Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Заключение

1. Выводы о развитии методов ведения операций подлодками во время мировой войны

Только изучая весь ход и результаты мировой войны и подводной войны, можно понять, почему неограниченная подводная война не оправдала тек надежд, которые возлагала на нее Германия. Отметим здесь важнейшие обстоятельства.

Во-первых. Колебания и противоречия в германской политике по вопросам ведения подводной войны пагубно отражались на методах ее ведения.

Во-вторых. Подводная блокада Англии, обострившая отношения Германии с нейтральными странами, главным образом с США, была начата при явно недостаточном количестве средств.

В-третьих. Выгодное время для начала неограниченном подводной войны, в начале 1916 года, — когда у Антанты не было противолодочных средств и США еще не была готова к войне, — Германией было упущено.

В-четвертых. Германия запоздала с развертыванием усиленного планомерного строительства подлодок. В соответствии с этим, с началом неограниченной подводной войны было упущено время для разработки плана комплектования и обучения личного состава подводного флота.

Это дало возможность Антанте своевременно подготовить противолодочные средства и без особенного противодействия Германии воспользоваться помощью США и беспрепятственно перевозить свои войска.

Несвоевременное развертывание строительства подлодок сильно оказалось на операциях 1917–1918 гг., когда, ввиду недостаточной численности лодок, последних нехватало для атак на войсковые перевозки союзников, а также для пополнения потерь.

В-пятых. Расчеты германского командования «поставить Англию на колени» в течение шести месяцев оказались ошибочными. Хотя расчет на ежемесячное потопление тоннажа (600 тыс. т) оправдался, но непредвиденные темпы и размеры американской помощи привели к тому, что Германии пришлось иметь дело не с английским, а с централизованным мировым тоннажем.

В-шестых. Германия не учла тех темпов и размаха, которые [196] при помощи США получило массовое производство основных противолодочных средств, позволивших союзникам применять новые методы борьбы с подлодками.

В результате постройка и возмещение тоннажа превысили размеры тоннажа, топимого подлодками, а постройка подлодок перестала превышать потери, что знаменовало собой кризис и дальнейшее снижение успехов боевой деятельности подлодок.

Объединенные усилия союзников, при полном экономическом подавлении нейтральных стран, а также при недостаточном воспроизводстве германских лодок и осложнении внутреннего положения Германии, привели к уменьшению потерь союзного тоннажа и к увеличению потерь германских подлодок.

Этот перелом, в силу сложности методов и средств подводной борьбы, постепенного возрастания их у одной стороны и истощения у другой, произошел не сразу.

Трудно установить какой-то момент, день победы союзников на море. Это была скорее не победа, а временное превосходство противника, обусловленное всей политической и экономической ситуацией воюющих и нейтральных стран, а также положением воюющих на море и на суше.

Однако, несмотря на громадное численное и качественное развитие противолодочных средств, несмотря на усилия величайших морских флотов, активная деятельность сравнительно небольшого числа подлодок не была парализована.

Развитие противолодочных средств постепенно привело к изменению методов ведения подводной войны.

Вооружение торговых судов сделало последние опасными для подлодок и заставило подлодки атаковать их торпедами с более близких дистанций и в погруженном состоянии, ограничив число жертв наличием торпед.

Но этот метод атаки в свою очередь сделал вооружение торговых судов бесполезным. Ни одна лодка не была потоплена артиллерией вооруженных торговых судов.

Увеличение прибрежных дозоров и патрульных флотилий, развитие воздушных сил вынудили подлодки действовать в открытом море и лишь ночью оперировать в прибрежных водах. Это заставило создавать новейшие типы лодок, способных выдерживать длительные плавания.

Большие германские подлодки могли держаться в море месяц и более. А подводные крейсера водоизмещением 1500 т вынесли подводную войну в океан, вплоть до берегов Америки.

Суда-ловушки в эту эпоху уже изжили себя.

Подлодки стали действовать против всех торговых судов, так как в каждом из них можно было заподозрить судно-ловушку.

Наоборот, в борьбе с подлодками возымели успех подлодки же, которые стали опасным врагом себе подобных. [197]

Присутствие английских подлодок в районах действия германских вселяло чувство неуверенности и стесняло действия последних. Число германских лодок, потопленных английскими, все время возрастало.

За все время войны английскими подлодками было потоплено 17 германских лодок, а германскими подлодками было потоплено лишь 4 английских и 2 французских лодки.

Такая разница в результатах вполне понятна, так как английским подлодкам ставилась определенная задача — уничтожение лодок противника, тогда как германские подлодки преследовали цель уничтожения торгового тоннажа. Поэтому английские подлодки оказывались в выгодном положении относительно своего противника, который меньше всего думал о подводной опасности.

