Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Зарубежные военные школы

Обратимся теперь к сравнительному анализу. Что в деле подготовки офицерских кадров дал зарубежный опыт?

Отметим, что изучаемый период (1894-1917 гг.) особенно богат публикациями по иностранным армиям{265}. Немало публикаций приходится и на военно-учебные заведения.

Не вдаваясь в детали, предпримем попытку вычленить те особенности в подготовке офицеров в иностранных армиях, которые имели место в названный период.

Английские военно-учебные заведения

Новым в системе этих заведений{266} было образование 2-ой военной академии (в Индии) в 1905 году для подготовки офицеров, предназначенных для службы там. Штат академии был небольшой: в ней обучалось 24 слушателя и их работой руководили 6 профессоров{267}.

Представляется необходимым дать характеристику Королевской морской коллегии в Гринвиче, которая имела разделы по изучению морской войны, высшие курсы для артиллерийских и минных офицеров, курсы по артиллерии, минному делу и навигации и курсы для офицеров морской пехоты. Кроме этого при академии существовали курсы для офицеров-механиков и курсы кораблестроителей (сюда принимались гражданские лица) .

Окончание курсов, в зависимости от разряда аттестатов, [162] давало различные права на старшинство в чине. Кроме того, хорошо выдержавшие экзамены, получали почетные дипломы от коллегии{268}.

Образование офицеров английской армии, как это видно из публикаций, не ограничивалось военно-учебными заведениями. Так же, как и в русской армии, для них были разработаны разного рода инструкции и памятки.

В связи с этим интерес представляют «Обязанности офицера на войне», составленные в виде вопросов, обращенных к офицеру. Приведем для примера некоторые вопросы:

1. Я здесь поставлен, чтобы преследовать две цели:

а) причинить противнику как можно больше вреда и

б) удержать позицию во что бы то ни стало.

Исполняю ли я все возложенные на меня обязанности для достижения этой цели?

2. Причиняю ли я неприятелю весь тот вред, который я мог бы ему сделать? Хорошо ли распределены, организованы и расставлены патрули, перископы, бомбометы и минометы?

3. Делаю ли я все от меня зависящее, чтобы укрепить насколько возможно мой участок линии?

4. Если бы противник ворвался в мой участок, могу ли я собрать гренадер для немедленной контратаки?

5. Поддерживаю ли я постоянную связь с соседними взводами? 3наю ли я, где находятся ближайшие подкрепление, где стоят ближайшие пулеметы и где их линия огня?..»{269}.

Всего таких вопросов, обращенных к офицеру в бою, в названной памятке было 37. Своей конкретностью, разносторонностью и личной нацеленностью (обращенностью) эти вопросы, думается, играли позитивную роль в деле дальнейшего совершенствования образования офицерских кадров.

Австро-Венгерская военная школа

Система военно-учебных [163] заведений включала: одно высшее военно-реальное и четыре низших военно-реальных учебных заведений; два военных училища; 16 юнкерских училищ и четыре академии (генерального штаба, артиллерийская, инженерная и интендантская){270}.

Остановим свое внимание на академии генерального штаба. В «Положении» об этой академии подчеркивалось, что в ней предназначены обучаться особенно способные и образованные офицеры с целью получить основательную подготовку как для службы в генеральном штабе, так и для высшего командования.

Поступающий в академию должен был отвечать восьми требованиям: прослужить в строю не менее 3-х лет; иметь хорошую аттестацию; быть здоровыми; не иметь долгов; быть неженатым; иметь возраст не старше 30 лет; кроме немецкого языка знать один из национальных языков монархии; выдержать испытание из 7-ми предметов.

Оценка знаний поступающих производилась не баллами, а такими отметками, как: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». По окончании испытания экзаменационная комиссия рассматривала полученные каждым оценки и принимала решение о классификации испытуемых на такие категории: «очень способен», «способен», «не способен». Из числа двух первых категорий и проходило зачисление офицеров в академию.

