Примечания
{1} Фатом 6 футов или 1,83 метра. Далее все неметрические единицы, кроме морских миль, заменены метрическими эквивалентами.
{2} Мы оставим в стороне рассуждения автора о социальном происхождении моряков (которые несколько удивительны, особенно учитывая то, что автор неявно пытается отнести это утверждение и к офицерскому составу), отметим лишь, что в флоте Рейха было столько же рьяных приверженцев национал-социализма, сколько и в армии, и в «Люфтваффе». Что же касается «императорского флота» Второй Империи, он никогда не был оплотом свободомыслия и терпимости.
{3} В своих мемуарах Шеер обстоятельно рассказывает, как он выполнил этот замечательный маневр, не имеющий аналогов в истории. Маневр действительно любопытный. Первым поворачивал концевой корабль, а за ним все остальные, которые начинали поворот, как только видели, что задний мателот развернулся. Но сам же Шеер пишет, что «получилось как всегда». Часть кораблей развернулась ранее положенного, он сам на «Фридрих дер Гроссе» почему-то повернул вообще влево. Разумеется, «чтобы контролировать маневры флота». В общем, создается впечатление, что немцы исполнили маневр «спасайся, кто может!». (Прим. пер.)
Флагманским кораблем адмирала Хиппера был линейный крейсер «Лютцов». Одна из многих неточностей, которыми страдает описание Ютландского сражения в интерпретации Тулейи.
Автор скромно забывает упомянуть пошедший на дно линейный крейсер «Лютцов». (Прим. пер.)
Если уж вспоминать о правилах рыцарских времен, победителем считался тот, за кем осталось «поле сражения». Германские дредноуты укрылись в базе, оставив Северное море линкорам Дже-лико и линейным крейсерам Битти.
После боя в распоряжении англичан было 24 невредимых дредноута, не считая двух линейных крейсеров. Шеер мог выставить не более девяти кораблей первой линии.
Немцам сказочно повезло в Ютландском сражении, и они это понимали. «Зейдлиц» и «Мольтке», полузатопленные, едва двигающиеся, потерявшие свой флот, дважды в течение ночи выходили на английские корабли, которые могли шутя отправить на дно
{4} Никаких «ржавых корпусов» на дне Скапа-Флоу не было. Германские дредноуты были подняты Э. Коксом и проданы на металлолом. См. Дж. Найз «Подъем затонувших кораблей», Л., 1979.
{5} На «Ройял Оуке» погибли 24 офицера и 809 матросов. (Прим. пер.).
{6} Название эсминца «Wolverine» переводится как «росомаха» (Прим. пер.).
{7} Название «карманные линкорьр», придуманное каким-то журналистом, было подхвачено Адмиралтейством и использовалось затем для уменьшения квоты немецких линкоров по Лондонскому договору (поскольку эти три корабля «съели» 30000 тонн).
{8} Эти зловещие «инородцы», терроризирующие благопристойный Лондон, наверняка памятны многим по описаниям приключений Шерлока Холмса. А попросту это моряк-индиец. (Прим. пер.).
{9} RRR кодовый сигнал бедствия на случай атаки надводного рейдера. Сигналы ААА и SSS означали вражеский самолет и подводную лодку. (Прим. пер.).
{10} Автор опять несколько преуменьшает потери одной из сторон. Кроме «Глориеса» англичане потеряли крейсер «Эффингем» (из-за навигационной ошибки), крейсер ПВО «Курле», семь миноносцев и 4 подводные лодки; также были потеряны по одному миноносцу и подводной лодке у французов и поляков (итого 18 кораблей). У немцев же потери составили 3 крейсера, 10 эсминцев, 4 подводные лодки, 1 артиллерийское учебное судно и 10 малых судов (итого 17 кораблей и 11 судов).
{11} Выжиматель ветра». В описываемую эпоху всего лишь торговое парусное судно.
{12} Грубая ошибка. Как раз главное отличие «Бисмарка» от «Тирпица» заключалось в том, что он НЕ имел торпедных аппаратов. (Прим. пер.).
