Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава двенадцатая.

Военное искусство в войнах индейских народов Америки с европейскими колонизаторами в XVI — XVII вв.

1. Индейские народы Америки и их военная организация

В 1453 г. турки захватили Константинополь и закрыли торговый путь из Европы в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Начались поиски путей в Индию, Катэй (Китай) и Сипанго (Японию). Ведущая роль в этом принадлежала мореплавателям Португалии и Испании.

3 августа 1492 г. Христофор Колумб отплыл из испанского порта Палое с экипажем в 90 человек на трех кораблях, снаряженных на испанские средства. 12 октября этого же года Колумб достиг одного из островов, затем Кубы и Испаньолы (Гаити). Так была открыта Центральная и Южная Америка. В 1497 г. англичанин Кабот достиг берегов Северной Америки.

Колонизация открытого европейцами материка шла очень быстро. В середине XVI в. в Америке насчитывалось уже 200 испанских колоний, в которых жило до 150 тыс. европейцев. «История Америки на протяжении последующих (после ее открытия европейцами. — Е. Р. ) 460 лет — это долгая и страшная повесть о разграблении и уничтожении естественных богатств Западного полушария, о порабощении и эксплуатации его народов ради обогащения небольшой кучки паразитических правящих кругов — крупных землевладельцев и капиталистов. И в то же время история американских стран — это история непрерывной и неукротимой борьбы трудящихся масс против беспощадной эксплуатации, за человеческие свободы»{689}. [646]

Ко времени открытия Колумбом Америки коренное население — индейцев обоих материков — различные исследователи исчисляют от 14 до 40 миллионов человек. По хозяйственному укладу это население было весьма различным — начиная от кочевников Огненной Земли до полуземледельческих племен северной части Атлантического побережья и оседлых индейских племен Мексики, Центральной Америки и Перу. Племена находились на различных ступенях общественного развития — от высшей стадии дикости (инки) до низшей (ирокезы) и средней (ацтеки и инки) стадий варварства. По своей общественной организации это был родовой строй на различных ступенях его развития — род, фратрия, племя, конфедерация племен.

У индейцев земля являлась собственностью всего племени. «Однако система,. при которой землей распоряжалась вся община, не гарантировала от возникновения войн между соседними — племенами, территории которых вклинивались одна в другую. Они воевали из-за охотничьих угодий, водоемов, речных долин, берегов озер, месторождений кремня, залежей соли, из-за воды для нужд орошения и по другим поводам»{690}.

По уровню развития производительных сил индейцы XVI в. отставали от европейцев. Им не было известно железо, они не знали пороха, колесного транспорта, плуга, пользовались каменными и бронзовыми орудиями и таким же оружием. За исключением ацтеков в Мексике и племени майя в Юкатане, индейцы не знали письменности. Следует отметить, что многие сельскохозяйственные культуры Америки (маис, картофель, какао, томаты и др.) не были известны европейцам.

Примитивные орудия труда, следовательно, и примитивное оружие, отсутствие тягловых животных очень ограничивали тактические и стратегические возможности индейцев. Но даже в этих условиях индейцы с XVI в в течение нескольких столетий активно и очень долго боролись за свою независимость. Эта феноменальная борьба заслуживает специального изучения.

Источником силы сопротивления индейцев являлся их общественный уклад, родовой строй. Порабощения чужих племен, как правило, еще не было. Когда около 1651 г. ирокезы победили племя эри и «Нейтральное племя», они предложили побежденным вступить в свой союз полноправными членами. Лишь после того, как побежденные отказались от этого, они были изгнаны со своей территории. Европейцев, соприкасавшихся с индейцами, поражали качества последних: чувство собственного достоинства, прямодушие, сила характера и храбрость. [647]

«Все члены ирокезского рода, — писал американский ученый Морган, — обладали личной свободой и были обязаны защищать свободу друг друга; они пользовались одинаковыми привилегиями и личными правами. Сахемы и вожди не претендовали ни на какие привилегии; род представлял собой братство, связанное родственными узами. Основными принципами родовой организации были свобода, равенство и братство, хотя это никогда и не провозглашалось. Эти факты имеют важное значение, так как род был первичной общественной и административной единицей, основой организации индейского общества»{691}. Такое общественное устройство порождало чувство независимости и человеческого достоинства, а также определяло почетное положение индейской женщины. Ученый Кларк Уисслер писал: «Мы знаем, что индейская женщина сделала для процветания своего народа не меньше, чем мужчина. Она была выносливым работником, хорошим мастером, квалифицированным ремесленником, незаурядным художником, до некоторой степени архитектором, земледельцем, путешественником, рыболовом, охотником, врачом, проповедником, а при нужде и вождем»{692}. Одна из заслуг женщин заключается в том, что индейцы были очень чистоплотны, регулярно мылись в банях. Они считали, что бледнолицые заражают воздух и распространяют болезни. У индейцев были «города мертвых», подобно скифским, где хранились останки особенно знаменитых воинов.

Чрезвычайно сдержанные, спокойные и немногоречивые, индейцы на народных собраниях становились оживленными и красноречивыми. Примятые решения каждый индеец выполнял вплоть до самопожертвования. Утверждение расистов об умственной неспособности и лености индейцев лишены всяких оснований. Демократичность индейцев выражалась также выборностью сахемов — старейшин по общественным делам и военного вождя (двух вождей только на время похода). Индейцы очень миролюбивы. Эту их черту отразил Генри Лонгфелло в «Песне о Гайавате». Творец Вселенной Гичи Манит сделал трубку мира и сказал индейцам: «О дети, дети! Слову мудрости внемлите, слову кроткого совета от того, кто всех вас создал! Дал я земли для охоты, дал для рыбной ловли воды, дал медведя и бизона, дал оленя и косулю, дал бобра вам и казарку; я наполнил реки рыбой, а болота — дикой птицей: что ж ходить вас заставляет на охоту друг за другом? Я устал от ваших распрей, я устал от ваших споров, от борьбы кровопролитной, от молитв о кровной мести. Ваша сила — [648] лишь в согласье, а бессилие — в разладе. Примиритеся, о дети! Будьте братьями друг другу!»{693}

Исследованное Морганом племя сенеки делилось на восемь родов, имевших свои тотемы: Волк, Медведь, Черепаха, Бобр, Олень, Кулик, Цапля и Сокол. Очевидно, свое открытие о происхождении семьи Морган не случайно сделал в Северной Америке, где развитие первобытного общества сохранилось в наиболее чистом виде. Вождь — сахем был организатором охоты. Индейцам были известны правила и ограничения охоты по времени и районам, что обеспечивало воспроизводство животных и птицы. В этом отношении охота бледнолицых была хищнической и вызывала справедливые упреки индейцев. Охота была школой войны. Сахем ведал торговлей с соседними племенами.

