниями литературными, плакатными и проч.
В случаях неудач к этому еще присоединяется и решительная борьба с дезертирством.
Она будет вестись и устной агитацией, и прессой, и жестокими репрессиями трибуналов.
При вливании в войска всех таких ударных политических резервов необходимо подавляющее большинство ударников вливать в передовые ряды простыми рядовыми красноармейцами.
Конечно, и отчетливость работы тыла не должна забываться, что также имеет решающее значение для духа.
Подобными ударными пропагандистскими методами можно не только воодушевлять войска, но и прививать им даже положения военной доктрины. Достаточно вспомнить агитационные кампании для обучения нашей пехоты в борьбе с конницей Мамонтова. Зачастую эти кампании давали блестящие результаты.
Развивая дальше все эти положения, мы должны рассмотреть агитационно-воспитательную подготовку марш-маневра, перебросок войск по железным дорогам, движения пополнений и проч.
Каждая такая операция должна быть тщательно продумана со стороны воспитательной. Организация агитпунктов на всех этапах, самое широкое применение музыки, широкое развитие плакатной системы и прессы, устройство театров и проч. все это может и должно дать блестящие результаты. [104] Но тут уместно будет сделать и предупреждение. Неосторожное и неразумное применение всех этих средств легко может повлечь за собой раскрытие военной тайны.
VIII
Бегло и поверхностно были рассмотрены в предыдущих главах методы и способы подготовки Красной Армии как в мирное время, так и в военное.
Эти методы очень просты, но, несмотря на всю эту простоту, для проведения их в жизнь требуется колоссальная, напряженная работа.
Самая трудная часть работы это подготовка к войне источников комплектования Красной Армии трудящихся масс РСФСР.
Подготовка самой Красной Армии, в узком смысле слова, точно так же задача нелегкая, особенно при условии невыполнения первого положения. Не слишком благоприятствует этому делу и тяжелая постоянная работа Красной Армии по гарнизонам и против бандитов.
Но, несмотря на все затруднения, при правильном подходе к делу мы сумеем справиться с этой задачей. Искусно поставленная подготовка сумеет использовать в своих интересах даже эти тяжелые условия. Они не только не будут служить препятствием к обучению, но даже, наоборот, будут использованы как средства для воспитания войск.
Основным аппаратом, через который должны проводиться обучение и воспитание войск, это командный состав. Командный состав должен быть пополнен влитием в него института, военных комиссаров и воспитан политически так, чтобы явилась реальная возможность провести в армии единоначалие, чего безусловно требует правильная постановка воспитания и обучения войск.
Работа политотделов должна стать частью штабной работы.
Деятельность политотделов, ревтрибуналов и особых отделов в своей части воспитательной должна быть объединена, согласована.
Подготовка командного состава и красноармейцев осуществима и должна строго проводиться ив казарменной, и в гарнизонной обстановке, и в борьбе с бандитами.
Намечены, наконец, общие черты ударных пропагандистских методов для создания достаточного подъема духа в период мобилизации армии, в период подготовки операции, марш-маневра и проч.
В Красной Армии эти методы не должны быть случайными. Их надо изучить и изложить в виде наставления, воинского устава.
Между прочим, Дисциплинарный устав, по-моему, также надо включить в такое Наставление по обучению и воспитанию Красной Армии. Иначе дисциплинарные взыскания, оторванные от воспитания бойца в целом, могут повлечь за собой падение сознательной дисциплины, заменив ее забитостью и запуганностью.