Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава III.

Боевое обеспечение действий танковых частей и соединений

Боевое обеспечение действий танковых частей и соединений заключается в создании благоприятных условий для вступления танков в бой и для ведения самого боя.

Служба боевого обеспечения ведется непрерывно и заключается в разведке противника и местности, в охранении своих войск от внезапного нападения воздушных и наземных сил, а также в обеспечении непрерывности движения танковых войск.

Разведка

Разведка противника и местности является основой обеспечения войск во всех видах их боевой деятельности.

Задачи по разведке ставит командир части или соединения, организует же разведку штаб. Разведывательные органы получают задачи по разведке непосредственно от начальника штаба.

При организации и ведении разведки должны быть строго соблюдены три основных правила:

1) не распылять разведывательные средства, а сосредоточивать их на главном направлении;

2) не прерывать раз установленного соприкосновения с противником;

3) своевременно доставлять донесения.

Сведения о противнике и местности — это важнейшие данные, необходимые для правильной оценки обстановки и принятия целесообразного решения.

Разведка должна установить местонахождение, силы, состав и группировку противника, характер его действий, намерения и боеспособность.

Кроме того, разведка должна выяснить политическое настроение местного населения и его отношение к Красной Армии, экономическое и санитарное состояние района.

Местность для действий танковых частей и соединений является чрезвычайно важным фактором, поэтому все органы разведки при выполнении любых задач должны вести одновременно и разведку местности. [45]

Независимо от работы разведывательных органов каждый командир должен вести личное наблюдение за противником и местностью. Кроме того, в подразделениях, частях и соединениях во всех видах их деятельности организуется наблюдение специально выделенными наблюдателями.

Разведка в танковых войсках подразделяется на:

1) дальнюю (в танковых соединениях), которую ведут самолеты на глубину до 60 км и органы наземной разведки на глубину 35–40 км;

2) ближнюю, проводимую самолетами и органами наземной разведки на глубину 15–20 км;

3) боевую, которую ведут линейные боевые машины и средства разведывательных подразделений (в условиях непосредственного соприкосновения с противником и в бою).

Задача дальней воздушной разведки — выяснение данных о противнике, находящемся на удалении двухсуточного перехода, чтобы танковый командир мог успеть получить эти данные и уточнить их при помощи наземной разведки до принятия решения. Дальняя воздушная разведка приобретает особое значение при встречном движении танковых и моторизованных войск противника, когда столкновение главных аил может произойти через 8–12 часов с момента обнаружения их на пределе действий дальней воздушной разведки (60 км), а наземных разведывательных частей — через 2–3 часа (исходя из средней скорости движения 15–20 км/час).

Удаление наземной разведки на 35–40 км обусловливается необходимостью обеспечить командиру соединения время на изучение обстановки, на оценку ее и принятие целесообразного решения, соответствующего данной обстановке. Учитывая среднюю скорость движения колонн и средств связи разведывательных органов (дублирующих радиодонесение о столкновении с противником), это удаление обеспечивает командиру около 1–2 часов на принятие решения.

Беря за основу приведенные расчеты, надо считать, что удаление ближней разведки на 15–20 км обеспечит получение последних сведений о противнике непосредственно перед столкновением головных походных застав (ГПЗ). Эти данные послужат основой для уточнения предварительного решения или для соответствующего его изменения. Окончательное решение будет принято на основе короткой личной рекогносцировки, которую танковый командир производит во время столкновения походных застав.

Таким образом, вся система разведки будет непрерывно наращивать данные о противнике и местности, что необходимо для принятия целесообразного решения на развертывание и бой.

Самолеты, как правило, ведут разведку противника, однако они могут разведывать и местность, но с малых высот (не выше 1000).

Воздушная разведка противника производится звеньями или отдельными самолетами на высоте от 1 000 м и выше, в зависимости от ПВО противника. [47]

Органами наземной разведки в танковых соединениях являются (см. рис. 6):

1) разведывательная группа (РГ) — орган дальней разведки, в составе до роты танков (бронемашин), усиленная подразделениями моторизованной пехоты, мотоциклами и другими средствами усиления;

2) отдельный разведывательный дозор (ОРД) — орган ближней разведки, силой до взвода танков (бронемашин), усиленный моторизованной пехотой и мотоциклами.