Индейцы, по сообщению европейцев, делились на мирных и воинственных. Мирная часть рода жила в селениях, окруженных валами с частоколом, и занималась земледелием. Воинственная часть — охотники, охранявшие во время охоты селение, составляли военные товарищества — братства численностью до 20 человек, различавшиеся по своей доблести и опыту. Племя, насчитывавшее 100–200 воинов, считалось очень сильным. Достоинство охотника определялось количеством убитых животных, в доказательство чего сохранялись, например, копыта бизонов. Качество воина определялось количеством скальпов, снятых с убитых им воинов врага. Утверждение расистов о снятии скальпа с женщин, детей и безоружных не находит подтверждений. Каждое племя носило перья какой-то птицы — орла, ворона, совы и др. Отличия в бою отмечались строго определенными перьями. Количество ранений обозначалось гвоздиками на палочке, которую имел каждый воин.

На народном собрании тщательно обсуждались сведения о враге, добытые разведчиками. Если не было уверенности в успехе, то войну не начинали. На собрании, где на равных правах присутствовали все взрослые мужчины и женщины, определялась «тропа» или «дорога» войны, т. е. решение о войне, подготовка к которой проходила в отрядах в виде длительных военных танцев, фактически являвшихся тренировкой для похода и проверкой готовности к нему.

Формально война объявлялась втыканием стрелы на границе чужого племени. Границы между племенами были строго определены. Индейцы имели даже примитивные карты из цветных нитей с узлами.

Разведчики действовали скрытно. Индейцы ориентировались лучше, чем арабы, хорошо владевшие этим искусством [649] в пустынях. На походе шли след в след, что затрудняло врагу разведку. Останавливались и отдыхали в трущобах, при этом было хорошо организовано охранение. Связь осуществлялась барабанным «телеграфою и ходоками. Воины имели гамаки, предохранявшие от змей и термитов. Пищу в походе составляло мясо, залитое топленым жиром, что может говорить о начальной стадии искусства консервирования продуктов питания.

Как правило, поход совершался двумя колоннами. Одна из них завязывала бой, а другая устраивала засаду или же внезапно нападала на врага. Отлично был отработан «язык знаков» для бесшумного управления воинами в бою.

Бой в лесах и прериях велся в рассыпном строю. В этом отношении индейцы не имели себе равных. Европейцы [650] сражались с индейцами только в сомкнутом строю, но ни в коем случае не один на один.

Силу воли индейцы воспитывали еще более жестокими способами, чем спартанцы. Средствами воспитания воли были голод, жажда, утомление на охоте, в походах и даже мучения. Юноши и девушки, а также пленные враги, предназначенные для усыновления, подвергались жестоким испытаниям, и права взрослого получали только выдержавшие их с честью.

Перед приходом в Америку европейцев, приблизительно в XV в., из многочисленных индейских племен уже начинали складываться союзы. Так, например, союз ирокезов состоял из шести племен — могауки, омондаги, сенеки, онеиды, кай-юги и тускароры (последние присоединились только в 1714–1715 гг.), объединенных выборным вождем Каниенгой Гайаватой. Каждое племя включало два — три рода. Численность племени определяется от 2 тыс. до 26 тыс. человек. В союзе ирокезских племен после собраний по родам происходили собрания сахемов. Власть сахемов и военачальников никогда не была наследственной.

Континентальный климат Северной Америки требовал хорошего обмундирования. Индейцы носили добротные рубашки и макасины — обувь из сыромятной кожи определенной формы для каждого племени. Их оружием были отлично отточенные каменные топоры и ножи, копья и луки со стрелами. У некоторых племен имелось до 300 стрел на воина. Наконечники копий и стрел делались из камня, зубов, костей и рогов животных. Стрелы имели отличную отделку. Они были легкие, с желобками и оперением. В Калифорнии наконечники стрел и копий иногда прикреплялись асфальтом. Наилучшим оружием считалось оружие из кремня как самого прочного из камней. Для стрел и копий широко применялся яд [651] «кураре». Было в ходу и деревянное оружие в виде дубин — палиц. Железные ножи до европейцев были уникальными и приготовлялись из метиоритного железа. На вооружении у индейцев были топоры-томагавки из кованой меди, видимо изготовленные в Центральной Америке. Защитное вооружение состояло из шкур бизонов. Иногда применялись круглые деревянные щиты. Индейцы предпочитали бой метательным оружием. На реках, озерах и на море они пользовались легкими пирогами, сделанными из березовой коры.

2. Вооруженная организация ацтеков и их борьба с испанскими колонизаторами

Военное искусство индейцев разных племен различалось в зависимости от достигнутой племенами степени культуры. Военное искусство ацтеков совершенно не похоже на военное искусство индейцев Северной и Южной Америки, стоявших на более низкой ступени общественного развития.

Ацтеки пришли в Центральную Америку с Севера. Причинами отдельных переселений индейских племен являлись истощение земли, истребление животных охотой и эпидемии. Поход ацтеков продолжался в течение длительного времени. Сначала (чуть ли не за год) высылался авангард, который находил участки земли и засевал их. Главные силы ацтеков приходили и собирали урожай.

В 1426 г. возник наступательно-оборонительный союз, включавший ацтеков, тесканцев и тлакопанцев. Этот союз сломил гегемонию племени тепанеков и утвердил свое господство на значительной территории Центральной Америки (в Мексике). В ходе постоянных войн с соседними племенами ацтеки утвердили за собой руководящую роль в союзе племен. В середине XV в. на острове площадью в 12 кв. км, расположенном на озере Тескоко, два небольших селения слились в большое пуэбло (племенной поселок) — Теночтитлан. Это был главный город ацтеков. Американский ученый Вайян утверждает, что в этом пуэбло насчитывалось 200 тыс. жителей. Фостер, ссылаясь на сообщения источников, определяет население Теночтитлана от 300 до 600 тыс. человек{694}. Испанец Суасо, посетивший пуэбло в 1521 г., сообщает, что в нем находилось 60 тыс. жителей. Эту цифру наиболее вероятной считает и Морган{695}.

Ацтеки занимались земледелием и жили в городах. Последние их олени были истреблены задолго до прихода [652] испанцев. У ацтеков сохранилось общинное пользование землей (за исключением огородов в единоличном пользовании) вместе с общественными зернохранилищами маиса (кукурузы). В урожайные годы оказывались некоторые избытки зерна, что давало возможность кормить пленных, превращенных в рабов, и использовать их труд. Однако рабство было весьма несущественной частью способа производства ацтеков. Земли, выделенные кастам вождей и жрецов, обрабатывались коллективно. Эти касты постепенно упрочивали свою власть.

Жили ацтеки небогато. Количество зерна строго нормировалось даже по возрасту детей, получавших определенного размера части лепешки, называвшиеся тортильей. Каждый солдат брал с собой в поход камень для размалывания зерен на муку, горшок для варки пищи и циновку или гамак. Расчеты для ведения войны на 300–500 км были очень сложными. Хотя для военных действий использовались местные отряды, только подкрепленные ацтеками, все же при отсутствии тягловых животных организовать снабжение воинов было трудно. Необходимые запасы зерна для закладки продовольственных магазинов переносились людьми. Здесь можно усмотреть своеобразные зачатки пятипереходной системы у ацтеков на два века раньше Лувуа, который считается ее основоположником во Франции. Следует отметить, что такая организация снабжения ограничивала стратегические возможности ацтеков.

