Библиография
Эта библиография разделена на три части. В первой приведены материалы из библиотек Service historique de la Marine и Ecole d'Application du Genie maritime - являвшиеся секретными на момент написания работы. Во второй большая часть опубликованных работ, упомянутых в примечаниях. Пропущены работы по маловажным техническим вопросам, упомянуты один-два раза, большая часть работ по общей истории, биографии, работы, касающиеся иностранных флотов за исключением итальянского (указанные, чтобы очертить контуры работы, проделанной в области, ранее не затрагиваемой другими историками), а также источники по таким вопросам как морская тактика, береговая оборона, артиллерия, военное кораблестроение, описания отдельных портов и так далее. Их надо искать в примечаниях к соответствующим разделам книги.
Третья часть этой библиографии добавлена редактором: в ней упомянуты некоторые основные работы по французскому флоту этого периода, вышедшие после того, как сам Ропп завершил свое исследование: в том числе и его опубликованные работы.
На протяжении всей работы говорится о французском Высшем военно-морском училище с использованием этого названия, в не зависимости от того, как оно называлось в конкретный период времени. Читаемые в этой школе курсы и набросанные Историческим отделом основные положения были важнейшей группой материалов, использованных в этом исследовании. Наскоро скомпилированные в первые годы его существования, и крайне тяжелые для восприятия курсантами училища, они поистине бесценны для историков. При работе над этим исследованием использовались архивы основных курсов 1897–1904 годов соответствующие же документы за 1896 год следует, скорее всего, считать несохранившимися.
Нельзя забыть и о коллекции Гиенека, шестидесяти трех альбомах брошюр и газетных вырезок, собранных Оливье Гиенеком с 1882 по 1918 год, и купленных Библиотекой Гарвардского университета. К сожалению, точные даты опубликования статей обычно отсутствуют хотя сами статьи и распределены по годам.
Используемые в работе офицерские звания соответствуют форме обращения, но не точному званию: так, лейтенанты и капитан-лейтенанты названы лейтенантами, капитаны с третьего по первый ранг капитанами, а контр-адмиралы и вице-адмиралы адмиралами.
БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ФЛОТА
Периодические издания
Bulletin des travaux des officiers (1895–1913). Чрезвычайно важный ежемесячник, публиковавший те статьи, которые не могли быть опубликованы в Revue maritime.
Manoeuvres navales francaises (1894–1901); и в той же серии, Manoeuvres navales anglaises (1898–1901).
Memorial de l'Artillerie de la Marine series, 1873–1904), Memorial du Genie maritime (1872–1904). Технические издания двух организаций.
Repertoire des affaires soumises Conseil d'Amiraute du 1 Janvier novembre 1890 (1891). Не более, чем указатель.
Resume analytique des affaires examinees par le Conseil des Travaux de la Marine (1866–1904). Чрезвычайно важный источник информации по всему периоду но очень неровный. Временами дает полную информацию по важнейшим точкам зрения в различных спорах, временами лишь очерчивает суть предложения и причин по которым оно было приянто или отвергнуто. В примечаниях на него ссылаются как на Conseil des Travaux, с номером и датой конкретных обсуждений.
СИГНАЛЬНЫЕ КНИГИ И ИНСТРУКЦИИ
Carnet de combat. 1900.
Commission de revision de la tactique navale. Instructions generales et code d'evolutions. Paris, 1875–79,1884, и 1892. Официальная тактика, пояснения к которой даются в Admiral Jean-Pierre-Edmond Jurien de la Graviere, «Considerations generales sur la tactique navale a propos de la revision du livre des signaux,» manuscript, Service historique de la Marine, Paris, 1870. Тактика 1892 описана в Instructions generales et code d'evolutions того года, и развита в Manoeuvres de combat sans signaux et sans compos d'une ligne de bataille de groupes divisionnaires auto-nomes a intervalles de deploiement, 1905.
«Emploi tactique des divisions legeres, 1893» Bulletin des travaux des officiers 4 (1898).
Manuel de canonnier brevete. Различные издания, 1883–1915.
Organisation de la defense des points d'appui de la flotte. 1897.
Rapport annuel technique sujet de la situation de l'Artillerie. 1895, 1896.
Courses at the Ecole superieure de la Marine
«Marine francaise: Tactique et strategie» (основной курс) преподавался Commandants Pascal-Auguste-Alfred Houette (1897,2 vols.), Lucien-Joseph Berryer (1898), Louis-Joseph-Albert Davin (1900), Albert Rouyer (1901 and 1903–5»), and Etienne-Jean-Isidore Aubry (1902,2 vols.). Беррье подвел для офицеров Ecole superieure итоги по всем французским военно-морским маневрами до 1894 года в котором сведения о них начали выходить под названием Manoeuvres navales francaises.
«Marines etrangeres» (самый интересный из вспомомгательных курсов) преподавался Lieutenant Jean-Baptiste-Charles-Robert-Mathieu Degouy (1897, 2 vols.), Lieutenant Charles-Timothee-Louis Charlier (1898 и 1900), и Commandant Jules-Martial-Stanislas Lephay (1901 -3).
Adigard, Commandant Paul. «Etude de nos cotes au point de vue maritime.» 1898.
Bernard de Courville, Maurice-Henri-Marie. «Constructions navales.» 2 vols. 1898. Также смотри отдельный, но связанный с этим курс «Les torpilleurs.»
Bonnier, Colonel Francois-Xavier-Louis-Henry-Marie-Gaetan. «Artillerie.» 1898.
Cerf, Colonel Louis-Georges-Simon. «Artillerie.» 2 vols. 1897.
Fournier, P. «Administration.» 1898.
Guillaume. «Chaudieres.» 2 vols. 1898.
Hamelin. «Administration economique et maritime de la France.» 1897.
Merveilleux du Vignaux, Commandant Marie-Benjamin-Gaston-Jean. «Artillerie pratique.» 1902.
Nicol, Commandant Ernest-Eugene. «Artillerie pratique.» 1898.
Tissier, Joseph-Louis-Leon. «Sous-marins, torpilles.» 1898.
Wilhelm, Joseph-Eugene-Albert. «Droit maritime international.» 1898.
L'Ecole d'Application du Genie maritime
Clauzel, Gaston. «Cours d'artillerie navale, canon, protection, engins sous-marins.» 1898. Единственный содержащий что-то интересное курс этого училища
Издания Торпедной службы
Audic, Joseph-Marie-Suzanne. Torpilles: Cours de torpilles a l'usage des officiers, professe Boyardville. 3 vols. Paris, 1878 (vols. 1–2) and 1880 (vol. 3).
«Conferences sur les torpilles.» Boyardville, 1885–86.
Darrieus, Pierre-Joseph-Gabriel-Georges. Etude sur les bateaux sous-marins. Paris, 1895. Написан на борту торпедного учебного корабля «Алгесирас» (Algesiras).
«Etudes sur le tir des torpilles Whitehead.» Доклад, напсианный на борту торпедного учебного корабля «Япон», 1884–85.
«Instructions sur le montage, le chargement, et le mouillage des torpilles automatiques mecaniques.» 1893–95. Написан на борту торпедного учебного корабля «Алгесирас».
«Instructions sur l'emploi, la manoeuvre et la tactique des torpilles divergentes.» 1875.
Poggiale. «Conferences sur la description et le fonctionnement de la torpille Whitehead.» Toulon, 1887.
«Rapports de la commission francaise envoyee a Fiume.» Boyardville, 1884–86.
Richard, Lieutenant. «Torpilles» 5 vols. Boyardville, 187–.
Roussell. «Torpilles automobiles.» Boyardville, 1885.
Sends, Lieutenant Marie-Joseph-Gervais. «Cours de torpilles.» 2 vols. Paris, 1900.
Работы Ecole superieure и Исторического отдела
Bataille, Lieutenant Marie-Joseph-Gaston. «L'expedition de Tunisie.» 1936.
Ceillier, Commandant Marie-Raymond. «Les idees strategiques en France de 1870 a 1914: La Jeune Ecole.» 1928. Блестящий анализ стратегических идей Jeune Ecole. Единственная до этого времени попытка справедливо разобраться с Jeune Ecole и показать, как много выдвинутых ею идей вошли позднее во французскую стратегическую теорию. Сейе не пытается анализировать условия в офицерском корпусе, сказавшиеся на популярности этого движения, или определить место, которое оно занимало в общей морской мысли тех лет.
Chretin, Lieutenant Louis-Gabriel. «L'expedition de Madagascar.» 1926.
Fave, Lieutenant Robert-Charles-Joseph. «Les projets de debarquement sur les cotes allemandes en 1870.» 1931.
Fenard, Lieutenant Raymond-Albert. «L'evolution de l'enseignement a l'Ecole superieure de la Marine de 1895 a 1921.» 1922.
Juge, Commandant Rene-Clement. «La campagne de l'amiral Courbet en Chine.» 1927.
Laurin, Lieutenant Joseph-Elisee-Auguste. «Le transport du XIXe corps et des troupes coloniales en 1914.» 1931.
Le Camus, Commandant Charles-Auguste-Joseph. «Historique sommaire des defenses sous-marines.» 1926.
Le Franc, Lieutenant Paul-Marie-Ernest-Adrien. «L'organisation des croisieres sudistes: La croisiere de l'Alabama» 1923.
Lepotier, Lieutenant Adolphe-Auguste-Marie. «La protection du commerce pendant la Guerre de Secession par les flottes des Etats du Nord.» 1933.
Mazen, Lieutenant Antoine-Nathalis-Charles-Georges. «L'expedition de funisie.» 1926.
Moreau, Lieutenant Jacques-Hector-Charles-Francois. «Lissa (1866).» 1928.
Quiquandon, Lieutenant Charles-Jean-Rene. «Les operations de Courbet dans la riviere Min.» 1922.
Ruyssen, Lieutenant Henri-Joseph-Auguste. «L'escadre de l'amiral de Gueydon, 1870–1871.» 1936.
Другие официальные статьи и исследования
«L'artillerie et les murailles cuirassees.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 2 (1874): 63.