РГ и ОРД получают для разведки направление и объекты и высылаются заранее с таким расчетом, чтобы к началу выступления колонны быть на удалении около 35 км для РГ и около 15 км для ОРД.

Непрерывность связи колонн с разведывательными органами обеспечивается установлением рубежей связи, с которых последние присылают донесения.

До столкновения с противником разведывательные органы двигаются со скоростью 15–20 км/час; после столкновения движение совершается скачками от одного наблюдательного пункта к другому.

РГ ведет разведку на главном направлении, высылая впереди себя и в стороны на удаление зрительной связи дозоры в составе 1–2 танков (бронемашин, мотоциклов). ОРД ведут разведку на второстепенных направлениях.

Отдельно двигающийся батальон (полк) ведет только ближнюю разведку отдельными разведывательными дозорами на главном и второстепенных направлениях.

В условиях ночи разведка, как правило, усиливается моторизованной пехотой и действует на уменьшенных дистанциях.

Разведывательные органы выполняют свои задачи боем и наблюдением. Для доставки боевых донесений, кроме передачи по радио (сигналом), разведывательные органы используют мотоциклы, а в случае необходимости и боевые машины.

Данные о противнике и местности дополняются сведениями разведывательных органов других родов войск, полученными штабом путем взаимной информации.

Охранение

Охранение организуется с целью:

1) не допустить разведывания противником охраняемых войск;

2) предотвратить внезапное нападение воздушного и наземного противника;

3) обеспечить своим войскам время и удобный рубеж для развертывания.

Органами походного охранения отдельно следующих танковых колонн являются (см. рис. 6):

1) головная походная застава, выдвигаемая впереди колонны;

2) боковые и тыльная заставы;

3) дозоры (непосредственное охранение). [48]

В зависимости от состава колонны (батальон и больше) ГПЗ может иметь от взвода до роты танков.

Удаление ГПЗ от головы колонны на 5–8 км определяется задачами:

1) не допустить обстрела колонны действительным артиллерийским огнем;

2) обеспечить командиру время на личную рекогносцировку, принятие решения и на развертывание колонны.

На открытые фланги на удаление до 5 км выдвигаются боковые заставы силой до роты танков (бронемашин) или моторизованной пехоты.

Заставы высылают вперед и в сторону открытого фланга на удаление зрительной связи дозоры в составе одной-двух боевых машин.

При отсутствии параллельных путей для перехвата противника, могущего появиться со стороны открытого фланга, высылаются неподвижные боковые заставы. Эти заставы выдвигаются заблаговременно и затем присоединяются к хвосту колонны по прохождении ею прикрываемого заставой направления.

В 3–5 км от хвоста колонны следует тыльная походная застава (ТПЗ) силой до взвода танков.

При следовании танковых подразделений и частей в составе общевойсковых колонн первые имеют только непосредственное охранение в виде дозоров, двигающихся в 1 км впереди и в стороны флангов колонны.

При совершении отступательного марша сила и состав тыльной заставы отдельно следующей танковой части доводится до роты, усиленной артиллерийскими танками. Для устройства заграждений по маршруту отхода заставам придаются саперы и химики.

При совершении флангового марша боковая застава на открытом фланге доводится до роты, усиленной артиллерийскими танками, а также саперами и химиками.

В бою службу охранения путем наблюдения несет весь личный состав.

Сторожевое охранение танковой части (соединения) при расположении на месте организуется так же, как и в пехоте (коннице), и состоит из сторожевых отрядов, отдельных сторожевых застав, выставляемых на определенных направлениях (во все стороны) от района расположения соединения или части, и из непосредственного кругового охранения (полевые караулы).

Удаление отрядов и застав от отдыхающих войск 4–6 км. Это расстояние определяется необходимостью предохранить отдыхающие войска от действительного артиллерийского огня и предоставить им время на изготовление к отражению противника в случае его нападения.