Ацтеки имели отличные дороги, существующие и поныне, а также хорошо организованную связь бегунами, дымовой и барабанный «телеграф». Города и укрепления являются показателем их высокой строительной техники. Город Теночтитлан, расположенный на месте нынешнего Мехико, отделялся от берега дамбами. Снимая с них мосты, ацтеки создавали этим препятствие наступавшему врагу. Храмы и дворцы служили цитаделями. Размер этих сооружений можно определить из одного сообщения, согласно которому в одном из дворцов свободно разместился отряд испанца Кортеса, состоявший вместе с союзными ему тлакопанцами из 2 тыс. человек. В цитаделях были арсеналы, из которых раздавалось оружие воинам по родам. Это свидетельствовало о начале классового расслоения у ацтеков, породившего правило отбирать у воинов оружие по окончании войны, что наблюдалось и у моголов.

В оборонительных сооружениях индейцы применяли систему «гиппу», т. е. несколько наклонную стену для уничтожения мертвого пространства и обороны подошвы стены без навесных бойниц. В 1767 г. испанцы позаимствовали этот способ у индейцев для своих «президио», а англичане и американцы — для своих фортов против индейцев. [653]

Громадная стена с глубоким рвом впереди нее протяжением в 10 км, служившая для заграждения дороги в Тласколу, была циклопическим сооружением. В противоположность североамериканским индейцам, не умевшим брать укрепления, ацтекам и даже более раннему племени майя было известно искусство овладения городами.

Постоянные войны союза трех племен вели к уменьшению количества мужчин и способствовали узурпации народной власти жрецами и вождями. Демократичность устройства и выборность военачальников из определенных родов еще оставались. Военная демократия развилась уже настолько, что военные функции вождей становились постоянными. Главным военачальником являлся Монтесума, но он был связан советом еще трех старших военачальников союзных племен.

Мальчики подобно спартанцам обучались военному делу, сражаясь дубинками и обороняясь щитами. Воины регулярно проходили обучение в строю. Дж. Вайян так описывает организацию армии ацтеков: «Основной единицей в армии была группа в двадцать человек; несколько таких групп объединялись в более крупные единицы — от двухсот до четырехсот человек. Специальные отряды в четыре — шесть человек выделялись для разведки и набегов. Глава рода предводительствовал более крупными соединениями. Воины родов объединялись в четыре отряда, возглавляемых вождями четырех фратрий, а высшее командование находилось в руках военных вождей племени. Если армия была многочисленна, войска одной фратрии иногда подразделялись на меньшие отряды, составленные из сил двух или трех родов»{696}. Военные товарищества или братства (группы по двадцати воинов) сохранялись, но получали еще более крупную организацию — «Орла», «Оцелота» и «Стрелы», объединявшие по нескольку групп или военных товариществ.

Однако построение по родам ослабевало. Морган отмечает вопрос племенного вождя к вождям родов — «Готовы ли выступить в поход все мексиканцы по правилам и обычаям каждого округа, каждый со своими вождями?» Монтесума восстановил турниры «войны цветов», побежденные на которых приносились в жертву. Слепая вера в божество была очень сильна. Так, один победитель турнира сам пожелал чести быть принесенным в жертву богам. Любовь индейцев ко всяким отличиям достигала у ацтеков наивысшего предела. Воины различались по одежде. Отряды имели свои штандарты с гербами Монтесумы в виде орла, хватающего тигра или фантастическое животное (полуорел, полутигр). У войск Тласколы на штандартах была золотая цапля с распущенными крыльями. Вожди имели особую форму и командовали при [654] помощи сигналов, подаваемых на барабане. Роль вождей постоянно возрастала, а в построении воинов, похожем на фалангу, инициатива отдельного воина была сильно снижена. Гибель вождя ацтеков вызывала смятение, чего не было у североамериканских индейцев.

В вооружении ацтеков преобладали длинные трехметровые копья. Дротики обычно метались с помощью дощечки (атл-атла). Луки и стрелы имели меньшее значение. Праща, которой широко пользовались для истребления птиц на кукурузных полях, также считалась второстепенным оружием. У ацтеков главную роль играл рукопашный бой. Деревянные мечи имели вделанные полоски из абсидиана, так остро отточенные, что они резали лучше испанских мечей. Главным оружием нападения являлись палицы, усеянные острыми кусками абсидиана. Плетенные из прутьев щиты, покрытые кожей, и хлопчатобумажные панцири и штаны, пропитанные рассолом, были столь прочными, что испанцы заменили ими свои тяжелые латы. Применялись и ватные доспехи, встречавшиеся в Китае, Японии, Корее, России и в Африке у племени борку.

Бой носил скоротечный характер. Маневр применялся с целью приобрести плацдарм для высадки десанта, чтобы не идти длинным путем по берегу озера. Собирание дани было одной из функций войск, а добыча пленных являлась одной из целей войны. После боя военнопленные приносились в жертву богам. Массовые жертвоприношения ацтеков устрашали другие племена Мексики.

Морган отметил три стадии отношения к военнопленным, соответствующие трем ступеням варварства: «...В первый период варварства их сжигали на костре, во второй — приносили в жертву богам; в третий — превращали в рабов»{697}.

В 1521 г. ацтекам пришлось вступить в неравную борьбу с немногочисленным, но технически сильным врагом — инспанскими колонизаторами, широко пользовавшимися методом коварной политики.

Борьба ацтеков с испанскими колонизаторами. В 1518 г. испанские колонизаторы предприняли завоевание Мексики. Губернатор острова Кубы поручил испанскому дворянину Эрнандо Кортесу разведать и завоевать на материке индейские территории, по слухам, богатые золотом.

Кортес был образованным по своему времени офицером. Он получил в свое распоряжение 11 кораблей с экспедиционным отрядом в 508 испанских солдат, из них 16 кавалеристов, 109 матросов, 200 кубинских индейцев. Кортес имел 10 тяжелых и 5 легких полевых орудий и 13 мушкетов. Официальной целью экспедиции было объявлено спасение душ язычников-индейцев. [655] На самом же деле это был поход за золотом, имевший также целью захват чужих земель и порабощение индейских племен.

Приказ о выступлении отряда губернатор отменил, но Кортес самовольно отправился в путь и 21 апреля 1519 г. высадился на том месте, где позднее был построен г. Веракрус Кортес приказал сжечь корабли, исключив тем самым возможность отступления.

Первый этап борьбы индейцев с отрядом Кортеса (1519–1520 гг.) — политика испанских колонизаторов, направленная на раскол индейских племен; захват Кортесом вождя ацтеков Монтесумы, восстание ацтеков и изгнание из Мехико иноземных захватчиков.

Испанским колонизаторам благоприятствовала политическая обстановка в Мексике. Ацтеки подчинили себе значительное количество племен и получали с них дань. Однако многие племена враждовали между собой и восставали против ацтеков. Различные экономические и географические условия жизни племен, некоторые физиологические и языковые различия способствовали обострению межплеменных противоречий. Религиозная цель войн ацтеков (захват пленных для массовых жертвоприношений) способствовала углублению враждебного отношения к ним многих индейских племен. [656] Всеми этими политическими, племенными и религиозными противоречиями умело пользовались колонизаторы.

