Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава IV.

Материально-техническое обеспечение

Общие положения

Материально-техническое обеспечение танковых войск включает в себя мероприятия по снабжению их необходимыми предметами материального довольствия, по выполнению ремонта, восстановлению машин и эвакуации в тыл всего ненужного для боя.

Вся эта работа выполняется соответствующими тыловыми органами, организационно входящими в состав частей и соединений.

Работа тыловых органов делится на следующие виды:

служба снабжения — подвоз продовольствия и имущества (артиллерийского, автобронетанкового, политико-просветительного, военно-хозяйственного, инженерного, химического, связи), его ремонт и эвакуация;

служба технического обеспечения — ремонт и восстановление машин, питание их эксплоатационными материалами и эвакуация;

санитарная служба — оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших в бою и больных.

Понятие «организация материально-технического обеспечения» охватывает эшелонирование тыловых органов, систему подвоза, политическое и боевое обеспечение и управление тылом.

Основная задача службы тыла — обеспечение танковых частей и соединений всем необходимым для достижения высокой боеспособности, дальнобойности, подвижности. Часто правильное решение по использованию войск в бою не дает хороших результатов, если для его выполнения не подготовлены своевременно необходимые материальные условия.

Работа тыла танковых войск имеет ряд особенностей.

Тыловые органы танковых частей и соединений, как правило, будут работать в полосе общевойскового тыла, что потребует особых мероприятий по установлению взаимодействия.

Для обеспечения взаимодействия со стороны командира общевойскового соединения должна быть учтена помощь танковым войскам в подвозе, эвакуации (главным образом раненых), в принятии мер по боевому обеспечению тыла, подготовке путей и службе регулирования, предоставлении лучшего пути подвоза [62] и эвакуации. При этом тыловые органы танковых войск обязаны строго соблюдать график движения, чтобы не помешать работе тыла общевойскового соединения, а также оказывать помощь свободным транспортом (порожняком), особенно для перевозки раненых, и запасами, если в этом встретится необходимость.

Разнообразие предметов снабжения и большой расход их заставляют танковые войска базироваться главным образом на подвозе из глубины, а не на местных ресурсах. Так, например, 1 час боевой работы танкового батальона потребует от 2 до 3 т одного лишь горючего.

Большая подвижность танковых войск и характер их боевых действий потребуют большого напряжения, быстроты, гибкости и особой расчетливости в работе тыловых органов.

Уязвимость транспортных машин и привязанность их к дорогам ставит работу тыла в большую зависимость от боевого (особенно при действии танков вне огневой связи с другими войсками) и инженерного обеспечения.

Все эти особенности являются следствием характера выполняемых танковыми частями и соединениями боевых задач и обстановки, а также тактико-технических свойств боевых я транспортных машин.

Наиболее сложные условия для организации материально-технического обеспечения складываются, когда танковая часть (соединение) распределена по стрелковым частям. В этом случае потребуется расчленить тыловые органы по фронту, что неизбежно вызовет затруднения в управлении тылом, а также в подвозе из-за загруженности дорог тыловыми частями других родов войск.

Глубина тыла

Глубина тыла танковых частей и соединений определяется емкостью транспорта и его эксплоатационными возможностями (величиной среднесуточного пробега). Исчисляется глубина тыла расстоянием в километрах от источника снабжения до боевых порядков войск.

Емкость транспорта исчисляется количеством возимых запасов: горючего — в заправках; боеприпасов, запасных частей и агрегатов — в комплектах; продовольствия — в дачах.

Среднесуточные нормы пробега машин установлены опытным путем и определяются: для грузовых автомобилей 100–150 км, для тракторов 60–80 км.

Следовательно, глубина тыла танкового батальона, базирующегося непосредственно на станцию снабжения, может быть при автомобильном транспорте 50–75 км, при тракторном 30–40 км, т. е. равна половине их среднесуточной нормы пробега.

Глубина тыла танковой бригады может быть при автомобильном транспорте 100–150 км, при тракторном 60–80 км, т. е. равна половине среднесуточной нормы пробега транспортных средств бригады и батальона. [63]

Система подвоза

Подвоз может осуществляться суточным или длительным кругооборотом. В первом случае транспорт оборачивается в сутки, а во втором более чем в сутки.

