Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Инженерное соразмерение операций{16}

При расчете операций, особенно в нынешний период социалистических войн, у нас привыкли считаться с временем и пространством постольку, поскольку эти данные определяют группировку войск при наличном состоянии путей сообщения. Точно так же привыкли к расчетам времени, потребного для постройки тех или иных укреплений, исходя из типа укреплений и числа рабочих рук.

Зато у нас совершенно не привыкли к расчету, к комбинации задуманной и проводимой операции, не только с наличной сетью исправных путей сообщения, но и с той, которую надлежит еще исправить или построить. Точно так же не привыкли к расчету, к сочетанию времени, потребного на постройку тыловых укреплений, с тем временем, которое, в случае неудачи, может иметься в распоряжение для окончания постройки, т. е. не привыкли в зависимости от характера войны и операции выбирать степень удаления в тыл строящихся укреплений.

Наконец, совершенно не привыкли соразмерять систему и размер укреплений с теми войсками, которым придется оборонять эти укрепления.

Благодаря такому формальному и неосмысленному употреблению инженерных сил, наши армии, снабженные современной артиллерией и другим вооружением, расходуя большое количество огнеприпасов и потому требуя наличия постоянной, по последнему слову техники оборудованной коммуникации, ведя в высшей степени маневренную войну, зачастую бывают поставлены в безвыходное положение, оставшись без тыла и без подвоза.

Чем можно объяснить такое небрежное, несерьезное отношение к инженерному делу, т. е. делу решающему в широкоманевренных операциях?

В царской армии инженерное дело также стояло не на высоте. Но все же в старой войне существовали хорошо известные нормы, которые хотя бы приблизительно обеспечивали оперативные расчеты со стороны инженерной подготовки.

В наших социалистических войнах характер действий значительно изменился ввиду того, что армии наши сравнительно очень малочисленны. Благодаря этому, старые нормы больше уже не [59] годятся, а новые еще не выработаны. Что же касается до норм инженерных, то их и не вырабатывают, так как нужды, бьющей в глаза невнимательному человеку, и не заметно. В самом деле, наши армии, благодаря разреженности их боевых порядков вовремя маневренных операций, довольствуются местными средствами, артиллерийское же снабжение «кое-как» подвозится. Когда же случается катастрофа, то можно поохать и поругать «нашу организацию» и на этом успокоиться.

Таким образом, при современном состоянии военной техники наша Красная Армия, как и все другие современные армии, в смысле своей способности к маневрированию, находится в прямой зависимости от правильной постановки и развития инженерного дела. Каждая операция, каждая кампания должна быть соразмерена в своей маневренной части с теми инженерными средствами и возможностями, которые для них предоставляются.

Вот это то соразмерение идеи и масштаба операции с имеющимися инженерными возможностями и составит предмет исследования настоящей статьи.

Инженерное дело своей оперативной работой обеспечивает победу для других родов войск. Поэтому самая работа инженерной части определяется требованиями, предъявляемыми другими родами войск. Но инженерная работа в свою очередь предъявляет к работе других родов войск также совершенно определенные требования, без которых все ее труды окажутся бесполезными.

Сначала мы рассмотрим работу инженерного дела, считая, что требования его, предъявляемые к другим родам войск, удовлетворены.

Наступательная операция. Задача инженерного дела в наступательной операции, в условиях нашей маневренной войны разреженными фронтами, почти исключительно состоит в своевременном, не отставая от наступающих войск, исправлении разрушенных противником путей сообщения, а частью и в постройке новых, а также в постройке и восстановлении необходимой телеграфной сети.

Эта работа самая трудная и рискованная для военного инженера. В самом деле, приходится иногда намного вперед делать подсчеты и соображения не только на рабочую силу, но и на строительные материалы, что далеко не всегда можно предвидеть на территории, еще занятой противником. Наконец, не всегда можно предусмотреть степень производимых противником разрушений.

Первейшей заботой инженеров является восстановление разрушенных и постройка новых мостов.