Гибель германских подлодок от английских, главным образом, имела место в тех районах, где маневрирование немецких лодок было стеснено: на подходах к базам, на фарватерах, у маяков и пр. Большая часть успешных атак была произведена на подлодки, находившиеся в надводном положении.

Как средство противолодочной борьбы, подлодки достигли наилучших результатов. В пропорциональном отношении по сравнению с другими средствами, они потопили наибольшее количество лодок.

Для борьбы с германскими подлодками английские подлодки использовались различными способами: в позиционной службе у берегов противника, в подводном дозоре, во взаимодействии с судами-ловушками и в конвоировании ценных транспортов. Наилучшие результаты давала атака одиночных лодок, находившихся на позиции{90}.

Сочетание воздушных патрулей с подлодками привело к тому, что германские лодки днем почти не встречались на поверхности. И, наоборот, благодаря авиации, заблаговременно обнаруживающей лодки и мешающей их дневным атакам, надводные суда почти прекратили ночные плавания и вернулись к дневным.

Если раньше торговым судам предписывалось плавать только ночью, то теперь происшедшая эволюция с трудом заставляла их убедиться в обратном.

Система конвоев и радиоуправление их движением резко уменьшили число объектов для атак подлодок и затруднили не только их поиски, но и само производство атаки. Сбитые с толку изменением маршрутов конвоев и не находя в море объектов для атаки, лодки должны были приближаться к берегам, где конвои уже «распылялись».

Увеличение морских средств за счет помощи США вскоре позволило доводить суда конвоев непосредственно до портов назначения под охраной миноносцев. При содействии Америки были [198] созданы многочисленные быстроходные суда и специальные «истребители подлодок».

Усовершенствование гидрофонов и организация многочисленных флотилий из истребителей подлодок, снабженных гидрофонами и противолодочными глубинными бомбами, давали возможность охотиться за подлодками, находящимися в погруженном состоянии.

В 1918 г. такие охотничьи флотилии являлись лучшим противолодочным средством, которому авиация оказывала ценное содействие. Самолеты помогали обнаруживать подлодки, указывая их приблизительное положение флотилиям истребителей, которые выслеживали их гидрофонами и атаковывали.

С приближением к берегам подлодки подвергались атакам воздушных и охотничьих флотилий.

Устройство заграждения в Дуврском проливе заставляло подлодки ходить вокруг Шотландии, на что требовалась длительное время и большое напряжение в работе команд. Заграждение Гельголандской бухты заставило подлодки ходить через Скагеррак.

Впоследствии, с постановкой Великого северного заграждения, и этот путь стал опасным и сопряженным с потерями.

Перед угрозой неограниченной подводной войны на первый план выступи на забота о безопасности торгового флота, о его непосредственной защите, которая вызывала необходимость вооружения торговых судов и организации конвоев. Наступательные действия против подлодок отходили на второй план.

И только к середине 1918 г., с осуществлением при содействии США двух навык наиболее действительных противолодочных средств, союзники перешли в наступление на германские подлодки и начали преследовать их во всех морях. Этими средствами были массовые глубоководные заграждения и массовые охотничьи флотилии с бомбами и гидрофонами.

Однако, и эти противолодочные средства не мешали лодкам выходить в море. Несмотря на увеличение случаев их гибели, количество действующих лодок не уменьшалось.

Подводный флот немцев оставался до конца войны непобежденным, хотя количество потопленного им тоннажа с каждым месяцем непрерывно уменьшалось. Это уменьшение явилось не только результатом применения противолодочных средств, но и следствием неустойчивого внутреннего политического и экономического положения Германии, отразившегося на боевой деятельности армии и флота и, в частности, подлодок.

Конвойная система, имевшая огромное значение в борьбе за сохранение тоннажа, в условиях подводной войны сама оказалась под угрозой надводных судов.

При этом нельзя обойти молчанием неуклонно возрастающее значение воздушных сил, без которых уже не могла обойтись ни одна операция и которые оказывали все большее влияние на результаты [199] борьбы на море. Средства авиации в морокой войне применялись во взаимодействии с надводным и подводным флотами. Самолеты находились на легких судах, на различного типа крейсерах, для них приспосабливались авиатранспорты, вмещающие от 2 эскадрилий и более.

К концу войны число французских судов, привлеченных прямо или косвенно к подводной войне, составляло 1130 единиц, в числе которых были 190 тральщиков и около 40 подлодок. Из остальных судов 760 были привлечены к охране конвоев и рыбной ловли и около 140 находились в охотничьих флотилиях.

Воздушные силы, сотрудничавшие с этими судами, состояли из 870 самолетов, 257 дирижаблей и привязных шаров и 58 судов с шарами.

