Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава третья.

На Нареве

Хотя в конце августа 1944 г. и завершилась Белорусская стратегическая наступательная операция, правому крылу 1-го Белорусского фронта, где действовала 65-я армия, было приказано продолжать наступление, к 4–5 сентября выйти на р. Нарев (до устья), захватить плацдармы на ее правом берегу в районе Пултуск, Сероцк, после чего перейти к обороне.

К этому времени состав 65-й армии несколько изменился. На 1 сентября 1944 г. в нее входили 18-й стрелковый корпус (15-я, 37-я гв. и 69-я стрелковые дивизии, 115-я стрелковая бригада), 105-й стрелковый корпус (44-я гв. и 354-я стрелковые дивизии), 46-й стрелковый корпус (108-я и 186-я стрелковые дивизии) и 193-я стрелковая дивизия (всего восемь стрелковых дивизий и стрелковая бригада). Все соединения участвовали в непрерывных и ожесточенных боях, имели значительные потери. Так, почти во всех стрелковых полках вместо трех батальонов имелось два, а в батальонах вместо трех — две роты. В ротах насчитывалось лишь по 40–50 бойцов, а в батальонах — по 100–120.

Армия была усилена артиллерийской дивизией РВГК, двумя гв. минометными полками РВГК, тремя полками САУ и танковым полком{61}. В соответствии с указаниями Ставки командующий войсками фронта Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский 30 августа поставил 65-й армии задачу: прорвать оборону противника и в дальнейшем выйти к р. Нарев на участке Пултуск, Сероцк, форсировать ее и захватить плацдарм{62}. Армии был придан 1-й гв. танковый корпус (185 танков и САУ), ее поддерживала 2-я гв. штурмовая авиационная дивизия 16-й воздушной армии.

Справа наступала 48-я, слева — 28-я армии.

На удалении 1–2 км от левого берега Нарева во всей полосе наступления армии с севера на юг тянулся сплошной лесной массив шириной 1,5–4 км, позволявший скрытно [62] подходить к реке и сосредоточивать войска для ее форсирования. Лес в основном хвойный, вполне пригодный для строительства мостов. Грунт на подходах к реке песчаный, местами сплошной сыпучий песок. Шоссе от Вышкува до Пултуска и Сероцка, а также сеть грунтовых дорог позволяли быстро продвигаться к реке.

Нарев — правый приток Западного Буга. Долина реки шириной 3–4 км сужалась в районе Гонсерово-Дуже до 500 м. Правый берег высокий, преимущественно обрывистый, возвышается над левым на 15–20 м. Левобережная пойма в основном заболоченная, с большим количеством стариц, озер, ручьев и осушительных канав. Русло извилистое, с островами. Ширина реки от 70 до 250 м, глубина от 1,2 до 3 м, дно песчаное. Скорость течения 0,6–0,8 м/с. Из имевшихся четырех мостов грузоподъемностью свыше 30 т два были у Пултуска, один — у Голендры и один — у Лаха.

Нарев был последним естественным рубежом, прикрывавшим подступы к южным границам Восточной Пруссии и нижнему течению Вислы. С форсированием ее появлялась возможность обхода Варшавы с севера и северо-запада. Поэтому гитлеровцы вложили много труда в создание обороны на правом берегу Нарева.

Аэрофотосъемка и агентурная разведка показывали, что на правом берегу подготовлены мощные инженерные сооружения. Оборона на Нареве состояла из трех позиций с развитой системой узлов сопротивления и опорных пунктов, усиленных инженерными препятствиями и заграждениями.

Первая и вторая позиции состояли из двух-трех траншей полного профиля, соединенных между собой ходами сообщения. Передний край обороны проходил в 100–150 м от правого берега реки. Непосредственно у реки были отрыты одиночные и групповые окопы для боевого охранения. Перед позицией тянулась сплошная полоса проволочных заграждений в 5–6 рядов кольев. В районах, где реку можно было перейти вброд, — проволочные заграждения из двух полос в 3–4 кола каждая. Перед ними и непосредственно перед первой траншеей — сплошная полоса противотанковых и противопехотных минных полей. Траншеи и проволочные заграждения были тщательно замаскированы и с левого берега почти не просматривались. В 400–600 м от первой позиции проходила вторая. Они соединялись ходами сообщения с оборудованными открытыми пулеметными площадками.

В пределах обеих позиций противник возвел огневые сооружения для автоматчиков, пулеметчиков и огнеметчиков. [63]

Располагавшиеся в шахматном порядке, они представляли собой круглые железобетонные колодцы глубиной до 2 м, диаметром около 1,8 м и толщиной стенок 100–150 мм. На важнейших направлениях, вдоль дорог, плотность огневых сооружений доходила до 7–15 единиц на 1 км фронта. Но строительство их не было завершено: на них не успели установить бронеколпаки. Третья позиция, оборудованная в 400–600 м от второй, представляла собой систему групповых окопов, кое-где соединенных траншеями. Все населенные пункты на правом берегу реки были превращены в опорные пункты и узлы сопротивления с круговой обороной. Перед Дзбанице тянулся противотанковый ров.

