Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава первая.

В начале пути

На Дону

Замысел наступательной операции Сталинградской битвы (19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.) состоял в том, чтобы ударами с плацдармов на Дону в районах Серафимовича и Клетской и из района Сарпинских озер южнее Сталинграда разгромить группировку немецко-фашистских войск, окружить и уничтожить главные силы противника, действовавшие непосредственно под Сталинградом. В контрнаступлении участвовали войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов.

Войска Донского фронта (командующий генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский), в состав которого входила и 65-я армия, наносили два удара по сходящимся направлениям с целью окружения и уничтожения группировки противника, оборонявшейся в малой излучине Дона. Перед войсками 65-й армии (командующий генерал-лейтенант П. И. Батов, член военного совета бригадный комиссар Ф. П. Лучко, начальник штаба полковник И. С. Глебов) ставилась задача, тесно взаимодействуя с 21-й армией Юго-Западного фронта и прикрывая ее левый фланг, прорвать оборону противника в районе Клетской, на четвертый-пятый день наступления форсировать Дон и овладеть рубежом Песковатка, Вертячий (рис. 1).

65-я армия была сформирована в октябре 1942 г. на базе 4-й танковой армии, которая имела в своем составе девять стрелковых дивизий. Фактически эту танковую армию переименовали в 65-ю общевойсковую. Армия была усилена 2 танковыми бригадами, 5 артиллерийскими полками, 5 гв. минометными полками реактивной артиллерии, 3 зенитными артиллерийскими полками и другими частями. В армии насчитывалось более 66 тыс. человек, 1867 орудий и минометов и 43 танка{1}. [11]

В полосе наступления армии группировка противника насчитывала около 40 тыс. солдат и офицеров, 680 орудий и минометов и свыше 100 танков. Эти силы позволяли ему создать необходимую плотность войск на всех участках. Оборонительный рубеж немецко-фашистских войск проходил по левому берегу Дона. Особенно сильно был укреплен участок Качалинская, Песковатка.

Равнинно-степная местность с многочисленными оврагами и небольшими лесными массивами позволяла наступающим использовать все рода войск и виды боевой техники. Серьезным препятствием являлся лишь Дон, малая излучина которого находилась в полосе наступления армии на удалении 45–50 км от переднего края.

Планирование и организация форсирования Дона осуществлялись в ходе общей подготовки к наступлению тщательно и скрытно. Получив оперативную задачу, командующий армией ознакомил с ней только членов военного совета и начальника штаба. Была запрещена разработка текстуальных боевых документов по планированию наступления. Все вопросы, в том числе по форсированию, решались путем личного контакта должностных лиц. Соблюдалось абсолютное радиомолчание.

Принимая решение на операцию, командарм понимал, что выполнение поставленной задачи зависит от того, насколько организованно и быстро удастся войскам преодолеть Дон и завершить окружение противостоящих немецко-фашистских войск. Затем главные силы армии нацеливались на стремительное наступление в оперативной глубине и овладение крупными узлами сопротивления Песковаткой и Вертячим, являвшимися основой обороны противника на левом берегу реки{2}.

Ударная группировка армии строилась в два эшелона. В первом — 27-я гв., 304, 321-я стрелковые дивизии и обе танковые бригады (91-я, 121-я), во втором — 252-я, 258-я стрелковые дивизии. Остальные соединения (23, 40, 4-я гв. и 24-я стрелковые дивизии) сковывали противника на занимаемых рубежах, а после прорыва его тактической зоны обороны также переходили в наступление в направлении Вертячий, Песковатка{3}.

В связи с тем что наступление армии начиналось с плацдарма в районе Клетской, она была усилена двумя понтонно-мостовыми и одним мостостроительным батальонами, которые имели один легкий и половину тяжелого понтонного парка (характеристики переправочных средств даны в приложениях 1 и 2). [12]

Все эти средства по плану в основном применялись для оборудования переправ через Дон с целью переброски ударной группировки на клетский плацдарм. В дальнейшем они снимались и следовали за наступающими войсками.

В ходе подготовки к операции на плацдарме в районе Клетской через Дон было построено 7 мостовых переправ грузоподъемностью от 10 до 60 т, оборудовано 4 штурмовых пешеходных мостика, 3 парома грузоподъемностью 9–16 т, 2 тяжелых парома. До 18 ноября по этим переправам были переброшены 4 стрелковые дивизии с частями усиления, 2 танковые бригады и артиллерия{4}. Командиры, штабы и войска получили практику в оборудовании и содержании переправ, переброске по ним сил и средств на плацдарм, что сыграло немаловажную роль при форсировании Дона в оперативной глубине.

Наступление ударной группировки 65-й армии началось 19 ноября. Ожесточенное сопротивление противника, его непрерывные контратаки вынудили командование 65-й армии ввести в сражение второй эшелон: сначала 252-ю (командир полковник, З. С. Шехтман), а затем и 258-ю дивизии (полковник И. Я. Фурсин). На следующий день наступления вражеская оборона была прорвана. Используя успех соединений ударной группировки, перешли в наступление 40-я гв. (генерал-майор А. И. Пастревич), 4-я гв. (генерал-майор Г. П. Лиленков) и 24-я (полковник Ф. А. Прохоров) стрелковые дивизии.

Войска армии, преодолевая сопротивление врага, к исходу 23 ноября вышли на рубеж Голубая, Ближняя Перекопка, овладели Сиротинской и Трехостровской. В ходе пятидневных боев (с 19 по 23 ноября) они нанесли противнику серьезный урон: были разгромлены части 1-й кавалерийской, 15-й и 13-й пехотных румынских дивизий, понесли ощутимые потери 376, 44, 384-я пехотные немецкие дивизии и части 14-й танковой дивизии. Было захвачено около 400 орудий и минометов разного калибра и много другой военной техники, боеприпасов, складов{5}.

С выходом соединений на рубеж Голубая, Ближняя Перекопка было прочно прикрыто левое крыло Юго-Западного фронта и создана угроза флангу и тылу всей группировки противника, располагавшейся в малой излучине Дона.

Командарм принял решение, стремительно преследуя отходившего противника, упредить его в выходе к реке, захватить имевшиеся там переправы и форсировать Дон с ходу на участке Лученский, Трехостровская шириной 15 км. До этого предстояло разгромить остатки трех немецко-фашистских [13] дивизий, чтобы лишить их возможности отойти за Дон и организовать там оборону.

С целью перехвата путей отступления противника и уничтожения его арьергардов (один-два усиленных пехотных батальона от каждой пехотной дивизии), захвата переправ на реке и плацдармов на левом ее берегу командиры соединений широко использовали подвижные (передовые) отряды, вели преследование врага по параллельным маршрутам{6}. Поскольку авангарды дивизий в составе стрелковых полков действовали в пешем порядке, от них высылались передовые отряды — усиленные стрелковые батальоны на автомашинах.

По приказу командарма танки НПП были выведены из боя и объединены в подвижную группу (полковник Г. И. Анисимов). В нее вошли 2 танковые бригады (20 танков с десантом на броне) и 4 стрелковых батальона на автомашинах. От группы был выделен передовой отряд — мотострелковый батальон с легким танком и истребительно-противотанковой батареей.

Основная масса артиллерии действовала в боевых порядках частей и подразделений первого эшелона, активно обеспечивая огневую поддержку авангардов, передовых отрядов и подвижной группы.

Последний рубеж, на котором противник пытался задержать наше наступление, находился в 3–4 км от правого берега реки и прикрывал переправы врага через Дон в районах Акимовского и Перепольного. На этом направлении наступал авангард 252-й дивизии, который к исходу 26 ноября вышел к предмостным укреплениям противника. В ночь на 27 ноября бойцы внезапно атаковали гитлеровцев и, сбив их подразделения, к рассвету овладели Перепольным.

Авангарду 304-й дивизии в тесном взаимодействии с передовыми отрядами 252-й дивизии и подвижной группой удалось овладеть Акимовским и выйти к Дону.

К сожалению, эти авангарды слабо вели разведку и не выявили истинного характера действий противника. Не была предпринята и попытка захватить мост в районе Акимовского. Это позволило противнику в ночь на 27 ноября отвести остатки своих войск за реку, а мост взорвать.

27 ноября авангарды и передовые отряды других соединений также вышли к Дону и начали его форсирование. Толщина льда на реке достигала 8–12 см, выдерживая солдат с легким вооружением. Преодолевая сопротивление противника, бойцы захватили небольшие плацдармы на левом [14] берегу в районах Акимовского и Перепольного. Создались условия для успешного преодоления реки главными силами армии.