В 1918 г., чтобы помешать действиям 150 германских лодок, союзники должны были собрать, кроме их боевых флотов в собственном смысле, около 5 тыс. морских судов и 2 тыс. воздушных аппаратов.

Эти количества судов, противопоставляемых немецким лодкам, достаточно характеризуют ту опасность, которую нужно было преодолеть союзникам.

По самой идее подводного оружия, по своим техническим свойствам подлодки не предназначались к действиям в составе эскадр — их назначение заключалось в отдельных атаках кораблей противника.

Небольшая надводная скорость подлодок, стесняющая маневренную подвижность эскадр, отсутствие надежной связи и трудности взаимного опознавания препятствовали лодкам быть составной частью эскадры.

Мысль согласовать атаки подлодок с операциями флота, под влиянием первоначальных оглушительных успехов одиночных атак подлодок, появилась в конце 1914 г. в докладной записке Зенкера, который предлагал развертывать подлодки впереди главных сил флота, в соответствии с данными воздушной разведки, с таким расчетом, чтобы противник до встречи с флотом проходил линию подлодок, подвергаясь их атакам.

Однако, этот метод не мог быть принят, и именно потому, что он не соответствовал общему плану использования главных сил флота, которые должны были ожидать ослабления флота противника действиями легких сил и подлодок.

Между тем возможность использования подлодок по плану Зенкера блестяще была доказана действиями лодок еще в первые дни войны, в первой разведывательной операции, с трехдневным движением завесы из 10 подлодок через все Северное море до линии Оркнейские острова — Ставангер. На этой линии лодки находились почти двое суток.

Эта же первая разведывательная операция подлодок доказала возможность использования их для целей разведки в море, вплоть до баз противника. Задача, невыполнимая для германского [200] флота, была решена подлодками, хотя и не нашедшими главных сил противника по чистой случайности (была плохая видимость).

Из-за ошибочного заключения, что поиски главных сил противника не под силу техническим возможностям подлодок, такое использование лодок больше не применялось.

Но именно страх перед такими реальными возможностями подлодок заставил противника уйти из Северного моря и временно переменить базирование флота, пока главная база в Скапа-Флау не будет надежно обеспечена от вторжения подлодок. Поэтому при поисках у баз противника немецкие подлодки не обнаружили там присутствия его главных сил.

Использованию подлодок в составе эскадры препятствовали также и недостаточные и ненадежные средства связи с эскадрой.

Уходя под воду, при сближении с противником, лодки утрачивали бы всякую связь с надводными кораблями. Слабость лодки в надводном положении, по сравнению с надводными судами, и ее малый подводный ход вынуждали лодку занимать позицию в определенном районе, с целью атаки проходящих мимо кораблей противника.

Таким образом, задачи разведки и атаки решались как одиночными лодками, так и группами путем поиска и патрулирования в районе, где предполагалось движение противника.

Такой метод использования подлодок применялся как в отношении боевых кораблей, так и торговых судов.

Районами действия подлодок вначале были районы своих баз, баз противника и узкости (Канал, устье Финского зашита); районами же действий против торговых судов были узлы морских путей, наиболее оживленные прибрежные торговые пути и подходы к западным берегам Англии.

Мысль о взаимодействии подлодок с надводными силами возникла в связи с операциями легких сил, крейсеров и миноносцев. Это породило метод наведения неприятельских сил, преследующих германские крейсера, на подлодки, расставленные на вероятных путях противника.Но в силу недостаточного количества подлодок, отсутствия связи и малого подводного хода, а затем появления воздушных сил противника этот метод был оставлен.

С началом подводной блокады Англии и объявления опасной зоны вокруг Британских островов германские подлодки, уходя в назначенные районы, оставались там по неделе и более, переходя из одного района в другой и сменяя друг друга. В этот период атаки подлодками торговых судов ограничивались различными постановлениями призового права. Этот метод ведения ограниченной подводной войны, будучи в полном противоречии со свойствами самого оружия, самих подлодок, не дал положительных результатов.

Когда направление движений германского флота достаточно определилось, англичане стали держать постоянные линии завес подлодок у Хорнс-Рифа и Тершеллинга. [201]

Со вступлением Шеера в должность командующего флотам и с возобновлением активности германского линейного флота в Ютландском бою, возобновились попытки наведения английского флота на германские подлодки, расположенные в большом количестве у английских баз. Вместе с тем подлодкам стало поручаться и ведение разведки.

Этот метод взаимодействия лодок с флотом дал крайне неудовлетворительные результаты, вследствие неудачного расположения лодок — в слишком большой близости к неприятельским базам — и вследствие недостатков связи, хотя уже делались попытки управления лодками с берега.

