Примечания
{1} См. : Петров А. Н. Русская военная сила. История развития военного дела от начала Руси до настоящего времени. изд. 2-е, испр. и доп. Т. 1–2. М. , 1897. С. 4.
{2} Военный энциклопедический словарь. М. : Воениздат, 1984. С. 245
{3} См.: Голицын Н. С. Всеобщая военная история древнейших времен. Часть 1. 0т древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х.) СПб.: тип П.А. Траншеля, 1872. С. 9–14.
{4} Военный энциклопедический словарь. С. 713
{5} См.: Штенгейлъ В. Настольный хронологический указатель постановлений, относящихся до устройства военно-сухопутных сил России. 1500 до 1890. Дополненный извлечением из самих постановлений, примечаниями составителя, основанным на исторических документах, ссылками на источники и особым приложением старшинства войск настоящего состава. СПб., 1890. С.11
{6} Ключевский В. О. Боярская дума. М., 1956. С.
{7} См.: Левшин Д. М. Пажеский его величества корпус за сто лет. 1802–1902. В 2 т., Т. 1. СПб., 1902. С. 6–11.
{8} См.: Левшин Д. М. Пажеский его величества корпус за сто лет. 1802– 1902. В 2 т., Т. 1 СПб., 1902 С. 6–11.
{9} См.: Первый русский солдат Сергей Леонтьев Бухвостов. СПб., 1909.
{10} См.: Назаров A. M. Потешные. Роль их в прошлом и задачи в будущем. Исторический очерк «О потешных полках Петра I». Одесса: тип.-лит. штаба Одесского военного округа, 1911. C. 96–97.
{11} См.: Россия в период реформ Петра I. М.: Наука, 1973. С. 40–102; 3енченко М. Характеристика Петра Великого как полководца. СПб., 1902 и др.
{12} См.: Россия в период реформ Петра I. C. 45.
{13} См.: Очерк истории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. М.: ВИА, 1945. С. 9
{14} См.: Греков Ф. в. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910. М., 1910. С.7.
{15} Волынский Н. История лейб-гвардии кирасирского его величества полка. 1701–1901. Т. I, кн. 1. 1701–1733. СПб., 1902. С. 200.
{16} См.: Левшин Д.М. Пажеский его величества корпус за сто лет. 1802–1902. С. 28.
{17} См.: Пушкарев И. История императорской Российской гвардии. 4. 1. СПб., I844 C. 59–60.
{18} См.: Волынский Н. История лейб-гвардии кирасирского его величества полка. 1701–1901. Т. 1, кн. 1. (1701–1733). C. 256–259.
{19} См.: Реформы Петра I: сб. док. /Сост. В. И. Лебедев. М., 1937; Россия в период реформ Петра I: Сб. док. М., 1973 и др.
{20} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700–1856 гг.). Изд. 2-е. СПб., 1904–124 С.
{21} Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 24–26.
{22} См.: Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус (ныне 1-й кадетский корпус). Ист. очерк. Вып. I, кн. 1. СПб., 1907. С. 83–91.
{23} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С.29.
{24} См.: Лещинский Л. М. Военные победы и полководцы русского народа второй половины ХVIII века. М., 1959. С. 23
{25} Жервэ Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского копуса. 1712–1912. В 2-х т., Т. 1. СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1912 С. 29–32.
{27} См.: Книга Устав воинский о должности генералов, фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. СПб., 1755–260 С.
{28} См.: Монтекукколи Р. Записки Раймунда графа Монтекукколи или правила военной науки вообще, разделенные на три книги. Кн. 1–3. М.: тип. Ун-та, 1760–452 С.
{29} Макиавелли Н. Б. Военное искусство. Пер. М.И. Богдановича. СПб.: тип. И. Глазунова и К°, 1839. С. 200–503.
{30} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 38–39.
{31} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 42–43.
{32} См.: Устав императорского шляхетного кадетского корпуса. СПб., 1766. 24 С.
{33} Бецкой И.И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению шляхетского кадетского корпуса, сколько принадлежат по воинской части оного. СПб., 1766.
{34} Устав имп. шляхетского кадетского корпуса. С.8.
{35} Жервэ Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. С. 75.
{37} См.: Волынцов И. В. Артиллерийские предположения для обучения благородного юношества артиллерийского и инженерного шляхетного кадетского корпуса. СПб., 1777–248 С.
{38} Жервэ Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. С. 86.
{39} Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 60–61.
{40} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 67–68.
{41} См.: Жервэ Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. С. 56
{42} См.: Михайлов 0. Суворов. М.: Воениздат, 1978. С. 27–28.
{44} См.: Суворов А. В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1980.
{45} 2. Давыдов Д. Военные записки. М.: Воениздат, 1940. С. 47.
{46} Михайлов О. Суворов. С. 305–306.
{47} Суворов А. В. Умение побеждать: Творение генералиссимуса Российских армий, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, СПб., I848. C. 24.
