Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава четвертая.

На Висле

Млавско-Эльбингская наступательная операция войск 2-го Белорусского фронта была проведена 14–26 января 1945 г. Ее цель — разгромить млавскую группировку противника и глубоким ударом с нижнего течения реки Нарев на город Эльбинг отсечь группу армий «Центр», оборонявшуюся в Восточной Пруссии, от остальных сил немецко-фашистской армии.

Главный удар фронт наносил с ружанского плацдарма. Второй — с сероцкого. Определяя место и роль 65-й армии в операции, командующий фронтом поставил ей задачу на глубину до 90 км. В то же время он ориентировал командарма на непрерывные действия вплоть до форсирования Вислы.

В своем составе 65-я армия имела те же корпуса: 18, 105 и 46-й. Она насчитывала (без тыловых частей) 86,3 тыс. человек, 1894 орудия и миномета, 104 зенитных орудия, 448 танков и САУ (с учетом приданного 1-го гв. танкового корпуса).

Хотя армия и не получила задачу на непосредственное форсирование Вислы, при разработке операции были организованы как подготовка переправочных средств (табельных и подручных), так и тренировка личного состава по преодолению водных преград.

Заблаговременно, до начала наступления, были сняты на р. Нарев и отремонтированы табельные переправочные средства, которые подлежали перевозке от одной реки к другой в темпе наступавшего первого эшелона стрелковых дивизий. Создавался сильный резерв (не менее 30% всех табельных средств).

До начала наступления в стрелковых батальонах и даже ротах были проведены тактико-строевые и тактические занятия и учения по форсированию водных преград с ходу. При этом часть занятий проводилась ночью. С учетом опыта [80] форсирования Десны, Сожа и Днепра уделялось большое внимание созданию передовых и штурмовых отрядов. На них возлагались задачи по форсированию с ходу водных преград, захвату и удержанию плацдармов.

На подготовку к форсированию была направлена и партийно-политическая работа. Перед наступлением были приняты меры по увеличению партийно-комсомольской прослойки в подразделениях, особенно в передовых отрядах. В связи с большим пополнением в частях и соединениях лучшие командиры и бойцы делились своим личным опытом по форсированию рек. За несколько часов до наступления во всех частях 65-й армии было зачитано обращение военного совета 2-го Белорусского фронта, в котором советские воины призывались быстрее разгромить немецко-фашистских захватчиков, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы.

Войска армии перешли в наступление с сероцкого плацдарма 14 января 1945 г. В первый же день операции в сражение был введен 1-й гв. танковый корпус. Армия прорвала тактическую зону обороны противника и устремилась к Висле.

В ходе наступления пришлось последовательно преодолевать свыше 10 мелководных рек, из них крупные — Соня, Вкра, Дрвенца. Главную роль здесь сыграли передовые отряды (от каждого соединения по два: один действовал днем, а другой — ночью). В отличие от действий на предыдущих реках они захватывали мостовые переправы. Так, на Соне была захвачена одна, а на Вкре — две мостовые переправы. Этому способствовали как стремительное продвижение передовых отрядов, так и действия специальных разведывательных групп, как правило оснащенных радиостанциями.

Главные силы дивизий первого эшелона преодолевали мелкие реки вслед за передовыми отрядами. Действия их были настолько стремительными, что противник порой не мог оказать организованного сопротивления и, опасаясь окружения, начинал отход к следующему водному рубежу. В этом случае передовые отряды тут же высылались вперед для захвата переправ и плацдармов на следующей реке.

Умело обеспечивали последовательное форсирование рек инженерные войска. Особо отличились здесь 2-й и 5-й штурмовые инженерно-саперные батальоны 1-й гв. штурмовой инженерно-саперной бригады. Сразу же после захвата передовыми отрядами мостовых переправ они совместно с другими инженерно-саперными подразделениями под огнем противника производили необходимые восстановительные работы, [81] повышали грузоподъемность мостов и обеспечивали проход по ним танков и тяжелой военной техники{88}. Велись работы и по восстановлению переправ, имевших небольшие повреждения. Так, саперы 4-го штурмового и 167-го инженерно-саперных батальонов за 3,5 часа восстановили на одну треть разрушенный противником мост через Дрвенцу и усилили его грузоподъемность, что позволило затем пропустить по нему танки.