Суточный оборот применяется при нормальной растяжке тыла (до 100 км). При увеличении глубины тыла и отсутствии при этом дополнительного звена подвоза, а также при увеличении норм расхода применяется длительный кругооборот.

Для обеспечения своевременности подвоза запасы иногда выкладывают на землю (только в период подготовки к бою), увеличивают количество машин за счет временно освобождаемых от неиспользуемых запасов, уменьшают глубину тыла путем приближения источника снабжения и периодически сменяют шоферов.

При глубине тыла меньше нормальной возможна работа транспортных средств батальона и бригады по очереди.

Подвоз должен производиться без перегрузки (переливки), т. е. с доставкой непосредственно до боевых частей. Так, например, цистерны бригадного звена должны включаться в звено подвоза батальона и по опорожнении возвращаются в парк бригады.

Основным принципом работы тыла является своевременность подачи войскам всех необходимых предметов снабжения и стремление иметь эшелоны парка всегда заполненными.

Основы эшелонирования тыловых органов

Для своевременной подачи необходимых запасов войскам, а также в целях рассредоточения тыловых органов последние расчленяются по фронту и эшелонируются в глубину (рис. 8 и 9).

Расчленение по фронту определяется шириной полосы действий танковой части или соединения. В свою очередь, эта ширина для приданных танковых войск определяется фронтом наступления общевойскового соединения, которому они приданы:

Эшелонирование в глубину вызывается необходимостью рассредоточения тыловых органов в целях их безопасности, своевременного обеспечения запасами, эвакуацией, ремонтом и необходимостью предоставления свободы маневра своим войскам.

Глубина эшелонирования тыловых органов определяется: степенью удаления противника; характером выполняемой боевой задачи; удалением обменных пунктов (ОП) или станций снабжения (СС); емкостью штатных транспортных средств; тактико-техническими свойствами транспортных машин; количеством и качеством требуемых запасов и предполагаемыми потерями; характером путей, их количеством, временем года и дня.

Все перечисленные условия в той или иной степени влияют на эшелонирование, но основными условиями все же останутся характер выполняемой боевой задачи, удаление противника и удаление источника снабжения.

Все транспортные средства танковых войск объединены в парковые подразделения и транспортные части. [64]

Парковое подразделение (в танковом батальоне) делится на головной эшелон парка (ГЭП) и тыловой эшелон парка (ТЭП).

Деление парков на эшелоны не организационно-штатное, а тактическое, поэтому состав эшелонов будет меняться в зависимости от обстановки.

ГЭП, как правило, двигается непосредственно за частью, а ТЭП в 12–15 км от него. Такое удаление ТЭП обеспечивает его от артиллерийского огня противника и сокращает глубину работы транспорта соединения.

В бою ГЭП делится на две группы (ремонтно-эвакуационную и группу снабжения) и в целях безопасности от ружейно-пулеметного огня противника находится в 3–5 км от боевой части батальона, а ТЭП в 12–15 км от ГЭП.

Транспортные средства танковой бригады также эшелонируются и могут подразделиться на головной и тыловой эшелоны, особенно при растяжке тыла свыше нормальной. Это деление вызывается необходимостью облегчить подвоз запасов и сократить глубину колонны.

Обычно автотранспортные и другие средства бригады (кроме ремонтно-восстановительных и медико-санитарных) двигаются в 30–40 км от боевых частей. [66]

Эшелонирование ремонтно-восстановительных средств определяется несколько иными соображениями, а именно: характером и количеством ремонта, наличием времени на выполнение его, возможностями ремонтных средств и условиями обстановки.

В силу этого ремонтные средства, производящие длительные (свыше 12 часов) и сложные ремонты, более удалены от фронта, и наоборот, производящие мелкие и по сроку непродолжительные ремонты (до 12 часов) расположены ближе к фронту.

Техническое имущество эшелонируют в зависимости от потребности, не перегружая при этом головные эшелоны.

Санитарные средства и средства эвакуации эшелонируются на тех же основаниях, что и ремонтно-восстановительные.