Вредными для индейцев оказались широко распространенные предрассудки — вера в различные неблагоприятные предзнаменования, что вызывало моральную неустойчивость индейских воинов, усилившуюся техническим превосходством завоевателей. Моральный и военно-технический факторы оказывались неблагоприятными для ацтеков.

Отряд Кортеса вторгся в Мексику в конце лета, когда племена индейцев были заняты уборкой урожая и поэтому избегали вооруженной борьбы, отвлекающей рабочую силу. Этот момент, безусловно, оказывал влияние на политику вождя ацтеков Монтесумы, для которого были характерны колебания, нерешительность и стремление договориться с завоевателями.

Организация высшего военного командования ацтеков исключала возможность полного и централизованного использования экономического, политического и военного потенциала индейских племен для борьбы с захватчиками. Монтесума являлся первым вождем в своем племени, однако он находился в зависимости от коллективного решения родов, составляющих его племя, и от совета трех вождей союзных племен.

Кортес тщательно собирал сведения об индейских племенах материка, крейсируя вдоль морского побережья, а затем и после высадки. Располагая необходимыми данными, он направил свою политику на раскол среди племен, на обострение существовавших противоречий. Эта политика подкреплялась решительными действиями отряда колонизаторов.

В октябре 1519 г. отряд Кортеса двинулся к Теночтитлану. Сразу же к нему присоединилось племя тотонаков, неоднократно восстававшее против господства ацтеков. Первое, но незначительное сопротивление колонизаторам оказало племя тласкаланов, которое затем восстало против ацтеков. Тласкаланы предоставили в распоряжение Кортеса воинов своего племени. Индейские союзники испанцев насчитывали до 150 тыс. воинов. Силы ацтеков оказывались значительно меньшими.

Кортес получил в жены тласкалаику Марианну, оказавшуюся не только переводчицей, но и умной советчицей в политических и даже военных вопросах, хорошо знавшую обстановку в Мексике.

Монтесума не организовал вооруженного отпора колонизаторам. Он предложил Кортесу дружбу, послал ему богатые золотые подарки и одновременно заявил о возможных опасностях для испанцев, если они продолжат поход на Теночтитлан. Однако против колонизаторов были посланы незначительные силы, к тому же морально неустойчивые. Наряду [657] со всеми неблагоприятными для индейских воинов обстоятельствами в них вселял суеверный страх небольшой отряд испанских кавалеристов, так как индейцы никогда не видели лошадей. Моральное воздействие оказывало на индейских воинов и огнестрельное оружие испанцев.

Учтя всю благоприятную для себя обстановку, Кортес быстро двигался к Теночтитлану, поражая индейцев дерзкой смелостью. Вследствие технического (мушкеты, пушки, лошади, латы) и организационного (система командования и военная дисциплина) превосходства захватчиков, а также слабости противостоявших им сил индейцев и нерешительности их командования отряды, высланные Монтесумой против наступавшего врага, потерпели поражение.

В ноябре 1519 г. отряд Кортеса вступил в Теночтитлан. Индейцы не оказали сопротивления. Монтесума приветствовал испанцев, предоставил им помещение для расквартирования, продовольствие и развлечения. Захватчики оказались во враждебном окружении многократно превосходящих сил ацтеков, которые не выходили из своих домов. Рынок закрылся. Понимая опасность своего положения, Кортес решил обезглавить индейцев. Он захватил Монтесуму в тот момент, когда вождь индейцев неосторожно приблизился к испанцам без достаточно сильной охраны. Монтесума оказался заложником, что внесло замешательство в ряды ацтеков, так как их вождь являлся высшим военачальником и божеством. Кортес заставил своего заложника обратиться с увещеванием к народу в пользу захватчиков. Это вызвало всеобщее возмущение ацтеков, свергших Монтесуму и избравших своим вождем Кваутемака.

Внешняя обстановка складывалась не в пользу Кортеса. Для наказания его за самовольное отплытие губернатор Кубы выслал отряд в 800 человек с 72 пушками на 18 кораблях. Кортес оставил в Теночтитлане 200 человек под командованием упрямого солдата Альварадо, не обладавшего дипломатическими способностями. Сам с 250 солдатами выступил против карательного отряда, нанес ему поражение и присоединил к себе большую часть пленных, увеличив тем самым свои силы.

В это время в Теночтитлане захватчики потерпели поражение, что произошло при следующих обстоятельствах. В один из религиозных праздников собралось значительное количество ацтеков. Это показалось подозрительным Альварадо, по приказанию которого испанские солдаты напали на ацтеков и перебили их. Возмущенные индейцы восстали и загнали захватчиков во дворец Ашаякатла. Для защиты от копий, стрел, камней, которые ацтеки метали с крыш домов, испанцы при своем отступлении применили подвижное укрытие, сооруженное из досок и легких плетеных щитов. [658]

Как только Кортес получил донесение о событиях в Теночтитлане, он быстро двинулся на выручку Альварадо. Командование ацтеков допустило крупную тактическую ошибку, позволив отряду Кортеса соединиться с осажденными испанцами. Возможность уничтожения противника по частям ацтеки упустили.

Осада ацтеками испанцев во дворце Ашаякатла. Все племя ацтеков поднялось против захватчиков и окружило их многократно превосходящими силами. Испанцы и их союзники тлашкалцы были осаждены во дворце Ашаякатла. Многочисленные атаки индейцев они отражали огнем пушек и мушкетов, сохраняя всадников в резерве для контратак.

Ацтеки часто занимали удобные позиции для фланговых атак врага. Испанцы предпринимали контратаки и выбивали индейцев из исходных позиций. На головы контратаковавшего врага ацтеки с крыш своих домов обрушивали град камней, стрел и палиц. Для защиты от таковых Кортес приказал построить подвижные деревянные оборонительные сооружения. [659] Действия испанских всадников затрудняли каналы, ограничивавшие тактическое маневрирование. Техническим преимуществам колонизаторов ацтеки противопоставили численность своих воинов, их храбрость, настойчивость и ненависть к врагу.

Испанцы и их союзники несли большие потери. Погиб и бывший вождь ацтеков Монтесума. Запасы продовольствия были израсходованы в течение одной недели. В этой обстановке Кортес решил отступить к побережью.

Перед рассветом отряд Кортеса, соблюдая тишину, двинулся по пустым улицам к дамбе, которая вела в Такубу. Женщина, пришедшая к каналу за водой, увидела отступавшего врага и подняла тревогу. Ацтеки взошли на крыши домов, многие вышли на улицы, а другие бросились к пирогам. Отступавшие враги подверглись нападению со всех сторон. Обстановка для испанцев ухудшилась еще более, когда индейцы начали разрушать мосты. При попытках спастись вплавь многие испанцы, нагруженные золотом, тонули. Выплывавших ацтеки добивали дубинами. Уцелевшие колонизаторы [660] в панике бежали до Такубы, где они оказались в безопасности, так как ацтеки не закрепили своего успеха энергичным преследованием деморализованных остатков врага. Отряд Кортеса потерял 75% своего состава.