При необходимости инженерные войска строили новые мостовые переправы. Так, на реке Соня силами 2-го и 5-го штурмовых инженерно-саперных батальонов за 29 часов был построен 60-тонный мост длиной 80 м. Он сыграл важную роль при переправе главных сил 1-го гв. танкового корпуса{89}.

Широко использовались, особенно на Дрвенце, ледяные переправы, а также подручные и переправочные средства для оборудования паромных переправ.

По мере продвижения армии на запад сопротивление противника возрастало. Особенно упорным оно было в направлении г. Грауденц. Этот город и окрестности, расположенные на восточном берегу Вислы, были превращены в предмостный укрепленный район. Его оборона состояла из трех оборонительных обводов, примыкавших флангами к Висле. Внешний (первый) обвод проходил в 8–12, а второй — в 3–4 км от города. Они состояли из двух линий траншей. На 1 км фронта было 6–8 дотов{90}.

25 января на стыке 46-го и 105-го корпусов в сражение был введен второй эшелон армии — 18-й корпус{91}. К исходу 26 января части армии начали выходить к Висле.

Подготовка

В ходе наступления 21 января за 100 км от Вислы командующий 2-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский приказал к исходу 27 января главными силами армии выйти на Вислу на участке 20 км севернее Ноенбург (Нове), Грауденц (Грудзендз), Свеце и захватить плацдарм на ее левом берегу{92}.

Южнее Свеце на Вислу выходила 70-я армия.

Уяснив задачу и оценив обстановку в полосе 65-й армии, я 22 января принял решение на форсирование Вислы с ходу. В этот же день были поставлены задачи соединениям (рис. 5).

46-му стрелковому корпусу (три дивизии) продолжать преследование противника, к утру 27 января с ходу форсировать Вислу на участке Ноенбург, Закрау и к исходу дня [83] захватить плацдарм 12 км по фронту и 6 км в глубину. 105-му стрелковому корпусу (три дивизии) к исходу 26 января выйти к Висле на участке Шенайх, Нойсас, в ночь на 27 января форсировать ее передовыми отрядами, а утром — главными силами дивизий первого эшелона. Во втором эшелоне 18-й стрелковый корпус продвигается за 105-м корпусом в готовности развить его успех на западном берегу Вислы{93}.

Непосредственная подготовка к форсированию началась в основном после преодоления р. Дрвенца, когда до Вислы оставалось 40 км. В распоряжении командования армии и командиров соединений, с учетом усилившегося сопротивления противника, имелось 4–5 суток.

24 и 25 января военный совет утвердил два варианта плана инженерного обеспечения форсирования Вислы в полосе армии, рассчитанные на форсирование с ходу по льду и с короткой подготовкой, а также ведомость распределения инженерных частей для форсирования, график переправы соединений через реку и другие документы{94}.

При разработке графика переправы соединений через Вислу учитывались возможности табельных переправочных средств и сроки наводки переправ. Так, имеющееся десантно-переправочное имущество при условии подготовки полыней позволяло переправить одновременно в 46-м корпусе более 500, в 105-м — более 1000, а в 18-м корпусе — около 900 человек. 9 паромов в 46-м корпусе обеспечивали переброску за один рейс 16 орудий полковой артиллерии и 1–2 тяжелых орудия, 23 парома в 105-м корпусе — 28 орудий полковой артиллерии, 4–8 тяжелых орудий и 5–10 танков (САУ). 11 различных паромов в 18-м корпусе — 12 орудий полковой артиллерии, 3–6 тяжелых орудий и 2–4 танка (САУ). Таким образом, имущество, имевшееся в соединениях армии, обеспечивало одновременную переправу около 2,5 тыс. человек, 56 орудий полковой артиллерии, 8–16 тяжелых орудий и 7–14 танков и САУ. С учетом этих возможностей, а также строительства мостовых и оборудования ледяных переправ график предусматривал завершение переправы трех стрелковых корпусов в течение трех суток{95}.