Управление тылом

Управление тылом должно обеспечивать своевременное доведение задачи тыла до исполнителей, ее выполнение, постоянную готовность тыла к отражению нападения противника. Основой управления тылом является ясное понимание всем личным составом тыловых органов предстоящей задачи и плана боя.

В целях большей организованности в работе тыла на марше и в бою допускается полное или частичное объединение ТЭП в масштабе бригады. Объединение ТЭП всех батальонов (полное объединение) имеет место при движении танкового соединения по одной дороге.

Службу тыла организует и осуществляет штаб во главе с начальником штаба.

Данные для принятия решения по тылу подготовляет один из начальников частей штаба бригады, а в батальоне один из помощников начальника штаба. Непосредственное проведение всех мероприятий по материально-техническому обеспечению лежит на соответствующих начальниках служб, а также на командирах и военных комиссарах тыловых частей и подразделений.

Командир и военный комиссар танкового соединения (части) принимают решение по тылу на основе боевого приказа и приказа по тылу общевойскового командира.

Обстановка по тылу оценивается на основе следующих данных:

1) когда, где и что потребуется от тыла для выполнения боевой задачи;

2) эшелонирование запасов и их соответствие принятому боевому решению;

3) пути подвоза и эвакуации (ось боевого питания и восстановления) в своем тылу и в расположении противника (длина, профиль, ширина, грунт, состояние пути в зависимости от времени года, погоды, наличие на них естественных и искусственных препятствий) и загруженность;

4) время, необходимое для приведения тыла и боевой части в боевую готовность для выполнения поставленной задачи;

5) возможные помехи со стороны противника работе тыла;

6) содействие других родов войск. [67]

Решение, принятое на основе оценки обстановки по тылу, оформляется в виде приказа.

Боевое обеспечение тыла

В современном бою в связи с новыми средствами борьбы (авиация, танки) грань между тылом и фронтом стирается. Тылы всегда будут находиться под угрозой воздушного и наземного нападения противника. Поэтому боевое обеспечение тыла является ответственным моментом, так как от этого зависит наиболее полный и своевременный подвоз всего необходимого для боя танковых войск.

Боевое обеспечение тыла слагается из мер охранения от наземного и воздушного противника, которые осуществляются своими огневыми средствами, личным вооружением всего состава тыловых органов, боевыми машинами танкового резерва и иногда особо выделяемым прикрытием.

Выделение прикрытия имеет место при действии танковых соединений (частей) на открытом фланге или при прорыве в тыл крупных мотомеханизированных сил противника. Основным прикрытием тыла является фронт боевого порядка пехоты (конницы). При нападении противника для обороны используется весь личный состав тыловых органов, который действует по заранее разработанному плану.

Эшелонирование танкового резерва не должно итти под углом зрения только обороны тыла, так как основной задачей этого резерва является восстановление подразделений и частей.

Предупредительной мерой против нападения воздушного и наземного противника является организация службы наблюдения за воздухом и землей и связи по колонне.

Скрытность передвижения, защита запасов от воздействия отравляющих веществ противника, готовность к расчленению тыловых органов — также необходимые меры боевого обеспечения.

Командиры тыловых органов должны всегда знать обстановку на фронте, что достигается непрерывностью управления и информации со стороны штаба.

Для беспрепятственного движения тылов организуется служба регулирования, главным образом на перекрестках дорог и в дефиле. Особо важное значение приобретает также разведка и подготовка путей в инженерном отношении.

Служба технического обеспечения

Ремонт организуют помощники командиров по технической части, а непосредственную работу проводит инженерно-технический состав ремонтных подразделений и частей.

Машины в роте ремонтируются силами и средствами ремонтной летучки типа «А» при участии экипажей ремонтируемых машин, а в батальоне силами и средствами ремонтной мастерской типа «Б».

В ремонтную часть бригады включаются мастерские разных типов с дополнительными специальными установками. [68]

Ремонтная летучка типа «А» производит ремонт, не связанный с применением механического оборудования. Кроме ремонта, летучка снабжает экипажи машин недостающими деталями и пополняет расходуемый ими индивидуальный комплект. Летучка в течение одного рабочего дня может произвести до четырех текущих ремонтов со средней продолжительностью 2 часа каждый или до двух текущих ремонтов со средней продолжительностью 6 часов каждый.