В целях экономии сил и средств заставы силой до роты мотопехоты с орудиями, или до взвода мотопехоты с одним орудием, или до 2–3 танков (бронемашин) выставляются только на особо опасных направлениях. [49]

Как правило, сторожевую службу несет мотопехота, и только в исключительных случаях для этой цели могут быть применены и танки (при близком расположении от противника, меньше двух переходов, и вероятном нападении его танков). Однако даже в таких случаях танки в сторожевое охранение должны выделяться чрезвычайно экономно, так как танковая атака противника может быть отбита только массированной танковой контратакой.

Кроме использования естественных препятствий, перед передним краем сторожевого охранения следует устраивать также искусственные препятствия. Так, на танкодоступных направлениях могут быть применены мины. Все препятствия должны находиться под действительным огнем органов сторожевого охранения.

Самостоятельно отдыхающее танковое соединение охраняется отдельными сторожевыми заставами и полевыми караулами. Однако при небольшом удалении от противника (не более двух переходов) и открытой местности в сторону противника высылается сторожевой отряд силой до батальона мотопехоты. Такой отряд может прикрыть фронт до 5 км. На остальных направлениях выставляются сторожевые заставы и полевые караулы.

В промежутках между сторожевым отрядом, заставами и караулами, особенно ночью и на закрытой местности, наблюдение ведется парными дозорами или отдельными бронеавтомобилями.

Танковые части и соединения, располагающиеся на отдых между общевойсковыми частями или соединениями, охраняются только непосредственным охранением. На особо важных направлениях на удалении до 1 км выставляются полевые караулы, а каждое подразделение выставляет 1–2 наблюдательных поста и высылает дозоры. Боевые машины располагаются так, чтобы каждая из них имела возможность вести огонь с места в направлении вероятного появления противника.

Во всех случаях расположения на отдых штаб части или соединения составляет план действий на случай нападения противника с наиболее вероятных направлений.

При нападении крупных сил наземного противника части и подразделения по заранее установленному сигналу тревоги занимают боевое положение и встречают противника огнем с места с последующей атакой или немедленно развертываются для атаки противника.

При появлении незначительных сил противника, но настолько сильных, что они могут сбить охранение, против них высылается дежурное подразделение. Последнее атакует противника и, преследуя его накоротке, возвращается на свое место.

На ночь охранение усиливается увеличением числа дозоров, наблюдающих промежутки между органами охранения, и высылкой дозоров, ведущих наблюдение среди отдыхающих войск (ночное патрулирование).

Передовые отряды

При совершении марша в предвидении встречного боя самостоятельно, действующие танковые соединения выделяют специальные передовые отряды (ПО) с целью захватить выгодные рубежи [50] для развертывания своих частей и поставить противника в невыгодные условия боя. ПО высылаются также при подходе танкового соединения к оборонительной полосе противника. В этом случае задачей ПО является уничтожение охранения и ведение разведки.

Как правило, ПО быстрым движением вперед стремится опередить противника в захвате выгодного рубежа и удержать его до подхода главных сил. В случае, когда противник упредил в захвате рубежа, ПО самостоятельными действиями должен сбить противника и овладеть рубежом.

Так как действия ПО при выполнении им своих задач будут и наступательными и оборонительными, то в состав ПО должны быть включены мотопехота, артиллерия и танки. Сила отряда будет зависеть от предстоящей задачи, от удаления захватываемого рубежа, от состава колонны, а также от предполагаемых сил противника.

ПО, выделяемый танковой бригадой, может иметь в своем составе от роты до батальона мотопехоты, 1–2 артиллерийские батареи и не менее роты танков. При наличии хороших дорог в ПО могут быть выделены и бронеавтомобили (не менее взвода).

В предвидении встречи с танками противника ПО должен быть усилен мощными противотанковыми огневыми средствами, а также саперными и химическими силами и средствами для создания сильной противотанковой огневой системы и противотанковых препятствий (минных полей, завалов, химических пробок и т.д.).

ПО в зависимости от своих сил и состава, а также от характера местности может успешно вести оборонительный бой на широком фронте (на участке шириной от 1 км — для усиленной роты мотопехоты и до 5 км — для батальона мотопехоты).

