Введение: Вторая Столетняя война
В конце девятнадцатого века французский флот вошел в индустриальную эру. Чтобы хотя бы попытаться вступить в соперничество с много превосходящей по силе флота и экономике Великобританией требовалось приспособиться к огромным изменениям, произошедшим в технике, военной мысли и политике. Это процесс проходил в два этапа. Первый, относительно спокойный, занявший большую часть 70-х годов стал был посвящен восстановлению после катастрофы 1870 года и падения императора Наполеона III. Второй период бурного соперничества с Италией и Англией начался в середине 80-х и продлился до конца века. Прелюдией к этому соперничеству стали усилия по укреплению флота предпринимаемые при Наполеоне III (1852–1870). Они, в свою очередь, не могут быть вполне оценены без учета событий еще более отдаленного прошлого, в частности долгого соперничества Франции и Англии на море, заслужившего у некоторых историков название Второй Столетней войны.
В середине семнадцатого века борьбу за господство на море и доступ к источникам богатства, открытым некогда Испанией и Португалией вели три державы. Франция, Голландия и Англия объединили свои военные и торговые флоты и колонии в единые колониально-морские системы, позволявшие многим офицерам и матросам переходить по необходимости из военного в торговый флот и обратно. Внутреннее устройство соперничающих держав отличалось не слишком сильно, но место, которое военный флот занимал в жизни этих государств, и методы, которыми они вели войну имели намного больше различий.
Голландия, поначалу наиболее процветающая из этой тройки, быстро утратила свое значение, в силу того, что по чисто географическим причинам ей приходилось обороняться как на суше, так и на море. Существование страны полностью зависело от ее торговли, что делало отношения между обществом и флотом очень тесными примерно такими же, как в более поздние годы в Англии. Временами влияние общественного мнения было таково, что определяло даже ход военно-морских операций.
Во Франции ситуация была совершенно иной. В то время как военный министр Людовика XIV, Франсуа-Мишель Ле Телье, маркиз де Лувуа (Francois-Michel Le Tellier, marquis de Louvois ) и знаменитый военный инженер Себастьян Ле Престр, маркиз де Вобан (Sebastien Le Prestre, marquis de Vauban ) приводили в порядок французскую профессиональную армию, морской министр Жан-Батист Кольбер (Jean-Baptiste Colbert ) создавал профессиональный военный флот, должный служить инструментом внешней политики. Военный флот, колонии, и торговый флот стали элементами единой, управлявшейся государством, и ставшей его частью, системы. Эти основные элементы единой колониальной системы должны были повышать престиж государства, укреплять его финансы, и помогать в борьбе с внешними и внутренними врагами. Флот, подобно Версалю, был символом мощи государства и амбиций монарха. Франция семнадцатого века была достаточно богата, чтобы оплачивать то, что считала нужным, и, когда центральное правительство приступило к захвату колоний, появление мощного флота не заставило себя долго ждать.
Французский флот, таким образом, стал для центрального правительства предметом роскоши. Он оказывал достаточно малое влияние на жизнь народа, и не играл особо большой роли в защите его интересов. Общественное мнение он интересовал также довольно мало. Офицеры флота и личный состав представляли собой закрытое сообщество отпрысков знатных фамилий и уроженцев прибрежных городов. В этом отношении он имел сходство с государственными предприятиями по изготовлению гобеленов. Во время мира или финансовых трудностей флот становился одной из первых жертв сокращения расходов. В то же время флот не прекращал свое существование потому, что государство понимало, что для выполнения определенных задач в будущем потребуется и сама организацонная структура флота, и подготовленный личный состав.