{48} См.: Наставление для пехотных офицеров, каким образом, не учась геометрии и без математических инструментов размерять и строить всякие полевые укрепления и приводить в оборонительное состояние разные посты (местозанятия), как например, замки, кладбища, церкви, деревни, города и местечки, со многими для лучшего изъяснения таблицами. Пер. с фр. М.: 1786 и др.
{49} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 74–75.
{50} См.: Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и императорского Военно-сиротского дома. 1793–1898. СПб., 1898–759 С.
{51} Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910. М., 1910. С. 10.
{52} См.: Левшин Д. М. Пажеский его величества корпус за сто лет. 1802–1902. В 2-х т. СПб., 1902
{53} Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военной школы до исхода первого 25-летия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1700– 1880. Ч. 1. СПб., 1880. С. 136.
{54} История императорской Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии за сто лет. 1798–1898 / Под ред. проф. Ивановского. СПб., 1898. С. 6.
{55} Там же. С. 148–149.
{56} История императорской Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии за сто лет. С. 219–220.
{57} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 81–83.
{58} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 86
{59} См.: Михайловская артиллерийская академия и училище в годовщину их 75-летия (1820–1895): Краткие исторические сведения и личный состав. СПб., 1836; Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища, бывшей школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 1823–1898. СПб., 1898 и др.
{60} Иррегулярные войска это те воинские формирования, которые» не имели твердой и постоянной организации или порядка комплектования, прохождения службы (казацкое войско, кавказская милиция и др.).
{61} Слово «кантонист» берет начало от кантонной системы комплектования войск, начатой в XVIII в. в Пруссии, когда каждый полк для своего комплектования имел определенный округ.
{63} См.: История СССР (ХIХ начало XX вв.). М.: Высшая школа, 1981. C. 55–56.
{64} См.. Алексеев С. Декабристы: Историческая повесть. М., 1969; Хаптачаева Э.Г. Педагогическая и просветительская деятельность декабристов в Сибири: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Иркутск, 1974; Прокофьев Е.А. Военные взгляды декабристов. М.: Воениздат, 1953 и др.
{65} См.: Фонвизин М.А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979; Лорер Н. И. Записки декабриста. Иркутск, 1984 и др.
{66} Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады.
М., 1976. С. 27–28.
{67} См.: Кривицкий А. Тень друга, или ночные чтения 41-го года. М.: Воениздат, 1982. С.105.
{68} JIopep Н. И. Записки декабриста. Иркутск, 19 84. С.50.
{69} Герцен А. И. Полн. собр. соч. и писем / Под ред. К.М. Лемке. Т.6. Пг., 1919. С.360.
{70} Школы взаимного обучения (ланкастерские) получили большое распространение в России после войны 1812 года. В них силами одного учителя и его помощников из числа наиболее успевающих проводилось обучение солдат.
{71} Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. I. Иркутск, 1980. С. 85–86, 90.
{72} Там же. Т. 2. С. 307–308.
{73} Фонвизин М.А. Сочинения и письма. В 2-х т. Т. I. Иркутск, 1979. С. 6
{74} Ленин В. И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. Т. 21. С. 261
{75} Пятеро декабристов (П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, К.Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были повешены; 121 человек сослан на каторгу и поселение в Сибирь. Репрессиям были подвергнуты свыше 3 тыс. солдат. См.: Военный Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. с. 373–374.
{76} См.: Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и императорского Военно-сиротского дома. С. 229.
{77} См.: Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. С.11.
{78} Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. СПб.: тип. штаба войск гвардии и Петроградского военного округа, 1882. С. 2.
{79} Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. С. 3.
{80} Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. С. 7.
{81} См.: Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. С. 9–11.
{82} Устав военной академии. СПб., 1832. С1.
{83} Правила испытания офицеров, поступающих в императорскую военную академию, I832. СПб., 1832. С. 4.
{84} См.: Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. Изд. 2-е. Т. I. СПб., 1852. С. 200.
{85} Устав военной академии. С. 11–13.
{87} Устав военной академии. С. 49.
{88} Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. С. 107.
{89} Устав военной академии. С. 50–51.
{90} См.: Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. С. 365.
{91} См.: Устав военной академии. С. 53.
{92} B 1852 году прапорщик гвардии получал 238 рублей 80 коп., подпоручик 282 рубля 75 коп., поручик 307 рублей 5 коп. Денежное содержание выдавалось не ежемесячно, а по третям, т.е. три раза в год и надо было быть очень экономным, чтобы прожить на такое жалование.
{93} Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. С. 366–368.
{94} Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. С. 186.
{95} Отчет директора императорской военной академии генерал-адъютанта Сухозанета за 1836 учебный год. СПб., 1837. С. З.
{96} Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутное ведомство). Т. 4. СПб., 1860. С. 234–235.
{97} Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 91.
{98} Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. -С.11.
{99} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 93–94.
{100} Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 96.
{102} См.: Ростовцев Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. Высочайше утвержденное 24 декабря 1848 г. Спб.: тип. военно-учебных заведений, 1849. 185 С.