Правда, было установлено, что вражеская оборона на правом берегу Нарева была занята небольшим количеством войск. Однако мосты, броды и переправы через реку обороняли подразделения заградительной противотанковой бригады «Б», имевшие на вооружении большое количество противотанковых орудий и солдат с фаустпатронами. Противник предполагал занимать оборону войсками, отходившими с фронта. Вот почему для форсирования Нарева с ходу нужны были высокие темпы наступления, чтобы упредить противника с выходом к реке. Этого требовал и командующий фронтом.

Подготовка

Прорыв обороны противника осуществлялся смежными флангами 18-го (генерал-майор И. И. Иванов) и 105-го (генерал-майор Д. Ф. Алексеев) стрелковых корпусов. Затем в прорыв вводилась подвижная группа армии (1-й гв. танковый корпус), имевшая задачу захватить мосты, броды и переправы через Нарев. От исходного рубежа до Нарева было около 100 км, и почти половину этого расстояния занимали леса. Успех действий подвижной группы во многом зависел от выбора момента и места ее ввода в сражение. Было решено ввести ее в сражение в полосе 105-го корпуса: там до Вышкува, где кончались леса, проходила шоссейная дорога.

Чтобы достигнуть высокого темпа наступления, передовые отряды стрелковых дивизий, состоявшие из подразделений автоматчиков на бронетранспортерах, усиленных противотанковыми орудиями и минометами, должны были обходить с фланга и тыла вражеские арьергарды, уничтожать их противотанковые средства, открывая дорогу танкам. Танкисты же завершали разгром вражеских арьергардов на шоссе [64] и, не развертываясь в боевой порядок, прорывались в район западнее Вышкува. Отсюда танковый корпус должен был, не дожидаясь стрелковых дивизий, вырваться к Нареву, захватить переправы и плацдармы на участке Голендры, Лаха. Вслед за танковым корпусом к исходу третьего дня форсировать Нарев должны были стрелковые корпуса.

В связи с тем что Нарев предстояло форсировать с ходу, большая часть артиллерии была передана корпусам и дивизиям. С переходом в наступление после артиллерийской подготовки 18-му и 105-му корпусам переподчинялось по артиллерийской бригаде.

В ходе выдвижения соединений армии к Нареву инженерные войска вели разведку местности и маршрутов, обороны противника и его заграждений, строили и ремонтировали мосты и дороги, разминировали маршруты, населенные пункты и места сосредоточения войск.

К началу наступления армия в своем составе имела 14-ю армейскую инженерно-саперную бригаду, два батальона 2-й штурмовой инженерно-саперной бригады, два батальона 1-й гв. моторизованной инженерной бригады, два батальона 7-й моторизованной понтонно-мостовой бригады и два военно-строительных отряда. Кроме того, тринадцать саперных батальонов насчитывалось в стрелковых и танковых соединениях.

18-й и 105-й корпуса были усилены двумя, а 46-й стрелковый корпус (генерал-майор К. М. Эрастов) — одним инженерно-саперным батальоном. Резерв инженерных сил состоял из средств 14-й инженерно-саперной, бригады (без одного батальона) с парком НЛП, двумя комплектами ТЗИ и 60 ДСЛ, 61-го и 136-го отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов с двумя парками Н2П{63}.

Кроме того, в ходе выдвижения к Нареву инженерные войска готовили переправочные средства и выдвигали их вслед за соединениями первого эшелона. Силами инженерных войск было изготовлено 110 саперных деревянных лодок, из них 14 было придано 18-му, 26–105-му и 20–46-му корпусам{64}. Для того чтобы как можно больше табельных переправочных средств вышло на Нарев вместе с наступавшими войсками, преодоление небольших рек, ручьев и канав осуществлялось с использованием заготовленных заранее деталей деревянных мостов и подручных средств.

До всего личного состава армии была доведена директива Ставки от 21 августа, в которой говорилось: «Придавая большое значение делу форсирования р. Нарев на участке от Остроленка (50 км северо-восточнее Пултуска) до Новы [65] Двур (30 км юго-западнее Сероцка) и созданию достаточно широких и прочных плацдармов на этом участке, дающих возможность развернуть крупные наступательные операции за р. Нарев против Восточной Пруссии, Ставка Верховного Главнокомандования приказывает: довести до сведения всех командиров наших фронтов, что бойцы и командиры, отличившиеся при форсировании р. Нарев и захвате указанных плацдармов, получат специальные награды орденами вплоть до присвоения звания Героя Советского Союза»{65}. Эта директива сыграла большую роль в мобилизации личного состава, поднятии морального духа войск.