Дальнейшее развитие взаимодействие лодок с флотом получило в операции 19 августа 1916 г., где были применены управляемые подвижные завесы подлодок, выдвинутые на пути движения неприятельского флота.

В планах Шеера намечалось дальнейшее развитие этого метода, но оно было прервано неограниченной подводной войной. План 24 октября 1918 т. также не получил своего осуществления.

Английское командование в операции 19 августа 1916 г. пыталось применить метод совместных действий лодок с флотом в предполагаемом районе боя, к чему уже делались приготовления с конца 1915 г. в расчете на использование нового типа эскадренных подлодок (V ), наиболее быстроходных из дизельных лодок. Сформированная из них 11-я флотилия базировалась на Бляйт, вблизи намечавшегося района боя.

Но в силу сложившейся обстановки Джеллико не решился на такую попытку использовании лодок, но англичане продолжали разрабатывать новые типы эскадренных лодок, хотя последующий тип К и не дал удовлетворительных результатов.

Проблема создания эскадренной лодки, способной действовать в составе эскадры на всем протяжении операции, осталась нерешенной в течение всей мировой войны.

В период неограниченной подводной войны основным методом ведения операций подлодками являлось патрулирование в прибрежных водах и ограниченных районах группами в 3–5 и до 8 лодок, повидимому, находившимися в связи друг с другом. Кроме того, проводилось крейсерство в отдаленных районах — на океанских путях.

Это обусловливалось, с одной стороны, развитием новых типов подлодок (подводных крейсеров) и улучшением прежних, с другой стороны — мерами противодействия противника.

Атаки торговых судов в этот период облегчались отсутствием стеснений, налагавшихся соблюдением призового права, в то же время она затруднялись быстрым нарастанием разнообразных средств и приемов противолодочной борьбы. Изменение методов ведения операции против морокой торговли, главным образом, зависело от введения каждого нового средства или массирования прежних. [202]

Особенно крупное значение приобрело обеспечение выходов подлодок. Если раньше операции подлодок ставились в зависимость от операции флота, то теперь весь флот обслуживал подлодки.

Система конвоев в большой степени затруднила для подлодок поиски и атаку судов противника, но развитие воздушных сил и взаимодействие их с подводными лодками и быстроходными надводными крейсерами создавали в будущем немалую угрозу и конвоям.

Борьба подлодки с противолодочными средствами не кончилась.

Мировая война дала мощный толчок к развитию того и другого оружия.

В борьбе с подводными лодками проявилась особая потребность в увеличении численности миноносцев, крейсеров, воздушных сил, не говоря уже о массе вспомогательных судов.

Торпедное оружие приобрело огромное значение.

Мировая война выдвинула подводное оружие на одно из первых мест в борьбе на море; она доказала, что противопоставление однородных линейных сил не может привести к цели.

Подлодка вышла непобежденной из мировой войны, далеко не выявив всех своих возможностей.

Неуспех подводной войны в специфических условиях борьбы Германии со всем миром, в специфических условиях ее географического положения не может служить догмой для других условий и комбинаций противников, например, в англо-американском, японо-американском, англо-французском соперничестве.

Война Англии с Францией поставила бы французские подлодки в более выгодные условия, чем немецкие в мировую войну, благодаря тому, что французские базы фланкируют морские пути англичан, и блокада французских портов будет значительно трудней, чем немецких, ибо первые раскинуты на большом протяжении, тогда как вторые были скучены в одном углу моря, притом закрытого британскими островами.

В будущей войне подлодки имеют доя себя широкое поле деятельности в борьбе за морские сообщения; они явятся средством разведки и необходимым элементом береговой обороны; они найдут широкое применение во всех операциях войны на море, во взаимодействии с надводными и воздушными силами и теми техническими средствами, которые в мировую войну получили начало своего применения и имеют тенденцию к дальнейшему развитию.

2. Развитие подводного оружия и оперативно-тактических взглядов на его использование в послевоенный период

Вопрос о послевоенном развитии подводного судостроения не может трактоваться вне связи его с общим строительством флотов морских держав, вытекавшим из задач этих флотов в новой политической и экономической обстановке. [203]

Обострение противоречий и борьбы между империалистическими державами за новым передел мира, за рынки, сырье, вывоз капитала дало новый толчок к усиленной подготовке к войне и гонке в морских вооружениях, к проведению судостроительных программ в размерах, не уступающих предвоенному времени, а по технической насыщенности далеко превосходящих их.

Изучение характера морских вооружений империалистических держав последнего периода показывает, что новая линия в строительстве и развитии морских сил определяется строительством легких сил в огромном масштабе, созданием мощного подводного флота, мощной морской авиации и модернизацией больших артиллерийских кораблей.

