Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава II.

Технические работы

Для осуществления только что рассмотренного нами решения необходимо беспрерывно, день за днем, следить за успехами техники и промышленности и соответственно с этим изменять, наши артиллерийские программы, выработанные на случай мобилизации. Благодаря такому методу работы мы будем в состоянии в кратчайший срок создать такую систему артиллерии, которая явится для противника [257] настоящей «технической внезапностью» и обеспечит нам на некоторое время неоспоримое превосходство.

Исторический очерк развития тяжелой артиллерии во Франции до 1914 г., изложенный нами в начале этого труда, сам по себе является резким осуждением нашей технической организации в ту эпоху, когда анархия мысли сочеталась с анархией работы.

Анархия мысли обусловливалась отсутствием высшего органа, рассматривающего все вопросы артиллерии и способного отстоять свою точку зрения, а также те», что технический комитет, главный штаб, высший военный совет, артиллерийское управление и практическая школа стрельбы имели голос лишь по отдельным вопросам, не имея возможности объединить и согласовать свои различные мнения.

Анархия в работе царила потому, что каждый завод имел независимых друг от друга конструкторов, которые игнорировали один другого, нередко соперничали между собой и, не имея связи с крупной промышленностью, были плохо осведомлены о достижениях техники, а также потому, что отсутствовала идея цельной системы артиллерии с полной гаммой орудий, идея, которая объединила бы взгляды и послужила бы связующим звеном между отдельными индивидуальными работами.

Причины неудовлетворительности нашей конструкторской части кроются в ее неправильной организации.

Как правило, было установлено, что вся разработка материальной части артиллерии должна производиться на артиллерийских заводах. Полагали, что таким образом будет поддерживаться соревнование между конструкторами различных заводов и что конструкция новых орудий будет отличаться надежностью и продуманностью, так как разработку их должны вести те же заводы, которым будет поручено их изготовление.

Такая система дала весьма посредственные результаты, и можно без преувеличения сказать, что со времени сконструирования 75-мм пушки (1897 г.) артиллерийские заводы не дали никакой новой законченной конструкции. Следует еще отметить, что после этого времени некоторую конструкторскую деятельность проявила лишь одна мастерская Пюто, получившая после разработки 75-мм пушки больший технический опыт, чем другие заводы.

Такое положение дел, весьма неблагоприятное уже для мирного времени, еще более ухудшилось во время войны, несмотря на неоспоримые знания и добрую волю персонала. [258]

Заводы, занятые исключительно серийным производством, утратили всякий интерес к конструкторской работе, которая могла лишь нарушить интенсивное производство; благодаря этому их достижения в области разработки материальной части были значительно ниже того, что можно было ожидать: чрезвычайно мало конструкций было практически закончено в надлежащий срок{138}.

Опираясь на двадцатилетний опыт, выявивший полную неудовлетворительность этой системы, мы в праве заключить, что она должна быть изменена сверху донизу. Конструкторская часть должна быть отделена от производственной части, с той, однако, оговоркой, что офицеры-конструкторы должны обязательно пройти практический стаж на заводах, дабы основательно ознакомиться с особенностями и возможностями производства. Кроме того, все проекты новой материальной части до их принятия должны быть тщательно проверены с производственной точки зрения, для определения, пригодны они или нет для изготовления.

Но в противоположность производственной части, которая стремится все к большей и большей централизации производства для повышения производительности, конструкторская часть должна оставаться самостоятельной для каждого рода войск, а в частности, в отношении артиллерии, должна подчиняться директору артиллерии.

Таким образом, конструкторская часть должна непосредственно подчиняться артиллерийскому управлению и состоять из следующих органов:

— технической секции, — собирающей сведения по различным техническим вопросам, относящимся к артиллерии, и оценивающей достоинства различных проектов, поступающих на ее рассмотрение;

— технической лаборатории, — изготовляющей модели различной материальной части, разработанной для артиллерии будущего;

— опытных комиссий, — производящих опыты по балистике и испытанию материальной части.