После получения 1 сентября боевой задачи во всех соединениях партийно-политический аппарат обсудил вопрос «О задачах партийно-политической работы по обеспечению прорыва обороны и форсирования Нарева». В частях дивизий состоялись совещания офицерского состава, партийные и комсомольские собрания на тему «О задачах коммунистов и комсомольцев в предстоящей операции». С личным составом провели беседы на темы: «Река Нарев — ворота в логово зверя», «Нарев — последний водный рубеж перед Восточной Пруссией» и другие. Воины — участники форсирования Десны, Сожа, Днепра и Западного Буга провели в полках беседы с молодыми бойцами{66}.

Форсирование

Наступление началось утром 3 сентября. Бои были скоротечными, но ожесточенными. Уже в ночь на 4 сентября противник был вынужден начать отход. Воспользовавшись этим, командование армии ввело в сражение 1-й гв. танковый корпус (генерал-майор танковых войск М. Ф. Панов), который прорвал вторую полосу обороны противника и устремился к Нареву (рис. 4).

Ввод в сражение танкового корпуса дал возможность войскам армии резко увеличить темпы наступления, неотступно преследовать противника и воспрепятствовать в занятии им подготовленной обороны на правом берегу Нарева. Этому способствовало и выделение от стрелковых дивизий и бригад танкового корпуса передовых отрядов. В их состав, как правило, назначался усиленный стрелковый батальон, передвигавшийся на автомашинах, а от танковых бригад — до танкового батальона.

Вступив в бой днем 4 сентября, передовые отряды устремились к Нареву. Все они были нацелены в основном на захват мостов. К сожалению, специальных групп, предназначенных [67] для предотвращения взрыва противником переправ, от передовых отрядов выделено не было. Это и явилось одной из причин того, что врагу удалось взорвать мостовые переправы, хотя не все его войска успели отойти за Нарев.

Вот один из примеров. Передовой отряд танкового корпуса в составе мотострелкового батальона и артиллерийского дивизиона начал действовать из района Циски, где в ночь на 4 сентября были разгромлены арьергарды врага, прикрывавшие отход войск на правый берег Нарева. Отряд устремился к реке. У леса 1 км западнее Циски (в 3 км от реки) ночью он настиг вражескую колонну, отходившую к Нареву. Командир отряда Герой Советского Союза майор И. Г. Кобяков решил спешить бойцов с автомашин, незаметно вклиниться во вражескую колонну, совместно с ней достичь моста и внезапно овладеть им. Почти 1,5 км по лесной дороге бойцы отряда шли вместе с ничего не подозревавшими гитлеровцами. Но когда до моста оставался километр, гитлеровцы обнаружили, что вместе с ними следуют советские воины. Завязался бой, короткий, но яростный. Часть гитлеровцев в панике разбежалась по лесу, а основная масса бросилась к реке: одни к мосту и пешеходным мостикам, другие прямо к воде с намерением переплыть реку. Дорога к мосту, все подступы к реке в этом районе были запружены бежавшими гитлеровцами, брошенными автомашинами, орудиями и минометами, повозками.

В 4 часа 30 минут 5 сентября 1-й взвод 2-й роты сумел прорваться на мост на плечах гитлеровцев, но разминировать его не успели. Противник взорвал мост, несмотря на то что на левом берегу еще находилось много его войск{67}.

Заслуживает внимания организация совместных действий танкистов и стрелков. Так, передовые отряды 354-й стрелковой дивизии (полковник В. Н. Джанджгава) в составе двух стрелковых батальонов майоров М. У. Гамзатова и И. Т. Ищенко были посажены на самоходки и бронемашины 922-го самоходного артиллерийского полка. Ранним утром 5 сентября они совместно с передовыми отрядами танковых бригад 1-го танкового корпуса устремились к Нареву, форсировали его и захватили небольшой плацдарм.

Передовые отряды, не ввязываясь в бои за опорные пункты и узлы сопротивления врага, проникали через его боевые порядки. Так, передовой отряд 69-й стрелковой дивизии на автомобилях, усиленный восемью СУ-76, артиллерийской батареей и саперным взводом (саперы погрузили на автомашины несколько деревянных лодок и средства инженерной [68] разведки), начал действовать вечером 4 сентября. На подходе к Нареву утром 5 сентября он настиг вражескую колонну и разгромил ее. К 6 часам вышел к реке. Найдя брод, передовой отряд под командованием капитана К. Н. Кукушкина начал форсирование реки. Первыми переправились бойцы роты старшего лейтенанта П. А. Мясоедова, которые и закрепились на правом берегу. Вместе со стрелками находились саперы старшего лейтенанта П. М. Варламова, проделавшие проходы в минном поле на правом берегу, разведчики сержанта Г. Н. Кирпичева и одно орудие. Переправился на правый берег и командир батареи капитан В. А. Генераленко вместе со своими разведчиками и радистами. Огнем этого орудия было уничтожено 5 огневых точек врага, и под его прикрытием на правый берег были доставлены остальные орудия батареи. При поддержке огня батареи передовой отряд отбил 7 контратак противника. Левее этого отряда форсировал Нарев и передовой отряд 303-го стрелкового полка. Совместными усилиями удалось захватить плацдарм южнее Лубеницы.

