Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

2. Петровские преобразования в военном деле и военном образовании (1676-1725)

Деятельность Петра I так глубоко затронула все народные интересы, что и поныне существуют разные точки зрения на сей счет: одни порицают ее, другие безудержно восхваляют.

Не входя в оценку тех или иных позиций, отметим, что развитие русского общества вызвало настоятельную потребность разрешить политические задачи, вызванные предыдущим царствованием.

Как это не прискорбно, но эти задачи можно было тогда решить при помощи пушек. Пушки же, по меткому выражению С.О. Ключевского, привели к школе, а еще раньше к финансовым реформам.

«Народ собрался в дорогу и ждал вождя», — так охарактеризовал положение допетровской Руси русский историк С.М. Соловьев. Таким вождем нации стал Петр I.

Трудно сегодня со всей очевидностью указать на все факторы, связанные с формированием личности Петра I и его взглядов на военное дело.

Тем не менее фактом является то, что в его судьбе большое значение сыграли «потешные войска».

Известна история создания этих войск. В начале I683 года товарищи детства Петра были размещены в подмосковном [12] селе Преображенное, где вместе с юным царем занимались военными играми, называемыми «потешными».

В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов. Он считается первым солдатом{9}.

В 1687-1688 гг. из потешных были сформированы два полка — Преображенский и Семеновский.

Отметим, что уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования».Потешные» потребовались Петру не как забава. Следует признать справедливыми обобщения в этой области, сделанные, историком А. М. Назаровым{10}.

«Идея потешных, — считает он, — подготовка народа к тому, что потребуется ему на войне. Цель — подготовка воинов, для которых «солдатчина» была бы не ненавистной неволей, а гранильной мастерской, в которой они приобретали бы однообразные грани того кристалла, что сиял в руках победоносцев изумительным блеском».

Что же касается пути к тому, то программа реализации названной цели включала:

1) развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путем игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;

2) развитие в детях смелости и предприимчивости путем ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, бревнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»; [13]

3) обучение владеть оружием, не только ружейным приемам, но и умению стрелять и колоть. Царь Петр с 12 лет уже стрелял из пушки;

4) ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;

5) выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;

6) познание отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории:, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;

7) развитие любви к государю и отечеству;

8) привитие «потешным» любви к армии.

Такова была программа, которую шаг за шагом реализовывал Петр I.

Понять суть и характер преобразований Петра I в военном деле можно, если принять во внимание особенности личности этого человека{11}.

Если сопоставить Петра I и его предшественника царя Алексея Михайловича, то можно сделать вывод о резком отличии этих двух людей: отец в соответствии с византийскими традициями выглядел неземным существом, а сын не стремился к чисто внешней представительности

Черты характера Петра I не дают основания для создания иконописного портрета этого человека. Они были многогранными и подчас противоречивыми. Петр мог быть вспыльчивым и хладнокровным, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым.

Пестрота черт характера Петра тем не менее не противоречит представлению о цельности его натуры. Монолитность его образу придавала идея служения государству, в которую глубоко уверовал царь и которой он подчинил свою деятельность. [14]

Начало службы Отечеству Петр вел не со времени вступления на престол (1682) и даже не с года отстранения от регентства царевны Софьи (1689) , и, наконец, не со дня смерти брата Ивана (1696) , с которым формально делил власть, а со времени личного участия в акциях государственного значения. Имеется собственноручная записка Петра, где он точно датирует начало своей службы: «Начал служить с первого Азовского похода бомбардиром, когда каланчи были взяты», т.е. организацию Азовского похода, безуспешную осаду крепости Петр I не включил в свой послужной список.

Петр ввел порядок, согласно которому продвижение по службе ставилось в зависимость от личных заслуг человека. Примечательно и то, что и для себя он не делал исключений, получая чины за руководство боевыми действиями. В первом Азовском походе царь числился бомбардиром. Из второго похода, увенчавшегося успехом, он возвратился в чине капитана. Следующий чин Петр, судя по его письму Ф.Ю. Ромодановскому, получил вне очереди — 6 августа 1706 года. Причем царь считал, что этот чин присвоен ему с авансом. Генеральское звание ему было присвоено после победы под Лесной и Полтавой. 6 августа 1713 года он был произведен в полные генералы{12}.

Действовать, что-то делать, куда-то спешить, находиться в постоянном движении — считалось нормальным состоянием царя. Со временем эта жажда деятельности приобрела тот поучительно-педагогический характер, который активно воздействовал на окружающих. Когда царь строил корабль, штурмовал крепость или стремительно преодолевал большие расстояния, он делал это для того, чтобы личным примером воодушевить окружающих, показать необходимость рациональности того или иного дела.