Искусство строить мосты в войне маневренной составляет главнейший залог успеха. Мост является пробным камнем как состояния инженерного дела вообще, так и подготовки каждого сапера или инженера — в частности. [60]

Чем быстрее строятся мосты, тем меньшее значение, как преграды, имеют реки, тем менее ограничен маневр, тем менее зависят войска от местности и естественных преград.

Время, которое мы затрачиваем на постройку мостов при форсировании нами рек, уменьшает шансы на выигрыш нами в маневре необходимого пространства и увеличивает таковые, у противника. Таково значение мостов. Можно даже сказать, что чуть ли не вся вообще инженерная техника существует для одних только мостов. Остальная работа в сравнении с этой незначительна.

Говоря об инженерном деле вообще, можно формулировать его значение как уничтожение для войск естественных преград и независимость войск от расстояний, т. е. предоставление войскам полной свободы маневрирования.

Однако эта свобода маневрирования может быть достигнута лишь тогда, когда по количеству инженерной работы будут рассчитаны и инженерные силы и средства.

Железные дороги. Прежде всего рассмотрим, как должен рассчитать командующий предстоящую свою операцию в отношении железных дорог.

Изложу те практические нормы, которые я вывел из прошлых операций.

Восстановление основательно разрушенных мостовых ферм требует обыкновенно очень значительного времени, особенно если река широкая и глубокая и мост состоит из нескольких разрушенных ферм. Обычно такое восстановление требует нескольких месяцев и задачам оперативным не удовлетворяет.

Если ферма на мосту одна и упала благополучно, то чаще всего для ее поднятия на клетках или ряжах требуется не более нескольких недель. Небольшие фермы, примерно до 30 саженей, обычно восстанавливаются в несколько дней. Конечно, в каждом отдельном случае восстановление то облегчается местными условиями, то отягчается.

Постройка нового временного моста на ряжах или сваях где-либо в стороне от основного моста, с проведением к нему обводных путей, в большинстве случаев завершается значительно скорее, чем восстановление основного моста.

Так, например, восстановление моста у г. Полоцка через р. Западную Двину длиной 105 саженей (из трех ферм: две крайние по 22,50 саженей и одна средней величины 65 саженей) требовало пять — шесть месяцев на полное восстановление и три месяца на восстановление с применением деревянных конструкций, а постройка временного моста заняла 42 дня.

Мост через Березину у г. Борисов3 длиной 75 саженей (из трех ферм, все по 25 саженей) требовал для капитального восстановления три месяца и с заменой негодных ферм двутавровыми балками с постройкой деревянных устоев — полтора — два месяца, а временный мост был построен в пять суток. [61]

Таких примеров много. Постройку временных мостов, хотя бы и на очень широких река к, но неглубоких, где допускаются постройки на ряжах, возможно довести до поразительной скорости. Необходимо лишь заранее приготовить срубы, пакеты или двутавровые балки и возможно большее число рабочих рук для земляных работ.

В подготовку операции должны быть обязательно включены меры по заготовке деревянных мостов и по сосредоточению на нужных направлениях необходимых восстановительных железнодорожных частей.

При этом необходимо рассчитывать на полное уничтожение противником мостов при отступлении.

В том случае, когда строится мост через большую судоходную реку, приходится, ввиду длительности постройки даже временного моста, прежде всего построить паромную, баржевую переправу для паровозов и вагонов. В зависимости от грузоподъемности барж, число вагонов, принимаемых одновременно паромом, изменяется.

Эти паромные переправы требуют постройки обводных путей и эстакад.

Устройство паромных переправ требует очень небольшого времени. Так, постройка паромной переправы через р. Западную Двину у Полоцка при ширине реки 100 саженей и высоте берегов 8 саженей потребовала лишь 6 дней с дальнейшим усовершенствованием в течение 5 дней. Паромная переправа через р. Березину у Бобруйска потребовала на устройство 15 дней, а через р. Днепр у Речицы — также 15 дней. Эти сроки могут быть и еще сокращены (считаю, что в среднем надобно 7-10 дней).