Тем временем части первого эшелона успешно завершали ликвидацию врага на правом берегу реки. Решительно и умело действовали воины 304-й стрелковой дивизии (полковник С. П. Меркулов), овладевшие днем 27 ноября хутором Лученский. Отбив контратаку противника, они вышли на крутой берег Дона. В бою за хутор их поддерживали экипажи 91-й танковой бригады (к тому времени подвижная группа была расформирована, а 121-я танковая бригада из-за больших потерь выведена в резерв). В дальнейшем танки пришлось использовать как подвижные огневые точки для поддержки пехоты во время форсирования реки — сами они не могли ее преодолеть из-за отсутствия переправ в течение 2–3 суток.

Форсирование Дона главными силами соединений первого эшелона началось в ночь на 28 ноября. Несмотря на сильный артогонь противника, воины организованно преодолевали реку по льду, сосредоточиваясь на захваченных плацдармах по всему участку от Лученского до Трехостровской. К утру удалось не только расширить эти плацдармы, но и объединить их в единый армейский.

К Дону полковая и дивизионная артиллерия двигалась в основном в боевых порядках подразделений и частей первого эшелона. Остальная перемещалась перекатами вслед за наступавшими частями. По мере подхода к реке орудия сопровождения вели огонь прямой наводкой с высокого правого берега по вражеской обороне на противоположном берегу. Вслед за ними постепенно включалась в огневое обеспечение и армейская артиллерия, однако из-за нехватки средств тяги она подошла к реке с большим опозданием.

Обстановка требовала как можно быстрее переправить артиллерию на противоположный берег Дона. Однако незначительная толщина льда и большая ширина реки (до 300 м), а также множество полыней, образовавшихся от разрывов снарядов и мин, не позволили выдвинуть ее вперед одновременно со стрелковыми подразделениями. А табельные средства пока отсутствовали. Дело в том, что основная их часть была использована для устройства переправ в районе Клетской и снять их оттуда было крайне затруднительно — они вмерзли в лед.

Отрицательно сказалось и то, что задача на организацию переправ была поставлена с запозданием — лишь за сутки [15] до начала форсирования главными силами стрелковых дивизий. В метель, при крайне недостаточном транспорте инженерные части не смогли за столь короткое время подтянуть к реке даже имеющиеся в резерве табельные средства. Все это задержало переправу танков и тяжелой артиллерии через Дон на 2–3 дня.

Не ожидая подхода понтонеров, дивизионные саперы занялись восстановлением взорванных противником мостов и оборудованием переправ по льду, в первую очередь для артиллерии. Для усиления льда настилали на него доски, жерди, соломенные маты, обливали их водой, и крепкий мороз быстро все схватывал. Одновременно велись работы по восстановлению поврежденного моста грузоподъемностью 16 т в районе Лученского. Благодаря самоотверженной работе саперов к утру 28 ноября на плацдарм переправилась большая часть подразделений и полковой артиллерии 304-й дивизии.

Первыми в район Перепольного прибыли подразделения 9-го отдельного понтонно-мостового батальона с частью парка Н2П. Используя полыньи, они проделали во льду канал и собрали 12-тонный паром. Уже к полуночи 28 ноября началась переправа артиллерии. К 17 часам 29 ноября к реке прибыли три оставшихся полупонтона из парка Н2П. Из них (использовался также трофейный полупонтон) был собран паром под 30-тонные грузы, на котором к часу ночи 1 декабря началась переправа танков Т-34{7}.

Одновременно с оборудованием паромных переправ восстанавливался мост грузоподъемностью 60 т, взорванный противником в районе Перепольного. Воины 31-го отдельного мостостроительного батальона, прибывшие сюда 30 ноября, потрудились самоотверженно, и 4 декабря по мосту на левый берег реки устремились тыловые части и подразделения.

Всего за время форсирования Дона инженерными частями армии было построено 852 м мостовых и 4000 м ледовых переправ, 10 паромов, 15 переправ для пехоты{8}. Это позволило ускорить переброску войск и развить наступление на противоположном берегу. Рано утром 29 ноября был освобожден Вертячий.

Форсирование Дона как составная часть наступательной операции 65-й армии было осуществлено без существенного снижения темпов наступления. Это позволило войскам 65-й армии во взаимодействии с другими соединениями после захвата плацдарма на противоположном берегу быстро создать [16] сплошной внутренний фронт окружения противника под Сталинградом.

На Десне

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом Советская Армия зимой 1943 г. продолжала вести наступательные действия. В ходе их образовался так называемый Курский выступ.

Измотав и обескровив противника в ходе оборонительных сражений на Курской дуге, Советская Армия перешла в контрнаступление, которое переросло в общее наступление на огромном фронте от Великих Лук до Черного моря. Составной частью его являлась Черниговско-Припятская операция (26 августа — 30 сентября 1943 г.) войск Центрального фронта (командующий генерал армии К. К. Рокоссовский), в подчинение которого была передана 65-я армия.

Главный удар на новгород-северском направлении наносили 65-я и 2-я танковая армии во взаимодействии с частью сил 48-й и 60-й армий. В центре ударной группировки фронта находилась 65-я армия. Ей предстояло форсировать р. Сев, прорвать оборону противника и на второй день наступления обеспечить ввод в прорыв 2-й танковой армии (.командующий генерал-лейтенант танковых войск А. Г. Родин) и совместно с ней выйти на рубеж р. Десна. Их действия прикрывала с воздуха 16-я воздушная армия (командующий генерал-полковник авиации И. С. Руденко).

В полосе 65-й армии в первом эшелоне оборонялись две пехотные дивизии противника. В 20–30 км от линии фронта в резерве у него находились пехотная и танковая дивизии; по р. Сев оборонялись части 251-й пехотной дивизии.

К началу наступления в 65-й армии имелось три стрелковых корпуса (18, 27, 19-й), части родов войск и специальных войск армейского подчинения, в том числе пушечный, противотанковый и зенитный артиллерийский и минометный полки. Всего в армию входило 10 стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. В полосе ее была сосредоточена основная масса артиллерии фронта. В армии насчитывалось 107 660 человек, 2616 орудий и минометов (без учета 50-мм минометов), 392 установки реактивной и 148 орудий зенитной артиллерии, 98 танков{9}.

Хотя ширина Сева не превышала 50 м, а глубина — 1,5 м, река являлась серьезным препятствием для наступающих войск: имела широкую, сильно заболоченную и пересеченную [18] протоками и каналами пойму, западный ее берег был сильно укреплен противником.

Преодолевать водную преграду предстояло из положения непосредственного соприкосновения с противником. По решению командарма форсировать реку планировалось в полосе шириной 25 км (рис. 2). Главный удар севернее Севска наносил 18-й стрелковый корпус (генерал-майор И. И. Иванов), усиленный 45 танками, на участке шириной 9 км. Южнее форсировал реку 27-й стрелковый корпус (генерал-майор Ф. М. Черокманов) с 14 танками. Ближайшая задача корпусов — форсировать реку и прорвать две первые позиции главной полосы обороны противника, последующая — развивать наступление с плацдарма и овладеть всей главной полосой. Развитие наступления на левом берегу возлагалось на второй эшелон армии — 19-й стрелковый корпус (генерал-майор Д. И. Самарский) и резерв — 246-я стрелковая дивизия (полковник М. Г. Федосенко). Следует сказать, что определение главного удара севернее Севска, где сосредоточились основные силы врага, явилось результатом того, что разведке армии, к сожалению, не удалось точно вскрыть группировку противника и его намерения.

В армии имелось 9 инженерных и инженерно-саперных батальонов, а также 3 комплекта парка УВС А-3, 3 комплекта ТЗИ, парк Н2П, 33 лодки ДСЛ и 15 трофейных лодок. Однако доставить эти средства к реке до начала форсирования не удалось, поскольку они находились далеко в тылу. Поэтому большое внимание уделялось подручным переправочным средствам, заготовке деревянных конструкций сборных мостов. Этим занимались все инженерные части. Усиленно готовились материалы и для устройства гатей через заболоченную пойму.

В тылу на специально оборудованных водоемах личный состав обучался приемам переправы через водные преграды. Из каждой дивизии на день-два сюда выводилось на тренировки по полку. Здесь же саперы изготовляли переправочные средства из местных материалов. Воины-стрелки учились быстро подтаскивать подручные переправочные средства к урезу воды, а саперы — оборудовать десантные, паромные и строить мостовые переправы.

В первый же день наступления (26 августа) отличилась 69-я стрелковая дивизия (полковник И. А. Кузовков). Используя дымовую завесу, батальоны первого эшелона за 20–30 минут преодолели Сев и захватили плацдарм глубиной до 1 км. Достижению успеха способствовал точный и [19] эффективный огонь прямой наводкой орудий всей батальонной, полковой и части дивизионной артиллерии.