Ремонтная мастерская типа «Б» производит ремонт, требующий применения механического оборудования. Производительность мастерской — до четырех текущих ремонтов со средней продолжительностью 2–6 часов каждый или до двух текущих ремонтов со средней продолжительностью 6–12 часов каждый.

Основной принцип полевого ремонта — агрегатный, основанный на замене неисправных агрегатов запасными. Смененные агрегаты, как правило, ремонтируются вне части и соединения.

В полевых условиях ремонт производится или на месте повреждения машины (обязательно в укрытом месте) или на сборных пунктах аварийных машин (СПАМ).

СПАМ располагается около узла дорог на оси восстановления и питания и должен быть укрыт от наблюдения — наземного и воздушного противника. Кроме того, здесь необходимо иметь оборудованные пути для входа и выхода машин, свободную площадь для их установки и источник воды. При расположении СПАМ в населенном пункте широко используются местные ремонтные средства (кузницы, мастерские).

На СПАМ пострадавшие машины сортируются по видам ремонта. Здесь же, на месте, ремонтируются машины с повреждениями, которые могут быть устранены в наименьший срок (до 12 часов), а остальные эвакуируются в мастерские, производящие длительный ремонт. Поэтому в СПАМ включаются не только ремонтные средства, но и средства эвакуации.

Эшелонирование ремонтных средств

На марше в предвидении встречного боя при следовании батальона отдельной колонной, ремонтные летучки типа «А» всех рот передвигаются в хвосте колонны, где и несут службу замыкания, а мастерская типа «Б» следует в ТЭП.

При распределении танкового батальона по общевойсковым колоннам ремонтные летучки типа «А» передвигаются с танковыми ротами, а мастерская типа «Б» следует с ТЭП батальона.

В танковой бригаде ремонтные средства следуют с ТЭП частей.

При распределении танковой бригады по общевойсковым колоннам часть ремонтных средств ее включается в ТЭП батальонов, а часть оставляется в резерве бригады.

Машины, выбывшие из строя на марше с незначительными по времени ремонта повреждениями, исправляются ремонтными средствами технического замыкания с расчетом обязательного нагона своих подразделений. Машины с повреждениями, требующими [69] сложного ремонта, оставляются в укрытиях с фиксацией при этом их местонахождения и по окончании марша буксируются на СПАМ, где сортируются по видам ремонта.

При совершении марша в тылу своих войск ремонтные средства частей и соединений следуют с ними или частично остаются для окончания начатого ремонта (если он производился).

В бою при действии батальона централизованно ремонтные средства рот находятся на СПАМ.

В целях оказания своевременной технической помощи аварийным машинам и медицинской помощи их экипажам в батальоне организуется головной пункт наблюдения и связи (ГПНС).

Как правило, ГПНС находится за фронтом пехоты и в пункте, позволяющем наблюдать за действиями танков. При действиях танков на пересеченной местности, кроме основного ГПНС, могут быть организованы и дополнительные. ГПНС обеспечивается подвижными средствами связи и средствами эвакуации. Работу основного ГПНС возглавляет помощник командира батальона по технической части (ПКТЧ), а дополнительных — ПКТЧ рот.

При децентрализованном использовании танкового батальона, ремонтные летучки типа «А» находятся на направлениях боевых действий рот, а ремонтная мастерская типа «Б» — на центральном направлении.

При выходе танков в районы (пункты) сбора ремонтные средства подходят к своим частям и подразделениям для выполнения ремонтных работ.

Ремонтные средства танковой бригады в бою находятся в 6–10 км от батальонов. Это удаление предохраняет их от действительного артиллерийского огня противника и облегчает маневр из глубины к местам скопления аварийных машин.

При использовании танковой бригады на широком фронте (свыше 10 км) или при отсутствии путей ее ремонтные средства распределяются по батальонам с обязательным оставлением до одной трети этих средств в резерве.

Такое эшелонирование ремонтных средств характерно для наступательного и оборонительного боя. При выходе из боя ремонтные средства последовательно переходят на те рубежи, куда намечен отход пехоты, поддерживаемой танками. При расположении на месте ремонтные средства находятся при своих частях и соединениях.