{103} Ростовцев Я.И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. С.VI, VII, VIII.
{105} Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. IV. М., 1954. С.487.
{106} Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С.30.
{107} Наполеон. Правила, мысли и мнения о военном искусстве, военной истории и военном деле // Военная библиотека. Т. 4. СПб., 1871. С.5.
{109} Наполеон. Правила, мысли и мнения о военном искусстве, военной истории и военном деле. С. 201–202.
{110} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С.106.
{111} Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России /сухопутное ведомство). Т. 2, 4. 4. СПб., 1857 С. 96.
{112} Речь в данном случае идет о Военно-медицинской академии и порядке избрания академиков в ней.
{113} История императорской военно-медицинской (бывшей медико-хирургической) академии за сто лет. 1798–1898. С. 378–379.
{114} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. C.116–117.
{116} См.: Теляковский А.3. Фортификация. Составлена инженером генерал-майором Аркадием Теляковским на основании наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений Ч.1–2. СПб., 1855–1856.
{117} Положение о военно-ученом комитете. СПб., 1836. С. 1,2,25.
{118} Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. С.13.
{119} Медем Н.В. Описание военно-учебных заведений Пруссии. СПб., 1851. С. 15–16.
{120} Медем Н. В. Описание военно-учебных заведений Пруссии. С. 18.
{122} Медем Н. В. Описание военно-учебных заведений Пруссии. С. 24–25.
{123} Медем Н. В. Описание военно-учебных заведений Пруссии. С. 50–51.
{124} См.: Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. С. 119.
{125} См.: Зотов Р. М. Военная история Российского государства. Ч. 1–5. СПб., 1839; Корсунов А. Опыт истории отправления личной воинской повинности в России от начала государства до издания рекрутского устава. С 862 по 1831 год. СПб., 1850; Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов, СПб., 1840; Хроника российской армии с приложением рисунков знамен и штандартов, составленная по высочайшему повелению. Кн. 1–20. СПб., 1834–1842 и др.
{126} Лалаев М. Краткий очерк образования и развития Центрального управления военно-учебных заведений. 1832–29. 2. 1892. С. 35.
{127} Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. II. СПб., 1880 С. 90–91.
{128} См.: Зайончковский П.А. Военные реформы 1860–1870 годов в России.-м.: ГЛГУ, 1952; Бонч-Бруевич М Военные реформы Д.М. Милютина // Военная мысль. 1944, №10–11. С. 61–76; Федоров А. В. Русская армия в 50–70-х годах XIX века: Очерки. Л., ЛГУ, 1959; и др.
{129} Федоров А. В. Общественно-политическое движение в русской армии. М.: Воениздат, 1958.
{130} См.: Сергеенкова В. В. Правительственная политика в области начального образования в России во второй половине 60-х 70-х годов XIX века: Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Минск, 1980
{131} См.: Кирдяшова М.Ф. Проблемы всеобщего обучения в педагогической теории революционных демократов 60-х 70-х годов XIX века: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1982; Плеханов А.В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогике: Уч. пособие к спецкурсу. Вып. 1–2. Владимир, 1973; Журавлева Н. Н. Проблема воспитания общественной активности в теоретическом наследии и практической деятельности революционных народников второй половины XIX века: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. М., 1985; Колесников Б. В. Проблемы нравственного воспитания в общественно педагогическом движении 60-х годов XIX века: Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1972 и др.
{132} См.: Актуальные проблемы истории педагогики Запада (1871–1917). М., 1981.
{133} См.: Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М., 1953; Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М. Педагогика, 1984; Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т. 1–2. М.: Учпедгиз, 1954 и др
{134} Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974: Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. Тбилиси, 1974; Избранные произведения русских мыслителей второй половины ХVIII века. Кн. 1–2. М., 1952 и др.
{135} См.: Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. С. 20, 21
{136} Взгляд на состояние русских войск // Военный сборник. Т. I. СПб., 1858. С. 12.
{137} Там же. С. 12–13.
{138} Голос из армии // Военный сборник. Т. I. СПб., 1858. С. 84.
{139} Дюра-Ласалъ. О звании генерала, или о воспитании, образовании, познаниях и достоинствах, нужных главнокомандующим и прочим офицерам для командования армией //Военная библиотека. Т. I. СПб., 1871. С.327.
{141} Дюра-Ласаль. Л. О звании генерала, о воспитании, образовании, познаниях и достоинствах, нужных главнокомандующим и прочим офицерам для командования армиями // Военная библиотека. Т. I. С. 331–333.
{142} Военная библиотека. Т. 1. СПб., 1871. С. 350–351.
{143} Николаи А. Мысли при чтении проекта преобразования морских учебных заведений // Морской сборник, 1861. №2. С.1.
{144} См.: Пазинич Б. С. Проблемы дидактики высшей школы в педагогическом наследии Н. И. Пирогова:. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1975.