Двухлетний курс обучения в академии включал изучение следующих предметов: I. Военная администрация. 2. Тактика. 3. Основы стратегии, поясненные военно-историческими примерами. 4. Военная география. 5. Топография. 6. Оперативная служба генерального штаба. 7. Административная служба генерального штаба. 8. Артиллерия. 9. Фортификация. 10. Естественные науки в применении их к военному делу. II. Французский язык. 12. Государственное и народное право. 13. Чтение по истории культуры. 14. Ситуационное черчение. 15. Верховая езда{271}.

О переводных и выпускных экзаменах «Положение» не упоминает. [164] В связи с этим правомерно предположение о том, что эти экзамены не проводились, а названные ранее оценки выставлялись по текущим занятиям. Завершался учебный цикл в академии инспектированием слушателей комиссией под председательством Главного начальника генерального штаба.

Инспектирование заключалось в просмотре всех работ офицеров и выставленных оценок, а также в производстве поверочного (письменного или устного) экзамена. Если при этом комиссия находила нужным изменить отметку слушателя, то это изменение вносилось в аттестационные списки{272}.

Таковы некоторые особенности системы обучения в Австро — Венгерской армии.

Германские военно-учебные заведения

Ранее{273} нами подробно была изложена система средних военно-учебных заведений Германии. Здесь же предлагается изложение устройства учебного процесса в военной академии.

Как и в других государствах, в системе высшего военного образования произошли определенные изменения{274}.

Назначение военной академии Германии, согласно руководящих документов, заключалось в высшем военном образовании способных к этому офицеров всех родов оружия.

Прием в академию производился на следующих основаниях. К приему допускались офицеры, прослужившие не менее 3-х лет в офицерском звании и не более этого срока. Кроме того, они должны были обладать хорошим здоровьем, иметь в порядке денежные дела и выдержать испытание в умственном развитии и теоретических знаниях.

Испытание это, как свидетельствовало «Положение» об академии, должно было иметь целью выяснить:

1) достиг ли испытуемый такой степени общего образования, которая необходима для прохождения академического курса?

2) обладает ли он сведениями, необходимыми для успешной учебы? [165]

3) обладает ли испытуемый таким мышлением, которое необходимо для его дальнейшего широкого развития?{275}

Соответственно сему, при выборе экзаменационных тем главное внимание было обращено на то, чтобы при их исполнении требовались не только знания, которые могут быть извлечены из памяти, но чтобы исполнитель был вынужден обнаружить, насколько он способен передавать свою мысль ясно, связано и метко.

Письменные работы, предлагаемые экзаменуемым, включали:

1) собственное жизнеописание на немецком или каком-нибудь иностранном языке (в нем должен быть, главным образом, выяснен ход умственного развития автора и подготовки его к испытанию на звание подпрапорщика и офицера) ;

2) ситуационный чертеж в масштабе 1: 250.000;

3) самостоятельная домашняя работа на заданную тему (в ней испытуемый должен был показать широту и зрелость своих знаний и способность к анализу) ;

4) письменные работы, исполненные в корпусном штабе в присутствии особых лиц и оцениваемые. а) предварительно комиссиями при корпусных штабах и б) окончательно академией. Эти работы выполнялись по следующим предметам: 1) теоретической тактике; 2) прикладной тактике; 3) учению об оружии (артиллерии) ; 4) фортификации; 5) топологии и топографии; 6) математике; 7) истории; 8) географии и 9) французскому языку{276}.

Об офицерах, желающих подвергнуться испытанию, начальники частей представляли по команде доклады с указанием следующих сведений о кандидатах:

а) достаточно ли он знает службу и практичен ли?

б) соединяет ли он с желанием расширения своих научных знаний также соответственные к сему способности?

в) обладает ли хорошим здоровьем, обещающим продолжительную службу?

г) благонадежен ли он? [166] д) в порядке ли его денежные дела, а равно располагает ли собственными и какими именно средствами{277}.