Для предотвращения возможности поражения ПО до подхода главных сил в условиях среднепересеченной местности удаление ПО, имеющего задачей захватить рубеж, должно быть не более 30 км. Такое удаление танковая колонна может преодолеть в 2 часа, в течение которых ПО сумеет вести успешную оборону против превосходящих сил противника, особенно при захвате весьма удобного для обороны рубежа.

Имеющиеся в ПО танки входят в состав его ударной группы, а бронемашины используются для разведки на флангах и впереди фронта.

Бели противник упредил в захвате рубежа, то мотопехота при поддержке танков и артиллерии овладевает рубежом, атакуя один из его флангов. Танки и в обороне и при овладении рубежом, как правило, действуют в огневой связи с пехотой.

Противотанковая оборона

Лучшим средством противотанковой обороны являются танки. ПТО танковых частей заключается в организации наблюдения и в готовности каждой машины отразить атаку танков огнем своей пушки.[51]

Обязанности по наблюдению выполняют посты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) и наблюдатели, выделенные подразделениями. Кроме того, на походе каждое подразделение получает сектор наблюдения и огневого отражения атаки танков и других подвижных средств противника в случае их внезапного нападения на колонну.

В бою каждый экипаж ведет постоянное наблюдение вперед и в стороны, а каждая часть (подразделение) готова в любое время отразить атаку танков.

Моторизованная пехота, не имеющая в своем составе танков, организует ПТО на общих основаниях.

Противовоздушная оборона

Противовоздушная оборона танковых войск имеет некоторые особенности по сравнению с ПВО других родов войск, вытекающие из того, что танки не уязвимы для осколков снарядов легкой полевой артиллерии и соответствующих калибров авиационных бомб.

Меньшая уязвимость танков для огня противника несколько облегчает организацию и службу ПВО и предохраняет танки от больших потерь при нападении авиации.

Противовоздушная оборона танковых войск, как и других родов войск, состоит из:

1) воздушного наблюдения, оповещения и связи;

2) системы огня зенитного оружия;

3) боевых действий истребительной авиации;

4) мер маскировки и обмана противника.

Система ВНОС танковых войск заключается в выделении в каждом органе разведки и охранения из числа экипажей боевых машин полевых дозоров ВНОС (внешняя сеть) и дозоров в каждом подразделении (внутренняя сеть).

От налетов авиации противника танковые войска прикрывают:

1) истребительная авиация (несущая службу патрулирования или находящаяся в боевой готовности на аэродромах);

2) зенитная артиллерия средних калибров с потолком действительного огня по самолетам до 7 км;.

3) мелкокалиберная зенитная артиллерия с потолком действительного огня до 3 км;

4) зенитные пулеметы: станковые на специальных машинах и ручные на танках с потолком действительного огня до 1 км.

Прикрытие танковых частей и соединений авиацией и зенитной артиллерией организуется общевойсковыми соединениями.

Одна батарея зенитных орудий среднего калибра может прикрыть однослойным огнем при высоте стрельбы в 7 км площадь круга радиусом в 4 км. Следовательно, артиллерийский дивизион из трех бата рей может прикрыть однослойным огнем колонну длиной до 24 км или 8 км двухслойным огнем и 8 км однослойным (крайние батареи) при расположении батарей на расстоянии 3–4 км одна от другой. Лучшим средством противотанковой обороны являются танки. ПТО танковых частей заключается в организации наблюдения и в готовности каждой машины отразить атаку танков огнем своей пушки.[52]

Мелкокалиберное зенитное орудие может прикрыть однослойным огнем площадь круга радиусом в 3 км, а зенитная пулеметная установка или зенитный пулемет на танке — площадь круга радиусом до 1 км.

Для предотвращения нападения авиации танковые части и соединения при любых условиях должны применять меры маскировки и введения противника в заблуждение относительно истинного своего положения и своих действий.

С этой целью используются ночь, туман, низкая облачность, дождь, искусственный дым, закрытые районы, а также применяется движение в ложных направлениях или создается ложное представление о месте расположения танков.

Сигнал воздушной опасности подается при появлении одного самолета; сигнал воздушной тревоги — при обнаружении трех и более самолетов.

