Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Примечания

{1} Приказ начальника развед. судов от 2 августа 1914 г.
{2} «Война на Северном море», т. I.
{3} Оперативный приказ № 1 начальника 1-й флотилии подлодок от 5 августа 1914 г.
{4} По английским данным, перископ подлодки видели суда Монарк, Айрон-Дьюк и Дредноут, находившиеся 8 августа к SO от острова Фэйр (Корбетт, Операции английского флота, т. I)
{5} «Война на Северном море», т. I.
{6} Из боевого приказа начальника 2-й флотилии подводных лодок 8 августа 1914 г. «Война на Северной море», т. I Приложение.
{7} Сопоставление с английскими источниками ставит под сомнение такое преследование, так как английские истребители не видели подлодки.
{8} «Война на Северном море», т. I, стр. 105.
{9} Из записки командующего германским Флотом открытого моря Ингеноля, «Война на Северном море», т I, стр. 134.
{10} Исключение составляет потопление английского линкора 6-й эскадры Формидэбля, шедшего концевым, причем эскадра шла без охранения.
{11} Непрерывное дежурство английских подлодок Е-3 и Е-9 у Гельголандской бухты давало ценные сведения о движениях и действиях германского флота Это наблюдение облегчалось тем, что бухта являлась единственной базой германского флота.
{12} Повидимому, англичане знали о положении дела с германскими подлодками по наблюдениям своей подлодки, дежурившей у Гельголанда.
{13} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.
{14} Churchille, «The World’s Crisis», v. 1.
{15} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.
{16} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.

Последнее утверждение неверно. В 1914 г. погибли 5 германских подлодок: две — 6.VIII — 9.VIII — U-13 и U-15, две в декабре в Канале — U-5 и U-11  — и одна — U-18  — у Скапа-Флау.

{17} «Война на Северном море», т. II.
{18} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.
{19} За 3 дня перед этим U-27, находясь на позиции, прикрывающей подход с запада к Гельголандской бухте, после длительного преследования уничтожила английскую подлодку Е-3.
{20} Корбетт, «Операции английского флота,» т. I, гл. XVII.
{21} Первый случай был 10 сентября в Гельголандской бухте, когда U-27 намеревалась атаковать свой легкий крейсер.
{22} «Der Krieg zur See 1914–1918. Nordsee». См. Морской Сб., 1924 г., № 7 Библиография. Рецензия Е. Шведе.
{23} Корбетт, «Операции английского флота», т II, стр. 69.
{24} Корбетт, «Операции английского флота», т. II, гл. III.
{25} Причины неудач см. в работе А, Якимычева «Операции на фландрском побережье в кампанию 1914 г.».
{26} Михельсен, «Подводная война».
{27} В 1914 г. (август — декабрь) было потоплено подлодками 241 тыс. т британских судов и 70 тыс. т судов союзников.
{28} С августа 1915 г. дозорные районы в числе 21 получили новую организацию под названием «Вспомогательного патруля».
{29} Первая бомбардировка дарданельских фортов 19 февраля 1915 г. знаменовала начало Дарданельской операции.
{30} «Операции английского флота», т II, стр 281.
{31} В связи с Дарданельской операцией изготовленные части сети были отправлены для установки в базе на о. Мудрос. Вследствие этого установка сетей в Канале не могла начаться раньше апреля.
{32} Накануне выхода Лузитании из Нью-Йорка в американских газетах появилось сообщение от германского правительства, предупреждавшее пассажиров о грозящей опасности.
{33} Причина второго взрыва объясняется наличием на борту Лузитании груза в 5 тыс ящиков ружейных патронов, как это было доказано судебным следствием 3 года спустя после катастрофы.
{34} Малые подлодки: UB-8, UB-7, UB-1, UB-3, UB-14, UB-15, UC-12,UC-13, UC-14, UC-15, были посланы в Пола в разобранном виде и там были собраны германскими специалистами. Они образовали ядро германской флотилии в Адриатике и ко времени объявления Италией войны Австрии (23 мая 1915 г.) базировались на Каттаро.
{35} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.», стр. 36.
{36} Большие, но напрасные усилия, были направлены союзниками к отысканию центров снабжения германских подлодок в Средиземном море. Указывались различные пункты, где якобы существовали склады горючего (Корфу и др.). Англичане настаивали на учреждении специального наблюдения на Балеарских островах.
{37} Н-5 стояла у плавучего маяка Gross Sands, Н-10 и V-1 - на ONO от Smith Knoll, H-7  — у Haisbotoyghgat, Е-53 и Е-37 шли в это время из Гарвича. Такую диспозицию Корбетт объясняет неправильно понятыми лодками инструкциями Адмиралтейства.
{38} В число их входили E-55, E-29, E-22 и Е-4.
{39} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.».
{40} 16 мая вышли подлодки U-24, U-32, U-63, U-74; 17 мая — U-43, U-44 и U-52.
{41} Scheer, «Deutschlands Hochseeflotte ira Weltkriege».
{42} Корбетт, «Операции английского флота», т. III.
{43} Scheer, «Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege».
{44} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.».
{45} Опасаясь атак подлодок на Мальбро, Джеллико дал радио Тирвиту о высылке для охраны Мальбро дивизиона миноносцев, которые подошли около 2 ч., уже после атаки U-46.
{46} Адам, «Совместные действия подлодок с флотом». Морской Сб. №4, 1932 г. Перевод К. Т.
{47} См. перевод статьи Адама в Морском Сб. Ms 4, 1932 г.
{48} Около 1 ч. ночи Гамбург был значительно поврежден (имел сбитую антенну) и только к 5 ч. на нем удалось наладить радиоприем.
{49} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.»
{50} В предположении, что Большой флот в 6 ч. утра будет еще на якоре.
{51} О том, что Ноттингэм стал жертвой подлодок, Джеллико узнал 2 часа спустя.
{52} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую воину», т. IV, стр. 41.
{53} Там же, стр. 44.
{54} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую войну», т. IV, стр. 43.
{55} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую войну», т. IV, стр. 46.
{56} В 19 ч. U-53 снова увидела те же силы, идущие на N; не будучи в состоянии атаковать их из-за дальности расстояния, она донесла о возвращении англичан.
{57} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую войну», т. IV, стр. 53.
{58} Главная квартира все же считала, что неограниченную подводную войну надо отложить, пока обстановка на румынском фронте позволит перебросить войска для охраны голландской и датской границ.
{59} Гайер, «Подводная крейсерская война», U - Kieuzer-Krieg.
{60} Корбетт, «Операции английского, флота», т, IV, стр. 337.
{61} Впоследствии из этих двух миноносцев сделали один: Зубиен.
{62} Последние 4 похода в первый период неограниченной подводной войны в 1917 г. дали 148 тыс. (25 + 68 + 30 + 25) т.
{63} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 343.
{64} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 348.
{65} Ньюболт, «Операции английского флота», т. V.
{66} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 367.
{67} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 381.
{68} Sims, «A Victory at Sea».
{69} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 376.
{70} Вопрос о конвоях впервые был поднят еще на совещании 2 ноября 1916 г., на котором Джеллико, будучи командующим Большим флотом, отнесся отрицательно к применению такой меры. Сделавшись первым морским лордом, он не изменил своего отношения к конвоям.