На Восточном фронте паромная переправа у г. Уфы через р. Белую и р. Уфу потребовала 12 дней.

Из сопоставленных выше цифр ясно, что одновременно с постройкой большого моста необходимо начать и постройку паромной переправы, так как в этом случае железнодорожное движение откроется значительно ранее.

Самую переправу вагонов и паровозов надо производить как можно осторожнее, так как очень легко случаются крушения.

Если потребуется большая провозоспособность, то надобно сразу же строить две — три паромные переправы. Комбинацию постройки мостов и баржевых переправ необходимо предвидеть и рассчитать еще до начала операции.

Зимой можно осуществить перекатку составов или вагонов по льду.

Необходимо точно так же заранее учесть вопрос устройства водоснабжения на всей подлежащей восстановлению железнодорожной сети. На первое время, до капитального восстановления водокачек, надобно заготовить хотя бы обыкновенные насосы на все необходимые пункты и подвижные баки. Этот вопрос у нас почти не учитывается при наступлении, и зачастую бывают случаи, [62] когда нельзя открыть Движения из-за отсутствия водоснабжения, хотя бы во всем остальном железная дорога и была вполне исправна. Средства водоснабжения точно так же надо рассчитать на полное разрушение железнодорожных водокачек.

Восстановление железнодорожной связи при наступлении у нас идет медленнее всех прочих сторон восстановления. Средств связи мало, а главное, совершенно не учитывается перед операцией то протяжение телеграфных линий, которое придется восстановить к назначенному сроку. Эта сторона восстановления железнодорожного движения должна быть очень тщательно рассчитана.

При перешивке узкой железнодорожной колеи на широкую, как это имело место в наступлении у нас на Западном фронте, встречаются иногда значительные затруднения, особенно если железнодорожные дивизионы не снабжены достаточным гужевым транспортом.

Для производства перешивки пути прежде всего надобно тщательно рассчитать комбинацию марша железнодорожных дивизионов с производством самой работы по перешивке. Вследствие отсутствия в желдивах обоза, а также не всегда правильного расчета их походного движения, перешивка пути в нашу прошлую операцию тремя желдивами по одному пути почти не превышала скорости 10-15 верст в сутки. При правильной постановке дела такое расстояние свободно может перешить один желдив.

Наконец, начиная операцию, надо исчерпывающе рассчитать вопрос эксплуатации вновь приобретенных железных дорог как в отношении различных служб, так и в отношении подвижного состава и паровозов.

Изучив план предстоящей операции, начальник военных сообщений, обеспечивая ее восстановлением соответствующих железных дорог, должен сосредоточить на них такое число восстановительных средств, чтобы восстановление не отставало от наступающих войск. Если этих средств не хватит, то начвосо должен рассчитать фактическую скорость восстановления, и тогда недостаток скорости восстановления железных дорог он сумеет возместить соответствующей грузоподъемностью и кругооборотом автомобильного и гужевого транспорта. Если же таковой не найдется, то придется или ограничить число восстанавливаемых железнодорожных линий, или же командование принуждено будет ограничить замысел своей операции.

Работа коммуникации, комбинированная из железнодорожного и автогужевого движения, требует сверх восстановления железных дорог и своевременного восстановления грунтовых дорог.

Кроме восстановления железных дорог, иногда придется производить постройку и новых, как широкой колеи, так и декавилек{17}.

Грунтовые дороги. На грунтовых дорогах главные затруднения в постройке мостов встречаются при наступлении, когда мост приходится [63] строить в боевой обстановке, т. е. при форсировании рек. Здесь дорог каждый час, и потому точность и быстрота постройки, своевременность подвоза строительных материалов играют решающую роль.

Колоссальное значение имеют понтонные батальоны, но у нас они в плохом состоянии, их мало, и, кроме того, ими не умеют пользоваться. Необходимо создавать хотя бы облегченного типа понтоны.

При устройстве военных дорог в тылу у наступающих войск постройка мостов обычно не является столь трудным делом, так как время на таковое обычно имеется более или менее значительное.