При налете авиации противника все средства ПВО принимают участие в отражении атаки, танковая же часть продолжает движение, увеличив скорость, а если позволяет местность, то принимает расчлененный порядок. При расположении на месте личный состав экипажей укрывается в боевые машины, а остальной состав — а приготовленные для него щели или под боевые машины.

После отражения атаки принимаются меры к немедленной ликвидации последствий налета авиации.

Противохимическая оборона

Танковые экипажи, тем более моторизованная пехота, как и остальные войска, подвержены воздействию отравляющих веществ.

Мало того, ограниченные возможности наблюдения из танка затрудняют своевременность обнаружения ОВ и принятия сигналов химической тревоги, что отражается на быстроте приведения в боевое положение средств индивидуальной химической защиты.

Все это требует непрерывного химического наблюдения, постоянной и тщательной организации противохимической обороны (ПХО) и строгого соблюдения всех правил противохимической защиты.

Организация ПХО должна обеспечить непосредственную защиту от ОВ частей и свободу действий в условиях применения противником химических средств.

Система и мероприятия ПХО состоят из:

1) системы химического и метеорологического наблюдения;

2) химической разведки;

3) мероприятий индивидуальной и групповой защиты, особенно для моторизованной пехоты и тыловых органов;

4) дегазации участков;

5) ликвидации последствий химического нападения на войска и тылы (дегазация, обмывка).

В танковых частях органами химического наблюдения являются дозоры ВНОС и вся сеть войскового наблюдения; в моторизованной пехоте, в силу большей уязвимости ее для ОВ, в каждом взводе, кроме того, выделяется наблюдатель со средствами сигнализации. Сигналом химической опасности является сигнал воздушной тревоги.

Химические разведчики имеются во всех органах боевого обеспечения; их задачей является: определять зараженные участки, ограждая их и выбирая пути обхода; определять признаки подготовки и возможности химического нападения противника; устанавливать начало химического нападения и определять виды ОВ, примененные противником; выбирать наиболее удобные пункты для установления дополнительных постов химического наблюдения и размещения дегазационных средств.

Перед выступлением части командный состав должен проверить у экипажей наличие индивидуальных средств защиты (противогазов, перчаток, чулок, передников и накидок), индивидуальных дегазационных комплектов (ветоши, пакли, дегазирующего вещества) и противопожарных средств. Танковые части, подвергшиеся химическому нападению стойкими отравляющими веществами (СОВ), продолжают движение с целью быстрее выйти из зараженного участка. По выходе из него легко пораженные бойцы, как правило, проходят обработку на месте, а тяжело пораженные отправляются на обмывочный пункт. Материальная часть подвергается дегазации.

При расположении на месте подразделения оставляют пораженные участки и занимают запасные районы, а в исключительных случаях остаются на месте, дегазируя зараженный участок.

Для дегазации площади в 1 кв. м требуется: 400 г хлорной извести или 1 кг жидкого дегазатора, керосина или бензина.

В танковых частях для обмывки пораженных СОВ могут быть использованы автомобильные душевые установки с пропускной способностью до 400 человек в час.

Искусственный дым. К средствам химического обеспечения танковых войск относится и искусственный дым. Дым может быть применен для ослепления противника и маскировки своих войск. Однако и в том и в другом случае использование дыма должно быть тщательно продумано, так как неправильное применение дыма принесет больше вреда, чем пользы. Дымовая завеса, поставленная для ослепления противника, одновременно затрудняет наблюдение и ведение огня также и своих войск. Применение дыма для маскировки движения танков на узком фронте демаскирует их и затрудняет движение.

В силу этих обстоятельств дым для маскировки движения применяется в количествах, обеспечивающих задымление площади, в 2–3 раза превышающей ту, на которой находятся или по которой двигаются танки. Кроме того, надо обязательно ставить ложные дымовые завесы, чтобы ввести противника в заблуждение относительно истинного направления движения.

Дымовые завесы могут применяться на марше и в бою, прячем в наступательном бою целесообразно прикрывать ими фланги боевых порядков танков для ослепления противотанковых орудий. Дым также может быть применен для ослепления противотанковых орудий и наблюдательных пунктов на переднем крае, но последнее [54] применяется при благоприятном направлении ветра (на противника или вдоль фронта), чтобы не создать затруднений для боевой работы своих танков.