В соединениях 27-го корпуса в ночь на 27 августа без проведения артиллерийской подготовки начали действия небольшие группы автоматчиков. Они скрытно переправились через реку, внезапно атаковали противника, прорвали его оборону на противоположном берегу и захватили плацдарм. Этот успех позволил командованию фронта ввести в полосе 65-й армии в сражение 2-ю танковую армию. Для обеспечения ее ввода в течение 28 августа на реке Сев было построено 12 мостовых переправ (половина грузоподъемностью 60 т, остальные — 10–30 т). Для постройки мостов привлекались 6-я и 14-я инженерно-саперные бригады, 114-й инженерно-саперный и 321-й армейский инженерный батальоны{10}.

Воины-саперы показали высокое мастерство и массовый героизм. Вот один из примеров. Совместно с группой сослуживцев из 321-го инженерного батальона рядовой С. А. Самородов, несмотря на непрерывную бомбежку, в течение 9 часов находился в воде, выполняя тяжелую и срочную работу. Строительство этого моста было завершено раньше срока{11}. Самоотверженно потрудились саперы и на оборудовании подходов к переправам, уложив жердевые гати общей длиной свыше 1000 м.

По этим же переправам 28 августа были переброшены на плацдарм соединения 19-го корпуса (второй эшелон армии). Ввод его в сражение поддержала 16-я воздушная армия, которая нанесла два массированных удара по противнику, совершив 524 самолето-вылета. Однако развить здесь успех не удалось. Подтянув резервы, противник нанес контрудар и остановил продвижение армии. Ее войска к исходу 31 августа смогли продвинуться лишь на 20–25 км, овладев плацдармами севернее и южнее Севска.

Наступавшая слева на вспомогательном направлении 60-я армия (командующий генерал-лейтенант И. Д. Черняховский) добилась в те дни более существенного успеха. В полосу ее действий и был перенесен главный удар Центрального фронта. Под натиском советских войск противник начал повсеместно отходить за Десну. Воспользовавшись успехом соседа, 65-я армия возобновила наступление. Ее войска, преследуя противника, быстро продвигались к Десне. 5 сентября командующий фронтом поставил армии задачу захватить переправы у Пироговки и Свердловки, с ходу форсировать Десну, во взаимодействии с 48-й армией овладеть городом Новгород-Северский, захватить плацдармы [20] на правом берегу реки и в дальнейшем развивать наступление на Дегтяревку.

Специального времени на подготовку к форсированию не выделялось, поэтому все мероприятия организовывались в динамике боевых действий, на ходу. Еще до подхода к реке изучались различные справочники, карты, проводился опрос местного населения, пленных, анализировались сведения партизан. Потрудилась и авиация, снабдив войска аэрофотоснимками реки, переправ и обороны противника. Дивизии первого эшелона в ночь на 6 сентября выслали к реке разведывательные группы в составе 8–12 человек с радиостанциями, чтобы разведать подходы к реке, характер ее русла, систему обороны и группировку противника.

Было установлено, что на участке Новгород-Северский, Лушники Десна имеет широкую, местами доходящую до 10 км, долину, изрезанную протоками и озерами. Левый берег низкий, местами заболоченный, покрыт кустарником, правый — крутой, возвышается на 70–100 м над уровнем реки. Русло извилистое, ширина 80–170 м, глубина 2–3 м, скорость течения 0,5 м/с. Броды обнаружены не были. Небольшие лесные массивы на подходах к реке обеспечивали незаметное сосредоточение войск. На правом фланге, у Новгород-Северского, река образует излучину в сторону наступающих. Западнее Погребки реки Десна и Команка образуют остров шириной до 3 км. Это облегчало форсирование, тем боже что на острове противника не было. В центре полосы армии в районе Собычь и на левом фланге в районе Свердловка, Радичев имелись скрытые подступы к Десне, что облегчало форсирование.

Оборону на правом берегу Десны южнее Новгород-Северского занимали соединения 2-й армии противника: до двух пехотных дивизий и части танковой дивизии. Учитывая особенности местности и реки, противник сосредоточил свои основные усилия на обороне участка реки от Новгород-Северского до Дегтяревки, прикрыв его предмостными укреплениями на левом берегу в районе Собычь. Это затрудняло форсирование реки, рассекало оперативное построение войск 65-й армии.

На основе данных разведки командарм уточнил свое решение и задачи соединениям. Главный удар наносился в направлении излучины Десны южнее Новгород-Северского. Такое решение было принято в расчете на достижение внезапности. Предполагалось, что гитлеровцы не ожидают форсирования реки там, где она имеет два русла, а их оборона расположена на крутом берегу. Основные усилия противник [21] сосредоточил против центра и левого фланга армий, где река удобнее для форсирования. Одновременно с преодолением реки предстояло ликвидировать вражеское предмостное укрепление на левом берегу Десны в районе Собычь. Это был новый и смелый шаг в практике форсирования водных преград, так как по существовавшим руководствам надлежало вначале уничтожить противника в предмостном укреплении, а затем уж форсировать реку.

Штаб армии разработал план Новгород-Северской операции, в котором нашли отражение решение командарма, задачи войскам на форсирование, мероприятия по подготовке операции, последовательность выполнения задач при преодолении реки и прорыве обороны противника на ее правом берегу{12}.

С подходом к Десне командарм ввел в сражение 19-й корпус, а соединения 27-го корпуса вывел во второй эшелон.

Главный удар наносил 19-й корпус (162, 140, 106-я стрелковые дивизии). Задача корпуса — с ходу форсировать Десну южнее Новгород-Северского на участке Остроушки, Погребки и совместно с соединениями 48-й армии овладеть городом.

На участке Лески, Лушники форсировал Десну 18-й корпус (69, 246, 60-я стрелковые дивизии). Между 19-м и 18-м корпусами действовала 37-я гв. стрелковая дивизия, которой совместно с 69-й дивизией было приказано ликвидировать предмостный плацдарм противника в районе Собычь.

Получив задачу, соединения продолжали преследование отходившего врага.

Непосредственными организаторами форсирования реки являлись штабы дивизий. Планирующих документов составлялось мало. В условиях ограниченного времени и небольшого количества переправочных средств указания по форсированию (участки и пункты переправ, распределение по ним войск и переправочных средств, очередность переправы) давались в отдельных боевых распоряжениях. Во многих дивизиях были составлены плановые таблицы переправ.

В ходе выдвижения к реке штаб инженерных войск на основе решения командующего армией составил план инженерного обеспечения форсирования, плановую таблицу переправ, план их оборудования и содержания, где указывалось распределение переправочного имущества и сроки их доставки{13}. К 7 сентября армия помимо саперных батальонов и рот, имевшихся в дивизиях и полках, располагала девятью различными инженерными батальонами из состава 14-й и 6-й инженерно-саперных бригад и 1-й гв. инженерной [22] бригады специального назначения{14}. В армий на 5 сентябри имелось: 30 лодок А-3, 111 лодок малых надувных, 15 трофейных лодок (одна лодка вмещала 6–7 бойцов), 70 деревянных складных лодок. В армейских частях и соединениях имелось 3 парка УВС А-3, 10 комплектов ТЗИ{15}, из которых можно было оборудовать штурмовой мостик длиной 600 м или собрать 80 паромов (каждый на отделение), один парк Н2П. К 10 сентября ожидалось прибытие 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона{16}.

Однако вследствие растянутости тылов до 100 км, ограниченного количества транспорта большая часть табельных переправочных средств, особенно понтонные парки, отстала и не успевала вовремя выйти к реке. Чтобы ускорить их доставку, в армии были назначены офицеры, имевшие в своем распоряжении автотранспорт. И все-таки значительную часть переправочных средств подвезти к началу форсирования не удалось. Во всех дивизиях готовились подручные переправочные средства из местных материалов, ремонтировались рыбачьи лодки, баркасы, изготовлялись плоты из бочек, бревен, досок, плащ-палатки набивались соломой. Эти средства перевозились транспортом стрелковых дивизий. Например, в 162-й дивизии было подготовлено 4 лодки ЛМН, 18 лодок ДСЛ, 2 баркаса, 9 больших плотов, 18 рыбачьих лодок (на 2–3 бойца каждая), 250 плотиков на 2–3 человека, штурмовой мостик для пехоты длиной 85 м, паром из трофейных надувных лодок под грузы 1,5 т. В 140-й дивизии имелось 8 трофейных лодок (на 3–6 бойцов каждая), один комплект ТЗИ, из которого сделали 3 плотика для переправы легкой артиллерии, 4 плота из подручных материалов грузоподъемностью 1,5 т каждый, 2 плота грузоподъемностью по 5 т, плетневой штурмовой мостик для пехоты, 9 рыбачьих лодок и один баркас{17}.