{145} См.: Пазинич Б.С. Проблемы дидактики высшей школы в педагогическом наследии Н. И. Пирогова. С. 8–17.
{146} Цит. по: 3айончковский П.А. Военные реформы 1860–1870 годов в России. С.227.
{147} 3айончковский П.А. Военные реформы 1860–1870 годов в России. С. 228–229.
{148} См.: Лалаев М.С. К юбилею бывшего главного начальника военно-учебных заведений генерал-адъютанта Исакова. Спб., 1889. 36 С.
{149} Цит.: Литературное наследие Г.В. Плеханова. М., 1934. С. 93.
{150} Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных главному их управлению. ч. II. С. 249.
{151} См.: Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных главному их управлению Л. II. С. приложение №1.
{152} Рассчитано по приложению №1 автором.
{153} См.: Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных главному их управлению. Ч. II. С. 276
{154} См.: Лалаев М. С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений. 1832–29.2. 1892. С.35.
{155} Приказом 17 октября 1864 года был объявлен штат Николаевской академии генерального штаба; 25 октября 1866 года «Положение о военных гимназиях»; в этом же году «Положение о военных начальных школах для комплектования специальных военных школ»; 20 сентября 1867 года положение о Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академии; 3 марта 1868 года положение о Николаевской академии генерального штаба; 26 марта 1869 года положение, штаты и табели юнкерских училищ; 8 мая 1869 года новое положение о военных гимназиях и об учительской семинарии военного ведомства; 1871 год изменены условия приема в Медико-хирургическую академию; 1877 г. положение о Морской академии; 27 июня 1878 года положение о Военно-юридической академии: См.: Бобровский П.О. Юнкерские училища. Т. 1–3. СПб., I872–1876; Мелъницкой Н. Сведения о военно-учебных заведениях в России (сухопутного ведомства). Т.1–4. СПб., 1857–1860; Правила приема и программы для поступления в военные гимназии. СПб., 1874; Программы для испытания офицеров, образующихся в Николаевской академии генерального штаба. СПб., 1858; Положение о Николаевской академии генерального штаба. СПб., 1880; Штейнгейль В. Настоящий указатель постановлений, относящихся до устройства военно-сухопутных сил России. 1550 до 1890... СПб., 1890; История Императорской военно-медицинской (бывшей медико-хирургической) академии за сто лет. 1798–1898. СПб., 1898; Очерк истории военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. М., 1945; Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. СПб., 1882 и др.
{156} См.: Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных главному их управлению. Ч. II. С. 267.
{157} Лалаев М. С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений. 1832–29.2.1892. C. 23.
{159} Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914. Ист. очерк / Под ред. Я. Л. Барскова. СПб., 1914. С.319.
{160} Двадцатипятилетие Петербургского музея военно-учебных заведений. 1864–1889. СПб., 1889. С. 8
{162} Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914. Ист. очерк / Под ред. Я. Л. Барскова. С. 332–333.
{163} Медем Н. В. Очерк военно-учебных заведений во Франции. СПб., 1869. С. 74–76.
{164} Медем Н.В. Очерк военно-учебных заведений во Франции. С. 83–84.
{165} См.: Мертваго Д Ф. Военно-морское дело за границей и в России в 1876 году. СПб., 1876; Постановка учебной части в Прусской военной академии. СПб., 1868; Чертков Г.И. Описание Сен-Сирского военного училища: Записка флигель-адъютанта полковника Черткова. СПб., 1863 и др.
{166} См.: Заринский Н. Е. Публичные педагогические лекции по преподаванию в школах для солдат, читаемые в Казанском пехотном училище для ознакомления юнкеров училища и гг. офицеров с правилами методики элементарных наук законоучителем и преподавателем русского языка священником Кремлевской церкви военного ведомства П. Заринским. Казань, 1870; Учебная энциклопедия. Курс военных наук. Курс военного училища. СПб., 1880 и др.
{167} Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. С.28.
{168} Инструкция по учебной части и программы для преподавания учебных предметов в военных училищах. СПб., 1883 С. 11–12.
{169} Инструкция по учебной части и программы для преподавания учебных предметов в военных училищах. С.20, 21.
{170} Лалаев М. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных главному их управлению. Ч. 3. 1881–1891. СПб., 1892. С. 47.
{171} См.: Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в юнкерских училищах. Руководящие указания. Частные программы по всем предметам. Перечни учебных руководств и пособий. СПб., 1882; Приемная программа для поступления в 1-й класс кадетского корпуса. СПб., 1888; Пажеский корпус. Петербург. Сборник сведений и правил воспитания общих классов Пажеского корпуса. СПб., 1884; Приемные правила и программы для поступления в юнкерские училища. СПб., I891 и др.
{172} Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СПб., 1889. С. 26–28.
{173} Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. С. 19–25.
{174} Карцев П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта. СПб.: тип. штаба войск гвардии и Петроградского военного округа, 1883. С. 1–5.