Дымовые завесы могут быть поставлены самолетами, артиллерией, минометами, обычными дымовыми шашками и специальными машинами.

Авиационный дымовой прибор дает дымовую завесу шириной и высотой до 200 м и длиной до 2 км, отдельные артиллерийские снаряды разных калибров дают дымовые завесы диаметром от 60 до 200 м; дымовая мина создает дымовую завесу диаметром 200–300 м; дымовая шашка дает полосу дыма шириной и высотой до 10 м и длиной до 200 м, специальные машины одной зарядкой могут дать завесу шириной и высотой до 200 м и длиной до 1,5 км.

Длительность действия дыма зависит от длительности дымопуска каждого прибора и скорости ветра и колеблется в пределах от 5 минут (от артиллерийских снарядов и дымовых шашек) до 1 часа (от специальных машин).

Обеспечение движения

Служба обеспечения движения слагается из регулирования движения и устранения причин, препятствующих движению танков зависящих от характера местности или от наличия искусственных сооружений, созданных противником. Она обязательна и при передвижениях на незначительные расстояния.

Органами обеспечения движения в танковых соединениях являются отряды обеспечения движения (ООД), состоящие из регулировщиков, инженерных и химических сил и средств, а при необходимости и из подразделений мотопехоты. Схема организации службы обеспечения движения показана на рис. 7.

Каждый ООД обслуживает только одну колонну и двигается за органами разведки, под их прикрытием, организуя непосредственное охранение своими силами.

В отдельных танковых частях, как правило, ведется только служба регулирования движения выделенной для этого специальной группой. В случае придания отдельным танковым частям, в целях ускорения движения, инженерных и химических сил и средств создаются ООД.

Сила и состав ООД в каждом случае зависят от наличных средств, длины маршрута и характера пути.

При организации ООД или группы регулирования движения следует учитывать возможные изменения направления движения колонны, для чего необходимо иметь резерв регулировщиков, сапер и т. д.

Инженерное обеспечение маршрута заключается: в исправлении мостов и усилении их грузоподъемности; в устройстве переправ; в отыскании обходов при невозможности исправить мост; в уменьшении крутизны спусков и подъемов (особенно для прохода колесных машин). [56]

Для исправления переправ по мере прохождения через них танков из состава ООД выделяются необходимые силы и средства. На особо трудных переправах выделяются в качестве тягачей тракторы.

Чтобы лучше обеспечить движение колонны, весь маршрут разбивается на участки длиной в 20–30 км. На каждый участок назначается комендант и выделяются регулировщики, инженерные и химические силы и средства, необходимые для разведки, исправления и провешивания пути движения, согласно плану, утвержденному начальником штаба части (соединения). Комендант подчиняется командиру ООД и отвечает за беспрепятственное продвижение колонны на его участке.

Комендант лично ведет разведку маршрута и ставит задачи по устранению препятствий и провешиванию маршрута. Провешивание маршрута заключается в выставлении подвижных и неподвижных постав регулирования (главным образом на перекрестках и у больших переправ), в выделении проводников или колонновожатых, в расстановке указательных знаков (немое регулирование).

Все силы и средства ООД разбиваются обычно на три группы: первая — на первый участок, вторая — на второй участок, третья — резерв.

К началу движения колонны первый участок должен быть уже провешен.

После того как ТПЗ колонны пройдет этот участок, посты на данном участке снимаются и вся группа выбрасывается вперед на очередной участок или составляет резерв, если последний уже использован.

Посты регулирования движения обязаны: не допускать поперечного движения в момент прохождения своей колонны; принимать немедленные меры, к освобождению пути от случайных повозок и машин; устанавливать очередность прохождения машин; требовать соблюдения маршевой дисциплины и маскировки.

Вытягиванием части (соединения) из места расположения руководит, как правило, один из командиров штаба, которому придаются регулировщики.