{13} На чертежах линкора видна только одна, но на самом деле это 2 катапульты, состыкованные торцами. Они направлены к противоположным бортам. (Прим. пер.)
{14} Интересно, что корабль с таким названием имелся в составе 4 (!) флотов. Дредноут австро-венгерского флота и монитор британского флота в годы Первой Мировой войны, тяжелый крейсер германского флота и легкий крейсер итальянского в годы Второй Мировой войны. (Прим. пер.).
{15} До прелестного исторического анекдота, случившегося на российском Императорском флоте, англичане не докатились. Назначить командиром строящегося эсминца «Капитан Белли» капитана 2 ранга Белли могли только у нас. Не забудем и мичмана Вадима Макарова, служившего на броненосном крейсере «Адмирал Макаров. (Прим. пер.)
{16} Даже на испытаниях «Принц Уэльский» показал только 28,5 узлов. В реальных боевых условиях его скорость не превышала 27узлов.
{17} Переводчик часто становится в тупик, когда нужно передать какую-то специфическую идиому. В английской морской литературе сочетание «Mighty «Hood» стало уже неким штампом вроде «крейсер «Аврора». Но еще более любопытно звучит его разговорный вариант «Mighty 'ood». Любят англичане глотать букву «эйч». (Прим. пер.)
{18} Первая серьезная и трудно объяснимая ошибка Лютъенса в этой операции.
{19} Подобные происшествия с этими четырехорудийными башнями происходили постоянно и существенно снижали эффективность и без того не слишком удачного корабля.
{20} Точнее 928 кг. Это были так называемые «легкие» снаряды, опыт их применения на «Нельсоне» и «Родни» был не слишком удачным, поэтому в дальнейшем от этой концепции отказались.
{21} Редер сам в этом виноват. «Дилетант» Гитлер задал адмиралу ряд возможно несколько «не морских», но очень точных вопросов, на которые Редер не смог внятно ответить.
{22} Черчилль действительно уже 22 июня 1941 заявил о готовности поддержать СССР. Рузвельт сделал это 24 июня. Однако чем-то реальным эти заявления стали только 12 июля, когда был подписано соглашение между правительствами трех стран о совместных действиях против Германии
{23} Описание «восточной кампании» выглядит у автора карикатурой. См. например. Б.Г. Лиддел Гарт «Вторая мировая война». М., 1999.
{24} И вновь «очень сильно, но неточно». Они не читали, а перепечатывали начисто, и не документы по урегулированию отношений, а декларацию об объявлении войны. Согласно полученному им приказу Номура был обязан передать этот документ Хэллу до начала атаки на Перл-Харбор. Однако неизбежные задержки с расшифровкой, переводом и особенно с распечаткой (ввиду особой секретности посол печатал на машинке сам) привели к задержке, вследствие чего нота была вручена уже после начала военных действий.
{25} В сущности Черчилль был прав. Теперь операционная зона немецкого флота оказалась ограниченной Северным морем, Балтийским морем и Арктикой. Британский флот, нехватка эскортных сил которого привела к позорному соглашению с США «базы миноносцы», мог вздохнуть свободнее.
{26} Ошибка. В апреле-октябре 1942 года потери союзников составили 3962000 брт. (брутто-регистровых тонн), а построено в Великобритании, США и Канаде чуть более 4300000 брт.
{27} Бека убрали совсем по другой причине, прежде всего из-за его чрезмерной популярности в армии, что для Гитлера было неприемлемо. А слухи о серьезных разногласиях в германском руководстве по поводу вторжения в Чехословакию преувеличены (вероятнее всего, сознательно, для оправдания немецких старших офицеров). Никакой необходимости привлекать Штауффенбурга к заговору не было, так как он был одним из вдохновителей этого заговора.