Военные дороги должны обеспечивать правильность и непрерывность питания войск и эвакуации, также полную свободу маневрирования частей как вдоль фронта, так и в глубину.

Эти условия требуют, чтобы сеть военных дорог была надежно оборудована телеграфными и телефонными проводами. Только при таких условиях возможна правильная этапная и административно-хозяйственная служба.

Постройка военной дороги требует обязательной постройки вдоль нее телеграфной линии. В связи с этим строительным частям, производящим восстановление или постройку военных дорог, необходимо придавать и телеграфно-строительные единицы.

На всю сеть военных дорог необходимо заранее рассчитать средства для ее эксплуатации, т. е. этапно-транспортные и телеграфно-эксплуатационные.

Телеграфная сеть. Выше уже говорилось о значении этапной телеграфной сети. Кроме этапной сети, надобно еще (притом в первую очередь) создать оперативную или полевую телеграфную сеть.

Эти два вида телеграфной связи зачастую не будут совпадать, и их следует строго различать, чего у нас на самом деле не делается.

С оперативной телеграфной сетью будет совпадать полевая, административная и снабженческая, так как оперативные и административно-снабженческие сношения производятся между одними и теми же штабами. Следует лишь назначать для них различные провода. У нас же совершенно не различаются эти разного назначения телеграфные провода и потому последние перегружаются оперативной работой, а вся прочая остается в загоне, что в конце концов пагубно отражается на состоянии войск.

К началу операции телеграфная сеть должна быть обеспечена вперед всеми необходимыми средствами. Это является необходимым условием наступления.

Наша бедность средствами полевой телеграфной связи и бедность театров нашей войны постоянной телеграфно-телефонной сетью требуют от нас при наступлении не только умения восстанавливать имеющуюся уже тяжелую телеграфную сеть, но и [64] строить новую, иначе маневр и операция могут сорваться, особенно при быстром наступлении.

В плане операции должно быть рассчитано необходимое число проводов, скорость их восстановления или постройки, а в зависимости от этого и необходимое количество телеграфно-строительных и эксплуатационных средств.

Необходимо заранее предусмотреть те линии, которые придется восстанавливать, и те линии, которые, по смыслу операции, придется построить заново.

Отступательная операция. Мы знаем, что оборона какой-либо линии, при редкости нашего боевого порядка, не осуществима, и правильно рассчитанная оборона будет комбинацией наступательных и отступательных операций.

Рассмотрев инженерную подготовку наступательной операции, мы теперь исследуем инженерную подготовку операции отступательной.

Отступательная операция имеет целью оторвать от более сильного, лучше нас сгруппированного противника, или от победителя, наши главные силы с тем, чтобы совершив быстрый, искусный марш-маневр, придать своим войскам наивыгоднейшую группировку, пополнить и привести в порядок расстроенные части и, выиграв путем отхода необходимое на все это время, перейти в решительное наступление на противника, растянувшегося на разрушенных нами сообщениях.

Из сказанного ясно, что основным требованием отступательной операции является свобода маневрирования для отступающего и затруднение маневра для наступающего.

Свобода маневрирования лучше всего обеспечивается хорошими шоссейными, грунтовыми и мощными железными дорогами, а также частой и обширной телеграфно-телефонной сетью.

Дальше, марш-маневр не должен беспокоиться противником. Учитывая слабую обороноспособность наших разреженных боевых порядков, мы ясно увидим, что арьергарды, как таковые, своей задачи тем более выполнить не смогут. Весь расчет отрывания своих главных сил от противника должен быть построен на полном уничтожении мостов, дорог и телеграфно-телефонной сети вслед за отступающими войсками.

