Предисловие
Эта работа стала классической задолго до появления в печати. Она была написана в 1937 году, приблизительно в то же время, что и две другие, считающиеся ныне классическими, работы в области военно-морской истории «Появление броненосных кораблей» Джеймса Финни Бакстера третьего (The Introduction of the Ironclad Warship, James Phinney Baxter III ) и «Анатомия британской морской мощи» Артура Дж. Мардера (The Anatomy of British Sea Power, Arthur J. Marder ). В отличие от Мардера и Бакстера, Теодор Ропп никогда не собирался публиковать свой труд, сосредоточившись вместо этого на карьере преподавателя в Duke University. Тем не менее, его работа приобрела широкую известность среди специалистов как весьма тщательное исследование второго по силе флота Европы в едва ли не самый важный период в его истории период адаптации к новым технологиям и сменившей монархию демократии. По иронии судьбы, эта работа, хранящаяся в архиве Гарварда, в известной степени воспрепятствовала дальнейшему изучению этого вопроса именно благодаря своей тщательности и полноте. Действительно, даже сейчас, полвека спустя, работ по данному вопросу, могущих достойно соперничать с этой, по сути нет. Naval Institute Press рад сообщить, что теперь эта диссертация, издание которой было подготовлено другим специалистом по французской военно-морской истории, Стивеном С. Робертсом, доступна любому читателю.
Надо отметить, что благодаря всеохватывающему подходу Роппа, его работа содержит больше, чем указано в ее названии. Исследование французской военно-морской политики привело его к изучению и анализу и других аспектов жизни Франции конца девятнадцатого века особенно, колониальных завоеваний и некоторых областей экономики. Что еще более важно немалая часть этой работы посвящена развитию соперничающих флотов особенно, английского и итальянского. Влияние учителя Роппа, знаменитого историка дипломатии Уильяма Л. Лэнджера (William L.Langer ) проявилось в том, что в этой работе достаточно подробно рассказывается о дипломатических отношениях и личностях, во многом эти отношения определявших.
Эти достоинства книги стали в немалой степени результатом того, что Ропп был одним из первых, кто применил новый подход к изучению военно-морской истории, ставший в наши дни общепринятым. Зная о серии выглядевших неизбежными событий, приведших к Первой Мировой войне, и обеспокоенный приближающейся новой мировой катастрофой, Ропп, равно как и его современники такие, как, например, Мардер, поняли, что традиционная военно-морская история, предметом изучения которой являлись в основном личности и сражения, более не отвечает требованиям времени, и что понять ее ход необходимо изучать государственные институты и политику мирного времени. Работа Роппа помогла понять, что в современном обществе технические нововведения могут оказывать влияние не только на состояние военной техники, но и на государственную политику и отношения между государствами.
Вместо того, чтобы просто рассказать о французской военно-морской политике тридцати мирных лет, Ропп сосредоточился на изучении и описании четырех общих факторов, определивших развитие флотов. Первый механика гонки вооружений тех лет. Франко-итальянское и англо-французское морское соперничество более интересны с точки зрения гонки вооружений, нежели много более известное англо-германское противостояние. Итальянский флот постарался компенсировать меньшее число своих кораблей в сравнении с французским флотом созданием кораблей, по силе должных превосходить французские, тогда как французы, надеясь сравняться с англичанами, развивали организацию своего флота, тактику, стратегию и военные технологии. Первый фактор близок ко второму влиянию изменений в военных технологиях и стратегических теориях на баланс военно-морских сил. Любое изменение мощи европейских флотов английского, русского, держав Тройственного союза, оказывало прямое влияние на положение французского флота.
Немаловажен был и третий фактор отношения в условиях демократии между общественным мнением и теми, кто отвечал за оборону страны. С основанием в 1871 году Третьей Республики общественное мнение получило возможность непосредственно влиять на область, бывшую до того вотчиной узкого круга специалистов. Французский народ, в целом слабо разбирающийся если не в теории, то по крайней мере на практике в технике, получивший возможность выбирать свое правительство, не имеющий практически никаких экономических интересов за морем, счел поражение, нанесенное Франции в 1871 году, в определенной степени следствием неоправданного интереса к морской мощи и колониям. Замкнутой касте морских офицеров не удалось объяснить обществу новых требований к морской мощи государства, не в последнюю очередь потому, что обществу, предпочитавшему искать выгод на суше а не на море, не удалось понять того, что ему объясняли. Вмешательство Палаты Депутатов и давление на военно-морские круги, достигшее пика в середине 80-х годов, и не ослабевавшее еще лет десять, привело к проблемам в области организации флота, стратегии и технологии, имевшим далеко идущие последствия.
Четвертый фактор наиболее оригинальное и наименее изученное достижение французского флота тех лет, а именно отработка теории «стратегии слабейшего», соперничающей с теорией Альфреда Тайера Мэхэна (Alfred Tayer Mahan ). Мэхэн обобщил опыт войны на море восемнадцатого века, в которых сильнейшие линейные флоты удерживали контроль над морем, позволявший обеспечить защиту своих колоний и торговли, и уничтожать торговлю и захватывать колонии слабейшего. Во Франции необходимость противостоять одновременно и превосходящим силам Англии, и слабейшим силам Италии привела к основательному исследованию вопросов морской стратегии и войны на море. Для борьбы с Италией хватило бы и теории, основанной на британском опыте, но против самой Британии действовать в рамках этой теории, в которой Франция по определению должна была проиграть, было недопустимо. Для лидеров Франции этот вопрос был вопросом выживания. Гибель первой французской колониальной империи под натиском англичан навсегда запечатлелась в их умах, и в это время они приступили к созданию новой колониальной империи, являвшейся единственной надеждой Франции в борьбе с превосходящими ее экономически соперниками.