Эвакуация

Службой эвакуации называется отбуксировка аварийных машин в места их ремонта.

Для эвакуации обычно используются тракторы, организационно входящие в состав тыловых органов танковых мастей и соединений. При больших потерях для эвакуации привлекаются и тракторы, буксирующие прицепы с возимыми запасами, а в исключительных случаях (если вышедшей из строя машине грозит, опасность) и боевые машины. [70]

Основная задача службы эвакуации — сбор аварийных машин с пунктов, куда не могут подойти ремонтные средства, и отбуксировка их в укрытия или в мастерские.

Аварийные машины эвакуируются с поля боя на СПАМ средствами части и соединения; со сборных пунктов аварийные машины эвакуируются средствами тех ремонтных частей, которые будут производить этот ремонт.

Средняя глубина эвакуации определяется наличием эвакосредств и равняется для танкового батальона 8–12 км, для бригады до 40 км. Если глубина эвакуации бригады более 40 км и если вследствие больших потерь эвакосредства бригады не могут справиться с эвакуацией, на помощь включается армейское звено эвакуация.

Основным принципом эшелонирования эвакуационных средств является максимальное приближение их к полю боя.

На марше в предвидении встречного боя при следовании одной колонной средства эвакуации части двигаются в головном эшелоне парка, а при следовании отдельными подразделениями эти средства распределяются между ними. В соединении, когда оно следует одной, двумя или более колоннами, а также при распределении танковых частей по общевойсковым колоннам средства эвакуации соединения двигаются с головными эшелонами парков частей, а резерв (до одной трети всех средств) — в составе тыловых эшелонов парков частей, на главном направлении действия соединения.

Трудность распределения этих средств на марше в предвидении встречного боя заключается в невозможности заранее учесть направления, где будет в них наибольшая потребность. Поэтому средства эвакуации бригады распределяются по батальонам, а резерв этих средств служит для усиления во время боя частей, действующих на главном направлении или несущих наибольшие потери.

При совершении марша в тылу своих войск батальонные средства эвакуации следуют в ГЭП, а бригадные — в ТЭП.

В бою батальонные средства эвакуации располагаются вместе с ГПНС, а бригадные средства — на СПАМ. Резерв эвакосредств бригады находится совместно с ее ремонтными средствами.

При выходе из боя аварийные машины эвакуируются на СПАМ, избираемые за рубежом отхода пехоты.

При расположении на месте средства эвакуации находятся при своих частях.

Восстановление

Средством восстановления частей и подразделений является танковый резерв, организационно входящий в состав танкового соединения.

Обычно восстановление происходит после боя в районах (пунктах) сбора. На марше и в бою танковый резерв, как правило, двигается вместе с транспортом соединения.

Командир танкового резерва в тактическом отношении подчиняется начальнику штаба бригады, а в техническом — ПКТЧ [71] бригады.

Выделение из резерва машин на восстановление частей я подразделений происходит по указанию командира бригады.

Питание эксплоатационными материалами

Питание эксплоатационными материалами, как один из видов технического обеспечения, состоит из питания машин горюче-смазочными и обтирочными материалами и водой.

Потребность в эксплоатационных материалах исчисляется исходя из длины пути либо из предполагаемого количества часов работы моторов (моточасов).

Расход эксплоатационных материалов зависит от количества машин, характера предстоящей боевой задачи и обстановки, характера местности и состояния дорог, технического состояния машин и степени их изношенности, опытности водительского состава и качества горюче-смазочных материалов.

Горюче-смазочные материалы исчисляются в заправках. Заправка является расчетно-снабженческой единицей.

Ориентировочно потребное количество горючего определяется по формуле:

ДЗ = Р1t / P,

где ДЗ — искомая доля заправки; Р1 — средний расход горючего данного типа машин в течение 1 часа работы мотора (в единице веса); t — предполагаемое время работы мотора (в часах); Р — вес полной заправки горючего данного типа машин.

Смазочные материалы исчисляются по норме, составляющей 10% от количества горючего.

Заправка или дозаправка машин производится в специально установленное для этого время при расположении на привалы, в выжидательных района и в районах (пунктах) сбора.