{175} См.: Дашков Д.Я. Беседа эскадронного командира кавалергардского ее величества полка с гг. офицерами вверенного ему эскадрона. СПб., 1893 и др.
{176} Горлов А. П. Вооруженные силы Англии. СПб.: изд. Военно-ученого комитета главного штаба, 1881. С. 19–20.
{177} Поппен Г. В. Италия. Вооруженные силы. Часть II. СПб.: Воен. тип., 1886. С. 15–18
{178} Газенкампф М. Устройство генерального штаба в первостепенных европейских армиях. Изд. 3-е. Вып. 1. СПб., 1884 С.45–48.
{179} Там же. С. 30–31.
{180} Зедделер Л.Л. Германские военно-учебные заведения (из отчета генерал-лейтенанта барона Зедделера). Б. м., 1885. С.81.
{181} Каулбас Н.В. Германская армия и принципы ее быта и обучения. СПб., Березовский, I890. C. 444,452.
{182} Газенкампф М. Устройство генерального штаба в первостепенных европейских армиях. Изд. 3-е. Вып. I. С. 14–15.
{183} См.: Иностранное военное обозрение // Военный сборник. 1890. №3. С. 92–93.
{184} Рейсмес В. А. Исторический обзор развития японской армии (оттиск из №№9–10 «Инженерного журнала» за 1905 года СПб.: тип. Тихонова, 1905. С. 6–8.
{185} Касвинов М. К. Двадцать три ступени вниз. 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1987. С. 61–62.
{186} Архипенко В. Предисловие // Касвинов М. К. Двадцать три ступени вниз. С. 6
{187} Касвинов М. К. Двадцать три ступени вниз. С. 69–70.
{188} Драгомиров М. И. Избр. произв. М.: Воениздат, 1956. С. 347
{190} Драгомиров М. И. Избр. произв. С. 144
{191} Цит.: Дерман В. Драгомиров о воспитании и обучении войск. М.: Воениздат, 1946. С.11.
{193} Драгомиров М. И. Тактика. 2-е изд Ч.1. СПб., 1872. С.7–8.
{194} Драгомиров М.И. Курс тактики. Изд. 2-е. СПб., 1867. С.361.
{195} Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время. М., 1906. С. 92
{196} Цит.: Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже Х1Х начале XX столетий. 1881–1903. М.: Мысль, 1973. С.179.
{197} Там же Режепо П.А. Статистика полковников. СПб.: стол. тип. С. X. Золотухина, 1905. С.12,13, 17. С.180.
{199} Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1903. С. 5–26.
{200} Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже ХIХ начале XX столетий. 1881–1903. С.182.
{202} Режепо П. Несколько мыслей по офицерскому вопросу. СПб.: тип. штаба войск гвардии и Петербургского военного округа, I910. C.17.
{203} Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже ХIХ начале XX столетий. 1881–1903. C. 220–223.
{205} См.: Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М.: АН СССР, 1957. С. 369–370.
{206} Ленин В. И. Падение Порт-Артура // Полн. собр. соч. Т. 9. С.151.
{208} См.: Ленин В. И. Падение Порт-Артура. С. 154, 156.
{209} Клеман де Грандпре. Падение Порт-Артура. Пер. с фр. генерального штаба полковника Хвостова. СПб.: Березовский, 1908. C.118–123.
{210} См.: Иванов И. Е. Корни японских побед, или чем победили нас японцы. М.: тип. Н. Л. Казецкого, 1911. 35 С.; Мюллер Г. Моральное воспитание войск в Германии, России и Японии. Сравнительный этюд на основании опыта русско-японской войны. М., 1908. 79 С.
{211} Г.А. Леер по окончании Главного инженерного училища служил в войсках на Кавказе. В 1852–1854 гг. был слушателем Николаевской академии генерального штаба. С 1854 года служил в штабе командующего войсками в Эстляндии (сев. Эстония). В 1857 году перешел на службу в генеральный штаб и начал готовиться к научной деятельности. В 1858 году получил назначение адъюнкт-профессором на кафедру тактики Николаевской академии, с 1865 года профессором на кафедру стратегии. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук, почетным членом Шведской военной академии. С 1889 по 1898 гг. Начальник Николаевской академии генерального штаба.
{212} Леер Г. А. Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны. СПб., 1869. С. 50.
{213} Верховский А. Прикладной метод в академическом преподавании тактики //Военный вестник. 1922. №17–18. С.27.
{214} См.: Бескровный Л. Г. Очерки военной историографии России.-м.: АН СССР, 1962. С. 208–270.
{215} Верховский А. Прикладной метод в академическом преподавании тактики. С. 28.
{216} Павловский Е. Н. Военно-медицинская академия Красной Армии им. С. М. Кирова за 140 лет. 1798–1938. Л.. 1940. С.39–40
{217} Высшая военно-химическая школа РККА за четыре года. 1919–1923. (Обзор деятельности). М., 1923. С.9–10.