Форсирование

26 января, преодолевая сопротивление арьергардов противника, войска завязали бои непосредственно на подступах к Висле. К исходу дня 46-й стрелковый корпус (генерал-лейтенант [84] К. М. Эрастов) вышел на рубеж восточнее Гарнзее, Нойберг в 14–16 км от Вислы. 18-й стрелковый корпус (генерал-майор Н. Е. Чуваков) вышел к внешнему оборонительному обводу укрепленного района. Наибольший успех имел 105-й стрелковый корпус (генерал-лейтенант Д. Ф. Алексеев). Входившая в него 193-я стрелковая дивизия (генерал-майор А. Г. Фроленков) вела бой у железнодорожной станции Рудник, что в 5–6 км от Вислы, а 354-я стрелковая дивизия (генерал-майор В. Н. Джанджгава) вышла к Висле в районе Нойсас{96}.

К исходу 27 января 37-я гв. и 69-я стрелковые дивизии прорвали внешний оборонительный обвод предмостного укрепления и завязали бои по прорыву внутреннего обвода.

Форсировать Вислу пришлось в 200 км от линии первоначального соприкосновения войск, в ее нижнем течении, где в районе Быдгощ она под прямым углом поворачивала на север и через 120 км впадала в Балтийское море. Это осложняло действия войск, заставляло командование армии в большей степени, чем на Нареве, централизовать управление силами и средствами. Переправа осложнялась также погодой: чередование оттепелей и морозов. Во время потепления наметили совершить бросок через реку по открытой воде. Инженерные бригады уже вытягивались вслед за передовыми частями стрелковых войск. Но ударившие вдруг морозы превратили дороги в катки, на которых машины буксовали, создавая огромные пробки. Висла замерзла, однако лед был слаб, особенно для переправы техники. Пришлось на ходу вносить изменения в ранее намеченные планы.

Из-за колебаний погоды, резко снизивших проходимость транспорта, а также возросшего сопротивления врага передовым отрядам не удалось упредить отходившего противника с выходом к реке. К исходу 26 января на восточный берег Вислы в районах Шенайх и Нойсас вышли лишь три батальона 1-й гв. штурмовой инженерно-саперной бригады, сумевшие за ночь переправить на противоположный берег свою разведку и передовые отряды дивизии. Только утром 27 января 895-й стрелковый полк (передовой полк 193-й дивизии) вышел к Висле и с ходу по льду под покровом начавшейся метели форсировал ее. Воспользовавшись метелью, форсировал Вислу и 47-й стрелковый полк (передовой полк 15-й дивизии), который вышел к реке днем 27 января. В районах Гросс Вестпален и северо-западнее Нойсас были захвачены небольшие плацдармы, что позволило главным силам дивизий первого эшелона начать форсирование Вислы. [85] Остальные соединения армии в это время вели борьбу за выход к реке.

Даже в 105-м корпусе, который первым прорвался к реке, форсирование происходило не одновременно, а по мере подхода частей первого эшелона к Висле. Так, части 354-й дивизии начали форсирование в 5 часов, 193-й — в 7, а 15-й — в 14 часов 27 января. Это давало возможность противнику маневрировать силами и средствами. Но, несмотря на это, дивизии первого эшелона сумели преодолеть реку и развить успех своих передовых отрядов и авангардов.

Гитлеровцы, успевшие занять подготовленную оборону, оказывали ожесточенное сопротивление, особенно на участке 354-й дивизии, первой приступившей к форсированию Вислы. Уже к 9 часам 27 января ее части расширили плацдарм до 2 км по фронту и около 500 м в глубину. Однако враг задержал здесь дальнейшее наступление.

Другим соединениям также не удалось развить наступление на западном берегу. К исходу дня 15-я дивизия удерживала плацдарм 5 км по фронту и 2 км в глубину северо-восточнее Гросс Вестпален, а 193-я — в районе Гросс Вестпален.

Гитлеровцы предпринимали одну контратаку за другой. Только подразделения 15-й стрелковой дивизии (генерал-майор К. Е. Гребенник) отбили пять яростных атак врага силой до батальона пехоты с 3–5 танками и штурмовыми орудиями{97}.

Подразделения 354-й дивизии в 17 часов после сильного натиска гитлеровцев на левом фланге были отброшены на восточный берег реки.