Воины проявляли большое творчество и смекалку при изготовлении переправочных средств. Так, по предложению старшего лейтенанта А. И. Пискунова из 777-го артиллерийского полка 18-го корпуса был подготовлен паром разборного типа. По проекту капитана И. И. Золотарева из 60-й дивизии была оборудована рыбачья лодка, удобная для перевозки боеприпасов{18}. Саперы 246-й дивизии соорудили паром из бочек размером 6x9 м, который позволял одновременно переправлять от 4 до 6 орудий с лошадьми и расчетами{19}.

Штаб артиллерии армии предусмотрел на подходе к Десне выдвижение основной массы орудий для стрельбы прямой [23] наводкой, что обеспечивало наиболее надежное подавление противника в излучине Десны и при ликвидации его предмостного укрепления на флангах 19-го и 27-го корпусов.

Планом артиллерийского обеспечения предусматривалось огневое окаймление переправ и постановка заградительных огней на случай контратак противника. Группа дальнего действия армии (68-я пушечная артиллерийская бригада) подавляла и уничтожала артиллерийские и минометные батареи противника на главном направлении, а орудия прямой наводки — огневые точки и наблюдательные пункты противника (за каждым орудием закреплялись определенные цели). Полковая и дивизионная артиллерия переправлялась совместно с первым эшелоном дивизий с целью немедленного открытия огня на противоположном берегу.

Партийно-политическая работа, руководство которой осуществляли член военного совета армии генерал-майор Н. А. Радецкий и политотдел армии, возглавляемый полковником X. А. Ганиевым, проводилась в целях мобилизации коммунистов, всего личного состава на успешное выполнение задач по разведке, обеспечению своевременного подвоза переправочных средств и боеприпасов, особенно в передовые отряды и первые эшелоны войск, передаче опыта молодому пополнению. К этой работе привлекался весь пропагандистский актив армии. Особое внимание уделялось воспитанию ненависти к врагу. Освобождая города и села, воины видели злодеяния немецко-фашистских захватчиков на советской земле, слышали рассказы местных жителей об их зверствах. Такие факты освещались в армейской и дивизионной печати, о них говорили на летучих митингах, коротких собраниях. Все это усиливало чувство ненависти к врагу, звало воинов на быстрейший его разгром.

Важное значение для поднятия высокого наступательного порыва сыграла специальная директива Ставки Верховного Главнокомандования от 9 сентября 1943 г. о награждении командиров и бойцов за успешное форсирование крупных речных преград. В этой директиве, в частности, указывалось: «В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придется преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск». В директиве говорилось, что за успешное форсирование Десны «в районе Богданово (Смоленская область) и ниже и равных ей по трудности рек командующие армиями должны представляться [24] к награждению орденом Суворова I степени, командиры корпусов, дивизий, бригад — орденом Суворова II степени, а командиры полков, инженерных, саперных и понтонных батальонов — орденом Суворова III степени. За форсирование Днепра в районе Смоленска и ниже, а также и равных Днепру рек по трудности форсирования советские воины должны представляться к присвоению звания Героя Советского Союза»{20}. Полученная рано утром 9 сентября, директива немедленно была доведена до войск. Разъясняя ее основные положения, агитаторы призывали бойцов и командиров действовать так, чтобы заслужить благодарность Родины. Командиры и политработники, парторги и комсорги, агитаторы подразделений проводили беседы о способах и средствах форсирования, об изготовлении подручных переправочных средств, умении пользоваться табельными переправочными средствами, о порядке и способах закрепления плацдармов, взаимодействии с другими родами войск. Для проведения бесед привлекались также солдаты, сержанты и офицеры, имевшие опыт форсирования.

Продолжая выдвижение к Десне, командование армии, чтобы повысить темпы наступления и захватить переправы на реке, во всех дивизиях первого эшелона создало специальные отряды (штурмовые группы или передовые отряды) по 1–2 от каждого стрелкового полка первого эшелона. Их состав был различным. Например, каждая штурмовая группа 162-й дивизии состояла из 15 автоматчиков, усиленных тремя противотанковыми ружьями, станковым пулеметом и отделением саперов. В передовые отряды включались опытные, сильные, смелые и решительные воины. Их ядро составляли коммунисты и комсомольцы, своим примером воодушевлявшие остальных воинов на решение стоящих перед ними задач.

К исходу 7 сентября передовые отряды армии на широком фронте от Новгород-Северского до Лушники (55 км) начали выходить к Десне и сразу же предприняли попытку преодолеть ее. Рано утром 8 сентября на левом фланге армии передовой отряд 60-й дивизии на 12 лодках А-3 попытался с ходу переправиться через Десну в трех местах на участке Радичев, Разлеты. Однако противник обнаружил его и сильным артогнем в короткий срок вывел из строя 8 лодок. Остальные вынуждены были вернуться назад. Не имели успеха и другие передовые отряды. Поэтому было решено их действия начать ночью, чтобы до рассвета они успели переправиться через реку.

Для того чтобы скрыть подготовку передовых отрядов [25] и выход главных сил соединений первого эшелона к реке, широко применялись артиллерийские налеты дымовыми снарядами по наблюдательным пунктам противника на правом берегу Десны{21}.

Развивая наступление, соединения первого эшелона армии 8 сентября начали выходить к Десне. В связи с тем, что попытка дивизий 19-го корпуса с ходу форсировать реку оказалась безуспешной, началась планомерная подготовка к преодолению водной преграды. Под прикрытием дымов они сосредоточились на левом берегу Десны. Для каждого соединения наметили 3–4 пункта переправ. У 162-й дивизии их было 4: два — в районе южнее Остроушки и два — северо-западнее Погребки. К ним было доставлено переправочное имущество. Работы проводились скрытно, передвижения днем на открытой местности были строго ограничены. К 22 часам полки первого эшелона заняли исходное положение для форсирования, артиллерия — огневые позиции на левом берегу Десны.

Форсирование Десны началось в ночь на 9 сентября. С целью достижения внезапности артиллерийская подготовка не проводилась. На этот раз передовым отрядам и штурмовым группам сопутствовал успех. В темноте на десантных лодках они переплыли реку и овладели небольшими плацдармами. Штурмовым группам 162-й дивизии удалось в районе Остроушки выйти на левый берег Десны, а к рассвету захватить и удержать небольшие плацдармы в излучине Десны южнее Новгород-Северского. Левее овладели плацдармами передовые отряды 140-й дивизии.

Под прикрытием штурмовых групп и передовых отрядов стрелковые батальоны полков первого эшелона после огневого налета начали форсирование реки на рассвете 9 сентября. Преодолев водный рубеж, они несколько расширили плацдармы, захваченные передовыми отрядами. Наибольшего успеха добились 162-я (генерал-майор С. Я. Сенчилло) и 140-я (генерал-майор А. Я. Киселев) стрелковые дивизии в районе Погребки: на плацдарм переправились два стрелковых полка 162-й и все стрелковые полки и полковые минометы 140-й дивизий.

В ходе форсирования большая часть полковой, противотанковой и значительное количество дивизионной артиллерии были выставлены для ведения огня прямой наводкой. Это позволило в короткий срок и с малым расходом боеприпасов выполнить боевые задачи. К утру 10 сентября полковая артиллерия полностью переправилась на плотах через р. Команка. [26]

В течение дня части 19-го корпуса вели кровопролитные бои за удержание и расширение плацдарма. Противник оказывал ожесточенное сопротивление. Только одна 140-я дивизия за день боя отразила 7 его контратак силой от батальона до полка пехоты, поддержанных 30 танками и штурмовыми орудиями.

И на других участках противник часто контратаковал то ротой, то батальоном с 5–7 танками, вел интенсивный орудийный и минометный огонь, пытаясь во что бы то ни стало сбросить наши части на левый берег, вернуть утраченные позиции. Однако это ему не удалось — советские воины прочно удерживали плацдарм. Удары бомбардировочной и штурмовой авиации 16-й воздушной армии и огонь армейской артиллерийской группы содействовали срыву контратак врага.

Одновременно части 18-го корпуса вели бои по ликвидации вражеских позиций на левом берегу реки в районе Собычь.

Попытки форсировать Десну на левом фланге армии из-за слабого огневого подавления обороны противника были безуспешными. 10 сентября противник перебросил сюда из резерва 251-ю пехотную дивизию, а в район излучины южнее Новгород-Северского — главные силы 4-й танковой дивизии. Свою оборону восточнее Дегтяревки он усилил за счет резервных частей 86-й пехотной дивизии.

В итоге первых суток боев в полосе 65-й армии был захвачен плацдарм юго-восточнее Новгород-Северского, на который переправилось до двух стрелковых дивизий.