Район заправки должен быть скрыт от наблюдения воздушного и наземного противника и иметь удобные площадки для размещения машин. Скорость заправки зависит от методов и средств раздачи горюче-смазочных материалов. При существующих средствах раздачи (бензораздатчики, мерная посуда) на заправку танкового батальона требуется до 45 минут, включая и время на вытягивание колонны.

Эшелонирование запасов горюче-смазочных материалов зависит от обстановки, характера боевой задачи, глубины тыла, состояния и загруженности путей подвоза. Так, при большой загрузке путей подвоза потребуется приближение запасов к боевой части. В нормальных же условиях возимые запасы распределяются равномерно по эшелонам тыла.

Во всех случаях обстановки необходимо стремиться к тому, чтобы танки вступали в бой с полной заправкой. При наличии в машинах горюче-смазочных материалов ниже установленной нормы вступление в бой допускается лишь в том случае, когда к тому вынуждает обстановка. [72]

Техническое обслуживание

Основная цель обслуживания — сбережение материальной части, обеспечивающее надежность ее работы и экономичность эксплоатации. Обслуживание включает: уборку и мойку машин, технические осмотры, регулировку механизмов, смазку, заправку и наблюдение за работой машин при их эксплоатации. Работы по обслуживанию машин в батальонах производят их экипажи, ремонтные летучки типа «А» и ремонтные мастерские типа «Б».

Наиболее благоприятной обстановкой для обслуживания в полевых условиях является нахождение части (соединения) в районе сосредоточения и в выжидательном районе.

Основное тактическое требование к организации технического обслуживания — это приближение обслуживающих средств к машине.

Служба снабжения

Продовольственное и вещевое снабжение

Большая подвижность боевых машин, частая возможность отрыва транспортов от своих частей (выход из строя машин, задержки в силу препятствий и д.), перерыв в подвозе, заражение продуктов питания противником — все это требует наличия у личного состава одной дачи неприкосновенного запаса продовольствия. Она расходуется по распоряжению командира подразделения или части, когда нет других возможностей накормить людей.

Продовольственное и вещевое снабжение организует помощник командира части (соединения) по материально-хозяйственному обеспечению.

Все предметы продовольственного снабжения танковые батальоны получают из бригадного обменного пункта (БрОП), а при небольшом удалении от станции снабжения (СС) — непосредственно из последней. Танковая бригада базируется обычно на СС. Танковые части общевойсковых соединений базируются на дивизионные обменные пункты (ДОП).

Основой эшелонирования продовольствия является постоянное наличие при части и в эшелонах парка установленного количества суточных дач, обеспечивающего бесперебойное питание.

На марше и в условиях боя кухни с запасом продовольствия находятся в ТЭП, а для питания подвозятся к войскам.

Предметы вещевого снабжения обычно находятся в ТЭП.

Артиллерийское снабжение

Артиллерийское снабжение является наиболее сложным и ответственным. К нему относятся:

1) снабжение боевыми припасами;

2) снабжение материальной частью вооружения, приборами и приспособлениями для стрельбы, принадлежностями, инструментом, смазочными и обтирочными материалами;

3) ремонт вооружения; [73]

4) сбор и эвакуация в тыл негодного или требующего ремонта оружия, тары, трофейного имущества.

Службу артиллерийского снабжения возглавляют ПКТЧ бригады и батальонов, а непосредственно организуют ее начальники боевого питания, имеющие свои транспортные и ремонтные средства.

Начальник артиллерии подготовляет боевое использование артиллерии, руководят ее действиями и по указанию командира бригады контролирует состояние материальной части.

Боеприпасы исчисляются в комплектах. Под боекомплектом понимается количество снарядов и патронов, укладываемых в боевой машине.

Потребность танковых войск в боеприпасах очень велика, и средней ориентировочной нормой для расчетов является один боекомплект на 3–4 часа боя.

В зависимости от напряжения боя, а также от продолжительности артиллерийской подготовки и степени насыщения танками эта норма всегда будет меняться и требовать больших поправок при расчетах.

Для самообороны танка установлен неснижаемый запас в размере 8–10% боевого комплекта.

Боеприпасы в бою пополняются в районах сбора. Кроме того, источником пополнения могут служить и запасы аварийных машин.

