Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Предисловие

Эта работа стала классической задолго до появления в печати. Она была написана в 1937 году, приблизительно в то же время, что и две другие, считающиеся ныне классическими, работы в области военно-морской истории — «Появление броненосных кораблей» Джеймса Финни Бакстера третьего (The Introduction of the Ironclad Warship, James Phinney Baxter III ) и «Анатомия британской морской мощи» Артура Дж. Мардера (The Anatomy of British Sea Power, Arthur J. Marder ). В отличие от Мардера и Бакстера, Теодор Ропп никогда не собирался публиковать свой труд, сосредоточившись вместо этого на карьере преподавателя в Duke University. Тем не менее, его работа приобрела широкую известность среди специалистов как весьма тщательное исследование второго по силе флота Европы в едва ли не самый важный период в его истории — период адаптации к новым технологиям и сменившей монархию демократии. По иронии судьбы, эта работа, хранящаяся в архиве Гарварда, в известной степени воспрепятствовала дальнейшему изучению этого вопроса — именно благодаря своей тщательности и полноте. Действительно, даже сейчас, полвека спустя, работ по данному вопросу, могущих достойно соперничать с этой, по сути нет. Naval Institute Press рад сообщить, что теперь эта диссертация, издание которой было подготовлено другим специалистом по французской военно-морской истории, Стивеном С. Робертсом, доступна любому читателю.

Надо отметить, что благодаря всеохватывающему подходу Роппа, его работа содержит больше, чем указано в ее названии. Исследование французской военно-морской политики привело его к изучению и анализу и других аспектов жизни Франции конца девятнадцатого века — особенно, колониальных завоеваний и некоторых областей экономики. Что еще более важно — немалая часть этой работы посвящена развитию соперничающих флотов — особенно, английского и итальянского. Влияние учителя Роппа, знаменитого историка дипломатии Уильяма Л. Лэнджера (William L.Langer ) проявилось в том, что в этой работе достаточно подробно рассказывается о дипломатических отношениях и личностях, во многом эти отношения определявших.

Эти достоинства книги стали в немалой степени результатом того, что Ропп был одним из первых, кто применил новый подход к изучению военно-морской истории, ставший в наши дни общепринятым. Зная о серии выглядевших неизбежными событий, приведших к Первой Мировой войне, и обеспокоенный приближающейся новой мировой катастрофой, Ропп, равно как и его современники — такие, как, например, Мардер, поняли, что традиционная военно-морская история, предметом изучения которой являлись в основном личности и сражения, более не отвечает требованиям времени, и что понять ее ход необходимо изучать государственные институты и политику мирного времени. Работа Роппа помогла понять, что в современном обществе технические нововведения могут оказывать влияние не только на состояние военной техники, но и на государственную политику и отношения между государствами.

Вместо того, чтобы просто рассказать о французской военно-морской политике тридцати мирных лет, Ропп сосредоточился на изучении и описании четырех общих факторов, определивших развитие флотов. Первый — механика гонки вооружений тех лет. Франко-итальянское и англо-французское морское соперничество более интересны с точки зрения гонки вооружений, нежели много более известное англо-германское противостояние. Итальянский флот постарался компенсировать меньшее число своих кораблей в сравнении с французским флотом созданием кораблей, по силе должных превосходить французские, тогда как французы, надеясь сравняться с англичанами, развивали организацию своего флота, тактику, стратегию и военные технологии. Первый фактор близок ко второму — влиянию изменений в военных технологиях и стратегических теориях на баланс военно-морских сил. Любое изменение мощи европейских флотов — английского, русского, держав Тройственного союза, оказывало прямое влияние на положение французского флота.

Немаловажен был и третий фактор — отношения в условиях демократии между общественным мнением и теми, кто отвечал за оборону страны. С основанием в 1871 году Третьей Республики общественное мнение получило возможность непосредственно влиять на область, бывшую до того вотчиной узкого круга специалистов. Французский народ, в целом слабо разбирающийся — если не в теории, то по крайней мере на практике — в технике, получивший возможность выбирать свое правительство, не имеющий практически никаких экономических интересов за морем, счел поражение, нанесенное Франции в 1871 году, в определенной степени следствием неоправданного интереса к морской мощи и колониям. Замкнутой касте морских офицеров не удалось объяснить обществу новых требований к морской мощи государства, не в последнюю очередь потому, что обществу, предпочитавшему искать выгод на суше а не на море, не удалось понять того, что ему объясняли. Вмешательство Палаты Депутатов и давление на военно-морские круги, достигшее пика в середине 80-х годов, и не ослабевавшее еще лет десять, привело к проблемам в области организации флота, стратегии и технологии, имевшим далеко идущие последствия.

Четвертый фактор — наиболее оригинальное и наименее изученное достижение французского флота тех лет, а именно — отработка теории «стратегии слабейшего», соперничающей с теорией Альфреда Тайера Мэхэна (Alfred Tayer Mahan ). Мэхэн обобщил опыт войны на море восемнадцатого века, в которых сильнейшие линейные флоты удерживали контроль над морем, позволявший обеспечить защиту своих колоний и торговли, и уничтожать торговлю и захватывать колонии слабейшего. Во Франции необходимость противостоять одновременно и превосходящим силам Англии, и слабейшим силам Италии привела к основательному исследованию вопросов морской стратегии и войны на море. Для борьбы с Италией хватило бы и теории, основанной на британском опыте, но против самой Британии действовать в рамках этой теории, в которой Франция по определению должна была проиграть, было недопустимо. Для лидеров Франции этот вопрос был вопросом выживания. Гибель первой французской колониальной империи под натиском англичан навсегда запечатлелась в их умах, и в это время они приступили к созданию новой колониальной империи, являвшейся единственной надеждой Франции в борьбе с превосходящими ее экономически соперниками.