{28} Автор преувеличивает. Суммарная толщина бронепалуб «Тирпица» равнялась 150 мм (100 мм и 50 мм). 200 мм бронепалуба была только у одного корабля XX века линкора «Ямато»
{29} Имеется в виду Варшавское восстание. Советские войска не оказали никакой помощи восставшим, и немцам удалось его подавить. Эта операция советских войск выводит нас в сферу следующей мировой войны. (Существует и другая версия этих событий, на которой настаивал, в частности, командующий войсками 1-го Белорусского фронта генерал К. Рокоссовский. По его утверждению, фронт, вышедший к Висле после непрерывного наступления из района восточнее Бобруйска, просто не мог форсировать реку вследствие потерь и перенапряжения коммуникаций. По крайней мере, некая-то доля истины в этой версии имеется).
{30} Разобран в 1954 году.
{31} В той или иной степени этим занимались большинство нацистских руководителей (что явным образом доказывает абсолютную бесперспективность антисемитизма как государственной политики). Более других преуспел в деле спасения друзей-евреев столь нелюбимый автором Геринг, изобретший формулу: «У себя в «Люфтваффе» только я могу судить, кто еврей, а кто не еврей». Другой вопрос, что отдельные акты милосердия со стороны Геринга, Редера, Роммеля и ряда других иерархов Рейха ничем не помогли тем 6000000 евреев, которым не посчастливилось иметь высоких покровителей.
{32} Гейдрих был смертельно ранен чешскими патриотми и умер в начале июня 1942 года, еще до отставки Редера.
{33} Волны, на которых передается сигнал SOS. (Прим. пер.).
{34} К чести американского флота показания в защиту Деница пытался дать и командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Ч. Нимиц, прямо заявивший, что если Дениц достоин наказания за действия немецких подводных лодок, то следует судить и его, Нимица. Действительно, если в действиях американских подводников на Тихом океане и подводников «Кригсмарине» на Атлантике и можно усмотреть какую-то разницу, то она будет не в пользу американских моряков.
Англичане вели самую беспощадную подводную войну на Средиземном море (уничтожение «Океании» и «Нептунии» с несколькими тысячами погибших), советские подводные лодки топили набитые до отказа беженцами суда, покидавшие Восточную Пруссию («Вильгельм Густлоф» держит мрачный рекорд по количеству погибших в ходе одной морской атаки).
Вопрос о корректности Нюрнбергского процесса остается открытым, хотя создается впечатление, что союзники, по крайней мере, пытались соблюдать правила игры. Значительно более серьезные нарушения были допущены на Токийском процессе.
{35} Число зенитных автоматов со временем увеличивалось и к 1945 году достигло восемнадцати.
{36} Во время боя с британскими крейсерами у Ла-Платы 13 декабря 1939 года 150-мм пушки «Адмирала графа Шпее» не смогли добиться ни одного попадания.
{37} Пикантность ситуации заключалась в том, что германские предложения прямо повторяли некоторые речи Клемансо и Ллойд-Джорджа. Во время войны и в ходе Парижской конференции эти политики любили поговорить о будущем Европы, освобожденной от гнета гонки вооружений, вызванной прусским милитаризмом. Собственно, создавая Лигу Наций, лидеры победоносного Запада обещали народам общеевропейское разоружение. В оправдание Клемансо можно заметить, что он, насколько можно судить, собирался выполнять это обещание. Во всяком случае, отказ французского правительства от своих обязательств по ограничению вооружений отставной Клемансо прокомментировал крайне резко. «Тигр Франции» справедливо заметил, что нарушив данное ей слово, Третья Республика собственными руками перечеркнула выгодный для нее Парижский договор и открыла дорогу новой войне.
{38} О классификации «Шарнхорста» и «Гнейзенау» смотри статью: «Крейсерская война в теории морской мощи».
{39} Эксперимент оказался не вполне удачным из-за трудностей с отладкой механизмов экономия оказалась куда меньшей, чем предполагалось. Тем не менее, на следующих германских линкорах давление пара было повышено до 58 атмосфер, а на эсминцах оно достигало 70 атмосфер (котлы Вагенера) или даже 110 (прямоточные котлы Бенсона).
