Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава III.

Воздушная армия должна получить надлежащий состав, отвечающий ее природе и тому, что от нее ожидается

Когда говорят, что воздушная армия должна получить надлежащий состав, отвечающий ее природе и тому, что от нее ожидается, как следует понимать это?

Мы уже видели, что авиация в основном является наступательным оружием, в высшей степени приспособленный для атаки, для наступления, и гораздо менее пригодным для обороны. Вот почему лучшая оборона заключается в наступательных действиях, в репрессиях.

Что же именно потребуется от воздушной армии?

С началом военных действий она должна произвести против неприятельской территории ряд операций, в которых будет использована вся ее мощь: атака на жизненные центры территории, разрушение путей сообщения в их наиболее уязвимых точках с целью задержать до максимума мобилизацию и сосредоточение сухопутных сил противника и внести такое расстройство, последствия которого могут быть [88] весьма значительны. Воздушная армия должна разрушить базы, склады и авиазаводы неприятельских воздушных сил.

Но следует думать, что и противник будет действовать таким же образом, а потому весьма возможно, что эти первые операции не приведут к воздушному сражению между главными силами.

Тем не менее возможность такого сражения необходимо предвидеть. Возможно, что та или иная сторона под давлением более или менее нервно настроенного общественного мнения потребует непосредственных действий против неприятельских эскадр. Возможно, что ни правительство, ни высшее командование не сумеют устоять против давления подобного рода. Таким образом, одна из сторон, а может быть и обе, станет искать сражения. Это обстоятельство заставляет предусмотреть такую организацию воздушной армий, которая могла бы обеспечить наибольшие шансы на успех в случае возникновения воздушного сражения.

С другой стороны, как это будет видно далее, будет существовать, вопреки совету ген. Дуэ, и истребительная авиация. Необходимо определить, какой же процент она должна составлять от всей численности воздушных сил.

Самолеты, состоящие на вооружении наступательных соединений и частей воздушной армии, по своей скорости и оборонительным данным должны или победоносно встречать истребительные атаки, или же ускользать от них.

Наконец, нельзя пренебрегать и наземной противовоздушной обороной (DCA{59} = ПВО). Зенитная артиллерия завтрашнего дня, несомненно, будет иметь такие достижения, которые сделают ее огонь более действительным. Использование аэростатов заграждения тоже будет более действительным.

Ночью прожекторы станут сильно стеснять самолеты противника, ослепляя их своими лучами. Следствием этого противодействия средств ПВО будет повышение потолка, бронирование, увеличение скорости.

В конце концов, если рассматривать только те фазы войны, в которых воздушные силы действуют совершенно самостоятельно или против неприятельской территории, или в воздушной борьбе, то станет ясно, что воздушная армия прежде всего должна являться наступательной силой, но в то же время она должна быть способна защищать себя. Она должна быть способна одновременно и атаковать неприятельскую территорию, производя там ужасающие разрушения, и перебрасывать в тыл противника отряды подрывников, [89] а по выполнении ими задачи перевозить их обратно и вести в наиболее благоприятных условиях воздушное сражение, если обстановка к нему принудит. Воздушная армия не должна бояться самой предприимчивой, самой натренированной истребительной авиации. Наконец, она должна выполнять свои задачи, невзирая на зенитную артиллерию и другие средства ПВО, как бы развиты и усовершенствованы они ни были.

Отвлечемся на один момент от задач взаимодействия с сухопутными силами и ограничимся теми требованиями, которые перечислены выше, для вывода заключений о том, какова же должна быть организация воздушной армии.

Очевидно, что основная характерная черта этой армии заключается в том, что она предназначена для наступления. Наступательные воздушные соединения, которые до сих пор обычно назывались бомбардировочной авиацией и которые впредь в этом труде мы будет называть «линейной авиацией»{60}, будут являться решающей составной частью воздушной армии{*23}.

Наступательная часть воздушной армии по количеству должна быть по меньшей мере равна наиболее сильной воздушной армии непосредственных соседей Франция, а по качеству — должна равняться лучшей из них.

Это двойное условие ставит перед нами труднейшие проблемы: политическую, финансовую, производства и устаревания материальной части, подготовки личного состава...