Для удержания плацдарма продолжалась, хотя и медленно, переброска через режу сил и средств, особенно артиллерии. Так, большую помощь в отражении танковых контратак врага оказал 120-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк (20 орудий калибра 45 мм), который действовал в боевых порядках пехоты.

Командование армии принимало все меры, чтобы скрыть от противника переброску войск на плацдарм. В 19 часов в районе 500 м севернее Остроушки была поставлена дымовая завеса на фронте 1200 м продолжительностью 10 минут. Дым перекрыл реку и распространился на 2 км. Вражеский огонь по району дымопуска серьезного ущерба переправлявшимся войскам не нанес.

Воспользовавшись тем, что внимание противника было приковано к плацдарму, захваченному советскими войсками юго-восточнее Новгород-Северского, 106-я дивизия (полковник М. М. Власов) с боями вышла к Десне и в ночь на [27] 10 сентября форсировала ее, овладев плацдармом в излучине реки южнее Путивска.

Таким образом, к исходу 10 сентября на правом берегу полностью находились три стрелковые дивизии с минометами и полковыми орудиями и один истребительно-противотанковый полк 19-го корпуса. Однако развить наступление в северо-западном направлении, как этого требовал командующий армией, не удалось. На участке от Новгород-Северского до Путивска противник ввел 12-ю и 4-ю танковые и остатки 7-й пехотной дивизий, прочно закрыв выходы из излучины. Его авиация группами до 18 самолетов 10 сентября бомбила боевые порядки корпуса. Несмотря на небольшое продвижение, корпус своими действиями отвлек значительные силы противника и этим создал благоприятные условия для форсирования реки другими соединениями.

69-я и 246-я стрелковые дивизии 18-го корпуса совместно с частями 37-й гв. дивизии ликвидировали предмостное укрепление противника в районе Собычь и вышли на левый берег Десны{22}.

Настал момент, когда действующие на плацдарме соединения не могли своими силами продолжать наступление. Командарм решил ввести в сражение второй эшелон армии — 27-й корпус. Переброска его соединений началась в ночь на 11 сентября. Используя свои переправочные средства, а также переправы 19-го корпуса, они начали сосредоточиваться на плацдарме. Однако наращивание усилий проходило медленно. Переправочных средств было недостаточно. Фактически в течение трех дней переправа осуществлялась в основном на подручных средствах. На плацдарме не было танков. Слабой была поддержка авиации. Корпус практически был введен в сражение по частям (в первый день — одна дивизия, во второй — две).

Наступление армии, по существу, было сорвано. Ввод в сражение второго эшелона на этом направлении не дал ожидаемых результатов. Незначительный размер плацдарма стеснил маневр переправившихся войск, и они вынуждены были нести потери.

Поскольку противник перебросил сюда все свои резервы, а также часть сил и средств из центра и правого фланга, его оборона в полосе 18-го корпуса значительно ослабла. Командарм решил воспользоваться этим, приказав 18-му корпусу и 37-й гв. дивизии в ночь на 12 сентября форсировать Десну на широком фронте (до 30 км) от Пироговки до Разлеты одновременно всеми передовыми частями. [28]

Под покровом темноты первыми начали переправляться передовые подразделения стрелковых дивизий, вслед за ними — поэшелонно главные силы. С первыми эшелонами перебрасывались батальонные и полковые орудия и минометы, противотанковая артиллерия. Стремительность действий и одновременное форсирование реки во всей полосе корпуса привели противника в замешательство. Его беспорядочный огонь уже не мог помешать войскам. Достигнув правого берега, соединения быстро начали продвигаться вперед. Уже к утру 12 сентября противник был отброшен на 1–3 км от реки. Так, 37-я гв. стрелковая дивизия (полковник Е. Г. Ушаков) овладела плацдармом юго-восточнее Дегтяревки глубиной до 3 км, 69-я дивизия в районе Свердловки, а 60-я стрелковая дивизия (полковник А. В. Богоявленский) в районе Разлеты — глубиной до 1 км.

Достигнутый другими соединениями успех умело использовался для осуществления маневра силами и средствами. Так, 246-я дивизия после неудачи в районе Куриловки была выведена из боя и переправлена на плацдарм, захваченный 69-й дивизией. Чтобы скрыть ее перегруппировку, в районе Куриловки были оставлены отдельные подразделения для демонстрации форсирования. В 18 часов 12 сентября была поставлена дымовая завеса на фронте в 300 м продолжительностью 25 минут. Волна дыма распространилась по реке на 1 км и перекрыла ее. Огонь противника по району дымопуска не помешал частям дивизии успешно преодолеть Десну в районе Свердловки. Всего в армии 10 раз применяли дымы, на которые израсходовали 2540 дымовых шашек{23}.

Успешно шло наращивание усилий на плацдармах. Вторые эшелоны дивизий и артиллерия переправлялись в основном на паромах из табельных средств. Уже к 7 часам 12 сентября на плацдармах находилось по 2–3 полка и полковая артиллерия от каждой дивизии.

К исходу 12 сентября в центре и на левом фланге армии на широком фронте были захвачены 4 небольших плацдарма в районах юго-восточнее Дегтяревки, севернее Свердловки, северо-западнее Радичева и Разлеты, что позволило приступить к оборудованию паромных переправ, увеличить темп наращивания сил и объединить захваченные тактические плацдармы в единый армейский. С этой целью соединения 27-го корпуса были выведены из боя и начали перегруппировку в центр армии для форсирования реки на участке Кудлаевка, Свердловка.

13 сентября 149-я стрелковая дивизия (полковник [29] А. А. Орлов) переправилась на плацдарм юго-восточнее Дегтяревки и повела наступление в направлении Кудлаевки. Вместе с ней наступали части 37-й гв., 69-й и 246-й дивизий. В ходе боев были освобождены Свердловка, Кудлаевка и созданы условия для ввода в сражение 27-го корпуса.

При отсутствии танков и недостаточном авиационном обеспечении большая роль при форсировании Десны принадлежала артиллерии. Основная ее масса была сосредоточена на направлении главного удара. Однако она была слабо обеспечена боеприпасами.

Для открытия и корректировки огня прямой наводкой и минометов во всех стрелковых батальонах находились офицеры-артиллеристы (в первый период форсирования они находились при каждой стрелковой роте) и наблюдатели (разведчики-артиллеристы). По мере подхода десанта к противоположному берегу огонь артиллерии усиливался. Вместе с передовыми отрядами переправлялись и передовые артиллерийские наблюдательные пункты, которые имели связь с огневыми позициями. Переброской артиллерийских систем руководили начальники артиллерии дивизий, а отдельных артиллерийских частей — командиры этих частей{24}. В основном она осуществлялась на паромах из лодок А-3, ДСЛ или на плотах из пустых бочек{25}.

15 сентября стало решающим днем в судьбе немецко-фашистской обороны на Десне. Форсирование Десны и захват плацдарма на левом фланге армии, а затем ввод в сражение левого корпуса в центре, когда крупные силы противника были скованы в районе излучины южнее Новгород-Северского, создали угрозу флангового удара с юга. Это заставило гитлеровское командование срочно снять 12-ю танковую и 7-ю пехотную дивизии из района излучины и перебросить их против центра 65-й армии.

В это же время форсировала Десну и 48-я армия. Ее левофланговая 102-я дивизия совместно с частями 19-го корпуса 65-й армии к 6 часам 16 сентября освободила Новгород-Северский. Успехов добилась и 61-я армия. Боясь окружения, противник отошел на рубеж высот западнее и северо-западнее города, где оказал упорное сопротивление. К исходу дня главные силы 65-й армии завершили форсирование Десны, захваченные плацдармы были объединены в единый армейский глубиной от 3 до 15 км.

Таким образом, к исходу 16 сентября войска 65-й армии выполнили задачу: они форсировали Десну на широком (55 км) фронте и создали условия для продолжения дальнейшего наступления. Противнику был нанесен огромный [30] урон, многие его дивизии из-за потерь были преобразованы в боевые группы.

Особенность боевых действий на Десне заключалась в том, что переправа войск до 11 сентября осуществлялась в основном на средствах, изготовленных из подручных материалов, что, разумеется, снижало темпы форсирования. Табельные переправочные средства из-за нехватки транспорта и горючего подтягивались к реке крайне медленно. Например, 9-й отдельный понтонно-мостовой батальон с 3/4 парка Н2П к 11 сентября был еще в 80 км от реки.

Широко применялись штурмовые (пешеходные) мостики. Небольшой вес и габариты ТЗИ (труднозатопляемое имущество), из которого они оборудовались, позволяли перевозить их силами стрелковых дивизий, в основном на лошадях. Почти каждая стрелковая дивизия первого эшелона имела по 1–2 штурмовых мостика. Они были наведены в районе Погребки для частей 162-й и южнее — 140-й дивизий, а также на участках форсирования 37-й гв., 69-й и 60-й дивизий.