Banal, Lieutenant Marie-Maxime-Augustin. «De l'entrainement au tir.» Bulletin des travaux des officiers 9 (1903): 58.
Barba, J. «Creusot et les usines de la Loire.» Memorial du Genie maritime (1876, nos. 5 and 6).
Barradini, Commandant. «Notice historique sur l'emploi des mortiers et des canons courts a bord des batiments.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 32 (1904): 197.
Baudry-Lacantinerie, Commandant Marie-Joseph. «Etude sur les torpilleurs submersibles.» Bulletin des travaux des officiers 1 (1895): 115.
Benin, Louis-Emile. «Mission en Angleterre.» Memorial du Genie maritime (1885, no. 4).
Bienaime, Admiral Amedee-Pierre-Leonard. «Contribution a l'etude de la pratique du tir a la mer.» Bulletin des travaux des officiers 4 (1898): 629.
Bienayme, Arthur-Francois-Alphonse (Genie maritime). «Rapport sur une mission effectuee en Italic» Memorial du Genie maritime (1880, no. 1).
Borgnis-Desbordes, General Gustave. «Des operations maritimes contre les c6tes et des debarquements.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 22 (1894): 1.
x . «Repartition et protection de rartillerie a bord des cuirasses.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 20 (1892): 681.
Boyer, Lieutenant. «Idees qui ont cours en Italie sur Temploi des torpilleurs.» Bulletin des travaux des officiers 2(1896): 285.
Bussy, Louis de, «Projet de cuirasse de ler rang.» Memorial du Genie maritime (1873, no. 11): 395. Описание «Редутабля» и использования стали в его корпусе, сделанное его конструктором
x . «Projet de garde-cotes cuirasse de 2e classe.» Memorial du Genie maritime (1873, no. 12): 469.
Courville, de. «Mission en Angleterre.» Memorial du Genie maritime (1888, no. 5): 1.
Daveluy, Marie-Isidore-Rene. «Utilisation militaire des sous-marins.» Bulletin des travaux des officiers 6 (1900): 74.
Delevaque, Charles. «Metallurgie du fer dans le bassin du Rh6ne.» Memorial du Genie maritime (1878, no. 5).
x . «Metallurgie du fer dans 1'Allier et dans la Saone et Loire.» Memorial du Genie maritime (1881, no. 1).
De Poyen-Bellisle, Isidore-Henry. «Du role de l'artillerie nayale depuis la creation de la marine cuirassee.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 8 (1879): 457.
Desaulses de Freycinet, Lieutenant Henri-Paul-Louis-Camille. «La marine de commerce et la guerre navale.» Bulletin des travaux des officiers 5 (1899): 51.
Devoir, Lieutenant Alfred-Francois. «Etude comparative des flottes de combat.» Bulletin des travaux des officiers 4 (1898): 413.
Didelot, Lieutenant Charles-Francois-Edouard (Carl), baron. «Etude sur l'utilisation de nos cotes pour la guerre sur mer.» Bulletin des travaux des officiers 7 (1901): 40.
Dislere, Paul. «Historiques des differents types de la flotte, 1858–1875.» Manuscript, 1875. In the library of the Service historique de la Marine, call number 27.L13. Эта работа объясняет причины многочисленных изменения в проектах французских военных кораблей с 1858 по 1875 год с военной точки зрения, и является, по-видимому, наиболее интересным трудом из многих, вышедших из под пера секретаря Conseil des Travaux, хотя все они в том числе и упомянутые ниже имеют большое значение.
Dislere, Paul. «Rapport sur une mission dans les arsenaux etrangers de la Mediterranee, de la Mer Noire et de l'Adriatique.» Memorial du Genie maritime (1875, no. 6): 379.
x . «Les Marines de la Mer du Nord et de la Baltique.» Memorial du Genie maritime (1877, no. 2): 73.
x . «Mission en Angleterre.» Memorial du Genie maritime (1879, no. 5): 97. . «L'histoire du corps du Genie maritime.» Написано для Ecole d'Application du Genie maritime in 1922.
Farret, Commandant Etienne-Esprit. «Etude sur la strategie maritime.» Bulletin des travaux des officiers 6 (1900): 185. Англофобская работа, суммирующая идеи Программы 1900, была опубликована через месяц после ее написания.
Fay, Lieutenant. «Etude sur l'etablissement de la Marine Bizerte.» Bulletin des travaux des officiers 19 (1913): 789.
Francq, Lieutenant Louis-Marie-Saint-Ange de. «Preparation du combat, ou Manoeuvre du combat.» Bulletin des travaux des officiers 3 (1897): 203.
Gobert. «Etude relative au tir sur mer.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 15 (1887): 313.
Hennique, Commandant Privat-Agathon-Benjamin-Arthur. «Conference sur le port de Bizerte.» Ecole superieure de la Marine, 1898.
Homey. «Essai de tactique des croiseurs.» Bulletin des travaux des officiers 4 (1897): 11.
Keraoul, Commandant Roger-Pierre-Marie Vittu de. «Considerations sur l'emploi des tor-pilleurs dans les Marines francaise et etrangeres.» Bulletin des travaux des officiers 4 (1898): 63.
La Rocque, Colonel Jean-Pierre-Raymond de. «Etude historique de la resistance des canons rayes.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 12 (1884): 161–286,361–435, and 13 (1885): 1–130.
Laubeuf, Alfred-Maxime. «Mission a Spithead.» Memorial du Genie maritime (1898, no. 5): 723.
x , and Petithomme, Emmanuel-Marie-Victor. «Mission en Angleterre.» Memorial du Genie maritime (1890, nos. 5 and 6).
Marchal, Theodore-Jean-Maurice. «Etude comparative des cuirassees les plus recents et des croiseurs anglais.» Memorial du Genie maritime (1875, no. 9): 201.
Mascart, Lieutenant Leon-Francois. «Memoire sur l'attaque des cables sous-marins.» Bulletin des travaux des officiers 9 (1903): 59.
Maurice, Just-Lucien. «Rapport de fin de campagne.» Annually 1898,1899, and 1900. Морис был главным механиком эскадры.
Mercier de Lostende, Lieutenant Maurice-Henri. «Les tirs de la Marine anglaise.» Bulletin des travaux des officiers 12 (1906): 217.
Mottez, Lieutenant Louis-Adolphe. «Reflexions sur le reglage du tir de l'artillerie a bord.» Bulletin des travaux des officiers 3 (1897): 472.
Nogues, Lieutenant Jean. «Etude sur la question du tir dans la Marine anglaise.» Bulletin des travaux des officiers 10 (1904): 24.
Pampelonne, Marie-Joseph-Edmond de Geis de Guyon de. Etude sur la tactique des tor-pilteurs. (Toulon, Ecole des Torpilleurs, 1888).
Penfentenyo de Kervereguin, Admiral Auguste-Eleonore-Marie de. «Reflexions suggerees par la lecture du memoire intitule 'Contribution a l'etude du tir a la mer.' « Bulletin des travaux des officiers 4 (1898): 665. Весьма интересное обоснование новой системы управления стрельбой.
«Resume des principales experiences de tir contre les cuirasses executees a l'etranger.» Memorial de l'Artillerie de la Marine 7 (1879): 285.
Ronarc'h, Lieutenant Pierre-Alexis-Marie-Antoine. «Etude sur l'attaque des cables sous-marins.» Bulletin des travaux des officiers 5 (1899): 203.
Verlynde, Lieutenant Pierre-Jean. «La question des cables telegraphiques au point de vue militaire.» Bulletin des travaux des officiers 2 (1896): 228. Наиболее тщательное и важное исследование вопроса, напечатанное без обычной задержки.
Villaret, Nathaniel-Lucien-Louis-Jean-Jacques. «Notions historiques sur le Service des Constructions navales dans les ports militaires.» Memorial du Genie maritime (1902, no. 3).
Voitoux, Lieutenant Victor-Gabriel. «Instruction speciale de pointage » Bulletin des travaux des officiers 6 (1900): 116.
X (pseud.). «Strategic navale.» Bulletin des travaux des officiers 4 (1898): 249. Резко англофобское исследование члена Jeune Ecole, напечатанное без обычной задержки.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ
Government Publications
Annales de l'Assemblee nationale. Compte rendu in extenso des seances, с дополнениями, 1871–76. Заменена Annales du Senat et de la Chambre des Deputes, с дополнениями, 1876–80, и, с 1881, Chambre des Deputes, Annales, Debats parlemen-taires и Documents parlementaires, с такой же серией по Сенату. В примечаниях ссылки на эту серию даются как Chambre (или Senat), Debats (или Documents). Доклады Комитета по бюджету, содержащиеся в Documents (и, частично в 1870-х, в Revue maritime) упоминаются как «Rapport, Commission du Budget» за которым указан год, а перед ним имя rapporteur (докладчика). Кроме того, документы по дебатам публиковались в Journal officiel с разыми обозначениями страниц и томов.
Commission extra-parlementaire de la Marine. Commission pleniere (3 vols., of which vol. 3 is the Rapport general), Sous-commissions (2 vols.), Delegations (6 vols.), and Table general (1 vol.). Paris, 1896–98.
Ministere des Affaires etrangeres. Affaire de Tunisie. Paris, 1881.
x . Affaires du Tonkin. Parts 1 and 2. Paris, 1883.
x . Affaires de Chine et du Tonkin, 1884–1885. Paris, 1885.
x . L'alliance franco-russe. Paris, 1918.
x . Documents diplomatiques francais, 1871–1914. Paris, 1929–.
Great Britain. House of Commons. Parliamentary Papers. Accounts and Papers. Ссылки на них как на Parliamentary Papers. Основынми докладами являлись следующие:
«Report of the Committee on the Designs upon Which Ships of War Have Recently Been Constructed» (1872, vol. 14).
«Report of the Admiralty Committee on the System of Training Naval Cadets on Board H.M.S. Britannia» (1875, vol. 15).
«Official Documents Relating to the Design of H.M.S. Inflexible» (1877, vol. 52). «Report of the Committee on the Inflexible» (1878, vol. 49).
«Report of the Committee on the Education of Naval Executive Officers» (1886, vol. 13).