Трудности форсирования и борьбы за плацдармы заключались в том, что войска армии за 13 дней наступления продвинулись с боями на 200 км, понесли потери, израсходовали боеприпасы и горючее, а бушевавшая два дня метель занесла дороги, лишила возможности нормального подвоза материальных средств{98}.

В течение 27 и 28 января соединения 105-го корпуса одновременно с форсированием Вислы вели бои по удержанию плацдарма, отражая неоднократные контратаки противника силой от батальона до полка при поддержке танков.

На других направлениях в полосах наступления 46-го и 18-го корпусов в районе Грауденц и севернее его форсировать Вислу с ходу не удалось. Безуспешной была и попытка овладеть штурмом предмостными укреплениями в районе Грауденц.

Только к 4 часам 28 января дивизии 46-го корпуса вышли [86] к Висле и форсировали ее по льду. Преодолевая упорное сопротивление противника, к 10 часам они захватили небольшие плацдармы южнее Ноенбурга и в районе Закрау и севернее его, но расширить их не смогли{99}. Попытки форсировать Вислу с ходу севернее Грауденца к успеху не привели. Безуспешно действовали и части 105-го корпуса на плацдарме на западном берегу Вислы.

Сил для дальнейшего развития успеха армия не имела. В этой сложной обстановке командование осуществило маневр силами и средствами. Получив разрешение командующего фронтом, армия начала перегруппировку. Главные силы 18-го и 46-го корпусов перебрасывались на левый фланг армии, где с захваченного плацдарма должны были продолжать наступление. В распоряжение командующего 65-й армией вновь передавался 1-й гв. танковый корпус.

Пока шла перегруппировка, соединения 105-го корпуса, отражая непрерывные контратаки, боролись за расширение плацдармов. К исходу 2 февраля им удалось объединить захваченные плацдармы в единый корпусной и несколько расширить его. Создались условия для ввода в сражение 18-го и 46-го корпусов, которые начали переправу на западный берег Вислы. К исходу 3 февраля почти все части этих корпусов были уже за рекой. Две бригады 1-го гв. танкового корпуса ночью подошли к Висле и начали переправу на западный берег.

Войска армии тщательно готовились к наступлению по расширению плацдарма. Но обстановка изменилась, и армии пришлось решать другие задачи. Дело в том, что 30-тысячный гарнизон блокированного города Торунь, прорвав слабое прикрытие войск 70-й армии, начал продвигаться в сторону Грауденца, где имелись переправы через Вислу. Одновременно противник нанес удар по войскам 65-й армии из района Грауденц и по соединениям, действовавшим на плацдарме на западном берегу Вислы.

В этой сложной, быстро меняющейся обстановке мне пришлось снять 413-ю стрелковую дивизию, один полк 354-й дивизии и 4-й инженерно-танковый полк с плацдарма на Висле, переправить их на восточный берег и занять рубеж Скаршево, Сарнау. Разгорелся ожесточенный бой. С востока врага настигли части 70-й армии. Гитлеровцы были окружены и расчленены. Контрудар противника из района Грауденц также был отражен соединениями 65-й армии.

Дивизии 46-го корпуса 65-й армии, наносившие удары на Свеце, встречали упорное сопротивление врага. Тогда командующий [87] войсками фронта приказал повернуть один корпус 49-й армии к плацдарму и нанести удар по тылам гитлеровцев, идя навстречу частям 46-го корпуса. Зажатый в тиски противник был разбит, и Свеце освобожден. К 9 февраля плацдарм на западном берегу Вислы был расширен до 24 км по фронту и 14 км в глубину{100}.

В итоге пятидневных решительных действий 65-й армии во взаимодействии с 70-й армией и фронтовым резервом вражеская группировка 8 февраля была разгромлена.

Отразив контрудары противника, сохранив и расширив плацдарм на Висле, войска армии в дальнейшем успешно развивали наступление на Гданьском направлении.

Как и при форсировании других рек, успех на Висле во многом зависел от огневого обеспечения. Из-за непогоды армейская артиллерия медленно выходила к реке. Однако следует отметить, что артиллерия, приданная передовым отрядам, шла вместе со стрелковыми подразделениями и поддерживала их действия огнем. Форсирование реки первым эшелоном обеспечивала дивизионная артиллерия (часть ее переправлялась по льду вместе с полками первого эшелона), артиллерия усиления, а также САУ и танки.