В корпусах использовались паромные переправы. Так, 11 сентября на участке форсирования 19-го корпуса в районе Погребки действовали два парома грузоподъемностью до 12 и два парома до 9 т в основном для переброски артиллерии и боеприпасов. В этот день было закончено наведение наплавного моста грузоподъемностью 8 т, штурмового мостика и сборка двух плотов и двух паромов по 9 т каждый. Южнее Погребки находился второй пункт переправ 19-го корпуса, где действовали штурмовой мостик, 55 плотиков из подручных средств, паром на бочках грузоподъемностью 3 т, 8 плотов для легких грузов и паром грузоподъемностью 6 т. Здесь переправлялась артиллерия корпуса, а затем соединения 27-го корпуса.

В 18-м корпусе оборудовали четыре пункта переправ: юго-восточнее Кудлаевки, в районах Свердловки, Радичева и Разлеты. Здесь также действовали штурмовые мостики, плоты и паромы из подручных средств. На них перебрасывалась пехота и артиллерия 246, 69 и 60-й дивизий. Так, 246-я дивизия в районе Свердловки использовала паром из бочек, который за один рейс перевозил от 4 до 6 орудий вместе с расчетами.

С захватом плацдармов инженерные войска сразу приступали к строительству мостов и оборудованию тяжелых паромных переправ. Однако лишь с объединением всех плацдармов в единый армейский они развернули эту работу в полном объеме. К 17 сентября в армии действовали 5 мостов [31] грузоподъемностью 60 т (строительство еще одного заканчивалось), один мост — 12 т, 11 паромов грузоподъемностью 9–12 т, 2 парома по 3 и 6 т, 4 плота по 9 т, 5 паромов из подручных материалов по 1,5–2,5 т каждый, 59 плотиков из ТЗИ и подручных средств, 7 рыбачьих и 1 лодка А-3. В резерве оставалось 16 полупонтонов парка Н2П{26}. Эти переправы позволили увеличить темпы наращивания сил для развития наступления.

В ходе форсирования осуществлялся маневр резерва переправочных средств. Так, артиллерийским огнем противника 11 сентября было выведено из строя 4 полупонтона на переправе у Погребки. Для их замены из резерва срочно доставили имущество на один паром грузоподъемностью 12 т. Чтобы заменить лодки А-3, разбитые в районе южнее Новгород-Северского, по воде был переброшен из Погребки паром. 12 сентября в район Радичева перебросили имущество на один паром грузоподъемностью 12 т.

Переправы в течение всего форсирования действовали беспрерывно. Выбывшие из строя немедленно заменялись исправными. На каждой переправе находились комендант и два-три регулировщика. Пункты, сосредоточения и исходные районы обозначались специальными знаками. Хорошо организованная комендантская служба обеспечила регулирование, переброску грузов и равномерное распределение их по переправам. Всего с 13 по 16 сентября на армейских паромных переправах из парка Н2П было перевезено 8390 солдат и офицеров, 453 орудия и миномета, 197 автомашин, 233 зарядных ящика, 2426 повозок, 24 кухни, 6 тракторов и 1753 лошади{27}. Конский состав (в то время основная тягловая сила войсковой артиллерии) в основном переправлялся вплавь.

В ходе форсирования была организована противовоздушная оборона войск и переправ силами пяти зенитных артиллерийских полков (один из них имел на вооружении орудия среднего калибра). Вся полоса армии была разбита на четыре района, каждый из которых прикрывал зенитный артиллерийский полк. В центре и в промежутках между корпусами заняли огневые позиции подразделения зенитного артиллерийского полка с орудиями среднего калибра. Зенитно-пулеметные роты оборудовали позиции между боевыми порядками артиллерийских полков непосредственно у переправ. Кроме специальных зенитных средств широко использовались противотанковые ружья, станковые и ручные пулеметы, а также залповый огонь из винтовок.

Для надежного и гибкого управления войсками с началом [32] форсирования Десны командующий армией и командиры соединений выдвинулись ближе к реке. Наблюдательные пункты (НП) были вынесены вперед непосредственно на ее левый берег. Командарм вместе с небольшой группой офицеров управления армии находился на НП командира 19-го корпуса. Начальник инженерных войск армии полковник П. В. Швыдкой руководил переправой через оперативную группу штаба инженерных войск, которая находилась в Погребках непосредственно на участке переправ (недалеко от НП командующего армией). В оперативную группу входили также офицеры корпуса, штаба 14-й инженерно-саперной бригады{28}.

Главным средством связи было радио, однако широко применялась и телефонная связь. Прокладка кабеля через русло реки производилась с плотов и лодок.

Большую работу проделали партийные и комсомольские организации. Основное внимание уделялось пропаганде подвигов солдат и офицеров. Много места им уделяла армейская и дивизионная печать. В специальных листовках, передававшихся из подразделения в подразделение, назывались имена героев, первыми форсировавших реку. В эту работу вовлекались и известные писатели. Так, при форсировании Десны находившиеся в армии писатели И. Эренбург и К. Симонов побывали в 14-й инженерно-саперной бригаде, ознакомились с опытом работы саперов. В сентябре 1943 г. во фронтовой газете была опубликована статья И. Эренбурга «Труженики войны».

Население освобожденных районов с величайшей радостью встречало советских воинов, люди старались помочь им всем, чем могли, проявляли героизм. Вот один из примеров. 17 сентября командир 18-го корпуса генерал-майор И. И. Иванов с группой офицеров переезжал на новый КП. Когда его машина приближалась к мосту через небольшую речку в районе деревни Часткова, трое подростков, размахивая руками, стали что-то кричать. Однако машина не сбавляла скорость. Тогда один из мальчиков — это был Костя Янин, выбежал на мост, закричав: «Стойте! Мины!» И в тот же миг раздался взрыв. Юный герой посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Верховный Главнокомандующий в своем приказе от 16 сентября 1943 г. указывал, что заранее подготовленная противником оборона по правому берегу реки Десна оказалась прорванной в результате умелых действий войск Центрального фронта, что в боях при форсировании Десны и за освобождение Новгород-Северского отличились войска [33] 65-й армии генерала П. И. Батова, особенно ее 140-я и 162-я стрелковые дивизии, 478-й минометный, 120-й истребительно-противотанковый артиллерийский, 94-й гв. минометный и 235-й зенитный артиллерийский полки, 14-я инженерно-саперная бригада, 321-й инженерный батальон. Все они получили наименование Новгород-Северских. Кроме того, были отмечены 37-я гв. и 69-я стрелковые дивизии, 6-я отдельная инженерно-саперная бригада и 9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон{29}.

5 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие офицеры и генералы 65-й армии награждены орденом Суворова (в их числе и я был награжден орденом Суворова I степени).

На Десне 65-я армия получила богатый опыт форсирования крупных рек. Командиры всех степеней проявили энергию, инициативу и искусство в организации форсирования в короткие сроки, без длительной подготовки, без предварительной ликвидации предмостного укрепления противника на левом берегу реки. Важно отметить, что форсирование проходило во всей полосе наступления армии, что заставляло противника рассредоточивать свои силы и средства.

Успешное форсирование Десны 65-й армией, а также соединениями других армий Центрального фронта позволило советским войскам быстро выйти к следующей водной преграде — р. Сож.

Через Сож к Днепру

После форсирования Десны войска 65-й армии во взаимодействии с 48-й армией вели напряженные бои на гомельском направлении. Преодолевая лесные массивы, множество болот и заболоченных участков, ведя тяжелые бои с отходившими соединениями противника, главные силы армии продвигались к реке Сож. Командующий войсками Центрального фронта в директиве от 25 сентября определил задачу 65-й армии: развивая наступление в западном направлении, с ходу форсировать Сож, выбить противника из междуречья и частью сил совместно с 48-й армией овладеть Гомелем, в дальнейшем форсировать Днепр{30}.

После получения задачи разведке армии было приказано выявить систему и характер обороны противника, собрать данные, необходимые для принятия решения и выбора участков для форсирования. Было установлено, что перед фронтом армии на правом берегу р. Сож оборонялись отошедшие [34] части 6, 31 и 102-й пехотных дивизий, усиленные танками и штурмовыми орудиями. Перед правым флангом армии оборонялась 45-я пехотная дивизия.

Оборона противника представляла собой развитую систему узлов сопротивления, соединенных ходами сообщения.

