Введение
В годы Великой Отечественной войны, особенно во второй и третий ее периоды, советским войскам часто приходилось форсировать крупные водные преграды (реки, каналы, озера, проливы), противоположный берег которых оборонялся противником. Являясь важной составной частью наступления, форсирование осуществлялось, как правило, с ходу в короткие сроки.
Началом форсирования реки считался момент отвала от своего берега подразделений и частей первого эшелона. Завершалось оно захватом рубежа обороны противника, удаленного от водной преграды на расстояние, которое исключало обстрел мостовых переправ огнем его полевой артиллерии. С этого момента резервы и последующие эшелоны войск уже не форсировали реку, а переправлялись через нее.
Речные преграды, являясь естественными оборонительными рубежами, замедляли темп наступления и сковывали свободу маневра, ограничивали возможность массового применения различных средств борьбы в начальный период форсирования, заставляя наступающего вводить в бой свои силы по частям. Следовательно, чтобы обеспечить скорейшее развертывание главных сил на противоположном берегу, форсирование надлежало вести безостановочно в максимально короткие сроки. Ведь всякое промедление было на руку противнику: он мог подтянуть резервы раньше, чем переправятся главные силы наступающих.
Значение каждой реки как препятствия определяется ее свойствами: шириной, глубиной, скоростью течения, характером и состоянием бродов, дна и долины реки, наличием гидротехнических сооружений, а также временем года, состоянием погоды и характером обороны противника. Все эти данные всесторонне и тщательно учитывались при организации и обеспечении форсирования.
Советская Армия вступила в Великую Отечественную войну, имея теорию форсирования водных преград, отраженную [6] в уставах довоенного времени. В них был обобщен опыт форсирования рек, приобретенный в годы гражданской, а также первой мировой войн, учтены важнейшие положения русского военно-теоретического наследия. В период между гражданской и Великой Отечественной войнами эта теория постоянно совершенствовалась в соответствии с общим развитием советского военного искусства.
По довоенным полевым уставам Красной Армии основным способом преодоления рек в ходе наступления считалось форсирование с планомерной подготовкой, Однако не исключалось и форсирование рек с ходу. В наступательных операциях по разгрому армий Колчака, Деникина, белополяков, Врангеля Красная Армия успешно осуществляла форсирование таких рек, как Березина, Неман, Западная Двина, Белая, именно с ходу, применяя для переправ главным образом местные и подручные средства. Учитывая этот опыт, Полевой устав РККА 1929 г. предусматривал возможность переправы авангардов на плечах охранения противника, сбитого с берега. Авангарды рекомендовалось усиливать переправочными средствами и средствами подавления (артиллерией), достаточными для поддержки их действий на противоположном берегу до подхода главных сил.
По мере развития теории боя и операции совершенствуются и вопросы форсирования рек. Конкретизируются условия успеха форсирования и порядок его организации, даются основные рекомендации по применению новой военной техники (танков-амфибий), поступавшей на вооружение Красной Армии. Во Временном полевом уставе РККА 1936 г. (ПУ-36) рассматривалась и возможность форсирования рек с ходу, особенно в ходе преследования, при отсутствии бдительности у противника, поспешном занятии им обороны.
В Великую Отечественную войну советские войска вступили, имея в основном сложившиеся взгляды на форсирование водных преград и отвечавшие требованиям того времени. Они нашли отражение в проектах Полевого устава РККА (ПУ-39) и Полевого устава Красной Армии (ПУ-41). Основным способом преодоления рек в ходе наступления по-прежнему считалось форсирование с планомерной подготовкой. В проекте Полевого устава 1939 г. подчеркивалось: «Если противник заблаговременно занял берег реки, предстоит наступление с преодолением водного рубежа, требующее тщательной организации, сосредоточения необходимых переправочных средств и усиленной подготовки переправы огнем артиллерии и авиацией».
