Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Раздел второй.

Сухопутные вооруженные силы

Часть первая.

Военная система

Глава I.

Проблема государственной обороны

Находясь, может быть, на волосок от конфликта{98}, во всяком случае под очевидной угрозой вооруженного столкновения, в котором решится судьба французской нации, невольно задаешь себе такой тревожный вопрос: соответствуют ли обстановке основы военной системы французских сухопутных вооруженных сил? Или, говоря проще, действительно ли обеспечена сейчас оборона Франции? Что в этом можно сомневаться и что такое сомнение явным образом навязчиво преследует умы, видно из множества статей и книг, опубликованных на эту тему. Можно, например, указать на ряд статей-исследований, появившихся в «Revue des Vivants» («Обозрение живых») под таким наводящим на размышление заголовком: «Недомогание и тревоги армии» или на труд подполковника де-Голя, замечательный во многих отношениях, которым этот автор увенчал свою кампанию за профессиональную армию{99}{*25}.

Исследование этой волнующей проблемы очень сложно. Она состоит из весьма разнообразных элементов. С одной стороны, политического характера (внешняя и внутренняя политика), а с другой — чисто военного и в известной мере этнического характера; все они, разумеется, взаимно влияют друг на друга и друг с другом связаны.

Первая часть настоящего второго исследования имеет, главным образом, задачей последовательно рассмотреть различные составные части проблемы, выяснить, в чем они противоречат друг другу и как они друг друга усиливают, чтобы в конце концов попытаться притти к определенному заключению и выяснить те основы, на которых можно строить военную организацию, отвечающую сегодняшним требованиям. [126]

Известно, что при французской военной системе государственная оборона покоится, главным образом, на массе мобилизуемых запасных дивизий. Этот ее основной характер является естественным следствием крайне сильного сокращения армии мирного времени. Современная система совершенно не похожа на ту, которая была приведена в движение в 1914 г. Она имеет совершенно иной характер. Приведение в боевую готовность частей и соединений, формируемых за счет мобилизованных резервов, будучи эшелонировано во времени, растянуто на значительней срок. Во время парламентского обсуждения закона об организации армии военный министр заявил, что лишь около 20 формирующихся дивизий могут быть приведены в боевую готовность в течение максимум 15 дней, а остальные — в разные сроки, от одного до двух месяцев.

Такое эшелонирование, совершенно несомненно, вызвано, главным образом, задержками в выпуске материальной части, предназначенной некоторым из этих частей. Материальная же часть начнет производиться на фабриках и заводах с началом вооруженного конфликта или, что было бы лучше, в предшествующий конфликту период натянутости политических отношений.

Эта задержка необходима также и по другой причине, что и является врожденным изъяном системы. Формируемые дивизии после приведения их в боевое положение обязательно должны иметь время, чтобы сколотить свои части, без чего они не могут появиться на поле сражения.

Ясно, что эшелонирование неизбежно приведет к тому, что мобилизованные силы будут бросаться в бой последовательно, по частям. Этого достаточно, чтобы осудить подобное эшелонирование.

Какова же действующая теперь система?

Задача обеспечения во время мобилизации первого эшелона вооруженных сил целости и неприкосновенности территории (без чего мобилизация подверглась бы серьезной опасности срыва) будет возложена на войска прикрытия, включающие в себя армию мирного времени в количестве 20 дивизий. Таковы ныне действующие законы об организации армии{*26}{100}. [127]

Впрочем, эти 20 дивизий должны обязательно заблаговременно пополниться значительным числом запасных. Они будут опираться на систему укреплений, сейчас заканчиваемую на восточных и северо-восточных границах Франции и, как говорят, дополнительно расширяемую охватом северных границ.

При учете качества личного состава войск мирного времени констатируется тот факт, что, за исключением небольшого процента сверхсрочнослужащих, оставшихся на большие сроки, и военных по профессии, остальной состав действующей армии, армии прикрытия, состоит из так называемых обученных военнообязанных, призываемых на один год согласно действующему закону о воинской повинности.

Однако, вследствие плачевного состояния заведенных порядков, призванные фактически обучаются едва-едва лишь 10 месяцев. В течение большей части года только половина нормального контингента может быть мобилизована, а именно — полуконтингент «старых» солдат (если только можно применять это определение к молодым солдатам, не прошедшим даже полугодичного обучения). Это заставляет пополнять части в значительной степени за счет запасных. Таким образом, основная масса вооруженных сил, которая должна образоваться по мобилизации в порядке уже известного эшелонирования, будет состоять из запасных, тоже прошедших одногодичную, или точнее, 10-месячную военную службу. Такая служба, будучи неспособной дать частям действующей армии людей действительно обученных, тем более неспособна выработать длительные военные рефлексы, которые только и могут из запасных, призванных от своих домашних очагов, сразу же сделать солдат.

Что касается кадров этих сил, то громадный процент офицеров и унтерофицеров из числа запасных (четыре офицера запаса на одного действительной службы) может по большей части после некоторой практики в командовании сделаться превосходным командным составом. Польза же от немедленного их использования стоит под очень большим сомнением.

Большая часть вооружения и технического оснащения этих войск, несомненно, будет заказана промышленности, развернувшей производство с началом конфликта. Это одно потребует для приведения вооруженных сил в полную боевую готовность срока в несколько месяцев. [128]

Такова в существенных частях картина особенностей современной французской военной системы. Она близка к милиционной системе. Но мы сами не признаемся в этом, вследствие чего наши военные учреждения страдают всеми недостатками милиционной системы, не имея ее преимуществ.

Французская военная система дает маломаневренную армию, посредственно обученную, посредственно снабженную кадрами, медленно мобилизующуюся, обреченную вследствие поэшелонной мобилизации на бросание ее в бой по частям, т. е. на грубые нарушения с самого начала высшего закона сосредоточения всех сил.

В последующих главах будет рассмотрено, отвечают ли подобные особенности задачам государственной обороны, которые выпадут на долю французской армии при современной европейской обстановке. Будет сделана попытка осветить некоторые важнейшие понятия военной системы, соответствующей условиям данного момента, и набросаны основные черты реформы, которая должна быть немедленно проведена.

Дальше