Восстановление и эвакуация машин, требующих ремонта, обеспечивается службой технического замыкания, на которую возлагается:

1) очищение дороги от остановившихся машин;

2) оказание технической помощи отставшим машинам и указание им пути следования;

3) эвакуация на сборный пункт аварийных машин (СПАМ) машин, которые не могут быть восстановлены на месте;

4) снабжение отдельных машин горюче-смазочными материалами;

5) уничтожение следов движения колонн.

Силы и средства технического замыкания зависят от величины колонны, длины и трудности маршрута, а также от обстановки.

Основу службы замыкания составляют ремонтные и эвакуационные [57] средства. Кроме того, в состав группы замыкания включаются цистерна, водо-маслозаправщики и мотоциклы для связи.

В эшелонах колонн служба замыкания организуется из батальонных ремонтных и эвакуационных средств, следующих непосредственно за эшелоном; техническое замыкание колонн организуется из ремонтных и эвакуационных средств соединения. Службу замыкания обычно возглавляют командиры ремонтных подразделений.

Начальник службы замыкания (эшелона или колонны) организует осмотр остановившихся вследствие неисправности машин, выделяет необходимые силы и средства для их ремонта или эвакуирует эти машины на СПАМ. О всех остановившихся машинах и принятых в отношении их мерах начальник службы замыкания докладывает начальнику колонны и командиру части.

Восстановленным машинам начальник службы замыкания указывает маршрут и порядок присоединения к подразделениям, объединяя их в группы под командованием одного из командиров этих машин.

Для разведения колонн на отдых выставляются посты регулирования в пунктах отхода частей и подразделений с основного маршрута. Посты регулирования направляют отставшие машины к их подразделениям.

В бою служба регулирования организуется при наличии времени и имеет задачей обеспечить выход частей и соединений на свои направления.

При организации ночного марша, если позволяет время и обстановка, провешивание и оборудование маршрута производятся засветло.

Инженерное обеспечение

Одним из основных положительных свойств танков является их высокая подвижность, складывающаяся из быстроходности и способности преодолевать различные препятствия.

Однако технические возможности танков не беспредельны, в силу чего при применении танков выбирается местность, наиболее благоприятная для их действий. Если это невозможно, то разными путями и средствами увеличивают их подвижность, стремясь снизить подвижность танков противника. Эти задачи выполняется инженерными подразделениями и частями танковых и общевойсковых соединений.

В задачи инженерного обеспечения входит устранение различных препятствий, устройство через них проходов, оснащение самих танков приспособлениями, позволяющими преодолевать препятствия, а также создание культурно-бытовых условий для танковых частей при расположении на месте и обеспечение их водой. Объем и характер инженерного обеспечения танков зависят от времени, имеющегося для выполнения этих работ.

Само собой понятно, что условия быстротечности встречного боя весьма сильно будут ограничивать объем и размеры инженерного обеспечения танков, в то время как в наступательном бою они будут значительно шире. [58]

На марше и во встречном бою инженерное обеспечение заключается: в устранении мелких неисправностей дорог; в устройстве колонных путей, переправ через водные преграды; в маскировке материальной части; в оснащении танков приспособлениями, увеличивающими их проходимость, и в устройстве препятствий против танков противника.

Неисправности дороги устраняются органами обеспечения движения. Устройство колонных путей и переправ выполняется инженерными подразделениями. На устройство колонного пути длиной в 1 км потребуется в среднем час работы одной саперной роты.

Для устройства переправ через водные преграды танковые соединения оснащены специальными средствами. Для переправы танков могут быть использованы тяжелый понтонный (мостовой) парк, а также лодки ПА-3.

Тяжелый понтонный парк состоит из 24 понтонов. Каждый понтон состоит из носового полупонтона грузоподъемностью в 5 т и среднего полупонтона грузоподъемностью в 7,1 т; общая грузоподъемность всего понтона, таким образом, составляет 12 т.

Из полного мостового парка можно построить мост длиной до 190 м, грузоподъемностью до 12 т. Для наводки моста требуется 3 часа работы одной саперной роты.

Парк ПА-3 состоит из 24 лодок, каждая грузоподъемностью 3 т. Из лодок можно навести мост длиной до 70 м и грузоподъемностью до 8 т. Скорость наводки моста 0,75 м в минуту. Для наводки моста требуется одна саперная рота. Из лодок ПА-3 можно составлять паромы. Для сборки парома требуется 20–30 минут работы одного взвода сапер.