«Extracts from Reports of the Royal Commission on the Defence of British Possessions and Commerce Abroad» (1887, vol. 56, Appendix, pp. 295–338). Этот доклад Комиссии Карнарвона 1882, был опубликован в Proceedings of the Colonial Conference, 1887.
«Report of a Committee ... to Consider ... the Fortification and Armament of Military and Home Mercantile Ports» (1888, vol. 25).
«Action Taken by the Board of Admiralty with Regard to the Preparation of Designs for First Class Battle-Ships» (1889, vol. 50).
«Extracts from the Report of the Committee on the Naval Maneuvers, 1888» (1889, vol. 50).
«Report of the Royal Commission on the Supply of Food and Raw Material in Time of War»
(1905, vols. 39 and 40).
British Documents on the Origin of the War, 1898–1914. Edited by G. P. Gooch and Harold Temperley. 11 vols. London, 1926–.
Die grosse Politik der europaischen Kabinette, 1871–1914. Edited by Johannes Lepsius, Albrecht Mendelssohn-Bartholdy, and Friedrich Thimme. 40 vols. Berlin, 1922–26.
Библиографии
Etat-major de l'Armee, Service historique. L'Afrique francaise du Nord: Bibliographie mili-taire des ouvrages francais ou traduits en francais et des articles des principales revues francaises relatifs a l'Algerie, a la Tunisie et Maroc de 1830 a 1926. 4 vols. Paris, 1930–35. Полезно в связи с проблемами в Северной Африке Бизертой, Тунисом, и так далее. Содержит множество сссылок на периодику.
Favitski de Probobysz, Commandant de. Repertoire bibliographique de la litterature militaire et coloniale francaise depuis cent ans. Paris, 1935. Не содержит обзора периодики, но упускает из виду несколько важных работ. Содержит только французские работы. New York Public Library. A Selected List of Works in the Library Relating to Naval History, Naval Administration, etc. New York, 1904. Полезно при отсутствии систематизированной библиографии по британской морской истории
Revue maritime et coloniale. Содержит очень полные ежемесячные списки современной литературы.
Tramond, Joannes. Bibliographie d'histoire coloniale, 1900–1930. Paris, 1932. Уступает первым двум из списка.
Ежегодники и периодика.
Academie de Marine: Communications et memoires. Paris, 1922–.
Bulletin de l'Association technique maritime. Paris, 1890–.
Engineering. London, 1870–1904.
General Information Series: Information from Abroad. U.S. Office of Naval Intelligence, Washington, 1885–1898.
Journal de la Marine: Le Yacht. Paris, 1879–. Ссылки как на Le Yacht.
Journal of the Royal United Service Institution. London, 1870–.
La Marine francaise. Paris, 1888–1914. Печатный орган Jeune Ecole. Представляет интерес но при чтении надо учитывать пропагандисткую направленность статей.
The Naval Annual. Edited by Sir Thomas Brassey. Portsmouth, 1886–. Этот ежегодник и Information from Abroad представляют собой превосходные источники точной информации по всем военно-морским вопросам тех лет. Намного превосходят континентальные в силу как ширины охвата, так и высокой точности.
Revue maritime et coloniale. 1861–. После отделения управления колониями от Морского министерства стал называться Revue maritime. Безусловно представляет интерес но качестов «плавает».
Rivista marittima. 1870–. Под редакцией блистательного Eugene Pescetto, внезапоно превратился из скучного сборника официальных документов в лучший военно-морской журнал Европы.
Transactions of the Institution of Naval Architects. 1870–.
The United Service Magazine. London, 1870–. В 1870–80-х годах уровень не выше среднего, но изменения в управлении около 1890 сделали его первостепенным источником информации по британской военно-морской политике следующего десятилетия.
Позднейшие общие исследования рассматриваемого периода
Avice, Commandant J. La defense des frontieres maritimes. Paris, 1922. Превосходная работа, опубликованная Историческим отделом.
Bargone, Charles (Claude Farrere). Histoire de la Marine francaise. Paris, 1934. Прекрасная графика и удивительно недостоверный текст, написанный лидером межвоенной школы морских романистов.
Baxter, James Phinney The Introduction of the Ironclad Warship. Cambridge, Mass., 1933.
Castex, Raoul-Victor-Patrice. Synthese de la guerre sous-marine de Pontchartrain a Tirpitz, Paris, 1920.
x . Questions d'etat-major: Principes, organisation, fonctionnement. 2 vols. Paris, 1923–24.
x . «La modernisation de l'eperon.» Revue maritime, January 1928.
x . «L'expansion coloniale et la strategic navale.» Academie de Marine: Communications et memoires 9 (1930): 203.
Castex, Raoul-Victor-Patrice. Theories strategiques. 5 vols. Paris, 1929–30. Забавно, насколько превосходный теоретик несправедлив по отношению к Jeune Ecole.
Charliat, P. Trois siecles d'economie maritime francaise. Paris, 1931. Превосходная работа по истории францзского торогового флота.
Di Luigi, Giuseppe. Il Mediterraneo nella politico, europea. Naples, 1925. Exposition coloniale Internationale de Paris de 1931. L 'artillerie aux colonies. Paris, 1931.
x . Les grands soldats coloniaux. Paris, 1931. Превосходная работа, содержащая большое количество информации по вопросу обороны колоний.
Fayle, C. Ernest. Seaborne Trade. 3 vols. History of the Great War Based on Official Documents. London, 1920–24.
x . The War and the Shipping Industry.
Economic and Social History of the World War, edited by James T. Shotwell. London, 1927.
Fenard. «Le batiment de ligne a-t-il vecu?» Academie de Marine: Communications et memoires 6 (1927), supplement. Одна из лучших французских работ по Jeune Ecole.
Frothingham, Thomas G. The Naval History of the World War. 3 vols. Cambridge, Mass., 1924–26. Haffner, Leon. Cent ans de marine de guerre. Paris, 1931. Популярная работа художника-мариниста. Заслужила упоминания за превосходные иллюстрации.
Hill, Sir Norman. State Insurance Against War Risks at Sea. Part 2 of War and Insurance, in Economic and Social History of the World War, edited by James T. Shotwell. London, 1927.
Hovgaard, William. Modern History of Warships. New York, 1920.
Hurd, Archibald. The Merchant Navy. History of the Great War Based on Official Documents. London, 1921.
x , and Castle, Henry. German Sea Power: Its Rise, Progress, and Economic Basis. London, 1913. Jouan, Rene. Histoire de la Marine francaise de la Revolution a nos jours. 2 vols. Paris, 1932. Краткая популярная работа хотя и очень неплохая.
Kehr, Eckart. Schlachtflottenbau und Parteipolitik, 1894–1901. Berlin, 1930. Очень хорошая работа, хотя современные авторы и не согласны относитеьно этой интерпретации основных причин роста агитации в пользу гермаского военного флота.
Langer, William L European Alliances and Alignments, 1871–1890. New York, 1931.
x . The Franco-Russian Alliance. Cambridge, Mass., 1929.
x . The Diplomacy of Imperialism. 2 vols. New York, 1935. La Ronciere, Charles de, et al. Histoire de la Marine francaise. Paris, 1934. Ненамного лучше, чем у Баргона, но все же лучше.
L'Illustration. Histoire de la Marine. Paris, 1934. Популярная работа с отличными иллюстрациями.
Mantey, Admiral E. von. Histoire de la Marine allemande. Paris, 1930. Перевод с немецкого, уровень самой работы очень средний.
Meurer, Admiral Alexander. Seekriegsgeschichte im Umrissen. Berlin, 1925.
Monasterev, N., Terestchenko, S. Histoire de la Marine russe. Paris, 1932. Краткий, но достаточно неплохой источник.
Richmond, Admiral Sir Herbert. Sea Power in the Modern World. New York, 1934.
Salaun, Admiral Henri. La Marine francaise. Paris, 1934. Эта работа бывшего начальника штаба флота хороший источник по периоду Первой Мировой, но относительно более раннего периода это не более чем переложение работ, указанных Трамон и Ресснером.
Schonberg, Angela von. Um den Twopowerstandard. Englische Flottenpolitik, 1880–1895. Stuttgart, 1933. Очень хорошо с точки зрения политики, очень плохо с точки зрения техники.
Sethe, Paul. Die Ausgebliebene Seeschlacht: Die englische Flottenfiihrung, 1911–1915. Berlin, 1932.
Silva, Pietro. Il Mediterraneo dall' unitu di Roma all' unita d'Italia. Milan, 1927.
Spindler, Admiral Arno. Der Handelskrieg mit U-booten. 3 vols. Der Krieg zur See. Berlin, 1932–. Thomazi, Auguste-Antoine. La Marine francaise dans la Grande Guerre, 1914–1918. 5 vols. Paris, 1925–33. Возможно, наименее удовлетворительное из всех официальных описаний.
Tramond, Joannes, and Reussner, Andre. Elements d'histoire maritime et coloniale contemporaine (1815–1914). Paris, 1924. На данный момент, практически единственное исследование движения за приобретение колоний во Франции. Информация собственно по французскому флоту рассеяна среди массы других материалов.
Wilson, H. W. Ironclads in Action: A Sketch of Naval Warfare from 1855 to 1895. 2 vols. London, 1896.
Woodward, E. L. Great Britain and the German Navy. Oxford, 1935. Официально исследование разочаровывающее своим крайне про-британским уклоном. Дает картину, мало отличающуюся от представленной официальными документами.
Современные работы.
Baiincourt, Marie-Maurice-Clement-Raoul Testu de. Etude sur les navires d'aujourdhui. Paris, 1892.
Barnaby, Sir Nathaniel. Naval Development of the Century. London, 1904.
Batsqh, Admiral, and Meuss, Captain. Frankreich: Die Flotte. Die Heere und Flotten der Gegenwart. Berlin, 1900.
Brassey, Sir Thomas. The British Navy: Its Strength, Resources, and Administration. 5 vols. 1882–83. Didelot, Charles-Francois-Edouard (Carl). La defense des cotes d'Europe. Paris, 1894. Очень подробно, с прекрасными картами основных европейских баз.