Кроме того, необходим еще один орган, служащий связующим звеном между артиллерийским управлением и главным командованием, а именно — главная артиллерийская инспекция, созданная во время войны и восстановленная в 1919 г., но не со всеми своими функциями.

Роль главного артиллерийского инспектора должна заключаться в следующем{139}: [259]

— непрерывно осведомлять главное командование об успехах военной техники и изучать, как могут отразиться эти успехи на эволюции тактики;

— излагать правильным техническим языком требования командования; служить, таким образом, для тесной связи между командованием и исполнительными органами (артиллерийским управлением и его конструкторской и производственной частью), т. е. для связи между тактикой и техникой, которая одна лишь в состоянии обеспечить военный прогресс. Наконец, поддерживать непрерывный и тесный контакт с гражданской промышленностью, в целях направления работ последней в соответствии с развитием тактики{140}.

I. Производственная часть

Мы уже имели случай отметить, что конструкция орудий всех типов должна допускать их быстрое изготовление большими сериями во время войны.

С этой точки зрения уроки минувшей войны чрезвычайно поучительны.

Несмотря на громадные усилия, проявленные нашей промышленностью, начиная с июня 1916 г., в деле изготовления в кратчайший срок тяжелых артиллерийских орудий, намеченных программой от 30 мая 1916 г., все же на пути осуществления этой программы встречались частые задержки, не входившие в расчет министерства вооружений.

Эти задержки обусловливались двумя различными причинами: во-первых, неудовлетворительностью предварительной разработки и, во-вторых, — затруднениями в самом производстве.

Неудовлетворительность предварительной разработки не подлежит сомнению: государственные заводы не разработали в мирное время никакой цельной системы современной артиллерии. Некоторые частные фирмы пытались разрешить эту проблему, но их труды остались незаконченными. Таким образом, под давлением обстоятельств пришлось принять и заказать новые орудия, большинство которых существовало лишь в стадии предварительного проекта: их изготовление пришлось по большей части импровизировать, ввиду чего нельзя удивляться тому, что оно наталкивалось на непредвиденные затруднения, служившие причиной нежелательных задержек.

Конструкция наших орудий была слишком сложна для изготовления. Орудия проектировались по принципам довоенного времени, когда главное внимание обращалось на [260] их балистические свойства и подвижность, трудности же изготовления не принимались в расчет, так как в мирное время промышленность имела в своем распоряжении достаточные сроки{141}.

Как правило, изготовление орудий должно поручаться государственным заводам, которые имеют опыт в этой работе, научились преодолевать ее трудности и располагают соответствующим оборудованием. В тех случаях, когда изготовление поручается частным крупным фирмам, последним приходится затрачивать много усилий на правильную постановку производства различных предметов материальной части.

Из этого видно, что всякое упрощение способов изготовления увеличивает число заводов, которые могут изготовлять материальную часть, и тем самым значительно повышает производительность.

Было предложено следующее решение этого вопроса. Устанавливаются два различных способа изготовления каждой системы орудий. В мирное время, когда располагают практически неограниченными средствами и временем, орудия изготовляются самым тщательным образом из первоклассных материалов. В военное время переходят на более примитивное производство, упрощенными способами и из материалов второго сорта. Это решение представляется нам ошибочным: его основной недостаток — ломка методов производства в критический момент перехода от мира к войне, что может повлечь за собой чрезвычайно тяжелые последствия. Следует принять единый способ изготовления, применяемый во всякое время; последним может быть только упрощенный способ, пригодный во время войны. Изготовленная таким способом материальная часть будет несколько тяжелее и менее приятна на взгляд, но легче осуществима большими сериями во время войны; такого рода производство как раз соответствует общему развитию современной промышленности.