Что касается форсирования реки с ходу, то при наличии [7] возможностей рекомендовалось еще до подхода к ней подвергать противника ударам авиации, захватывать мосты, которые он по успел разрушить; стрелковым подразделениям на табельных и подручных переправочных средствах быстро преодолевать реку в различных пунктах на широком фронте; артиллерийским огнем окаймлять места переправы и совместно с авиацией подавлять вражескую артиллерию; батальонной и полковой артиллерией расстреливать в упор с берега огневые средства противника. Устав требовал от командиров всегда стремиться к быстрому и внезапному захвату речного рубежа.
В проекте Полевого устава Красной Армии (ПУ-41) указывалось, что при подходе к водному рубежу необходимо стремиться к тому, чтобы передовые отряды, авангарды и воздушные десанты быстро и внезапно захватывали переправы. Указания о действиях передовых отрядов, специально выделенных для этой цели, как и о возможности применения воздушных десантов, явились в то время новым вкладом в теорию форсирования рек с ходу, отражавшим изменения в техническом оснащении войск.
Наиболее выгодными для форсирования считались участки реки, вогнутые в сторону наступающего; районы, обеспечивающие маскировку переправляющихся частей; возвышенный берег с хорошим просмотром глубины расположения противника и скрытыми подступами к переправам, а также участки реки с твердым грунтом, имеющие броды, острова и удобные места для наводки мостов.
Боевые действия в годы Великой Отечественной войны подтвердили правильность многих теоретических положений по форсированию рек. Вместе с тем часть из них была пересмотрена, выработаны новые положения, продиктованные опытом войны.
В первом периоде Великой Отечественной войны (до 19 ноября 1942 г.) практика форсирования рек силами общевойсковых армий была ограниченной. Лишь во втором и третьем периодах войны, когда Советская Армия перешла к решительным наступательным действиям, а противник стал использовать реки в качестве выгодных оборонительных рубежей, возникла острая необходимость в изыскании и применении новых приемов и способов форсирования водных преград. И надо сказать, что советские войска научились в ограниченное время форсировать крупные реки при сохранении высоких темпов наступления.
В ходе боев и операций войска приобретали всесторонний опыт форсирования рек как с ходу, так и с планомерной [8] подготовкой. Форсирование с ходу обычно предпринималось в тех случаях, когда противник не успевал занять главными силами подготовленную ранее оборону за рекой. Форсирование с планомерной подготовкой имело место в условиях непосредственного соприкосновения с противником на водном рубеже или тогда, когда преодолеть его с ходу не удавалось. Нередко в течение одной фронтовой наступательной операции армии форсировали реки различными способами.
В годы войны в числе других оперативных объединений Советской Армии большой опыт форсирования рек накопила 65-я армия. С октября 1942 г. и до окончания войны она участвовала в боевых действиях в составе Донского, Центрального, Белорусского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. Ее воины отличились в Сталинградской и Курской битвах, в битве за Днепр, при освобождении Белоруссии, в Восточно-Прусской и Берлинской операциях. Они с боями освобождали города Севск, Речица, Мозырь, Бобруйск и Минск, штурмовала Гданьск и Штеттин (Щецин). Боевые заслуги армии около 30 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Ее боевой путь пролег от Волги до Балтийского моря через 80 различных водных преград, в том числе таких крупных рек, как Дон, Десна, Сож, Днепр, Западный Буг, Нарев, Висла, Одер.
Форсирование каждой из водных преград имело свои характерные черты, определявшиеся не только особенностями реки и прилегающей к ней местности, но и различными условиями боевой обстановки. Все это многообразие факторов и определяет ценность боевого опыта по форсированию водных преград летом и зимой, в половодье и в ледоход, на различных этапах наступательных операций и при разном инженерном обеспечении.
В большинстве случаев войска 65-й армии форсировали реки с ходу, что позволяет рассматривать данный способ преодоления водных преград в ходе наступательных операций как обычный, наиболее приемлемый. Поэтому многие принципиальные положения из боевого опыта прошлого не утратили своего значения и поныне. [9]