Кортес решил отступить на территорию своих союзников — тлашкалцев. Племя тескокцев, главных союзников ацтеков, пыталось преградить путь отступавшим испанцам. 2 июля 1520 г. произошел бой в Отумбе. Индейцы сражались храбро, но тактика колонизаторов оказалась более совершенной, так как она основывалась на военной дисциплине. Небольшой отряд всадников получил задачу пробиться к вождям индейцев. Как только вожди оказались жертвами испанских мечей, индейцы обратились в бегство. Отряд Кортеса мог теперь добраться до Тласколы, где приступил к восстановлению своих сил.

Первая попытка захватчиков поработить индейские племена была отражена восставшим народом, который сверг своего вождя за политику соглашения с врагом и разгромил отряд колонизаторов. Отсутствие у индейцев охранения и разведки до некоторой степени компенсировалось бдительностью народа, но отсутствие централизованного военного командования [661] ничем не заменяется. Поэтому недобитый индейцами враг получил возможность подготовиться ко второму походу на Теночтитлан.

Второй этап борьбы ацтеков с испанскими колонизаторами (1521 г.) - подготовка Кортесом второго похода на Теночтитлан, поход испанцев, осада ими столицы ацтеков и овладение ею.

Ацтеки могли добиться успеха в борьбе с колонизаторами, если бы они привлекли индейские племена в качестве союзников и умело использовали свое численное превосходство. Военно-технические преимущества испанцев (огнестрельное оружие и панцири) уже потеряли эффект морального воздействия, [662] так как индейцы на практике убедились в смертности испанских солдат и их лошадей. Вместо наступления с целью уничтожить остатки отряда Кортеса ацтеки предпринимали набеги на восставшие против них племена, чтобы подчинить их и принести пленных в жертву богам. Такая политика и вооруженная борьба лишь углубляли межплеменные противоречия, чем умело пользовался Кортес. Племя тескокцев, сражавшееся в Отумбе с испанцами, теперь перешло на их сторону. [663] Колонизаторы получили сильного союзника, рассчитывавшего занять господствующее положение в долине Мехико.

Индейцев-союзников Кортес использовал в качестве носильщиков и вооруженной силы для подчинения себе индейских племен, а также для маскировки передвижения своего отряда и для выполнения различных работ. Завоевания осуществлялись силами и средствами индейских племен.

Носильщики-индейцы доставляли Кортесу военное снаряжение и вооружение с побережья. Возросла и численность отряда колонизаторов, который теперь насчитывал свыше 1 тыс. человек, 86 кавалерийских лошадей, 12 орудий и значительное количество мушкетов. [664]

С целью упрочения своего положения в стране Кортес провел два похода против индейских племен: один поход на восток к морю, другой — в южном и западном направлениях. Подчинив себе индейские племена восточной части Мексики, испанцы начали подготовку второго похода на Теночтитлан.

Кортес учел опыт военных действий на озере Тескоко, в ходе которых ацтеки широко пользовались своей озерной флотилией, состоявшей из большого количества пирог. Теперь он решил построить флотилию из маленьких галер, вооружив их пушками. Индейцы-носильщики доставили с побережья корабельное снаряжение, оставшееся от сожженных кораблей. Для постройки галер были использованы местные материалы, а в качестве рабочей силы — индейцы.

Второй поход отряда Кортеса и оборона Теночтитлана ацтеками в мае — августе [665] 1521 г. В апреле 1521 г. отряд испанских колонизаторов и крупные силы их союзников-индейцев выступили в поход на Теночтитлан. Маленькие галеры, разобранные на части, снаряжение и вооружение для них индейцы перенесли на руках через горы. Галеры были собраны на берегу озера Тескоко и спущены на воду. Вскоре галерной флотилии испанцев удалось очистить озеро от пирог ацтеков и завершить окружение города. Под прикрытием судов флотилии колонизаторы и их союзники тремя колоннами по трем дамбам двинулись к Теночтитлану.

Ацтеки, сражавшиеся за свою жизнь, оказывали врагу упорное сопротивление. Каждую ночь они производили вылазки и разрушали мосты через каналы, наведенные испанцами днем. Ацтеки всегда стремились захватить пленных для жертвоприношения богу войны. Головы людей и лошадей, принесенных в жертву, выставлялись перед храмами на специальных подмостках.

Осада Теночтитлана принимала затяжной характер. Тысячи союзников-индейцев загромождали дамбы и тем самым мешали наступательным действиям испанцев. Кортес решил изменить тактику. Он приказал индейцам-союзникам разрушать все постройки и заполнять их обломками каналы города. Во время атак ацтеков союзники отходили и тем самым освобождали место конным и пешим испанцам для осуществления контратак. Испанская пехота и конница взаимодействовали со всей озерной флотилией. Ацтеки предпочитали фланговые атаки и нападение на врага с тыла. Однако отряд Кортеса с помощью союзников ежедневно расширял захваченный на острове плацдарм и тем увеличивал возможности маневрирования своими силами.

Оборона Теночтитлана могла иметь успех в обстановке всеобщего восстания индейских племен против захватчиков. Надежда на восстание появилась у ацтеков тогда, когда племя шочимилки и их соседи с островов южной части озера Тескоко ночью пробрались мимо испанских галер в город и сообщили осажденным о своем намерении выступить против общего врага. Вождь ацтеков Кваутемак и его военачальники обрадовались и богато одарили делегатов шочимилки. Однако в следующую ночь эти новые союзники ацтеков предприняли попытку захватить их жен и детей и увести в рабство. В бою ацтеки убили многих шочимилков, а захваченных в плен принесли в жертву богам. Этот эпизод показывает глубину межплеменных противоречий, исключавших возможность всеобщего восстания против колонизаторов.

Союзниками испанцев оказались голод и эпидемии, вспыхнувшие в Теночтитлане. Тысячи ацтеков голодали и умирали от оспы, кори и многих других болезней. Силы оборонявшихся [667] убывали, и воля к сопротивлению ослабевала. Последний удар в спину сражавшемуся народу нанесли его вожди. В августе 1521 г. Кваутемак со своей семьей и другие вожди ацтеков ночью на пирогах пытались бежать через озеро, но были захвачены испанской галерой. Это решило исход борьбы. Без вождей, физически обессиленные и морально подавленные, ацтекские воины капитулировали.

Кортес принял Кваутемака с воинскими почестями, но затем приказал подвергнуть его пыткам, добиваясь сведений о том, где спрятаны сокровища. После этого последний вождь ацтеков был заключен в тюрьму, а через несколько лет, во время похода Кортеса в Гондурас, умерщвлен. В настоящее время Кваутемака почитают в Мексике как национального героя.

Так испанские колонизаторы утвердили свое господство в Мексике, поработили индейские племена, захватили их земли и богатства.

Как показывает ход борьбы, результат ее решило не военно-техническое превосходство захватчиков, а сложившаяся в Мексике неблагоприятная для индейцев обстановка политической раздробленности, следствием которой были межплеменные противоречия и обостренная борьба индейских племен между собой.

Историк Прескотт писал: «Можно сказать, что империя индейцев была покорена самими индейцами... Монархию ацтеков низвергли ее же подданные под руководством практичных и владевших достижениями науки европейцев. Если бы в ней существовало единство, она могла бы устоять против захватчиков»{698}.