Альтернативная теория, разработанная французами, утверждала, что в то время удержание контроля над морем при помощи большого флота было ограничено как с точки зрения географии, так и стратегии. В некоторых районах (в основном Средиземноморье) слабейший флот мог защитить как коммуникации, так и колонии. Кроме того, предполагалось возможным вынудить сильнейшего искать способы усилить ту не непосредственную защиту своей морской торговли, которую мог дать ему его мощный линейный флот. Целью было заставить противника перейти к непосредственной защите своих торговых путей, задаче важной настолько, насколько важна была его морская торговля, и если и не невозможной, то по крайне мере требовавшей для решения значительных средств. Отчаянные, отважные, и зачастую слишком оптимистично настроенные французы разработали стратегию, которая должна была позволить слабому вынудить сильного пойти на мир.
Поскольку архивы военно-морского министерства 1871–1904 годов не были открыты в то время, когда создавался этот труд, Ропп обратился к сведениям, содержащимся в технической прессе тех лет, ценность которых не следует недооценивать хотя бы потому, что эра секретности в военном деле еще не наступила, к Гарвардской библиотеке, в которой имеется подборка периодики, касающейся французского флота тех лет, и к библиотеке Service historique de la Marine (Исторической службы французского флота). Гарвардская подборка современных газет и брошюр, бывшая некогда собственностью гражданского служащего военно-морского министерства Оливье Гиенека (Olivier F.Guiheneuc ), является, по-видимому лучшей коллекцией печатных материалов по этой теме, находящейся за пределами библиотеки исторической службы. Свободный доступ к последней был получен благодаря Sheldon Fund fellowship что позволило завершить работу во Франции.
Помимо помощи профессора Лэнджера, задавшего общую направленность данного исследования, автор также отмечал советы профессора Бакстера, и доцента Опдайка (Opdyke ) с гарвардской кафедры изобразительных искусств. Благодаря последнему автор получил доступ к собранной Гиенеком коллекции фотографий французских военных кораблей (бывшей в то время его собственностью), и благодаря вмешательству которого собранные Гиенеком газеты и брошюры были куплены библиотекой Гарварда. Персонал Военно-морского колледжа США в Ньюпорте (United States Naval War College at Newport ) позволил использовать свои материалы. Во Франции Барбье (Barbier ), начальник Исторической службы, М. Бенуа (M.Benoist ), ее библиотекарь, М. Брэбан (M.Braibant ), хранитель рукописей службы, профессор Рессне (Reussner ) из Военно-морского училища оказали большую помощь в поиске материалов, и помогли автору связаться с офицерами флота капитаном Рене Жуэном (Rene Jouan ) и адмиралом Раулем Касте (Raoul Castex ). Позднее адмирал У.С.Симс (W.S.Sims ) бывший во времена Фашоды атташе в России и Франции поделился своими весьма любопытными впечатлениями о французском флоте того времени. Будучи далеко не последним участником произошедшей в те годы революции в артиллерийском деле, он также помог разобраться в некоторых сложных технических вопросах.
Редактор впервые познакомился с диссертацией Роппа будучи еще студентом Гарварда, и в 1976 году стал доктором философии, защитив диссертацию по истории французского флота несколько более раннего периода 1812–1852 годов. Редактируя диссертацию Роппа, он стремился внести лишь те изменения, которые автор бы сделал при переделке диссертации в книгу: сделал более строгой организацию книги, прояснил бы непонятные обычному читателю ссылки на исторические события, и так далее. Делая это, он прикладывал все усилия, чтобы не исказить ни мысли, ни стиль автора. Он сделал попытку несколько модернизировать это исследование считая, что его работа в архивах дает ему право использовать закрытые для Роппа данные в тех случаях, когда это не приводит к значительным изменениям текста. Однако он сделал некоторые дополнения, основанные на архивных материалах, и добавил в библиографию раздел, в котором перечислил работы по этой теме, появившиеся после того, как Ропп закончил свою диссертацию.
Большая часть фотографий в книге взята из собраний Центра военно-морской истории (U.S. Naval Historical Center ), включающих в себя множество фотографий сделанных в 1880–90-х годах отделом военно-морской разведки (Office of Naval Intelligence ). Остальные взяты из великолепной коллекции Мариуса Бара (Marius Bar ) из Тулона. Большая часть чертежей напечатана благодаря любезности парижского Amis des Musees de la Marine (Общества друзей музеев флота).
Редактор благодарит Нормана Фридмана (Norman Friedman ) и профессора Кеннета Хэгэна (Kenneth Hagan ), за помощь в осуществлении проекта, и Сью Гетц Росс (Sue Goetz Ross ) за ее поддержку в течение долгого времени, прошедшего с момента возникновения самой его идеи.