Заключение
Высказанное нами в настоящей книге предложение о том, чтобы проведением планомерных подготовительных мероприятий в области гражданской обороны обеспечить всестороннюю готовность страны к обороне, не претендует на принятие его в качестве единственно возможного решения данной проблемы, имеющей жизненно важное значение для государства и народа. Против этого предложения, несомненно, смогут быть выдвинуты различные возражения. Однако одно из них, будто под видом мероприятий по гражданской обороне будет проводиться подготовка к войне, необходимо сразу же отвергнуть. Самая совершенная гражданская оборона никогда не таит в себе опасности для другого народа. До тех пор пока не последует нападение извне, приготовления в области гражданской обороны носят лишь профилактический характер.
Неслучайно на европейском континенте дальше всех в обеспечении всесторонней готовности к обороне ушли Швеция и Швейцария, считающиеся классическими нейтральными государствами. В обеих странах проблема обороны является не только военной, но и общенародной. Как в Швеции, так и в Швейцарии оборона страны обеспечивается двумя группами мероприятий: по созданию материальных запасов и прочих экономических предпосылок и по организации всесторонней и эффективной защиты гражданского населения. Обе группы мероприятий гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга. В других государствах дело обеспечения всеобщей обороны страны еще не достигло подобного прогресса. Здесь в большинстве случаев по традиции считают военную оборону (осуществляемую с помощью вооруженных сил) и ее усиление главной задачей всех оборонительных мероприятий. Рядом с военной обороной своими собственными [126] путями развивается МПВО, ограничивающаяся пассивными мероприятиями по обеспечению защиты и по оказанию помощи населению и хозяйству страны. В США гражданская оборона, по крайней мере формально, приравнена к трем видам вооруженных сил тем, что в ее системе создан специальный планирующий орган, который подчиняется непосредственно президенту. Однако вопросами общей мобилизации всех сил страны опять-таки занимается особое ведомство. В ряде европейских государств для выполнения этой центральной задачи существуют специальные комитеты или другие объединенные органы, состоящие из представителей всех заинтересованных министерств. Однако в подчинении этих органов нет единого исполнительного аппарата. Отсюда можно заключить, что подготовка и осуществление мероприятий по гражданской обороне, если таковые вообще имеют место, отданы на откуп различным министерствам.
Соображения, изложенные в предыдущих главах настоящей работы, представляют собой попытку решить проблему тотальной обороны, необходимость которой предопределяется угрозой тотального наступления, и поставить гражданскую оборону в один ряд с военной. Для этого необходимо не только провести пассивные защитные мероприятия, но и правильно оценить все потенциальные силы и средства гражданского сектора с точки зрения их значения для тотальной обороны и подчинения интересам последней. Однако осуществить через министерства подобное использование всех сил и средств народа по единому плану практически вряд ли удастся из-за неизбежных бюрократических проволочек. Опыт второй мировой войны показал, что подобный путь слишком труден и ведет к различным трениям и дублированию мероприятий. В условиях будущего конфликта возможностей для урегулирования межминистерских трений будет еще меньше, и в то же время понадобится почти молниеносно создать эффективную всеобъемлющую гражданскую оборону, составные элементы которой гармонично сочетались бы и дополняли друг друга. Необходимой предпосылкой для этого явится наличие центрального органа, который специально занимался бы разработкой мероприятий по всем аспектам гражданской обороны. [127]
Такого рода центральный орган, предлагаемый в нашей книге в виде ведомства гражданской обороны, возглавляемого начальником гражданской обороны, в мирное время занимался бы лишь вопросами планирования и, опираясь на поддержку всех заинтересованных министерств и влиятельных организаций, через их сотрудников постоянно ориентировал бы упомянутые министерства и организации на достижение общей цели, а также по согласованию с ними вел бы определенную подготовку к осуществлению совместных планов.