Если инженерное дело обеспечивает успех отступательной операции, с одной стороны, путем заблаговременной постройки необходимых военных дорог (грунтовых, шоссейных и даже железных), оборудованных достаточной телеграфной сетью, то, с другой стороны, самое выполнение марш-маневра инженерное дело должно обеспечить от преследования противника абсолютным разрушением, тотчас же вслед за отступающими войсками, всех шоссейных, грунтовых и железных дорог и всей телеграфно-телефонной сети, а также затруднить исправление таковых постройкой тет-де-понов, небольших замкнутых укреплений, закладкой фугасов и прочее. [65]

Из вышеизложенного ясно, какое громадное значение для отступательной операции имеет инженерное дело и как высоко должно стоять последнее и как велики должны быть его средства.

Учитывая слабость и немногочисленность наших инженерных средств, мы вряд ли сумели бы полностью выполнять все требуемое отступательным маневром в отношении подготовки тыла.

Поэтому инженерную работу в тылу мы можем ограничить следующим образом: при подготовке тыла армий прежде всего приниматься за создание известной маневренной полосы, зоны где-либо вдали от фронта за каким-нибудь труднопроходимым естественным препятствием с тем расчетом, чтобы нормальный темп отступления, безусловно, позволил бы закончить подготовку этой маневренной полосы.

Обычно же у нас хватаются за работу сразу в нескольких местах и по мере наступления войск бросают неоконченные сооружения и начинают новые работы поближе к фронту, чтобы закрепить за собой занятое пространство. В результате при отступлении оказывается, что инженерная подготовка тыла была бесплодной, так как нигде не закончена.

Таким образом, выбор места работы в зависимости от задания инженерных сил и средств, расстояния до фронта и нормального темпа отступления играет в деле инженерной подготовки маневренной полосы решающее значение.

Однако, ограничивая инженерную подготовку тыла лишь одной маневренной полосой, мы не можем так уменьшить задание инженерному делу в области разрушения всех маневренных удобств при отступлении.

В этой области требования к своевременности и успешности работы инженерного дела не должны быть понижены ни на одну йоту.

Что будет представлять собой тыловая маневренная полоса и каково будет отличие ее от тыловой укрепленной полосы?

Укрепленная полоса рассчитывалась на задержание наступления противника сплошной полосой поражения от ружейно-пулеметного и артиллерийского огня, а также искусственными препятствиями.

Не имея возможности требовать от наших малочисленных армий создания огневой полосы на протяжении сотен верст, инженерное дело обеспечивает нашим войскам путем создания тыловой маневренной полосы возможность устроиться и использовать превосходство своего маневрирования над противником, поставленным в тягчайшие условия маневра полным разрушением всех пригодных путей сообщения и связи. Использовав это превосходство, наши войска могут не только отбросить, но и разбить противника.

Итак, маневренная полоса там, где вновь происходит столкновение главных сил обеих сторон, как бы делится на две стороны: сторону отступающего, имеющую все преимущества, обеспечивающую [66] успешность маневра, и сторону наступающего, с совершенно разрушенными путями сообщения и связи, ставящую успешность маневра в безнадежное положение.

Полоса разрушения

...Рассмотрим по порядку все виды производимых при отступлении разрушений. Само собой разумеется, разрушить надо только то, что содействует маневру противника, и совершенно излишне разрушать вообще все, что оставляется.

Разрушению подлежат:

1) На железных дорогах:

а) мосты и трубы;

б) гати, тоннели;

в) водоснабжение;

г) телеграфная сеть;

д) полотно;

е) семафоры;

ж) надлежит эвакуировать: телеграфные конторы, стрелки, на некоторых участках даже рельсы. Что не может быть эвакуировано из вышепоименованного, должно быть разрушено.

Зимой будет полезно разрушить и все станционные здания.

2) На грунтовых дорогах:

а) все мосты — уничтожить;

б) перекапывать полотно или заваливать его спиленными деревьями;

в) разрушать гати;

г) разрушать телеграфно-телефонные провода;

д) снимать указатели дорог.

3) В телеграфно-телефонных линиях подлежат:

а) столбы — спиливанию;

б) провод — снятию и эвакуации;

в) изоляторы — эвакуации или поломке;

г) телеграфные конторы — эвакуации.