В частности, едва ли кому-нибудь придет в голова идея создания и содержания в мирное время такой мощной воздушной армии, которая понадобится в случае вооруженного столкновения. Это невозможно со всех точек зрения. В самом деле, создание и содержание в мирное время такой мощной воздушной армии, которая нами определена выше, быстро превзошли бы возможности страны. Эта армия должна непрерывно возобновлять свою материальную часть, учитывая чрезвычайно быстрый темп развития авиационной техники. [90]

Таким образом ни с точки зрения количества, ни с точки зрения качества воздушная армия не может быть в мирное время такой, какой она должна быть в военное время.

Между тем, возможно, что война начнется внезапным на падением воздушный сил, — следовательно, уже с самого начала вооруженного конфликта воздушная армия должна действовать вся и с полным напряжением.

Пополнение материальной части воздушной армии мирного времени должно производиться за счет интенсивного производства за несколько месяцев до начала войны. Это производство, само собой разумеется, должно итти в секретном порядке.

Миролюбивые народы, вроде французского, к несчастью, находятся в самом невыгодном положении по отношению к агрессору, который решил начать войну через определенный промежуток времени и будет иметь большое преимущество во времени для развертывания производства.

Значит ли это, что миролюбивые народы осуждены на невыгодное положение с самого начала войны и что это положение чревато смертельно опасными последствиями? Конечно, нет! Однако, очень опасное неравенство может быть избегнуто только тогда, когда правительство дальновидно, благоразумно и достаточно сильно для того, чтобы, заготовив образцы наиболее совершенных типов самолетов и подготовившись к быстрому развертыванию производства военного времени, оно имело смелость и волю развернуть это производство до максимального темпа, не останавливаясь ни перед огромностью расходов, ни перед криками партий и проклятиями пацифистов, ни даже перед представлениями иностранных государств, как только оно получит соответствующие сведения от своей дипломатии и разведки.

При этом условии миролюбивая страна может с уверенностью избежать опасности запоздания, которое, несомненно, повлекло бы за собой гибельные последствия. Словом, достаточно иметь правительство, достойное этого наименования{61}.

Как бы то ни было, но для того, чтобы воздушная армия удовлетворяла перечисленным выше требованиям, необходимо наличие следующих условий.

— Воздушная армия мирного времени должна количественно содержаться на возможно более высоком уровне, дозволяемом средствами страны; она должна быть отлично подготовлена и снабжена достаточно часто обновляемой материальной частью; в ее распоряжении, кроме того, должны [91] в достаточном числе иметься самолеты самых новых образцов для обучения и тренировки экипажей.

— Должен иметься какой-то научно-исследовательский и осведомительный орган, который в вопросах авиации помогал бы стране быть во главе прогресса; этот орган должен состоять из высокоосведомленных техников с предприимчивым и пылким умом, с живыми и бдительным воображением; в его распоряжении должны быть все необходимые технические средства; кредиты ему должны исчисляться и ассигноваться без урезки; он должен получать средства на свои конструкции, на ориентировку в нужном направлении и на поддержание связи с авиационной промышленностью.

— Должен быть составлен план производства с ускоряющимся темпом, готовый к своему осуществлению с того момента, когда международная обстановка, данные разведывательной службы и сознание национального долга вызовут тревогу{62}, с этого момента, будем неустанно повторять это, судьба страны будет зависеть от качества правительства: если оно осведомлено, благоразумно, сильно и сумеет хотеть и действовать, то государство и страна могут с полным доверием смотреть на развертывающуюся драму; но как не ужасаться, если судьба страны в этот критический момент будет в хилых руках, в руках демагогов?{63}

— Должны быть предприняты надлежащие меры по укомплектованию, а затем и по периодической подготовке летного состава, предназначенного для вхождения в состав экипажей боевых частей и специальных служб.

— Должен иметься общий план обеспечения в случае войны мобилизованной воздушной армии аэродромами, базами, складами, парками и т. д.; одни из этих учреждений должны создаваться в мирное время, а другие — в момент напряженности политических отношений; все оборудование территории в воздушном отношении должно учитывать опасность внезапного нападения неприятельской авиации.

— Должен быть разработан план мобилизации воздушной армии военного времени. Эта армия, благодаря принятым мерам (часть из них перечислена выше) будет в состоянии мощно действовать с момента начала конфликта. Ее мощь и наступательный дух будут в эту особенно критическую фразу войны наилучшей защитой своей государственной территории, наиболее верным стражем высокого морального состояния ее населения, а, следовательно, и самых судеб всей войны. [92]

Вот вкратце, в общих чертах набросанные основы насту нательной воздушной армии, которая наверное начнет войну самостоятельными действиями, возобновляемыми затем в периоды затишья сухопутных операций.