Разведподразделения инженерных войск установили, что долина р. Сож в полосе армии шириной от 4 до 10 км покрыта кустарником и редколесьем, а в некоторых местах сплошными лесами. Пойма изрезана старицами и небольшими озерами, правобережная пойма почти на всем протяжении заболочена. Русло извилистое, с большим количеством рукавов и заливов. Ширина реки около 150 м, на отдельных участках сужается до 70 м. Глубина 2–2,5 м, а на перекатах до 0,5 м. Скорость течения 0,8–1 м/с, дно песчаное. По характеру поймы и заболоченности правого берега Сож был сложной водной преградой. Маневр танков и артиллерии на правом берегу затруднялся. В то же время леса на левом берегу позволяли скрытно подойти к реке. Наиболее удобные места переправ: излучины реки в районах Нов. Терешковичи, Шарпиловка и юго-восточнее Стар. Ярыловичи (рис. 3).

Исходя из полученной задачи, оценки обстановки и характера водной преграды, я решил форсировать Сож в ночь на 29 сентября одновременно на всем фронте, нанося главный удар войсками правого фланга армии{31}. 28 сентября мною были поставлены следующие задачи. 19-й корпус (162, 354, 140-я стрелковые дивизии и вошедшая в состав корпуса 37-я гв. стрелковая дивизия) с 45-м и 255-м танковыми, 120-м истребительно-противотанковым артиллерийским и 478-м минометным полками форсирует Сож на участке Жеребная, Нов. Терешковичи и ударом с юго-запада совместно с 48-й армией освобождает Гомель. 27-й корпус (193-я и 149-я дивизии и 115-я стрелковая бригада) с 543-м истребительно-противотанковым артиллерийским и 143-м минометным полками форсирует реку на участке Нов. Дятловичи, Шарпиловка, затем выходит к Днепру, захватывает плацдарм и продолжает наступление в западном направлении. 18-му корпусу (246, 69 и 60-я стрелковые дивизии) с 218-м минометным полком предстояло, преследуя отходившего противника, в ночь на 29 сентября форсировать Сож на участке Стар. Ярыловичи, Сусловка и, уничтожая врага в междуречье, к исходу 30 сентября выйти на левый берег Днепра с последующим форсированием его в полосе Каменева Рудня, Лоев, затем наступать в направлении Надвин. 106-я стрелковая дивизия с 94-м гв. минометным полком [35] — резерв армии — перемещается в стыке между 19-м и 27-м корпусами на расстоянии 8–10 км{32}.

Таким образом, форсирование р. Сож 65-я армия осуществляла в ходе наступления, нанося главный удар силами 19-го корпуса в составе четырех дивизий, усиленного двумя танковыми, истребительно-противотанковым и минометным полками на фронте 8 км. Пять дивизий и стрелковая бригада других корпусов должны были форсировать реку в полосе до 30 км.

Подготовка к форсированию проводилась войсками в ходе выдвижения к реке. Штаб армии совместно со штабом инженерных войск разработал и довел до войск план инженерного обеспечения форсирования р. Сож, график переправ, расчет сил и средств для переброски артиллерии.

Преследуя противника, соединения центра и левого фланга армии к утру 28 сентября вышли на левый берег Сожа на 40-километровом фронте, а части 19-го корпуса — к исходу 28 сентября. Когда гитлеровские войска были отброшены на правый берег реки, начали действовать специальные десантные группы, выделенные от дивизий первого эшелона. Так, две небольшие десантные группы 354-й дивизии, используя плотики, успешно преодолели реку в излучине у южной окраины Нов. Терешковичи и овладели плацдармом. Вслед за ними форсировали реку передовые подразделения частей первого эшелона. В течение первой ночи на захваченном плацдарме уже действовал стрелковый полк, а через сутки на правом берегу реки находились все полки, полковая и батальонная артиллерия и одна батарея артиллерийского полка дивизии.

К этому же времени на двух плацдармах, захваченных 193-й дивизией (полковник А. Г. Фроленков) в районе Шарпиловки и 115-й бригадой в районе юго-восточнее Шарпиловки, вели бои три стрелковых батальона. По стрелковому полку на плацдармах в районах северо-восточнее Карповки и Абакумы находилось от дивизий 18-го корпуса.

К исходу 30 сентября войска армии захватили на правом берегу Сожа ряд плацдармов, наиболее значительный из них — 4 км по фронту и до 3 км в глубину — в районе Нов. Терешковичи. На него были переправлены 354-я (генерал-майор Д. Ф. Алексеев) и 140-я дивизии и один полк 37-й гв. дивизии. Таким образом, развертывание сил для наступления на правом берегу было обеспечено.

Форсирование Сожа соединениями первого эшелона отличалось, как и на Десне, широким маневрированием силами и средствами, которые перебрасывались туда, где обозначался [36] успех. Например, когда 37-я гв. дивизия в районе 4 км юго-западнее Нов. Терешковичи встретила сильное сопротивление противника, дальнейшее форсирование на этом участке было прекращено, а ее части переброшены на плацдарм, захваченный 354-й дивизией. Не достигла успеха и 69-я дивизия, форсировавшая реку в районе юго-западнее Стар. Ярыловичи. Ее стрелковый батальон вынужден был отойти на левый берег. Тогда дивизия перенесла свои усилия на участок северо-восточнее Карповки и к исходу 30 сентября овладела небольшим плацдармом, переправив на него до стрелкового полка.

Захват на правом берегу Сожа лишь небольших плацдармов поставил перед командованием армии неотложную задачу объединения их в один плацдарм и развития наступления к Днепру. В связи с тем что и соседние армии не смогли достичь решающего успеха, командующий фронтом, уточняя задачи армиям, потребовал ускорить темпы наступления. В своей директиве от 30 сентября он приказал 65-й армии ускорить форсирование р. Сож и стремительно наступать к Днепру, форсировать его на плечах противника и развивать удар в западном направлении{33}. 48-й армии приказывалось продолжать наступление, форсировать Сож, освободить Гомель и, развивая удар на Речицу (50 км западнее Гомеля), к исходу 5 октября выйти на рубеж Днепра.

Противник оказывал упорное сопротивление. На отдельных участках он предпринимал до 12 контратак в день, нередко дело доходило до рукопашных схваток. Командующий армией распорядился ускорить строительство мостов, подтянуть переправочные средства и быстро перебросить на захваченный плацдарм соединения 19-го корпуса. Переправа проходила с большими трудностями. Из-за огня противника плоты и паромы то и дело выходили из строя. Однако советские воины, проявляя героизм и настойчивость, успешно решали трудные задачи. Так, для переброски танков было решено оборудовать усиленную паромную переправу из табельных и подручных средств. Две попытки собрать паром окончились неудачей. В третий раз это дело поручили взводу саперов (18 человек) 169-го инженерно-саперного батальона. Всю ночь бойцы ремонтировали лодки, собирали и приспосабливали из подручных материалов недостающее переправочное имущество. К утру паром был готов. Под непрерывным огнем противника саперы начали переправлять танки{34}. 2 октября на правом берегу Сожа было уже два средних танка, а в ночь на 3 октября удалось начать переброску [37] танков и на паромах из лодок А-3. Ввод в строй новых паромов позволил 3 октября переправить всю материальную часть 45-го и 255-го танковых полков и почти все подразделения и части корпуса.

Накопив на правом берегу Сожа достаточно сил, армия 5 октября попыталась развернуть наступление с плацдарма. Однако противник, оказав упорное сопротивление, приостановил продвижение армии. К 7 октября 19-й корпус удерживал в районе Стар. Дятловичи самый большой плацдарм (12 км по фронту и до 6 км в глубину), 27-й — два небольших плацдарма в районе Шарпиловка (4 км по фронту и 3 км в глубину каждый) и 18-й — два плацдарма: восточнее Хоминки (6 км по фронту и 2 км в глубину) и восточнее Абакумы (2 км по фронту и 1 км в глубину){35}.

Не имели успеха и войска соседней 61-й армии. Чтобы создать перелом в ходе боевых действий, командующий Центральным фронтом принял решение о перегруппировке войск и форсировании Днепра южнее Лоева.

Таким образом, к 7 октября войскам 65-й армии не удалось решить задачу по уничтожению противника в междуречье Сожа и Днепра и форсированию Днепра. Однако своими действиями она сковала крупные силы противника и нанесла ему большой урон.

При форсировании р. Сож появились особенности в применении артиллерии. Еще во время выхода соединений к реке вся она была распределена по дивизиям. В резерве командующего артиллерией армии оставался лишь один гвардейский минометный полк реактивной артиллерии. В связи с тем что артиллерия на механической тяге отставала из-за отсутствия горючего (например, 120-й истребительно-противотанковый артиллерийский и 218-й минометный полки находились в 65–80 км от реки), артиллерийское обеспечение осуществлялось силами дивизионной артиллерии и приданными двумя истребительно-противотанковыми и тремя минометными полками.