{218} См.: Двадцать лет Военно-воздушной ордена Ленина Академии Красной Армии им. Жуковского. Юбилейный сборник. 1922–1942. М.,. 1942. С.7.
{219} См.: Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже ХГХ начале XX столетий. I88I I903. С. 190–193; Положение об изучении офицерами восточных языков. С приложением руководящих указаний и программами. СПб.: Березовский. 1912. С. 15–16.
{220} См.: Греков Ф.В Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910. С. 33–37.
{221} Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. T. I. СПб., 1911. С. 198.
{222} Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. T. I. C.I99.
{223} См.: Назначение Академии. Прием и выпуск офицеров. Права и обязанности лиц учебно-административного состава. Внутренний распорядок. СПб., 1904. 136 С.; Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской академии генерального штаба. СПб., 1907. 35 С.; Инструкция для офицеров, обучающихся в Императорской военной академии в течение настоящей войны. СПб., 1917. I9 С.; Штаты Николаевской академии генерального штаба. СПб., 1908; 11 С.; Макшеев Ф.А. Генеральный штаб. Сравнительный очерк современного устройства его в армиях русской, германской, французской и австрийской. СПб., 1899. 114 С; Гейсман П.А. Генеральный штаб. Краткий исторический очерк его возникновения и развития. СПб., 1904. 78 С. и др.
{224} См.: Гродский Г. Д. Михайловские артиллерийское училище и академия в XIX столетии Исторический очерк их деятельности, как артиллерийских учебных заведений. Ч.1. СПб., 1905. с.277–279.
{225} В скобках указана цифра еженедельных уроков на этот предмет.
{226} Максимов Г.С. Морской корпус и Николаевская морская академия в Санкт-Петербурге. СПб., 1908. С. 10–15
{227} См.: Александровская военно-юридическая академия //Военная энциклопедия /Под ред. В. Ф. Новицкого. Т. I. С. 249–251.
{228} См.: Вахнин А. Военные училища. Одесса, 1915. 173 С.; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. СПб., 1900. 61 С; Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. СПб., 1901. 224 С.; Инструкция юнкерам Николаевского артиллерийского училища. Киев, 1915. 241 С; Инструкция для юнкеров Николаевского инженерного училища. Пг., 1916. 268 С.; Журавлев. Сведения обязательные для юнкеров. Казань, 1913. 63 С.; Андрианов П.М. Конспект по курсу историй русской армии. Составлен по программе 1910 года для военных училищ. Одесса, 1911. 85 С.: 3ащук И.И. Программы юнкерских училищ для производства в офицеры. СПб., 1907. 3 С.; Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в школах при запасных пехотных бригадах. M., 1914. 16 С.; Куряжский Д. В. Ускоренные курсы военных и специальных училищ. Пг., 1915. 67 С. и др.
{229} Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. СПб., 1901. C.1.
{230} Цифра в скобке означает число еженедельных уроков для всех 3-х классов юнкерского пехотного училища.
{231} Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. С. 3.
{232} Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. С. 4–5.
{233} Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. С. 5–6.
{234} Там же. С.13, 14.
{235} См.: Бутовский Н. Промахи молодого офицера (из дневника поручика Н.): Посвящается выпускным юнкерам. СПб., 1895.
{236} Бутовский Н. Промахи молодого офицера (из дневника поручика Н.): Посвящается выпускным юнкерам. С. 3, 4, 6–7.
{237} Щедринский В. Комплектование в.-у.з. строевым: и преподавательским составом // Военный вестник. 1926. №4З. С. 38–39.
{238} Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. СПб., 1889. С. 9.
{239} Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. С. 7; Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. Пг., 1915. С. 8.
{240} Клюжев Н. Наше военное образование. М.: тип. И. Н. Кулнерева и К°, 1916. С.19.
{241} Режепо П. Несколько мыслей по офицерскому вопросу. С. 30
{242} См.: Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22–31 декабря 1908 г.) / Под ред. П.В. Петрова. СПб., 1909. 540 С.; Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 декабря 1903 г.) . СПб., 1904. 434 С.
{243} См.: Клюжев Н. Наше военное образование. С.9–10.