Dislere, Paul. La marine cuirassee. Paris, 1873.
x . Les croiseurs, La guerre de course. Paris, 1875.
x . La guerre d'escadre et la guerre des cotes. Paris, 1876.
Eardley-Wilmot, S. M. The Development of Navies During the Last Half Century. London, 1892.
Jane, Fred T. The Imperial Russian Navy: Its Past, Present, and Future. ed. London, 1904.
King, James W. The War-Ships and Navies of the World. Boston, 1880.
KronenfelsJ. F. von. Das schwimmende Flottenmaterial der Seemachte. Vienna, 1881.
Loir, Maurice. La Marine francaise. Paris, 1893. Хорошая и отлично иллюстрированная популярная работа.
Paget, John Naval Powers and Their Policy. London, 1876.
Reed, Sir Edward. Modern Ships of War. New York, 1888.
Report of the Gun Foundry Board. Washington, 1884.
Sydenham-Clarke, George. Russia's Sea Power, Past and Present. London, 1898.
Биографии и мемуары
Ashton, Sir George. Memories of a Marine. London, 1919.
Bacon, Admiral Sir Reginald Hugh Spencer. The Life of Lord Fisher of Kilverstone. 2 vols. London, 1929. Факты верны, но автор оказывает Фишеру чрезмерное уважение создавая не вполне верное печатление о произведенной тем революции.
Barbou, Alfred. L'amiral Pothuau. Paris, 1882.
Beresford, Lord Charles. Memoirs. 2 vols. London, 1914.
Bradford, Admiral Edward Eden. Life of Admiral of the Fleet Sir Arthur Knyvet Wilson. London, 1923.
Briere, Paul. Un grand francais: Le vice-amiral Franqois-Ernest Fournier. Paris, 1931. Единственная действительно хорошая биография французского морского деятеля тех лет по счастью, одного из наиболее интересных людей того времени.
Briggs, Sir John Henry. Naval Administration, 1827 to 1892. London, 1897.
Buchard, Henri. L'amiral Cloue: Sa vie, recits maritimes contemporains. Paris, 1893.
Buckle, G. E., ed. The Letters of Queen Victoria. series: 3 vols., London, series: 3 vols., London, 1930–32.
Buell, Augustus C. The Memoirs of Charles H. Cramp. Philadelphia, 1906.
Dartige du Fournet. A travers les mers: Souvenirs d'un matin. Paris, 1929.
Dominque, L. C. Un gouverneur general de I'Algerie: L'amiral de Gueydon. Algiers, 1908.
Durassier, Henri. Le vice-amiral Bergasse Du Petit-Thouars: Sa vie militaire (1832–1890). Paris, 1890.
Faye, J. de la. Une famille de marins: Les Du Petit-Thouars. Paris, 1893. Предисловие адмирала Фурнье.
Fiske, Bradley A. From Midshipman to Rear Admiral. New York, 1919.
Grandin, Commandant Leonce. Histoire d'un marin: Le vice-amiral Jurien de la Graviere. Paris, 1895. Уровень много выше среднего для биографий французских морских офицеров.
Guichen de Grandpont, Alfred. Le vice-amiral cte. de Gueydon. Brest, 1887.
Hamilton, Lord George. Parliamentary Reminiscences and Reflections. 2 vols. London, 1916–22. Hassell, Ulrich von. Tirpitz: Sein Leben und Wirken mit Berucksicbtigung seiner Beziehungen zu Albrecht von Stosch. Stuttgart, 1920.
Hopman, Admiral. Das Logbuch eines deutscben Seeoffiziers. Berlin, 1924.
Julien, Felix. Un marin: Le contre-amiral baron Grivel. Paris, 1883–.
Lockroy, Edouard-Etienne-Antoine Simon. hasard de la vie: Notes et souvenirs. Paris, 1913. Первый том из запланированных им мемуаров, представляет большой интерес.
Manning, Frederic. The Life of Sir William White. London, 1923.
Porter, Charles W. The Career of Theophile Delcasse. Philadelphia, 1936.
Revillon, Tony. Camille Pelletan, 1846–1916. Paris, 1930. Scott, Admiral Sir Percy. Fifty Years in the Royal Navy. London, 1922. Taylor, Charles The Life of Admiral Mahan. London, 1920.
Tirpitz, Admiral Alfred von. My Memoirs. 2 vols. New York, 1919.
Togari, Captain. Louis-Emile Bertin. Son role dans la creation de la Marine japonaise. Paris, 1935. Небольшая брошюра.
Trefeu, Etienne-Louis-Jean. Nos marins. Paris, 1888. Подборка коротких очерков обо всех старших офицерах французского флота 1888 года. Великолепно написано для такого объема, совершенно незаменимо ввиду скудости биографий французских морских офицеров тех лет. Большинство последних, упомянутых здесь, имеют меньшее значение.
Сталелитейная промышленность и французская торговля оружием
Bacle, L. Les plaques de blindage. Paris, 1900.
Bauer, Lothar. «Die Rustungsindustrie der Welt.» Wirtschaftskurve 11 (1932): 149. Содержит некоторые материалы по Крезо.
Berrier-Fontaine, Marc. «On the Use of Mild Steel for Shipbuilding in the Dockyards of the French Navy.» Transactions of the Institution of Naval Architects 22 (1881): 87.
Bresson, G. L'industrie metallurgique dans ses rapports actuels avec les constructions navales. Paris, 1880.
Brocard, Lucien. La grosse metallurgie francaise et le mouvement des prix de 1890 a 1913. Paris, 1923.
«Canet vs. Krupp guns.» Engineering 53 (1892): 69. By «a French artillerist.»
Comite des Forges de France, to siderurgie francaise, 1864–1914. Paris, n.d.
Dredge, James. Modern French Artillery. London, 1892. Подборка статей из Engineering.
Jaques, Lieutenant William II. Modern Armor for National Defense. New York, 1885. )
Laporte, Gaston de. Les usines de la Marine et lafeodalite industrielle. L'ancienne fonderiede canons de Nevers. Les usines de to Chaussade a Guerigny. Nevers, 1886.
Laur, F. Les mines et usines L'Exposition universelle de 1900. 5 vols. Paris, 1901.
Lavainville,J. L'industrie du fer en France. Paris, 1922. «Messrs. Schneider and Co.'s Works, Creusot.» Engineering 59 (1898): 245ff. Серия из восьми статей.
Very, Lieutenant Edward W. The Development of Armor for Naval Use. Annapolis, Md., 1883.
Итальянский флот
Algranati, E. «Considerazioni sulle nostre grandi navi.» Rivista marittima (1882, no. 3): 75. Написано одним из критиков Брина.
Al Mare! Al Mare! to difesa navale delle coste. Genoa, 1872.
Amezaga, Carlo de. Il pensiero navale italiano. Genoa, 1898. Подборка пропагандистких статей.
Bettolo, Captain. «Le navi da guerra.» Rivista marittima (1884, no. 4): 351. Еще один критик Брина.
Bonamico, D. I primi elementi della guerra marittima. Turin, 1880. Исследование тактики дает представление об итальянской теории.
x . Il problema marittimo dell'Italia. Turin, 1880.
Brin, Benedetto. «. . . alla stability del Duilio e del Dandolo,» Rivista marittima (1876, no. 2): 4.
x . La nostra marina militare. ed. Rome, 1881.
Cangemi, A. L'ltalia e le lotte awenire sul mare. La Spezia, 1899.
Clowes, William Laird. «The Millstone Round the Neck of England.» Nineteenth Century 37 (1895): 369.
Commissione permanente per la Difesa generale dello Stato. Relazione a corredo del Piano generate di Difesa dell'Italia. Rome, 1871. Стал основой для всей системы последоваших лет.
Cottrau, Paolo. «Maris Imperium Obtinendum.» Rivista marittima (1882, no. 3): 33. Еще один критик Брина.
Eardley-Wilmot, S. M. «Italy as a Naval Power.» United Service Magazine, n.s., 7 (1893): 692.
Fincati, Luigi. Studisui combattimenti in mare. Rome, 1882. Исследование тактики дает представление о теории.
x . Aforismi militari. Rome, 1882.
Glanville, James L. Italy's Relations with England, 1896–1905. Baltimore, 1934.
Hare, W. A. H. The Armed Strength of Italy. London, 1875. Перевод работы германского Генерального штаба.
Kerhelleuc. «Les vicissitudes de la Marine italienne.» Joumal de la Marine: Le Yacht 26 (1903): 457 Кратко, недружелюбно, но любопытно.
Manfredi, Cristoforo. L'Italia dev'essere potenza terrestre marittima? Rome, 1899.
x . «Guerra offensiva difensiva?» Rivista marittima (1902, no. 1): 45. Внимание сосредоточено на тактике, но затрагивается и теория.
Molli, Giorgio. L'Italia in mare. Rome, 1888. Еще один критик Брина.
Pescetto, E. «La difesa delle coste per mezzo di batterie galleggianti.» Rivista marittima (1873, no. 3): 265. Официальный ответ сторонникам прибрежной войны и плавучих батарей.
Randaccio. «Arsenaux maritimes italiens.» Revue maritime 142 (1899): 388.
Repington, Charles a Court (Charles Mattel). Military Italy. London, 1884. Очень интересное исследование итальянской проблемы в целом.
Rossi, Carlo. Il racconto di un guardiano di spiaggia: Traduzione libera della Battaglia di Dorking. Rome, 1872. Очень пугающе.
Russo, Colonel G. «Fifty Years' Progress of Shipbuilding in Italy.» Transactions of the Institution of Naval Architects 53 (1911): 252. Кратко, но интересно
Saint Bon, Simone Pacoret de. Ixi questione delle navi. Turin, 1881.
Sechi, G. Elementi di arte militare marittima. 2 vols. Leghorn, 1903–6. Итальянская версия идей Мэхэна, первый трактат по морской стратегии, написанный в Италии.