Альтернативная теория, разработанная французами, утверждала, что в то время удержание контроля над морем при помощи большого флота было ограничено как с точки зрения географии, так и стратегии. В некоторых районах (в основном — Средиземноморье) слабейший флот мог защитить как коммуникации, так и колонии. Кроме того, предполагалось возможным вынудить сильнейшего искать способы усилить ту не непосредственную защиту своей морской торговли, которую мог дать ему его мощный линейный флот. Целью было заставить противника перейти к непосредственной защите своих торговых путей, задаче важной настолько, насколько важна была его морская торговля, и если и не невозможной, то по крайне мере требовавшей для решения значительных средств. Отчаянные, отважные, и зачастую слишком оптимистично настроенные французы разработали стратегию, которая должна была позволить слабому вынудить сильного пойти на мир.

Поскольку архивы военно-морского министерства 1871–1904 годов не были открыты в то время, когда создавался этот труд, Ропп обратился к сведениям, содержащимся в технической прессе тех лет, ценность которых не следует недооценивать хотя бы потому, что эра секретности в военном деле еще не наступила, к Гарвардской библиотеке, в которой имеется подборка периодики, касающейся французского флота тех лет, и к библиотеке Service historique de la Marine (Исторической службы французского флота). Гарвардская подборка современных газет и брошюр, бывшая некогда собственностью гражданского служащего военно-морского министерства Оливье Гиенека (Olivier F.Guiheneuc ), является, по-видимому лучшей коллекцией печатных материалов по этой теме, находящейся за пределами библиотеки исторической службы. Свободный доступ к последней был получен благодаря Sheldon Fund fellowship что позволило завершить работу во Франции.

Помимо помощи профессора Лэнджера, задавшего общую направленность данного исследования, автор также отмечал советы профессора Бакстера, и доцента Опдайка (Opdyke ) с гарвардской кафедры изобразительных искусств. Благодаря последнему автор получил доступ к собранной Гиенеком коллекции фотографий французских военных кораблей (бывшей в то время его собственностью), и благодаря вмешательству которого собранные Гиенеком газеты и брошюры были куплены библиотекой Гарварда. Персонал Военно-морского колледжа США в Ньюпорте (United States Naval War College at Newport ) позволил использовать свои материалы. Во Франции Барбье (Barbier ), начальник Исторической службы, М. Бенуа (M.Benoist ), ее библиотекарь, М. Брэбан (M.Braibant ), хранитель рукописей службы, профессор Рессне (Reussner ) из Военно-морского училища оказали большую помощь в поиске материалов, и помогли автору связаться с офицерами флота — капитаном Рене Жуэном (Rene Jouan ) и адмиралом Раулем Касте (Raoul Castex ). Позднее адмирал У.С.Симс (W.S.Sims ) бывший во времена Фашоды атташе в России и Франции поделился своими весьма любопытными впечатлениями о французском флоте того времени. Будучи далеко не последним участником произошедшей в те годы революции в артиллерийском деле, он также помог разобраться в некоторых сложных технических вопросах.

Редактор впервые познакомился с диссертацией Роппа будучи еще студентом Гарварда, и в 1976 году стал доктором философии, защитив диссертацию по истории французского флота несколько более раннего периода — 1812–1852 годов. Редактируя диссертацию Роппа, он стремился внести лишь те изменения, которые автор бы сделал при переделке диссертации в книгу: сделал более строгой организацию книги, прояснил бы непонятные обычному читателю ссылки на исторические события, и так далее. Делая это, он прикладывал все усилия, чтобы не исказить ни мысли, ни стиль автора. Он сделал попытку несколько модернизировать это исследование — считая, что его работа в архивах дает ему право использовать закрытые для Роппа данные в тех случаях, когда это не приводит к значительным изменениям текста. Однако он сделал некоторые дополнения, основанные на архивных материалах, и добавил в библиографию раздел, в котором перечислил работы по этой теме, появившиеся после того, как Ропп закончил свою диссертацию.

Большая часть фотографий в книге взята из собраний Центра военно-морской истории (U.S. Naval Historical Center ), включающих в себя множество фотографий сделанных в 1880–90-х годах отделом военно-морской разведки (Office of Naval Intelligence ). Остальные взяты из великолепной коллекции Мариуса Бара (Marius Bar ) из Тулона. Большая часть чертежей напечатана благодаря любезности парижского Amis des Musees de la Marine (Общества друзей музеев флота).

Редактор благодарит Нормана Фридмана (Norman Friedman ) и профессора Кеннета Хэгэна (Kenneth Hagan ), за помощь в осуществлении проекта, и Сью Гетц Росс (Sue Goetz Ross ) за ее поддержку в течение долгого времени, прошедшего с момента возникновения самой его идеи.

Дальше