Однако, три главных морских державы уделяют различным классам кораблей неодинаковое внимание. Весьма характерно чрезвычайно большое внимание, уделяемое Японией, и особенно Францией, подводным силам. Англия же для обеспечения своей морокой торговли свыше половины суммарного водоизмещения отводит на крейсера, причем для достижения наибольшей численности строит крейсера малого размера.

Повышение удельного веса легких сил в процентах от общего тоннажа, в результате мировой войны и строительства послевоенного времени, видно из следующей таблицы

Изменение удельного веса классов кораблей в процентах от общего тоннажа{91}

Годы Линейный и броненосный флот Легкие силы Подводный флот Авианосцы
1914 83,4 14,3 2,3  —
1919 62,8 305 5,0 1,7
1932 37,0 46, 8,9 7,4

Второй основной тенденцией послевоенного периода развития военного кораблестроения является дальнейшее снижение тоннажа кораблей при одновременном увеличении их боевой мощности.

Совместные усилия промышленности — металлургической, машиностроительной, судостроительной, электротехнической и химической — достигли, путем облегчения веса корпуса корабля и механизмов, огромного усиления вооружения при сравнительно малом тоннаже.

Проблема облегчения веса корпуса корабля и механизмов разрешалась применением электросварки, высококачественной стали (обшивка, бронирование), легких сплавов (механизмы) и установкой [204] в качестве главных двигателей дизелей, которые, как и современные усовершенствованные турбины, дают экономию в водоизмещении.

Применение дизелей в качестве главных механизмов или вспомогательных (для крейсерского хода) чрезвычайно увеличивает у современных кораблей дальность плавания и готовность к движению. Военно-морская техника идет вместе с тем по пути. улучшения системы бронирования, живучести корабля. Современные «вашингтонские крейсера» по своей живучести далеко ушли вперед по сравнению с первыми «картонными» крейсерами этого типа.

Скорострельность главной артиллерии увеличилась на 50%. Крупные успехи достигнуты в области торпедного оружия. Это безусловно повлияло на дальнейшее развитие миноносцев и подлодок.

В настоящее время все классы военных кораблей, начиная от линкоров и кончая подлодками, снабжаются самолетами, выполняющими функции разведки, связи и корректировки огня.

Кроме того, в послевоенный период развивается, с тенденцией к уменьшению тоннажа и слиянию с крейсером, класс авианосцев.

Вместе с тем намечаются пути не только к повышению боевых качеств отдельных классов и типов кораблей, но и поиски новых типов судов — гибридов, сочетающих свойства различных старых классов кораблей: линкоров и крейсеров, крейсеров и миноносцев, крейсеров и авианосцев.

Мировая война оставила в наследство подлодки, главным образом, двух категорий:

1) лодки малого водоизмещения от 420 до 570 т, имевшие назначение действовать в прибрежных водах, своих или неприятельских; к ним относятся лодки местной или береговой обороны, германские подводные заградители UC и английские истребители подлодок R ;

2) лодки большого водоизмещения: от 1120 до 1950 т, к которым относятся германские подводные крейсера с районом плавания до 13 тыс. миль; английские — типа М  — мониторы, вооруженные одной 305-мм пушкой; английские типа К с 24-узловым ходом и американские типа Т с 20-узловым ходом (нечто вроде «эскадренных» лодок).

Японские подлодки были также двух категорий по водоизмещению в 485 и 700 т, имевшие одинаковое вооружение, но различную дальность плавания.

В течение мировой войны немцы не гнались за увеличением подводного хода лодок, так как имели главной целью борьбу против морской торговли. В общем подводный ход всех лодок не превышал 10–11 узлов. Наибольший подводный ход достигнут в 15 узлов английской лодкой типа R малого водоизмещении и в [205] 14 узлов — французской лодкой типа Армид, также малого водоизмещения{92}.

Английский тип эскадренной лодки (К) с 24-узловым надводным ходом оказался неудачным, равно как и «монитор» (М-3). с 305-мм пушкой, переделанный впоследствии в заградитель.

Таким образом, развитие подводного судостроения в мировую войну не достигло разрешения проблем эскадренных лодок и управления лодками с увеличением водоизмещения свыше 1500 т.

Следует считать безошибочным решение назначать подлодки для нападения на неприятельский флот во время его выступления или применять их во время самого боя, как средство значительно увеличить свои наступательные силы. Это положение следует считать основным при дальнейшем развитии этого рода морского оружия.

Однако, германский флот не пришел к такому заключению в 1916 и 1918 гг., ибо для такого использования, по мнению командования, встретились серьезные технические затруднения, причем одним из них являлся малый подводный ход. Также и в ближайшее время вопрос о применении эскадренных подлодок будет находиться в зависимости от технических возможностей подлодок.