Лишь с началом войны этот планирующий орган мирного времени, в который будут окончательно включены сотрудники министерств и других организаций, до сих пор лишь ро совместительству занимавшиеся вопросами гражданской обороны, можно превратить в компактную руководящую инстанцию. Потребность в таком органе очевидна, так как в условиях будущего конфликта громоздкий аппарат любого министерства мирного времени наверняка не сможет обеспечить гибкого руководства. В компетенцию органа, о котором идет речь, войдет реализация всех мероприятий по линии гражданской обороны, разрабатывавшихся в мирное время различными руководящими инстанциями независимо друг от друга.
Подобное решение проблемы совершенно ново. Оно радикальнее мер, подготовляемых в других государствах. Но ведь ни для одной другой страны гражданская оборона не является столь настоятельно необходимой с точки зрения обеспечения дальнейшего существования, как для нашей. Федеративная республика сможет отстоять свое существование, лишь располагая самой лучшей гражданской обороной.
Может возникнуть вопрос, не следует ли считать, что в свете вышеизложенного защитные мероприятия по линии МПВО, планируемые в Федеративной республике, являются недостаточными. Сопоставив их с задачами, выдвигаемыми в настоящей книге, легко убедиться, что упомянутые мероприятия представляют собой необходимую первую ступень в создании всеобъемлющей гражданской обороны. В этом смысле значение их несомненно. Рассматриваемые с такой точки зрения, они не будут выглядеть изолированным начинанием, не имеющим никакой взаимосвязи с другими оборонительными мероприятиями федерального правительства, а, напротив, [128] явятся частью общей задачи обороны страны, в выполнении которой должен будет участвовать каждый гражданин и которая будет решаться различными органами при четком разграничении их ответственности. В частности, федеральное правительство сможет, не вникая в детали, давать лишь директивные указания и осуществлять общее руководство. Проводить же мероприятия в жизнь будут общины через свои органы самоуправления, а районные и окружные власти и правительства земель будут оказывать им поддержку, дополнять их и осуществлять контроль.
Наличие такого четкого разграничения ответственности, при котором федеральное правительство будет выполнять лишь общие задачи по планированию и руководству, позволит найти правильное решение и такого весьма сложного вопроса, как финансирование мероприятий. Каждое звено в системе гражданской обороны будет нести издержки и по финансированию всех мероприятий, входящих в круг его ответственности. Этот принцип должен быть одинаково применим как к отдельным гражданам, хозяйствам и предприятиям, так и ко всем государственно-административным органам от общинного самоуправления до федерального правительства. Это, конечно, не исключает оказания земельным или федеральным правительством помощи отдельным звеньям гражданской обороны, обеспечение которых ввиду их особой уязвимости или важности связано со слишком большими затратами. В принципе же гражданская оборона была и остается самообороной во всех ее звеньях. Отдельный гражданин защищает собственную жизнь и жизнь своих близких, община жизнь своих граждан, земля жизнь своего населения и, наконец, страна жизнедеятельность всего государства.
В связи с этим возникает еще один вопрос, пожалуй более трудный, чем вопрос финансовый. Это вопрос о моральной готовности населения к обороне. Как уже неоднократно подчеркивалось, гражданская оборона может быть эффективной только при условии, если она основывается на самодисциплине и ответственности за свои действия всех граждан и учреждений. Поэтому задача заключается в том, чтобы добиться осознания этой ответственности широкими кругами населения, а также всеми государственно-административными органами и органами [129] управления экономикой. Подобная ответственность вытекает из демократического принципа, по которому всякое право включает в себя также и обязанность. Так, право на свободу одновременно обязывает заботиться об общественном благе, право участия в управлении государством обязывает каждого гражданина доступным способом защищать это государство.
Совершенно очевидно, что до тех пор, пока понимание этой ответственности не станет всеобщим, подготовка гражданской обороны будет вестись не в полную силу. Но если его удастся достигнуть, то изложенный на страницах настоящей работы проект сможет претендовать на то, что его реализация позволит мобилизовать все слои населения и все звенья государства и экономики на выполнение своих задач и функций в случае войны и тем самым поможет подготовить плановую систему чрезвычайных мероприятий в интересах сохранения государственного и хозяйственного организма и обеспечить готовность народа к тотальной обороне во имя сохранения жизни и свободы.