Основная причина поражения индейцев лежит в коренных недочетах их политической организации — децентрализации, позволившей испанцам натравливать индейские племена одно против другого. Без этого колонизаторы могли быть полностью уничтожены. Из военных причин следует отметить неудовлетворительную организацию высшего военного командования у ацтеков, утрату инициативы рядовыми бойцами, способными вести партизанские действия и действовать в рассыпном строю метательным оружием. Упорные бои показали, что превосходство испанцев в вооружении не определяло еще исхода борьбы с индейцами, располагавшими лишь примитивным оружием. Кортес добился успеха путем методического наступления, включавшего тщательную подготовку и обеспечение атак, а также закрепление достигнутых результатов. [668]

3. Борьба инков с испанскими колонизаторами

«Дети солнца», или инки, владели большой территорией в Южной Америке протяжением с севера на юг до 4800 км и с запада на восток — более 800 км. Их численность ко времени открытия европейцами Америки определялась в 10 млн. человек. Столицей инков являлся хорошо укрепленный город Куско (в Перу). Его передовое укрепление в Саксо имело вал из циклопической кладки высотой в 10 м.

Земля составляла общественную собственность и делилась на 3 части: первая — для солнца (жречества), вторая — для Инки (верховного вождя) и третья — для народа. Обрабатывалась она коллективно. В первую очередь обрабатывались земли жрецов, затем земли больных, престарелых вдов и всего народа, наконец, земля Инки. Основной сельскохозяйственной культурой являлся маис, большое значение имел картофель.

Особенность общественной организации инков заключалась в делении их на группы в 10, 50, 100 и 1000 семейств, во главе которых стояли вожди, ответственные за работу и обеспечение подчиненных им людей. В политическом отношении государство инков представляло собой конфедерацию племен, в которой ведущую роль играли племена кечуа и аймара. В подчинении конфедерации находилось большое количество индейских племен, плативших инкам дань.

Инки были искусными мастерами по обработке металлов — меди, серебра и золота. Медь в сплаве с оловом они закаляли до твердости стали. Поэтому холодное оружие у инков, особенно мечи, были более совершенными, чем у ацтеков. Высокого уровня достигла строительная техника инков, сооружавших великолепные здания. Особого внимания заслуживает строительство дорог. Вдоль всей страны на протяжении 2400 и 3200 км были проложены две дороги: одна из них шла по берегу океана, другая — по высоким и труднодоступным горам Андам. По этим дорогам передвигались войска инков и бежали гонцы с донесениями. Для связи применялись дымовые сигналы, с помощью которых инки передавали донесения и распоряжения на расстояние до 3200 км за четыре часа.

Инки имели большую армию, насчитывавшую до 200 тыс. человек. За военные успехи их называют «римлянами Нового Света». Много времени уделялось физическому воспитанию воинов, качества которых проверялись на соревнованиях, в том числе в беге на дистанцию до 4 км.

Заслуживают внимания оборонительные сооружения, возводившиеся на перекрестках дорог. В этих крепостях находились продовольственные магазины, рассчитанные на 10–20 тыс. войска. Магазинная система снабжения была у инков [669] более совершенной, чем у ацтеков. Для перевозки грузов в качестве вьючных животных применялись ламы.

Ко времени вторжения испанских колонизаторов-политическая обстановка в стране оказалась неблагоприятной для инков. В начале XVI в. вождь Гуаина Капак разделил территорию, которой владели инки, между двумя своими сыновьями — Атагуальпою и Гуаскаром, которые после смерти отца начали междоусобную войну.

Гуаскар получил главную часть владений, Атагуальпа претендовал на положение главного вождя. Несколько лет он готовился к захвату власти. Затем в начале 20-х годов XVI в. он собрал подчиненных ему вождей и приказал им вести свои отряды частями к главному городу инков — Куско, тщательно скрывая оружие. Атагуальпа сообщил Гуаскару о том, что он со своей охраной идет в Куско для выражения покорности брату.

Движение отрядов Атагуальпы было замечено наблюдательными постами Гуаскара. Но вожди этих отрядов говорили, что они составляют часть охраны Атагуальпы, чему верили в Куско. Некоторые опытные вожди Гуаскара предупреждали его о возможной опасности и рекомендовали стянуть к столице крупные силы. Но бдительность была утрачена, и необходимые оборонительные мероприятия не были предприняты.

Передовые отряды Атагуальпы, постепенно сокращая свои переходы, давали возможность приближаться следовавшим за ними отрядам. Это был способ скрытного сосредоточения сил. Такая тактика обеспечила накопление под Куско до 20 тыс. воинов. За этим войском форсированным маршем двигалось еще до 10 тыс. человек. Сам Атагуальпа с сильным резервом стоял на границе своих владений.

Гуаскар, разобравшись в действительной обстановке, наскоро набрал молодых, неопытных воинов, находившихся в районе Куско, и выступил против войска своего брата. Численное превосходство оказалось на стороне войска Атагуальпы. На подступах к Куско завязался упорный бой, продолжавшийся целый день. Исход боя решил 5-тысячный резерв Атагуальпы, подоспевший к вечеру на поле боя. Гуаскар и его вожди были взяты в плен, а затем все казнены. После этого весь род Гуаскара подвергся уничтожению. Атагуальпа захватил власть верховного вождя.

Междоусобная война сильно ослабила инков ко времени вторжения на их территорию испанских колонизаторов, отряд которых возглавлял Франсиско Писарро. Не закончилась еще расправа со сторонниками Гуаскара, как в конце 1524 г. в Куско пришло донесение, что на берегу моря появились бледные бородатые люди, которые носят блестящие шлемы и латы, ездят на каких-то невиданных животных, быстрых как [670] ветер, а оружие их извергает молнию и гром. Сообщалось также о чинимых пришельцами массовых грабежах и убийствах индейцев.

Борьба индейских племен Южной Америки с вторжениями отряда Писарро в 1525 г. Испанский авантюрист Писарро родился около 1470 г. Он был неграмотным свинопасом. Первое упоминание о нем относится к 1510 г., когда Писарро оказался на острове Испаньоле, с которого отправлялся на материк отряд испанских колонизаторов. За несколько лет он приобрел боевой опыт и оказался искусным конквискадором.

Для похода в Южную Америку объединились три испанских авантюриста — Писарро, Альмагро и Люк — католический священник, предоставивший необходимые средства для снаряжения кораблей и вербовки солдат.

В ноябре 1524 г. из Панамы на одном корабле с экипажем в 114 человек отплыл Писарро, направившись к югу, к экватору. За ним должен был плыть Альмагро после того, как он наберет достаточное число добровольцев. У Жемчужного острова Писарро вынужден был переждать неблагоприятное время года, когда дули встречные ветры и было бурное море. В дальнейшем пришлось преодолевать большие трудности и лишения, так как морское побережье оказалось безлюдным. Тридцать четыре человека из экипажа умерли от болезней, остальные требовали возвращения в Панаму. Писарро вынужден был отправить корабль за продовольствием к Жемчужным островам, а сам с несколькими десятками человек остался на берегу.