Пока не будет найден новый источник энергии для увеличения подводной скорости, до тех пор конструктора будут стоять перед разрешением двух противоположных задач: с одной стороны, «увеличение скорости, большой район плавания, хорошие морские качества, с другой — хорошее управление, что присуще лодкам малого водоизмещения»{93}.

Опыт командиров германских подводных крейсеров говорит против принципа постройки больших подлодок, потому что управление на подлодке слишком большого водоизмещения весьма затруднительно. Очень затруднительна и атака под перископом, так как при погружении германских подводных крейсеров обнаружилась плохая остойчивость, бывали случаи, когда дифферент на нос доходил до 55° и требовал для своего воспрямления значительного времени.

Французский инженер, член французской Академии, строитель подлодок Лебеф, критикуя в 1923 г. решение строить 4 подводных крейсера в 2400 т по примеру Англии, строившей подлодку Х-1 в 2780 т, и Америки, строившей 3 подлодки типа V по 2114 т, также высказывается против постройки лодок большого тоннажа, особенно для Франции{94}, принимая во внимание, что задачи французского флота совсем иные, чем английского и американского. [206]

Оборона берегов метрополии и обеспечение сообщении с Северной Африкой, по мнению Лебефа, не требуют лодок водоизмещением свыше 700 т. Германские лодки такого водоизмещении совершали переход из Вильгельмсхафена в Каттаро. Для обороны колоний, Индо-Китая и Мадагаскара могут понадобиться и большие подлодки, но при теперешней обстановке подлодки свыше 1100 т для Франции бесполезны.

Лебеф считает также, что в техническом отношении командиру, который должен единолично выполнять обязанности штурмана, минера и артиллериста, трудно управляться даже на подлодке в 800 т. Подлодка в 2400 т имеет большую инерцию, погружается очень медленно, имеет большую циркуляцию, что очень неудобно для производства атаки.

Лебеф говорил, что он не отказался бы спроектировать лодку в 4 тыс. т, но считает это ненужным, и предлагал построить в две очереди 32 подлодки в 900 т и 36 подлодок в 600 т, что не вышло бы из размеров ассигнований на судостроительную программу, и Франция получила бы гораздо более мощный подводный флот.

Другой инженер Симоно, конструктор лодки Мариэт, расходится во взглядах с Лебефом, считая, что лодки в 1100 т не в состоянии выполнить требований, согласно которым современная лодка должна быть способна к одновременному выпуску не менее 4 торпед в определенном направлении.

На большой подлодке можно установить большее число перископов, дать командиру помощников и улучшить условия жизни личного состава. Во многих случаях две подлодки в 1100 т не смогут выполнить операций, доступных лодке большого водоизмещения. Германский проф. Фламм, глава кораблестроительного факультета Технологического института в Шарлоттенбурге, сторонник лодок большого водоизмещения, разработал проект подлодки в 7 тыс. т, вооруженной двумя 21-см орудиями в башнях с боевым запасом на 500 выстрелов каждая; четырьмя 8,8-см орудиями с общим боевым запасом в 4 тыс. выстрелов, снабженной 10 торпедными аппаратами — 2 на палубе, 4 на носу и 4 на корме; запас торпед 40, район действия лодки 25 тыс. миль; надводная скорость 22 узла.

Для артиллерийского боя с дистанции 50–60 каб. лодка всплывает настолько, чтобы ее башни, выходя из воды, представляли для неприятеля весьма незначительную цель.

По отзывам компетентных германских подводников, такая лодка могла сыграть большую роль, как крейсер с громадным районом действия, независимый от баз и имеющий возможность очень долго держаться под водой.

Но такая лодка требовала для своего обслуживания тренированного личного состава, которого у Германии не было в последние месяцы мировой войны, когда начали вступать в строй ее большие подводные крейсера. [207]

За последнее девятилетие в основном строились лодки 4 категорий: подлодки I линии — свыше 650 т, подлодки II линии — менее 650 т, подводные заградители и подводные крейсера.

Подлодки первых 3 типов строились Англией, Францией и Италией; Япония и США строили только лодки I линии; с 1927 г. Япония перестала строить лодки второго класса Ro. 3 подлодки водоизмещением свыше 2 тыс. т построены США (Аргонавт, Нарвал и Наутилус) {95},1 лодка — Францией (Сюркуф), 1 — Англией (Х-1, зачисленная в 1930 т. в резерв), 5 лодок — Японией (от J-1 до J-5 ).

К 1 января 1933 г. Япония и Англия имели в строю по 60 лодок, к этому же времени находились в постройке и утвержденные к постройке в США — 84 лодки, во Франции — 109 и в Италии — 75 лодок.

