Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава VI.

Использование мобильных сил

Планирование и руководство гражданской обороной не смогут быть эффективными без соответствующих исполнительных органов. Само собой разумеется, не следует создавать специальных органов для выполнения каждого отдельного мероприятия. Задача руководства будет заключаться лишь в том, чтобы из числа предусмотренных планами органов использовать в каждом случае наиболее подходящие для выполнения тех или иных конкретных задач. Следовательно, необходимо предусмотреть создание таких органов, которые по своему характеру могли бы использоваться для выполнения различных задач и в случае войны нуждались бы лишь в соответствующем расширении.

При характеристике целей использования мобильных сил в том виде, как они неоднократно излагались в данной книге, речь идет о задачах по поддержанию внутреннего порядка и безопасности в самом широком смысле. Гражданская оборона одновременно является защитой от всего, что угрожает целостности государства, функционированию экономики и существованию народа. В мирное время борьба с такого рода опасностями ведется полицией, которая даже в этих условиях часто бывает вынуждена прибегать к помощи других специальных органов, например служб санитарного и строительного надзора и т. д. Во время же войны полиции, «роме чисто полицейских функций, придется решать ряд задач совершенно иного, например технического и попечительного характера.

Полицейские задачи

К числу полицейских задач относятся в первую очередь мероприятия по борьбе с попытками создания различного [118] рода помех, ведения подрывной деятельности и организации саботажа. В условиях приграничного положения нашей страны и ее деления на две части с диаметрально противоположными политическими системами борьба с подобной подрывной деятельностью потребует особого внимания и усилий. Важное значение может приобрести сотрудничество в полицейских мероприятиях технических органов. В рамках защиты гражданского населения в широких размерах потребуется участие полиции в мероприятиях по предупреждению паники, руководству потоками беженцев и по оказанию помощи при эвакуации. В ходе реализации этих мероприятий полиции придется заниматься охраной людей и имущества, контролем и регулированием движения. И здесь опять-таки ценную помощь может оказать техника, поскольку полиция для успешного выполнения своих задач должна быть полностью моторизована и хорошо вооружена. Кроме того, ее надлежит оснастить современными средствами связи, громкоговорителями и вертолетами, необходимыми для выполнения функций по управлению.

Для выполнения перечисленных задач лучше всего подходит федеральная погранохрана. Однако численность ее личного состава должна быть на случай войны увеличена на базе существующих батальонов примерно в два-три раза. Пополнение можно осуществить за счет призыва определенных контингентов из запаса. Задачи, которые погранохрана будет выполнять, если начнется война, следует отнести к разряду оперативных, а не административных. Из этого необходимо исходить как при создании руководящих органов, так и при подготовке соответствующих команд и подразделений. Само собой разумеется также, что выполнение задач, о которых идет речь, во всех случаях будет требовать быстрого принятия решений и жесткой дисциплины. Подразделения федеральной погранохраны, в соответствии со своим назначением выдвинутые к самой зональной границе, будут действовать в приграничной полосе. На остальной же территории Федеративной республики соответствующие функции придется выполнять мобильной полиции земель. Поскольку война по своей природе аналогична стихийному бедствию, с ее началом вступит в действие статья 91 конституции, в соответствии с которой в подобных случаях земельная полиция переходит в подчинение федерального правительства. [119]

Таким образом, земельная полиция, выполняя задачи в пределах соответствующей земли, в решающие моменты будет действовать и по указаниям федерального правительства. Ее пополнение личным составом, вооружение и оснащение должны в принципе проводиться аналогично пополнению и оснащению федеральной погранохраны.

Остается открытым организационный вопрос: будет ли орган руководства всей полицией, созданный с началом войны, целиком подчинен начальнику гражданской обороны или же только в оперативном отношении.

Технические и специализированные технические формирования

Как видно из вышеизложенного, технические задачи, стоящие перед гражданской обороной, весьма разнообразны, и для их выполнения, естественно, должны создаваться специальные отряды. Необходимо формировать как подразделения с квалифицированным личным составом, способным выполнять максимальное количество различных задач, так и специализированные подразделения для выполнения узких задач, доступных только специалистам, обладающим соответствующей подготовкой.