Только через 47 дней возвратился корабль и привез кукурузу и свиней. Писарро со своим небольшим отрядом поплыл далее к экватору. Через несколько дней, примерно в начале февраля 1525 г., колонизаторы у устья р. Жуан увидели на вершине холма населенный пункт, который, как оказалось, был оставлен жителями. В пустых хижинах испанцы нашли много продовольствия и большое количество золотых изделий. Здесь было решено отдохнуть несколько дней.

На второй день начавшегося отдыха, еще утром, Писарро отправил на разведку под командованием Монтенегро небольшой отряд, а сам с главными силами остался в захваченном населенном пункте. Вскоре из леса выступили большие толпы индейцев и двинулись против захватчиков, приготовившихся к бою.

Первая фаза боя  — атаки индейцев, отражение их испанцами и контратаки последних.

По знаку старого вождя Касика масса индейских воинов с воинственными криками двинулась против немногочисленного отряда захватчиков. Тучи стрел и дротиков, выпущенных индейцами, [671] отскакивали от испанских лат и шлемов, не поражая их владельцев. Стрельба из нескольких испанских пушек наносила существенный урон наступавшим. По приказанию Касика индейцы три раза возобновляли атаку, но каждый раз были вынуждены отступать с большими потерями. Затем индейский вождь приказал своим воинам наступать на широком [672] фронте, охватывая крыльями фланги противника. Писарро заметил маневр индейцев и подготовил контратаку силами всадников. Контратака имела успех. Всадники разорвали фронт наступавших и обратили в бегство индейцев, которые укрылись в лесу и ущельях гор.

С высокого холма вождь Касик наблюдал ход боя и наметил изменение тактики, которую и применили индейцы наследующий день.

Вторая фаза боя  — применение индейцами гибкой тактики с использованием труднодоступной местности и поражение испанцев.

У противника были невиданные индейцами средства вооруженной борьбы — огнестрельное оружие и всадники. «Но вы, — говорил Касик своим воинам, — имеете преимущество места и числа: пользуйтесь этим. Кто вынуждает вас бросаться толпами на врага? Для чего от них защищать долины? Неужели они покрыты жатвою? И не видите ли, что голод с острыми зубами и с терзающими когтями уже к ним ползет? Вскоре, схватив врагов, высосет он всю кровь из их жил и оставит их, простертых на песке, изнемогающих и лишенных сил. До этого будьте готовы к обороне, но только в этой узкой долине, извивающейся между двумя холмами. Здесь, если предпримут они нападение, мы увидим, как будут применены эти громы и животные, сражающиеся в их пользу»{699}.

В последующие дни колонизаторы оказались в обстановке безмолвия окрестностей, пугавшей их неизвестностью. Надвигался голод. Писарро, обнаружив следы индейцев, решил настигнуть их. Вождь Касик, ожидая наступления врага, во всех изгибах ущелья скрыто расположил небольшие отряды индейцев и приказал каждому из них при появлении испанцев выпустить стрелы и быстро отступать к позади расположенному отряду. Этим способом подвижной обороны он полагал измотать колонизаторов, а затем их уничтожить.

Отряд Писарро предпринял наступление. Индейские отряды не принимали атаки врага и, выпустив стрелы и дротики, быстро отступали к повороту ущелья, завлекая испанцев все дальше и дальше. Взбешенный авантюрист приказал своим всадникам догнать и атаковать индейцев. Однако Касик предусмотрел и эту возможность врага. По его приказу индейцы быстро отступили на обрывы, окружавшие ущелье и недоступные для всадников. Атака испанской конницы успеха не имела. С обрывов индейцы метали во врага камни, стрелы и дротики. Многие всадники и их лошади, в том числе лошадь Писарро, оказались ранеными.

Теперь главарь испанских захватчиков приказал спешить [673] половину всадников и атаковать индейцев в пешем строю. В результате этой атаки оборонявшиеся рассеялись, но затем внезапной контратакой нанесли поражение испанскому отряду, потерявшему 5 человек убитыми и 17 человек ранеными. Раненый Писарро был взят в плен.

Третья фаза боя  — контратака индейцев отрядом Монтенегро и отступление отряда колонизаторов.

В то время когда индейцы торжествовали победу и утратили бдительность, они были внезапно атакованы с тыла возвратившимся из разведки отрядом Монтенегро. Индейцы рассеялись, Писарро оказался спасенным. Однако тактический успех захватчики не могли реализовать из-за недостатка сил. Они решили на своем корабле возвратиться в Панаму. В глубь территории индейцев проникнуть не удалось.

Вслед за Писарро на корабле с экипажем в 60 человек плыл Альмагро. Он достиг того населенного пункта, в котором первый отряд колонизаторов потерпел поражение. Индейцы позволили испанцам высадиться, а затем атаковали захватчиков. Отряд Альмагро контратакой опрокинул оборонявшихся, рассеял их и сжег их населенный пункт. Проникнуть в глубь территории колонизаторы не решились и на корабле поплыли дальше на юг, где ограбили ряд населенных пунктов индейцев. Затем Альмагро возвратился в Панаму.

Два испанских отряда потеряли 124 человека из 174 участников разведывательного похода и не достигли существенных результатов. Гибкая тактика индейцев, их своего рода подвижная оборона и умелое использование местности обеспечили успех.

10 марта 1526 г. Писарро заключил договор с Альмагро и Люком о втором походе, целью которого было завоевание территории Перу. Вскоре из Панамы отплыли два корабля с экипажем до 200 человек. Писарро опять высадился у устья р. Жуана, где остался с небольшим отрядом. Один корабль он послал на юг с задачей разведки новых земель, второй корабль отправил в Панаму за припасами.

Индейцы, жившие на морском побережье, уничтожили все запасы продовольствия и скрылись в лесах. Голод заставил Писарро направиться через южноамериканский лес. Поход был предпринят вверх по р. Жуан на лодках. Индейцы скрытно наблюдали за движениями своих врагов и пользовались каждым случаем их оплошности. 20 испанских солдат оказались жертвами ядовитых стрел, когда их лодка на середине реки села на мель. Голод заставил Писарро выйти из леса на равнину. Но и здесь колонизаторы ничего не нашли. После безрезультатных скитаний они возвратились обратно в пункт высадки. Только через два месяца к устью р. Жуан возвратились корабли, которые привезли продовольствие, 80 человек подкрепления и сведения о богатых южных землях. [674]

Писарро получил приказ губернатора возвратиться в Панаму. Однако он с 11 добровольцами остался на острове Галло, куда через два месяца Альмагро доставил продовольствие, но не привез людей. Горсточка авантюристов поплыла дальше к югу и через 20 дней достигла г. Тумбеса, за которым находились плодородные поля. Инки радушно встретили испанцев, собиравших сведения о богатствах страны. Затем Писарро направился обратно в Панаму, выполнив приказ губернатора о возвращении.

Два похода отряда Писарро явились разведкой восточного побережья Южной Америки и в то же время боевой практикой. Добытые сведения о богатствах открытых земель обрадовали испанского короля Карла V, который возвел неграмотного бывшего свинопаса в дворянское звание и утвердил его губернатором территории Перу, которую предстояло завоевать.

