Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Введение

Сегодня, как никогда ранее, оживился интерес к нашей отечественной истории. Это явление вполне объяснимо: народ хочет полнее знать о том пути, который прошло наше общество.

Не простое любопытство вызывает названную потребность. Люди сегодня лучше, чем вчера понимают, что история — это не кладовая фактов, а тот арсенал познания, который помогает осмыслить день настоящий и будущий.

Вокруг истории всегда было, да и есть, много спекуляций, ибо есть лица, которые хотели бы спрятать от народа историческую правду, исказить факты, представить прошлое в искаженном виде. Понять такие стремления можно: одних на путь фальсификаций тянут идеологические соображения, других туда же выводит амбиция, третьих влечет сюда историческое невежество.

История нашего общества богата и разнообразна. Были у наших предков взлеты и падения, прорывы к передовым рубежам прогресса и движение далеко не в первых рядах.

Чем объяснить подобное явление? Может быть удел любого общества и есть движение по кривой, где периодически бывают взлеты и падения?

Нет, думается, не таков закон развития человеческого общества, или, во всяком случае, отклонения от «нормали» не так уж цикличны. как это было в нашей истории.

В чем же тогда дело?

Думаю, что не ошибусь, если ответ будет сформулирован таким образом: наше общество не научилось извлекать уроков из собственной и мировой истории. Предавая забвению наш и мировой опыт, мы постоянно сталкиваемся с такими явлениями, которые уже встречались нашим предкам. Вот почему в годину лихих испытаний мы лихорадочно ищем в архивах документы и материалы, которые позволяют нам открыть глаза на происходящее. И ведь, что самое интересное, находим, правда, зачастую поздно, тогда, когда поправить положение дел не представляется возможным. [4]

Что нужно сделать, чтобы вновь не оказаться в подобном положении?

Нужно внимательно изучать историю, анализировать ее, извлекать уроки из прошлого.

В настоящее время наши знания об истории страны, ее вооруженных силах, системе подготовки офицерских кадров представляют собой айсберг. Мощный исполин на поверхности имеет ничтожную площадку, а все остальное скрыто под водой.

Айсберг, как известно, не может плавать иначе: его основная часть находится под водой всегда. Может быть и история нам недоступна, скрыта от нас и подобно айсбергу никогда не станет для нас доступной?

Да, видимо, какая-то часть нашей истории безвозвратно потеряна для народа. Это так. Но ведь и ту часть знания, которая ныне не утрачена, можно со временем потерять безвозвратно.

Медлить в этом отношении нельзя.

Данная работа является одной из первых попыток дать систематизированный аналитический обзор длительного периода развития системы образования офицерских кадров в России.

Ее фундаментальной основой послужили работы дореволюционных авторов В. А. Бернацкого, Н. П. Глиноецкого, П.А. Геленковского, Ф. В. Грекова, Н. С. Голицина. М. И. Драгомирова. Л. Л. Зедделера, Г. А. Леера, М. С. Лалаева, Д. М. Левшина, С. 0. Макарова. А. Н. Макарова, Н. В. Медема, Д. А. Милютина. Н. Мелъницкова, Ф. А. Макшеева, П.А. Режепо, Я.И. Ростовцева, А. В. Суворова, Н. Г. Устрялова, В. В. Штейнгеля и др. Большим подспорьем в работе были работы советских авторов Л. Г. Бескровного, П.А. Зайончковского, М. К. Касвинова и А. В. Федорова.

Опираясь на эти работы, другие источники информации, автор попытался вскрыть основные этапы становления и развития системы подготовки военных кадров в России. Этот анализ сопровождался показом достижений и отличий в подготовке офицерских кадров в Германии, Англии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, США, Китае, Японии и других государствах. Такое сопоставление, по мнению автора, необходимо для более глубокого осмысления предмета изучения. [5]

Дальше