Однако, уже 7 февраля, по требованию французского правительства, опасавшегося остаться без угля для угольщиков, перевозивших уголь в северные порты Франции, была установлена система так называемых «охраняемых плаваний» (controller sailings).

Это явилось первым опытом применения конвоев.

В середине февраля Ллойд-Джордж, сразу понявший опасность, угрожавшую Англии, собрал совещание при участии первого лорда Адмиралтейства, первого морского лорда и адм. Деффа для обсуждения обстоятельной записки М. Ханкей, содержавшей доводы «за» и «против» конвоев.

На этом совещании ни премьер, ни Адмиралтейство не пришли к единству взглядов.

Наконец, 1 апреля 1917 г. в Лонгхоупе (Оркнейские острова) состоялось новое совещание по вопросу о мерах предотвращения потерь, имевших место на скандинавских торговых путях. Единодушное решение сводилось к установлению системы конвоев, но главные командиры портов Инвергордона, Розайта, Гримсби не разделяли этого мнения. Адмирал Битти, наоборот, считал целесообразной систему конвоев. В результате этого, после обсуждения Адмиралтейством материалов совещания, Джеллико приказал, в виде опыта, ввести систему конвоя на скандинавских путях. Однако, этот опыт не дал благоприятных результатов.

{71} Ньюболт, «Операции английского флота», т. V, стр. 39–41.
{72} U-155 вышла из Германии 24 мая и вернулась 4 сентября.
{73} Jеllicoe, «The Crisis of the War».
{74} Б. Старко, «Береговая оборона Фландрии в войну 1914–1918 гг.» (сокращенный перевод с шведского), Морской Сб. № 12, 1923 г., Якимычев, «Угроза базам флота по опыту войны 1914–1918 гг.», Морской Сб., № 3, 1932 г.
{75} В операции участвовало 165 кораблей различных классов. Для дымовых завес понадобилось 82 т хлоро-сульфоновой кислоты.
{76} Гроос, «Учение о морской войне в свете опыта мировой войны»
{77} За 2-ю половину 1917 г. было переброшено всего 193 тыс. чел, а за 1918 г. — 1895 тыс. человек.
{78} Пароход Юстиция потоплен 19 июня 1918 г. и пароход Отранто  — в октябре 1918 г.
{79} Ньюболт, «Операции английского флота», т. V, приложение Д.
{80} A. Laurens, «Précis d’histoire de la guerre navale 1914–1918», стр. 227.
{81} К половине июля он дошел до 292 судов, в числе которых было 27 эсминцев, 12 подлодок, 36 американских истребителей подлодок, 40 моторных катеров, 52 траулера (часть с гидрофонами) и 107 дрифтеров.
{82} Михельсен, «Подводная война».
{83} Там же
{84} Морской Сб., № 3, 1930 г. Перевод ст. Шпиндлера «Совместные действия подлодок с флотом».
{85} Начальник Оперативного отдела германского морского генерального штаба.
{86} Михельсен, «Подводная война».
{87} Михельсен, «Подводная война».
{88} Gibson and Prendergast, «The german Submarine War 1914–1918». См. также А. П. Александров, «Операции подводных лодок».
{89} Gibson and Prendergast, «The german Submarine War 1914–1918». См. также А. П. Александров, «Операции подводных лодок».
{90} Подробно см. ст. Пышнова, «Подводная лодка в противолодочной борьбе». Морской Сб. № 12, 1934 г.
{91} А. П. Александров, «Военно-морские силы капиталистических держав», Морской Сб. № 2, 1934 г.
{92} А. П. Александров, «Операции подводных лодок».
{93} Там же.
{94} Французская программа подводного судостроения предусматривала постройку в первую очередь 6 лодок по 1100 т и 6 лодок по 600 т. Вторая часть программы включала 4 подводных крейсера по 2400 т и 30 лодок по 1100 т.
{95} Эти лодки называются «эскадренными» (Fleet Submarines).
{96} См. ст. Шведе, «Гонка морских вооружений». Морской Сб. № 11, 1933 г.
{97} Шведе, «Морские силы Германии», Морской Сб. № 6, 1935 г.
{98} В настоящее время только французский подводный крейсер Сюркуф снабжен 1 гидросамолетом.
Список иллюстраций