{244} B «Педагогическом сборнике» за сентябрь 1908 года в статье «Цуг» помещены картины корпусной жизни, которые говорят о том, что там имели место разного рода издевательства над молодыми /младшими/ кадетами. Вот несколько примеров. Сначала «цукатели» удовлетворяли только свой аппетит.. жадность и властолюбие. Характерные требования в этой связи были: «Ты, «А», принеси мне половину второго, а ты, «Б» -половину третьего блюда».Затем от съестного перешли к «конфискации» вещей младших кадет. Те кадеты, которые не выполняли требований старших, подвергались избиению. Дальше «фантазия» привела «цукателеи» к новым забавам: они выстраивали целый класс к циничному осмотру. Во время таких парадов младших заставляли обучаться онанизму и радоваться этому пороку. Подобное «цуканъе» описано А. Куприным в его произведении «Юнкера».-См.: Куприн А. Юнкера // Собр. соч. В 9-ти т.-Т.8. М., 1973. С.228–232
{245} Клюжев И. Наше военное образование.-С.10–11
{246} См.: Бутовский А.Д. Годы моего учения в Петровско-Павловском кадетском корпусе. Пг., 1915. 53 С.; Мадем Б.Г. Былое и последовавшее в Петровской Полтавской гимназии и в Петровском Полтавском кадетском корпусе. СПб., 1912. 83 С.; Долгов И.И. Полоцкий кадетский корпус (несколько слов по поводу 63 годовщины его существования). Витебск, 1899. 49 С.; Зверев С.Е. Юбилейный сборник Михайловского Воронежского кадетского корпуса. 1845–1895. Воронеж, 1898. 340 С.; Лузанов П.Ф. Сухопутный шляхетный корпус (ныне 1-й кадетский корпус). Ист. очерк. Вып.1. Т.1. СПб., 1907. 188 С.; Левшин Д.М. Пажеский корпус его Императорского величества за сто лет. 1802–1902. В 2-х т. СПб., 1902 и др.
{247} Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1886. С.1.
{248} Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. С.30.
{250} Макаров А. Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып. I, СПб.: Пед. музей военно-учебных заведений, 1902. С. 9.
{251} Там же. С. 31–32.
{252} Макаров А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып. 2. СПб.: Пед. музей военно-учебных заведений, 1904. С. 24–26.
{253} См. . Макаров А. Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып. З. СПб.: Пед. музей военно-учебных заведений, 1911. С.76–93.
{254} См.: Даровский В. И. Сборник сведений о стипендиях, учрежденных в кадетских корпусах (по 1 января 1905 года). Изд. 2-е. СПб., 1905. С. 2–3.
{255} См.: Приложение к «Истории Императорской военно-медицинской /бывшей медико-хирургической /академии / за сто лет. С. 105.
{256} См.: Военный энциклопедический словарь. С. 505.
{257} См:: Галкин М. Новый путь современного офицера. М., 1906. 143 С.; Прейс Э. Высшие задачи молодого офицера по отношению к армии и народу /Пер. с нем. Варшава, 1909. 80 С.; Режепо П.А. Офицерский вопрос. СПб., 1909. 35 С. и др.
{258} См.: Морозов Н. Воспитание генерала и офицера как основы побед и поражений. СПб., 1910. 127 С.; Корф Н. А. О воспитании воли военачальников. СПб., 1906. 47 С.; Вольф Г. Военные отклики /Сборник цитат из произведений выдающихся военных писателей и изречений знаменитых полководцев. СПб., 1902. 301 С.; Грулев М. В. Злоба дня в жизни армии. Брес-Литовок, I9II. 331 С.; Лебедев К. А. Примеры военного красноречия разных народов минувших лет и настоящего времени (Замечательные речи, приказы, воззвания, манифесты). СПб., 1900. 111 С.; Парский Д.П. Что нужно нашей армии? Современное ее состояние и необходимость в ней реформы. СПб., 1908. 334 С.; Филебер. Офицерский состав армии, его значение и подготовка. Пер. с фр. М., 1899. 38 С.; Хюльзен В. Шаблон или самостоятельность? Размышления о бое и боевой подготовке войск. Пер. с нем. СПб.; 1907. 66 С.; Военная реформа: Сборник статей. СПб., 1906. 134 С.; Герца А. К познанию армии. СПб., 1907 и др.
{259} См.: Гераков Г. В. Советы молодым офицерам. Пг.. 1909. 181 С.; Вольф К. М. Из дневника командира полка. СПб., 1908. 46 С.; Вольф К. М. Рациональные приемы обучения и воспитания краткосрочного солдата, а также ближайшего его помощника. СПб., 1912. 53 С.; Защук И. И. Управление дивизиею. Испр. и доп. всеми законоположениями, относящимися к управлению дивизиею. СПб.; 1904. 32 С.; Защук И. И. Управление полком. Испр. и доп. всеми законоположениями, относящимися до управления полком. СПб., 1904. 65 С.; Линстром Н. В. Первые шаги молодого офицера: Справ. книжка для офицеров. Тифлис, 1903. 144 С.: Кулъчинский В. М. Советы молодому офицеру. Харьков, 1917. 36 С.; Кирков К. Записки по военной педагогике (психология, обучение и воспитание). СПб., 1913. 368 С.; Кавтарадзе П.А. Психологические основы воспитания солдата (очерк военной педагогики). СПб., 191I. 112 С.; Мозер О. Подготовка и командование батальоном в бою. СПб., 1911. 182 С.; Паруцкий В.И. Пособие офицеру при ведении занятий с нижними чинами. Воспитание и обучение. СПб., 1901. 96 С.; Пономаренко Н.Е. Памятка офицерам воспитателям русского солдата. Одесса, I9I6. 48 С.; Ниессель А. Психология бойца. Пер. с фр. Варшава, 1911. 15 С.: 3айченко Н.С. К молодым офицерам. М., 1916. 40 С.; Савицкий А.Г. Опыт занятий с офицерами в частях войск пехоты по программному материалу. СПб., 1909. 24 С.; Старковский И.М. Начальник. Советы начальствующим нижним чинам. СПб., I9II. 52 С.; Третерский Л.И. Опыт 12-летнего командования ротою. Справочный пособник командира роты, захватывающий всю служебную деятельность его по обучению, образованию и службы роты. Киев, 1901. 276 С. и др.