В научных знаниях Петра I прежде всего интересовала утилитарная сторона, возможность использовать их на практике. Математикой и астрономией царь интересовался [15] потому, что знания той или иной науки составляли фундамент навигации, кораблестроения, артиллерийского дела и фортификация. Юриспруденцией он интересовался в той мере, в какой она помогла осуществлению административных преобразований, история привлекала его возможностью извлечь уроки из прошлого для настоящего.

Петр-практик брал верх над Петром-теоретиком и при составлении важнейших документов. Многие именные указы Петра по вертикали имеют 3 среза: мотивировочную часть; изложение содержания нормы или правительственной распорядительной меры; перечень угроз за их неисполнение.

Отличительной чертой петровских указов была их рассудительность. В то же время Петр I не уповал на магическую силу своих разъяснений. Более того, царь-рационалист не верил, что разум его подчиненных достаточен для усвоения той или иной меры. Недостаток разума, по его мнению, должен был компенсироваться страхом.

Другими словами, такое разъяснение совершенно необходимо для понимания идей и направлений в области развития военного дела и военного знания, которые были произведены в петровскую эпоху.

Первые военные школы

Историк Устрялов считает, что первая идея создания отечественных военных школ пришла Петру I в 1698 году{13}. Такая школа по его мнению была вскоре создана в Москве. Называлась она «школой цифирной и земледелия». В 1699 году во время пожара Москвы она сгорела.

Вслед за этим по приказу Петра I от 14 января 1701 года создается новая школа в Сухаревой башне в Москве, где «быть математических и навигационных, т.е. мореходно хитростных наук изучению». Эта школа обучала не только мореходным наукам, но и давала широкий круг знаний по артиллерии, фортификации и геодезии.

Царь понимал, что западные государства ушли далеко вперед в развитии военного образования. Многие из них с [16] древнейших времен имели особые учреждения, в которых с малолетства люди готовились к военной службе. В 1653 году в Пруссии были образованы три кадетских академии»{14}.

По всей вероятности, эти и другие факты нацелили устремления Петра I к созданию у нас постоянного войска по образцу европейских армий. В этих заботах царь привлекал на русскую службу иностранцев и посылал многих русских людей для обучения за границу.

Примечательно и то, что Петр не рассчитывал на бескорыстие иностранцев, а вводил в действие надежный экономический механизм. Так, к примеру, штатом I711 года были введены два оклада: «иноземный» и «русский». Согласно ему денежное содержание офицеры получали следующее{15}:

Воинское звание

Оклады (в руб.)

"русский" "иноземный"
Полковник 300 600
Подполковник 150 360
Майор 140 300
Капитан 100 216
Поручик 80 120
Прапорщик 50 84

В отношении иностранцев-офицеров Петр I придерживался четкой линии: там, где создавалась возможность заменить иностранца русским, такая замена производилась немедленно; в то же время Петр бережно относился к тем иностранцам, которые проявили себя с лучшей стороны и приносили несомненную пользу государству.

Возвращаясь к «шкоде математических и навигационных наук», [17] следует обратить внимание на такие сведения.

Во-первых, уже с первых лет своего существования данная школа делилась на две части: школу верхнюю и школу нижнюю. В число предметов «верхней» школы входили: арифметика, геометрия, тригонометрия, архитектура и фортификация. Это говорит о том, что «верхняя» школа, по существу была уже высшим учебным заведением, т. к. там изучалось «инженерство».

Bo-вторых, дворянство с большой неохотой посылало учиться в школу своих детей, не видя практической целесообразности в этом обучении, т.к. та или иная степень родовитости позволяла получать чины и без образования.

Петр I, зная об этом, со свойственной ему практичностью задействовал ряд надежных рычагов.

Первое, что он сделал, это издание указа о явке в школу под угрозой «потеряния чести и живота». Думается, эта мера оказала влияние на определенную часть дворянства.

В 1714 году он задействовал еще один механизм, стимулирующий стремление дворян к образованию. В этом году было объявлено, что дворянин не может жениться, если не представит свидетельства о сдаче экзамена из грамоты, цифири и части геометрии. По мнению Петра, это было то образование, которое позволяло пользоваться правами взрослого человека{16}.

Но самым большим изобретением Петра I, на наш взгляд, было то, что ему удалось поставить в прямую зависимость продвижение по службе от образования и реальных заслуг офицера, нарушив тем самым древнюю традицию — действие принципа родовитости при решении вопросов продвижения по службе.

О том, как к этому решению шел Петр I, следует рассказать подробнее.

