Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Часть вторая

Глава I.

Положительные решения проблемы воздушных сил

Выводы, которыми закончена первая часть настоящего исследования, позволяют выделить несколько основных положений:

— необходимо одновременное существование и мощной сухопутной армии и мощной воздушной армии{55}; эти два требования противоречивы, пожалуй, больше с внешней стороны, чем с внутренней; необходимо их разграничить;

— воздушные силы должны получить надлежащий состав, в соответствии с тем, что от них ожидается;

— вспомогательная авиация, работающая для сухопутной армии, необходима, и без нее современные наземные операции вестись не могут;

— истребительная авиация необходима: она нужна как для ведения сухопутных операции, так и для обороны территории против неприятельских воздушных операций;

— воздушная армия должна иметь самостоятельность в проведении чисто воздушных операций, но в периоды кризиса на земле она должна полностью или частично подчиняться командованию сухопутных вооруженных сил;

— при всякой обстановке необходима постоянная высшая военная власть, командующая совокупностью всех вооруженных сил государства, разрабатывающая и принимающая решения по общему плану операций, по их развитию, по сочетанию действий сухопутной армии с действиями воздушной армии в рамках этого плана и в зависимости от его осуществления.

Это — деликатная проблема, поэтому-то ее и надо разрешить еще в мирное время.

Среди разного рода составных частей этой проблемы важное место занимает воздействие самого правительства на ведение [84] войны. Следует решить также, из какого вида вооруженных сил — из армии сухопутной, воздушной или морского флота — следует выбрать верховного командующего вооруженными силами.

Это — вопрос первостепенной важности, потому что он требует предварительного ответа на другой вопрос: какие вооруженные силы — сухопутные, воздушные или морские — должны оказать наиболее решающее влияние на исход войны?

Прежде чем перейти к рассмотрению перечисленных вопросов, следует сделать следующую оговорку.

На предыдущих страницах особенно много внимания посвящалось вопросу о сухопутной и воздушной армиях. Это ни в каком случае не является недооценкой роли, которая во всей совокупности операций падает на морские вооруженные силы, на морскую армию{56}. Но если действия морских сил очевидным образом влияют на наземные и воздушные операции и если эти действия не мыслятся без участия и содействия авиации, то не менее ясно и то, что операции морских сил гораздо чаще стоят рядом с операциями сухопутных армий и крупных воздушных соединений, чем комбинируются с ними в общем едином действии.

Следует, кроме того, заметить, что — по крайней мере в настоящий момент — лишь в виде исключения возможны действия мощной воздушной армии в сфере морских сил, в то время как совершенно естественным случаем являются действия этой армии над сушей, т. е. над сферой действий сухопутных армий.

При этих условиях ясно, что в силу самой природы вещей чаще будут сочетаться действия воздушных и сухопутных сил, чем воздушных и морских{57}. Так же, повидимому, нормально и естественно, что проблемы, относящиеся к вопросу создания воздушной армии, прежде всего рассматриваются с точки зрения соотношений между воздушной и сухопутной армиями. Следует напомнить, что сухопутная армия попрежнему окажет решающее влияние на судьбы войны завтрашнего дня.

Морской флот со своей стороны будет располагать собственной авиацией, которая должна оставаться в полном подчинении флоту.

Наконец, когда обстоятельства потребуют и будет необходимо непосредственное сочетание действий сухопутных, воздушных и морских сил, то оно должно будет регулироваться единым командованием, проводящим единый план. [85]

Дальше