{40} Впоследствии такая система бронирования стала традиционной для линейных кораблей
{41} Максимальная толщина верхней и нижней палуб составляла 30 и 50 мм соответственно, но месторасположение наиболее толстых участков обеих палуб не совпадало.
{42} Если совсем точно, даже один. «Блюхер» на момент начала войны находился в достройке и официально вступил в строй только 20 сентября.
{43} Из этих кораблей авианосец и два крейсера так и не были достроены.
{44} Всего англичане до конца 1940 года потеряли 36 эсминцев, из них 31 в боевой обстановке.
{45} Один в 1940 году (из-за неисправности машин) и три в 1941.
{46} Немецкое Schnellboat быстроходный катер.
{47} Разработана в 1944 году на основе 30-мм авиационной пушки МК-103.
{48} О паромах «Зибель» смотри в статье: ««Кригсмарине» и флот метрополии в 1940 году».
{49} Во избежание путаницы укажем сразу, что речь здесь идет о так называемой естественной классификации. Все классификационные системы в той или иной степени произвольны. Есть, однако, разница в классификации по случайным признакам (разделение минералов на драгоценные, полудрагоценные и поделочные) и по объективным характеристикам, отражающим те или иные особенности изучаемой системы (для тех же минералов относительное содержание в земной коре, характеризующее объективную редкость). Если речь идет о кораблях, случайными, как правило, являются классификации, «исторически сложившиеся», а также предложенные адмиралтействами или международными конференциями. При естественной классификации во главу угла прежде всего ставятся задачи, которые могут быть возложены на данный корабль (неявно предполагается, что эти задачи остаются практически неизменными с течением времени; появление ядерного оружия сделало это предположение неверным и поломало все естественные классификации). Задачи определяют характерные дистанции боя и, следовательно, схему бронирования и скорость. Далее используются относительные характеристики: удельная энерговооруженность отношение мощности энергетической установки к водоизмещению, удельный артиллерийский импульс и т.д. Опыт показывает, что точки, изображающие приведенные характеристики различных кораблей, группируются в соответствующем фазовом пространстве, образуя практически непересекающиеся «облака». Корабли, чьи приведенные характеристики попадают в одно «облако», естественная классификация относит к одному классу. Изменение масштаба аналогичным образом выделяет естественные подклассы. (Эта работа была проведена для лайнеров-трансатлантиков, для броненосных крейсеров и линейных кораблей начала XX века. В целом естественная классификация хорошо согласовывалась с общепринятой, однако, оказалось, что ряд кораблей по своим естественным параметрам попадали в иной класс, нежели тот, к которому их относила традиция.)
Разбиение класса крейсеров на разведывательные, универсальные и тяжелые вытекает из естественной параметризации этих кораблей. Традиционная же схема, которая во главу угла ставит водоизмещение, нередко приводит к недоразумениям. Теоретически (да и практически) универсальный крейсер может быть больше тяжелого! (Американцы в ходе войны ухитрились построить корабль, который сами же назвали «ну очень большим легким крейсером».)
Класс разведывательных крейсеров граничит с лидерами, однако следует иметь в виду, что лидеры, как правило, имеют значительно меньшую удельную дальность хода.
Чрезвычайно сложна ситуация с тяжелыми крейсерами. Прежде всего, как мы увидим в дальнейшем, большая часть кораблей межвоенного периода, отнесенных к этому классу, тяжелыми крейсерами не являлась. Напротив, ряд кораблей, принадлежащих к классу тяжелых крейсеров по естественной классификации, традиционно обозначался как линкоры, линейные крейсера, броненосцы, суперкрейсера.