Это стремление упростить производство в военное время требует введения насколько возможно полной стандартизации, имеющей целью максимальное сокращение числа различных образцов материальной части и вместе с тем упрощение и сокращение числа составных частей каждой системы. Подобная мера не только увеличит производительность отечественной промышленности, но вместе с тем значительно облегчит ремонт материальной части в армейских парках; наконец, она в значительной пропорции уменьшит стоимость изготовления. Конструкторская часть должна [261] поддерживать тесную связь с руководителями промышленности, чтобы быть в курсе всех новейших тенденций и успехов, достигнутых в области промышленной стандартизации.

Стандартизация, в свою очередь, неразрывно связана с принципом взаимозаменяемости. Артиллерийские заводы, много потрудившиеся над завершением технических методов изготовления взаимозаменяемых частей, убедились в том, что эти методы значительно ускоряют производство. Следовательно, их нужно сохранить на государственных заводах и распространить в частной промышленности.

Прежде чем закончить рассмотрение этого вопроса, необходимо остановиться на одном, неоднократно предлагаемом решении. Почему, спрашивается, государство упорно стремится само изготовлять военное имущество? Почему оно не поручает крупной частной промышленности разработку и изготовление артиллерийской материальной части по своим указаниям, освободив, таким образом, армию от технических забот, столь трудно совместимых с изучением военных вопросов в тесном смысле этого слова? Кроме того, каждый знает, что государство столь же посредственный промышленник, как и плохой коммерсант, и все, что оно изготовляет само, обходится непомерно дорого.

Тем не менее, по многим причинам это решение не может быть принято. Не следует ли опасаться прежде всего, что промышленники, освобожденные от всякой конкуренции, забросят дорогостоящую опытную работу, результаты которой отдаленны и проблематичны? Не найдут ли они более выгодным, объединившись в картель, постоянно изготовлять одни и те же орудия, дабы избежать дорогих экспериментов и переоборудования заводов? Не будут ли они стремиться использовать малую осведомленность военных работников, порвавших связь с техникой, для того, чтобы навязать при выполнении правительственных заказов мало пригодные типы материальной части? Наконец, кто из них найдет необходимые денежные средства, чтобы поддерживать в мирное время непроизводительное и дорогостоящее оборудование, предназначенное исключительно для производства во время войны? Такие финансовые тяготы может выдержать одно лишь государство.

По всем этим соображениям, государство должно располагать собственными заводами и собственными конструкторами; оно должно содействовать прогрессу своей конкуренцией и иметь компетентных представителей, способных [262] вести переговоры с промышленниками, не уступая им в технических знаниях.

Из этого вовсе не следует, что государство должно отказаться от поддержки со стороны частной промышленности. Напротив, оно должно рассматривать последнюю как своего лучшего союзника. Время несогласованных и несвязанных между собой усилий миновало. Каждая страна, в которой индивидуализм порождает центробежные силы, неизбежно будет уступать Германии, где военные, ученые и промышленники работают в полном согласии. Тесно спаянная самоотверженная работа всех живых сил страны для общего дела национальной обороны оказала нам во время великой войны настолько ценные услуги, что и теперь, в мирное время, мы не должны ею пренебрегать. Подготовка к войне, так же как и сама борьба, требует благожелательного сотрудничества работников всех отраслей знания. Но, в сущности, мы ломимся в открытую дверь; в настоящее время эта необходимость признана повсеместно.

II. Персонал конструкторской и производственной части. — Офицеры-техники или военные инженеры

Для успешного выполнения технических работ и для руководства производством государство должно располагать компетентным персоналом, знания которого гарантировали бы правильность технической и практической сторон дела. Морское министерство разрешило этот вопрос, создав несколько лет назад корпус инженеров морской артиллерии.

Военное же министерство до сих пор подобным корпусом специалистов не располагает. Технические должности замещаются офицерами, как правило, по их желанию, с отбором наиболее соответствующих; однако, за недостатком желающих, приходится прибегать к системе назначений, и нередко назначенные лица оказываются мало пригодными для этой службы. Эти офицеры, временно откомандированные из своей части, должны возвращаться в нее не менее чем на два года перед каждым следующим производством.