К исходу первого дня форсирования на плацдармы были переправлены полковая, часть дивизионной артиллерии, 439-й и 138-й истребительно-противотанковые полки 1-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады{101}.

Быстрое сосредоточение полковой и дивизионной артиллерии на западном берегу сыграло большую роль в удержании и расширении плацдармов. Воины-артиллеристы, отражая многочисленные контратаки врага, действовали отважно, проявляли стойкость и мужество. Умело действовал капитан Н. А. Шумейко, дивизион которого поддерживал огнем 47-й полк 15-й дивизии. 29 января противник предпринял несколько контратак, стремясь отбросить за реку подразделения полка. Находясь на НП в боевых порядках войск и наблюдая за боем, Шумейко своевременно вызывал массированный огонь своего дивизиона. Благодаря слаженным действиям артиллеристов все контратаки противника были отбиты. В 17 часов 30 минут гитлеровцы предприняли новую контратаку, бросив в бой до батальона автоматчиков при поддержке 10 танков и штурмовых орудий. Несколько вражеских танков с десантом прорвались к НП полка. Капитан Н. А. Шумейко, находясь в окружении, вызвал огонь дивизиона на себя. Было подбито 2 штурмовых орудия, один танк и уничтожено много автоматчиков противника{102}. За [88] этот подвиг отважному артиллеристу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Высокое мастерство и мужество показали воины гаубичного артиллерийского дивизиона, который поддерживал при форсировании Вислы один из батальонов 193-й дивизии. Находясь на западном берегу реки, командир дивизиона капитан И. Г. Шевченко лично корректировал огонь своих батарей. 31 января артиллеристы уничтожили 3 танка. 1 февраля фашисты силой до батальона пехоты с 20 танками предприняли новую контратаку и начали теснить наших воинов. В критический момент, когда командир батальона вышел из строя, капитан Шевченко принял командование на себя. Он приказал своему дивизиону открыть огонь, от которого пехота противника залегла, затем, перенеся огонь дивизиона, он поднял батальон в атаку и восстановил положение{103}.

Геройски сражался расчет 76-мм орудия под командованием старшего сержанта В. К. Шебелева из 128-го гв. полка 44-й гв. дивизии. Только в одном бою 5 февраля в районе Гросс Вестпален расчет подбил танк, уничтожил 2 пулемета и много вражеских солдат.

Стойко держала свои позиции, обороняя плацдарм на западном берегу Вислы, батарея капитана Н. В. Калуцкого из 58-й гаубичной артиллерийской бригады. Когда противник вплотную подошел к НП батареи, Калуцкий вызвал огонь на себя. Три раза в день повторил он эту команду, в результате чего были подбиты три штурмовых орудия, танк и уничтожено до роты солдат и офицеров противника{104}. Так советским воинам удалось отстоять плацдарм. Капитан Н. В. Калуцкий был удостоен звания Героя Советского Союза.

Героизм в ходе форсирования Вислы и борьбы за удержание захваченного плацдарма был массовым. Многие воины были награждены орденами и медалями, а полковник А. П. Варюхин, подполковник Р. Н. Лапин, майор М. К. Меркулов, капитан Г. Д. Леладзе, старший лейтенант И. М. Трифонов и старший сержант М. П. Волков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Инженерные войска, используя накопленный в предшествующих боях богатый опыт, умело обеспечивали форсирование Вислы. Передовые отряды и авангарды преодолевали реку по льду, толщина которого была 18–20 см, после чего саперы сразу же приступали к наращиванию льда для переправы артиллерии. Учитывая опыт форсирования Дона в [89] ноябре 1942 г., на лед настилали доски, бревна, жерди и другой подручный материал. Проруби и небольшие полыньи саперы закрывали досками, бревнами и обливали водой. Мороз быстро схватывал мокрый настил. 27 января были полностью готовы для пропуска грузов пять ледяных переправ. Однако противнику удалось отбросить левофланговые подразделения 354-й дивизии на восточный берег Вислы и лишить их переправ в районе Нойсас, а затем и севернее его. Вся нагрузка пала на ледяную переправу в районе Шенайх, которая 28 января была усилена с обоих берегов верхним строением парка УВС А-3. Теперь по ней могли переправляться грузы до 15 т, в том числе и СУ-76{105}.