Порабощение индейцев Перу отрядом Писарро в 1531–1533 гг. В январе 1530 г. Писарро отправился из Испании в Южную Америку, а через год он отплыл из Панамы на трех кораблях с экипажем в 180 человек пехоты, 37 всадников и двумя небольшими орудиями. Встречные ветры заставили испанцев высадиться в бухте Св. Матфея, откуда отряд Писарро пошел берегом к Тумбесу.

Встретившийся на пути большой населенный пункт индейцев испанские колонизаторы разграбили, захватив много золота, серебра и драгоценных камней. На эти средства Писарро отправил два корабля в Панаму и Никарагуа за припасами, оружием и людьми, а сам расположился на острове Пуне, севернее Тумбеса. Корабль из Никарагуа привез около 100 человек подкрепления. Теперь захватчики решили двинуться дальше.

Злодейства колонизаторов вызвали гнев индейцев. Высланных вперед трех солдат жители Тумбеса повесили и, разрушив город, бежали в леса. Испанцы вступили во владение городскими развалинами. Продвигаясь далее, они грабили и жгли населенные пункты.

В середине октября 1532 г. Писарро предпринял поход в Каксамарку, где находился Атагуальпа с войском, насчитывавшим до 40 тыс. человек. Этой силе индейцев испанский авантюрист мог противопоставить всего 110 пехотинцев и 67 всадников. Техническому превосходству испанцев могло быть противопоставлено подавляющее численное превосходство индейцев, стойкость которых находилась в прямой зависимости от поведения и положения индейских вождей, и прежде всего Атагуальпы. Отряд испанцев прошел через необитаемую песчаную, а местами скалистую территорию и затем по узкой тропинке преодолел труднодоступные Анды. На одном из перевалов находилась большая каменная башня, но [675] она была пуста — индейцы не обороняли перевал. 15 ноября 1532 г. испанцы беспрепятственно вступили в оставленный жителями г. Каксамарка и расположились в крепости, поставив там свои орудия. Войско Атагуальпы располагалось за городом в лагере.

Первая ошибка инков заключалась в том, что они позволили захватчикам беспрепятственно пройти через Анды. Атагуальпа был слишком уверен в подавляющем превосходстве своих сил. Вследствие этого он совершил вторую ошибку, когда 16 ноября явился к Писарро в крепость в сопровождении своих безоружных воинов. По приказу Писарро испанцы учинили избиение инков и захватили в плен их вождя Атагуальпу, что деморализовало все войско. Тысячи индейских воинов были перебиты, остальные, потеряв своего вождя, в страхе разбежались. Недовольные властью инков племена восстали. Начался распад конфедерации племен. Приверженцы погибшего в междоусобной войне Гуаскара проявили стремление вновь захватить власть. Небольшой отряд испанских колонизаторов воспользовался политической анархией в стране для утверждения своего господства.

Атагуальпа предложил испанцам выкуп за свое освобождение. Он обещал наполнить золотом комнату площадью 35 кв. м на высоту поднятой руки, а несколько меньшую комнату дважды наполнить серебром. Писарро полностью получил выкуп и вероломно казнил Атагуальпу.

Историк Прескотт писал: «Писарро выдал покоренные народы своей разнузданной солдатне, которая в священных монастырях удовлетворяла свою похоть; города и села отдавались ей на разграбление; завоеватели делили между собой несчастных туземцев как рабов и заставляли их работать в рудниках, разгоняли и бессмысленно уничтожали стада, опустошали житницы, разрушали прекрасные сооружения, повышавшие плодородие почвы; рай был превращен в пустыню»{700}.

Расправившись с Атагуальпой, захватчики двинулись в Куско и беспрепятственно вступили в столицу инков, вождем которых они объявили Манко — брата Гуаскара. Так колонизаторы пользовались междоусобной войной инков.

Манко притворился сторонником испанцев, но тайно собирал силы для борьбы с ними. В 1535 г. он бежал в горы и начал поднимать инков на борьбу с колонизаторами.

В 1535 г. Писарро, оставив в Куско своего брата Хуана, выступил, имея целью построить Лиму — «город королей» с тем, чтобы ограничить успехи своего друга Альмагро. Десятки тысяч индейцев, согнанных испанцами, исполняли свои [676] работы по привычке, как и при инках. Город был построен в короткий срок и стал опорным пунктом колонизаторов.

В феврале 1536 г. Манко осадил Писарро в Куско. Осада продолжалась шесть месяцев. Испанский гарнизон был измучен борьбой с пожарами, которые инки производили метанием раскаленных добела камней, обернутых просмоленной ватой. Сам Манко ездил на испанской лошади, в испанских рыцарских доспехах и применял мушкеты, возможно приобретенные у испанцев за золото. Войско инков не привыкло к длительной осаде и в конце концов рассеялось. Манко бежал в горы, откуда продолжал партизанские набеги на захватчиков. Испанцам удалось убить вождя инков, еще более дезорганизовав сопротивлявшихся индейцев.

Началась борьба испанских авантюристов за богатства Перу. В 1537 г. Писарро получил подкрепления из Испании и выступил против Альмагро.

Применяя новые мушкеты с несколькими сцепленными одна с другой пулями, Писарро разбил Альмагро и казнил его. В 1541 г. Писарро был убит испанскими заговорщиками. Но в Южной Америке утвердилась власть европейских колонизаторов. [677]

У инков Перу была более организованная система военных продовольственных магазинов, которая расширяла возможности маневрирования перуанской армии. Эта система была использована отрядом Писарро, захватывавшим магазины. Применение под вьюк слабых лам не могло изменить общих условий ведения войны.

* * *

Конфедерации индейских племен — ацтеков и инков, достигшие высокого культурного уровня, были быстро покорены испанцами. Южноамериканские индейцы с помощью самых примитивных средств борьбы отстояли свою самостоятельность. Одним из этих средств оказались захваченные у европейцев лошади, которых с этого времени стали разводить индейцы. Применялись примитивные седла, уздечки и шпоры. Всадники, вооруженные копьями, ножами, боласами, или лассо, и атаковавшие с короткой дистанции, оказывались вполне боеспособными. Индейцы Бразилии с луками и стрелами, а также с духовыми трубками наносили поражения отрядам колонизаторов.

Основной причиной поражения индейских племен являлась прежде всего разрозненность их сопротивления, которая была результатом межплеменных противоречий и борьбы. Большую роль сыграла политика натравливания колонизаторами индейских племен друг на друга, а также подкуп племенных вождей. Отрицательно сказывалась наивная доверчивость племен к европейцам, чем пользовались коварные и вероломные авантюристы. Имела значение и военно-техническая отсталость индейцев. Огнестрельное оружие и отряды всадников, неизвестные индейцам, в руках колонизаторов оказались средством порабощения народов Америки. Однако борьба индейских племен за свою независимость и свободу приняла затяжной характер.

Несомненно, что стойкость и твердая воля мужчин и женщин родового общества были той величайшей силой, которая позволила индейцам на протяжении веков сопротивляться хорошо вооруженным захватчикам. [678]

Дальше