Таким образом, хотя передовым отрядам и не удалось захватить мостовые переправы, некоторые из них сумели преодолеть Нарев и овладеть небольшими плацдармами на его правом берегу.

В связи со взрывами мостов командование танкового корпуса решило начать форсирование реки мотопехотой в районе Голендры. Примерно в 5 часов 5 сентября к реке подошли танковая бригада (полковник К. Г. Кожанов) и главные силы мотострелковой бригады (полковник Г. Н. Филиппов). Через 30 минут при поддержке артиллерии и танков, выдвинутых непосредственно к берегу для ведения огня прямой наводкой, стрелки мотострелковой бригады и моторизованный батальон автоматчиков танковой бригады на подручных средствах форсировали реку, сломили сопротивление противотанковой роты заградительной бригады и подразделений 5-й легкой пехотной дивизии врага и к 6 часам овладели Карневеком{68}. Первыми форсировали реку и вступили на правый берег мотострелковые роты капитанов С. Б. Лукьянченко и И. М. Столярова.

В это время саперы восстановили частично взорванные пешеходные мостики, а также сколотили из брошенных врагом повозок и кузовов автомашин несколько плотиков. С их помощью на плацдарм были переправлены пулеметные расчеты и батальонные минометы. К 9 часам 5 сентября мотопехота, сломив сопротивление гитлеровцев, захватила плацдарм размером до 5 км по фронту и 3,5 км в глубину. Противник, [69] стремясь не допустить дальнейшего продвижения советских войск на правом берегу Нарева, начал спешно выдвигать подразделения и части для усиления своей обороны. Начиная с 4 сентября сюда стали прибывать части 542-й немецкой пехотной дивизии. Советские воины вынуждены были перейти к обороне, ожидая подхода танков и стрелковых дивизий{69}.

После захвата плацдарма саперы нашли брод в районе Кручи Борек, пригодный для переправы танков. Уже в 14 часов 30 минут 5 сентября по броду прошел первый танк и сразу вступил в бой, поддерживая мотопехоту.

Форсирование водной преграды с ходу мотострелками танкового корпуса на подручных средствах, а танками вброд, не ожидая прибытия табельных переправочных средств, смелые и дерзкие действия воинов создали благоприятные условия для преодоления реки стрелковыми дивизиями.

Все три стрелковых корпуса неотступно преследовали отступавшего противника. Не прекращая наступление ночью, они вслед за танкистами вышли к реке и в течение 5 сентября полностью очистили от противника левый берег Нарева от Пултуска до Гонсерово-Дуже.

С выходом на Нарев стрелковые соединения сразу же приступили к форсированию реки. Для каждого корпуса заранее были намечены участки форсирования: для 18-го — Пултуск, Кручи Борек, 105-го — Кручи Борек, Гонсерово-Дуже и 46-го — Гонсерово-Дуже, Сероцк.

Главные силы стрелковых соединений начали переправляться через Нарев, не ожидая подхода переправочных средств, по штурмовым мостикам и вброд. Первой к форсированию приступила 69-я стрелковая дивизия (генерал-майор И. И. Санковский). Вслед за ней, используя успех частей 1-го танкового корпуса, начали преодолевать реку дивизии 105-го корпуса в районах севернее Кручи Борек, Карневек. Смело и решительно выполняли задачу воины 193-й стрелковой дивизии (генерал-майор А. Г. Фроленков). Особенно отличились лейтенанты И. П. Беляев и Н. Н. Тявкин, которым было присвоено звание Героя Советского Союза.

В беспорядке отступившие за Нарев войска противника вскоре оправились и с 16 часов стали не только оказывать сопротивление частям дивизий, но и контратаковать.

В район боевых действий спешно прибывали танковая дивизия СС «Викинг» (70–75 танков и штурмовых орудий), отдельная танковая бригада (около 25 танков) и пехотная дивизия, переброшенная из Восточной Пруссии. По мере подхода они вступали в бой, имея задачу сбросить советские [70] войска с захваченных плацдармов. Уже со второй половины дня войска армии, форсировавшие Нарев, вынуждены были перейти к обороне и отражать контратаки врага. Однако ему не удалось сбросить наши части с плацдармов.

К исходу 5 сентября соединения первого эшелона армии отразили все контратаки противника и вышли на рубеж 1 км северо-западнее Кручи Борек, 1 км северо-западнее Гонсерово-Дуже, удерживая плацдарм 8 км по фронту и 3 км в глубину{70}.