До 1712 года в России не существовало никаких правил [18] производства офицеров в следующие чины: оно проходило по усмотрению высшего начальства.

Петр, естественно, видел все несовершенство этой системы. Он знал, что таким порядком злоупотребляют. Вот почему первый шаг в отношении упорядочения практики производства в чины связан с введением в штат полевой армии некоторых статей относительно офицерского содержания и чинопроизводства.

14 апреля 1714 года Петр I издал указ, где царь определял пределы компетенции старших воинских начальников при производстве в чины: право присвоения генеральского и полковничьего звания он закрепил за собой, производить в подполковники и майоры было разрешено фельдмаршалам, производство офицеров в чины вплоть до капитана стало правом полных генералов.

Новый шаг в этом направлении был сделан I января 1719 года. Продвижение по службе было поставлено в зависимость от наличия вакансий и результатов баллотировки 2-3-х претендентов на продвижение.

Как это происходило на практике, рассказывается в работе И. Пушкарева{17}.

Штаб и обер-офицеры полка, в котором открывалось производство в офицеры, собирались вместе, читали имена представленных в следующий чин, рассматривали заслуги, отличия их, познания в науках. и клали в общую кружку избирательные и неизбирательные баллы.

Число баллов отмечалось председателем в особых списках против каждого баллотируемого кандидата. Списки представлялись государю и он обыкновенно награждал чинами получивших больше баллов.

Но если государь при баллотировке замечал пристрастие, излишнюю благосклонность или строгость товарищей, то приказывал вновь производить баллотирование, сам [19] являлся в собрание и объяснял свое мнение относительно баллотируемого.

Новые изменения в чинопроизводстве были внесены 7 марта 1721 года. Согласно указу Петра I баллотирование надлежало отправлять только при переходе из ранга в ранг. В связи с этим были установлены 3 ранга:

— 1 ранг — при производстве из унтер-офицеров в обер-офицеры;

— 2 ранг — при производстве из обер-офицеров в штаб-офицеры;

— 3 ранг — при производстве из штаб-офицеров в генералы.

Производство из чина в чин в рамках одного ранга стало проводиться при наличии вакансии по принципу старшинства. В то же время, генералы должны были баллотироваться при каждом повышении чина, вплоть до фельдмаршала{18}.

Вершиной достижений в этой области является разработка «Табели о рангах» 1722 года. Этот документ устанавливал обязанность гражданской и военной службы дворян, соотношение военных, гражданских и придворных чинов, порядок чинопроизводства. Служебная лестница состояла из 14 ступенек, или рангов (1-й ранг — фельдмаршал, а 14-й — прапорщик) .

В основу чинопроизводства была положена не порода, не даровитость, а личные способности, образование, опыт и храбрость офицера. Это обеспечивало продвижение по службе недаровитым, но способным офицерам всех уровней достояния».Табели» открывали возможность производства в офицерский чин представителям других (недворянских) сословий, если те проявили себя на поприще службы государству. Примечательно и то, что получивший первый офицерский чин, становился потомственным дворянином{19}. [20]

Таковы рычаги, которые использовал Петр I для приобщения молодых людей к военному знанию, военному образованию.

Благоприятно на развитие военного образования повлияли и другие действий Петра I, как, к примеру, издание в 1713 году указания офицерам и унтер-офицерам Преображенского полка в свободное время заниматься «инженерству». В 1721 году этот указ был распространен и на другие строевые полки.

Позитивное значение имел и факт, что благодаря инициативе Петра I с 1708 года начинается перевод иностранных книг с голландского, французского, немецкого сочинений Кугорна, Вобана, Блонделя, Римплера и др. Причем, Петр I сам зачастую являлся их редактором.

Таким образом, Петр I положил начало созданию системе военного образования в России. Заимствуя некоторые принципы и методы из западного опыта, Петр, тем не менее, предпринял попытку дать развитие отечественным аспектам этой подготовки. Великий преобразователь России, один из немногих государственных деятелей того времени, понял необходимость специализированной подготовки офицеров.

Петра I можно с большим основанием считать родоначальником русской военной школы. С начала ХVIII века, благодаря уму и бурной деятельности Петра I возникло не только новое по качеству русское войско, но и стала складываться стройная, система подготовки офицерских кадров.

Поучительной является и та система стимулирования потребности в образовании, которую задействовал Петр Великий. Созданное Петром оказалось настолько прочным, что последовавшие за ним «временщики» не смогли до конца вытравить петровский дух подготовки войск и офицерских кадров.

Инженерная, артиллерийская, военно-медицинская, военно-морская школы сделали при Петре первые шаги по подготовке квалифицированных офицеров для России. [21]

Дальше