Англия занимала во всех отношениях кроме географического положения среднее место между этими двумя странами. Она был менее богата людскими и природными ресурсами, чем Франция, но превосходила в этом отношении Голландию. Хотя ее экономика не зависела целиком от морской торговли, таковая торговля и, следовательно, флот, занимали в сознании общества более значительное место, нежели во Франции. Для англичан их профессиональный флот был тем же, чем профессиональные армии для жителей континентальных стран. Они оплачивали его содержание, аплодировали удачливым флотоводцам, таким как адмирал Горацио Нельсон (Horatio Nelson ), и карали неудачников можно вспомнить расстрел адмирала Джона Бинга (John Byng ), сочтенного виновником потери Минорки в 1756 году. Несмотря на такой интерес к делам флота, общественное мнение никогда не было достаточно сильным, чтобы оказывать заметное влияние на проводимые им операции, как то было в Голландии. Офицерский корпус, не столь открытый для народа, как голландский, все же не был столь замкнут на представителей определенных районов, как французский. Но надо отметить, что ограничение существовало не столько по знатности, среди офицеров было предостаточно отнюдь не истинных джентльменов сколько по достатку.
Несмотря на существующую склонность историков объяснять все экономическими факторами, надо признать, что основной причиной английских успехов стала банальная география. Благодаря естественной защите Английскому Каналу Англия могла сконцентрировать все свои ресурсы на одном только флоте, оказавшемся способным достичь большинства целей. Которые ставились перед ним в бесконечных конфликтах восемнадцатого века. Он мог защитить территорию Англии, но также мог сыграть роль в обретении как на континенте, так и в колониях символов династического престижа, оспариваемых европейскими государствами. Изначально англичане без разбору вмешивались как в конфликты на территории Европы, так и за морями, но с опыт показал им, что завоевания на континенте для них невозможны, и в итоге они обратили свой взор в сторону колоний. Надо отметить, что даже в Англии поначалу флот был в некоторой степени инструментом завоевания престижа и славы для государства.
Англичане одержали победу в борьбе за контроль над большей частью разрушающихся испанской и португальской колониальных империй благодаря своему безоговорочному превосходству на море. Ключевым моментом стало то, что все морские пути, ведущие из Франции и Голландии в остальной мир, проходили достаточно близко от Англии, чтобы ее флот, издавна контролирующий прибрежные воды, мог утвердить свое главенство и на них. Англия вела три типа военных операций на море: боевые действия в открытом море, целью которых было нанесение поражения или блокирование военного флота врага, и обеспечение безопасности английских вод, уничтожение/защита морской торговли, совместные операции армии и флота. Контроль за окружающими Британию водами всегда был основной задачей британского флота. Блокирование французского флота в портах позволяло отряжать большое число кораблей для достижения своих целей на континенте и в колониях, а также для непосредственной защиты своей торговли. Контроль над «британскими морями» (в которые входили и пролив Гибралтар, и часть Северной Атлантики) был важен в основном потому, что он был единственным способом не допустить французскую армию на английскую землю. Также он позволял перерезать французские морские коммуникационные линии и снизить способность французов наносить урон английской морской торговле и колониям. Сосредоточившись на выполнении этих задач Англии удалось укрепить и сохранить свое превосходство на море в серии войн, произошедших в указанный период. Даже потеря важнейших колониальных владений тринадцати североамериканских колоний не смогла нанести серьезного урона ее мощи.
В долгой серии войн, длившихся с 1688 до 1815 года Франция выбирала попеременно одну из трех стратегий, каждая из которых может быть связана с тремя традиционными для Франции типами действий на море. Обычно поначалу внимание обращалось на Канал. Приложением в мирное время значительных усилий ради укрепления флота, заключением союза с Испанией и замысловатыми стратегическими комбинациями французы пытались достичь в Канале примерного равенства сил, которое позволило бы им предпринять военные экспедиции в Ирландию или якобитскую Шотландию. Временами Франции удавалось достичь такого равновесия, но Англия всегда успевала восстановить свои силы, Испания демонстрировала свою неспособность быть хорошим союзником, и Франция отказывалась от вторжений в Ирландию или Шотландию ради других целей, достижение которых выглядело более вероятным. Цели Франции всегда были ограничены и только при Наполеоне речь идет о знаменитом Булонском лагере была сделана попытка нанести удар в самое сердце Британии.