Бои шли и восточнее Нарева. 46-й корпус вышел к реке в середине дня на участке Гонсерово-Дуже, Сероцк. Однако из-за упорного сопротивления противника ему не удалось преодолеть реку с ходу{71}. Только в ночь на 6 сентября 186-я стрелковая дивизия (генерал-майор Г. В. Ревуненков) форсировала реку и после упорных боев вышла к северной окраине Сероцка{72}. Западнее Борсуки-Нове ночью преодолела Нарев 15-я стрелковая дивизия (генерал-майор К. Е. Гребенник) и овладела небольшим плацдармом севернее Лубеницы. А южнее форсировала Нарев 37-я гв. стрелковая дивизия (полковник В. Л. Морозов) и захватила плацдарм 600 м по фронту и 200 м в глубину{73}. На него был переправлен стрелковый полк.

Соединения других корпусов своими активными действиями не давали противнику возможности провести необходимую перегруппировку сил и средств.

В течение 6 сентября наши войска предпринимали усилия расширить захваченные плацдармы, отражали непрерывные контратаки немецко-фашистских войск. За сутки соединения продвинулись на глубину до 2 км. Особенно упорное сопротивление встретили 44-я гв. и 354-я дивизии, которые в течение суток отражали непрерывные контратаки противника. Как и при форсировании реки, воины этих соединений показали образцы несгибаемого мужества. Многие солдаты и офицеры были награждены орденами и медалями, наиболее отважные удостоены звания Героя Советского Союза. В 44-й гв. стрелковой дивизии — М. И. Гасников, Л. С. Корнев, И. И. Крейзер, А. Курбанов, И. Ф. Михайленко, Г. Г. Романов, В. И. Смоляных, А. В. Солодов и Г. Л. Ступак, в 354-й стрелковой дивизии — В. А. Алисов, Н. М. Григорьев, Г. Ф. Канцев, И. В. Маслаков, М. Н. Павлов.

Вместе со стрелковыми соединениями действовали и танковые бригады 1-го гв. танкового корпуса как танки НПП. Одновременно продолжалась переправа танков и самоходных артиллерийских установок. К исходу дня все части [71] и соединения танкового корпуса, за исключением 923-го самоходного артиллерийского полка (готовился к переправе), 251-го танкового и 1900-го самоходного артиллерийского полков, почти не имевших техники, находились на плацдарме{74}. В этих боях особо отличились полковник Б. В. Шульгин, майоры Г. Ф. Иванов, Д. М. Цирубин, капитан Т. И. Павлов, лейтенант И. Т. Желтобрюх и младший лейтенант Ф. Ф. Симаков. Им было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ночь и в первой половине дня 7 сентября на плацдарм перебрасывалась оставшаяся на правом берегу полковая и дивизионная артиллерия. С целью развития наступления была осуществлена перегруппировка в корпусах и дивизиях, подтянуты тылы, войска пополнены боеприпасами. Командарм приказал соединениям возобновить наступление в середине дня и выйти на рубеж Пултуск, Покшивница, Станиславово, Зегже. При этом 1-му гв. танковому корпусу была поставлена задача всеми силами нанести удар из района 5 км восточнее Цепелина в направлении Блендостово{75}. В связи с тем что противник оказал 37-й гв. дивизии упорное сопротивление, командующий армией приказал перегруппировать ее в район южнее Кручи Борек и там переправить на плацдарм. В 13 часов 7 сентября войска возобновили наступление. Однако из-за ожесточенного противодействия противника им удалось продвинуться лишь на 1–2 км{76}.

На следующий день бои по расширению плацдарма продолжались. К исходу 8 сентября войска вышли на рубеж Лубеница, Покшивница, Цепелин, лесопильный завод на северной окраине Сероцка{77}. Размеры плацдарма достигали 15 км по фронту и 8–10 км в глубину.

К этому времени справа в районе Ружан (30 км северо-восточнее Пултуска) захватила плацдарм 48-я армия, а слева 70-я армия вела бои на рубеже устья Западного Буга (севернее Варшавы).

Плацдарм на правом берегу Нарева, захваченный и удерживаемый войсками 65-й армии, играл существенную роль в развитии боевых событий в районе Варшавы. Нависая с севера над варшавской группировкой противника, армия лишала ее свободы действий. Наревские плацдармы (в полосе 65-й армии впоследствии плацдарм получил название «Сероцкий») вынуждали гитлеровское командование все время держать резервы для отражения наступления советских войск. [72]

Успеху армии в значительной степени содействовало достаточно сильное огневое обеспечение. С началом форсирования главными силами для подавления противника на правом берегу полковая и основная масса дивизионной и корпусной артиллерии была поставлена для ведения огня прямой наводкой. По мере переправы пехоты и танков на захваченный плацдарм переправлялась батальонная и полковая артиллерия в основном вброд.

