Соотношение между различными специальностями авиации и в особенности соотношение между самостоятельной воздушной армией и вспомогательной авиацией
Теперь переходим к вопросу, какую же общую численность надлежит придать французской авиации. Какую часть общей численности должна составлять самостоятельная воздушная армия? Какой процент внутри воздушной армии должны составлять линейная и истребительная авиация?
На все эти вопросы автор поостережется лично от себя дать ответ в виде точных цифр, так как у него нет многих данных для того, чтобы ввести в эти цифры необходимую точность.
Все, что можно сказать, по этому поводу, это то, что является естественным следствием вышеприведенных соображений, а именно, что решающая часть ресурсов, выделенных на авиацию, должна бесспорно пойти на самостоятельную воздушную армию.
Это предпочтение тем менее можно оспаривать, что самостоятельность воздушной армии ни в коей мере не помешает ей принять участие в сухопутных операциях с того момента, когда они начнутся. Это участие выразится в том, что резервная истребительная авиация, быстро сосредоточенная в критической зоне, будет передана в распоряжение главного командования сухопутных армий для сохранения секретности подготовки, развития и использования успеха сражения.
Это участие выразится в том, что линейная авиация непосредственно будет взаимодействовать целиком или частично как в разведывательной работе, так и в нападении на неприятельские силы, на их тылы, на их пути сообщения. Вне этих критических периодов линейная авиация, выполняя самостоятельные операции, окажет также своими наблюдениями ценное содействие выполнению общего плана разведки, составленного главным командованием сухопутных армий.
Таким образом, та часть ресурсов страны, которая будет выделена на воздушную армию, далеко еще не, потеряна для сухопутных операций{84}.
Что же касается соотношения, которое необходимо установить внутри самостоятельной воздушной армии между ее двумя основными родами авиации линейной и истребительной, то несомненно, что линейная авиация как авиация [108] наступления должна значительно превосходить по своей численности истребительную авиацию авиацию обороны.
Автор еще раз напоминает, что он остережется самолично перевести эти общие правила на язык цифр. Он отсылает читателя к тем цифрам, которые ген. Арманго дает в своем, так часто уже нами цитированном труде. Однако, та предполагаемая картина всей совокупности воздушных сил, которая дана в упомянутом труде, вызывает несколько замечаний.
Ген. Арманго предполагает, что для страны, сухопутные вооруженные силы которой будут состоять из 6 армий, в составе 20 армейских корпусов и 6 кавалерийских дивизий, необходимо всего 150 эскадрилий, в том числе 44 эскадрильи вспомогательной авиации, т. е. входящей в штаты сухопутных армий (32 эскадрильи наблюдения и разведки, 12 истребительных эскадрилий) и 106 эскадрилий воздушной армии{85}.
Эта 106 эскадрилий распределяются таким образом:
общий резерв истребительной авиации (ночной и дневной) 20 эскадрилий;
линейная авиация 86 эскадрилий, в том числе 20 составляют общий резерв, предназначенный по преимуществу для передачи в распоряжение главного командования сухопутных армий для выполнения важных разведывательных заданий.
К этим цифрам следует еще добавить эскадрильи связи (из реквизированных самолетов туризма), в общем 100 эскадрилий{86}.
Если рассматривать только основные категории эскадрилий, то мы получим следующую картину.
Вспомогательная авиация: 44 эскадрильи (не включая эскадрилий связи).
Воздушная армия: 86 линейных и 20 истребительных эскадрилий, всего 106 эскадрилий.
Таким образом, ген. Арманго рекомендует следующее соотношение: собственно вспомогательная авиация находится по отношению к самостоятельной воздушной армии в отношении 44 : 106, т. е. в круглых цифрах, как 2 : 5; в воздушной же армии линейная авиация относится к истребительной как 86 : 20, т. е. как 4,5 : 1{87}.
Эта соотношения, повидимому, приемлемы.
Что же касается общей воздушной мощи, которая будет достигнута на основе 86 линейных эскадрилий наступательной воздушной армии, то по этому поводу ген. Арманго пишет следующее: [109]
«Если мы предположим, что дело идет не о стране, взявшей инициативу в объявлении войны, то не эти только 86 бомбардировочных эскадрилий примут участие в действиях с первых же дней войны, но значительно большее число, притом настолько большее, насколько дольше перед объявлением войны продолжалось спешное производство самолетов».
К этому он добавляет:
«Вот именно тогда-то и будет сформирована настоящая воздушная армия, которая откроет враждебные действия...»
Всякий, кто заботится о национальной обороне и ясно видит опасности, которым, несомненно, подвергнется страна в случае, если возможные противники достигнут такого воздушного превосходства, тот не может не присоединиться к этому мнению.
Отсюда совершенно очевидна необходимость притти к следующим заключениям:
надо, не колеблясь, увеличивать в составе воздушных сил процент наступательной авиации, как только в этом наступит необходимость по создавшейся обстановке;
особенно же необходимо иметь устойчивое правительство, которое сумеет быть в курсе подготовки к войне, в курсе технического прогресса, интенсивности производства у противника или у возможных противников, правительство, имеющее достаточно воли и энергии предпринять во-время необходимые контр-меры, чтобы уберечь нацию от двух больших опасностей: от внезапности в виде технического превосходства противника и от внезапности в виде его численного превосходства.