{50} То есть, «настоящими» тяжелыми крейсерами эпохи тридцатых годов: именно такие корабли определяли бы в межвоенный период «лицо» крейсерскбго флота, не будь Вашингтонских соглашений
{51} «Тот, кто владеет морем, владеет мировой торговлей. А тот, кто владеет мировой торговлей, владеет богатствами земли и ею самой»,- говорил еще во времена Елизаветы I английский придворный, мореплаватель и пират Уолтер Рэли
{52} Показателен пример Франции. Разработав концепцию «второй линии» обороны на устарелых броненосцах, сформулировав доктрину прибрежных торпедных катеров, которые должны были скомпенсировать отставание Франции в линкорах, придумав множество других, в общем-то недурных идей, французское военно-морское ведомство упустило из виду смысл существования флота. В результате страна утратила всяческие военно-морские приоритеты и стала полностью сухопутной державой.
{53} Имеет смысл перечислить все оставшиеся в строю на начало 1942 года английские линкоры: «Кинг Джорж V», «Энсон», «Родни», «Ройял Соверен», «Рэмиллео», «Ривендж», «Резолюшн», «Уорспайт», «Малайя» и «Риноун» (не учтены стоявшие на капремонте). Также в строю были авианосцы «Индомитебл», «Илластриес», «Формидебл», «Игл» и «Гермес». «Фьюриео» небоеспособен. И из этих кораблей некоторая часть должна была действовать в Индийском океане, в метрополии и на Среди земном море.
{54} Следует отметить, что по массе английский снаряд превосходил немецкий в 2 раза, т. е. в 4 раза по разрывному действию. В связи с этим, 22 попадания в «Зейдлиц» примерно эквивалентны 88 попаданиям немецких снарядов. Аргументация А. Больных просто ложна. (Примечания Р. Сидорчука)
{55} А «Блюхер» получил от 70 до 100 снарядов и до 7 торпед этого хватило бы для уничтожения всей эскадры Битти (Примечания Р. Сидорчука)
{56} Опять неверно. Были полузатоплены погреба, затем, после их осушения, стрельба продолжилась. (Примечания Р. Сидорчука)
{57} Но, может быть, дело обстоит не так просто? Прежде всего, Черчилль и Фишер были сторонниками идеи форсирования Дарданелл одним флотом без помощи сухопутной армии. Поэтому за экспедицию Яна Гамильтона и сотню тысяч убитых они должны нести лишь ограниченную ответственность. Далее, прорыв в Мраморное море вовсе не имел в виду стрельбу по Константинополю. Кроме прогерманской «партии войны», возглавляемой Энвер-пашой, в Турции была сильная проанглийская партия мира», к которой временами склонялся султан. Приход «Гебена» в Константинополь резко повысил акции «партии войны» и дал возможность Энвер-паше совершить нечто вроде переворота. Но кампания 1914 года завершилась катастрофическим поражением турок. Сам Энвер-паша бежал с поля боя, оставив два армейских корпуса замерзать в снегу под Саракамышем. Популярности прогерманской партии это не прибавило.
Можно ли с уверенностью утверждать, что прорыв английского флота в Мраморное море и простая демонстрация флага не были бы использована проанглийской группировкой для контрпереворота? Мне представляется, что Черчилль и Фишер имели основание надеяться именно на такое развитие событий: «революционный» выход Турции из войны.
{58} Справедливости ради: если «Куины» создавали работники отдела кораблестроения Адмиралтейства, то и Дарданнельскую операцию также разрабатывал не Черчилль, а клерки с погонами. В случае с 381-мм орудием Черчилль пошел на сознательный риск и выиграл. Тирпиц не пошел на такой же риск и проиграл. В результате «Куины» успели к Ютландскому сражению, а «Бадены» нет. Думается все же, что эту историю «потомок герцога Мальборо» может записать себе в актив.
Отметим в этой связи и некоторые другие заслуги талантливого дилетанта. Как-то: широкое внедрение во флоте нефтяного отопления котлов (решение было сугубо политическим, и он его «продавил»), опережающая мобилизация флота в августе 1914 года, наконец, его вклад в изобретение и внедрение танка. Как написала Л.М. Буджолд: «Я знаю многих трехзвездочных генералов, которые за свою жизнь не сделали и половины
»
Битти был весьма рад, когда Черчилль ушел из Адмиралтейства. Но уже через три месяца, посмотрев на стиль работы Бальфура, он схватился за голову: верните Уинстона!