Переправа артиллерийских частей и подразделений стрелковых дивизий была завершена в ночь на 6 сентября. Батареи 122-мм гаубиц и вся поддерживающая артиллерия вели огонь с закрытых огневых позиций, создавая плотный заградительный огонь перед контратакующим противником.

Противовоздушная оборона войск осуществлялась силами 12-й зенитной артиллерийской дивизии, которая вышла к реке к исходу дня 6 сентября. Она прикрывала главную группировку армии (105-й стрелковый и 1-й гв. танковый корпуса) и переправы через Нарев в районе Кручи Борек, Голендры. Зенитчики заставили самолеты противника в дневное время действовать на высоте 4000–5000 м. За проявленные мужество и героизм майору М. И. Комарову, капитану А. А. Забронскому, старшему лейтенанту И. П. Горчакову и сержанту Ф. М. Пузыреву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как и при форсировании предыдущих водных преград, на Нареве вопрос инженерного обеспечения был одним из главных. В связи со сравнительно небольшой глубиной Нарева сразу же после выхода передовых отрядов к реке начиналась разведка бродов, а с захватом плацдармов на правом берегу — их оборудование. Первая попытка оборудовать брод для танков в районе Голендры дотерпела неудачу, так как его глубина была более 1,5 м, а боевые машины не имели специального оснащения для ее преодоления. Брод для переправы танков был найден в районе Кручи Борек. Его глубина была 0,5–1 м, а длина 400–420 м, так как шел он не по прямой, а с поворотами. По руслу реки были выставлены вехи и поставлены регулировщики. Чтобы вода не заливала машины, люки и щели закрывали брезентом, плащ-палатками, законопачивали паклей.

5 сентября в 14 часов 30 минут начал переправу один из батальонов 15-й танковой бригады, а вся бригада переправилась на плацдарм к утру 6 сентября. Это объяснялось тем, что после прохода 2–3 танков брод углублялся, а подход к нему и выход становились непреодолимыми: их требовалось усилить и положить гати. [73]

С началом форсирования реки главными силами все большую роль играли табельные переправочные средства, из которых по мере подхода их к реке оборудовались паромные, а затем и мостовые переправы.

Тяжелые понтонно-переправочные средства (резерв армии) при перегруженности дорог продвигались за войсками медленно. Только к середине дня 5 сентября они вышли в район 3–4 км восточнее Голендры. К этому времени были захвачены плацдармы, исключавшие возможность ведения огня артиллерией противника прямой наводкой. Понтонно-мостовым батальонам сразу же была поставлена задача на оборудование паромных переправ. Уже к 18 часам в районе Карневек было собрано два парома под грузы 30 т{78}, на которых производилась переправа артиллерии 1-го гв. танкового корпуса. Примерно к этому же времени южнее Голендры было собрано два 16-тонных парома, на которых осуществлялась переправа артиллерии и автомашин 354-й дивизии{79}. В этот день батальоны 14-й инженерно-саперной бригады в районе Карневек приступили к строительству низководного моста под грузы 60 т. Геройски действовал на строительстве моста командир отделения 170-го инженерно-саперного батальона сержант В. К. Блинов, который был удостоен звания Героя Советского Союза.

С увеличением глубины плацдарма количество переправ (в основном паромных) возрастало. Силами 14-й инженерно-саперной бригады к утру 6 сентября к реке был подтянут легкий понтонный парк, к 14 часам введены в действие первые два парома, а к исходу дня еще четыре: три под грузы 16 т и три под грузы 5 т. На них осуществлялась переправа частей 15, 69, 193-й и 44-й гв. стрелковых дивизий, мотострелков 17-й танковой бригады и приданной артиллерии 18-го корпуса.

Мостовые переправы начали действовать уже во вторую ночь форсирования. Так, в ночь на 6 сентября в полосе 105-го корпуса в районе Голендры 61-й и 136-й понтонно-мостовые батальоны начали наводку наплавного моста под грузы 30 т, однако из-за контратаки противника в 4 часа утра работа была прекращена и возобновлена только в 14 часов. В 19 часов, когда собирался последний замыкающий паром, в результате налета авиации противника был уничтожен один мостовой паром. Восстановить его удалось только к 22 часам, после чего началась переправа войск и техники{80}. Особенно отличились воины 61-го понтонно-мостового батальона. За мужество и героизм, проявленные при обеспечении форсирования Нарева, старший лейтенант А. А. Соломонов [74] и старший сержант И. В. Собянин были удостоены звания Героя Советского Союза.

Переправа по мосту осуществлялась только ночью. Утром мост разбирался, а понтоны маскировались. Днем работали паромные переправы.