Скорость движения по мостам из понтонов может достигать в среднем 4–5 км/час. Скорость движения паромов на веслах в среднем равна 1 м/сек; на погрузку и выгрузку танка на паром необходимо до 10 минут.

Для маскировки расположения и движения танковых частей и подразделений используются прежде всего естественные маски (лес, кустарник).

При отсутствии естественных масок экипажи машин используют индивидуальные маскировочные сети.

В тех случаях, когда танковым частям придется действовать на местности, изобилующей естественными и искусственными препятствиями, танки заблаговременно оснащаются приспособлениями, увеличивающими их проходимость. В этих случаях, кроме усиленного насыщения органов обеспечения движения саперами и саперными средствами, необходимо оснастить танки бревенчатыми мостами, фашинами, ковриками. Этими приспособлениями пользуются, как правило, при развертывании и в бою, а в исключительных случаях и при совершении марша колонными путями, когда инженерные подразделения не могут обеспечить устройство прохода через препятствие к моменту подхода танков.

Танковая рота оснащается приспособлениями в зависимости от местности, на которой ей придется действовать, а также типов [59] и видов препятствий (естественных и искусственных). Бревенчатыми мостами рота оснащается в среднем на 40%, остальными приспособлениями — на 60%.

Для преодоления горизонтальных препятствий танковые части используют саперные танки.

Препятствия против танков противника будут устраиваться в целях прикрытия флангов путем усиления естественных препятствий, разрушения переправ через реки, болотистые низины и, наконец, расстановкой мин. В условиях встречного боя мины просто могут быть разбросаны в шахматном порядке в траве (через каждый метр).

В наступательном бою инженерное обеспечение начнется еще до занятия танками выжидательных позиций и найдет самое широкое применение в течение боя, вплоть до окончательного разгрома противника. При расположении на месте инженерные части должны в первую очередь заняться маскировкой машин.

При расположении в лесу, в кустарнике или в населенном пункте инженерные части должны принять все меры предохранения в пожарном отношении, так как в современной войне леса, кустарники и населенные пункты могут быть легко подожжены артиллерийским огнем и авиационными бомбами противника. Противопожарные мероприятия заключаются в назначении в каждую часть дежурного (пожарного подразделения, в обнесении канавами места расположения материальной части подразделений, особенно тылов (колесных машин, цистерн), в подготовке песка и устройстве колодцев и водоемов (особенно в населенных пунктах).

Важнейшими задачами инженерных частей по оборудованию выжидательных позиций являются прокладывание и маскировка колонных путей к ним и к исходным позициям.

На исходных позициях инженерное обеспечение будет выражаться в индивидуальной маскировке машин, проводимой экипажами, в подготовке выходов с исходных позиций и проходов до переднего края. В условиях наступления на сильно укрепленную полосу, кроме того, будут подготовляться укрытия для боевых машин.

Порядок, в котором танки пойдут в атаку с исходных позиций, будет зависеть от местности, от наличия искусственных и естественных препятствий, от их качества и количества, а также от наличных инженерных сил и средств. Минимальное количество проходов для взвода танков — два (по одному для каждого полувзвода); для роты — шесть проходов.

До переднего края противника, как правило, все работы по инженерному обеспечению выполняют саперы, а за передним краем используются соответствующие приспособления по преодолению танками препятствий. В глубине обороны инженерные войска используются для устройства колонных путей для передвижения тылов, для ввода в бой танкового резерва и подвижных групп развития прорыва.

Кроме этих основных работ, инженерные подразделения могут быть использованы в глубине обороны противника для оказания [60] помощи застрявшим танкам, а также для установки минных препятствий на направлениях вероятных контратак танков противника (на флангах).

При выходе в район сбора задачами инженерных частей явятся: маскировка материальной части; устройство препятствий в опасных направлениях; обеспечение водой; подготовка выходов из района сбора.

При расположении танков в обороне в ударной группе общевойскового соединения инженерное обеспечение будет таким же, как и в условиях расположения на месте. [61]

Дальше