4) В укреплениях, пригодных для использования их неприятелем, подлежат:

а) проволочные заграждения — уничтожению;

б) окопы — засыпанию;

в) бетонированные постройки — взрыванию.

Вопрос разрушения должен быть тщательно разработан. Разрушаемая дорога или телеграфная линия, или укрепление противника каждое в отдельности должно быть поручено особому лицу, особому отряду, с точным расчетом его наличных средств и задаваемой ему работы.

Эти разрушители должны быть особо надежными, смелыми, энергичными и дисциплинированными людьми, так как служба эта опасная (учитывая обычную беспорядочность в отходе войск), [67] а вместе с тем заданная работа должна быть выполнена во что бы то ни стало.

Скорость разрушения должна быть равна скорости отступления.

Но и в полосе разрушения приходится не только разрушать связь. Отступая, необходимо обеспечивать себя связью с оставляемыми на местах агентами разведки. Для этого надо прокладывать подземный или подводный кабель, а в малообитаемых местах (большие леса и проч.) выставлять радиостанции.

Рассмотрим маневренную полосу со стороны ее глубины и ширины, удаления ее от боевой линии, а также со стороны расчетов на необходимость остановки неприятеля. Полосу можно избрать или непосредственно за исходным положением первоначального наступления, или же за какой-нибудь находящейся в тылу естественной преградой, притом в таком удалении от фронта, чтобы наличными инженерными средствами ее можно было бы подготовить в период времени, потребного войскам на отступление по этому пространству.

На удаление маневренной полосы от фронта повлияют еще и те соображения, что, как ни благоприятны условия маневрирования, предоставляемые полосой, все же без некоторой остановки противника, отступающего далеко, не так легко будет перейти в наступление. Поэтому удаление в тыл полосы надо избирать еще и с тем расчетом, чтобы противник, по оставленному и разрушенному нами пространству и дойдя до естественной преграды, за которой избрана маневренная полоса, хотя бы несколько запнулся в своем наступлении.

К этому моменту и должен быть приноровлен контрудар и, в случае успеха, дезорганизация тыла противника сделает свое дело.

Какова должна быть глубина самой маневренной полосы по отношению к ее ширине?

Само собой разумеется, отступающие войска, еще не доходя до маневренной полосы, примут ту или другую основную группировку в виде отводимых на поправление резервов.

Но все же обстановка может потребовать некоторых перегруппировок и на самой уже полосе.

Это обстоятельство во избежание фланговых движений заставляет иметь маневренную полосу довольно развитой в глубину, чтобы и значительные перегруппировки можно было делать не фланговыми маршами, а хотя бы облическими.

Наши войска, бедные транспортными средствами, даже и при наличии хороших дорог для движения все-таки в местностях, бедных продовольствием, не могут совершать значительных перегруппировок, если нет заранее подготовленных складов или если местность бедна железными дорогами. Поэтому маневренную полосу [68] следует усиливать постройкой новых железных дорог, как ширококолейных, так и декавилек.

Дороги. Ширококолейные, т. е. нормальной колеи, железные дороги довольно медленно строятся, но все же не следует от постройки их отказываться, так как даже один — два лишних перехода могут иногда сыграть для наших войск решающее значение.

Но в общем в маневренной полосе работа над железными дорогами будет главным образом над их работоспособностью. Необходимо добиться, хотя бы в этой неглубокой полосе, возможности быстрых массовых перебросок войсковых частей по железной дороге.

На этот вопрос надобно обращать при организации маневренной полосы исключительное внимание.

Строить придется преимущественно декавильки. При наших войсковых транспортных средствах надобно так изрезать маневренную полосу декавильками, чтобы от любого места было бы не более двух — трех переходов до какой-либо станции на декавильке.

В отношении грунтовых дорог следует произвести чуть ли не еще большую работу. Необходимо развить обильную сеть как тыловых, так и продольных дорог, пригодных для автомобильного движения при всяком состоянии погоды.

В зависимости от характера самой полосы, необходимо подготовить дороги, отвечающие производству маршей, во всех наиболее вероятных направлениях.