Наращивание переправ проходило в основном в ночное время. Особенно много было сделано в ночь и днем 8 сентября, когда армия вела подготовку к возобновлению наступления на плацдармах и шла усиленная переброска сил и средств на правый берег. Инженерные войска вводили в строй все новые и новые переправы. В этот день было завершено строительство моста у Карневек под грузы 60 т. С 4 часов утра в районе 1 км северо-западнее Кручи Борек началось строительство другого низководного моста через Нарев грузоподъемностью 60 т. Оно велось одновременно с двух берегов силами 6-го и 8-го отдельных штурмовых инженерно-саперных батальонов. В районе Лаха 167-й инженерно-саперный батальон начал заготовку элементов для сооружения третьего низководного моста через Нарев{81}. Всего инженерные войска армии с 5 по 8 сентября собрали 10 паромов, навели один наплавной и построили два низководных (один из них был завершен к 6 часам утра 9 сентября) деревянных моста. Развертывалось строительство еще двух низководных мостов. В целом за это время на плацдарм по мостовым переправам было доставлено 27 САУ, 154 орудия и миномета, 7 бронемашин и тягачей, 205 автомашин с грузами и 2600 человек, а на паромах — 30 САУ, 53 орудия, 237 автомашин и 1100 человек{82}. Кроме того, по мостам и на паромах было переправлено большое количество повозок с боеприпасами и лошадей.

При форсировании Нарева, расширении и удержании плацдарма на его правом берегу воины показали высокие морально-боевые качества, стремление во что бы то ни стало добиться победы над врагом. В боях они проявляли мужество и отвагу. Например, старший сержант М. М. Чернов из 1-го батальона 303-го стрелкового полка 69-й дивизии первым ворвался в траншею, гранатами уничтожил пулеметный расчет. Помощник командира взвода старший сержант С. Г. Хребто из 1-го батальона 120-го стрелкового полка этой же дивизии в разгар боя заменил выбывшего из строя командира взвода и умело руководил отражением контратак противника. За героизм, проявленный при форсировании Нарева и удержании плацдарма в первый день боя, старшие сержанты Чернов и Хребто были удостоены звания Героя [75] Советского Союза, многие командиры и бойцы награждены орденами и медалями.

За 6 суток наступления войска освободили много населенных пунктов, нанесли большой урон врагу. Были подбиты и сожжены 33 танка и штурмовых орудия, 21 БТР, 1400 автомашин, уничтожено 118 орудий, 47 минометов, 203 пулемета, 350 повозок, захвачено 38 орудий и минометов, 3 штурмовых орудия, 464 пулемета, взято в плен 464 гитлеровских солдата и офицера{83}. Однако во время непрерывных боев войска армии также понесли значительные потери, устали, и дальнейшее наступление привело бы к полному истощению сил. Учитывая это, а также то, что размер захваченного плацдарма позволял в последующем развернуть наступление крупной группировки войск, в конце дня 8 сентября командующий фронтом приказал армии перейти к обороне.

Захваченный на Нареве плацдарм вынуждал противника постоянно держать значительные резервы для парирования удара. Фашистское командование назвало наревский плацдарм «пистолетом, направленным в сердце Германии»{84}. Поэтому оно решило мощным ударом разгромить войска армии, а остатки сбросить с плацдарма и стабилизировать линию фронта на правом берегу Нарева. 4 октября крупная группировка (около 33,7 тыс. человек, до 400 танков и штурмовых орудий и свыше тысячи орудий и минометов{85}) нанесла внезапный удар в стык 18-го и 105-го корпусов{86}б.

Малочисленные соединения 105-го стрелкового корпуса не выдержали удара превосходивших сил противника и во второй половине 4 октября были оттеснены на близкие подступы к Нареву. Бой шел в 800 м от реки.

Несмотря на большие потери, враг продолжал рваться к Нареву. Только благодаря вводу в сражение 1-го гв. танкового корпуса, 15-й и 44-й гв. стрелковых дивизий, ранее выведенных с плацдарма на левый берег, 1-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады и подвижного отряда заграждения армии, а также ударам 16-й воздушной армии фронта к исходу дня 4 октября наступление противника было приостановлено.

Воины армии проявляли стойкость и упорство, мужественно отражали вражеские атаки. Особенно отличились воины 20-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады. Так, артиллерист 5-й батареи 1184-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка старший сержант Ф. Г. Коньков подбил два танка, на следующий день — еще одну боевую машину. За воинскую отвагу и удержание [76] занимаемой позиции на Нареве Ф. Г. Коньков был удостоен звания Героя Советского Союза. Вместе с ним были удостоены этого звания старший лейтенант К. А. Назаров, старшина В. С. Иванилов и сержант Д. Д. Уланин.

Утром 5 октября после мощной артиллерийской и авиационной подготовки гитлеровцы возобновили наступление, нанеся теперь основной удар по 18-му и 46-му корпусам.