Будет ли воздушная армия исключительно наступательной? Конечно, нет, даже если ограничиться лишь рассмотрением чисто воздушных операций.

Хотят, этого или не хотят, но истребительная авиация будет попрежнему необходима. Как будет видно из дальнейшего, она особенно нужна во взаимодействии с сухопутными армиями, но даже и вне этого взаимодействия мыслимо ли оставить жизненные пункты территории без активной обороны от воздушных нападений противника? Моральное состояние населения не выдержало бы такого испытания. Следовательно, нужны истребительные части и соединения для защиты этих центров и в особенности столицы. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что истребительные части создадут полную защиту от воздушной опасности. Но они по крайней мере стеснят неприятельские воздушные операции и лишат их хотя бы части их эффективности.

Особенно же они нужны для сохранения морального состояния нации. Иначе население будет испытывать гнетущее чувство беззащитности. Это — чрезвычайно важный момент, который необходимо особо подчеркнуть.

Нельзя обойтись и без истребительной авиации резерва. Без истребительной авиации больше не мыслятся наступательные сухопутные операции, так как тогда была бы недостижимой скрытность маневра.

Резервная истребительная авиация нужна и для воздушной обороны своей территории. Конечно, работа этой авиации будет трудной и неблагодарной; было бы тщетно уповать, что она может поставить препоны воздушному наступлению крупного масштаба.

Вследствие большого радиуса действия и подвижности наступательных соединений противника истребительная авиация должна рассредоточивать свои средства; следовательно, она едва будет в состоянии сосредоточиться до вступления в бой, а потому нередко будет уступать противнику в численности.

Но линейный самолет завтрашней воздушной армии не будет уже более для истребителя легкой добычей, как вчерашний бомбардировщик. Линейный самолет будет многоместным и мощно вооруженным. Распорядок на нем будет такой, что он будет быстро и хорошо стрелять во всех направлениях и даже сосредоточивать огонь нескольких самолетов [93] в опасном направлений. Нужно предвидеть, кроме того, что он все более и более основательно будет защищаться броней{64}.

Наконец, линейные самолеты будут действовать в боевых порядках, отдельные части которых будут поддерживать друг друга.

Таким образом, задача истребления станет более трудной, а результаты более гадательными и случайными.

Тем не менее истребительная авиация остается попрежнему необходимой. Если даже ей и не всегда удастся напасть на противника, то одно ее существование обяжет наступающие воздушные силы к большой настороженности и осмотрительности, тогда как без нее воздушные нападения были бы более смелы и более успешны.

Нет никакой надобности стремиться ни к численному превосходству, ни даже к равенству в истребительных силах{65}. Пусть лучше истребительная авиация будет менее многочисленной, но зато высокого качества как по своей технике, так еще более по воодушевлению, отваге, даже дерзости и летной виртуозности ее летчиков, чем многочисленной, но без этих качеств.

А между тем, как справедливо замечает ген. Арманго, настоящих летчиков-истребителей мало, и обучение их требует немалого времени.

Эти соображения говорят за численно ограниченную, но высококачественную истребительную авиацию.

В конце концов воздушная армия будет иметь в своем составе: линейную авиацию — авиацию наступления — и истребительную авиацию — авиацию обороны{66}. Первая должна составлять от общего числа самолетов гораздо больший процент, чем вторая.

До сих пор воздушная армия рассматривалась с точки зрения чисто воздушных операций. Однако, говорить об ее организации более конкретно, не рассмотрев ее действия совместно с сухопутными армиями, нельзя. Это было бы забвением того, что одна, сама по себе, воздушная армия призвана играть значительную роль только в начале войны и в перерывы между сухопутными операциями.

Поэтому, прежде чем говорить об организации и численности воздушной армии, затрагивающих к тому же еще более острый и важный вопрос о двойственности или единстве командования, логично и необходимо сначала исследовать в общих чертах, в чем состоит взаимодействие сухопутной и воздушной армий в совместных операциях, которые одни только могут и должны принести победу. [94]

Дальше