Телеграфная сеть. Телеграфная сеть должна быть развита настолько широко, чтобы не только войсками можно было управлять на марш-маневре, но чтобы при его производстве не терялось и руководство хозяйственное и административное, а также должна быть в полном объеме обеспечена связью этапная служба.

Относительно организации телеграфной связи для целей агентуры уже говорилось выше.

Укрепление. Сплошные укрепленные линии и полосы не пригодны в условиях нашей войны. Даже столь мощная укрепленная полоса, как германская, не позволила в нашем июльском наступлении задержаться на ней польским войскам.

Почти без патронов и снарядов, пользуясь редкостью занятия позиции поляками, наши войска стремительным обтеканием занятых мест позиции заставили противника быстро очистить всю укрепленную полосу.

Однако в иных случаях укрепления необходимы. Это будет при защите дефиле, мостов, гатей и прочее. Кроме того, большие узлы железных дорог должны быть защищены особого рода укреплениями от внезапных налетов конницы и бронированных автомобилей.

Все эти укрепления должны иметь следующий характер: линия огня должна быть, по возможности, коротка (учитывая малочисленность наших войск) и во всяком случае не должна быть шире, чем может растянуться предназначенный для нее гарнизон.

Учитывая непривычку наших войск обороняться, необходимо строить укрепления особо крепкие, с укрытиями от тяжелой артиллерии и с мощными пластами заграждений колючей проволоки. Невозможность оборонять сплошные линии неминуемо выдвигает вопрос о необходимости постройки небольших замкнутых укреплений с небольшими, но стойкими гарнизонами. Этот вопрос до сих пор еще не получил должного разъяснения в смысле применения его в условиях нашей войны, а потому на нем и придется остановиться.

Совершенно очевидно, что если было бы возможно осуществить кольцевую оборону какого-либо железнодорожного узла или какой-либо переправы через реку, важной как для нас, так и для противника, то постройка такого рода маленьких крепостей имела бы колоссальное значение для задержания противника на намеченной линии.

Главное условие, которое должно быть предъявлено к таким крепостям, это то, чтобы их можно было оборонять с самым незначительным гарнизоном.

Необходимость делать эти крепости небольшого размера вытекает из того соображения, что мы не в состоянии высоко обучить и дисциплинировать очень большой гарнизон, а также из того соображения, что такой гарнизон не сможет в условиях нашей войны прятаться в крепостях и неминуемо будет выброшен на фронт. Необходимо в крепости иметь хотя бы и совсем незначительный, но зато постоянный и высокообученный гарнизон.

Сила сопротивления крепости должна быть основана главным образом на непробиваемости капониров снарядами полевой тяжелой артиллерии, на проволочных заграждениях, абсолютно не дающих возможности проникнуть за внешнюю линию огня крепости, и на укрытых пулеметах и артиллерии, не дающих противнику возможности проникнуть сквозь проволочные заграждения.

Пехота будет играть только роль резерва.

Таким образом, срок сопротивления окруженной такой крепости будет зависеть, во-первых, от запасов артиллерийского снабжения и продовольствия и, во-вторых, от времени, в какое сможет разрушить проволочные заграждения и часть капониров .сосредоточенная противником артиллерия.

Чем артиллерии будет больше, тем срок сопротивления крепости будет меньше.

Внешний пояс пулеметных фортов-капониров должен быть так рассчитан, чтобы пулеметный огонь надежно и во всех направлениях простреливал бы проволочные заграждения. Самый пояс не должен быть велик — желательно не более 12 верст.

Второй пояс фортов-капониров должен быть в 6 верст, т. е. радиус внешнего пояса — 2 версты, а внутреннего — 1 верста.

Во внутреннем поясе будут расположены артиллерия и пехотный резерв. Между пулеметными капонирами надобно обильно располагать бомбометы и минометы.

Если гарнизон постоянно будет обучаться в самой крепости, если каждый стрелок, каждый пулеметчик будет приучен видеть справа и слева от себя одни и те же сооружения, одни и те же команды и роты, если он будет приучен к тому, что его тыл кончается в центре крепости и что за центром опять начинается фронт, то для такого гарнизона окружение будет чем-то нормальным, и никакого чувства потерянности возникнуть не может.