Поскольку английские корабли должны были быть сосредоточены в британских водах, французам время от времени удавалось, сосредоточившись на районах, удаленных от центра британской мощи, либо ускользнуть от британского флота, либо если он был слабее нанести ему поражение. В кампании Пьера-Андре, байи де Сюффрена де Сен-Тропе (Pierre-Andre, bailli de Suffren de Saint-Tropez ) в Индийском океане в 1782–83 годах были использованы выгоды того, что превосходящие британские силы не слишком серьезно отнеслись к выполнению важнейшей из не первостепенных задач защите Индии. В 1798 году Бонапарт, во время своей экспедиции в Египет, овладение которым он считал столь важным, проскользнул мимо английского Средиземноморского флота.
Атака вражеской торговли и осторожное уклонение от сражений становились основной стратегией французского флота, как только обе предыдущие терпели крах. Как и в случае экспедиций против Ирландии или английских колоний, эта стратегия ставила целью не нанесение смертельного удара Англии, а причинение ей максимального вреда, который были способны нанести средства, остававшиеся в распоряжении французов. На этом этапе войны основная часть английского флота блокировала французский флот в портах, и английская морская торговля осталась по сути незащищенной. В этой ситуации использование кораблей, выделенных из состава своих запертых эскадр, равно как и не используемых торговых кораблей, для действий для атаки торговли врага выглядело вполне логичным. Последовавшая поначалу серия успехов, вызвавшая кризис в лондонском Сити, стала подтверждением. Англичане стали отнимать корабли у блокадных сил, отправляя их на защиту конвоев и патрулирование, французы отправляли все большее число своих военных кораблей на борьбу с ней. Одиночные корабли французских корсаров объединялись, чтобы достичь превосходства над охранением конвоев, и вскоре численность кораблей в эскадрах рейдеров и охранении конвоев сильно выросла в то время как французский военный флот по сути умер, так и не выйдя из портов. После этого основные силы английского флота освободились от необходимости блокировать порты, и используя превосходство в численности принялись за истребление корсаров с той же беспощадностью, с которой они недавно блокировали линейные корабли в портах. С этого момента корсарам, равно как и экспедициям против колоний, приходилось действовать в тех же районах и тех же условиях, в которых потерпел неудачу военный флот, и конечный успех борьбы против торговли становился вероятен не более, чем успех линейных кораблей. В 1815 году Британия одержала окончательную победу как над французским линейным флотом, так и над французским корсарами, и установила полный контроль над морскими путями сообщения между Европой и остальным миром.
С этого момента весь девятнадцатый век Англия, пользуясь сырьем, поступавшим со всего мира, и залежами железа и угля на собственной территории, стала лидером Европы в сфере экономики. Характер морской торговли изменился, и, хотя контроль над британскими морями по прежнему был основой британской обороны, существование ее экономики полностью зависело от безопасности и регулярности судоходства. Мало-помалу такой же тип экономики установился и в континентальных странах, и связь с внешним миром стала важна для них также, как и для Англии, и ее поддержание стало одним из факторов, определяющих их положение на континенте.
Промышленная революция изменила основы морской мощи. Значение традиций офицерского корпуса было сильно уменьшено нововведениями и изменениями в области техники, и морская мощь государства стала в значительной мере зависеть от его индустриальной мощи. Географическая составляющая морской стратегии также сильно изменилась, поскольку единственному морскому пути из Европы в Ост и Вест-Индию пришло на смену множество морских и сухопутных путей сообщения между Европой и остальным миром. Наконец, даже в Англии возникли проблемы с пониманием как правителями, так и более широкими слоями общества необходимости защищать эти торговые пути.
На континенте девятнадцатый век стал временем, когда флот стал полноправным партнером сухопутной армии и неотъемлемой частью национальной обороны. К середине века, с ужесточением (не без участия Англии) соперничества на континенте перед континентальными державами вставал вопрос противостояния с Англией один на один из вопроса престижа переместившийся в разряд вопросов существования. Каждая сталкивалась с одной и той же проблемой борьбы с превосходными военно-морскими силами при помощи сил, по определению им уступающими. По ставшим классикой словами двух французских историков, их подвигала к борьбе "notre eternel desir de rendre le faible plus fort que le fort" - «наша вечная надежда доказать, что слабость сильнее силы»{1}. Решение этой проблемы было отныне не роскошью, но необходимостью. Именно попытка найти это решение является наиболее интересной страницей истории французского флота на протяжении оставшейся части девятнадцатого века.