По программам 1933 г., Японии строит 15 лодок, Англия — 9, США — 6, Фракция — 18, Италия — 22. По суммарному водоизмещению строящихся лодок на первом месте стоит Япония. Большинство новых японских лодок принадлежит к наиболее излюбленному во всех иностранных флотах типу океанских лодок I линии большого водоизмещения{96}.

Развитие этого класса лодок идет по линии увеличения числа торпедных аппаратов до 12 и увеличения калибра артиллерии до 140 мм (на японских J-1, J-5).

Наибольшее водоизмещение имеет французский подводный крейсер Сюркуф  — 3200 т (4300 т — в подводном положении).

Япония, Англия, Франция, Италия строят также лодки и I линии, малого водоизмещения с большой автономностью.

По отзыву Фламма, который, повидимому, последние годы провел в Японии в качестве консультанта по вопросам подводного судостроения, Японии в отношении подлодок занимает первое место, обладая большим флотом современных океанских подлодок с мощным вооружением и большой дальностью плавания.

Выход Японии из Лиги наций и разрыв ею в декабре 1934 г. Вашингтонского соглашения, выход Германии из Лиги наций и расторжение ею в марте 1935 г. военных статей Версальского договора и, наконец, заключение англо-германского морского соглашения в июне 1935 г. дали толчок к дальнейшей гонке вооружений.

В Японии вступили в строй — крейсерская лодка J-6 (1950 т) и лодки дальнего действия J-68, J-69 и J-70 (1400 т). Заложены — J-7 и J-73. После длительного перерыва (с 1925 г.) Япония вновь строит лодки малого типа Ro-34 водоизмещением в 700 т, скорость 16 узлов, по восьми 53,3-см торпедных аппаратов. Эти лодки предназначаются для действия в стесненных [208] районах Японского моря и дальневосточных прибрежных водах СССР.

Матка подлодок Taigei (водоизмещением 10 тыс. т, ход 20 узлов, три 127-мм зенитных орудия, 3 гидроплана), закончившая испытания, несет на себе несколько подлодок «малюток» по 12 т, для подъема и спуска которых имеются краны или стрелы.

Фашистское правительство Германии приступило к воссозданию своего подводного флота. Уже в течение двух последних лет появились в печати сведения о постройке Германией лодок на иностранных верфях по частям и о доставке этих частей в германские базы. Сводка этих данных дает следующую таблицу элементов строящихся германских подлодок{97}:

Класс Число Водоизмещение Скорость хода Вооружение Дальность плавания Примечание
надводн. подводн. надводн подводн.
т узлы мили
Лодки дальнего действия 16 1650 2200 20 12 2 — 150-мм оруд., 8 торпедн. аппар. 15000 Часть из них — заградители
Крейсерские 7 3200 4500 24 12 4 — 150-мм оруд.,10 торпедн. аппар. 22000  
Подлодка-авианосец 1 3200 4500 16 6 4 — 150-мм оруд., 6 самол., 1 катапульта 22000  —
Лодки прибрежного действия 12 250  —  —  —  —  —  —

Программа германского подводного судостроения рассчитана на 3 года. Шесть лодок прибрежного действия в 250 т уже спущены к маю 1935 г. и две вступили в строй в июле. Срок постройки их — 5 месяцев. Корпуса электросварные, рассчитанные на большие глубины.

Благодаря применению на них новых механизмов, вдвое увеличивается дальность плавания. Лодки такого тоннажа в мировую войну имели дальность плавания в 5700 миль. Лодки нового типа будут иметь возможность производить атаку, находясь на большой глубине и маневрируя с помощью шумопеленгаторов нового типа.

Кроме того, в Германии удалось создать для подлодок единый двигатель, работающий для подводного и надводного хода. Для подводного хода двигатель работает на смеси водорода и кислорода, хранящихся в отдельных стальных резервуарах. Пополнение [209] запасов этик газов производится электролитическим путем, при надводном ходе от работы двигателя внутреннего сгорания, подобно тому, как до сих пор происходило заряжание аккумуляторных батарей. Необходимая для этой цели добавочная мощность двигателя внутреннего сгорания получается добавлением водорода к горючему. Переход от надводного хода к подводному совершается просто: в мотор прекращается подача горючего, и он продолжает работать на смеси водорода с кислородом. Установка такого двигателя может дать большие преимущества, однако, при конструировании его все же нужно еще преодолеть значительные затруднения, из которых главнейшее — опасность взрыва гремучего газа. Этот же принцип изобретения, примененный к движению торпеды, обеспечивает невидимость ее следа.

Англо-германским морским соглашением установлено соотношение между германским и английским флотами в пропорции 35:100. Не превышая этого соотношения, Германия может иметь подводный флот в размере 45% британского подводного флота и даже в случае «особой ситуации» имеет возможность увеличить его до полного равенства.