Курс академии рассчитан на 3 года. Академические занятия состояли из: 1) классных занятий; 2) занятий в поле; 3) осмотра разных учреждений и сооружений и 4) службы в строю. Предметы, изучаемые в: академии, разделялись на общеобязательные (обязательны для всех слушателей) и факультативные (они состояли из двух групп математические науки и иностранные языки; каждый слушатель волен был избрать ту или иную из этих групп) .

По окончании академии все офицеры возвращались в свои части, получая соответствующие аттестации в отношении их пригодности к известному роду службы. Позднее, в зависимости от надобности, они причислялись к генеральному штабу на 18-24 месяца для усовершенствования.

Военно-морской флот Германии также располагал своей академией (в Киле) . Курс обучения в ней был всего 2 года: первый год обучения — 9 месяцев (в т.ч. 6 месяцев из них — плаванье) ; второй год — также 9 месяцев. В академии изучались: морская тактика и стратегия, морская администрация, сооружение портов, береговая тактика, физика и химия, морское международное право, навигация, теория компасов, гигиена, дифференциальное исчисление, высшая алгебра, аналитическая геометрия, общая и физическая география, артиллерия, минное дело, прикладная механика, судостроение (первый курс) . На втором курсе: теоретическая морская стратегия, прикладная морская стратегия, история морских войн, артиллерия, минное дело, прикладная механика, судостроение, электротехника, мореходная астрономия, интегральное исчисление, рациональная механика, политическая экономия, физическая география морей. Для обоих курсов: английский, французский и русский языки{278}.

После окончания академии офицеры возвращались на свои корабли с соответствующей аттестацией и могли быть назначены на новые должности. [167]

Американские военные школы

Эти школы отличались от европейских сроками обучения в них офицеров и содержанием этого обучения.

Так, к примеру, военная академия в Вашингтоне имела одногодичный курс и носила практический характер: зимой читались лекции по стратегии, тактике, военной статистике, современному состоянию артиллерии и инженерного дела, велись тактические занятия на планах местности; летом проводились поездки по полям былых сражений (1861-1865 гг.) , а также офицеры привлекались к составлению и разработке планов войны в качестве помощников офицеров разведуправления генерального штаба.

В будущем предполагалось, что обучение в академии будет составлять венец всей системы образования каждого офицера, которая выразится в следующем: 4 года обучения в военном училище, 5 лет в строю, с обязательным посещением гарнизонной школы, 1 год обучения в линейной школе, 1 год — в штабной и 1 год — в военной академии{279}.

Морская военная коллегия, основанная в 1884 году, в основу своей работы положила изречение адмирала Люса, основателя этой коллегии: «Военная коллегия — это значит учреждение для изучения войны. Войну, как искусство, можно изучить, но научить воевать нельзя. Академия дает только удобную обстановку для изучения, и она только напоминает, что пренебрежение законами войны по невежеству и по небрежности почти неизменно приводит к поражению».

Академия была открыта для занятий только на четыре летних месяца (с июня по сентябрь включительно) . Лекция читалось исключительно мало и постоянного курса не было. Офицерам предлагалось прочитать ряд книг и курсов, составленных профессорами в прежние годы. С этой целью в их распоряжении была хорошая библиотека и подготовленные библиографы.

Главные занятия — практические: стратегическая и тактическая игра и практические занятия на судах.

Осенью, когда занятия оканчивались, учебный персонал начинал печатать материалы, разработанные за летний период{280}. [168]

Японские военные школы

В этой стране военно-учебные заведения были представлены военными училищами и военными академиями.

На примере военно-морских учебных заведений покажем особенности этой школы по сравнению с европейской.

Морское училище, расположенное на уединенном острове Этадзима, набирало молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет, удовлетворявшие требования медицинского осмотра и приемного экзамена в науках (китайское и японское сочинения, английский язык, математика, география, история Японии и других государств, физика, химия, черчение и рисование, сведения по полному курсу японской гимнастики) . Срок обучения в училище — 3 года.