Сухопутной армии также предлагали ввести принятую во флоте систему и создать корпус военных инженеров. В пользу создания такого корпуса приводились следующие главные доводы.

Утверждают, что опыт прошлых лет дал ясные указания. Офицеров, назначаемых военным министерством на технические должности, можно разделить на две категории. [263]

К первой относятся те, которые избрали эту службу под влиянием склонности к механике и прикладным наукам, но рано или поздно они поддаются искушению использовать на другом поприще свой опыт, полученный на государственной службе и за счет государства: частная промышленность отыскивает их и привлекает высоким вознаграждением. Другие печально прозябают в младших чинах и, видя неудачу своей карьеры, в большинстве случаев уходят в отставку. В настоящее время такое положение дел еще более обострилось, так как возрождение промышленности отвлекает знающих офицеров, и государству не удается более находить нужных ему техников.

Лишь учреждение корпуса военных инженеров может исправить создавшееся положение; государство должно привлечь и удержать на своей службе этих инженеров, обеспечив им такое же моральное и материальное положение, какое дает частная промышленность.

По вопросу об основных причинах, вызвавших затруднения в комплектовании офицерами-техниками, мы разделяем взгляд сторонников создания корпуса военных инженеров. Несомненно, что при существующей обстановке государство бессильно удержать на своей службе офицеров-техников, которых частная промышленность привлекает на свою сторону крупными вознаграждениями; несомненно также, что единственное средство, которым располагает государство в борьбе с этим явлением, заключается в назначения техникам таких же окладов, какие они могут получить в частной промышленности. Но отсюда вовсе не следует, что эти техники должны быть лишены офицерского звания и переименованы в инженеров. Мы полагаем, что является достаточным присвоить этим офицерам-техникам такой же оклад содержания, как и получаемый инженерами.

Во Франции распространен старый предрассудок: считают несомненным принципом, что офицеры служат ради чести и стоят выше мелочных денежных интересов. Этот предрассудок имел некоторое основание в ту эпоху, когда жизнь была легче и когда офицерский корпус комплектовался из представителей состоятельных классов; теперь, в эпоху дороговизны и крайней демократизации офицерского состава, он стал анахронизмом и нелепостью: вопрос о насущном хлебе столь же остро стоит перед военнослужащими, как и перед остальными гражданами. Государство не в праве игнорировать создавшееся положение; чтобы удержать на своей службе техников, в которых государство нуждается, [264] оно должно предоставить им ряд привилегий: привилегии карьеры, с одной стороны, и привилегии денежные — с другой.

Преимущество карьеры: достаточно учредить новые технические курсы (или просто реорганизовать уже существующие), по окончании которых офицерам, успешно выдержавшим испытание, выдавались бы технические дипломы, соответствующие дипломам генерального штаба и дающие этим офицерам преимущества при производстве в высшие чины.

Денежные преимущества можно разделить на два вида. Во-первых, каждый дипломированный при дальнейшей службе имеет право на получение определенного добавочного вознаграждения. Затем, что особенно важно, каждый офицер-техник, работающий на государственном заводе и проявивший особую активность, знание или изобретательность при решении трудных вопросов, сделавший полезное изобретение, усовершенствовавший методы производства и т. п., должен получить денежную компенсацию, или в виде одновременного вознаграждения, или же в форме процентного отчисления с прибылей, или со сбережений, достигнутых по его инициативе.