Подразделениями широкого технического профиля являются батальоны «В»{7} федеральной погранохраны — собственно технические подразделения этого ведомства. Соответствующий подбор личного состава и оснащение этих батальонов делают их в настоящее время почти единственными в своем роде универсальными техническими подразделениями. Было бы неправильно использовать их в качестве вспомогательных подразделений для выполнения чисто полицейских задач, так как по своим возможностям эти батальоны примерно соответствуют техническим батальонам периода второй мировой войны, которые благодаря своей способности решать разнообразные задачи являлись основным средством осуществления различных технических мероприятий в тылу. Численность личного состава технических батальонов в случае войны следовало бы увеличить в таких же размерах, в каких это предусмотрено для обычных батальонов федеральной погранохраны. Ценность подобных технических полицейских [120] формирований определяется, во-первых, стройностью их организации, что позволяет использовать эти подразделения с максимальной эффективностью, а во-вторых, разносторонностью технической подготовки. Благодаря этому они могут быть использованы как для усиления полицейских отрядов при проведении упоминавшихся выше мероприятий, так и для оказания помощи транспорту и органам снабжения при возникновении критического положения. Опыт второй мировой войны достаточно убедительно показал, насколько эффективным может быть применение организованной технической вспомогательной силы именно в этих областях. Само собой разумеется, подобные подразделения с еще большим успехом могут быть использованы на наиболее ответственных участках при борьбе с катастрофами. Они обеспечивают руководству гражданской обороны возможность оказывать эффективную помощь выделенным для аналогичных целей местным силам МПВО в наиболее пострадавших районах. Возможность такого использования должна быть учтена при оснащении технических батальонов, что должно найти свое выражение, в частности, в обеспечении их пожарным и спасательным имуществом. Комплектование технических батальонов должно производиться, как это уже практиковалось во время второй мировой войны, преимущественно за счет молодежи из состава службы технической помощи, если только эта служба сможет выделить такие силы без ущерба для выполнения своих основных задач.

Специфическими техническими задачами, требующими использования специализированных подразделений, в рамках гражданской обороны являются ремонт или полное обновление пострадавших линий связи и быстрое сооружение мостов на железнодорожных и автомобильных магистралях. Для выполнения этих специальных задач, требующих высококачественного оборудования и квалифицированного персонала, имеются отлично подготовленные подразделения в рабочих формированиях{8} при бывших оккупационных войсках. Необходимо добиться, [121] чтобы в случае войны упомянутые подразделения были переданы в распоряжение органов гражданской обороны, так как для мобильных войск они, пожалуй, слишком громоздки. При отсутствии подобной возможности эти подразделения должны по крайней мере выделить некоторое количество специалистов, которые составили бы костяк соответствующих вновь формируемых подразделений. Во всяком случае, следует позаботиться о том, чтобы ценные кадры специалистов, показавшие в свое время прекрасные образцы работы, не были распылены. Кроме мостовых подразделений, следует создать подразделения машин-амфибий, которые незаменимы при оказании помощи пострадавшим во время наводнений. Подобные подразделения имеются, например, в составе прекрасно оснащенных рабочих формирований при американских войсках.

Органам гражданской обороны придется решать также серьезные транспортные задачи, для чего понадобятся соответствующие транспортные подразделения. Такие транспортные подразделения тоже имеются в составе рабочих формирований при войсках союзников, находящихся на территории Германии. Следовательно, в данном случае также возможно решение, аналогичное изложенному выше. Если же упомянутые формирования и в дальнейшем будут использоваться непосредственно в интересах союзников, то подготовку аналогичных подразделений на случай войны можно было бы организовать при помощи союзов автомобильного спорта и автотранспортных обществ. Поскольку учет всего гражданского автопарка и соответствующих запасов горючего будет входить в компетенцию органов гражданской обороны, подготовка к созданию вышеупомянутых формирований не должна представить особой трудности. При том весьма значительном количестве автомашин, какое имеется в Федеративной республике, можно рассчитывать, что вполне удастся без ущерба для местного сообщения сформировать некоторое количество мощных автомобильных колонн для межрайонного использования.