Одновременно с оборудованием ледяных переправ специально выделенные инженерные части приступили к заготовке элементов 60-тонного моста. 27 января в районе Шенайх (ширина реки 384 м) 14-я инженерно-саперная бригада и 89-й моторизованный понтонно-мостовой батальон приступили к постройке моста в непосредственной близости от противника (600 м) под его непрерывным артиллерийско-минометным огнем.

Когда наступила оттепель и намораживать лед стало невозможно, в районе 3 км северо-восточнее Нойсас во льду взрывами образовали канал и в нем к 29 января навели наплавной мост. С утра 1 февраля начал действовать мост и в районе Шенайх, по которому прошли боевые машины танкового полка, артиллерия. С 5 по 11 февраля рядом с наплавным мостом был наведен еще один мост с наплавной частью из парка ДМП-42. К мостам было оборудовано 12 км колейно-жердевых дорог и подъездов.

Общее руководство оборудованием и строительством переправ, как и раньше, осуществляла специально созданная оперативная группа армии, в которую входили начальник и офицеры штаба инженерных войск армии, а также офицеры штабов инженерных и понтонно-мостовых соединений и частей. Группа имела две радиостанции для связи с батальонами и штабом армии, а также взвод проводной связи. Комендантскую службу несли инженерные части. Движение по мосту в районе Шенайх было в основном только на западный берег, по мосту, находящемуся в 3 км северо-восточнее Нойсаса, — на восточный{106}.

В ходе строительства и эксплуатации переправ воины инженерных войск проявляли мужество и героизм. Они делали все, чтобы как можно быстрее переправить на плацдарм технику и боеприпасы. [90]

* * *

Форсирование Вислы было осуществлено в ходе глубокой фронтовой наступательной операции на ее завершающем этапе. Последовательное форсирование мелководных рек, а затем и Вислы в рамках одной фронтовой и двух последовательных армейских наступательных операций в зимних условиях было дальнейшим развитием полученного ранее опыта.

Несмотря на чрезвычайно сложную оперативную обстановку и ожесточенное сопротивление противника, войска 65-й армии, преодолев с боями свыше 200 км и форсировав Вислу, в целом выполнили поставленные задачи. Успех был достигнут вначале в полосе 105-го стрелкового корпуса, которому удалось упредить отходившего к реке противника и захватить небольшой плацдарм, а затем расширить его. Это позволило переправить главные силы армии и приступить к развитию наступления.

Боевой опыт форсирования Вислы еще раз подчеркнул важную роль разведки реки, обороны противника на обоих берегах. Причина неудачи штурма предмостного укрепления в районе Грауденц состояла в том, что не была учтена прочность обороны противника. Здесь были скованы силы целого стрелкового корпуса (планировалась одна дивизия), что привело к резкому снижению темпов наступления армии.

Необходимо отметить творческий подход командования и штаба армии к вопросам выработки решения на форсирование, своевременную постановку задачи войскам и постоянный контроль за выполнением отданных распоряжений. Форсирование Вислы было предусмотрено еще при планировании Восточно-Прусской операции, а по мере подхода к реке в планы вносились необходимые уточнения.

Боевые действия армии по расширению захваченного плацдарма на западном берегу Вислы показывают, что противник всегда предпринимает отчаянные попытки, чтобы восстановить положение, наносит контрудары и контратаки как по войскам на плацдарме, так и по флангам и тылам из районов предмостного укрепления.

Форсирование Вислы осуществлялось в чрезвычайно неблагоприятных условиях, когда из-за погоды приходилось неоднократно менять способы использования переправочных средств. Почти ежедневные густые туманы не позволяли эффективно использовать авиацию и артиллерию.

Как при подготовке, так и в ходе форсирования штаб [91] армии учитывал ранее накопленный опыт преодоления водных преград: оборудование ледяных переправ (Дон), создание передовых отрядов для захвата и расширения плацдармов, быстрая перегруппировка войск армии на участок, где обозначился успех форсирования (Десна, Сож, Днепр), упреждение противника в занятии рубежа за рекой, а также организация боевых действий по удержанию и расширению плацдарма (Нарев). [92]

Дальше