Принципы, на которых строилось обучение в училище, можно выявить посредством изучения циркуляров Главного управления морского образования Японии:

1. Задачи воспитания в Морском училище состоят в том, чтобы дать воспитанникам знания, необходимые для исполнения обязанностей младшего офицера и внушить им дух, который должны иметь лица военного звания.

2. Главное условие преподавания заключается в том, чтобы предметы были хорошо поняты и усвоены воспитанниками, для того, чтобы они могли применять их к делу не задумываясь. Преподаватель должен иметь в виду эту цель, выбирая метод преподавания по своему усмотрению.

3. Главные отрасли морского воспитания состоят из трех частей — воспитания нравственного, воспитания физического и воспитания умственного.

Задача нравственного развития состоит в том, чтобы воспитанники были верны императору и имели горячую любовь к отечеству. Вследствие этого учителя и руководители должны стараться, воспитывая молодежь, самим быть примером для нее и при обучении постоянно указывать на исторические факты и личности.

Цель физических упражнений состоит в том, чтобы морские офицеры могли легко переносить всякого рода лишения и неудобства, вследствие чего руководители должны обращать внимание [169] на гигиену тела и тем поощрять воспитанников к физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья.

Задача умственного воспитания состоит в обучении воспитанников необходимым для морского офицера наукам и искусствам, чтобы они впоследствии могли свободно применять их на практике{281}.

Как видно из вышеизложенного, морское ведомство Японии ставило перед Морским училищем задачу подготовки грамотного, закаленного и преданного императору офицера.

Курс обучения каждого года подразделялся на основной (сюда входили общеобразовательные и специальные предметы) и особый курс (внеклассные занятия) . Еженедельные занятия по основному курсу распределялись так{282}:
 

Годы обучения:

1 2 3
1. Химия 2    
2. Физика 3,5 3  
3. Тригонометрия 2 2  
4. Геометрия 2 1  
5. Алгебра 2,5    
6. Английский язык 4 4 4
7. Английский сочинение 3 3 3
8. Машинное дело 2 2 2
9. Морская практика 3 3 4
10. Навигация   3 7
11. Минное дело   2 3
12. Артиллерия 4 3  
13. Диф. и интегр. исчисление   2  
14. Теоретическая механика     3

По особому курсу предполагалось изучение международного права и судоходства. военной администрации, санитарных [170] правил, прослушивание исторических лекций, написание военных сочинений, а также целого ряда физических занятий и упражнений.

Продолжение военного образования японский морской офицер получал в Императорской морской академии (расположена она была в окрестностях Токио; основана в 1890 году) .

Академия состояла из пяти отделов: 1) общего военно-морского; 2) специального военно-морского; 3) механического по проектированию машин; 4) механического по общей механике; 5) отдела вольнослушателей. Время пребывания в первом отделе — два года, а в остальных — no одному году.

Первый отдел готовил офицеров с широким военным образованием для штабной службы и для занятия впоследствии высших командных должностей. Для приемы сюда требовалось окончания второго отдела. Во втором отделе на протяжении года изучались теоретические курсы артиллерии, минного и штурманского дела, после чего слушатели проходили практический курс по артиллерии и минам (в зависимости от избранной специальности) . Третий отдел готовил строителей морских машин. Для поступления в него необходимо было окончить четвертый отдел, который имел целью дать офицерам более широкое техническое образование.

Особое значение имел пятый отдел. Его задача состояла в разработке наиболее важных вопросов военно-морского дела. Сюда принимались люди выдающиеся по способностям и изъявившие желание разрабатывать известную часть военно-морского знания (воспитание, администрация, стрельба и т.п.) . Этой категории слушателей не читались лекции и не проводились с ними практические занятия. Академия представляла им возможность для научной работы (фонды библиотеки, консультации профессоров и т.п.) . В течение года эти люди должны были написать диссертацию и защитить ее перед особой комиссией{283}.

Благодаря такому порядку, японский флот постоянно имел возможность «подпитываться» новыми научными идеями.

Таковы сравнительные сведения о системе подготовке офицеров в иностранных армиях изучаемого периода.

Примечания