Vecchi, A. V. (Jack La Bolina). Al servizio del mare italiano. Turin, 1928. Очень интересные мемуары.
x . «La letteratura nello sviluppo della marina.» Rivista marittima (1897, no. 2): 331.
x . «Naval and Maritime Industries in Italy.» In Thomas Brassey, The Naval Annual, 1908. Portsmouth, 1908, p. 161.
Морская стратегия и политика
Предшественники Jeune Ecole. Министерство Гужара.
Armstrong, Sir William. «Our National Defences.» Colburn's United Service Magazine 158 (1882): 125.
Durassier, Henri. La reforme maritime: Souvenirs du ministere de M. Gougeard. Paris, 1884. Официальная апология министерства Гужара, написанная его секретарем.
Fulton, Robert. De la machine infernale maritime, ou de la tactique offensive et defensive de la torpille. Paris, 1812.
Gougeard, Auguste. Les Troupes de la Marine depuis leur origine jusqu'a nos jours. Paris, 1875.
x . La Marine de guerre: Ses institutions militaires depuis son origine jusqu'a nos jours. Paris, 1877.
x . Les arsenaux de la Marine. 2 vols. Paris, 1882.
x . La Marine de guerre: Son passe et son avenir. Cuirasses et torpilleurs. Paris, 1884.
Grivel, Baron Jean-Baptiste. De la Marine militaire consideree dans ses rapports avec le commerce et avec la defense dupays. Paris, 1837.
Grivel, Baron Louis-Antoine-Richild. La guerre des cotes: Attaque et defense des frontieres maritimes; les canons grandepuissance. Paris, 1864.
x .De la guerre maritime avant et depuis les nouvelles inventions . . . Paris, 1869.
x . «Mission militaire et nouveau programme de la flotte.» Revue maritime 40 (1874): 864ff.
Paixhans, Henri-Joseph. Nouvelle force maritime, ou expose des moyens d'annuler la force des marines actuelles du haut bord, et de donner a des navires tres petits assez de puissance pour detruire les plus grands vaisseaux de guerre. Paris, 1821.
Touchard, Admiral Philippe-Victor, la question du decuirassement. Paris, 1873.
x . Encore la question du decuirassement. Paris, 1876.
x . La defense des frontieres maritimes. Paris, 1877.
Un marin (pseud.). Les colonies necessaires: Tunisie, Tonkin, Madagascar. Paris, 1885. Возможно, что автором является морской министр в правительстве Ферри адмирал Александр-Луи-Франсуа Пейрон, или его преемник адмирал Шарль-Эжен Галибер.
Jeune Ecole и ее противники
Aube, Theophile. De la guerre maritime. Paris, 1873.
x . «L'avenir de la Marine francaise.» Revue des deux mondes (1 July 1874): 175.
x . Entre deux campagnes: Notes d'un marin. Paris, 1881.
x . A terre et a bord: Notes dun marin (deuxieme serie). Paris, 1884. Сборник важнейших работ Оба: «Un nouveau droit maritime international» (1873), «La guerre maritime et les ports militaires de la France» (1882), «La penetration dans l'Afrique centrale» (1883), and «Italie et Levant: Souvenirs d'un marin» (1883).
x . «Defense nationale, defense des colonies.» In Atlas colonial, edited by Henri Mager. Paris, 1885. Наиболее цитируемая работа Оба.
Bourgois, Vice Admiral Simeon. Les torpilleurs: La guerre navale et la defense des cotes. Paris, 1888. Этот очень компетентный ответ Jeune Ecole, был впервые напечатан в Nouvelle revue между апрелем 1886 и февралем 1888.
Charmes, Gabriel. La Tunisie et la Tripolitaine. ed. Paris, 1884.
x . Politique exterieure et coloniale. Paris, 1885.
x . Les torpilleurs autonomes et l'avenir de la Marine. Paris, 1885.
- x . La reforme de la Marine. Paris, 1886.
Chasseriaud, Andre-Henri (Ancien officier de la Marine). «L'avancement dans la Marine.» Nouvelle revue 16 (1 June 1882): 481.
x . «Torpilleurs et torpilles.» Nouvelle revue 32 (1885): 42.
x . «La guerre navale par escadres cuirassees.» Nouvelle revue
x . «Le torpilleur et le droit des gens.» Nouvelle revue 40 (1886).
Deschanel, Paul. La politique francaise en Oceanie a propos du canal de Panama. Paris, 1884. Introduction by Ferdinand de Lesseps.
Du Pin de Saint-Andre, Admiral Ernest. «La question des torpilleurs.» Revue des deux mondes (15 June 1886): 880 and (15 July 1886): 343. Уничтожающая критика Jeune Ecole, хотя и уступающая работе адмирала Буржуа.
Fontin, Paul (Commandant Z). «Le peril maritime.» Nouvelle revue 52 (1888): 821.
x . Les sous-marins et l'Angleterre. Paris, 1902.
ontin, Paul (Commandant Z), and Vignot, Mathieu-Jean-Henry (H. Montechant). Les guerres navales de demain. Paris, 1891.
x . Essai de strategie navale. Paris, 1893.
x . Les lois du nombre et de la vitesse dans l'art de la guerre: Le travail des armees et des flottes. Paris, 1894.
x . Reformes navales. Paris, 1899. Предполагалось, что это будет его лучшая работа: но к моменту ее окончания она совершенно устарела.
Guierre, Alphonse-Alexis. L'avenir de la torpille et la guerre future. Paris, 1898.
Pene-Siefert,Jocelyn. La Marine en danger (1870–1888). Paris, 1888.
x . Flottes rivales: Programme de demain. Paris, 1890.
Reveillere, Admiral Paul-Emile-Marie (Paul Branda). La conquete de l'Ocean.. Paris, 1894.
Умеренные, Фашода и Программа 1900
Demigny, A. La faillite de la Marine. Paris, 1899.
(Dez, R ). Etude sur la Marine de guerre: La strategie navale . . .la constitution logique de la force navale francaise. Paris, 1898.
Duboc, Emile-Charles. Le point faible de l'Angleterre. Paris, 189–.
x . «Apres Fashoda: La politique navale de la France.» Questions diplomatiques et coloniales 9 (1900): 338.
Duquet, A. «La faillite du cuirasse.» Revue maritime 161 (1904): 153.
(Ferrand, Charles). Notre Marine de guerre en 1899: Les vices de son organisation; un programme de reformes. Paris, 1899. Переиздана с именем автора в 1908.
Fleury-Ravarin, Henry. Notre defense maritime et coloniale. Paris, 1900.
x . «La reorganisation de notre Marine militaire.» Revue politique et parlementaire 23 (February 1900): 253. Теория Программы 1900, изложенная членом Комитета по бюджету.
Fournier, Admiral Francois-Ernest. La flotte necessaire: Ses avantages strategiques, tactiques et economiques. Paris, 1896.
x . La flotte de combat. Paris, 1899.
La Rocque, General de. «Esquisse d'un programme naval en 1900.» Revue des deux mondes (15 February 1900): 758–91.
Lanessan, Jean-Louis de. La Marine francaise printemps de 1890. Paris, 1890.
Laubeuf, Maxime (d'Armor). Les sous-marins et la guerre contre l'Angleterre. Paris, 1899.
Lockroy, Edouard. M. de Moltke: Ses memoires et la guerre future. Paris, 1892.
x . La Marine de guerre: Six mois rue Royale. Paris, 1897. Своего рода отчет по его первому ...
x . La defense navale. Paris, 1900. ... и второму министерству.
x . Du Weser a la Vistule: Lettres sur la Marine allemande. Paris, 1901.
x . Les Marines francaise et allemande. Paris, 1904.
Maconge, J.-L de. Une Marine rationelle: La flotte utile, les reformes necessaires de notre organisme naval. Paris, 1903.
O'Cabe. «Considerations sur une guerre entre la France et l'Angleterre.» Questions diplomatiques et coloniales 9 (1900): 353.
Weyl, Emile. Les grandes manoeuvres de l'escadre francaise. Paris, 1886.
x . La Marine militaire (1888–1889). Paris, 1889.
x . La flotte de guerre et les arsenaux. Paris, 1894.
X (pseud.). La guerre avec l'Angleterre: Politique navale de la France. Paris, 1900.
X, Lieutenant (pseud.). «La guerre de course et la defense navale.» Revue de Paris (1 May 1900): 62 and (15 May 1900): 351.
Позднейшие теоретические работы
Carfort, Rene de. «Introduction a l'etude de la tactique navale.» Revue maritime 140 (1899): 5.
Castex, Raoul-Victor-Patrice. Theories strategiques. 5 vols. Paris, 1929–30. Содержит классчиеский корткий очерк в томе 1, глава 2: «Historique succinct de la strategie navale theorique.»
Cloarec, P. «Les points d'appui.» Journal de la Marine: Le Yacht 25 (1902): 505.
Colomb, Philip Howard. Naval Warfare. London, 1891.
x . «The English Channel and War.» United Service Magazine, n.s., 5 (1892): 225. Хороший пример его реалистических представлений о миноносцах.
Corbett, Julian S. Some Principles of Maritime Strategy. London, 1911.
Darrieus, Gabriel. War on the Sea: Strategy and Tactics. Annapolis, Md., 1908. На французском издана в 1907.
Daveluy, Rene. L 'esprit de la guerre navale. 3 vols. Paris, 1909–10.
Farret, Etienne. «Questions de strategie navale.» Revue maritime 131 (1896): 205. Одна из первых даптаций Мэхэна к французским условиям.
Jane, Fred T. Heresies of Sea Power. London, 1906.
Mahan, Alfred Thayer. The Influence of Sea Power upon History, 1660–1783. London, 1892. Sydenham-Clarke, George. «The Limitations of Naval Force.» Nineteenth Century 46 (1899): 180.
Разное
Armstrong, G. E. Torpedoes and Torpedo-vessels. Royal Navy Handbooks. London, 1896.
Ballard, Commander George Alexander. «The Protection of Commerce in War.» Journal of the Royal United Service Institution 42 (1898): 365.
Barnes, J. S. Submarine Warfare: Offensive and Defensive. New York, 1869.
Beriel; Lachenaud, M; and Soleil, Pierre-Louis. Le controle du Parlement sur le budget de la Marine. Paris, 1906. Very valuable.