Тотчас после соглашения Германией была объявлена судостроительная программа, в которой предусматривается постройка 20 подлодок в 250 т, 6 — по 500 т и 2 — по 750 т. Лодки в 750 т должны иметь дальность подводного плавания в 8200 миль.

Таким образом, Германия строит подлодки всех существующих типов, последовательно переходя все к большему тоннажу, причем малые лодки, имея большую дальность плавания, могут не ограничиваться действиями в береговых водах.

Германскими конструкторами впервые разработан тип подводного авианосца, элементы которого приведены в таблице и который, народу с большими автономными лодками, предназначенными для длительного пребывания на океанских путях, может явиться большой угрозой для торговых судов держав, заинтересованных в обеспечении морских коммуникаций{98}.

Производительность германских верфей позволяет рассчитывать на введение в строй ежемесячно 10–15 лодок со средним сроком постройки лодки дальнего действия в 12–18 месяцев и лодки прибрежного действия от 3 до 10 месяцев.

Французское морское министерство, построив с 1922 г. 39 больших подлодок дальнего действия и 31 подлодку среднего водоизмещения, впервые за послевоенные годы разработало чертежи малых лодок водоизмещением в 300 т. Этот тип подлодок имеет среди французских подводников многочисленных сторонников.

Таким образом, в связи с многообразными задачами подлодок и способами их применения, диапазон подводного судостроения расширился [210] от 12-т подлодки-малютки до крейсерских подводных лодок в 3200 т.

Вместе с тем, считаясь с угрозой подводной опасности и учитывая ее в будущей войне, все крупные морские державы усиленно строят и совершенствуют противолодочные корабли; также уделяется внимание совершенствованию аппаратуры, служащей для спасения людей с затонувшей лодки.

На больших маневрах 1935 г. в английском, американском и японском флотах проверялись методы применения подлодок для атак боевых судов на океанских переходах и особенно при подходе их к базам, одновременного применения подлодок и авиации для атак неприятельских эскадр в тесных водах и применения лодок для дополнительной и окончательной рекогносцировки десантных пунктов и в качестве ориентиров при подходе десанта.

На опыте послевоенных маневров флотов в различных странах подлодки снова показали свое значение в качестве разведочных и дозорных кораблей, а также в поддержании соприкосновения с противником в ночное время.

Судостроительные программы, боевая подготовка и маневры флотов дают материал для суждений о тенденциях развития оружия, классов кораблей и оперативно-тактических взглядов на их использование.

Наиболее отчетливо эти тенденции проявляются в подготовке войны на Тихом океане. Имея наступательный характер, они выражаются в развитии такого рода оружия и классов кораблей, которые способны действовать на широких океанских просторах, для уничтожения морокой торговли, для борьбы за морские коммуникации и могут наиболее эффективно применяться в прибрежных районах.

Воздушные силы, подлодки и крейсера выдвигаются на первое место в борьбе за морские сообщения; подлодкам, миноносцам и авиации отводится огромная роль предварительного ослабления и нанесения разрушительных ударов неприятельским силам, вступившим в прибрежные районы, где борьбе флотов будут содействовать корабельная и береговая авиация. Будут приняты все меры, чтобы перед боем ослабить противника атаками подлодок и соответствующим их расположением во время боя стеснить его движение.

С развитием подводного оружия и воздушных сил линейный бой, как универсальное средство разрешения проблемы морской войны, стал невыгоден и невозможен.

Линейный корабль теперь ограничен в своих возможностях. Он может играть серьезную роль в бою и операции, но при условии окружения его кораблями других классов и воздушными силами и в тесном взаимодействии с ними. Он ограничен в районе действий и более прикован к базам. Отсюда — усложнение операции во взаимодействии различных категорий морских сил надводных, [211] подводных и воздушных и рост тенденций к развитию операции в глубину, по времени и пространству.

В борьбе за коммуникации особенно важное значение будут иметь подлодки океанского типа — подводные крейсера. Уничтожить их быстро будет невозможно.

Атаки подлодок и массовые атаки воздушных сил будут особенно опасны для конвоев, так как вполне возможны совместные атаки на конвои подлодок, крейсеров и авиации. Это заставляет на маневрах применять иные методы обеспечения движения торговых судов и отказываться от сомкнутого строя конвоев.

Темы маневров английского, французского, японского и американского флотов — прорыв района позиций подлодок, конвоирование и атака транспортов, борьба с подводной блокадой, захват удаленных баз, оборона побережья — показывают, какая важная роль отводится подлодкам и какое большое значение придают все флоты целесообразным методам использования подлодок, их взаимодействию с авиацией и надводными силами в борьбе с подводной опасностью в будущей войне.

Примечания