Натиск превосходивших сил врага вынудил соединения 46-го корпуса отойти за Нарев. К 14 часам в его полосе сложилась критическая обстановка. Два полка 108-й дивизии отошли на рубеж 5 км восточнее Цепелина. Полки же 186-й дивизии понесли большие потери, были прижаты к реке и мелкими группами вплавь перебрались на левый берег Нарева. Дивизии были расчленены, и противник вышел к переправе у Гонсерово-Дуже. На правом берегу реки остались лишь два стрелковых и 1065-й истребительно-противотанковый артиллерийский полки, которые удерживали небольшой плацдарм.

Подведя итоги двухдневных боев, военный совет армии обратился к воинам с призывом прочно удерживать занятые позиции. В обращении рассказывалось о героических подвигах защитников плацдарма, объяснялось его значение для решающих боев в будущем. В конце обращения военный совет армии писал: «Родина требует героически биться и самоотверженно уничтожать гитлеровские танки и орудия, истреблять фашистскую пехоту. Враг должен быть измотан и обескровлен в этих боях... Помните о чести боевых знамен. На них наша сталинградская слава. Помните, что наше мужество, стойкость, упорство подготовляют полное торжество над фашистскими ордами»{87}.

Советские воины стойко оборонялись. К исходу 10 октября наступательная сила гитлеровских войск иссякла. Отразив вражеский удар, войска армии сами перешли в наступление. К исходу 26 октября они вышли на рубеж восточнее Покшивница, Цепелин, Зегже, освободив при этом Сероцк и Зегже. Плацдарм был расширен по фронту до 25 и в глубину до 12 км. В последующем с него развернулось наступление к Висле с целью отсечения и уничтожения восточнопрусской группировки противника.

* * *

Успех форсирования Нарева и захват на нем плацдарма обусловливались совокупностью факторов оперативно-тактического и морально-политического значения, главнейшими [77] из которых были такие, как непродолжительная, но тщательная и всесторонняя подготовка к наступательной операции всех соединений, частей, родов войск, их тесное взаимодействие.

Своевременный ввод в сражение 1-го гв. танкового корпуса, не ожидая, пока стрелковые дивизии прорвут главную полосу обороны противника, его смелые, решительные и стремительные действия имели большое значение. Завершив прорыв тактической зоны вражеской обороны, корпус ночью развил успех в глубину, осуществляя маневр на поле боя. Форсирование реки с ходу мотопехотой корпуса вброд, вплавь и на подручных материалах, а танками вброд, не ожидая прибытия табельных переправочных средств, — все это позволило быстро захватить плацдарм. Важно и то, что стрелковые дивизии неотступно шли за танковым корпусом, с ходу громили разрозненные группы врага, не давая ему возможности стабилизировать линию фронта на промежуточных рубежах.

Опыт боев на Нареве показал, что для успешного форсирования реки в оперативной глубине обороны противника командиры и штабы всех степеней должны заблаговременно располагать исчерпывающими данными о характере реки и местности, путях подхода к реке, наличии мостов, бродов и переправ, системе обороны противника на противоположном берегу.

Можно сделать вывод, что залогом успешного форсирования в оперативной глубине является упреждение противника в выходе к реке и занятии обороны на ней. В условиях отсутствия у противника оперативных резервов это достигается быстрым разгромом его противостоящих войск, стремительным наступлением и упреждением их в отходе за реку. Решающая роль в этом принадлежит передовым отрядам.

В период выхода к реке основные тяжелые понтонно-переправочные средства необходимо иметь в резерве армии с таким расчетом, чтобы использовать их для наводки паромов, мостов и переправы через реку тяжелой боевой техники, в первую очередь танков и самоходно-артиллерийских установок, на тех участках, где обозначился наибольший успех.

Устойчивость форсировавших реку передовых отрядов и подразделений первого эшелона на плацдарме в значительной мере зависит от поддержки их артиллерией, и в первую очередь минометами и противотанковыми орудиями. Огонь [78] артиллерии должен дополняться массированными ударами штурмовой и бомбардировочной авиации.

При форсировании и в боях за плацдармы особо важное значение имеет хорошая психологическая подготовка войск, их высокий наступательный порыв, что требует возрастающей роли партийно-политической работы.

Опыт боев за наревский плацдарм показал также, что войска должны находиться всегда в готовности к отражению удара противника. Ни при каких обстоятельствах не следует ослаблять разведку. Относительное затишье ни в коем случае не может служить признаком того, что противник примирился с фактом потери плацдарма и отказался от намерений вернуть его. Необходимо непрерывно укреплять захваченный плацдарм, совершенствовать его в инженерном отношении. Оборона должна быть глубоко эшелонированной, а ее основу должны составлять противотанковые средства, вести ее следует активно, с широким применением маневра силами и средствами. [79]

Дальше