Патроны для ручных пулеметов подаются в дисках. В этом случае пополнение танковой роты половиной боекомплекта (патронов и снарядов) занимает 25–30 минут. При подаче пулеметных патронов в ящиках и набивке их экипажами требуется в три раза больше времени. Поэтому в транспорте части должно быть не менее половины боекомплекта патронов, снаряженных в дисках.

Эшелонирование боеприпасов зависит от характера боевой задачи и обстановки, от характера путей подвоза, тактико-технических свойств средств подвоза и глубины тыла.

Обычно боеприпасы распределяются по всем эшелонам, причем в ГЭП должно быть не менее половины боекомплекта. При трудности снабжения и возможности перерыва его норма может быть повышена до одного боекомплекта. При этом в ТЭП включается часть боекомплекта бригады.

При большом расходе боеприпасов создаются запасы на земле (если позволяет обстановка) или принимается ряд других мер, вплоть до включения армейского звена подвоза с одновременным сокращением глубины тыла танковой части или соединения.

Прочее артиллерийское имущество находится при артиллерийских мастерских и в ТЭП и подвозится по мере надобности.

Обеспечение безопасности возимых запасов артиллерийского снабжения, особенно на марше и при расположении на месте, должно быть предметом особого внимания службы боевого питания. Кроме того, служба боевого питания обязана непрерывно следить за состоянием вооружения, периодически осматривая его и организуя проверку боя оружия. Все неисправное вооружение начальник боевого питания отправляет в ремонт. [74]

Оружие ремонтируется в артиллерийских мастерских, находящихся при СПАМ и продвигающихся вместе со средствами ремонта машин.

Для эвакуации тары и всего ненужного имущества используется порожняк.

Снабжение специальным имуществом

Снабжение специальным имуществом (инженерным, химическим и связи), а также ремонт и эвакуация его возлагаются на начальников соответствующих служб.

Включение специального имущества в тот или другой эшелон тыла зависит от степени его применения и предполагаемых потерь. Обычно в ГЭП возятся средства дегазации, а все остальное имущество находится в ТЭП.

Снабжение автобронетанковым имуществом (запчастями, инструментом и принадлежностями) в батальоне осуществляется под непосредственным руководством ПКТЧ. Все это имущество, кроме индивидуальных комплектов, находящихся в боевых машинах, возится при мастерских и в ТЭП.

Санитарная служба

Задача санитарной службы:

1) оказание первой помощи и врачебной помощи пострадавшим и больным;

2) эвакуация пострадавших и больных в тыл на излечение;

3) проведение санитарно-профилактической и просветительной работы.

Выполнение этих задач лежит на начальнике санитарной службы (НСС) бригады, имеющем в своем подчинении соответствующее количество врачей и обслуживающего персонала, а также подразделение медицинской помощи, обеспеченное средствами эвакуации, соответствующим инвентарем и оборудованием.

Основой эшелонирования санитарных и эвакуационных средств является максимальное приближение их к войскам. Батальонный пункт медицинской помощи (БПМ) на марше двигается с ГЭП, а в бою находится около СПАМ и вблизи полкового пункта медицинской помощи (ППМ), в 3–5 км от фронта, что ускоряет эвакуацию пострадавших с поля боя.

Бригадный пункт медицинской помощи (БрПМ) на марше двигается с ТЭП частей, имея до двух третей эвакуационных средств распределенными по БПМ и до одной трети в резерве. В бою БрПМ располагается со СПАМ бригады, в 6–10 км от фронта.

При децентрализованном использовании танкового соединения средства эвакуации частей, усиленные эвакосредствами бригады, находятся на направлении действий наибольшей массы танков, [75] а подразделение медицинской помощи располагается со СПАМ бригады.

В этом случае медико-санитарное обслуживание в основном лежит на обязанности того общевойскового соединения, которому приданы танки. Пострадавшие танкисты эвакуируются с поля боя санитарами стрелковых частей.

Для эвакуации пострадавших и больных используется также весь порожняк, уходящий в тыл. Легко раненые направляются на войсковой пункт сбора лето раненых (ПСЛР), располагающийся в районе ДОП. [76]

Дальше