Комендант крепости, как и всегда, должен быть более чем на высоте своего поста. От его воли и духа будет зависеть настроение и состояние воли солдат, приученных к делу обороны крепости.

Учитывая скорость наступления и отступления в нашей войне, учитывая, что обычно и у нас, и у противника тылы (особенно железнодорожные) отстают, а потому специальная артиллерия вовремя подана быть не может, мы должны сделать заключение, что на осаду нашей маленькой крепости противник должен будет затратить свою полевую (дивизионную) артиллерию и свои полевые дивизии.

Из этого становится совершенно ясным, как велико может быть значение таких крепостей.

Посмотрим теперь, в какой мере обязан будет противник считаться с этими крепостями и не сможет ли он, учитывая, что эти крепости не имеют больших активных гарнизонов, оставить против них столь же небольшие заслоны, а главными силами спокойно пройти мимо.

Вообще говоря, конечно, такой проход можно осуществить, но не надо забывать, что обычно эти крепости будут запирать наиболее удобные пути проникновения на тыловую маневренную полосу, дающую отступающим войскам широкую возможность маневрирования и контрударов. В силу этого противник, проникший на маневренную полосу, будет лишен наивыгоднейших путей отступления, и малейший его неуспех может повлечь для него катастрофу.

Вот эти соображения и заставят противника снять со своего пути эти небольшие крепости.

Инженерное дело

Мы рассмотрели выше то значение инженерного дела, которое оно может иметь в условиях ведения нашей войны, мы рассмотрели те требования, которые предъявляются к инженерному делу оперативными соображениями.

Теперь рассмотрим те требования, которые предъявит в этих условиях инженерное дело как к своим инженерным войскам, так и к прочим родам войск.

Как мы видим из вышеизложенного, для того чтобы все расчеты инженерной работы не пропали даром, необходимо иметь стойкую, хорошо обученную пехоту и артиллерию и вполне подготовленных тактически их начальников. [71]

В крепостях должны находиться постоянные гарнизоны и постоянное артиллерийское вооружение.

При необходимости обороны какой-либо линии инженерное дело, если не хватит достаточного количества войск, потребует специальных пулеметных частей.

Кроме всего этого, инженерное дело потребует от всех прочих родов войск, и особенно от их старших войсковых начальников, должного себе места и уважения. Инженерные войска должны быть почетным родом войск. Все войсковые начальники должны понять, что осуществление крупных и быстрых маневров при невысоком состоянии инженерных войск невозможно.

Мы видели выше, что должно существовать известное соотношение между поставленными инженерному делу заданиями и наличными инженерными силами и средствами, а это, в свою очередь, определяет допустимый масштаб развертывания операций.

Поэтому высшие войсковые начальники, желающие обеспечить за собой полную свободу маневрирования, должны свое главнейшее внимание обращать на состояние военно-инженерного дела и затрачивать на него свои лучшие силы и средства.

В свою очередь, такая постановка военно-инженерного дела предъявляет к военным инженерам, саперам и прочим еще более высокие требования.

Военные инженеры должны перестать быть простыми исполнителями. Они должны иметь широчайший военный кругозор.

Военный инженер должен уметь занять при случае и посты старших войсковых начальников. Он должен принимать живейшее участие в разработке операций и в своей деятельности не должен ожидать указаний и понуканий. Он должен являться инициатором всех инженерных мероприятий, он должен изыскивать не только способы обеспечения уже задуманного маневра, но и те инженерные способы, которыми совершенно неожиданно можно было бы развернуть далеко за предполагаемые пределы размеры и пути марш-маневра.

Тот, кто сумеет в полной мере использовать всю технику военно-инженерного дела и проявить гибкость ума и военную изобретательность, тот всегда сумеет поставить противника перед неожиданными событиями и неожиданными размерами нанесенного ему поражения.

Дальше