Bertin, Louis-Emile. Evolution de la puissance defensive des navires de guerre. Paris, 1907. Изложение идей Бертена относительно военно-морской техники им самим. Крайне интересно.
Bowen, Frank History of the Royal Naval Reserve. London, 1926. Прекрасная работа по английским пробоемам комплектования кораблей личным составом.
Bridge, Admiral Sir Cyprian. «Fifty Years Architectural Expression of Tactical Ideas.» Transactions of the Institution of Naval Architects 53 (1911): 34.
Brossard de Corbigny, Jules-Marcel. Considerations sur l'emploi des bateaux torpilleurs. Paris, 1880.
Candace, Gratien. La marine marchande francaise et son importance dans la vie nationale. Paris, 1930.
Chadwick, French Ensor. Report on the Training Systems for the Navy and Mercantile Marine of England, and on the Naval Training System of France. Washington, 1880.
Charbonnier, Prosper-Jules. L'Artillerie de la Marine. Paris, 1904. Прекрасная работа будущего командира Корпуса мосркой артиллерии и одного из лучших французских специалистов по баллистике.
Clapham, J. H. An Economic History of Modern Britain: Free Trade and Steel 1850–1886. Cambridge, 1932.
Claudeville, Commandant. «L'importance des mines sous-marines dans les guerres mari-times.» Revue maritime, March 1926.
Clowes, William Laird. «Some Lessons from Kiel.» Nineteenth Century 38 (1895): 165.
Colomb, John Charles Ready. Naval Intelligence and Protection of Commerce in War London, 1881.
Delauney and Guittard. Historique de l'Artillerie de la Marine. Paris, 1889.
Dewar, Lieutenant A. C. «In the Existing State of Development of Warships, and of Torpedo and Submarine Vessels, in What Manner Can the Strategical Objects Formerly Pursued by Means of Blockading an Enemy in His Own Ports, Be Best Attained?» Journal of the Royal United Service Institution 48 (1904): 329.
Dilke, Sir Charles Wentworth. Problems of Greater Britain. 2 vols. London, 1890.
Dislere, Paul. «Les budgets maritimes de la France et de l'Angleterre.» Revue maritime 57 (1878): 90.
Duchemin, General Auguste-Paul-Albert. les Troupes coloniales et la defense des colonies. Paris, 1905.
Dupont, Andre-Simon-Eugene. Les arsenaux de la Marine de 1689 a 1910: Leur organisation administrative. Paris, 1913.
Ecole polytechnique. Livre du Centenaire. 3 vols. Paris, 1894. Чрезвычайно важно в смысле изучения ее истории, имеются краткие сведения по различным факультетам.
Farret, Etienne. «Etudes comparatives de tactique navale.» Revue maritime 11 (1883): 59.
Ferrand, Charles (Michel, Georges). Le budget de la Marine: Les vices de l'organisation de la Marine en France. Paris, 1891.
Fonlupt-Esperaber, Jacques. «Etude historique et critique sur le recruitement et le salaire des ouvriers des arsenaux.» Doctoral dissertation, Paris, 1913.
Furse, Colonel G. A. «French Ports in North Africa.» Journal of the Royal United Service Institution 43 (1899): 1113.
Garbett, Captain H. Naval Gunnery: A Description and History of the Fighting Equipment of a Man-of-War. Royal Navy Handbooks. London, 1897.
Germanicus (pseud.). «Frankreichs Flottenfrage und die junge Schule.» Preussische Jahr-bucher 96 (1899): 258.
Hichborn, Philip. Report on European Dockyards. Washington, 1886.
Hurd, Archibald S. «French Friendship and Naval Economy.» Fortnightly Review, n.s., 74 (1903): 654. Хотя и чрезвычайно критично натсроенная, эта работа остается одной из лучших в Британии по французскому флоту.
Knaplund, Paul. Gladstone's Foreign Policy. New York, 1935.
Loir, Maurice. L'escadre de l'amiral Courbet. Paris, 1894.
Long, Admiral Samuel. «On the Present Position of Cruisers in Naval Warfare.» Transactions of the Institution of Naval Architects 34 (1893): 1.
Marchand, A. Plans de concentration de 1871 a 1914. Paris, 1926.
Marga, Commandant. Geographie militaire. 5 vols. and 2 atlases. and 4th eds. Paris, 1884–85.
Meeker, Royal. History of Shipping Subsidies. New York, 1905.
Millington, E. C. Seamen in the Making: A Short History of Nautical Training. London, 1935.
Moch, Gaston (Patiens). «La defense nationale et la defense des cotes.» Revue de Paris (1 May 1894): 180.
Moltke, Graf von. Die deutschen Aufmarschplane, 1871–1890. Forschungen und Darstel-lungen aus dem Reichsarchiv, vol. 7. Berlin, 1929.
Mousset, Albert. L'Espagne dans la politique mondiale. Paris, 1923.
Oultre-Seille, Renault d'. «D'evolution du probleme des bases navales.» Academie de Marine: Communications et memoires 11 (1932): 117.
Patard, L. Historique de la Commission d'Experiences de Gavres (1829–1930). Paris, 1930.
Pinon, Rene. L'empire de la Mediterranee. Paris, 1904.
Pribram, Alfred F. The Secret Treaties of Austria-Hungary, 1879–1914. 2 vols. Cambridge, Mass, 1920–21.
Rope, Charles. Rome et Berlin: Operations sur les cotes de la Mediterranee et de la Baltique auprintemps de 1888. Paris, 1888.
Roussin, Alfred. «Les arsenaux de la Marine: Reformes dans leur organisation administrative.» Revue des deux mondes (15 May 1897): 320–39.
Sallstrom, Emilio. Estado actual de la cuestion torpederas. Buenos Aires, 1887.
Scheliha, Viktor Ernst Karl Rudolf von. A Treatise on Coast Defence. London, 1868. Опыт Конфедерации,1861–65.
Schroeder, Seaton. «The Development of Modern Torpedoes.» Information from Abroad 6 (1887): 1.
x . «The Development of the Modern Torpedo Boat.» Information from Abroad 5 (1886): 117.
Sleeman, Torpedoes and Torpedo Warfare. Portsmouth, 1889.
Soley, James Russell. Report on Foreign Systems of Naval Education. Washington, 1880.
Sydenham-Clarke, George. Fortification: Its Past Achievements, Recent Development, and Future Progress. London, 1890.
Yexley, Lionel. The Inner Life of the Navy. London, 1908.
Z (pseud.). «Les puissances maritimes en Mediterranee.» Annales des sciencespolitiques 19 (1904): 76.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Bueb, Volkmar. «Die 'Junge Schule' der franzosischen Marine: Strategie und Politik, 1875–1900.» Boppard am Rhein: Harald Boldt, 1971.
Coat, Paul. Les arsenawc de la Marine de 1630 a nos jours. Brest: Editions de la Cite, 1982.
Crouzet, Francois. «Recherches sur la production d'armements en France (1815–1913)» Revue historique (1974, no. 1): 45–84. 1914).» Revue historique (1974, no. 2): 409–422.
Del Vecchio, Edoardo. «II fallimento delle trattative maritime fra Italia e Francia.» Storia e Politica 8 (1969, no. 4): 617–61.
x . DiRobilant et la crisi nei rapporti marittimi italo-francesi (1862–1888). Milan, 1970.
Dousset, Francis. Les navires de guerre francais de 1850 a nos jours. Brest: Editions de la Cite, 1975.
Ganiage, Jean. L'expansion coloniale de la France sous la Troisieme Republique. Paris: Payot, 1968.
Jenkins, Ernest H. A History of the French Navy from Its Beginnings to the Present Day. Annapolis, Md.: Naval Institute Press, 1973.
Le Masson, Henri. «Douze ministres, ou dix ans d'hesitations de la Marine francaise.» Revue maritime, n.s., 233 (June 1966): 710–33.
x . Histoire du torpilleur en France. Paris: Academie de Marine, 1966.
x . Les sous-marins francais des origines (1863) a nos jours. Edited by Francis Dousset. Brest: Editions de la Cite, 1980.
Lepotier, Adolphe-Auguste-Marie. Cherbourg: Port de la Liberation. Paris: Editions France-Empire, 1972. Also: Brest: Porte oceane, Paris, 1968; Toulon. Porte du Levant, Paris, 1972; and Lorient: Porte des Indes, Paris, 1970.
Luce, Emile. Marine francaise et le President Felix Faure dans la crise de Fachoda.» Academie de Marine: Communications etmemoires (1959–60): 5–37.
Masson, Philippe. «La politique naval francaise de 1850 a 1914.» Revue maritime, n.s., 251 (February 1968): 183–203.
x . Histoire de la Marine. 2 vols. Paris: Lavauzelle, 1981–83.
Polak, Jean. Bibliographie maritime francais depuis les temps les plus recules jusqu'a 1914. Grenoble: Editions des 4 Seigneurs, 1976. Также, с указателем, Grenoble: Jean-Pierre Debbane, 1983.
Randier, Jean. La Royale. 3 vols. Brest: Editions de la Cite, 1972–78.
Roberts, Stephen S. «The Introduction of Steam Technology in the French Navy, 1818–1852.» Doctoral dissertation, University of Chicago, 1976.
Ropp, Theodore. «Continental Doctrines of Sea Power.» In Makers of Modern Strategy, edited by Edward Mead Earle, pp. 446–456. Princeton: Princeton University Press, 1941.
x . «German Seapower: A Study in Failure.» In Dreadnought to Polaris: Maritime Strategy since Mahan, edited by A. M. J. Hyatt, pp. 12–18,112–14. Annapolis, Md.: Naval Institute Press, 1973.
x . History and War. Augusta, Georgia: The Hamburg Press, 1984.
x . «The Modern Italian Navy.» Military Affairs 5 (1941): 32–48,104–16.
x . War in the Modern World. Durham, N.C.: Duke University Press, 1959.
Rouyer, Admiral, et al. «Un 'compact' documentaire pour shiplovers et modelistes.» Triton 36 (1956) through 50 (1959). Единственные хорошо изданные чертежи французских кораблей того периода, один-два в выпуске. Также смотри Neptunia.