{260} Наставление к самодисциплине и самовоспитанию: Собрание писем старого офицера своему сыну. Вып. I. СПб., 1900. С. 5–6.
{261} См.: Жизнеописание русских военных деятелей /Под ред. В. С. Мамышева. Вып. 1–4. СПб., 1885–1887; Кривошлык М.Г. Великие полководцы мира. В биографиях и анекдотах. СПб., 1904. 163 С.; 3енченко М. В. Характеристика генералиссимуса Суворова как полководца. СПб., 1902. 120 С.; 3енченко М. В. Характеристика Петра Великого как полководца. СПб., 1902. 52 С. и др.
{262} Послужной список С.О. Макарова: 1865 г. окончил Морское училище русско-турецкую войну 1877–1878 гг. осуществил атаки турецких кораблей шестовыми минами, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду; в 1886–1889 гг. на корвете «Витязь» совершил кругосветное путешествие; с 1890 г. младший флагман Балтийского флота; с 1891 г. главный инспектор морской артиллерии; с 1894 года командующий эскадрой Средиземного моря; в 1894–1896 гг. совершил второе кругосветное путешествие; с 1899 г. командующий Кронштадтским флотом; в 1904 году погиб во время русско-японской войны, командуя тихоокеанской эскадрой. См.: Семанов С. Н. Макаров. М.: Молодая гвардия, 1972. 288 С. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 8 (515).
{263} См.: Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. М.: Военмориздат, 1942. С. 140–141.
{264} До С.О. Макарова корабельная артиллерия вела огонь исключительно прямой наводкой. Наставления и инструкции не предполагали использования корабельной артиллерии для поражения противника с закрытых огневых позиций.
{265} См.: Морозов Н. А. Прусская армия Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого изучения. СПб., 1912. 65 С.; Миллер Е. Итальянская армия. Очерк боевой подготовки. Владимир-Волынск, 1908. 34 С; Вооруженные силы Северо-Американских Штатов и других государств Америки (по данным к 1 января 1910 года) / Под ред. С.И. Одинцова, СПб., 1910. 96 С.; Наши соседи и некоторые другие главнейшие государства. Обзор их военной мощи. М., 1913. 606 С.; Прежбяно. Несколько слов о Бельгии, ее армии и народе. Пг., 1917. 67 С.; Горберг П.Ф. Военно-справочная книжка по Австро-Венгрии. СПб., 1895. 189 С.; Сборник новейших сведений о вооруженных силах иностранных государств. Афганистан. СПб., 1904. 8 С.; Сборник новейших сведений о вооруженных силах иностранных государств. Бельгия. СПб., 1907. 26 С. и др.
{266} Общие сведения об этих военно-учебных заведениях см. на с.119–120.
{267} Академии военные, иностранные. Военная энциклопедия /Под ред
В.Ф. Новицкого и др. Т. I. С. 201
{268} См.: Академии военные, иностранные. Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. Т. 1. С. 201; Кривенко В.С. Общие и военные школы. СПб., 1899. С. 69–70.
{269} Пуришкевич В. М. Порядки и дисциплина в английской армии. М. 1917. С.13.
{270} См.: Кривенко B. C. Общие и военные школы. С. 67.
{271} Некоторые «подвижки» в учебном плане академии, как видно, произошли. см. с. 121 настоящей работы
{272} Макшеев Ф.А. Генеральный штаб. Сравнительный очерк современного устройства его в армиях: русской, германской, французской и австрийской. СПб.: Березовский, 1899. С. 93–97.
{273} См. стр. 122 настоящей работы.
{274} См.: там же. С. 123
{275} Макшеев Ф. А. Генеральный штаб. Сравнительный очерк современного устройства его в армиях: русской, германской, французской и австрийской. С. 60
{277} Макшеев Ф. А. Генеральный штаб. Сравнительный очерк современ ного устройства его в армиях: русской, германской, французской и австрийской. С. 60–61.
{278} См.: Военная энциклопедия /Под ред. В. Ф. Новицкого. Т. I. С. 201–202.
{279} См.: Военная энциклопедия /Под ред. В.Ф. Новицкого. Т. I. С. 201.
{281} Описание Японского морского училища. СПб.: Морской ген. штаб, 1908. С. 15–17.
{283} См.: Академии военные, иностранные. Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого. Т. 1. С. 202–203.