Часть вторая
Положительные решения проблемы воздушных сил
Выводы, которыми закончена первая часть настоящего исследования, позволяют выделить несколько основных положений:
необходимо одновременное существование и мощной сухопутной армии и мощной воздушной армии{55}; эти два требования противоречивы, пожалуй, больше с внешней стороны, чем с внутренней; необходимо их разграничить;
воздушные силы должны получить надлежащий состав, в соответствии с тем, что от них ожидается;
вспомогательная авиация, работающая для сухопутной армии, необходима, и без нее современные наземные операции вестись не могут;
истребительная авиация необходима: она нужна как для ведения сухопутных операции, так и для обороны территории против неприятельских воздушных операций;
воздушная армия должна иметь самостоятельность в проведении чисто воздушных операций, но в периоды кризиса на земле она должна полностью или частично подчиняться командованию сухопутных вооруженных сил;
при всякой обстановке необходима постоянная высшая военная власть, командующая совокупностью всех вооруженных сил государства, разрабатывающая и принимающая решения по общему плану операций, по их развитию, по сочетанию действий сухопутной армии с действиями воздушной армии в рамках этого плана и в зависимости от его осуществления.
Это деликатная проблема, поэтому-то ее и надо разрешить еще в мирное время.
Среди разного рода составных частей этой проблемы важное место занимает воздействие самого правительства на ведение [84] войны. Следует решить также, из какого вида вооруженных сил из армии сухопутной, воздушной или морского флота следует выбрать верховного командующего вооруженными силами.
Это вопрос первостепенной важности, потому что он требует предварительного ответа на другой вопрос: какие вооруженные силы сухопутные, воздушные или морские должны оказать наиболее решающее влияние на исход войны?
Прежде чем перейти к рассмотрению перечисленных вопросов, следует сделать следующую оговорку.
На предыдущих страницах особенно много внимания посвящалось вопросу о сухопутной и воздушной армиях. Это ни в каком случае не является недооценкой роли, которая во всей совокупности операций падает на морские вооруженные силы, на морскую армию{56}. Но если действия морских сил очевидным образом влияют на наземные и воздушные операции и если эти действия не мыслятся без участия и содействия авиации, то не менее ясно и то, что операции морских сил гораздо чаще стоят рядом с операциями сухопутных армий и крупных воздушных соединений, чем комбинируются с ними в общем едином действии.
Следует, кроме того, заметить, что по крайней мере в настоящий момент лишь в виде исключения возможны действия мощной воздушной армии в сфере морских сил, в то время как совершенно естественным случаем являются действия этой армии над сушей, т. е. над сферой действий сухопутных армий.
При этих условиях ясно, что в силу самой природы вещей чаще будут сочетаться действия воздушных и сухопутных сил, чем воздушных и морских{57}. Так же, повидимому, нормально и естественно, что проблемы, относящиеся к вопросу создания воздушной армии, прежде всего рассматриваются с точки зрения соотношений между воздушной и сухопутной армиями. Следует напомнить, что сухопутная армия попрежнему окажет решающее влияние на судьбы войны завтрашнего дня.
Морской флот со своей стороны будет располагать собственной авиацией, которая должна оставаться в полном подчинении флоту.
Наконец, когда обстоятельства потребуют и будет необходимо непосредственное сочетание действий сухопутных, воздушных и морских сил, то оно должно будет регулироваться единым командованием, проводящим единый план. [85]