Нам могут возразить, что подобная система тяжело ляжет на бюджет, но, во-первых, преимущества карьеры не вызывают расходов. Что же касается финансовых преимуществ — прибавок к содержанию, то необходимость их признана всеми, и они обойдутся государству в ту же сумму, независимо от того, будут ли они присвоены офицерам-техникам или военным инженерам. Кроме того, денежная компенсация является лучшим помещением денег, так как она дает стимул к повышению работоспособности техников и побуждает их неустанно изыскивать всевозможные усовершенствования, а также обеспечит государству пользование их изобретениями. В сущности, предлагаемая система ничем не отличается от методов вознаграждения инженеров частной промышленностью, которая не пользовалась бы этими методами, если бы они были для нее невыгодны. Кроме того, эта система уже применяется в морском флоте (дипломы, дающие денежные преимущества) и в воздушном флоте (залетные деньги), а также, как мы увидим ниже, и в Англии; повсюду она дала отличные результаты.

Однако мы повторяем еще раз, что нет никакой надобности при применении этой системы переименовывать офицеров-техников в инженеров и создавать из них особый замкнутый корпус. Более того, мы утверждаем, что создание [265] корпуса военных инженеров будет иметь самые тяжелые последствия. Преимущества вознаграждения и карьеры, несомненно, привлекут в него множество отборных кандидатов, что лишит лучших сил род войск, откуда они главным образом будут комплектоваться, т. е. артиллерию{142}. Вступив в такой замкнутый корпус, они будут навсегда потеряны для армии, а многие из них окажутся бесполезны и для корпуса инженеров, так как в том возрасте, когда они поступают в корпус, их технические дарования не могут проявиться, и нередко из кандидатов, блестяще сдавших теоретические экзамены, впоследствии выходят весьма посредственные инженеры.

В предлагаемой нами системе техники будут продолжать состоять в артиллерийских частях, куда они будут периодически возвращаться, чтобы поделиться своими техническими знаниями и навыками, а вместе с тем возобновить свои профессиональные познания и ознакомиться с требованиями войны. Затем, все офицеры, имеющие технический диплом, но не удовлетворяющие требованиям службы в артиллерии, будут откомандировываться в пехоту; тем самым они перестанут быть излишним балластом среди техников и смогут послужить на пользу армии своими знаниями, все же усвоенными в течение специальной подготовки. Короче говоря, будет обеспечен постоянный взаимный обмен мнениями между техниками и строевыми артиллеристами на общую пользу тем и другим.

В результате мы получаем уже существующую систему, но усовершенствованную, более гибкую и свободную от того прирожденного порока, который препятствовал ей развиваться и приносить пользу. Не следует забывать, что эта организация дала армии замечательные орудия системы Банжа и что именно ей мы обязаны нашей 75-мм пушкой, которую до сих пор не превзошло ни одно другое орудие. Сохраним же ее, исправив замеченные недостатки и улучшив теми способами, которые могут сделать ее жизнеспособной.

Добавим также, что было бы целесообразно одну часть офицеров-техников специализировать по конструкторской части, а другую — по производственной. Однако эта специализация не должна начинаться слишком рано: конструкторский персонал должен предварительно пройти стаж в производственной части, дабы ознакомиться с требованиями и возможностями производства; с другой стороны, производственный персонал должен ознакомиться с особенностями конструкторского дела, чтобы знать, какие требования [266] к нему можно предъявлять и на какие результаты можно рассчитывать.

Конструкторская часть должна находиться в Париже, как в умственном центре страны, где персонал ее будет соприкасаться с миром ученых, а также с инженерами крупных частных предприятий, которые в большинстве случаев имеют собственные конструкторские бюро. Кроме того, в этом случае она будет находиться под прямым и непосредственным влиянием министерства.

Производственный персонал направляется на государственные заводы, занятые выполнением заказов. Затем, целесообразно, следуя примеру частной промышленности, временно откомандировывать на заводы авторов проектов, дабы они следили за выполнением и вносили время от времени поправки в соответствии с обнаружившимися при осуществлении проекта недочетами.

Помимо того, ничто не мешает обращаться за поддержкой к частной промышленности, поручая ей разработку срочных или требующих специальных знаний проектов и их осуществление.

Дальше