Taillemite, Etienne. Dictionnaire des Marins francais. Paris: Editions maritimes et d'Outre-mer, 1982.
Thomazi, Auguste-Antoine. Marins batisseurs d'empire. Paris: Horizons de France, 1946–47.
Vichot, Jacques. Repertoire des navires de guerre francais. Paris: Association des Amis des Musees de la Marine, 1967. Изначально появились в Triton и Neptunia.
Wallin, Franklin Whittelsey. «The French Navy during the Second Empire: A Study of the Effects of Technological Development on French Governmental Policy.» Doctoral dissertation, University of California at Berkeley, 1953. Статья с выводами из этой диссертации: Revue maritime (April 1958): 486.
Walser, John Raymond. «France's Search for a Battlefleet: French Naval Policy, 1898–1914.» Doctoral dissertation, University of North Carolina, 1976.
Wolff, Robert. Marins et navires de la flotte francaise de guerre d'avant 1914. Paris: SED4,
1983. Фотозарисовки корабельной жизни.
Список иллюстраций
1. Броненосец «Сюрвейан» (Surrveillante), спущенный на воду в 1864 году, типа «Фландр». Во многом очень схожий с «Глуар», он был одним из броненосцев первого поколения с деревянным корпусом и вооружением на батарейной палубе, спроектированных Дюпюи де Ломом.
2. Броненосец «Сюффрен» (Suffren) (1870). Корабль с забронированными поясом и батареей (belt-and-battery ship), спроектированный Дюпюи де Ломом. На его верхней палубе, прямо над бронированной батареей, пушки которой могли вести огонь лишь на борт, были установлены по два барбета на борт.
3. Броненосцы береговой обороны типа «Кербер» (Cerbere) в Шербуре, 1875 год. Слева направо: «Кербер» (1868), «Белье» (Belier) (1870), и «Тигр» (Tigre) (1871). Эти потомки «Торо» несли пушку во вращающейся башне и имели мощный таран.
4. Германский корабль береговой обороны «Байерн» (Bayern), спущенный на воду в 1878. Этот Ausfallkorvette был частью новой германской оборонительной системы. Из шести его пушек четыре могли вести огонь прямо по носу.
5. Два корабля, построенных по программе 1872 года, стоящие у причальной стенки Брестского арсенала: броненосец «Редутабль» (1876) и броненосец береговой обороны «Темпет» (1876). Основное вооружение «Редутабля» было установлено в расположенной в центре корпуса бронированной батарее и установленных выше барбетах. Вооружение «Темпета» было установлено в его единственной башне.
6. Броненосец-стационер «Баярд» (1880), который во время франко-китайской войны 1884–85 годов был флагманским кораблем адмирала Курбэ. Его основное вооружение из четырех тяжелых пушек размещалось в барбетах: два перед мостиком побортно, и еще два в диаметральной плоскости, позади трубы.
7. Крейсер первого ранга «Турвиль» в иностранном порту в 1880-е. Он был создан для требовавших высокой скорости действий на торговых путях, но обеспечение его действий было бы очень накладным.
8. Крейсер второго ранга «Лаперуз» (1877) в Алжире в 1886 году. Типичный французский крейсер 1870-х: мощное вооружение из пятнадцати 5.5-дюймовых пушек, относительно малая скорость и деревянный корпус.
9. Члены экипажа торпедного авизо «Д'Ибервиль» (D'Iberville) (1893) за своими обычными занятиями на борту корабля. Присутствуют механик, рулевой, сигнальщик, артиллеристы и палубные матросы. Мостик авизо располагался между двумя дымовыми трубами.
10. Брестская верфь начала 1880-х годов. Транспорт «Таж» (Tage), спущенный на воду в 1847 году в качестве линейного корабля проходит сквозь поворотный мост. Блокшивы и служебные корабли на переднем плане типичны для верфей тех лет. Среди них видны три миноносца: большой No. 27 и два малых миноносца Торникрофта типа No. 8.
11. Броненосец «Нептюн» (1887). Систершип «Маженты» он был также перегружен благодаря огромной надстройке и массивным мачтам с боевыми марсами. В итоге, в 1890-х года в отношении этих кораблей было предпринято парламентское расследование.
12. Бронепалубный крейсер «Юнеби» (Unebi) (1886), построенный в Гавре для Японии. Нес четыре 9.4-дюймовые пушки (в сравнении с двумя 10-дюймовыми пушками крейсеров, купленных у Армстронга). Однако его гибель по неизвестным причинам на пути в Японию негативно сказалась на репутации французских кораблестроителей.
13. Европа южные воды
14. Первый из шедевров Бенедетто Брина итальянский броненосец «Дуилио», спущенный на воду в 1876 году. Броня этого необычно большого и быстроходного корабля была сосредоточена в прикрывающей основания труб и башен цитадели.
15. Башенные 100-тонные 17.7-дюймовые дульнозарядные пушки «Дуилио». Возле башни можно разглядеть выступающие над палубой бронированные гласисы, через которые осуществлялось заряжание пушек.
16. Барбетные 100-тонные 17-дюймовые казнозарядные пушки итальянского броненосца «Лепанто». На этом броненосце и на его систершипе «Италия» четыре таких орудия на двух поворотных установках размещались в гигантском барбете в центре корпуса.
17. Французский ответ на «Дуилио»: броненосец «Амираль Дюперре», спущенный на воду в 1879 году. Помимо узкого пояса вдоль ватерлинии, забронированы были только барбеты четырех тяжелых пушек.
18. Броненосец «Формидабль» (1885). Батарея 5.5-дм пушек была вскоре усилена , как видно на фотографии, четырьмя 6.4-дм пушками в спонсонах. Эти пушки были призваны усилить носовой и кормовой огонь, сочтенный из-за размещения тяжелых пушек в диаметральной плоскости слишком слабым.
19. Броненосец береговой обороны «Фюрьо» (1883). Его первоначальный проект практически повторял «Темпет», он затем корабль был полностью перепроектирован став барбетным кораблем с двумя 13.4-дм пушками в оконечностях
20. Броненосец береговой обороны «Рекэн» (1885) в своем первоначальном виде. Этот, и три других броненосца типа «Индомптабль» несли по два 16.5-дм пушки самые крупнокалиберные пушки из всех, которые когда-либо устанавливались на французских броненосцах и линкорах.
21. Броненосец «Ош» (1886). Видно, что на полном ходу его низкие борта в носу и корме захлестываются волнами. Фотография изображает корабль таким, каким он был после переделки 1894 года когда с него была снята одна боевая мачта и часть надстроек.
22. Британский броненосец «Бенбоу» (Benbow) (1885) типа «Адмирал». Хорошо видно одно из двух 16.25-дм орудий. Бортовая броня была представлена лишь узким поясом, прикрывающим центральную часть корабля.
23. Крейсер первого ранга «Найад» (Naiade) (1881) Этот корабль один из пятерки, включавшей в себя «Дюбордье» (Dubordieu) и «Капитэн Люка» (Capitaine Lucas) (от постройки которого было решено отказаться), начатой в конце 1870-х годов. Корабли этой пятерки имели деревянные корпуса и малую скорость, но не имели брони. Боевая ценность их была ненамного больше, чем у пароходофрегатов 1850-х.
24. Бронепалубный крейсер первого ранга «Сфакс» (Sfax) (1884). Существенно превосходил крейсера типа «Найад», поскольку имел стальной корпус, броневую палубу и высокую скорость. Стал первым французским крейсером нового типа после «Турвиля».
25. Бронепалубный крейсер первого ранга «Сесиль» (Cecille) (1888) Фотография изображает его стоящим в Виллефранше вместе с броненосцем «Курбэ», одним из двух «улучшенных «Редутаблей», постройка которых была начата в середине 1870-х.
26. «Паровой миноносец», вероятно миноносец №4, построенный в 1875 для французского флота британской фирмой «Ярроу». Нес примитивную шестовую мину.
26а. Крейсер-разведчик «Милан» (Milan) (1884) в Алжире. Он должен был в первую очередь развивать высокую скорость, и его основное вооружение состояло из 4-дюймовых пушек, одну из которых можно разглядеть на баке.
27. Минный крейсер «Вотур» (Vautour) (1889), типа «Кондор». Был вооружен пятью торпедными аппаратами, установленными следующим образом: два в носу, по одному на борт позади якорных клюзов, еще два в середине корпуса, позади спонсонов, и еще один в корме.
28. Миноносец №63 (1883). Успешные испытания этого корабля равно как и однотипного с ним №64 в шторм в Средиземном море сделали «33-метровый миноносец» тем «автономным миноносцем» который, по мнению Jeune Ecole должен был положить конец царствованию броненосцев.
29. Германский миноносный корабль (авизо) «Цитен» (1876), ставший прототипом торпедных авизо и канонерок многих флотов. Был вооружен двумя подводными торпедными аппаратами одним в носу, одним в корме.
30. Крейсер третьего класса «Вольта» (Volta) (1867) в китайских водах, во время, или вскоре после кампании Курбэ. На заднем плане канонерка «Випер» (Vipere), правее миноносец №45 или №46.
31. Британский крейсер с броневым поясом «Орландо» (1886). Он и шесть его систершипов хотя и были на момент вступления в строй вполне современными кораблями, тем не менее сохранили бывший отличительным признаком броненосцев-стационеров вышедший из моды узкий но толстый броневой пояс.
32. Бронепалубный крейсер первого ранга «Исли» (Isly) (1891) один из трех больших крейсеров, построенных по предложенной Обом программе строительства крейсеров и миноносцев.
33. Два Давида и Голиаф: миноносцы №101 и №102 (1887) 35-метровго типа возле броненосца «Марсо», стоящего на стапеле в ожидании спуска на воду. №102 спустя два года перевернулся в море, продемонстрировав таким образом серьезный недостаток этого типа миноносцев.
34. Bateau-cannon «Габриэль Шармэ» (1886). Спроектированный для поддержки миноносцев, он нес 5.5-дюймовую пушку однако вести точный огонь из этого орудия, установленного на корпусе миноносца, оказалось невозможно.