Противник из узлов сопротивления в Стар. и Нов. Дятловичи вел артиллерийский огонь по переправам и боевым порядкам соединений, стремясь не допустить расширения плацдарма. Несмотря на то что основная масса орудий и минометов поддерживала форсировавший здесь 19-й корпус, подавить вражеские артбатареи не удавалось. Принимались меры к немедленной переброске артиллерии на правый берег реки. Быстрый ввод в строй самодельных плотов позволил в [38] первые два дня переправить на правый берег больше половины орудий, выделенных для стрельбы прямой наводкой, а также пять подошедших батарей 120-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка.

Авиация 16-й воздушной армии в первые четыре дня форсирования действовала отдельными мелкими группами, сосредоточив основные свои усилия на левом крыле фронта{36}.

65-я армия располагала тремя инженерно-саперными батальонами 14-й инженерно-саперной бригады и 321-м армейским инженерным батальоном. 61-й отдельный понтонно-мостовой батальон, переданный в ее оперативное подчинение, прибыл только на пятый день форсирования. Инженерные войска и все рода войск провели большую работу по сбору и подготовке подручных переправочных средств.

В 19-м корпусе из табельных переправочных средств имелось 14 лодок А-3 для сборки 7 паромов грузоподъемностью 5 т каждый и 11 лодок ЛМН. Кроме того, в соединениях корпуса заготовили около 600 плотов на 10 бойцов каждый, восемь 2–3-тонных плотов, два 20-тонных и два 8-тонных парома. Соединения 27-го корпуса имели две лодки А-3, около 350 плотов, пять 2-тонных плотов и один 20-тонный паром. В 18-м корпусе было две лодки А-3, около 600 плотов на 10 бойцов каждый, двенадцать 2–3-тонных плотов и один 20-тонный паром. Этих переправочных средств было достаточно для одновременного форсирования реки двумя-тремя стрелковыми батальонами со средствами усиления, а также незначительной части полковой артиллерии. К началу форсирования реки главными силами переправочные средства были сосредоточены в районах переправ каждой дивизии.

В ходе форсирования Сожа широко применялся маневр инженерными силами и переправочными средствами. Так, по плану в 19-м корпусе все переправочные средства предполагалось равномерно распределить между дивизиями первого эшелона. Однако в связи с захватом плацдарма 354-й дивизией на ее участок были переброшены все табельные переправочные средства, в результате чего к исходу 29 сентября здесь были введены два парома грузоподъемностью 9 и 12 т, а также оборудован штурмовой мостик, который, хотя восемь раз и разрушался, сыграл большую роль в ускорении переправы личного состава и эвакуации раненых. Одновременно в районе Нов. Терешковичи 14-я инженерно-саперная бригада начала строительство 30-тонного моста. [39]

В помощь ей было привлечено до 300 человек местного населения с 36 подводами для заготовки элементов моста в 1,5–2 км от берега и подвоза их к реке. К утру 4 октября строительство было завершено.

Наращивание сил на плацдармах происходило с затруднениями. Ведя боевые действия, войска проявляли большое искусство и изобретательность, чтобы решить свои задачи. Утром 2 октября в районе Абакумы, в полосе наступления 60-й дивизии 18-го корпуса, от попадания зажигательных снарядов возник пожар на 5-тонном пароме. Снайперы противника вели прицельный огонь по району переправы, не давая приблизиться к горящему парому. Лейтенанту К. П. Дудко с большим трудом удалось добраться до парома и, несмотря на ожесточенный обстрел, ликвидировать пожар. Переправа артиллерии продолжалась. В ночь на 3 октября на участке переправы 193-й дивизии (в районе Шарпиловка) осколками снаряда был перебит трос, по которому передвигался паром грузоподъемностью 5 т. Старший лейтенант И. П. Окопин под пулеметным огнем противника, по грудь в ледяной воде устранил повреждение.

Противовоздушная оборона вначале осуществлялась только одним армейским зенитным полком, две батареи которого вышли к реке Сож, а остальные находились на марше. С 1 октября армия была усилена 3-й гв. зенитной артиллерийской дивизией, после чего удалось организовать прикрытие основных переправ от воздушного нападения противника. Главное внимание было обращено на противовоздушную оборону войск на правом фланге армии. Из четырех полков зенитной артиллерии два были развернуты в полосе наступления 19-го корпуса{37}.

Огневые позиции зенитной артиллерии находились на левом берегу Сожа. Боевые порядки малокалиберной артиллерии располагались в 500–1000, а среднекалиберной — в 1000–2500 м от прикрываемых объектов. Зенитно-пулеметные роты были на берегу. Оповещение осуществляли разведчики частей зенитной артиллерии и наблюдатели стрелковых полков и дивизий.

Совершенствовалось искусство применения маскирующих дымов в армии. Если на реках Сев и Десна для прикрытия переправы ставился один, то на р. Сож — три рубежа дымопуска, из них один прикрывал действительную, а два других — ложные переправы. Расстояние между рубежами дымопуска было 200–400 м. Таким способом, например, прикрывался 4–6 октября мост в районе Нов. Терешковичи, а 5 октября — паромная переправа в районе Карповка, [40] по которой перевозились боеприпасы. Дымовые завесы ставились и при подходе самолетов противника к переправам. К моменту бомбометания дым полностью закрывал их, распространяясь по реке на 500–800 м{38}.

Несмотря на принятые меры, в 16 часов 30 минут 6 октября прямым попаданием бомбы противнику удалось разрушить мост в районе Нов. Терешковичи. Из 30 пролетов моста 22 были выведены из строя. Восстановили его только к утру 9 октября{39}. Всего же с 28 сентября по 8 октября армейские и приданные инженерные части из табельных переправочных средств потеряли 9 полупонтонов Н2П, 36 различных лодок, 1 комплект ТЗИ и 2 специальные машины.

Управление войсками при форсировании осуществлялось с основного командного пункта, расположенного в Марковичи. Близость к нему КП корпусов и дивизий позволяла установить устойчивую проводную и радиосвязь. Я почти непрерывно находился в войсках. Личное общение с командирами корпусов и дивизий являлось лучшей формой управления.

В соответствии с приказом начальника инженерных войск фронта от 28 сентября 1943 г. для связи и управления переправами была создана оперативная группа, которая имела прямую телефонную связь со всеми пунктами переправ и штабом армии. Проводная связь, как правило, дублировалась по радио и подвижными средствами. Кроме того, на всех основных пунктах переправы в районах Нов. Терешковичи, восточнее и юго-восточнее Шарпиловки находились офицеры штаба инженерных войск, которые непосредственно возглавляли работы по их устройству.

В трудных условиях форсирования и борьбы за плацдармы воины проявляли массовый героизм. В этом важную роль играла повседневная партийно-политическая работа, направлявшаяся на поддержание высокого морально-политического подъема и наступательного порыва личного состава. Продолжалось разъяснение приказа Ставки Верховного Главнокомандования о награждении воинов за форсирование водных преград. Много внимания было уделено новому пополнению, которое прибыло в армию из местных военкоматов. Положительные результаты дало использование громкоговорящей установки для психологической обработки солдат противника, а также для создания имитации шумов работы моторов танков и самолетов. Подобная звуковая маскировка на пунктах переправ, особенно ночью, полностью себя оправдала{40}. [41]

* * *

Форсирование рек Сев, Десна и Сож войсками 65-й армии в августе — октябре 1943 г. осуществлялось в основном в рамках одной фронтовой Черниговско-Припятской наступательной операции. Войска армии форсировали Сев из положения непосредственного соприкосновения с противником, а Десну и Сож — с ходу при развитии наступательных действий в оперативной глубине.

Форсирование Сева, Десны и Сожа войсками армии показало, что успех достигался прежде всего непрерывной разведкой, своевременным и правильным решением, принятым командующим армией, четкой работой штаба при планировании боевых действий, своевременной постановкой задач войскам, налаженным взаимодействием и управлением, творческим подходом к поиску достижения внезапности, а также активной и действенной партийно-политической работой. В этих боях массовый героизм проявили советские воины. Тысячи солдат и офицеров 65-й армии были награждены орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза были удостоены: командир саперного отделения старшина У. А. Абдураманов, телефонист гвардии рядовой В. Н. Банцекин, пулеметчик гвардии младший сержант А. Д. Вологин, командир стрелкового отделения сержант Т. Джумабаев, командир отделения гвардии младший сержант Н. М. Миниахметов, автоматчик рядовой И. Т. Мокроусов, командир взвода младший лейтенант В. В. Половинкин, сапер рядовой С. А. Самородов, помощник командира стрелкового взвода старший сержант Д. Усманов.

Опыт преодоления рек Сев, Десна и Сож был обобщен штабом армии и доведен до войск. Он послужил хорошей школой для дальнейших боевых действий, особенно при подготовке и форсировании такой крупной водной преграды, как Днепр. [42]

Дальше