{59} А при чем тут Черчилль? Теорию разработал Фуллер, адаптировал Лиддел-Гарт, превратил в практику Гудериан. Эймансбергер в эту компанию попал вообще случайно: он анализировал танк как средство изменения баланса Мировой Войны и ничего не говорил ни об отказе от массовых армий, ни даже о глубоком танковом прорыве.
Что касается Англии, то после гибели на Сомме и Пашенделе армий Китченера она исступленно искала обоснование концепции «малой профессиональной армии». Фуллер и Лиддел-Гарт выполнили этот социальный заказ. Черчилль счел, что на этой модели можно вернуть растраченный политический капитал.
{60} Претензия, скорее, к Фишеру, нежели к сэру Уинстону. История с «белыми слонами», однако, много сложнее, чем представляется на первый взгляд. Мы предполагаем вернуться к обсуждению этой темы в одной из последующих книг серии.
{61} Идея, конечно, совершенно бредовая и, вполне вероятно, гибельная. Но по своему идиотизму она не намного превосходит Бакинскую авантюру военного профессионала генерала Вейгана.
{62} А может она не взорвалась из-за недостатка взрывчатки? (Примечания Р. Сидорчука)
{63} Следует отметить, что «Бисмарк» в последнем бою уже не управлялся, т. е. не вел прицельный ответный огонь. Абсолютно неповрежденный корабль вел бы более действенный огонь! (Примечания Р. Сидорчука)
{64} А попадания торпед (8 и более)? (Примечания Р. Сидорчука)
{65} Просто непонятно, откуда господин Больных берет такую информацию. Такое ощущение, что он просто ненавидит (по каким то причинам) Германию, и посему, придумывает или преднамеренно искажает факты. Привожу информацию из исследования г-на Nathan Okun «ARMOR PROTECTION OF THE BATTLESHIP KM «BISMARCK» пробивание брони различных линкоров немецким 380 мм C/34 орудием (HL = Holing Ballistic Limit. (Снаряд пробивает броню, но отскакивает), NL = Navy Ballistic Limit. (Снаряд пробивает броню, но ломается), EL = Effective Ballistic Limit. (Снаряд полностью пробивает броню):
|
HL |
NL |
EL |
SHIP |
EM |
EI |
EI |
KM BISMARCK |
32 |
26.5 |
25.5 |
HMS KING GEORGE V |
|
|
|
-Amidships |
26 |
21.6 |
20.9 |
-Magazines |
24.7 |
19.7 |
19 |
RICHELIEU |
22.4 |
19 |
17 |
VITTORIO VENETO |
20.7 |
16 |
NEVER |
IJN YAMATO |
19.2 |
16.2 |
14.2 |
USS SOUTH DAKOTA |
18.5 |
15 |
NEVER |
Действительно, пояс «Бисмарка» самый слабый. А Больных прав!!! Но, за поясом у «Бисмарка» расположена наклонная 110 мм бронепалуба. Читаем исследование дальше: «Наклонная бронепалуба «Бисмарка» является непробиваемой 38 см снарядом на всех дистанциях, как рассчитывалось.
Подобные вычисления с Английским 14-16 дюймовыми снарядами дают те же результаты. Даже 18,1 дюймовый снаряд «Ямато» должен быть размещен прямо против брони пояса «Бисмарка», только чтобы иметь шанс пробить наклоненную палубу. Немецкие дизайнеры сделали прекрасную работу.
Остальные корабли мира не имеют ничего подобного, т. е. на дистанции ближе 14,2 км «Бисмарк» может уничтожить любой корабль противника, оставаясь неуязвимым. (Примечания Р. Сидорчука)
{66} Система управления огнем «Бисмарка» не уступала любой другой на дистанциях до 25 км. (Примечания Р. Сидорчука)