Строительные отряды

В соответствии с задачами по руководству строительными мероприятиями, о котором говорилось выше, органам [122] гражданской обороны придется осуществлять разнообразное строительство. Необходимые для выполнения этих задач силы и средства можно разделить на три группы. К первой группе относятся силы и средства, которые в течение всего времени будут использоваться для удовлетворения местных нужд. Вторая группа предназначается для выполнения строительных работ в различных районах в зависимости от необходимости, с помощью же третьей предполагается обеспечивать аварийные работы по расчистке и скоростное строительство. Для привлечения строительных фирм к выполнению последних двух задач с ними должны быть заключены соответствующие контракты, по которым фирмы обязывались бы в любой момент выделять персонал и имущество, необходимые для выполнения указанных специальных задач. Создаваемые на этой базе специальные отряды для ведения аварийных работ по расчистке и скоростного строительства целесообразнее всего использовать не целиком, а в виде мобильных строительных бригад. Они должны находиться в постоянной готовности к действию, так как их помощь может понадобиться сразу же после начала катастрофы. Необходимой предпосылкой успешной работы этих отрядов явится сосредоточение руководства ими в одних руках.

Оказание помощи

К числу задач, выполняемых мобильными отрядами гражданской обороны, относится также оказание бедствующему населению различной помощи попечительного характера. Для этой цели в первую очередь будут использоваться санитарные поезда, поезда-кухни, а также удобные для переброски вспомогательные госпитали и питательные пункты, которые сослужат хорошую службу и окажут действенную помощь местным органам в случае наступления бедственного положения. В своей деятельности они будут опираться на центральные продовольственные склады, склады вещевого и другого имущества, выделенные в качестве федерального резерва специально для этих целей. Кроме того, следует предусмотреть создание складов оборудования для оказания технической помощи, а также накопление резерва оборудования для замены вышедшего из строя или пополнения недостающего. [123]

Подразделения и учреждения мобильного резерва должны располагаться по всей территории Федеративной республики. Они будут находиться в распоряжении местных властей и органов земель для выполнения мероприятий по гражданской обороне, но при необходимости массированного использования в любой момент могут быть изъяты из их ведения. Начальник гражданской обороны по заявке одного из земельных правительств, которое окажется не в состоянии обеспечить собственными силами проведение необходимых мероприятий, сможет направить туда необходимые подразделения МПВО из соседней земли и временно переподчинить их соответствующему земельному правительству. В случае необходимости концентрированного применения всех сил начальник гражданской обороны сможет по своему усмотрению переподчинять их соответствующему уполномоченному округа или же лично использовать для поддержки местных органов и подразделений гражданской обороны. Точно так же руководство мероприятиями экономического характера либо остается в руках начальника гражданской обороны, либо возлагается им на уполномоченного одного из округов.

Взаимодействие

Рассредоточенное использование различных подразделений мобильного резерва отнюдь не означает, что они будут действовать изолированно друг от друга. Как правило, их всегда придется использовать комбинированно. Что это действительно так, видно хотя бы из требований, которые предъявляются к мобильным подразделениям гражданской обороны при выполнении задач крупного масштаба. Для обеспечения передвижения крупных масс беженцев, например, потребуется значительное количество полиции (в том числе и технические полицейские подразделения), транспортные отряды, продовольственные пункты, а в ряде случаев — также мостовые команды, подразделения плавучих средств, отряды связи и вертолеты. В районах сосредоточения может оказаться необходимым проведение таких вспомогательных защитных мероприятий, как подготовка помещений для временного размещения, оборудование пунктов водоснабжения, организация снабжения электроэнергией и создание [124] временных госпиталей. Или другой пример. Последствия крупных разрушений, причиненных тому или иному городу в результате атомного удара, как правило, будут ликвидироваться местными и районными подразделениями МПВО. Для их усиления придется привлекать полицию, технические полицейские подразделения, аварийные отряды по расчистке и скоростному строительству, а в необходимых случаях также транспортные отряды для эвакуации населения из районов, подвергшихся радиоактивному заражению, или для подвоза воды и продуктов питания. Понадобятся также временные госпитали и питательные пункты. Наконец, еще один пример. Крупные перебои в работе транспорта потребуют использования транспортных отрядов в местах задержек, технических полицейских формирований для восстановления разрушенных или создания вместо них новых временных сооружений, отрядов связи, а также аварийных отрядов по расчистке и скоростному строительству.

Это лишь некоторые произвольно взятые примеры. Но и их достаточно, чтобы убедиться, что искусство руководства мобильными силами заключается в быстрой оценке обстановки и правильном выборе, расстановке и сочетании используемых сил. [125]

Дальше