35. Один из первых французских миноносцев для открытого моря «Ураган» (Ouragan) (1887). Заметно превосходящий по размерам обычные миноносцы, он также имел большее количество торпедных аппаратов, некоторые из которых видны на фото.
36. Миноносец №132 (1890). Один из первых миноносцев удачного семейства, начавшегося с №126, ставшего образцом для будущих кораблей для defences mobiles.
37. Броненосец береговой обороны «Вальми». Сочтенный сторонниками Jeune Ecole за анахронизм, он, по иронии судьбы, был прямым потомком задуманного Обом броненосного корабля-матки для миноносцев.
38. Официальные чертежи броненосца береговой обороны «Бувинэ» (1892) концепция этого броненосца устарела так же, как и концепция «полу-однотипного» с ним «Вальми», но благодаря поднятому полубаку он значительно лучше проявил себя во время службы. Вместо двух 13.4-дюймовок «Вальми» он нес две 12-дюймовки.
39. Заложенный в 1892 году британский броненосец «Резолюшн» (Resolution) типа «Ройял Соверен» (Royal Sovereign). На фотографии ясно видны двухорудийные барбетные установки 13.5-дюймовых пушек в носу и корме, и размещенная вдоль борта батарея 6-дюймовых пушек. Это размещение артиллерии вскоре стало стандартным.
40. Британский бронепалубный крейсер второго ранга «Терпсихор» (Terpsichore) (1890) типа «Аполло». Он был одним из тридцати трех крейсеров, построенных по Акту о морской обороне 1889 для защиты британской торговли от французских рейдеров, базирующихся в Бресте.
41. Броненосец «Бреннус», спущенный на воду в 1891 году в своем первоначальном виде. Первый французский броненосец, имевший защиту от фугасных снарядов, он был сильно перегружен, и перед тем, как его принял флот, с него была снята кормовая боевая мачта и часть надстроек.
42. Броненосец «Карно». Отличительной чертой этого и четырех схожих с ним броненосцев, задуманных как ответ на «Ройял Соверен», были ромбическое расположение орудий главного калибра и большой завал бортов высокого, относительно незащищенного корпуса.
43. Официальные чертежи броненосца «Бувэ» (1896), последнего из пятерки «Карно». Имевший водоизмещение 12200 тонн он нес две 12-дюймовки в оконечностях, и две 10.8-дюймовки побортно. Защита его состояла из узкого пояса вдоль ватерлинии.
44. Броненосный крейсер «Шанзи» (Chanzy) (1894) типа «Шарнэ» (Charner) находящийся в достройке в Бордо вместе с двумя миноносцами из группы №192–№194. «Шанзи» имел много общего с первым броненосным крейсером «Дюпюи де Лом» (1890), уменьшенной версией которого он и являлся.
45. Два быстроходных миноносца «Шевалье» (1893), и на заднем плане шедевр Нормана 31-узловой «Форбан».
46. Броненосец «Жорегиберри». Спуск на воду этого броненосца одного из пяти, заложенных в период с 1890 по 1892 год во время русского визита в Тулон поспособствовал началу Средиземноморской паники в Англии.
47. Крейсер третьего класса «Труд» (Troude) (1888). Один из шести малых крейсеров, заказанных Обом. Предполагалось что эти корабли, базирующиеся в Средиземном море, будут представлять угрозу английскому судоходству. На заднем плане мачты броненосца «Ош».
48. Торпедный авизо «Леже» (Leger) (1891). Подобно своим английским современникам, торпедным канонеркам «Шарпшутер», корабли этого типа создавались для борьбы с миноносцами и продемонстрировали как плохую мореходность, так и не слишком высокую скорость.
49. Корабль-матка «Фудр» (1895). Крайнее выражение одержимости французов миноносцами. Корабль имел корпус крейсера чтобы иметь возможность действовать вместе с флотом и мощные краны для спуска и подъема специально построенных миноносцев.
49a. Торговые маршруты и угольные станции
50. Бронепалубный крейсер первого ранга «Д'Антркасто» (D'Entrecasteaux) (1896). Один из немногих крейсеров, построенных в 1890-х годах для службы на дальних станциях.
51. Современный чертеж «Д'Антркасто». Этот 8000-тонный крейсер развивал скорость 19 узлов, нес вооружение из двух 9.4-дюймовых и двенадцати 5.5-дюймовых пушек, и был защищен 3.3-дюймовой броневой палубой.
52. Британский броненосец «Ганнибал» (Hannibal) (1896) типа «Маджестик». Девять броненосцев этого типа восстановили непререкаемость английского превосходства на море.
53. Броненосец «Голуа» (Gaulois) (1896). Построив корабли этого типа, Франция перешла к размещению артиллерии главного калибра, ставшему стандартным во всем мире после постройки «Ройял Соверена». Тем не менее, французские броненосцы все еще сильно уступали по водоизмещению своим английским соперникам.
54. Официальные чертежи броненосца «Шарлемань» (Charlemagne) (1895), одного из трех броненосцев типа «Голуа». Его артиллерия главного калибра четыре 12-дюймовые пушки в двух двухорудийных башнях была существенно мощнее чем у его предшественника «Бувэ», но из-за 11275-тонного водоизмещения усилить его бронирование оказалось невозможно.
55. Истребитель торговли «Шаторено» (спущен на воду в 1898 году) в Ла Сейне. По мысли создателей он должен был на большом расстоянии сходить за океанский лайнер.
56. Современный чертеж «Шаторено». Половину длины этого 8000-тонного крейсера занимали машины и котлы, должные обеспечить ему 23-узловую скорость. Вооружение его, однако, состояло лишь из двух 6.4-дюймовых и шести 5.5-дюймовых пушек, толщина броневой палубы достигала 2.4 дюймов.
57. Большой броненосный крейсер «Жанна д'Арк» (1899). Превышавший по водоизмещению и цене многие броненосцы, он стал первым из девятнадцати броненосных крейсеров разных типов, постройку которых французы начали с 1895 по 1905 год.
58. Чертежи бронепалубного крейсера второго класса «Жюрьен де ля Гравьер» (1899), выполненные Эмилем Бертэном и одобренные морским министром 9 ноября 1896 года. Корабль предназначался для стационерной службы, но имел скорость достаточную для того, чтобы быть опасным истребителем торговли.
59. Броненосный крейсер типа «Монкальм» (1900) на ходовых испытаниях. Он был построен в соответствии с идеями адмирала Фурнье для несения службы в европейских водах.
60. Официальные чертежи броненосного крейсера «Гейдон» (Gueydon) типа «Монкальм». Его командир в 1906 году заявил, что его вооружение из двух 7.6-дюймовых и восьми 6.4-дюймовых пушек недостаточно для его водоизмещения. Крейсер развивал скорость 21 узел и нес 5.9-дюймовый броневой пояс.
61. Британский броненосец «Вэндженс» (Vengeance) (1899). Находясь во время Фашодского кризиса на стапеле, этот броненосец типа «Канопус» подкреплял уверенность британцев в их превосходстве на море.
62. Контрминоносец «Рапьер» (Rapier) (1901). Подобно первому французскому контрминоносцу «Дюрандаль» он нес смешанное вооружение пушки против миноносцев, и торпеды против броненосцев.
63. Гибралтарский пролив
64. Броненосный крейсер «Клебер» (Kleber) (1902). Этот корабль, построенный по программе строительства броненосных крейсеров 1897–98 годов, и два его систершипа были последними крейсерами, построенными специально для службы на дальних станциях.
65. Официальные чертежи броненосного крейсера «Клебер» (1902). Этот уменьшенный вариант «Гейдона», спроектированный для стационерной службы, имел водоизмещение 7600 тонн, развивал скорость 21 узел и нес 3.9-дюймовый броневой пояс. Восемь 6.4-дюймовых пушек были установлены в четырех двухорудийных башнях.
66. Броненосец «Патри» (спущен на воду в 1903). Проектируя этот, и пять остальных броненосцев Программы 1900 Бертэн пошел на заметное увеличение водоизмещения и создал корабли, ничуть не уступающие британским соперникам.
67. Официальные чертежи броненосца «Жюстис», одного из последних кораблей Программы 1900. Он и три других однотипных с ним броненосца были почти что копиями броненосцев типа «Патри» не считая изменений в артиллерии среднего калибра.
68. Броненосный крейсер «Виктор Гюго» (Victor Hugo) (1904) типа «Жюль Ферри». Один из первых трех броненосных крейсеров, построенных по Программе 1900, он представлял собой увеличенную версию «Монкальма» с удвоенным вооружением и некоторым увеличением скорости.
69. Официальные чертежи броненосного крейсера «Леон Гамбетта» типа «Жюль Ферри» (1901) Он нес вооружение из четырех 7.6-дюймовых и шестнадцати 6.4-дюймовых пушек вдвое более мощное, чем «Гейдон», и имел водоизмещение 12350 тонн. Толщина пояса была увеличена до 6.7 дюймов, а проектная скорость составила 22 узла.
70. Французские базы в европейских водах, 1902
71. Мореходный миноносец «Рафаль» (Rafale) (1901) один из последних построенных французами перед тем, как Программа 1900 и развитие контрминоносцев не прекратили постройку кораблей этого класса, и низвели их до уровня кораблей береговой обороны.
72. Торпедный авизо «Дагю» (Dague) типа «Бомб», один из многих полуэкспериментальных кораблей 1880-х, ставших совершенно бесполезными к 1900. В середине 1890-х при попытке возродить предложенный Шармэ bateau-canon однотипный с ним «Драгонн» был вооружен мортирой.
73. Броненосец береговой обороны «Рекэн» (Requin) (1885) после модернизации, проходившей с 1898 по 1901 год. Этот, и несколько других броненосцев закладки 1870–80-х годов получили новые пушки и котлы, что заметно повысило их шансы на борьбу с старыми британскими броненосцами.
74. Подводная лодка «Жимнот» (1888) на полном ходу. Исследования, проведенные с этой крохотной субмариной обеспечили французам первенство как в строительстве, так и в теории применения подводных лодок.